Экономическую антропологию необходимо рассматривать в качестве научной дисциплины, которая находится на стыке антропологии, социологии и истории экономики.
Предметом изучения данной дисциплины являются следующие аспекты:
Одним из первых ученых, который стал изучать данное направление, был российский экономист Н. И. Зибер. В частности, изучая экономические аспекты становления родоплеменного общества, он делал некоторые попытки теоретических обобщений в данной сфере. Он обращал особое внимание на экономическую деятельность первобытного общества, такую как:
В последующем в первобытном обществе также развился институт обмена, брака, появилась семья и кастовая структура. На основе подобного строения общества Зибер делает вывод о том, что существует универсальная форма построения общества. Она едина для всех примитивных народов.
Рисунок 1. Николай Зибер
Длительное время считалось, что жизнь древних людей была невыносимой так как они регулярно недоедали, у них было много хронических болезней из-за тяжелых условий труда, который был направлен на удовлетворение минимальных потребностей. Однако экономические антропологи пришли к выводу, что на самом деле трудовые условия наших предков были весьма приемлемые, что обеспечивало наличие достаточно большого количества свободного времени, которое расходовалось на отдых, посещение гостей, проведение ритуальных танцев и развлечения. Данный парадокс именуется «парадоксом Салинза».
В последующем развитием данного направления занимался польский учёный Малиновский. Он некоторое время жил среди дикарей, проводил полевые исследования на острове Маилу. За время своих исследований ему удалось собрать бесценный материал об организации примитивных обществ, в том числе много социальной и экономической информации. В частности, он открыл явление «престижной экономики», основой которой является дарообмен, в том числе в различные праздники, ритуальное одаривание друг друга подарками, ритуальный круговой обмен подарками. Учёный просматривал все первобытные общества в качестве примитивных цивилизаций.
Рисунок 2. Б. Малиновский
Другим ученым, длительное время изучающим данное явление, стал антрополог К. Поланьи. Он сформировал ряд идей в своей в работе 1968 года и выделил два основных раздела экономической антропологии:
Если первую подробно рассматривал Малиновский, то вторая представляет собой хозяйство древних обществ, в том числе древневосточных. Особый интерес здесь представляет рынок торговли и труда, который активно изучался учёным.
По его мнению, первобытное общество имело своеобразную экономику, которая, однако, не образовала на тот момент целостную систему, какая имеется в цивилизованном обществе. На тот момент отсутствовали такие категории как:
В эпоху существования дикарей таких понятий не было. В последующем экономическая система была внедрена в социальные отношения, что также способствовало развитию человека и цивилизации в целом.
Полевые исследования данного ученого также подтверждаются американскими антропологами, которые длительное время изучали племенное хозяйство на острове Тау, в Новой Гвинее, на Бали. Организация отношений папуасов в рамках Новой Гвинеи была чрезвычайно сложна, имела родственные и религиозные аспекты, в связи с чем народы на данной территории представляли особый интерес для изучения.
В качестве особого методологического подхода выделилась также так называемая концепция субстантивизма. Согласно данной концепции докапиталистические и капиталистические общества отличались между собой не только количественно, но и качественно. Основным инструментом, который использовался для изучения данных социумов, стала современная экономическая наука, применяющая метод анализа.
Советские антропологи длительное время изучали экономическую социологию с целью изучения возможности развития окраин России до уровня центра. Для этого изучались марксистские теории, вопросы экономической этнографии и этноэкономики. Многие авторы писали на данные темы, говоря о том, что некоторые регионы России имеют недостаточные навыки для развития индустриального труда, территориальной подвижности населения. Некоторые коренные народы достаточно слабо знали русский язык, что обуславливало невозможность их взаимодействия с другими народами и национальностями.
В 80-х годах прошлого столетия советские социологи и этнографы изучали вопросы развития трудовых традиций у многих народов исходя из особенностей их хозяйства. Например, они сравнивали все типы сельскохозяйственных специализаций у народов, которые населяли Забайкалье: русских, бурят и эвенков.
Русские в качестве основной отрасли сельского хозяйства предпочитали земледелие, буряты основывались на скотоводстве, хотя под влиянием русских у них также стало развиваться земледелия. Что касается последней категории, то они до сих пор сочетаются в своей деятельности три отрасли хозяйства: охоту, оленеводство и рыболовство.
Ученые пришли к выводу, что исходя из народностей и их национальных особенностей имеются определенные особенности экономики и труда. Поэтому у многих народов традиционные трудовые отрасли развиваются под воздействием трудовых традиций. Например, в Средней Азии - это ткачество ковров, в Латвии это трикотажное производство, в России - это поделки из дерева и художественное литье, в Дагестане производство из кожи и так далее.
На сегодняшний день учёные пишут о том, что в наличии много кризисных территорий в составе России, которые имеет низкие региональные показатели. Интересным является тот факт, что задачи регионального выравнивания стоят не только перед Россией, но и перед Западной Европой, которая также вынуждена подтягивать отсталые регионы к уровню своего развития. Поэтому экономическая антропология приобретает большое экономическое и прикладное значение.