Художественная антропология возрождает изначальную цепь основополагающих сущностей творческой сферы: автор - персонаж - читатель (со-творец, интерпретатор).
Такая трактовка указанного научного направления как бы возвращает литературоведческое осознание любого предмета к принципам "человековедения", которые были утеряны в принципах социально-культурных и морализаторских учений.
Художественный мир рассматривается наукой как альтернативная действительность, и его анализ непосредственно сводится к определению методов его организации, из которых можно выделить основные:
Особое внимание следует акцентировать на образном укладе художественного текста, в котором все универсальные феномены творческой среду представляют собой единицы антропологии, поддающиеся комплексному анализу. В рассматриваемом направлении исследуются разновидности образов: предметный мир, переживания, мысли, звуковые элементы, зрительное восприятие, осязательные ощущения.
Ключевым предметом художественной антропологии выступает изображенный в искусстве человек и окружающий мир.
Указанные объекты изучаются обществом и позволяют ученым конкретизировать задачи. Не вызывает сомнений, что методология данного научного течения, разработанная на литературных текстах и словесном творчестве, обладает уникальными идеями и применима к другим формам искусства. Ибо любое творческое произведение является производным художественного текста. Наряду с этим, развивающаяся в монографии многих этнографов мысль об экспрессивном начале как феномене антропологии, может помогать правильно и понятно сформировать культурно-философский дискурс в искусствоведении.
Подобные модели в искусстве позволяют использовать герменевтический и структурно-системный способы анализа. В целом, характеристика разновидностей художественных идей полностью соотнесена с необычными воззрениями, смыслами различных гуманитарно-гуманистических направлений в общей антропологии. И все указанные элементы имеют только человеческую природу, поэтому смысловая модернизация культурного произведения - это метод наличия здесь-бытия, вступающего в диалог с принципами индивидуальности.
Проблематика данного раздела непосредственно связана с исследованием воздействия, которое оказывают современные языки искусства на человеческое мышление, на "нелинейные" виды его понимания. Художественная антропология также рассматривает влияние новейших теорий искусства на открытие других зон чувственности человека, оригинальных сфер воображения, улучшенных экспрессивных временных пространств. Нынешнее творчество часто отягощено болью, заботами о пороге нетрадиционных идей в реальном мире.
Таким образом, на сегодняшний день антропологическое и эстетическое измерения искусства находятся в остром противоборстве, столкновении и чрезвычайно редко встречаются в симбиозе. Парадокс заключается в том, что преданность требованиям гуманистического начала, концепциям защиты прав человека побуждает ученых отказываться от меры эстетического принципа, которая недавно считалась непреложной и безусловной.
Стоит отметить, что преимущественно рядовой зритель воспринимает новейшее творчество и актуальное искусство немного негативно. Такое отторжение экспрессивных направлений со стороны общества вызвано, прежде всего, тем, что современная художественная антропология не органична человеческой природой и противоположна его существу, сметая тем самым опыт и накопление предшествующих знаний. В новой лексике искусства присутствует элемент вариативности, случайности, а это полностью разрушает идею непреложности.
Специальное исследование того, как менялось представление общества о гуманистических смыслах в творчестве должно вестись в пределах антропологии искусства.
Антропный принцип в художественной сфере представляет собой комплексное описание человеческой меры как основного критерия оценки выразительных прошлых и современных форм действительности. Осознание данного фактора исторически нестабильно и изменчиво. Каждая эпоха формирует собственный баланс изображения новой творческой выразительности с утвердившимися в определенном обществе традициями и устоями. Для гипотезы искусства эта тема достаточно сложная, так как принятые в любой культуре этические правила, идеи о мере позволительного, объединяемые общим термином "антропного принципа", практически всегда вступают в конфликт с передовыми поисками скульпторов, живописцев и литераторов.
"Мера человеческого" систематически модифицировалась в истории искусства по причине того, что доминирующие этико-социальные нормы оказывали значительное влияние на художественное творчество. Стоит отметить, что это далеко не единственный фактор воздействия. По существу, любой выдающийся художник — человек внутренне волевой, свободный и самодостаточный. Такие люди не транслируют распространенные нормы в собственном творчестве, не показывают уже принятые обществом представления, а создают уникальные идеи.
Задача художника заключается в ведении разведки и поиске новых вещей, интерпретируя тем самым реальные состояния мира в их значении для всего человечества. Именно поэтому каждая творческая личность — неконтролируемый экзистенциалист.
Интегративное наблюдение над таким процессом в художественной антропологии позволяет сделать вывод, что творчество во все времена, без оглядки на установленные правила, выступало в виде проявления новой меры человеческого в развитии культуры. При этом художественные задумки авторов, их яркие образные эквиваленты окружающей действительности вступали в заметные нестыковки, трения и зазоры с ожиданиями общества.
Предлагая универсальную интерпретацию мира, демонстрируя недостатки и уязвимости людей, погружаясь в его подсознания, художественная антропология постепенно "надламывала" такой бесспорный и абсолютный "масштаб" человеческого и предлагала улучшенный антропный критерий.
Социум всегда долго привыкает к любым изменениям в интерпретации привычных и адаптированных норм как художественных, так и общекультурных, будь то современное определение принципа творческой целостности, необычное сопряжение дисгармонического и гармонического, уникальные эксперименты с композицией, или же невероятные световые и цветовые решения для демонстрации эксцентрических предпосылок образа. Известный писатель Анатоль Франс в своих книгах часто писал, что «Искусство освобождает стереотипы, позволяющие простому человеку спать спокойно". В этом выражении схвачена сущность художественной природы, когда любой художник каждое творение начинает фактически с чистого листа и заранее не знает, что из этого получится. В данном аспекте творческая деятельность является непрерывным процессом "самопревышения", способностью выйти за границы дозволенного и уже существующего.