Христианская антропология считается разделом богословия, основной задачей которого является изучение природы и происхождения человека, его метафизического назначения, строения, свободы и бессмертия, типологии и призвания к творчеству как со-творителя Бога в мире.
Правильное понимание христианской антропологии как в целом, так и с анализом отдельных ее проблем, обеспечивает изучение ее основных особенностей.
Христианство считается единственным в мире вероучением, согласно которому не человек будет восходить к Богу, а наоборот. Бог по своей милости нисходит к человеку в воплощении Христа (человека и Бога одновременно).
Именно учение о Христе помогает раскрыть и другие важные вопросы христианского богословия. При этом сама личность Христа рассматривается как основа для построения Церкви, выступая условием жизни духовной для каждого христианина. Быть православным для человека означает постоянно жить с богочеловеком в душе, то есть являться духоносцем и христианоносцем.
Главный принцип христианской антропологии заключается в следующем: в христианстве человек понимается только через Богочеловека (то есть Иисуса Христа, сына Бога). Это объясняет неразрывную связь христианской антропологии с христологией, ее христоцентричность.
Еще одной особенностью христианской антропологии является то, что она тесным образом связана с христианским учением. По этой причине она строится на основании принципа целостности, который заключается в том, что когда целое больше самих частей, последние обретают смысл. Отсюда проистекает и определенная недифференцированность не только всего христианского богословия, но и христианской антропологии в формате самостоятельной области анализа.
Христианская антропология рассматривает христианство как религию откровения. В нем отсутствует опора на привычное дискурсивное мышление о происхождении человека без Божественного участия.
Христианство дало миру совершенно новое представление о человеке. Христианская антропология, таким образом, не опирается на индуктивный, строго логический подход, популярный среди ценителей научного обоснования.
Христианство рассматривается как религия человеческого спасения. Такая идея является центровой в христианском учении. Это объясняет существование антропологии как некой самодостаточной и упорядоченной системы знаний, самым важным для которой является детальный анализ и объяснение всех важных аспектов человеческого бытия. Антропология существует в христианстве в виде инструмента и метода духовного роста, главной целью которого считается очищение и спасение человеческой души (сотериологичность христианской антропологии).
Об интровертности христианской антропологии свидетельствует ее направленность на исследование глубинной структуры человека. Это проявляется в учении о его внутреннем (духовном) мире, согласно которому тленным является только человеческое тело, но не его душа.
Рисунок 1. Иерархическое строение человека
В христианской антропологии закон иерархии будет проявляться не только во взаимоотношениях человека с внешним миром, но и во взаимодействиях его отдельных составляющих (тела, духа и души). Человек создан по иерархическому принципу, то есть, равномерное развитие всех его составляющих не наблюдается даже в процессе физического созревания. Иными словами, путь человека должен заключаться не в максимальном развитии всех присущих ему сил, а в том, чтобы избежать подавления главного в нем второстепенным.
Иерархическое строение человека формирует проблему человеческого творчества, которая представляет реализацию главного в нем. Важным при этом выступает вопрос наибольшей значимости в творческом отношении в отдельной индивидуальности.
Из иерархичности происходят целостность и упорядоченность человеческих существ. При этом наблюдается прямая взаимосвязь внутренней иерархичности человека и его отношения к Богу: ум никогда не подчинится Богу, если тело не захочет покориться душе.
Тема души в христианской антропологии достаточно популярна. В качестве основных ее свойств рассматриваются:
Бессмертием считается вечное существование души и ее приход на Землю в человеческом теле. Смерть тела не означает смерть души.
Разумность и сознательность души будет выражаться в способностях:
Самостоятельность тесно переплетается с духовностью, с отличием от человеческого тела. Согласно свойству самостоятельности, душа представляет особую (отличную от тела) субстанцию. Ее нельзя считать только лишь в виде некоего феномена или их совокупности, представляющей продукт высшей нервной деятельности индивидуума. Самостоятельность выражается, прежде всего, способностью к самосознанию, то есть умением отличить себя от:
Рисунок 2. Православная модель личности
Именно за счет такой способности человеческой души христианство допускает возможность покаяния для человека, поскольку оно базируется на возможности осознания им собственных поступков и их греховной составляющей, согласно заповедям Божественного писания.
Свобода представляет нечто принадлежащее не только душе, но человеку в целом. Она выступает характеристикой не души, а самой личности, которая состоит из тела и души. О свободе в христианской антропологии говорится как о психологической (формальной) и нравственной (духовной).
Психологическая (формальная) свобода выражается в способности направления своей воли и деятельности на определенные предметы, выбора того или иного пути, предпочтения тех или других побуждений к действию.
Душа постигается комплексно как сознательная (сюда же входит и подсознательное), эмоциональная и волевая сферы деятельности человека. При этом указанные сферы взаимосвязаны между собой духовно-нравственными основами.