Под социальными силами антропогенеза понимаются его движущие силы и факторы.
Движущие силы могут быть биологическими, а факторы - социальными:
Чарльз Дарвин полагал, что значительное влияние на развитие человека оказывают именно биологические факторы. В качестве основного среди них он рассматривал естественный отбор, который оказывал влияние на приспособление организма человека к окружающей среде и ее меняющимся условиям, видоизменяя его анатомические и физиологические признаки. В результате указанных изменений, у предков человека стало развиваться прямохождение, появились новые функции конечностей: руки стали приспосабливаться к изготовлению различных предметов, к мелкой моторике.
Позже Фридрих Энгельс стал доказывать приоритетное значение социальных факторов для эволюции человека. А именно он отводил особое значение:
Таким образом, труд выступает в качестве важнейшего эволюционного фактора для человека. Начало любого труда осуществляется с момента изготовления орудий труда, реализуемых с помощью рук. Фридрих Энгельс считал, что именно развитие функции конечностей и трудовой деятельности способствовало становлению человека. Без труда обезьяна никогда бы не стала человеком. Таким образом, по его мнению, основной движущей силой антропогенеза являлся именно труд.
Проблема указанных теорий заключается в том, что многие человекообразные обезьяны могут приспособить какие-либо предметы и орудия для осуществления деятельности, удовлетворения ряда своих потребностей. Однако они не способны создавать эти орудия труда. Животные способны, имея определенные орудия, воздействовать на свою жизнедеятельность, человек же, реализуя сознательный труд, изменяет действительность.
Человек способен влиять на природу масштабно, многообразно и значительно. Вследствие такого влияния у человека развивается ряд морфологических и физиологических изменений, именуемых метаморфозами. Метаморфозы свойственны всем живым организмам.
Представьте, что наши предки жили в лесах, лазали деревьям, а потом постепенно начали спускаться на землю и менять свой образ жизни. Поначалу они ходили на двух ногах, затем у них появился S-образный изгиб позвоночника, что дало упругость всему телу. Видоизменились стопы, которые держали все тело, произошло расширение тазовых костей. Челюсти стали более легкими, чтобы была возможность постоянно держать голову на весу.
Нельзя сказать, что прямохождение отразилось на наших предках целиком и полностью позитивно. В частности, была ограничена свобода передвижения, что не давало преимущества перед хищниками, был срощен крестец с бедром, что несколько затруднило процесс родов. Кроме того, человек имел тяжелый вес, что приводило к наличию у него плоскостопия. Однако благодаря тому, что человек приспособился к осуществлению трудовой деятельности, у него высвободились передние конечности для труда.
Сначала конечности человека были крайне слабо сформированы и способны лишь на воспроизводство самых простых действий. Однако за счёт того, что было развито наследование метаморфоз, данные признаки передавались также нашим потомкам, что привело их к видоизменению. Со временем, наши обезьяноподобные предки смогли высвободить свои руки и использовать самые простые орудия в виде камня или кости для достижения результатов. Однако даже такое видоизменение способствовало заложению высокого уровня мышления, видоизменению поведения, что в последующем привело к совершенствованию орудий труда. Развитие труда приводило к усилению социальных связей в развитии человека и несколько ослабило действие биологических закономерностей в отношении него.
После того, как человек начал развивать труд, начал развиваться и общественный образ жизни. Он стал движущей силой эволюции человека. Когда мы говорим о любых жизненных видоизменениях животных, мы имеем в виду, что они осуществляют свою деятельность рефлекторно и инстинктивно. У человека всё несколько иначе. Видоизменения происходят благодаря естественному отбору, так как наши обезьяноподобные предки, которые не способны были выработать признаки труда, не смогли выжить. K тому же, труд стал одним из определяющих факторов для того, чтобы обезьяны могли жить в обществе, поначалу было создано первое объединение среди обезьян. Они реализовывали групповой труд, что способствовало не только развитию общественных отношений, но и также сплочению членов коллектива, созданию первых семей.
Наши предки коллективно защищались от зверей, охотились, осуществляли воспитание детей, передавали им свои знания и жизненный опыт. Со временем человек научился добывать и сохранять огонь, что способствовало качественному повышению уровня жизни. Затем они стали переходить от растительной пищи к мясной. Мясная пища способствует тому, что человек и его организм насытился необходимыми микроэлементами, поэтому он стал совершенствоваться, разрабатывать новое орудие охоты и рыбалки. А за счёт того, что человек стал употреблять животную пищу, у него укоротился кишечник, начала развиваться жевательная мускулатура. Кроме того, возможность добычи огня и обработка мяса также облегчили жизнь наших предков.
При реализации совместной деятельности наши предки были вынуждены пользоваться определённой системы знаков, жестов и звуков. Первые слова, которые сказал человек, были связаны именно с его трудовой деятельностью. Постепенно гортань видоизменилась, развивались органы ротовой полости, из-за чего человек был способен произносить членораздельные звуки.
Первая сигнальная система человека стала системой восприятия, раздражения органов чувств. Усилились взаимоотношения между членами общества, развивались коллективные связи.
Интересным является тот факт, что речь, мышление, трудовая деятельность и способность работы в коллективе не передается человеку по наследству. Воспитание данных признаков возможно лишь в том случае, когда младенца окружают другие люди, которые могут передать ему имеющиеся знания, воспитать его и заняться его образованием. Когда ребёнок длительное время изолирован от общества с раннего возраста, он не способен вернуться в нормальные условия, приобрести способность к речи, мышление у него достаточно плохо развито или крайне ограничено, он не способен обучиться речи и правилам поведения человека, этикету. Такое случается, когда старшее поколение не способно передать свои знания и свой жизненный опыт детям.