Образование в современной жизни стало одним из ключевых моментов социальной инфраструктуры развитых мировых государств. В период перехода к постиндустриальному обществу в развитиях странах мира процесс образования связывается с потребностями с современным этапом научно-технической революции. Широкое применение робототехники, электроники, биотехнологии, компьютеров кардинально меняет трудового процесса и место человека в производстве, а также трансформирует социальную структуру современного общества, психологию людей и их образ жизни.
Структурные изменения в народном хозяйстве приводят к кардинальным трансформациям профессионально-квалификационного состава самодеятельного населения. Интеллектуальные профессии сейчас становятся массовыми. Высокая квалификация рабочего персонала предполагает овладением профессионально-психологических и общекультурных знаний.
Учитывая международный опыт, научно-технический процесс сейчас движется качеством профессиональной подготовки работников и общеобразовательными знаниями. На фоне данных глобализационных процессов важную роль приобретает наука – социальная антропология, основная сущность которой открывается не только в изучении общества, как у социологии, но и в рассмотрении внутренних духовных и психологических факторов, которые движут деятельность и поведение отдельных индивидов.
Исходя из этого, главной целью статьи является изучение современной социальной антропологии как отдельной научной дисциплины, ее объект, предмет, а также структуру и отличительны особенности.
Социальная антропология (Social anthroppology) – это наука, которая изучает народы мира для того, чтобы выявить особенности их социальной организации. Впервые термин был предложен Дж. Фрезером, а формирование данного направления исследований относится к концу XIX столетия.
Социальная антропология противопоставляется физической антропологии. Основным объектом исследования на протяжении длительного времени были «примитивные общества». Культура при этом рассматривалась как аспект общественной жизни, следовательно, как составная часть науки «социальная антропология».
Социальная антропология получила распространение в Великобритании, в отличие от культурной антропологии, которая сложилась в США. Она не включает в свои исследования археологию и лингвистику.
Существует мнение в соответствии с которым социальная антропология аналогична этнографии по своему содержанию. Однако отличительная особенность заключается в том, что социальная антропология никогда не изучала этнические общности в качестве своего главного объекта. В ряде случаев социальная антропология близка к социологии, которая непрерывно расширяет сферу своих исследований. А это, в свою очередь, приводит к опасности стирания грани между этими науками.
Вопрос о структуре, предмете и месте социальной антропологии в духовном мире общества, как целостного образования, тесно связан с противоречивостью и многомерностью природы человека. Не случайно ведь человек является предметом исследования в широком спектре наук – от культурологии и философии и до кибернетики.
Специфика социальной антропологии – это изучение человека и его относительной автономности. Его свобода воли, ответственность, возможность воздействовать на ход природных событий и есть выражение его автономности. «Автономность» характеризует наличие в человеческой сущности «приподнятость» над внешним природным и социокультурным миром. Относительность данной независимости выражается в наличии у человека многих социальных и природных свойств, которые существенно модифицированы специфическим особенностям той личности, которой они принадлежат. В качестве примера можно привести адаптивность и активность человеческих существ.
Вопрос о соотношении организации и развитии является главным в методологии многих наук – технических, естественных, общественных. Предложение, которое выдвигается социальной антропологией, «понять историю как главный результат самореализации человека» не означает сведения истории только к объективации продуктов духовного мира человека. Парадигма социальной антропологии исходит из философской концепции единства субъективного и объективного в историческом процессе.
Главными философскими основаниями социальной антропологии есть положения о том, что:
В системе современного социологического знания проблемы личности и человека занимают одно из центральных мест. У социологов нет монополии для изучения и интерпретации этих проблем. К человеку обращены не только науки, но и художественная литература, религия, искусство. Философия использует емкое понятие «человек», которое включает его ментальную, биологическую и культурную природу. Философия исследует смысл жизни, сущность личности, общие закономерности его развития как социального и биологического существа, его идеалы, цели, а также пути достижения. Внимание многих философов в последнее время концентрируется на социальной антропологии, которая затрагивает ряд вопросов, общих с социологией.
Социальная антропология не претендует на отражение тотальной целостности человека, она нацелена на открытие своего собственного виденья связи внутреннего духовного мира личности с внешним миром социальных отношений, процессов, институтов.
Познавательная задача социальной антропологии заключается в изучении тех или иных социокультурных и этнокультурных систем, которые определяют поведение и сущность человека. В словаре, который посвящен западной современной социологии, предоставлен следующий термин данной науки:
Социальная антропология – это раздел социологии, главным объектом изучения которого являются традиционные и примитивные системы общества.
Социальная антропология – это отрасль этнографической науки, исследующая социальные отношения и институты в докапиталистических формациях.
Возникновение и развитие социальной антропологии связано с осознанием того, что необходимо создать фундаментальную науку:
Социальная антропология для западных университетов – это уже устоявшееся научное направление, которое имеет теоретическую и практическую ценность. Как самостоятельна наука, социальная антропология стала развиваться в первой половине текущего столетия.
Главными вопросами, которые изучает социальная антропология, являются:
На сегодняшний день в социальной антропологии существует разветвленная система практического и теоретического человекознания, значение которого для будущего так же велико, как и значение фундаментальных природных наук.
Благодаря тому, что проблемы человека выдвигаются в качестве общей для всех современных наук, это коренным образом меняет положение психологии в системе наук. Это связано с тем, что именно психология является орудием связи между многими областями познания человека, а также средством объединения общественных наук и различных систем естествознания в новом синтетическом человекознания, что выражается в науке социальная антропология. Проблемы личности и человека в системе социологического знания занимают одно из ключевых мест.