Религиозная антропология – это одно из направлений культурной антропологии, которое включает в себя социологию религии и психологию религии.
Областью исследования религиозной антропологии являются архаические верования в традиционных обществах, а также новые религиозные движения и новые религии, проблемы соотношения магии, науки и религии.
Религиозная антропология имеет междисциплинарные связи с другими науками и направлениями культурной антропологии:
Религиозная антропология тесно связана со многими направлениями религиоведения, она подробно рассматривает такие вопросы как культура и мышление, измененные состояния сознания, взаимодействие этнопсихологических и конфессиональных аспектов поведенческих стереотипов в культурах мира, взаимоотношение патологии и нормы, а также психотерапевтическую и регулятивную функции религии.
Единой антропологической теории на сегодняшний день не существует, даже не смотря на то, что научное общество очень заинтересовано в изучении религии. Также не выработана общепринятая методология для того, чтобы изучать религиозные верования и ритуалы. Несмотря на то, что в данной области проведено множество исследований, ученым так и не удалось прийти к общему консенсусу, как по поводу определения термина «религия», так и по поводу его содержания. Все попытки дать определение религии, начиная от сформулированного в 1871 году Тайлором определения религии как «верований в духовные существа» и заканчивая сложными определениями Милфорда Спиро. При этом, самым влиятельным определением в истории XX столетия стало определение Клиффорда Гирца.
Определение, которое было дано Клиффордом Гирцом в 1973 году, звучит так: «Религия – это система символов, которая способствует формированию сильных устойчивых мотиваций и настроений у людей, формируя при этом представления об общем порядке бытия и придавая им ореол действительности так, что эти мотивации и настроения кажутся реальными».
Данное определение было подвергнуто критике со стороны специалистов. Причиной этому было то, что оно плохо подходит для проведения полевых исследований, хотя моет принести пользу в теоретических дискуссиях. Основная сложность в нахождении подходящего определения для религии состоит в том, что она представляет собой не конкретную вещь, а теоретическую абстракцию. другие определения религии основаны на противопоставлении понятий «профанное» и «священное», «естественное» и «сверхъестественное». Эти определения оказались более приемлемыми, поскольку позволяли провести четкую грань между «естественным» и «сверхъестественным».
Другой нерешенной проблемой в религиозной антропологии является та роль, которую играет религиозная вера. Если в христианстве ключевая роль принадлежит вере, то в других религиях дело обстоит иначе. Ученые ведут продолжительную дискуссию касаемо того, насколько приемлемы выводы, что неверующие делают относительно других верований. Несмотря на то, что большой процент религиозных социологов и психологов являются приверженцами тех религий, которых они изучают, подавляющее количество религиозных антропологов – это скептики, редукционисты и материалисты.
Несмотря на это, ряд антропологов считает, что понять ту или иную религию по-настоящему можно только «изнутри». Большинство религиозных антропологов, которые изучают новые религиозные движения, сами члены этих движений. В XX столетии антропологи религии стали широко использовать полевые исследования, а также методы включенного наблюдения. Все это привело к тому, что они стали уделять повышенное внимание изучению частных вопросов, а широким обобщениям – значительно меньше. Современные исследования в области религиозной антропологии касаются конкретных верований, а в меньшей степени – абстрактных спекуляций по тем вопросам, что связаны с религией.
Большой вклад в британскую религиозную антропологию на этапе становления зрелой европейской этнологии сделал Эдуард Тайлор. Он был английским этнографом, исследователем первобытной культуры, а также профессором Оксфордского университета. Также Тайлор был одним из основателей эволюционной школы антропологии и этнографии. В своих работах он представлял богатейшие сведения об особенностях жизни различных народов мира, а также изложил теоретические способы и методы исследования предыдущих этапов развития культуры.
Центральным вопросом в трудах Тайлора стала религия в ее становлении от самых простых форм верования и до современных сложных типов религий мира. Главной задачей он считал осмысление развития религии при помощи формирования теоретической концепции, которая была схожа с философией религии. Он постоянно учитывал взаимоотношения древнего человека с окружающим миром, называя данный подход философией человека и природы.
А. Белик, который был одним из популярных российских специалистов по культурной антропологии, ключевая заслуга Тайлора и главное достоинство его работы «Первобытная культура» заключается в описании одушевления как объекта специального анализа, а также в доказательстве существования такой способности человека как как «одушевление неодушевленного».
Еще в XVIII—XIX столетии французские исследователи создали предпосылки для становления и развития религиозной антропологии. В то время шло активное накопление этнографических данных, а также собирался обширный материал о быте и верованиях древних народов. Уже в XVIII столетии предлагались сравнительные описания разных религий мира. Во Франции тогда был издан объемный труд «Религиозные обряды и церемонии всех народов мира».
Эмиль Дюркгейм, который был основателем социологической религиозной концепции, рассматривал большинство проблем функционирования и становления ранних религиозных верований, учитывая при этом психоэмоциональное состояние общности людей. Этот французский социолог критиковал Тайлора из-за его положения о возникновении религии в результате ошибки и пустой фантазии. Эмиль Дюркгейм считал, что религия является социальным фактом и полноправный общественный феномен, который оказывает воздействие на общество и на каждого индивида в частности.
К концу XIX столетия принято относить возникновение религиозной антропологии в США. Она сформировалась в контексте образовательной и научной деятельности «исторической школы» Франса Боаса. Религиозная антропология в США действовала не самостоятельно, а в качестве критики эволюционизма в рамках европейской традиции.
Предпосылками к формированию и развитию американской религиозной антропологической мысли были связи с европейской интеллектуальной средой, а также наличие племенных индейцев на территории Северной Америки. Это исключало необходимость поездок на дальние расстояния и способствовало проведению полевых исследований.
Основными методологическими принципами антропологической исторической школы было тщательное описание каждого аспекта культуры каждого племени, а также недоверие к обобщениям теории. Характерными чертами исследовательской деятельности были внимание к психологии, эмпиризм, изучение религиозного опыта. Американские религиозные антропологи изучали религию в контексте повседневности, а также отмечали творческий характер ее развития. Также истоки обычаев они выявляли в бессознательном, кроме того антропологи в этом контексте уделяли повышенное внимание браку и семейным отношениям, поскольку отношение к религии и развитие психических черт, прежде всего, реализуются в семье. Анализируя аспекты первобытной религиозной антропологии, на первый план выходит постановка вопроса о минимизации религии и формировании новых ее определений, а не ее происхождения.
Вклад в отечественную религиозную антропологию внесли такие исследователи, как В. Г. Богораз (1865-1936), С. М. Широкогоров (1887-1939), Н. Н. Миклухо-Маклай (1846—1888). Среди отечественных антропологов ключевая роль принадлежит религиоведу и этнографу Сергею Александровичу Токареву. Он разработал концепцию морфологической классификации религии, а также применил этнографический метод при изучении религии. Он опирался в своих работах на историко-этнографический материал, который в будущем систематизировал в своей работе «Ранние формы религии».