Психолого-педагогическая антропология – философское течение в сфере образования, появившееся в эпоху античности и развивающееся в наши дни.
Однако положение данного направления в концепции социального знания в разные исторические периоды времени было неодинаковым.
До конца XVII столетия педагогика была частью философии и с самого начала обладала антропологической направленностью, так как человек с его личностными и сущностно-родовыми характеристиками непременно находился в центре научно-философских поисков. И только в работах Я.А. Коменского это учение выделилось в самостоятельную научную дисциплину с уникальным понятийным аппаратом и понятием.
Следует отметить, что психолого-педагогико-антропологическое течение развивалось в основном либо философами, либо педагогами, которые тяготели к необычным философским изысканиям. В их в обязательном порядке следует назвать Д. Локка, Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Ф. Гербарта, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и Ф. В. Дистервега.
Психолого-педагогическая антропология изучает саму сущность человека и закономерности его полноценного развития. Указанное направление представляет собой учение о становлении и формировании субъективной действительности общества или теорию онтогенетического образования индивидуума.
Таким образом, психолого-педагогическая антропология выстраивает собственное учение в опоре на идеи о человеческой сущности, о его уникальности, исходит из вероятности безграничного совершенствования при благоприятных социальных и общественных условиях.
В русском образовательном представлении второй половины XIX – начала XX столетий психолого-педагогическая антропология как уникальное теоретическое течение была уже вполне отрефлектированым. С учетом воздействия К. Д. Ушинского на становление отечественной педагогической практики и теории такое положение представляется совершенным и естественным.
После революции устоявшиеся психолого-педагогико-антропологические ориентиры в науке были в значительной степени утрачены до принятия в 1961 г. комплексной программы стремительного строительства коммунизма.
До этого периода «классово-пролетарский метод», система «единой трудовой школы», которая «необходима пролетарской стране», практически не допускали возможность полноценного внедрения психолого-педагогической антропологии в интеллектуальную деятельность российской системы образования.
Одной из основных установок указанной программы стало создание всесторонне развитой, гармоничной личности. Такая установка, улучшив принципы советского человековедения, по-новому активизировала разработки в сфере педагогической теории.
Для этого понадобилось время, чтобы были созданы и внедрены в практику педагогические гуманистические концепции в технологии типа:
Надобность разработки современной психолого-педагогической антропологии была осознана давно, однако в доперестроечный период для реализации этого направления на практике существовало множество препятствий. В сфере философов-марксистов распространялось мнение, что никакой другой антропологии, кроме исторической, не требуется. В таких условиях вопрос о психолого-педагогической антропологии даже не поднимался.
В перестроечный время ситуация в отечественной образовательной концепции тоже была вполне неоднозначной. С одной стороны, как и иные социальные университеты, педагогическая система переживала серьезный кризис, в значительной степени была подорвана ее технически-материальная, финансовая база. С другой –разнообразные и многочисленные инновации в ее становлении, внедрение коммерческих факторов последнего, возникновение огромного количества разработок по проблемам гуманитаризации образования, его индивидуализации создали вполне благоприятную ситуацию для возрождения на новой базе психолого-педагогической антропологии.
Главная идея, которая лежит в основе современной психолого-педагогической антропологии, заключается в том, что образовательный процесс желательно строить в соответствии с устоявшимися на данный момент идеями о человеческой природе, о возрастных уровнях личностного становления, о формах и путях социализации каждого индивида.
Психолого-педагогическая антропология является целостным учением о человеке, его становлении в онтогенезе и развитии в образовании. Данная методика конструирует сформированный психологический образ человека, детально описывает его онтологию и внутренний мир, воспроизводит психологию индивидуального пути индивидуума от рождения и до последних дней жизни, представляя тем самым психологические закономерности совершенствования фундаментальных человеческих способностей.
В самом общем виде возможно выделить три основных круга задач, которые стоят перед психолого-педагогической антропологией:
Психолого-педагогическая антропология совершенствуется человеком как важная часть антропологии высшего образования. Целостная гипотеза включает онтологию становления субъективной действительности в онтогенезе, технологии периодизации развития, механизмы улучшения способностей человека на основных ступенях образования. Современные педагогика и психология должны становиться в истинном смысле человеко-ориентированными, антропными науками, которые способны целенаправленно выстраивать практики реального выращивания собственно человеческого в индивидууме.
Особого рода функция психолого-педагогического знания заключается в моделировании образа человека, в определении путей и способов реализации индивидом собственной человеческой сущности. Именно в этом заключается главное назначение психологии, включенной в область образования.
Ключевым объектом психолого-педагогической антропологии являются взаимоотношения человек—человек, а предметом — ребенок.
Для этого научного течения «человек» — одно из центральных понятий, следовательно, важно иметь максимально правильное представление об индивидууме, так как это предоставит объективные положения о соответствующем воспитании.
Психолого- педагогическая антропология исследует человека в виде объекта и субъекта образовательного воздействия. Она ставит своей задачей установить попытки и возможности отграничения основных человеческих качеств, которые появляются в итоге специфически педагогического взаимодействия.
Человек выступает предметом исследования многих наук в течение ни одного десятка столетий. Накопленная о нем за это время информация - колоссальна, однако она не способна приводить к единой концепции индивидуума.
И все же человеческий образ, объемность и глубина представления о нем век от века модернизируются.
Современные идеи о человеке:
В результате, можно утверждать, что человек представляет собой понятие, означающее биосоциальное разумное существо, которое подчиняется биологическим правилам и законом развития общества.
Понятие индивид возможно приравнять к определению человека. Создание концепции человеческой индивидуальности считается одним из значимых достижений современной психолого-педагогической антропологии. Понятие индивид более широко применяется для наименования отдельного человека, начиная с древних времен и вплоть до настоящего времени.