Под проблемой антропогенеза понимают проблему происхождения человека.
Данная проблема формировалась в течение длительного времени и имела обоснование за счёт того, что на сегодняшний день ученым достоверно неизвестно, как возник человек, а философия не дает однозначного ответа на этот вопрос, как и другие более точные науки.
Долгое время примерно до XVII века господствовало представление о том, что человек был создан Богом. Для верующих людей данная концепция остается неоспоримой и по сей день. Однако со временем ученые осознали, что происхождение человека может иметь не только какой-то божественный смысл, но и вполне естественное обоснование, а именно за счёт направленной эволюции.
Тем не менее, многие ученые полагали, что жизнь на землю была занесена извне, в связи с тем, что человек имеет какую-то определенную задачу во Вселенной, за счёт деятельности высших сил. Учёных, которые поддерживают мнение о том, что человек играет определенную роль в развитии Вселенной, называется космистами. Они полагают, что:
Данный принцип еще называется космическим, он предполагает также, что у Вселенной имеются определенные наблюдатели, а именно Бог, который следит за ее развитием.
Эволюционная концепция была впервые сформировано Чарльзом Дарвином, однако также ее последователи имелись и в других сферах. Многие ученые предполагали следующее:
Если теория Дарвина сводилась к генной и культурной эволюции, другие ученые более широко рассматривают естественнонаучные факторы, определяя механизмы социального взаимодействия людей и влияние социальных факторов на развитие человека.
Космологическая теория противоречила изначально эволюционному процессу, однако на сегодняшний день она имеет место быть. Кроме того, с точки зрения данной теории невозможно объяснить, почему человек, которого в младенческом возрасте оставили животным, который вырос в животной стае, неизменно деградирует, а чем выше интеллектуальное окружение человека, тем более биологически развитым оказывается он в силу более благоприятной окружающей среды. На наш взгляд, данную позицию возможно объяснить только теорией эволюции.
Трудовая теория антропогенеза заложена в марксистском варианте. Она характеризует взаимоотношения человека в обществе, формирование условий для труда, а также создание человеком орудий труда, огня. Эволюция здесь не рассматривается в качестве определяющего фактора. По мнению марксистов, человек развит в силу того, что у него сформировались специфические качества человека, а именно творчество, речь и сознание. Важное влияние на развитие данных качество оказывает труд человека, который, согласно крылатой фразе, «сделал из обезьяны человека». Трудовая деятельность демонстрирует значительные преимущества при объяснении вопроса о происхождения человека, однако на сегодняшний день остаётся открытым вопрос, почему только один конкретный вид приматов стал заниматься трудовой деятельностью, приспосабливается к природе, за счёт чего у него стал изменяться мозг, и какой конкретно биологический толчок они получили для своего собственного развития.
Рисунок 1. Трудовая теория антропогенеза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Трудности трактовки данных понятий привели к тому, что многие учёные на сегодняшний день обращаются к теории о том, что цивилизация, человеческий разум была принесена нашу планету извне. То есть предками человека являются неземные существа, которые имели разум. Например, Н.П. Бехтерева, знаменитый учёный в сфере изучения человеческого мозга, полагала, что объяснить сверхспособности мозга человека возможно только, если допустить мысль о том, что разум был занесено нашу планету извне. При этом она допускает, что во Вселенной должна существовать другая планета, где предъявляют более высокие требования к разуму человека.
Таким образом, вопрос изучения происхождения человека не на сегодняшний день является загадкой природы. Единого мнения в данной сфере до сих пор не установилось. Однако данный вопрос по-прежнему является интересен для всех ученых, которые желают пролить свет на данный вопрос. Особенно изучение данного вопроса интересно в силу того, что никаких памятников истории того времени не сохранилось. Поэтому нам остаётся исследовать останки древних людей, делать обобщающие выводы, искать захоронение людей, их орудия труда, внимательно их изучать.
Изучение данных вопросов будет способствовать разрешению имеющихся на сегодняшний день проблем антропогенеза в исследовательской сфере. Особую актуальность в данном вопросе приобретают взаимодействие философии и антропологии, которое способно обобщить все имеющиеся знания в данной сфере.
Например, многие ученые считают, что человек эволюционировал длительное время, а эволюция длилась нелинейным способом, человек прошёл много стадий, прежде чем прийти к современному виду. Возможно, человек прошёл много ступеней эволюции, является результатом развития лишь какой-нибудь одной ветки человекоподобных обезьян, которые сумели приспособиться к окружающей среде.
Современная философия также наряду с естественными факторами происхождения человека рассматривает его психологическую природу. В данной сфере обобщаются все возможные сведения о взаимодействии людей друг с другом, а также изучение мышления людей на различных стадиях развития. Человек выступает в качестве наиболее сложного объекта исследования для философии, так как здесь существует слишком много вариантов относительно его происхождения и развития.
Таким образом, происхождение человека от обезьян определяется его внешним сходством с ними, сходством иммунитета, генетической структуры, а также находками археологов, которые подтверждают данные теории. В качестве нерешенных проблем антропологии можно назвать причину утраты людьми шерсти, хотя даже в тропиках у обезьян сохраняется шерстяной покров. Не менее интересно вопросы ученых является, почему у человека сохраняется шапка волос на голове, особенности формирования подбородка и носа человека, почему человек является всеядным и каким образом и за сколько времени эволюционировал. Пока что данные вопросы остаются для нас тайной.