Антропологией изучается человек как биологический вид. Педагогической антропологией изучается человек, формирующийся в образовательном и социальном процессе.
В качестве предмета исследования педагогической антропологии выступает человек в его формировании в процессе социализации и воспитательной деятельности, средства, уровни этого формирования, источники самодвижения и развития, рассматриваемые сквозь призму педагогического целеполагания, то есть научных обоснований целей педагогического процесса.
Человеческий индивид является не только частью природной среды, но и высшим продуктом ее развития, особым природным существом, носителем биологических и социальных форм движущейся материи. Он выступает как творец окружающего мира. Человеку свойственно осознанно и целенаправленно изменять среду, и в ходе ее преобразования изменяться самому. Человек представляется деятельным природным существом, обладает огромной жизненной силой, заложенной в нем задатками и способностями.
Современное видение человека:
Человеческий индивид является биосоциальным разумным существом. В качестве живого существа он находится под влиянием биологических законов, а в качестве социального существа живет по общественным законам. Можно утверждать, что определения человек и индивид тождественны. Существенных достижений достигла отечественная педагогическая антропология в разработке концепции человеческой индивидуальности. Под индивидом понимается отдельный человек, начиная с античных представлений и по настоящий момент.
Личность близка к определению вида, но не тождественна.
Поскольку концепция личности подразумевает только социальные отношения и социальную деятельность. А индивидуальностью человека являются черты в совокупности, которые делают его неповторимым, уникальным, непохожим на других людей. Интеллектуальная, эмоциональная, волевая сферы отличаются проявлением индивидуальных качеств и свойств человека. Прослеживается тесная связь педагогической антропологии с проблематикой становления человека в качестве личности, индивидуальности, индивида.
По своей сущности человек является животным, телесным существом, жизнедеятельность его основывается на материальном производстве, осуществляющемся в структуре общественных взаимоотношений; это сознательный, целенаправленный процесс, преобразующий воздействие на мир и на человека с целью обеспечить его существование, развитие, функционирование.
Человеку свойственно многообразие свойств. Более того, он является многосторонним, многомерным, сложно организованным существом. Человеку свойственны органические потребности: он должен питаться, отдыхать, находиться в комфортных температурных условиях. Психологическое самочувствие человека зависит от природных проявлений, например, воздействие на настроение солнечных, холодных или пасмурных дней. Атмосферное явление способно влиять на настроение, работоспособность человека. Человек метеозависим, потому что строение его организма, функционирование продолжает эволюционный ряд; человек сходен с высшими приматами. В то же время он качественно отличается от других существ.
Человеческие потребности культурно обусловлены, в отличие от животных. Принципиальным отличием человека является свободное отношение к переживанию органических потребностей. При помощи волевых качеств человек блокирует чувство голода, жажды, преодолевает страх и боль, если это требуется для достижения значимой цели.
Человек настолько многообразный, что разные научные области открывают в нем абсолютно противоположные человеческие качества, и занимаются их исследованием. Человека изучают многие науки на протяжении многих веков цивилизационного развития. Для экономической науки он рациональное и мыслящее существо, а для педагогической науки - иррациональное. Для истории он автор и субъект событий и свершений, а для психологической науки - объект заботы, поддержки, помощи.
Социология изучает его инвариантное поведение, а для генетической науки он является запрограммированным существом, неким кодом, строго определенным набором знаков и символов. В кибернетике он робот, в химии - набор химических соединений. Человек все же является общественным существом, живет с такими же существами, с которыми его связывают связи и отношения, имеет свою собственную позицию и общественный статус, занимает определенное социальное положение. Совместная жизнедеятельность проявляется интегральными качествами человека.
Следовательно, человеческий индивид является элементом различных систем, живет жизнью этих систем. Является частью как биологической, физической, так и социальной системы.
При системно-историческом изучении человека открывается его новое видение в разных структурах, исследуется его роль в эволюции различных систем.
В педагогической антропологии содержатся фундаментальные определения сущности человека, она как единая область педагогических знаний и одновременно философская наука. Воспитательный процесс характеризуется как биологическая интерпретация склонностей, способностей и потребностей человека.