Антрополингвистика (или лингвистическая антропология) представляет собой специальный раздел лингвистики, ориентированный на изучение эволюции человеческого мышления. Основанием для этого изучения выступает отражение антрополингвистики в соответствующей эволюции языка (первоочередно, - его лексики).
Основной направленностью лингвистической антропологии является изучение истории изменения языков, взаимосвязи культуры и языка, а также особенности его воздействия на социальную сферу общества. Лингвистическая антропология объединяет в себе следующие подходы:
Основной задачей антрополингвистов являются поиски связи между языком людей как средством культурного общения и некоторыми другими аспектами их культуры. Другие объекты изучения включили в себя неформальные и формальные разновидности языка, а также формы обращений.
Особое место в лингвистической антропологии отводится исследованиям структуры тех языков, которые не имеют письменного выражения. Такое направление, как антрополингвистика, возникает как результат проводимых исследований коренного населения Северной Америки.
Исходным положением лингвистической антропологии выступает отражение практически всех исторических изменений (в развитии культуры, человеческом сознании, повышении уровня знаний) в лексической системе языка.
История формирования лингвистической антропологии (как и любой другой области научного знания) базируется на нескольких основных этапах развития, включая донаучный и научный. Исследование эволюции старых областей знания включает три основных этапа:
Сопоставление синхронных срезов терминологий, выступающих средством оформления соответствующих понятийных систем, соотнесенных с разными хронологическими эпохами, позволяет определять:
Это может стать прочной основой для науковедческих исследований, ориентированных на установление причин и условий для стремительного развития научной мысли. При этом создаются условия для реконструкции исторических состояний и тенденций развития культуры.
Это, в свою очередь, объясняет непосредственную связь лингвистической антропологии с такими важными для общества науками, как:
Возникновение антрополингвистики сопровождалось провозглашением ее в «Белостокском манифесте» в 2004 г., который подписали терминоведы Великобритании, Германии, России, Польши в Белостоке.
В 2005 г. издается первый учебник по лингвистической антропологии - «Основы антрополингвистики». Тогда же была защищена первая научная диссертация по этой тематике.
К основным постулатам лингвистической антропологии относятся следующие:
Одной из наиболее влиятельных фигур в лингвистической антропологии считается антрополингвист Эдвард Сепир, в своих исследованиях стимулировавший общий интерес к динамическому подходу к личности.
Сепир подчеркивал важность каждой отдельной личности, его не удовлетворяли культурологические подходы, рассматривающие индивида как пассивного носителя культуры. Он развивает подход, который в дальнейшем подхватывают его последователи. В число этих последователей входил Бенджамин Уорф, сформулировавший общую теоретическую позицию, ставшую известной как гипотеза Сепира Уорфа, противостоящая эволюционистским теориям развития мышления и языка.
В этой концепции постулировалось следующее: культурно когнитивная система так называемых «продвинутых обществ» не обязательно должна быть концептуально более сложной, сравнительно с культурно когнитивной системой «примитивных групп». Некоторые придерживающиеся такой позиции антрополингвисты полагали, что язык детерминирует очень многие культурные аспекты, а потому и содержание мышления.
Многие современные антропологи полагают, что данная концепция не имеет строгой научной базы. Наряду с тем, они продолжают поддерживать идею достаточно сильного влияния языка на процесс мышления.