Лингвистическая антропология


Лингвистическая антропология

Определение 1

Антрополингвистика (или лингвистическая антропология) представляет собой специальный раздел лингвистики, ориентированный на изучение эволюции человеческого мышления. Основанием для этого изучения выступает отражение антрополингвистики в соответствующей эволюции языка (первоочередно, - его лексики).

Направленность лингвистической антропологии

Основной направленностью лингвистической антропологии является изучение истории изменения языков, взаимосвязи культуры и языка, а также особенности его воздействия на социальную сферу общества. Лингвистическая антропология объединяет в себе следующие подходы:

  • лингвистический;
  • культурологический;
  • этнографический.

Основной задачей антрополингвистов являются поиски связи между языком людей как средством культурного общения и некоторыми другими аспектами их культуры. Другие объекты изучения включили в себя неформальные и формальные разновидности языка, а также формы обращений.

Особое место в лингвистической антропологии отводится исследованиям структуры тех языков, которые не имеют письменного выражения. Такое направление, как антрополингвистика, возникает как результат проводимых исследований коренного населения Северной Америки.

Замечание 1

Исходным положением лингвистической антропологии выступает отражение практически всех исторических изменений (в развитии культуры, человеческом сознании, повышении уровня знаний) в лексической системе языка.

История возникновения лингвистической антропологии

История формирования лингвистической антропологии (как и любой другой области научного знания) базируется на нескольких основных этапах развития, включая донаучный и научный. Исследование эволюции старых областей знания включает три основных этапа:

  • донаучный (период использования людей в своем мышлении простых представлений и отсутствия каких-либо специальных терминов для словесного выражения этого);
  • протонаучный (ранний этап, также называемый примитивно-научным), характеризуется наличием в обществе специальными представлениями, наименования которых представляют прототермины;
  • научный этап (оперирование специальными терминами и понятиями).

Сопоставление синхронных срезов терминологий, выступающих средством оформления соответствующих понятийных систем, соотнесенных с разными хронологическими эпохами, позволяет определять:

  • скорость развития отдельно рассматриваемого концептуального фрагмента картины мира;
  • его качественные и количественные изменении;
  • стадии специализации отдельных научных дисциплин.

Это может стать прочной основой для науковедческих исследований, ориентированных на установление причин и условий для стремительного развития научной мысли. При этом создаются условия для реконструкции исторических состояний и тенденций развития культуры.

Это, в свою очередь, объясняет непосредственную связь лингвистической антропологии с такими важными для общества науками, как:

  • антропология;
  • эпистемология;
  • науковедение;
  • возрастная психология;
  • социальная психология;
  • лингвокультурология;
  • этнолингвистика.
Замечание 2

Возникновение антрополингвистики сопровождалось провозглашением ее в «Белостокском манифесте» в 2004 г., который подписали терминоведы Великобритании, Германии, России, Польши в Белостоке.

В 2005 г. издается первый учебник по лингвистической антропологии - «Основы антрополингвистики». Тогда же была защищена первая научная диссертация по этой тематике.

Основные постулаты лингвистической антропологии

К основным постулатам лингвистической антропологии относятся следующие:

  1. Развитие знаний в данной области сопровождается их постоянной специализацией, которую отражает количественное повышение их уровня и особенности лексики.
  2. Объективность существования аналогии филогенеза (исторического развития видов) и онтогенеза (особенностей индивидуального развития организма) в эволюции представителя социума, известной в качестве биогенетического закона Геккеля.
  3. Существующая в психологии информация об умственном развитии детей, отражаемом в повышении объема словаря, позволила антрополингвистам сделать выводы об аналогии ранних этапов развития лексической картины мира у детей и в целом у всего человечества. Главные черты начального этапа мышления (наивность) у человечества в целом и у детей совпадают. Это выражается в расплывчатости и синкретизме значения слов, отсутствии строгих научных классификаций, уточнении и перераспределении значений в процессе освоения новой лексики.

Лингвистическая антропология Э. Сепира

Одной из наиболее влиятельных фигур в лингвистической антропологии считается антрополингвист Эдвард Сепир, в своих исследованиях стимулировавший общий интерес к динамическому подходу к личности.

Сепир подчеркивал важность каждой отдельной личности, его не удовлетворяли культурологические подходы, рассматривающие индивида как пассивного носителя культуры. Он развивает подход, который в дальнейшем подхватывают его последователи. В число этих последователей входил Бенджамин Уорф, сформулировавший общую теоретическую позицию, ставшую известной как гипотеза Сепира Уорфа, противостоящая эволюционистским теориям развития мышления и языка.

В этой концепции постулировалось следующее: культурно когнитивная система так называемых «продвинутых обществ» не обязательно должна быть концептуально более сложной, сравнительно с культурно когнитивной системой «примитивных групп». Некоторые придерживающиеся такой позиции антрополингвисты полагали, что язык детерминирует очень многие культурные аспекты, а потому и содержание мышления.

Многие современные антропологи полагают, что данная концепция не имеет строгой научной базы. Наряду с тем, они продолжают поддерживать идею достаточно сильного влияния языка на процесс мышления.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :