Культурная антропология выступает в качестве научной дисциплины. Данная научная дисциплина изучает сферу жизнедеятельности разных народов и рас, исходя из типа и характерных особенностей их культуры.
Не стоит путать данное направление с физической антропологией, так как они изучают разные предметы.
Следует отметить, что данная научная дисциплина похожа на социальную антропологию, так как у них примерно одинаковая предметная направленность. Они обе изучают важные социальные институты, которые присутствуют в сфере жизнедеятельности людей.
Социальная и культурная антропология, кроме того, использует сходные методы для разрешения тех вопросов, которые стоят перед ними. В частности, в них используется метод исследования, который, помимо прочего, применяется и рядом других социальных наук, а именно: этнографией, историей, статистикой, социологией и другими науками.
Выделяют следующие сферы изучения культурной антропологии:
Появление термина культурная антропология связано с развитием самостоятельного института с похожим названием. Раньше западная научная элита трактовала данные понятия весьма узко, обосновывая их в качестве самостоятельного учения, упоминающегося в работах таких ученых, как Э Сапиром, А. Кребером, Р. Бенедиктом и других.
Указанные учёные сопоставляли культурные феномены различных народов и сравнивали их между собой. Методологически данные задачи разрешались за счёт сбора актуальной информации о жизни различных народов и их общностей, классификаций национальностей, выделения каких-либо групп в рамках конкретных народов, населяющих определенную территорию. Кроме того, учеными выделялись различные ведущие признаки и факторы, определяющие развитие национальностей и народов.
В результате появления данного подхода культура выступила в качестве неоспоримого основного условия обеспечения выживаемости для любого народа и общества в целом.
Культурная антропология также выступает в качестве дисциплины, которая:
Таким образом, культурная антропология выступает в качестве научной дисциплины и сложного конгломерата. Выделяются различные подходы к изучению данной дисциплины, а также различные методы, с помощью которых культурная антропология исследует народы и общности.
На сегодняшний день и до сих пор не решен вопрос о том, каким образом культурная антропология связана с этнологией. Некоторые ученые считают, что данные понятия весьма синонимичны. Другие же полагают, что понятие антропологии намного шире и включает в себя другие науки. По их мнению, культурная антропология выступает качества более широкого понятия за счёт того, то включает в себя расширенную трактовку культура, изучение и сравнительный анализ культурной жизни различных обществ. Некоторые исследователи говорят о принципиальной взаимосвязи данных понятий, так как данные науки изучают этносы и этнические общности как таковые, имея сходные сферы получения информации для исследований.
Современная культурная антропология характеризуется своей функциональностью. В таком виде она существует с начала XX века. В 20 веке были быстро накопленные этнографические знания, которые были применены в работе различных ученых, в том числе этнографов. Изучение народов, в том числе и примитивных, стало достаточно сложной задачей для учёных, что дало им разнообразный материал для изучения. Культура стала рассматриваться в качестве совокупности норм, ритуалов и обычаев, ценностей, которые были связаны друг с другом функциональными связями.
Таким образом, нередко объектами изучения культурной антропологии становится экзотические общества, которые не имеют письменности и характеризуются простой культурой. Иногда их называют современными первобытными обществами, или примитивными.
Изучение данных обществ имеет особый интерес для ученых по причине того, что на сегодняшний день до конца так и не был исследован феномен эволюции. Поэтому изучение данных обществ позволяет проследить отдельные этапы эволюции на примере конкретных людей. Особый интерес для ученых представляет сфера развития экономики, политики и права, религии, искусства и образования. Также изучаются социокультурные слои, организация общества в целом, то есть выделение богатых, бедных людей, появления и зарождение корпоративных нравов, кодексов и ценностей, мифов. Изучаются отдельные индивиды, которые ведут образ жизни, отклоняющийся от образа жизни большинства.