Антропогенез – это концепция об эволюции человека, имеющая различные версии и обоснования.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет единого подхода к определению концепции антропогенеза. Согласно возможным теориям происхождение человека определяется весьма разнообразно. Так, например, существуют следующие группы теорий эволюции:
Согласно первой концепции, человек создан высшими силами, а именно божествами или единым Богом. Варианты данной концепции зависят от верований, а также пантеона богов в различных религиях. В свою очередь, данная концепция также имеет подразделения. Она делится на следующие виды:
Первая точка зрения как раз обосновывает влияние высших сил на эволюцию. Представители данного течения за основу берут священные писания – Коран или Библию, полностью придерживаясь тех положений, которые описаны в них. В частности, в данных писаниях предлагается точка зрения, согласно которой человек и другие виды были созданы одномоментно и с момента создания больше никогда не эволюционировали, то есть не менялись. Это своеобразный творческий акт Бога. Эволюция как таковая игнорируется, а ее доказательства не принимаются. Результаты эволюции расцениваются как неудачные попытки Создателя. Отрицается связь с животным миром.
Вторая точка зрения отличается тем, что апологеты данного направления признают эволюцию, однако считают, что направление эволюции всё же определяется Богом, она идет под его контролем и по его желанию.
Согласно теории глобального эволюционизма разрабатывается философский подход к эволюции. Он зародился еще в античные времена, когда мир представлялся в качестве единой и целостной системы, которая развивалась по определенным законам. Человек выступал в качестве части мира, занимая в нем весьма четкое положение и определенное место. Различные варианты глобального эволюционизма говорят о том, что место данная теория во многих странах занимает весьма ведущее положение.
Сторонниками данной теории являются такие ученые, как Тейяр де Шарден, и Н. Н. Моисеев, длительное время изучавшие актуальные вопросы эволюции. Они говорят о направленности эволюционного процесса. При этом ими признается важное значение происхождения человека за счет действия сил естественного отбора, конкуренции между видами, в том числе и человека и животными. Средневековый застой не дал никакого развития данным теориям, потому что за инакомыслие ученых подвергали смертной казни. Однако определенные теории и мысли имели место быть. По мнению естествоиспытателей, организмы часто перерождались в другие, поэтому перерождение обезьяны в человека было вполне возможным.
В последующем данная концепция стала рассматриваться в качестве основной, она приобретала все более четкие очертания. Впервые подробное исследование на данную тему было опубликовано Ж.Б. Ламарком в 1802, 1809 гг.
Однако больший резонанс вызвала именно теория Ч. Дарвина, которая была опубликована в 1859 г., а также более подробно в 1871 г. Суть ее в теории генетического наследования, которая в последующем стала именоваться синтетической теорией эволюции. Согласно теории Дарвина, все организмы меняются под воздействием внешних факторов. Причем данная эволюция может быть, как вредной, так и полезной. Если она оказывает влияние на улучшение приспособления меняющихся условий, то организм получает шанс на выживание.
Однако при изменении организм может получить и негативные признаки. В таком случае проявляется действие естественного отбора, но он действует не сразу, а примерно в течение 4-5 поколений. Людям пришлось постепенно видоизменяться, чтобы дожить до нынешних дней в процессе эволюции.
В настоящее время эта теория эволюции далеко не единственная. Например, существует теория фетализации. Ее предложил такой ученый, как Л. Больк в 1918 г. Согласно его теории человек – это не повзрослевшая обезьяна, так как имеется много признаков сходства с эмбрионом обезьяны. Например, у эмбрионов шимпанзе небольшой мозг, нет растительности на теле, достаточно слабая пигментация. Многие ученые отвергают данную концепцию, однако очевидно, что отрицать полностью ее нельзя.
Другую концепцию происхождения человека выдвинул такой ученый, как Б.Ф. Поршнев. который считал предками человека троглодитов, которые по уровню развития находились на уровне животных и были падальщиками. Именно факт трупопоедания, по его мнению, обуславливает всеядность человека. Сначала данный вид учился раскалывать твердые предметы, орехи, плоды, а потом перенес свои умения на черепа животных. Кроме того, по мнению ученого, у данного вида было развито внушение, имелась речь, неактивная охота, ряд развитых рефлексов. В последующем ряд троглодитов эволюционировал, и между ними и людьми началась борьба, в которой победили люди. Данная концепция весьма сомнительна, однако заставляет нас обратить внимание на психологические аспекты развития человека, на которые ранее ученые не обращали внимание.
Согласно современным взглядам, человек длительное время биологически эволюционировал. Однако на поздних стадиях его эволюция в большей степени связана с социализацией.
Расширяются горизонты исследований, изучается прошлое человечества, так как ограничиться только имеющимися теориями просто невозможно. Человек – это социальное существо, которое не может существовать и развиваться без общества. Пример современных «Маугли» подтверждает этот факт. Именно поэтому биологические и социальные факторы надлежит рассматривать во взаимосвязи друг с другом. Человек не может существовать без общества, а общество без него.