Исламская антропология


Исламская антропология

Определение 1

Исламская антропология рассматривается как совокупность духовных учений о человеке, созданных в соответствии с мусульманской традицией.

Возникновение ислама

Рисунок 1. Возникновение ислама

Основная проблема исламской антропологии

Замечание 1

Главной проблемой исламской антропологии считается разработка такого понятия, как «личность». Идея о создании человека по подобию и образу Бога, как в христианстве, отсутствует в исламе. Уникальность человека рассматривается с других позиций.

В качестве базовых антропологических категорий, данных человеку при творении, выступают воля, совесть и сознание. Они формируют антропологию личности с опорой на сознание, отличающее человека от животного, делая его способным создавать культуру и участвовать в преображении мира.

Совесть при этом приобретает второстепенное значение, несмотря на признание ее общечеловеческим свойством. Это объясняется тем, что в исламе человек выступает, в первую очередь, не высокоморальным существом (как, например, в китайской культуре), а волевым, созидающим и разумным.

Воля и сознание выступают в исламе (если рассматривать его в формате современности) важнейшими антропологическими категориями, в отличие от суфизма, где первоочередно называется «сердце» как ассоциация с эмоционально-психической и воспринимающей сущностью человека. При этом сердце в суфизме ставится выше разума, объясняя это прерогативой связи с Божественным.

Кризис суфизма и потребность в самоопределении человека в современном мире способствовали изменению важнейших ориентиров исламской антропологии, в частности, в отношении главного центра в личности человека, утверждая при этом первенство разумного начала.

Главные концепции в исламской антропологии

В исламской антропологии выделяют несколько главных концепций (в каждой из них основной акцент делается на исследовании человеческой сущности):

  1. Человека, как существо уникальное и полное тайн, невозможно описать с помощью однозначных характеристик. Он выступает в равной части ангелом и животным, что формирует парадигму бесконечного развития (подняться выше ангелов или упасть ниже демонов). При этом выбор сохраняется за самим человеком. Такая концепция противоречит традиционному утверждению о предсказуемости человека, каждый поступок которого поддается строгому регламенту и описанию с помощью однозначных определений.
  2. Человек как динамично развивающееся существо способен сам определять свое положение в мироздании, не только самостоятельно принимать решение при определении своего жизненного пути, но и взять полную ответственность за свою судьбу. Указанная концепция, способствуя расширению свободы человека, в то же время противоречит традиционному представлению о полной зависимости его от своего бога (Аллаха). Главным определением человека в формате данной концепции выступает «наместник Бога на земле», что означает его привилегированное положение в этом мире.
  3. Призвание человека кроется в познании своего благородства и природной святости, что означает возвышенное положение над миром других живых существ (животных, растений и пр.). Согласно данной концепции, осознание своего благородства поможет возвыситься над злом и стать творцом добра, как подобает святому существу.
  4. Человек является духовно чистым при рождении, но слабым по своей человеческой природе и неспособным разбираться в вопросах нравственности самостоятельно (для этого он должен следовать заповедям Аллаха). Истинная, врожденная природа человека заключается в устремленности к одному богу (единобожие). Человек может быть удовлетворен только духовной пищей, приобщившись к Богу, при этом материальные блага его не насытят никогда или подарят быстрое пресыщение.
  5. Человек выступает существом духовным и религиозным по своей природе. Существенными признаками духовности в исламской антропологии выступают вера, знание и наука. Вера означает, что человек, который не верит, должен считаться существом духовно ущербным и впадающим в состояние, что свойственно животным. Вера считается неотъемлемым атрибутом истинного человека, а также признаком его разумной природы.
Замечание 2

Исламская антропология, таким, образом, рассматривает человека как архитектора своей личности, способного, основываясь на вере, к раскрытию собственного потенциала, где главными сферами выступают знание и наука.

Сравнение христианской и исламской антропологии

Сравнение ислама и христианства

Рисунок 2. Сравнение ислама и христианства

Существуют определенное сходство исламской и христианской антропологии, в то же время между ними имеются и существенные различия. Сравнение поможет лучше понять особенности исламской антропологии.

Как ислам, так и христианство характеризуют человека как наиболее совершенное творение Бога, чьим основным призванием является исполнение Божественной воли и реализация предустановленной для него миссии – быть выше иных творений природы на Земле. При этом, в своем поведении человек должен руководствоваться божественным установлениями.

Одним из отличий ислама от христианства выступает тот факт, что последнее открывает потенциальные возможности к возвышению статуса человека до богосыновства и достижению взаимной Божественной любви через личное отношение к Богу.

Интерпретация статуса человека и в исламской, и в христианской антропологии определяет смысл его жизни в бесконечном служении Богу и выполнении его божественной миссии. Главным смыслом жизни для мусульманина считается исполнение воли Аллаха. При этом смысл жизни христианина заключается в обнаружении в себе Божественного присутствия и в поступках, согласно заповедям Бога.

Согласно исламскому учению, покориться воле Аллаха – означает не пассивное бездействие, а активную борьбу со своей греховностью с пунктуальным следованием предписаниям и заповедям. Для христианина исправлением греховности будет, прежде всего, считаться радикальное искоренение греховности в своей душе, что даст основу для праведной жизни и силу устоять перед искушениями.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :