Исламская антропология рассматривается как совокупность духовных учений о человеке, созданных в соответствии с мусульманской традицией.
Рисунок 1. Возникновение ислама
Главной проблемой исламской антропологии считается разработка такого понятия, как «личность». Идея о создании человека по подобию и образу Бога, как в христианстве, отсутствует в исламе. Уникальность человека рассматривается с других позиций.
В качестве базовых антропологических категорий, данных человеку при творении, выступают воля, совесть и сознание. Они формируют антропологию личности с опорой на сознание, отличающее человека от животного, делая его способным создавать культуру и участвовать в преображении мира.
Совесть при этом приобретает второстепенное значение, несмотря на признание ее общечеловеческим свойством. Это объясняется тем, что в исламе человек выступает, в первую очередь, не высокоморальным существом (как, например, в китайской культуре), а волевым, созидающим и разумным.
Воля и сознание выступают в исламе (если рассматривать его в формате современности) важнейшими антропологическими категориями, в отличие от суфизма, где первоочередно называется «сердце» как ассоциация с эмоционально-психической и воспринимающей сущностью человека. При этом сердце в суфизме ставится выше разума, объясняя это прерогативой связи с Божественным.
Кризис суфизма и потребность в самоопределении человека в современном мире способствовали изменению важнейших ориентиров исламской антропологии, в частности, в отношении главного центра в личности человека, утверждая при этом первенство разумного начала.
В исламской антропологии выделяют несколько главных концепций (в каждой из них основной акцент делается на исследовании человеческой сущности):
Исламская антропология, таким, образом, рассматривает человека как архитектора своей личности, способного, основываясь на вере, к раскрытию собственного потенциала, где главными сферами выступают знание и наука.
Рисунок 2. Сравнение ислама и христианства
Существуют определенное сходство исламской и христианской антропологии, в то же время между ними имеются и существенные различия. Сравнение поможет лучше понять особенности исламской антропологии.
Как ислам, так и христианство характеризуют человека как наиболее совершенное творение Бога, чьим основным призванием является исполнение Божественной воли и реализация предустановленной для него миссии – быть выше иных творений природы на Земле. При этом, в своем поведении человек должен руководствоваться божественным установлениями.
Одним из отличий ислама от христианства выступает тот факт, что последнее открывает потенциальные возможности к возвышению статуса человека до богосыновства и достижению взаимной Божественной любви через личное отношение к Богу.
Интерпретация статуса человека и в исламской, и в христианской антропологии определяет смысл его жизни в бесконечном служении Богу и выполнении его божественной миссии. Главным смыслом жизни для мусульманина считается исполнение воли Аллаха. При этом смысл жизни христианина заключается в обнаружении в себе Божественного присутствия и в поступках, согласно заповедям Бога.
Согласно исламскому учению, покориться воле Аллаха – означает не пассивное бездействие, а активную борьбу со своей греховностью с пунктуальным следованием предписаниям и заповедям. Для христианина исправлением греховности будет, прежде всего, считаться радикальное искоренение греховности в своей душе, что даст основу для праведной жизни и силу устоять перед искушениями.