К одним из наиболее ярких представителей русской философии первой половины XIX века относится П. Я. Чаадаев. В центре его философии стояли проблемы антропологического и историко-философского характера с глубоким уклоном в сферу религиозной проблематики культуры.
В «Философических письмах» Чаадаева супра-натуралистическая концепция человека выражена в нескольких идеях. Так, он, прежде всего, отмечает существование различий между сверхэмпирическим (сверхличным) «я» в человеке и эмпирическим (разрушительным) «я».
Чаадаев говорит о приобщении человека к высшему началу непосредственно через сверх-эмпирическое «я». Человек, будучи сверхэмпирическим существом, оказывается способным к пониманию нравственных законов, познавательным процессам и логическому мышлению. Что касается эмпирического существования, то в нем, по мнению Чаадаева, будет неизбежно проявляться разрушительное «я», разобщающее человека с окружающим миром.
Именно отрыв от высшего начала сознательным или бессознательным образом будет склонять человека к эгоистичности и индивидуализму. В то же время приобщение к высшему будет способствовать превращению его в подлинную личность, обладающую абсолютной ценностью из-за своей принадлежности к сверхэмпирическому, то есть вечному.
Высшее начало проявлено в двух ключевых способностях человека, таких как:
Разум характеризует способность логически и аналитически мыслить, его сверхиндивидуальная природа отчетливым образом проявляется в математике и естественных науках. Индивидуальный ум находится в подчинении у сверхиндивидуального начала. Строгое логическое мышление означает отречение от «собственного произвола и ограниченных интересов», человек этим обнаруживает способность к открытию законов бытия.
Формирование нравственности и разума в человеке осуществляется благодаря социальному аспекту, общению с другими представителями социума. По мнению автора «Философических писем», человека всегда нужно рассматривать как существо не только умственно-сознательное, но и целостное. Непосредственными участниками каждого действия и акта межчеловеческого общения, помимо разума, выступают эмоции, сердце и воля.
Коренным свойством человека выступает свобода (зависимость человека от высшего начала). Оно воздействует на человека не насильственным, а незаметным образом. Свобода исключает внешние ограничения. Ориентиром правильного распоряжения свободой выступает образ Христа – «недосягаемый образец для подражания».
Гносеология в концепции П. Чаадаева характеризуется тремя главными идеями его антропологии:
Принципиальной для Чаадаева считается тема социальной роли христианства. В особенности он делает акцент на невозможности истолкования христианства только в формате системы нравственности, воспринятой человеческим разумом. Христианство характеризуется им как вечная Божественная сила, активно действующая в духовном мире».
Христианским ценностям, по мнению Чаадаева, свойственно социально-историческое значение. Опора на такие ценности подразумевает не только совершенствование индивидуального духа, но и одухотворение сферы общественных отношений в политической, хозяйственной и социальной жизни.
Совершенным строем, в свою очередь, можно считать тот, который базируется на ценностях христианства. В виде цели он может проявиться там, где наиболее полно воспринимается идея Откровения. По предначертанному христианством пути продолжают идти народы стран Запада. Своими успехами они обязаны именно христианским ценностям. Это касается всех сфер материального и духовного прогресса.
Чаадаев, последовательно развивая концепцию исторической философии, говорит о превосходстве христианской истории над дохристианской. Древнегреческая культура, согласно его мнению, требует к себе особо критического отношения. Так, Сократ, например, завещал обществу беспокойное сомнение и малодушие, а Гомер писал о преклонении перед грубой чувственностью. В рамках христианской цивилизации мыслитель говорит о глубинном смысле положительного значения средних веков, свободного от «легковесных суждений».