Антропология узбеков


Антропология узбеков

Узбекский народ не является в этническом плане исключительно отюреченными или тюркскими монголами, он является этническим синтезом разноязычных народов и племен, ассимиляция которых шла на протяжении 2500 лет.

Этническая антропология узбеков

Этническая антропология располагает различными методами изучения компонентного состава этноса народа Узбекистана, его деления на элементы отражают многообразие межэтнических взаимодействий и этнических корней. Стоит выделить, что субстратные структуры в составе этноса намного быстрее и легче улавливаются методами антропологии, чем в других науках. В этнической антропологии было установлено генетическое родство - место ископаемой популяции или исследованной группы среди всего остального населения. Она является основой антропологического анализа с хозяйственно-культурной типологией, археологическими культурами, этнической и языковой принадлежностью. Все антропологические комплексы, которые передаются из поколения в поколение, помогают найти в современных этносах структурные компоненты, что вошли в разные хронологические этапы формирования этноса.

Любая система антропологических признаков обладает определенной хронологической информативностью и специфичностью, а общее их изучение поможет получить более достоверную и полную этноисторическую информацию в едином и синхронном аспекте. Использование палеоантропологических материалов поможет использовать диахронный анализ изучаемого этноса, а также выявить преемственность населения. Подобный метод исследования ископаемых и современных популяций на территории Узбекистана охватывает всю историю человечества, помогает создать расовую или антропологическую типологию населения на различных хронологических этапах истории - от каменного века до наших дней, он ищет географическую изменчивость в этносах и динамику антропологических комплексов. Также подобное исследование помогает установить уровень биологического родства между этносами и группами, интенсивность процессов метисаций и миграций, примесь инорасового компонента.

Археология теряет значение при изучении периодов расположенных ближе к современности, при этом этнография не имеет хронологической глубины и довольно информативна при изучении средневековых и современных этносов. Роль антропологии велика, она позволяет выявить самые важные исторические моменты в бесписьменные периоды истории, и в случаях, которые не поддаются анализу при помощи других источников.

Распространение культуры и языка возможно при помощи передачи культурных и языковых навыков при диффузии. Все антропологические комплексы передаются при расселении самих людей, за рядом исключений, а их распространение служит миграцией, доказательством. Антропология последних лет основывается на популяционной концепции расы. Согласно данной теории, популяцию можно считать группой или совокупностью индивидуумов, связанных общим биологическим родством и закономерностями изменчивости.

Происхождение узбекского народа

Среди современных узбеков преобладают такие типы рас:

  • памиро-ферганский тип европеоидной расы;
  • каспийский подтип европеоидной расы.

Памиро-ферганский тип европеоидной расы (раса среднеазиатского междуречья или памиро-ферганская раса). Памиро-ферганская раса появился в результате метисации местного грацильного медитерранидного типа и мощного андроновского (палеоевропеоидного) типа. Памиро-ферганская раса европеоидной расы, может фиксироваться монголоидной примесью.

В западных районах Узбекистана можно увидеть каспийский подтип европеоидной расы, а в некоторых группах можно найти и монголоидную примесь.

Дерматоглифика узбеков с родоплеменными делениями

Антрополог Ходжайова проводил исследование дерматоглифики узбеков, деля их условно на две группы:

  • группы, которые проживали на территории Узбекистана до XVI в. ("ранние" племена);
  • группы, проживающие на территории Узбекистана с XVI в. (дештикипчакские племена).

Сравнение данных групп по дерматоглифическим комплексам и показателям выявил такую картину. Дельтовый индекс был ниже у "поздних", в первую очередь, среди женщин. Согласно исследованиям индекса Камминса мужчины здесь не различаются, а у женщин он выше у "ранних".

Исследователи-антропологи академик В.П. Алексеев, профессора В.В. Гинзбург, Л.В. Ошанин, Т.К. Ходжойов, Т.А. Трофимова не отрицают протоевропеоидности прототюрков в эпоху бронзы. Начиная с раннего железного века, в связи с проникновением в степи Южной Сибири носителей Карасукской культуры (прибывших из Дальнего Востока), в европеоидном населении восточной части Евразии начали появляться элементы монголоидного типа вместе с древнетюркским языком. В дальнейшем монголоидная черта усиливается, а их дальнейший приток (кидариты, эфталиты, хиониты) в Среднюю Азию становится интенсивным. Не осталось ни одного района в Средней Азии (в эпоху Западного Тюркского каганата), куда бы не проникли тюрки.

В VIII в. арабы хотели остановить их приток, они смогли построить оборонительные стены вокруг оазисов. Тюркский этнический пласт до этого был настолько мощным, что даже при Саманидах основу их армии составляли генералы и тюркские гулямы. Это говорило о том, что тюркский этнический пласт народа, даже во времена Саманидов, состоял из оседлых тюрков, которые говорили на карлуко-чигильских, огузских диалектах.

Саманиды по своему происхождению были предками ферганских огузов. В 2011 г. вышла монография источниковеда Ш.Камолиддинова, которая называлась "Саманиды".

На данный момент никто не оспорил научные заключения В.В. Гинзбурга, Л.В. Ошанина и Т.К. Ходжайова о том, что равнинные таджики и современный узбекский народ имеют единую антропологическую внешность, их можно отнести к "типу среднеазиатского междуречья" большой Индо-Европеоидной расы.

В связи с появлением монголоидных карасукцев в восточной части степей Евразии и проникновения в районы Моголистана племен с монголоидными чертами, в составе Дашти-Кипчакских кочевых узбеков усилилась монголоидность среди тюркоязычного населения. В связи с походами Дашти-Кипчакских узбеков и Чингисхана в Среднюю Азию монголоидный тип стал уже преобладать в полукочевой и кочевой части узбекского народа.

Антрополог Т.К. Ходжайова отмечал, что, начиная с XVII века монголоидный элемент проникает уже и в оседлую часть населения. Дальнейшая ассимиляция разных типов продолжалась и в последующие века. Несмотря на это, таджики и узбеки, как представители "типа среднеазиатского междуречья" были по-прежнему европеоидными.

Замечание 1

В сделанных выводах об антропологическом облике жителей Узбекистана не надо принимать во внимание антропологический анализ отдельных этнографических групп. Например, Л.В. Ошанин сделал нелепые выводы: "В советский период узбеки были объявлены потомками древних иранцев. Несмотря на монголоидные признаки, в найденных им древних узбеках, он приписывал узбекскому народу древнеиранское происхождение в силу установленной доктрины".



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :