Основными константами художественного мира И. С. Тургенева выступают:
Они в формате антропологии выступают в качестве бинарных философских оппозиций, представляющих эстетическое выражение внутренней натурфилософии писателя.
Натурфилософская позиция выражена в произведениях Тургенева в концепции целостности. Так, в его произведениях делается попытка гармонизации и диалектического примирения противоречий человеческого «я» с «единым целым» природы.
Тургенев писал, что природа представляет единый целостный живой организм, в котором каждая точка соединяется друг с другом, но при этом существует исключительно для себя.
Писатель делает акцент на диалектике всеобщего единства и целостности для каждой точки в отношении природы.
В антропологическом аспекте Тургенев в своих произведениях акцентирует внимание на диалектике природы и духа, воплощенного в человеческом сознании, чем, по его мнению, и объясняется соединение всего духовного в природе в одну светлую точку, которая характеризует сущность человека. Другими словами, писатель утверждает невозможность и бессмысленность существования природы без человека и наоборот.
Неповторимое «я» Тургенев рассматривает в качестве зарождения и продолжения Вселенной и мира природы. О тесной взаимосвязи человеческого духа и природы он говорит как о самом прекрасном явлении в жизни человека, наделяя ее глубоким смыслом. Писатель пишет о глубоком сочетании человеческого духа с духовным началом. Наряду с тем, утверждает он, есть одно важное условие, чтобы это стало возможным, и оно заключается в такой же правдивости, которая присуща самой природе. Эта правдивость выражается в каждом ее замысле и движении, воплощенных в человеческой душе непосредственно в сознательных мыслях и духовных образах.
Материалистический аспект в антропологии Тургенева выражается в понимании особой роли человека в закономерном развитии природы. В этом отношении он поддерживал концепцию Герцена, акцентирующую внимание на неспособности природы заключать в себе весь смысл, в чем и выражается ее отличительный характер. Наряду с тем, человеческое мышление способно дополнять и развивать этот смысл. Без этого целостность Вселенной была бы невозможной.
С диалектической позиции Тургенев освещает вопросы бытия и мышления, материи и сознания, в рамках которых рассматривает существование некоторых противоречий между человеком и природой. Там, где начинается сознание, берет свое начало и нравственная свобода человека, утверждает писатель. Он говорит о существовании глубокой внутренней связи между человеческим сознанием и свободой.
Диалектическая трактовка Тургеневым проблемы взаимосвязи человека и природы не исключает и не отрицает трагическое начало в его художественной онтологии. Так, существование рассматривается в ней в форме бытия, возникающего из сущего и трактуемого как реальность, демонстрирующая ценность не только человеческой жизни, но и всего живого на Земле.
Наряду с тем, метафизические начала эстетического мира Тургенева выражены в парадигме истинного понимания природы. Процесс такой философской рефлексии раскрывает писателем онтологический драматизм человеческого бытия. В этом отношении его взгляды на природу человеческого сознания существенно отличались от идеи Герцена, рассматривающего сознание в виде основы для высшей степени развития природы без противопоставления разуму и логическим процессам.
Тургенев, в свою очередь, в своих произведениях задается вопросом сложных взаимоотношений природы и человека, допуская предположение о существовании некоторых разногласий в них. По мнению писателя, любая мысль человеческого сознания, венчающего все развитие природы, существует в пространстве сама по себе и является «ни к чему не отнесенной», пока она материалистически не реализована. Такая мысль подобна блуждающей комете, а сам человек находится в оппозиции по отношению к природе на стадии необдуманного творчества».
Человек, по мнению писателя, является частью Вселенной и не может существовать отдельно от нее даже в своем сознании. Таким образом, он не может принадлежать только своему «я». В противном случае его мышление подвергается мучительному логическому эгоизму. Такую же идею выдвигал в своих суждениях и Герцен.
Именно с эгоизма мышления, по мнению Тургенева, и начинается, собственно, логическое движение, направленное на возвращение человека к гармонии. При этом он уже не будет таким, каким был в своем изначальном сознании. Человеческое сознание начинается с исключительного признания единства бытия и воззрения и оканчивается его единением с мышлением. Распад человека с природой способствует разрыву в какой-то степени всего на противоположные части. При этом разногласия будут существовать даже в его душе. Это путь к истинному и извечному сочетанию раздвоенного.
Писатель сходился во взглядах с Герценом не только в естественном понимании форм исторического мира в физическом смысле, но и в признании родового значения человечества как истины для себя и окружающего мира (природы). Так, он искал доказательства необходимости содержательного общения человека и природы, обусловленного самим понятием истины, выраженным в сущности человека.
Тургеневская оппозиция природы и человека, истории и личности, общественного и индивидуального начал в каждом человеке в антропологическом аспекте не считается выражением единовременного существования таких взаимоисключающих систем, как материализм и идеализм, диалектика и метафизика. Она рассматривается в формате бинарной оппозиции, ограниченной единой, целостной воззренческой парадигмой.