Под антропологией религии понимается особое направление в сфере культурной антропологии, занимающееся изучением взаимовлияния психологии, религии и социологии.
Представители данного течения изучают следующие аспекты:
Необходимо отметить, что антропология в целом тесно связана с религиоведением, так как они имеют сходные объекты изучения.
Несмотря на тот факт, что научное сообщество не поддерживает многие положения религии, единой антропологической теории религии до настоящего времени не существует. Не выработана конкретная методология для изучения данного направления. Попытки трактовать данный термин также не привели ни к чему конкретному, в сфере учёных они наталкиваются на достаточно серьезные возражения.
Многие полагают, что религия представляет собой систему символов, способствующих возникновению у людей особых чувств и мотивации.
Многие специалисты полагают, что религия плохо подходит для полевых изучений и является лишь объектом дискуссии в теории антропологии. Другие же учёные-антропологи считают, что на основе многих религиозных источников можно сделать вывод о происхождении человека.
Таковой, например, является информация о всемирном потопе, которая упоминается в некоторых религиозных источниках.
В тоже время именно религия длительное время препятствовала развитию антропологии, так как многие религиозные источники считали, что человек появился вне эволюции, он был создан Богом в своем современном виде.
Уже в Средневековье учёные задавали множество вопросов относительно антропологии и ее взаимосвязи с религией. Религия при этом рассматривалась в качестве формы культуры человека. Многие ученые и религиозные деятели, считали, что религиозность была вложена в человека Богом. Другие рассматривают теорию появления человека от Адама и Евы, считая, что человек не может не грешить, в этом его сущность.
Однако по мнению теологов человек может спастись и основная роль в этом отводится церкви. Именно религией обосновывался смысл жизни человека. Вместе с тем многие религиозные деятели рассматривали человека как единственного из творений Божьих, который обладал душой. Именно это обстоятельство отличало его от всех животных. Душа рассматривалась в качестве разумной субстанции, у которой отсутствовал признак материальности. Однако божественный мир в целом находился в нашей памяти, и мы только с ее помощью могли актуализировать все знания и истины в сфере религии.
Согласно Фоме Аквинскому человек, который совершал грехи, обрекал себя на вечную кару. Однако он мог быть освобождён божественной благодатью от греха, но для этого он должен был созерцать и познать Бога.
Вопросом появления человека задавались не только западноевропейские мыслители и религиоведы. Например, многие арабские философы также изучали данные вопросы. Особое внимание в арабских источниках уделялось следующим вопросам:
По мнению религиоведов данного направления, человек способен за счёт своих собственных размышлений понять Бога, стремится к познанию истины бытия этого мира.
Представители Ислама пытаются логически доказать бытие Бога, приводя конкретные доводы к его существованию. Многими он описывается как единое и не воспринимаемое чувствами, то, что мы не можем представить в своем воображении. Он всепроникающий и всеведущий. Здесь же рассматривается вопрос о самозарождении человека из глины. По мнению религиозных источников именно из глины возникли первые зачатки жизни, однако вдохнуть жизнь в глину смог лишь Всевышний Дух. Человек произошёл от повеления Всевышнего, обрел с глиной настолько прочное единство, что разделить их уже не представлялось возможным. Так описывается сила Аллаха, который одной своей силой способен был дать жизнь человеку. То есть сформировалось представление о некой врожденный религиозности у человека, являющегося продуктом деятельности Бога.
В эпоху Просвещения также появлялись определённые теории, регламентирующие вопрос божественного происхождения человека, но некоторые из них подвергались сомнению. В указанный период зародилась философия религии, однако центральной фигурой в ней стал человек и его вера в безграничные возможности.
Данное явление называлось «антропологическим поворотом». Бог по-прежнему считлся высшим разумом, однако он больше не принимал участие в делах человеческих, он был выше этого. Человек должен был стремиться к взаимодействию с ним, путем постижения истины своего бытия на планете Земля.
За счёт развития религии развивалось также взаимодействие между народами, что способствовало накоплению различных этнографических знаний. Особое влияние оказали события средневековья, например, крестовые походы, священные войны и так далее. Из-за влияния религии многие племена превратились из дикарей в цивилизованных людей. Они жили уже не по законам природы, а по правилам общества. Таким образом, за счёт религии человек также эволюционировал.
Рисунок 1. Источники происхождения мировых религий
Некоторые ученые выдвигали идеи о том, что человечество развивалось поступательно, в частности преодолело три основных этапах своего развития:
За счёт развития языка происходил обмен информацией между различными народами и национальностями, что оказало значительное влияние на эволюцию человека. Именно появление языка стало основой для формирования цивилизованного общества. Религия застала определённую предпосылку для развития цивилизованного человека. В последующем при путешествиях, мореплавании в религию вносилось множество коррективов за счёт открытий и обмена информацией, в том числе в религиозной сфере.
Основой религии считался страх и психологическая сторона человеческой личности. Страх обосновывался страхом человека перед Богом за содеянное им. Интересным является тот факт, что основой любой религии является выработка модели поведения у человека, которая должна соответствовать нормам права и морали.