Учение Фридриха Ницше в истории философии Европы непосредственно связывают с резкой критикой норм и правил классического рационализма. Мыслителю удалось продемонстрировать тесную взаимосвязь данного направления с христианским платонизмом, который восходил к Августину.
Однако помимо этой спорной задачи писатель в своих работах описывает решение позитивной ситуации, выстраивая совершенно иное мировоззрение, окончательно порывает с ранее принятой традицией.
Выдающийся философ Фридрих Ницше родился в 1844 году в Саксонии, небольшом городе Рекене. Его отец был обычным пастором в протестантской церкви, поэтому мыслитель знал основы религиозного воспитания. Он поступил в университет на философское и классическое отделения, и учился там настолько хорошо, что вначале 1869 года стал профессором филологии, еще до получения степени.
Ницше часто болел, в связи с чем вынужден был уйти в отставку после постоянных отпусков по состоянию здоровья. После этого писатель жил в Италии и Швейцарии. В целом, ученый пытался освободить «обыденность» от подавляющего воздействия человеческого разума. Поэтому он утверждал, что переоценка традиций и культурных ценностей является неким переходом от зла к добру. Ницше верил, что человек не обязан перед кем-то отдавать отчет о собственной жизни, поэтому в праве делать с собой все, что пожелает.
По мнению философа, жизнь не является обязанностью человека, а всего лишь его экспериментом. На базе этого учения Ницше разработал свою идею о «сверхчеловеке». В трудах писателя наблюдается сложная борьба двух взглядов, так как непознаваемые философские идеи нового времени противостояли правилам гуманизма Европы. Подлинная теория Ницше столь проницательна, проста и неповторима, как никакая другая, появившаяся после. Читая его работы, становится очевидно, что философия способна действительно влиять на разум человека. В известных произведениях таких, как «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», позиция мыслителя является достаточно стабильной, но его идеи постоянно развивались в разных направлениях. Это значит, что Ницше часто вступает в оппозицию с самим собой, оставляя вопрос открытым для дальнейших истолкований.
В философии Ницше историки выделяют три основных этапа:
Познание всего человеческого и самого общества для Ницше — это истолкования и интерпретация, которые переплетены с внутренним началом жизни людей. Писатель объективно отмечал, что одно и то же произведение может включать множество толкований, так как идея или мысль – это символ с огромным количеством смыслов. Чтобы осознать сущность бытия, необходимо физические вещи перевести в природные, поэтому самым важным элементом в познании является трансформация человеческого в естественное. Ницше утверждал, что каждый индивидуум представляет собой «недуг Земли», он эфемерен, имеющий «в собственном начале нечто неправильное». Но нужно формировать настоящего, нового человека, то есть «сверхчеловека», который давал бы задачу, становился победителем в жизни и был бы справедлив к окружающему миру.
Главная проблема человека, по утверждению писателя, заключается в его природе и сущности — это проблема его внутреннего состояния.
Согласно Ницше, дух должен включать такие составляющие:
Основная задача стремлений человека — это не выгода, не развлечения, не истина, а сама жизнь. Природа представляет собой две сферы: биологическую и космическую, которые характеризуют принцип мирового бытия и «вечных изменений». Воля к нормальной жизни должна показать себя не в ничтожной борьбе за существование, а в битве за могущество и превосходство.
Философия мыслителя состоит из различных изысканий в сфере человеческого и сущности людей, их образа жизни, которые непосредственно переплетаются с мыслями Ницше о сверхчеловеке, о свободе и воли. Что касается образа индивидуума, так это либо трактовка видов его жизнедеятельности, либо спонтанные очерки его возможностей в конкретных областях.
Невозможно полностью понять идеологию философа по причине завуалированности определенных моментных эпизодов, которые он часто использовал в творчестве в разных ракурсах социального бытия. Образы, которые рисовал Ницше, находятся в двух плоскостях: первая показывает плоскость могущества многообразия типов «возможность-бытия», а вторая — демонстрирует формы перерастания установленных социумом пределов и рамок. Сам писатель не полностью раскрыл данную проблему не только в собственных работах, но и в сознании. Поэтому в определенной третьей плоскости существует последняя возможность, которая характеризует подлинную сущность и цель человека в этом мире.
Образы людей, выступающие необычным изображением реальности и представляющие уникальные формы описания возможностей, означают знаки, по которым можно ориентировать негативные ситуации или задавать правильное направление. Ницше, в основном, писал о том, что соединить в единое целое различные элементы афоризмов, высказываний и предложений невозможно, ведь человеческое сознание разносторонне и беспредельно в своем становлении. Одновременно с этим, философ указывает на то, что человек всегда будет оставаться тем, кем он был с рождения, так как все качества были заложены изначально природой. И эти критерии не покидают людей даже с процессом совершенствования и развития.
Таким образом, Ницше боролся за верный образ человека, а свою основную задачу видел в том, чтобы донести до общества данную идею и сделать ее активной. Он сам совершал поступки, которые подчиняются моральным принципам.