Культурные достижения европейской цивилизации предопределили высокий уровень развития всего человечества в начале третьего тысячелетия.
Основателями и творцами указанной культуры были народы, принадлежащие к индоевропейской языковой группе – индоевропейцы. Кроме того, расселение этих народов в существенной мере спрогнозировало этнополитическую современную карту Западной Азии и Европы.
В начале ХІХ века известный немецкий лингвист А.Шлейхер озвучил принцип обновления праиндоевропейской лексики способом сопоставительной лингвистической этнологии. Использование указанного метода позволило создать более комплексную схему доминантного древа индоевропейских языков. Результатом столетних работ лингвистов стала классификация исследуемых языков, которая окончательно оформилась в середине ХІХ ст. Однако и в настоящее время среди экспертов нет общего мнения о количестве языковых групп и языков. К числу наиболее распространенных принадлежит классификационная методика, охватывающая такие лингвистические объекты индоевропейских народов:
Исследовательские работы и поиски индоевропейской прародины имеют достаточно драматическую историю, которая длилась более двухсотлетний и была неоднократно изучена разными учеными.
Сразу же после работ американского лингвиста Уильяма Джонса прародиной указанной нации была объявлена Индия, а санскрит Ригведы исследовался едва ли не предком всех существующих языков, который сохранил все отличительные характеристики индоевропейского праязыка. Считалось, что мощные демографические взрывы происходили по причине благоприятного индийского климата, и обилие населения расселялось на запад европейских стран и на восток Западной Азии.
Однако вскоре оказалось, что языки распространенной иранской Авесты несущественно младше санскрита Ригведы. Это означало, что единый предок всех индоевропейских народов мог быть на территории Ирана или недалеко от Ближнего Востока, где именно в этот период были проведены знаменитые археологические открытия.
В начале 50 гг. ХІХ века индоевропейцев начали выводить из стран Центральной Азии, которые тогда называли «родиной народов». Такая версия дополнялась историческими сведениями о масштабных миграционных волнах, которые систематически двигались из азиатских государств в Европу в течение двух тысяч лет. В этом случае, имеются в виду приход на территорию европейских стран сарматов, монгольских и тюркских племен болгар, гуннов, хазар, авар, печенегов, калмыков, монголов и др. В это же время наблюдался стремительный рост заинтересованности европейцев к Центральной Азии, так как началось ее порабощение русскими с юга и англичанами с севера.
В 70-х годах прошлого столетия исследователи П.Босх-Жимпера и Г. Девото выводили индоевропейские народы из культуры линейно-шарнирной керамики. Ученые пытались проследить основные этапы становления наций дунайского неолита V тыс. до н.э. до периода раннежелезного и бронзового веков. По мнение лингвистов, культура европейских языковых групп формировалась на базе традиций ленточной керамики.
Практически вместе с центральноевропейской теорией происхождения индоевропейских народов зародилась и степная. Ее последователи считают прародиной степи страны, располагающиеся от Волги до Нижнего Дуная. Родоначальником данной концепции по праву считается известный немецкий энциклопедист и исследователь индоевропеистики Освальд Шрадер. Таким образом, реалии прародины индоевропейцев обязаны соответствовать культурно-экономическим, природно-ландшафтным и социально-историческим особенностям, обновленным посредством комплексного лингвистического анализа античных элементов стандартного словаря индоевропейских языков.
Можно предположить, что родиной индоевропейцев, скорее всего, были Польская, Немецкая, Днепровская равнины и бассейн Донца. В конце эпохи мезолита в VI–V тыс. до н.э. указанные территории заселялись северными массивными европеоидами, проживающими в Прибалтике. В V тыс. до н.э. на их генетической базе создается группа идентичных неолитических культур, становление которых происходило под влиянием прогрессивных традиций земледельческой протоцивилизации Балкан.
Итогом взаимодействий с последней, в условиях внезапной аридизации климата и расширения степных участков, наблюдалась трансформация автохтонов в индоевропейское классовое общество. Археологическим звеном данного процесса считается начало формирования в причерноморских и приазовских степях в этот период времени курганного скотоводческого обряда. Проблема индоевропейской прародины еще не раскрыта и далека от своего завершающего решения. Перечисленные выше соображения, непременно, будут изменяться и дополняться по мере поступления новых данных и использования современных научных технологий к решению проблем индоевропеистики.