Рассматривая предмет антропологии, Г. Гегель затрагивает практически все вопросы, которые актуальны в ее современном понимании. При этом, главным образом, интерес для него представляют не различия людей согласно расовым признакам или вопрос происхождения человека, а специфичность духовного склада представителя социального общества.
Предметом антропологии для Гегеля выступает «основа человека», то есть некая субстанция. Такой субстанцией является дух (душевная свобода), в основе которого лежит природная составляющая, то есть основа человека должна рассматриваться в непосредственной взаимосвязи с его природным миром.
Гегель в своих основных антропологических трудах высказывает мысль о том, что человек не может существовать в этом мире только лишь как дух, иначе он может рассматриваться только как абстрактное понятие. Важно, чтобы представитель социума понимал свою духовную и природную ценность.
Свобода духа должна представлять именно его свободу. Поэтому, по мнению Гегеля, необходимо «начинать с духа, еще плененного природой и связанного с собственной телесностью и не свободного от природного начала в самом себе».
Идея при отчуждении от духа теряет себя в природном мире, в то же время, в духе она возвращается к конкретному отождествлению с собой, то есть, к себе. Однако такое возвращение идеи, происходящее в духе, не будет непосредственным переходом или абстрактным скачком от природы к духу, то есть - от самости представителя животного мира к самоосознающему человеческому индивидууму.
Гегель утверждает, что сознание, имея свою субстанцию в природном, буквально вырастает из природы, преодолевая сложности и подчиняя ее себе, низводя при этом до момента своей чистой идеальности. Поскольку сознание, выступая феноменологически первым, логически таковым не является, важно показать процесс его рождения из плоти природного. Данному процессу и посвящается антропология Гегеля, основной идеей которой выступает плененный природой дух (душа человека).
Гегель постоянно подчеркивает в своих суждениях суть отличия человека от животного. В частности, немецкий мыслитель делает акцент на наличии мышления, разума и речи у человека (в этом, по его мнению, и заключается главное отличие). Только это и может составлять истинную природу человека, распространяясь не только на область сознания, но и на духовность (бессознательное).
Логическое охватывает собой абсолютно всю сферу человеческого бытия, в частности, и природное бессознательное, поскольку оно существует для сознания и, представляя момент духовного, само считается чем-то духовным. По этой причине антропология Гегеля посвящена именно природному духу. И именно поэтому термин «природный» следует понимать, как «сверхприродный» в отношении природы, а если взаимосвязь человека с духовной составляющей нужно рассматривать в формате бессознательного, субстанциального, активного внутри, помимо его свободы мышления.
Душа в понимании Гегеля существует как индивидуальная, но при этом есть еще мировая (всеобщая) душа. Душа живет в этом мире всеобщей жизнью природы, участвуя в ней симпатически. В душе сосредотачивается вся жизнь природы:
Гегель называет это микрокосмосом, в котором произошло сжатие макрокосмоса в минимальных масштабах ощущения природного и духовного мира. Следующим важным моментом является разделение всеобщей души на расы, народы, темперамент, таланты и характер, в соответствии с географическими частями света. Изначально, получив в индивиде свое бытие, душа проходит следующие этапы:
Гегель был противником мнения тех, кто видел духовное превосходство одной расы над другой. Мыслитель подчеркивал в своих суждениях равноправие всех людей на Земле, без привилегий и бесправности.
Рассматривая индивидуальные качества человека, Гегель делает акцент на исследовании природных задатков, особенностей характера и темперамента. Так, он не отрицает наличие у индивидуума естественных задатков, но при этом считает, что они нуждаются в развитии, совершенствовании и воспитании.
С психологической позиции немецкий мыслитель рассматривает также половые и возрастные различия. Так, на его взгляд, самое мудрое отношение к миру состоит как раз в примирении с ним и безусловном признании его разумности. Стремление к переустройству мира возникает только лишь в юношеском возрасте с воображением о могуществе переделать его. Это обусловлено направленностью к достижению идеального. Но, в конечном итоге, при выходе из периода юношества, человек погружается в «разумную действительность» и переключается с теоретического на практическое восприятие реальности.
Исходя из подобного понимания смысла человеческой жизни Гегель определяет главные задачи педагогики. Так, он выступает категорически против «играющей педагогики», когда под видом игры преподносятся серьезные знания. Главное, по Гегелю, - воспитывать у детей четкое понимание дисциплины и уважение к старшему авторитету.
Особый интерес представляет и трактовка Гегелем такого важного понятия, как ощущение. Он утверждает, что ощущение ограничено и непосредственно. В нем содержится все, что выступает в сознании духа и разуме. Это все имеет в ощущении собственный источник и свою первоначальную основу.
Гегель в своих суждениях делает попытки преодолеть крайности рационализма и сенсуализма посредством рационалистического истолкования непосредственно ощущений. Они, по его мнению, должны восприниматься как ступени и формы саморазвивающегося мышления, а не как его основа. Немецкий мыслитель, таким образом, обосновывает рационализм.