Сделать объективное и всеобъемлющее описание того или иного народа — непростая задача, особенно сложной она делается когда предметом исследования становятся арабы, чья история в основном развивалась в регионах, издавна заселенными разными нациями.
В антропологическом отношении практически все жители арабских государств Северной Африки и Передней Азии относятся к различным типам народностей, относящихся к большой европеоидной группе. На юго-востоке Аравийского полуострова у определённых групп арабов наблюдается существенная примесь негроидности. Кроме того, там живут люди, которые являются выходцами из Африки. В арабских странах зоны Персидского залива много эмигрантов из Индии.
Арабы считают своей родиной Аравию или другими словами «Остров арабов». Действительно, с севера-запада Аравийский полуостров омывают воды Красного моря, а с юга — Аденской гавани, с востока — Персидского и Оманского заливов. На севере его раскинулась труднопроходимая Сирийская пустыня. Естественно, что при указанном географическом положении древние арабские народы чувствовали себя отдаленными от окружающего мира.
Историки, говоря о происхождении арабов, в основном выделяют историко-этнографические регионы, имеющие свои отличительные характеристики.
Определение этих областей базируется на специфике этнического, культурного и социально-экономического развития арабской нации.
Колыбелью мира арабов называют Аравийскую этно-историческую местность, границы которой вовсе не совпадают со странами Аравийского полуострова. Вторая важная область включает в себя территориальные зоны остальной Иордании, Сирии, Палестины и Ливана.
Отдельным регионом, где обитали арабы, считают Ирак. В одну область объединяют Северный Судан, Египет и Ливию. И наконец, есть еще мавританская территория, состоящая из государств Магриба — Алжир, Тунис, Марокко, а также Западную Сахару и Мавританию. Такое разделение отнюдь не обобщенное, ибо пограничные зоны обладают свойствами, характерными для двух соседствующих регионов.
Арабская большая раса определяется беловатым или смуглым цветом кожи, прямыми или слегка волнистыми волосами различных оттенков, умеренным или сильным развитием волосяного покрова на теле и лице у представителей сильного пола, узким носом и средней толщины губами. Арабы подразделяются на южную и северную ветви. К первой категории как раз и относятся жители Южной Азии, Южной Европы и Северной Индии.
Арабы – темноокрашенные и интенсивно пигментированные европеоиды. Их относят к особой переднеазиатской группе, однако среди них можно выделить и таких, которые сходны с представителями средиземноморских стран. В Йемене арменоиды преимущественно смешаны с негроидами, с древних времен проникавшими сюда из африканских государств. Заметны внешние отличия и между иракскими арабами и арабским народом Сирии, Иордании или Ливана. В Ираке арабы черноглазые, более смуглые, достаточно коренастые, немного напоминающие жителей Азербайджана.
На территории нынешнего Йемена появилось несколько стран, которые в IV столетии н.э. были объединены единым Химьяритским царством, для которого свойственны те же характеристики, которые отмечаются и у государственных образований Древнего Востока: здесь возник рабовладельческий строй, на котором основывалось и развивалось могущество господствующего класса. Государство арабов осуществляло ремонт огромных оросительных систем, строительство ферм, без которых развивать земледелие было невозможно.
Население крупных городов было представлено ремесленниками, которые могли искусно производить высококачественные изделия разного рода, в том числе:
В Йемене добывали не только ароматные смолы и ладан, но и золото и другие драгоценные камни. Постепенно интерес христиан к данной продукции стимулировал транзитную торговлю, благодаря чему увеличился взаимообмен товарами между народами Ближнего Востока и аравийскими арабами.
Жизнь кочевников в те времена, прежде всего, определялась племенным строем, где функционировали подчиненные и доминирующие племена. Внутри каждой народности отношения строились в зависимости от уровня родства. Материальное обеспечение племени непосредственно зависело от качества урожая в оазисах, где располагались возделываемые территории и колодцы. Основным фактором, который негативно влиял на патриархальное существование кочевников, помимо других недружественных племен, были природные бедствия — землетрясения, засуха, эпидемии.
Арабский народ считается исконным населением Аравийского полуострова. Отсутствие исторических сведений о каких-либо масштабных иноэтничных вторжениях в обозримый исторический период говорит об относительно однородном происхождении коренных представителей рассматриваемого региона.
Этногенез народов в современных арабских странах исследован слабо. Факты вторжений и адаптаций разных народов изобилуют в бурной истории практически каждого арабского государства. Историки различают внутри самой нации разнотипность антропологической системы. Это свидетельствует о том, что в ходе расселения арабы постепенно поглотили исчезающие и мелкие этнические группы. В большой степени сложению единого этноса помогло распространение ислама. Надо отметить, что два этих явления — исламизация и арабизация — происходили не синхронно. В основном, исламизация покоренного населения опережала процесс ассимиляции.
Совершенно иначе развивалась ситуация в тех государствах, где арабов было немного. Чем дальше на северо-восток, тем меньше наблюдалось воздействие арабского языка, что не мешало развиваться исламизации. Однако здесь исламская религия приобрела характеристики, свойственные исключительно этому региона. В этом аспекте следует сопоставить элементы этнических традиций, которые имели свой уникальный культурный субстрат.
Практически вся история арабского народа говорит о том, что процесс исламизации происходил естественным путем, ибо господствующий класс не ставил перед собой цели поголовной исламизации общества.
Это было непосредственно связано с тем, что социально-экономические преимущества, определенные для новообращенных, делали ислам наиболее привлекательным для этой части населения. К середине XX столетия был запущен механизм становления политически самостоятельных государств, в котором первое место заняла социальная элита, представляющая нужды наиболее сильных племен. Таким образом, арабский язык, арабы, их культура и государственность сыграли значимую роль в создании того обобщенного ареала, который условно называется «арабским миром». Этот мир был сформирован в процессе завоевательных походов арабских народов и под воздействием ислама еще в Средние века.