Реферат по предмету "Государство и право"


Налоги как инструмент регулирования национальных экономик

Оглавление
Введение...................................................................................................................3
1. Налоговая система России..................................................................................5
2. Налоговая система Испании и Великобритании..............................................8
3. Налоговая система Германии и Италии..........................................................19
4. Налоговая система Канады...............................................................................27
5. Налоговая система США..................................................................................36
Заключение............................................................................................................43
Список литературы...............................................................................................45

Введение
 
Сегодня особенно актуальна итрудноразрешима проблема организации эффективного налогового контроля в России,являющегося важным средством защиты имущественных интересов, как частныхсобственников, так и государства. Непременным условием четкого функционированиявсей системы налогового контроля является эффективность работы налоговыхорганов, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны.
Немаловажную роль в проводимой МНСРоссии работе по подготовке процедур налогового контроля и разработкепредложений по совершенствованию нало­гового законодательства играет изучениеопы­та стран с развитой рыночной экономикой, использование которого (с учетомособенно­стей современного этапа развития российс­кой экономики, а такжебогатейшей прак­тики работы налоговых органов на местах) дает возможностьориентировать разрабаты­ваемые нормативные и методические доку­менты на уровеньсовременных международ­ных стандартов и требований. В данной работе япопыталась осветить наиболее ин­тересные и актуальные аспекты организацииработы налоговых органов, их структуру и функционирование, на примереэкономически высокоразвитых стран — США и ФРГ, использование которых вотечественной практике могло бы повысить эффективность рабо­ты налоговыхорганов.
Налоговые отношенияявляются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит:формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему длявыполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода;регулирование и стимулирование экономики.
Финансовая категорияналогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения,которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерностисвойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в теснойвзаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами,государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требоватьуничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства.Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и справедливостиналогообложения. Государство может максимально реализовывать возложенные нанего социальные функции при условии построения максимального налогообложенияхозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик отдает частьсвоих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду отреализации социальных программ государства.
Финансовые отношенияохватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.По мере развития производительных сил, роста национального богатствареализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сферепроизводства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП,ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики иналоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономикии условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в формефинансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределениявалового внутреннего продукта и национального дохода.
Источником налогов приэтом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимостьнеобходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходовпринадлежащих членам общества. Первичное распределение национального доходадополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогампринадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительномобилизуется государством, для осуществления своих функций.

1. Налоговая системаРоссии
 
Современную налоговую системуРоссии критикуют и в СМИ, и в Госдуме, и в регионах, и налогоплательщики, и,зачастую правомерно.
 Основными недостатками налоговойсистемы являются[3, с. 22]:
1.        Фискальный крен вналогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной частибюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно онадает толчок экономическому развитию.
2.        Высокий уровеньналогообложения предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС.
3.        Нестабильностьналогового законодательства и особенно по прибыли, НДС, акцизам.
4.        Современнаяналоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком иэффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишнимадминистративным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплатыналогов.
5.        Существующееналогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не поэкономическим причинам, а по налоговым.
6.        Ориентация налегкособираемые налоги, у которых налогооблагаемой базой является выручка отреализации продукции, что ведет к явной депрессии экономики производственнойсферы.
Какова же должна быть налоговаясистема, чтобы она дала возможность развиваться производству,предпринимательству и, главное, увеличивала доходы населения? В оценкеэффективности любой налоговой системы существует три критерия[6, с. 18]:
1.        Соотношениявыгоды налогоплательщика предоставляемым государством услуг.
2.        Административныеиздержки.
3.        Затратыналогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.
Чтобы судить об эффективностисовременной налоговой системы России необходимо выяснить составляющие этойсистем. При анализе этого вопроса пришлось столкнуться с существующей сегодняпроблемой: нет единой трактовки понятий
·          налоговая системаи ее элементы
·          системаналогообложения и ее элементы.
Это государственная система мерполитического, экономического, административного, правового характера,направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роставнутреннего валового продукта (ВВП).
Налоговая система включает:
1.        Налоговые органы
2.        Налоговоезаконодательство
3.        Налоговую полицию
4.        Налоги
5.        Пошлины
6.        Сборы
7.        Другие платежи
8.        Распределениеналогов по уровню бюджета
9.        Налоговые суды(проект)
Все налоги рассматривают поисточникам поступления:
1.        Налогиюридических лиц
2.        Налоги нафизических лиц
а также по уровню зачисления вбюджет:
1.        Федеральные
2.        Республиканские(субъектов РФ)
3.        Местные
Всего на сегодня существуют идействуют около 300 налогов, сборов, платежей и пошлин. Налоги делятся по видуна прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов. Косвенные налоги — срасходов с потребления.
1.        Прямые налоги
1.        Подоходный налог
2.        Налог на прибыль
3.        Налог наимущество
4.        Ресурсные платежии д. р.
2.        Косвенные налоги
1.        Налог надобавленную стоимость (НДС)
2.        Акцизы
3.        Налог с продаж
4.        На операции сценными бумагами и др.
Элементами системы являются:
1.        Объект (предмет)
2.        Субъект(налогоплательщик)
3.        Налогооблагаемаябаза
4.        Ставка (твердая,процентная)
5.        Порядокисчисления
6.        Срок уплаты
7.        Штрафы, пеня
8.        Контроль
В настоящее время согласноФедеральному закону «Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации» в ст. 19, 20, 21 действует до принятия Госдумой II частиНалогового кодекса прежний список налогов по уровню. Общее количество их 45, вчастности:
·          федеральныхналогов и сборов -15
·          республиканских(субъектов РФ) — 7
·          местных налогов исборов — 23.
 
2. Налоговая системаИспании и Великобритании
 
Налоговая система Испании- одна из самых молодых в Европе. Но настоящему она стала создаваться лишь впостфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии стребованиями Европейского Союза[2, с. 13].
Испанская налоговаяслужба была реорганизована в 2002 г., создан единый налоговый орган — Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговыхподразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлятьсебе 18% от суммы собранных налогов. Налогообложение в Испании, как и вРоссийской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном,региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетаниягосударственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций. Нафедеральном уровне, как в России, так и в Испании, взимаются прямые налоги надоходы физических лиц (подоходный на прибыль) и юридических лиц (налог наприбыль). Испанцы исчисляют подоходный налог на основании заполняемых всемидеклараций о доходах, в которые вносятся данные о всех видах доходов.Минимальный налог (13%) взимается с суммы индивидуального годного дохода более2 млн. песет; максимальный (56%) — с доходов, превышающих 10 млн. песет в год.С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налогивзимаются автоматически на предприятии также, как и в России. Со всех остальныхвидов дохода, включенных в декларацию (частная практика, поступления отнедвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок) испанецплатит непосредственно в налоговое управление Министерства финансов. Вдекларацию заносятся не только поступления, но и различные социальные пособия ивыплаты, положенные ему, например, на детей, на уход за престарелыми иинвалидами. Если налогоплательщик занимается частной практикой, то изполучаемых им доходов вычитается оплата аренды снимаемого помещения иоборудования. Если испанец взял в банке кредит на приобретение жилья,государство выплачивает ему определенную сумму, вычитаемую из суммы дохода.Таким образом, налог взимается с общей суммы доходов за вычетом суммыпостоянного жалования и различных льгот. Если остаток получается отрицательным,государство возмещает эту сумму. Законодательством установлены строгие срокипредоставления налоговой декларации: Испания — 20 июня, Российская Федерация — 30 апреля каждого года. Если же последний срок предоставления падает навыходной день, срок переносится на первый следующий за ней рабочий день, (ст.66 Налогового кодекса РФ). Просрочка карается штрафными санкциями — определенный процент за каждый день. Налог можно выплачивать сразу, либо двумячастями: 60 % и 40 % в течение 6 месяцев с момента подачи декларации. ВРоссийской Федерации налогоплательщики вносят авансовые платежи по 1/3 годовойсуммы налога, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога, по 1/3начисленного налога с предполагаемого дохода на текущий год. Налог на прибыльвзимается на основе бухгалтерских документов предприятий. Ставка налога сюридических лиц в Испании составляет 35 % в отличие от Российской Федерации,где ставка — 30 %. С 2002 г. для усиления контроля за сбором налогов с мелкихпредпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономикиИспании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. Всоответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднююоценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) взависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка.Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (площадьпомещения, количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки наэти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.
В соответствии стребованиями Европейского Союза в Испании введен налог на добавленную стоимость(испанская аббревиатура -IVА). Существует три вида налога: льготный — 3% (электроэнергия, транспорт медикаменты), средний — 6% и максимальный — 16%. Еговыплачивают все без исключения граждане Испании и проживающие на ее территориииностранцы и туристы, поскольку налог входит в стоимость всех промышленных ипродовольственных товаров, различных видов услуг, транспортных билетов. Рядпрямых налогов передан автономиям, в частности «налог на капитал» — наследство и собственность (независимо от местонахождения имущества — в Испанииили за рубежом).[4, с. 18] В Российской Федерации, помимо налога на имуществофизических лиц и налога на наследование или дарение к местным налогам и сборамтакже относится земельный налог, налог на рекламу и местные лицензионные сборы.В Испании же к ведению местных властей относятся налоги на автотранспортныесредства, а также на строительные и инженерные работы. Автономные властисобирают налоги и на первом этапе оставляют их у себя. Затем эти средства игосударственные отчисления распределяются между автономией, мэрией имуниципалитетами в зависимости от уровня их развития и потребностей вфинансировании. Налог на недвижимость устанавливается в зависимости откадастровой стоимости, определяемой на государственном уровне. Мэрии имуниципалитеты самостоятельно устанавливают ставки налогов в рамкахсуществующих лимитов — от 0,4% до 1% (в Мадриде ставка составляет 0,4%кадастровой стоимости недвижимости; в Барселоне — 0,9%). В большинстве странмира уклонение от налогов — основная проблема, с которой приходится боротьсягосударству. Повысить собираемость налогов в Испании удалось с помощью рядамер. Во-первых, проводилась постоянная разъяснительная работа, цель которой — убедить население в необходимости выплаты итогов и демонстрация выгодностиуплаты налогов, значительная чисть которых идет на нужды образования. Всознание граждан постепенно внедряется мысль, что налоги являются важнымусловием финансово-экономической стабильности в стране в целом и способствуютразвитию экономики.
В России уже осозналиважность влияния на сознание налогоплательщиков, однако кампании,«рекламирующие» выгоды, к которым приводит своевременная уплатаналогов, организуются в средствах массовой информации лишь один раз в году задва месяца до последнего срока подачи налоговой декларации. Во-вторых, вИспании введено обязательное предоставление налоговых деклараций, фиксирующихвсе доходы, получаемые гражданами. В-третьих, установлен жесткий контроль засбором налогов, осуществляемый инспекционной службой, организационно входящей вГосударственное налоговое агентство. В Российской Федерации такой контрольосуществляется налоговой инспекцией. Используются два основных метода проверкиправильности уплаты налогов: общий контроль (на основе компьютерной обработкиданных) и перекрестный (сопоставлением различных данных инспекциями на местах).Заполняемые декларации, как в России, так и в Испании, хранятся не менеечетырех лет, в течение которых налоговый инспектор вправе потребовать ее улюбого гражданина в любой момент для проверки. Все предприниматели, в первуюочередь владельцы мелких мастерских, баров, магазинчиков, в Испании и в Россииобязан вести строгий учет своей финансовой деятельности с помощью кассовыхаппаратов, оформляя любую услугу или покупку чеком, который вручается клиенту.Однако, несмотря на предпринимаемые меры, число граждан не желающих платитьналоги достаточно велико. Механизм утаивания доходов и уклонения от уплатыналогов достаточно прост и одинаков в обеих странах. Предприниматели просто нефиксируют поступающую прибыль или переводят ее на счета подставных фирм. Многиеприбегают к услугам адвокатов, помогающих найти пробел в законодательстве. Вэтом случае на помощь государству приходят налоговая полиция и суд,возвращающие в государственную казну миллионы, укрытые от налогообложения[1, с.28].
 Подоходный налог в Великобританиивзимается по прогрессивной ставке, т.е. ставке, которая растет в зависимости отсуммы дохода. Подоходный налог взимается за год начиная с 6 апреля. Минимальнаяставка подоходного налога — 20% — взимается с дохода от 0 до 4300 фунтов стерлингов. Основная ставка — 23% — взимается с дохода от 4301 до 27100 фунтов стерлингов. И, наконец, максимальная ставка подоходного налога составляет 40% дляежегодного дохода свыше 27100 фунтов стерлингов. Правительство объявило о своемрешении не поднимать основную и максимальную ставки налога в своем нынешнемсоставе парламента. Оно также надеется снизить минимальную ставку подоходногоналога до 10%. Из приблизительно 26 миллионов налогоплательщиков 7,6 миллионаплатят по минимальной ставке, 16,2 миллиона платят по основной ставке и 2,4миллиона платят по максимальной ставке подоходного налога.
 Суммы, не облагаемыеподоходным налогом, разнообразны. Всем налогоплательщикам освобождается отуплаты налогов сумма в 4195 фунтов стерлингов. Кроме этого, дополнительныминалоговыми льготами пользуются семейные пары, вдовы и вдовцы, граждане старше65 лет и слепые[6, с. 77].
 Среди наиболее важныхналоговых льгот можно выделить льготы на выплаты по займу на покупкунедвижимости до 30 тысяч фунтов стерлингов. Льгота составляет 10% от суммы, приэтом выплаты, которые заемщик платит банку, снижаются с учетом налоговойльготы, а сумма налоговой льготы передается непосредственно банку, минуяналогоплательщика. Другая льгота покрывает взносы работников в счет своихпенсий. В целом, подоходный налог взимается со всего дохода, полученного вВеликобритании, хотя некоторые формы дохода, например, пособие по уходу заребенком, являются исключением, а также со всего дохода, который получили заграницей граждане Великобритании. Соглашения более чем с сотней стран — самаябольшая сеть налоговых соглашений в мире — позволяют избежать двойногоналогообложения. Граждане Великобритании, работающие за границей, могутвыиграть от 100% налоговых льгот.
 Большинство наемныхработников платят подоходный налог по схеме Pay-As-You-Earn (зарабатывай и плати),где налог вычисляется и передается Управлению внутренними бюджетнымипоступлениями работодателем. Это позволяет большинству налогоплательщиковизбежать ошибок при подсчете и отчислении налогов. Была введена в действиесистема самооценки подоходного налога. Это касается в основном людей, которыеплатят по максимальной ставке налога и частных предпринимателей. Они должнысами подать налоговую декларацию и заплатить налоги. Налогоплательщики в этомслучае могут производить расчеты сами или предоставить эту работу Управлениювнутренними бюджетными поступлениями.
 Компании платят налог наприбыль после вычета определенного количества налоговых льгот и необлагаемыхналогом сумм. Основная ставка налога на прибыль с предприятий — 30%. Сниженнаяставка налога — 20% — применяется к небольшим компаниям — тем, чьи годовыедоходы не превышают 300000 фунтов стерлингов. Для компаний с ежегодным доходомот 300 тыс. до 1,5 млн. фунтов стерлингов предусмотрена льготная ставка, размеркоторой находится между основной и сниженной ставками. Некоторые расходы наосновные средства могут сопровождаться налоговыми льготами. Например — расходына машины и оборудование, производственные сооружения, сельскохозяйственныесооружения и научные исследования. Для небольших и средних компаний в первыйгод деятельности налоговые льготы на покупку машин и оборудования составляют40%.
С 2006 года была введенав действие новая система уплаты налогов. Согласно этой системе около 20 тысячкрупных компаний теперь платят налоги ежеквартально. Налог на корпорации,выплачиваемый авансом, который платят компании, распределяющие прибыль междуакционерами, отменен. Введена система самооценки компаний, аналогичная системедля налогоплательщиков.
 Налог на доход с производстватоплива платят компании, добывающие нефть и газ на территории Великобритании ина прилегающем к ней континентальном шельфе по лицензии Министерства торговли ипромышленности. Доходы от производства топлива облагаются 50% налогом послевычета соответствующих налоговых льгот. Новые месторождения нефти и газа,разрешение на разработку которых дано после 16 марта 2003 года, не облагаютсяэтим налогом. Налог на доход от реализации основных средств платят частныепредприниматели и трастовые фонды. Он взимается с суммы, из которой вычитается6800 ф. ст. для частных предпринимателей и 3400 ф. ст. для трастовых фондов.Доход от реализации некоторых типов основных средств не облагается налогом. Онивключают государственные ценные бумаги, определенные ценные бумаги компаний идр. Для частных предпринимателей налог на доход от реализации основных средстврассчитывается на основе ставок подоходного налога, как если бы эта сумма былабы дополнительным подлежащим налогообложению доходом. Для трастовых фондов существуютспециальные ставки налога[8, с. 12].
Правительство обдумываетвозможность обложения компаний этим налогом, которые на данный момент платяттолько налог на прибыль. Налог на наследство взимается с имущества, переданногопосле смерти, а также дарах, сделанных в течение семи лет после смерти.Большинство других перемещений имущества в течение жизни не облагается налогом.Есть несколько важных исключений, не подлежащих налогу на наследство: переходсобственности между супругами, дары и пожертвования в Британскиеблаготворительные фонды и основные политические партии. В целом, основные фондыкомпаний и обрабатываемая земля не облагаются налогом на наследство, так чтосемейный бизнес может переходить из рук в руки без налога. Налог на наследствовзимается с сумм более 233000 фунтов стерлингов. Ставка налога составляет 40%.Только 3% всех наследств в год облагаются этим налогом.
 В марте 2006 годаправительство объявило о начале разработки нового закона о малом бизнесе, которыйбудет направлен на его поддержку, освободит его от некоторых видовгосударственного регулирования и облегчит тяжесть налогообложения. НДС — основной косвенный налог со стандартной ставкой 17,5%. Сниженная ставка 5%применяется для домашнего топлива и энергии и для установки энергосберегающихматериалов в хозяйствах с низким уровнем дохода согласно государственнойпрограмме. НДС собирается на каждой стадии производства и реализации товаров иуслуг. В итоге налог платит потребитель. Годовой уровень объема продаж, свышекоторого продавцы должны регистрироваться для НДС, составляет 50000 фунтов стерлингов. Определенные товары и услуги освобождаются от НДС, либо являясьисключениями, либо облагаясь по нулевой ставке.
 По нулевой ставке налогапроизводитель или продавец не облагает налогом потребителя, но возмещает себеналог, заплаченный поставщикам. Среди категорий товаров и услуг, облагаемых понулевой ставке НДС, можно отметить товары на экспорт, большая часть пищевых продуктов,вода, внутренний и международный пассажирский транспорт, газеты и другиепериодические издания, строительство новых жилых зданий, детская одежда иобувь, лекарства по рецептам, услуги для инвалидов и другие товары или услуги вили от благотворительных обществ.
В случае исключений,производитель или продавец не облагает налогом потребителя, но и не можетвозместить налог, заплаченный поставщикам за сырье. Основными категориямитоваров и услуг, подлежащих исключению от НДС, являются земля и строения,страхование и другие финансовые услуги, почтовые услуги, азартные игры (снекоторыми исключениями), лотереи, большая часть образовательных услуг, услугиздравоохранения.  Таможенные пошлины взимаются с товаров, прибывших в страну изгосударств, не входящих в Европейский Союз в соответствии с его Общимтаможенным тарифом. Товары могут перемещаться совершенно свободна в пределахстран ЕС без таможенных пошлин. Акцизы и НДС взимаются в стране, куда товарыдоставляются, по ее ставкам налогов.
Нефтепродукты, используемыекак топливо, облагаются более высокими акцизами, чем те, которые используютсядля других целей. Однако, существуют сниженные ставки, предназначенные дляпоощрения использования более экологически чистых видов топлива, таких, какбензин высокой очистки, дизельное топливо с пониженным уровнем серы и газ,используемый как топливо для автомобилей. Керосин, не используемый втранспортных средствах, большинство смазочных масел и нефтепродуктов,используемых для определенных промышленных, сельскохозяйственных и морскихцелей не облагаются акцизом или облагаются очень низкой ставкой. Заменителитоплива облагаются акцизами по той же ставке, что и соответствующийнефтепродукт. Акцизами облагаются крепкие спиртные напитки, вино, пиво и сидрсогласно крепости напитка и объему емкости. Спирт, используемый для научных,медицинский, исследовательских и промышленных целей не облагается акцизнымналогом[8, с. 16].
 Акциз на сигаретывзимается частично как сумма с каждой сигареты и частично как процент отрозничной цены. Акцизный налог на другие табачные изделия основывается на ихвесе. Правительство полно решимости поднять акцизный налог на табак и табачныеизделия как минимум еще на 5% в рамках своей программы по снижению уровнякурящего населения.
 Акцизный налог взимаетсяс игры в казино, ставок и пари, бинго и игровых автоматов. Ставки зависят отконкретного вида азартной игры. Акциз исчисляется либо как процент от валовогоили чистого дохода, либо, в случае игровых автоматов, взимается фиксированнаясумма с каждого автомата в зависимости от цены игры и размера возможноговыигрыша. Валовой доход от Национальной лотереи облагается 12% акцизнымналогом, но выигрыши этой лотереи не облагаются.
Годовой акцизный налог навладельцев личного транспорта (легковых машин и такси) взимается в размере 150 фунтов стерлингов. Налог на грузовой транспорт исчисляется в зависимости от грузоподъемности, и,в случае, если она составляет более 12 тонн, согласно количеству осей. Онразработан с таким учетом, чтобы сумма налога по крайней мере покрывала их долюизноса дорог. Акциз на такси и автобусы варьируется согласно количествупассажирских мест, а акциз на мотоциклы зависит от объема двигателя. Личныйтранспорт — машины, такси и мотоциклы, произведенные до 1973 года освобожденыот акцизного налога. Планируются новые ставки акциза для машин с пониженнымуровнем загрязнения окружающей среды — скидки до 50 фунтов стерлингов для легковых машин и до 500 фунтов стерлингов для грузовых машин и автобусов.
 Некоторые переходысобственности из рук в руки облагаются гербовым сбором. Передача акцийоблагается гербовым сбором в размере 0,5% стоимости передаваемой собственности.Исключением являются акты дарения и передача собственности в благотворительныеобщества. Остальная собственность (исключая акции) облагается гербовым сборамсогласно стоимости передаваемой собственности: 1% для собственности дороже 60тыс. ф. ст., 2% для собственности дороже 250 тыс. ф. ст. и 3% длясобственности, чья стоимость превышает 500 тыс. ф. ст. Органы местногосамоуправления в Великобритании имеют четыре основных источника дохода:субсидии от центрального правительства, местный налог, деловые налоги и сборы.Около 75% всех затрат местных органов финансируются правительством иперераспределенными деловыми налогами[2, с. 26].
 Деловые налоги — этоналоги с арендаторов нежилых помещений. Стоимость этих помещений оценивается поуровню годовой аренды и пересматривается каждые пять лет. Деловая ставкаустанавливается центральным правительством и собирается органами местногосамоуправления. Доходы от этого налога идут в общий фонд, из которого они затемперераспределяются в органы местного управления в соответствии с количествомжителей этого округа. Правительство также предполагает ввести новыйдополнительный местный налог, максимальную ставку которого будет устанавливатьправительство, а все остальное отдадут в руки местных властей.
Жилые дома вВеликобритании облагаются местным налогом. Каждый дом или квартира принадлежитк одному из восьми разрядов для оценки, основанных на их рыночной стоимости вапреле 2001 года. Скидки даются домам с менее чем двумя взрослыми квартирантамии людям с низкими доходами. Скидки могут составлять до 100% от суммы местногоналога.
В Северной Ирландииместный налог собирают органы местного самоуправления.

3. Налоговая системаГермании и Италии
 
В США, ряде европейскихстран федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, местные налоги — в местныйбюджет и т.д. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется сверху внизпутем субсидий вышестоящих бюджетов в виде дотаций.
Иначе обстоит дело в Германии,наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета.Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственныхдоходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется вфедеральный бюджет, 42,5% — в бюджет соответствующей земли и 15% — в местныйбюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным иземельным бюджетами. Налог с продаж также распределяется между по всем трембюджетам, но соотношения часто изменяются. В 2002 году он распределялся так:60% — в федеральный бюджет, 35% — в земельные бюджеты и 5% — в местные. Налог спродаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходитвыравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, гдеприменяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов.Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия,перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям — НижнейСаксонии, Шлезвиг-Гольштейну[4, с. 33].
 Принципиальным отличиемналоговой системы Германии от французской является наличие налога с продажвместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% — второе местопосле подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующимисточником. Его общая ставка — 14%. Но основные продовольственные товары, атакже книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Налог на доходыкорпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога нанераспределенную прибыль — 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам — 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются изприбыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Егоминимальная ставка — 19%, максимальная — 53%. Максимальная ставка налогаприменяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальныеотчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и вСША, делится в равной пропорции между предпринимателем и работником. Местныеналоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируетсяделовая активность в регионах.
 Со времени Л. Эрхарда вГермании укоренились следующие принципы, на которых строится системаналогообложения: [5, с. 46]
— налоги должны быть повозможности минимальными;
— затраты на взиманиеналогов должны быть минимально необходимыми;
— налоги не должныпрепятствовать конкуренции;
— налоги должны бытьнацелены на более справедливое распределение доходов;
— система должнастроиться из уважения к частной жизни человека. В связи с  налогообложениемчеловек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговыйработник не имеет права никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике.Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;
— налоговая системадолжна исключать двойное налогообложение;
— величина налогов должнасоответствовать размеру государственных услуг, включая защиту человека и всеостальное, что гражданин может получить от государства.
Субъектом обложениявыступают частные лица, резиденты и нерезиденты Италии, а объектом — ихдоходы. У резидентов (таковыми помимо исконных итальянцев считаются иностранцы,которые имеют в Италии основной источник доходов или проживают в стране более 6месяцев) этим налогом облагаются все доходы, полученные не только в Италии, нои за границей. Нерезиденты выплачивают этот налог только с доходов, полученныхв Италии.Все доходы частных лиц в зависимости от источника происхожденияделятся на пять категорий, каждая из которых имеет особенности исчисления.Этими источниками признаются:
— земельнаясобственность, недвижимость и строения;
— капитал;
— работа по найму исвободные профессии;
— предпринимательство;
— прочие источники.
 По категории a) облагаемый доход, полученный отземельной собственности, ведения сельскохозяйственной деятельности, а такжестроений и сооружений, исчисляется кадастровым методом. Каждому виду недвижимойсобственности соответствует определенный размер дохода, который принимается врасчет независимо от того, был или не был он реально получен. Кадастровыеоценки пересматриваются каждые 10 лет, а в промежутке к действующим нормамМинистерство финансов имеет право вводить поправочные коэффициенты.
 При исчислении доходовот строений в расчет принимаются городские дома, дачи, мастерские и другиепостройки, используемые собственниками для проживания или сдачи внаём. Подобнаяпрактика не распространяется на сельскохозяйственные строения (помещения длясодержания скота, хранения сельскохозяйственной продукции и т.д.), а такжеразличные вспомогательные постройки торговых предприятий (склады и т.п.).
Доход от строений, какуже указывалось, определяется согласно кадастровым коэффициентам, однако в рядеслучаев делается отступление от общего правила. Так, если здание не может бытьиспользовано по назначению или сдано в аренду без согласия владельца,кадастровая оценка сокращается на 70%. И наоборот, кадастровая оценкаувеличивается на 300%, если дом, расположенный в густонаселенных коммунах счислом жителей более 300 тыс. человек, не используется владельцем и не сдаетсяим в наем. Тарифы также возрастают (на 30%) по отношению ко второму дому (неосновному месту пребывания) владельца.
Категория b) включает всевозможные виды денежнойренты — проценты по займам, текущим и депозитным счетам в банках, облигациям идругим ценным бумагам, выигрышам в лотереях, аннуитетам и пр. Особенность этойкатегории доходов состоит в том, что изъятие налога осуществляется вбольшинстве случаев у источника, поэтому эти суммы не включаются в облагаемыйдоход физического лица. При этом ставка налога в случае его изъятия у источникаявляется единой для всех налогоплательщиков независимо от общего размерадохода.
Категория c) фактически объединяет все трудовыедоходы. Она подразделяется на доходы от работы по найму и доходы лиц свободныхпрофессий. Доходы лиц, работающих по найму, являются главным источникомпоступлений по подоходному налогу с физических лиц, их удельный вес в общейсумме налогооблагаемого дохода превышает 80%.
Категория d) касается доходов мелкой,некорпорированной буржуазии, которая имеет частные коммерческие предприятия.Прибыль от этих предприятий исчисляется так же как и прибыль корпораций, однакодля налоговых целей рассматривается как индивидуальный доход владельца (правилаподсчета доходов корпораций и компаний рассматриваются ниже).
 Доходы семейногопредприятия согласно гражданскому кодексу должны распределяться пропорциональноколичеству и качеству труда, выполняемого членами семьи. Однако в отношении сналоговыми органами этот доход делится на равные части между всеми участникамипредприятия, что дает возможность главе семьи сократить объем налогооблагаемогодохода, к которому соответственно применялись уже более низкие прогрессивныеставки. Доход, распределяемый между участниками, не должен превышать 49% общегодохода предприятия.
Облагаемый доход семейныхпредприятий определяется согласно общему положению, однако при этом имеютсянекоторые допущения. В связи с тем, что мелкие предприятия ведут бухгалтерскуюотчетность по упрощенной схеме, не все виды расходов данного предприятиядокументально подтверждаются. Для определения этих расходов используетсяследующее правило: объем неучтенных расходов равен 3% с доходов до 12 000 000лир, 1% от 12 000 000 до 150 000 000 лир, 0,5% от 150 000 000 до 180 000 000лир.
 В категорию e)входят следующие виды доходов: прибыль от спекулятивной перепродажи земли,недвижимости, предметов искусства в пределах обусловленного периода времени;доходы от собственности, находящейся за границей; платежи за разовые ислучайные услуги и др. Совокупный доход, образованный из всех перечисленныхвыше источников, затем корректируется на сумму разрешаемых вычетов. Согласноновому кодексу, налогоплательщик имеет право на вычет из облагаемой суммыследующих расходов[6, с. 12]:
— суммы уплаченногоместного подоходного налога;
— арендной платы и другихвсевозможных платежей за недвижимость;
— процентов, уплачиваемыхпо полученному ранее ипотечному кредиту;
— расходов на лечение(полностью вычитаются расходы на посещение специалистов, протезирование ихирургические операции);
— расходов на похороны (всумме не более 1 000 000 лир);
— расходов на образование(в сумме, не превышающей платы за обучение, установленной в государственныхучебных заведениях);
— алиментов;
— взносов в системусоциального страхования и обеспечения;
— взносов по страхованиюжизни и от несчастных случаев;
— расходов, связанных спроведением выборных компаний (данное право имеют предприниматели);
— расходов, связанных стекущим ремонтом, содержанием и охраной произведений искусства;
— взносов в фонд борьбы сголодом (максимальная сумма 2% облагаемого дохода);
— помощи театральнымобъединениям (до 20% облагаемого дохода);
— потерь, понесенныхарендатором из-за прекращения арендного соглашения;
пожертвований в пользуцеркви.
Налог — это универсальныйинструмент налогообложения прибылей капиталистических корпораций. Онраспространяется на все промышленный, коммерческие и кредитно-финансовыекомпании на территории страны, а также на их заграничные филиалы. Под негопопадают и мелкие частные предприятия, не имеющие статуса акционерных обществ,но построенные на долевом участии в капитале (партнерства, кооперативы и др.). Объектомобложения является чистый доход компании в виде нераспределенной прибыли.Последняя определяется на основе счета прибылей и убытков и других данныхбухгалтерского учета по формуле: валовой доход компании минус издержкипроизводства и расходы, необходимые для поддержания процесса коммерческойдеятельности[1, с. 50].
Издержки и расходы,вычитаемые из валового дохода предприятия, включают широкий ряд статей. Преждевсего, это заработная плата персонала, но без учета выплат директорам компаниив порядке участия в прибылях. Эксплуатационные расходы, расходы на ремонт имодернизацию основных фондов разрешены в пределах до 5% стоимости на началоналогового периода. Расходы на НИОКР могут вычитаться в полном объеме издоходов в первый год их проведения; в последующий период размер вычета — неболее 25% фактических затрат.
Регулирующая рольподоходного налога с юридических лиц проявляется и в ряде других случаев.Например, если при продаже части основных капиталовложений получена прибыль, тоона зачисляется на специальный резервный счет, который приравнен камортизационному фонду и таким образом освобожден от налога.
 Специальные правиларегулируют обложение доходов, полученных за границей. Налоги, уплаченные там,дают право на налоговую льготу в Италии. В тех случаях, когда между Италией истраной, где был получен доход, имеется договор об избежание двойногоналогообложения, он регулирует процент изъятия, который не может превышатьсуммы итальянского подоходного налога. В тех случаях, когда такой договоротсутствует, льготное изъятие лимитируется в пределах 25%. Таким образом,принцип универсальности обложения доходов, полученных за границей, в Италии несуществует, и эффективные ставки подоходного налога колеблются от 33 до 75%текущих ставок в зависимости от страны происхождения[9, с. 13].
С 2003 г. налог взимается по единой ставке 36%. До этого периода основная ставка подоходного налогасоставляла 25%. Кроме неё в Италии имелись две специальные ставки. Дляфинансовых и холдинговых компаний, оперирующих только с ценными бумагами,ставки подоходного налога сократились до 7,5%. Компании и организации со«смешанным» капиталом, в котором доля участия государства превышала50%, уплачивали налог по ставке 6,25%.
Налог на добавленнуюстоимость взимается по дифференцированным ставкам. В настоящее время их пять:льготная — 2%, основная — 9%, две повышенные — 18% и 38%, а также нулевая,которая применяется к экспорту товаров и услуг. Льготная ставка 2% применяетсяк товарам первой необходимости (хлеб, молоко и другие продукты питания), атакже газетам, журналам. По основной ставке 9% облагается широкий кругпромышленных изделий, в том числе текстильных. Продукты питания и спиртныенапитки, продаваемые через ресторан, а также бензин и нефтепродукты облагаютсяпо ставке 18%. Самая высокая ставка применяется к предметам роскоши (меха,ювелирные изделия, спортивные автомашины). Особая категория косвенных налоговпредставлена такими старейшими фискальными инструментами, как гербовый,регистрационный и концессионный налоги.
 Гербовый налог взимаетсяв форме продажи государством специальной гербовой бумаги или гербовых марок,требуемых по закону для надлежащего оформления различных коммерческихдокументов (долговых обязательств, квитанций, чеков, счетов-фактур, по которымне взимается налог на добавленную стоимость; частных контрактов и письменныхсоглашений). Все нотариальные операции в обязательном порядке облагаютсягербовым сбором. Размер гербового налога дифференцирован по видам документов, авнутри отдельных видов (например, долговые расписки) зависит от суммы сделки.По упомянутым долговым распискам с каждой 1000 лир взимается налог от 5 до 8лир. Цена фирменных бланков колеблется от 400 до 1500 лир за один лист.
 Регистрационный налогвыплачивается в тех случаях, когда совершаемая сделка или акт должны бытьзарегистрированы государством в соответствующих книгах. По закону регистрациянеобходима при переходе прав собственности (суда, наземные средствапередвижения, патенты и некоторые другие). Кроме того, регистрируются всеконтракты, связанные с лизингом, займами, доверенности, дарственные, судебныерешения и предписания.

4. Налоговая системаКанады
 
Налоговая система Канады в современных условиях представленана трех основных уровнях[6, с. 19]:
• федеральном (48% государственныхдоходов);
• провинциальном (42% государственныхдоходов);
• местном (10% государственныхдоходов).
Главную часть доходовфедерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доляего постоянно увеличивается. За 2004—2006 годы доля подоходного налогаувеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов).Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги,акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.
 Налоговые источникидоходов провинций складываются из:
—   подоходного налога с населения;
—   налога с продаж;
—   налога на прибыли корпораций;
—   акцизов;
—   налогов в фонды социальногострахования;
—   налогов на дарения;
—   рентных платежей;
—   различных регистрационных илицензионных сборов.
 Основную долюпоступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги.
Налоговые поступленияместных бюджетов состоятиз налога на недвижимость и налога на предпринимательство.
 В стране сложилась четкая система налогового регулирования:
Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политикии экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся наобсуждение — прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимаетсяМинистерство национального дохода.
 Все возникающие споры повопросам налогообложения разрешает Налоговый суд. Отдельным провинциямсделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходныйналог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта — налог на прибыль. Основополагающимиактами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход(регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Законо страховании по безработице (системы социального обеспечения).
 Первым этапоммодернизации налоговой системы Канады стала налоговая реформа, начатая в 2007 г. Она коснулась двух основных доходных статей бюджета: подоходного налога и налога на прибыль.В дальнейшем был проведен радикальный пересмотр системы косвенных налогов.
 В соответствии среформой 2007 г. в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставкиподоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе —свои местные ставки подоходного налога, (см. Таблица 1 и Таблица 2).
Таблица1.
Ставки федеральногоподоходного налога
Доход, тыс. долл.
Максимальная федеральная ставка, %
-29590 17 29590 -59180 26 более 59180 29
 
Таблица 2.
Ставки подоходногоналога с физических лиц, действующие в регионах
Провинция, территория
Основная ставка, %
Основная федерально-провинциальная ставка, % Ньюфаундленд Новая Шотландия о. Принца Эдуарда 21,0* 19,0** 19,0 52,3 50,3 50,3 Нью-Брансуик 20,1 51,4 Квебек 21,6 52,9 Онтарио 21,6 52,9 Манитоба 19,1 50,4 Саскачеван 20,6 51,9 Альберта 14,8 46,1 Брит. Колумбия 22,9 54,2 Юкон 15,3 46,6 Северо-западные территории 13,0 44,4
* Ставка составляет 69% от основной федеральной. В Ньюфаундлендесуществует пяти процентный дополнительный налог на сверхдоходы.
** Основная ставка равна 59,5% основной федеральной. С 1 июля 2007 г. ставка провинции снизится до 19,5% основной федеральной. В настоящее время с дохода,превышающего 10000 канадских долларов, берется дополнительный налог в размере10%.
В остальных регионахсуществуют свои особенности применения различных ставок для различных суммдохода. Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отменена. Многиельготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита. Такимобразом, новая налоговая система построена на одинаковом обложении доходов,независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложенииреальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствиис ростом потребительских цен).
 Большое значение всистеме подоходного налога с населения имеет налог на прирост рыночной стоимостиактивов. Если ранее только половина этого дохода подпадала подналогообложение, причем реальная ставка совокупного федерально — провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая долярасширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимостивозросла до 30%.
 Значимую роль играет налогна прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которыепобуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств,внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другимобщественно полезным мероприятиям.
Ставка налога наприбыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка — 28% (для компанийобрабатывающей промышленности — 23%). Провинциальные ставки налога на прибыльпредставлены в Таблица 3.
 
Таблица 3.
Ставки налога наприбыль, действующие в регионах
Провинция, территория
Основная ставка, %
Основная федерально-провинциальная ставка, % Ньюфаундленд 14,0* 43,12 Новая Шотландия 16,0" 45,12 о. Принца Эдуарда 15,0 44,12 Нью-Брансуик 17,0 46,12 Квебек (от вида де-ти) 8,9-16,25 38,02-45,37 Онтарио 15,5 44,62 Манитоба 17,0 46,12 Саскачсван 17,0 46,12 Альберта 15,5 44,62 Брит. Колумбия 16,5 45,62 Юкон 15,0 44,12 Северо-западные тер-ии 14,0 43,12
* Ньюфаундленд снижает ставку для компаний, создающих более 10 рабочихмест с полной занятостью и инвестициями не менее $500 000.
** С 1 июля 2003 г. снизилась ставка для корпораций, создающих рабочиеместа в фармацевтической, компьютерной, телекоммуникационной и аэрокосмическойотраслях./>Основные налоговые льготы
Основные налоговые льготыдля корпораций включают:
—   инвестиционный налоговый кредит;
—   налоговый кредит на расходы НИОКР;
—   ускоренные нормы амортизации;
—   льготные условия налогообложениястоимости активов;
—   скидки на истощение недр и др.
Постоянно увеличивающийсядефицит федерального бюджета привел к более рациональному использованиюналоговых льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и вуменьшении размеров. В 2007 г. были отменены инвестиционный налоговый кредит искидка на корректировку товарно-материальных запасов.
Снижены нормы амортизациидля пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности длябурового оборудования, рабочих частей машин, рекламного оборудования.
Сохранены льготы настимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит дляатлантических провинций составляет 15%, а для специально выделенной группырайонов — 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% длявсех компаний и 45% — для обрабатывающего сектора в отдельных районах. Длястимулирования развития сельского хозяйства и рыболовства также предусмотренымеры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компанийданных отраслей. Цель одной из них — привлечь детей фермеров к работе всельском хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейной фермерскойкорпорации или семейном фермерском партнерстве переходит к детям безнеобходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов.Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагатькакой-либо другой собственностью помимо данной семейной.
Другая льгота состоит вправе усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков отрезких колебаний доходов, свойственных данным отраслям. Третья льгота связана сметодом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерамрегулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму,оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.
Большое внимание в Канадеуделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. К малым относятсякомпании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньшеили равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда.Доля мелких фирм составляет 97% от числа всех компаний. Основные сферы ихдеятельности — услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли.После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единаяставка — 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнескак на возможность повысить уровень занятости в стране. В налоговой системепреобладает прямое налогообложение, в котором основную долю занимает подоходныйналог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказываетналог на прибыль компаний.
Последние тенденции вразвитии налоговой системы связаны с расширением базы налогообложения иснижением размеров ставок налогов и направлены на сокращение дефицита федеральногобюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.
Налог с продаж по своей природе — это более удобныймеханизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеетдве характерные черты:
—   • распространяется только напотребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым неугрожая внутреннему производству;
—   • опирается на более широкую базу.
До 2001 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж — 13,5%.Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространяласьна производителей и ее эффективное значение существенно изменялось от продуктак продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннеепроизводство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половинадоходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых впроизводстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. Внебольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы сталиосновными препятствиями к росту.
Столкнувшись снедостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство в 2004 г. решило основные усилия направить на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительствапородил предложение развивать и взимать национальный налог с продаж поевропейской модели налога на добавленную стоимость.
В 2005 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога надобавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество,которое выражается в установленной единой ставке — 7%. В то же время основныепродукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудованиеналогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услугиздравоохранения и образования.
Налог на товары и услугиприносит стране значительный доход. В 2004 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база инизкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнутьнаиболее эффективного распределения ресурсов[5, с. 33].
Само по себе введениеэтого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однакооно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимаетсяодновременно с провинциальными налогами с розничных продаж. Два налогасуществуют в сфере розничной торговли параллельно, принося массу неудобств продавцам,вынужденным калькулировать два налога с разными базами и приспосабливать к нимсистему бухгалтерского учета. С другой стороны, это является стимулом кунификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральнымналогом.
За исключением провинцииАльберта и двух территорий, все провинции взимают местные налоги с продаж.
С 1 апреля 2007 г. Нью-Брансуик, Новая Шотландия Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги с продаж с феде­ральнымналогом на товары и услуги («GST»). Комбинированная ставка равна 15% (7% —федеральная ставка и 8% —провинциальная). Объединенный налог включается в розничные цены, но вся суммауплаченного налога отражается в чеке.
С 1 сентября 2006 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов с розничных продаж:
—   Ньюфаундленд —12%;
—   Новая Шотландия —11%;
—   о. Принца Эдуарда— 10%;
—   Нью-Брансуик —11%;
—   Квебек — 6,5% (вКвебеке взимается объединенный налог: провинциальный и федеральный);
—   Онтарио — 8%;
—   Манитоба — 7%;
—   Саскачеван — 9%;
—   БританскаяКолумбия — 7%, называется «налог на социаль­ные услуги»,имоблагается потребление товаров и определенных видов услуг.
Копределенным видам товаров и услуг могут применяться другие ставки данногоналога. Например, в провинции Онтарио — стандартная ставка налога — 8%, но дляалкогольных напитков, продаваемых в специализированных магазинах, ставкаувеличена до 12%. Большую роль в экономическом регулировании играет координацияналогов, которая призвана способствовать:
—   изменению роли провинций в федерации;
—   обеспечению политических компромиссовмежду уровнями правительства;
—   увеличению интереса всех правительствк системе налога на доход как к инструменту политики увеличения поступлений;
—   улучшению системы распределениядохода между индивидуалами с целью продвижения экономического и социальногоразвития.
Механизм координацииналогов на доход сохраняет для провинций два важнейших ограничения.
Первое — отсутствиеструктуры ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути своей ограничены вовлиянии на распределение дохода, так как они затрагивают лишь два полюсадоходной шкалы, оставляя нетронутыми многочисленные промежуточные ставки. Такжепровинции взимают и основной федеральный налог, что означает принятиефедеральной налоговой структуры и последствий распределения дохода. Если быпровинции могли устанавливать отдельные налоговые ставки и доходные уровни, уних было бы гораздо больше средств достижения желаемой степени прогрессивности.Однако это снижало бы согласованность и усложняло налоговую систему в целом. Второе— хотя изначально провинции имеют возможность увеличивать налоговыепоступления, требование наложения провинциального налога на федеральныйограничивает маневренность провинций до сравнительно узкой базы, снижая темсамым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких налоговыхставок.
Как мы видим, ограничениядостаточно существенны. Тем не менее, в такой крупной стране, как Канада,децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, вто же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные дляподдержания единых стандартов общественных услуг при равных уровняхналогообложения.
 
5. Налоговая системаСША
Цели налогообложенияможно подразделить на две категории: регулирование и перераспределение.Последнее, в свою очередь, делится на перераспределение между частным иобщественным сектором (межсекторное), между различными социальными классами(вертикальное) и между людьми с примерно одинаковым социальным статусом(горизонтальное). Как отмечает Джозеф Пекман 1, «с этой точки зрения,американская фискальная система есть и источник удовлетворения, и объекткритики». Пекман делает ударение на следующих парадоксах. Шкалафедеральных налогов прогрессивна; основное бремя лежит на богатых. При этомшироко признаны ее дефекты, искажающие экономическую активность. В то же времяналоги штатов и местные налоги имеют плоскую либо регрессивную шкалу; врезультате во время рецессий финансовые кризисы дают о себе знать именно науровне отдельных штатов[9, с. 30].
В целом налоги в СШАпочти пропорциональны доходу (для 90% налогоплательщиков эффективная налоговаяставка примерно 25%), с небольшой прогрессивностью, достигающей для наиболеебогатых налогоплательщиков примерно 50%. Полного согласия в обществеотносительно степени прогрессивности, конечно же, нет; консенсус имеется тольконасчет того, чтобы она была, хотя бы небольшая.
Пенкман характеризуетпроцедуру принятия решений в американской налоговой политике как крайнезагадочную, противоречивую и громоздкую. В ней участвует огромное количестволюдей, но достоянием общественности становятся лишь некоторые ключевые цифры.Процесс постоянно критикуется, но попытки его реформирования были тщетны.Налоговые законы становятся компромиссом влиятельных политических фигур игрупп. Принимающие решение лица — президент, секретарь казначейства, членыКомиссии Конгресса по источникам средств и сенатского Комитета по финансам — испытывают огромное давление многочисленных политических, экономических исоциальных групп, затронутых законопроектом или пытающихся изменить его в своюпользу. Вот сжатое изложение этой процедуры.
 Законопроект начинаетсвой путь с Комиссии по источникам средств (Committee on Ways and Means) в Палатепредставителей. После того как 250 членов комитета обсудят законопроект внеформальной атмосфере семинара, принимаются ориентировочные решения, которыезатем транслируются в юридический язык. Мучительная подготовка юридическогоэскиза — прерогатива законодательного комитета палаты представителей. Следующийэтап — совместная работа с Казначейством (US Treasury) и Объединенным НалоговымКомитетом (Joint Taxation Committee). Последний готовит по законопроекту отчет,часто достигающий сотен страниц, который затем отправляется в Палатупредставителей.
Согласно правилам Палатыпредставителей, она должна принять или отвергнуть законопроект в целом. Этапроцедура обычно занимает всего два-три дня, после которых документ либопопадает в Сенат, либо, снабженный рекомендациями оппонентов, возвращается вКомиссию по источникам средств на доработку. Последнее бывает крайне редко. Сенатскийцикл проекта начинается с сенатского Комитета по финансам, где документпроходит обработку, сходную с той, что была произведена в Комиссии поисточникам средств — включая и участие секретаря Казначейства. Затем Комитеттак же готовит отчет для Сената. Обсуждение документа в Сенате не имеетвременных ограничений, и поправки часто предлагаются с места. Многие из нихполностью меняют природу документа, а многие совершенно не относятся к делу.Будучи обсужденным и скорректированным к удовлетворению сенаторов, документставится на голосование. Не прошедший голосование документ либо отправляетсяназад в комитет по финансам, либо просто прекращает свой цикл. Принятый безпоправок проект отправляется прямо к президенту. Если внесены поправки, тодокумент возвращается в Конгресс, где эти поправки обсуждаются. Как правило,Конгресс не соглашается с сенатскими поправками, что вызывает необходимость всогласительной комиссии.
Члены согласительнойкомиссии, назначаемой спикерами обеих Палат, чаще расположены к компромиссу.Чтобы достичь его, представители различных «групп по интересам»отсекаются от процедуры, и комиссия за несколько дней приходит к окончательномурешению. Далее документ снабжается техническим приложением, объясняющим, какоерешение принято по каждой отдельной поправке и почему. Затем, после принятияобеими Палатами, проект отправляется к президенту. Для утверждения проектапрезидент имеет 10 дней, уходящих на консультации с различнымиправительственными департаментами. К тому времени пропрезидентские силы в обеихПалатах уже сделали все для изменения документа в свою пользу. Поэтомупрезидентское вето используется крайне редко. Мнение общественности поотношению к налоговой системе и законодательной процедуре в основном критично[2,с. 19].
Основными федеральныминалогами являются подоходные (персональный и налоги на доходы корпораций) иудерживаемые у источника. Рассмотрим их по порядку. Введен во время Гражданскойвойны (the Civil War tax); вначале предоставлялось $600 налогового освобождения(не распространяющегося на детей), затем по шкале, восходящей к 10%, налогвзимался с заработных плат, процентов и дивидендов. В точке максимума достиг25% всех внутренних поступлений. Ставки часто изменялись, поднимаясь во времявойн и рецессий и падая в мирное время. Максимальная ставка была сокращена до50% в 2002 году. В 2000-е годы сборы личного подоходного налога составлялипримерно 8% ВВП 2.
Если учесть разныйсоциальный статус и, как следствие, различную платежеспособность граждан, тоналог на доход частных лиц является уникальным инструментом перераспределения(уравнивания) социального блага. Кроме того, персональный подоходный налогделает возможным учитывать способность платить налог, не выражающуюся в доходе(из-за различий в семейном статусе и, как следствие, в ответственности).
Персональный подоходныйналог из федеральных является наиболее важным и считается наиболее справедливымисточником государственных средств. Из-за прогрессивной шкалы его фактическиесборы сильно процикличны (колебания происходят в фазе с ВНП, но с большейамплитудой). Начал историю в 1909-м году (1%). Имел тенденцию к подъему ввоенное время: до 12% в Первую мировую войну, до 40% — во Вторую, 52% во времякорейской войны. В 1979-м году был снижен до 46%. В настоящее время сборы покорпоративному налогу относительно невелики, но существенны, потому что ихтрудно заменить каким-либо другим налогом. Кроме того, в отсутствие этогоналога облагаемый доход граждан существенно уменьшился бы из-за удержаниякорпорациями своих прибылей.
Основным недостаткомналогообложения корпораций признается существенная вариация эффективнойналоговой ставки по индустриям, что искажает распределение ресурсов и снижаеттаким образом продуктивность капитала, затрудняя оптимальное инвестирование. Потребительскиеналоги в основном используются штатами и местными органами управления, длякоторых это незаменимый источник постоянного дохода. На федеральном уровне,однако, они непопулярны, поскольку считается, что они сдерживают экономическуюактивность. Поэтому их основная функция — коррекция схем производства,распространения и потребления товаров.
Потребительские налогиподразделяются на НДС, налоги с продаж, налоги с оборота, акцизы, налоги напредметы роскоши. Даже в случае плоской налоговой шкалы распределениеналогового бремени зависит от эластичности спроса/предложения конкретноготовара; те экономические агенты, чье поведение менее чувствительно к цене,несут большее налоговое бремя. Действие акцизов основывается именно на этомпринципе. Если спрос и/или предложение неэластично, то даже высокая ставканалога не ведет к сильному сокращению облагаемого обращения (дорожный налог,сырая нефть, телефонная связь, авиаперевозки). И напротив, в случае, когдаэластичность спроса и предложения достаточно высока, акциз используется длясокращения нежелательных внешних эффектов (экстерналий) подакцизного товара(алкоголь, табак).
Акцизы не очень популярны,потому что, как правило, их бремя падает на потребителя. К тому же онинесправедливы из-за их различия в налогообложении налогоплательщиков сразличными шаблонами потребления. Закон о Сокращении Акцизов (the Excise TaxReduction Act) от 1965-го года отменил большинство федеральных акцизов, заисключением некоторых регулирующих и дорожного акциза, из которых оплачиваетсяамортизация инфраструктур, критических для бизнеса и частных лиц.
Вообще говоря, нафедеральные потребительские налоги приходится лишь 1.1% ВВП (всего доходыфедерального бюджета составляют 20.5% ВВП). Противники потребительских налоговнаходят следующие доводы в пользу персонального налога (по сравнению с НДС):
1). Налоговая система,основанная на НДС, гораздо более ригидна.
2). Федеральный налог спродаж или НДС привели бы к вторжению федерального правительства в сферу,которая является источником средств на местном уровне.
3). Нагрузка американскихналогов на плательщиков с низким финансовым статусом и так достаточно велика.
Впервые введены Актом осистеме социального обеспечения (Social Security Act) в 1935-м году. За 30 летих доля в налоговых поступлениях федерального бюджета выросла вдвое (с примерно17% в 1955-м году до 33% в 2000-х). На них держится система социальногообеспечения США.
Ограниченный объем этойстатьи не позволяет изложить здесь анализ прочих налогов, главными из которыхявляются налоги на собственность (в основном, для местных органов управления) и«налоги на смерть» (на дарение и наследование, в основном — федеральные).Можно лишь сказать, что последние налоги, несмотря на благоприятное мнение состороны аналитиков, встречают серьезную оппозицию со стороны общественности, апоэтому широко не практикуются.
 В остальном различиемежду федеральным уровнем и местным вытекает из большой мобильностиналогоплательщиков и бизнеса, в результате чего штаты вынуждены конкурироватьдруг с другом. Поэтому акцент местного налогообложения падает на наиболеестабильно собираемые налоги (потребительские и с собственности); местные налоговыешкалы обычно плоские или регрессивные.
Это одна из причин, покоторой налоги в США признаются одними из самых низких в индустриальныхстранах. В 2003-м году США имели четвертое снизу отношение налогов к ВВП среди24 стран OECD — 27.9%, при среднем по этим странам 37.8%.
Вторая причинаотносительно низкого уровня налогов — высокая (по сравнению с другими странами)терпимость к бюджетному дефициту. Экономика США составляет лишь около 30% отмировой, а нац. валюта отвечает примерно за 60% мировых расчетов,следовательно, бремя инфляционного налога падает примерно одинаково на США и наостальной мир. Пользуясь этим налогом умеренно, не разрушая лидерства доллара,правительство США может финансировать свой бюджетный дефицит эффективнееконкурентов[3, с. 21].
 Перед тем как обсудитьсобственно проблемы с налоговой дисциплиной, следует сказать несколько слов овлиятельной в настоящее время среди экономистов и налоговых экспертов«теории рациональных ожиданий». Автор этой теории, представительЧикагской школы макроэкономики Роберт Лукас, заслужил Нобелевскую премию 2005-гогода. Крайняя версия этой теории допускает, что рынки эффективно представляютинформацию по спросу и предложению товаров и активов и что экономические агентыэту информацию эффективно используют. Также допускается, что люди не делаютсистематических ошибок в своих ожиданиях экономической политики правительства,включая налоговую. Конечно же, в такой экстремальной форме некоторые побочныевыводы этой теории выглядят совсем уж невероятно. В частности, получается, чтополностью отсутствует какая-либо безработица (кроме добровольной). И чтоколебания конъюнктуры объясняется тем, что люди делают-таки небольшие ошибки всвоем экономическом поведении, каковые затем быстро исправляются.
  Уклонение от налогов вСША сильно различается по различным категориям налогоплательщиков и различнымвидам дохода. Так, например, только 51% чистой ренты, 82% дохода с ферм и 96%дохода по дивидендам было декларировано в штате Висконсин; доходы с капиталабыли декларированы федеральным органам лишь на 37%. Обнаружена и подтверждаетсямногими исследователями положительная взаимосвязь уклонения от налогов составками налогов, с инфляцией, с запасами наличной валюты. Эластичность общейсуммы недекларированного дохода по налоговой ставке статистически отлична отнуля и оценивается от 0.5 до 3 (см. [3], стр 372), что довольно высоко.

Заключение
 
 В заключение, необходимоотметить неко­торыеосновные положительные моменты, характерныедля си­стемы сбора налогов в США и ФРГ, влияющие на поступление налогов вгосударственную казну, которые могут быть уч­тены при становлении эффективногоналогового контроля в нашей стра­не.
1. Хорошо развитая и фи­нансируемаяавтоматизация системы сбора налогов, а так­же распространение системы безналичныхрасчетов.
2. Большое значение дело­войи финансовой репутации бизнесмена на Западе. Инфор­мация об уклонении от уплатыналогов или о наличии проблем с налоговыми органами может пагубно сказаться надальней­шем развитии бизнеса, отпуг­нуть деловых партнеров.
3. Систематизация опытаработы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническаяоснащен­ность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансо­во-хозяйственнойдеятельности.
4. Горизонталь­ные ивертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в США.
5. На Западе налоговое за­конодательство более детализи­ровано,отсутствуют основания для разных толкований и ин­терпретации. Положительныммоментом является также и ус­тоявшаяся налоговая система государств.
6. Разумная дифференциа­циясанкций за налоговые пра­вонарушения и преступления. Практика ограничения винов­ныхв некоторых гражданских правах. Например, лишение права участвовать в выборах,лишение водительских прав являются действенными мера­ми предупрежденияналоговых преступлений.
7. Относительностабильная экономическо-политическая ситуация.
8. Налоговые преступлениярассматриваются в тесной свя­зи с легализацией денежных средств, полученныхнезакон­ным путем, проявлениями те­невой экономики. Они рас­сматриваются кактяжкие пре­ступления против общества или государства.
9. Отлаженная система воз­мещенияпричиненного госу­дарству финансового вреда. Возложение взыскания на личноеимущество должника, воз­можность конфискации имуще­ства.
10. Опыт, в частностиСША, привлечения к уголов­ной ответственности юриди­ческих лиц за налоговые пре­ступленияможет быть очень полезен для российского на­логового и уголовногозаконодательства, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляет­ся зачастую нетолько в лич­ных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия,где присутству­ют интересы всех учредите­лей.
Следует отметить, что,сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышениюэффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно,заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформированиясвоей нало­говой системы, превращения ее в важнейший инструмент развитияэкономики и повышения уровня жизни населения.

Список литературы
1. Сашичев В.В. Опыт организацииналоговых проверок в ФРГ и некоторые проблемы совершенствования процедурналогового контроля в России, //Налоговый вестник, М, № 10, 2007 г.
2. Л.С. О налоговой реформе в ФРГ, //БИКИ, М, № 7, 21 января 2009 г.
3. Соловьев И. “Организация борьбы сналоговыми правонарушениями и преступлениями”, //Налоги, выпуск второй, 2009 г.
4. Болтроменюк В. “Германия: “Штойфа”выходит из тени”, //Налоговая полиция, М, № 5, 2007 г.
5. Платонова Л. “Они приходят безприглашения”, //Налоговая полиция, М, № 10, 2009 г.
 6. Пикунов Н.И. “Организация работыналоговых органов США”, //Финансы, № 6, 2005 г.
7. Фомина О. “Налоговый контроль вСША”, //Финансовый бизнес, № 7, 2005 г.
8. “Налоговая полиция США”, //Деловаяжизнь, № 4, 2006 г.
9. “Американская налоговая служба:децентрализованная система”, //РЭЖ, № 3, 2007 г.
10. “В США своя реформа”, //Налоговаяполиция, № 18, 2008 г.
11. Варнавская Н., Козловский В.“Вторая американская революция”, //Коммерсантъ власть, № 26, 14 июля 2008 г.
12. Воловик Е.М. “Федеральнаяналоговая служба США и крупные налогоплательщики”, //Финансовая газета — региональный выпуск, № 27, 2008 г.
13. Воловик Е.М. “Концепциямодернизации Федеральной налоговой службы США ”, //Финансовая газета –региональный выпуск, № 36, 2008 г.
14. “О выборе налогоплательщика дляпроверки”, //Финансовая газета – региональный выпуск, № 23, 2009 г.
15. Мещерякова О.В. “Налоговыесистемы развитых стран мира” — М, Фонд “Правовая культура”, 2005 г.
16. Глухов В.В., Дольдэ И.В. “Налоги– теория и практика”, — СПб, “Специальная литература”, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Становление и антистановление
Реферат The Cursing Disease Essay Research Paper The
Реферат Industrial Development In PakistanIntro Essay Research Paper
Реферат Обнаружение радиоактивных выбросов
Реферат Происхождение термический режим и природные ресурсы озер
Реферат Buying A Computer Essay Research Paper Buying
Реферат Исторический прогресс и его критерии
Реферат Сировинні проблеми світового господарства
Реферат Алкоголизм и табакокурение
Реферат Світле майбутнє з Інтернетом
Реферат Історіографія досліджень юридичної діяльності в англо-американській правовій сім’ї
Реферат Педагогические технологии обучения в системе общего, начального профессионального и среднего про
Реферат Нестандартные задачи в курсе школьной математики (неполное и избыточное условие)
Реферат Региональное информационное вещание на примере работы телекомпаний
Реферат Роль зеленых насаждений