Реферат по предмету "Этика"


Создание имиджа, как составная часть культуры общения

--PAGE_BREAK--
2.  Имидж и культура общения

2.1 Имидж и его слагаемые

Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Слово “имидж” прочно вошло в наш язык, оно употребляется в разговорн ой речи, мелькает в прессе. Но еще встречаются деловые люди и политические деятели, которые не придают значения своему имиджу или уделяют ему второстепенное значение. Это свидетельствует о низком уровне их культуры. О таких людях известный социальный пси холог Густав Лебон писал: “Более серьезным недостатком демократии является возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления. Им нужно только одно существенное качество: быть всегда наготове, говорить тотчас же о чем бы то ни было, находит ь сразу правдоподобные или по крайней мере громкие аргументы в ответ своим противникам”.

Понятно стремление людей к власти, но эти амбиции должны подкрепляться соответствующей амуницией. Под ней понимается общая культура, нравственная мотивация поступков, научно-профессиональная компетентность. Носители такой культуры — интеллектуально не заурядные личности. Это и позволяет им достичь больших успехов в своей профессиональной деятельности.

Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

“Имидж” — английское слово, обозначающее “образ”, “ореол”. Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо.

Забота о своем имидже — это запечатление его в сознании людей, лучшая самопрезентация.

Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

Смысл понятия “имидж” складывается из разных слагаемых.

Рассмотрим четыре наиболее важных из этих слагаемых.

1. Профессионализм и компетентность. Менеджер должен быть талантливой личностью. Но практика показывает, что 99 человек из 100 не имеют возможности проявить свой талант и всю жиз нь занима ются не своим делом. Еще Н. А. Добролюбов писал, что человек со способностями министра мучается на кучерских козлах, а другие, со способностями кучера, изнемогают в высоких министерских креслах.

Уникальное мастерство XIX в. сменилось уникальной исполнительностью XX в. Развитию общества препятствует неквалифицированный труд в производстве, управлении, науке. Ироническая шутка: “Раньше академики становились директорами, теперь директора становя тся академиками”, — вполне отражает реалии нашего времени. Понятие управления заменяется понятием власти, а управление превращается в эксплуатацию. Власть развращает, и неограниченная власть развращает неограниченно. Обществу позарез необходимы профессио нализм и компетентность управляющих.

Управление требует от менеджера динамизма, быстрой реакции на изменившуюся ситуацию и много другого. К примеру, в корпорации “Дженерал Моторс” первое из пяти предъявляемых требований к менеджеру, — требование компетентности. Каждый менеджер должен про фессионально знать, как выполнить свою работу наилучшим образом, хотя и в своей манере. Эти знания могут быть получены, если менеджер достаточно прилежен и усидчив, чтобы добыть их из книг, д остаточно проницателен и самокритичен, чтобы усвоить их из своего опыта, и достаточно восприимчив, чтобы извлечь их из опыта других. Менеджер не может позволить себе учиться только на собственных ошибках.

Вместе с тем некоторые из наших менеджеров не стесняются перекладывать свою вину в случае неудачи на других. Дело менеджера в таком случае — установить причины неудачи, а не искать “козла отпущения”. Поэтому такому неудачливому менеджеру не мешает усв оить принцип Питера: “В любой иерархии каждый индивид имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетенции”. Действительно, если менеджер справляется с работой эффективно и без напряжен ия, то го ворят, что его дело не дает возможности проявить себя и ему надо подняться выше. Но когда ему достается нечто, с чем он уже не может справиться, то именно этот вид деятельности становится постоянным его занятием, предаваясь которому менеджер “заваливает” дело, приводит в отчаяние коллег, снижая эффективность всей организации. Вот и выходит, что в системе, где компетентность служит основанием, а некомпетентность — преградой для продв ижения, каждый раб отник достигает в конечном счете уровня своей некомпетентности.

2. Нравственная надежность менеджера. Хотя сегодня слова “человек чести” утекли с чистыми реками, но остались еще кое-где чистые родники. Ныне нравственность некоторых наших граж дан похож а на нравственность губернатора Кая из герценовской эпопеи “Былое и думы”. На письменный запрос о нравственности городских жителей он ответил: “Жидов в городе не находилось”.

Вообще говоря, нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и идеал его — вседозволенность.

Нашему обществу необходим нравственно надежный менеджер, способный на самосовершенствование н прежде всего — духовное. Его внимание должно занимать все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания.

3. Гуманитарная образованность менеджера. Ф. Достоевский считал, что гуманитарная развитость облегчает человеку успешное освоение любой профессии. О верности этого наблюдения вел икого пис ателя свидетельствуют многие примеры из жизни знаменитых людей.

Какие же гуманитарные ценности должны составлять ядро мировоззренческого кредо менеджера? Как минимум это социальная защищенность людей; их здоровье; экологическая безопасность; их духовное богатство.

Однако наша система образования долгие годы готовила управленцев-технократов, забывавших во имя плана о бесценности жизни каждого из их подчиненных.

Американский психолог Доннел пять лет исследовал 2,5 тысячи руководителей и выявил пять причин, почему руководители взбираются вверх по лестнице карьеры, а потом падают:

(1) их толкает вверх стремление получать более высокое жалование, а не забота о процветании организации:

(2) их слишком волнуют символы их положения (кабинет, машина, дом и пр.):

(3) они озабочены прежде всего собственными интересами (“плохой руководитель заботится о себе. хороший о своих людях”):

(4) они самоизолируются, уменьшая круг своего общения;

(5) они скрывают свои мысли и чувства от подчиненных.

Недостаточная гуманитарная образованность плохо сказывается на человеке. Так, глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, а русского — 7. Это последствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания: с 40-х годов количество гуманитарных предме тов в школах уменьшилось на треть.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура в той же Японии считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющ ей его имиджа.

4. Менеджер обязан быть психотехнологом. Психотехнология — это наука о практическом использовании психологических техник управления_людьми. Термин “психотехнология” имеет в своем составе три компонента: “психо”, “техно”, “логия”, анализ которых позволит понять сущность “психотехнологии”. Греческое слово “психе” означае т “душа”. Слово “тэхнэ” буквально означает “искусство”, “умение”, “мастерство”, а “логос” — это “слово”, “учение”.

Психотехнология как наука имеет своим объектом психику человека, которая рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой.

Психическая деятельность менеджера реализуется в системе управленческого общения и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных, психотехник.

Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т.д. у личности, на которую оказывает воздействие менеджер

. Он должен рассматривать психотехнологию как систему практических действий, которые опираются на системный анализ общения.
2.
2.
 Принципы создания имиджа

В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы: принцип повторения; принцип непрерывного усиления воздействия; принцип “двойного вызова”.

Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти:

хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека.

Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например:

“Это только для вас” или “Я — для вас” и т.д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно. Именно постепенное, а не взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации.

Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока. Постепенное и непрерывное наращивание усилий воздействия ведет к желаемым сдвигам.

Принцип “двойного вызова “означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека.

Разум — в психоанализе 3. Фрейда собственно “Я” — в психической жизни людей играет довольно скромную роль. Над человеком, согласно Фрейду, властвуют глубинные структуры психики, вместилища прошлого опыта — “Оно”, подсознание. Чтобы побудить человека к действию, надо сделать ему “двойной вызов”, т.е. обратиться к сознанию и подсознанию.

Следовательно, секрет воздействия имиджа, как и рекламы, — в обращении к бессознательному — недоступному, но реальному.

Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.



2.3. Формула воздействия имиджа
Воздействие имиджа на людей происходит по формуле AIDA, где

A (attention от англ. “внимание”) — привлечение внимания;

I (interest) — пробуждение интересах имиджу;

D (demand — от англ. “требование”, “потребность”)

возбуждение потребности осуществить действие;

А (action) — побуждение к совершению действий.

Итак, схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа: привлечение внимания — пробуждение интереса — создание потребности — спровоцированное действие.

Человек, согласно И. П. Павлову, наделен рефлексом “Что такое?”.

На этапе привлечения внимания пользуются тем, что реакция человека

сильнее на

новизну,

контрастность,

интенсивность чего-либо.

С учетом этого дирекция универмага в Стокгольме выплачивает “аховые” гонорары одному человеку за то, что он несколько раз в день произносит “Ах!”. Дело в том, что это “Ах!” точно совпадает с тем, что его коллега по работе выходит из магазина в новом п альто. А мимо пробегают любопытные и тщеславные женщины. Короткая реплика элегантного мужчины заставляет их желать приобрести точно такое же пальто.

При создании имиджа берут за основу разные образцы. В наборе средств для привлечения внимания к “звезде”, например, используют скандальные истории из ее светской и личной жизни. Но эти скандальные новости привлекают внимание публики чаще всего ненадол го.

В число тех же средств входит покупка голосов за бесплатное пиво, хлеб и т.п., еще один прием — “разрыв достоверности”, когда людям не сообщают полной информации, а берут из нее то, что полезно подчеркнуть именно сейчас. В итоге это и не правда, и не ложь.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и “звучит”. Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая искусство улыбаться: постановку голоса; технику жестов, мимики и поз.

Помочь в этом могут имиджмейкеры — специалисты по формированию имиджа. В нашей стране имидж лидера не строится, а пристраивается к нему. Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже наличным возможностям руководител я, так как большинство наших лидеров считают, что они наделены харизмой, которой хватит на всех. Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкер ам, т.е. к полной откры тости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий. Руководитель должен превратиться в послушный объект, так как быть субъектом по отношению к самому себе ему трудно. Руководители же ча сто настолько психически зажаты, что не способны это делать. И даже внешняя готовность следовать указаниям имиджмейкеров и освободиться от скованности оказывается лишь маской, и эффект получается слабым.

Поэтому менеджеру необходимо пройти тренинги на релаксацию (расслабление), приобрести коммуникативные навыки, освоить технологии “личного ортобиоза”, “визуального имиджа” и пр. (см.:[8]).

Во многих случаях имидж менеджера — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения.

Великому Гете принадлежат слова, что поведение — это зеркало, в котором каждый показывает себя. И не только показывает. Существует своего рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих. В этом состоит один из сек ретов имиджирования. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения. При выборе модели поведения необхо димо учитывать и внешние обстоятельства.

Еще Декарт говорил о необходимости быть духовно активным человеком. Духовно обедненный человек зависим от внешних условий. Чем скорее человек залечивает свои душевные раны, тем успешнее он противостоит жизненным невзгодам. Хотя модели поведения избира ются под воздействием многих обстоятельств, лежащих за порогом нашей психики, это не освобождает нас от ответственности за свое поведение. Мера осознания этой ответственности прямо пропорциональна нашей духовной зрелости.

Критерии выбора моделей поведения (см.: 19, с. 36]).

1. Один из постулатов древнеримского права гласил: “Человек —вещь священная”. Какое-либо посягательство на него было недопустимым. Поскольку же оно исходило от самих людей, им предписывалось строить свои взаимоотношения в строгом соответствии с дух ом и буквой закона. Итак, модель поведения должна соответствовать закону и не противоречить установленному в обществе правопорядку.

2. Вторым критерием выбора модели поведения можно считать нравственную безупречность. При всей склонности людей к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые нормы объяснения ее осн овных пон ятий, таких как честность, справедливость, совестливость. Их правильное восприятие и неуклонное соблюдение —гаранты верности выбора модели поведения.

3. Критерием выбора может служить и цель, которую ставит перед собой человек. Чем более значима его цель, тем большей побудительной силой она обладает. Можно и дробить цель на подцели, чтобы, достигая их, постепенно приближаться к главной цели.

4. Следующим критерием можно признать самокритичную оценку собственного выбора модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля опасно. Так, человек с внешними недостатками не может подражать красивым киногероям или обаятельным, вальяжным бизнесм енам.

5. В поведении должна также учитываться и половая отнесенность личности. Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин. Так, мужчины ценят в женщине не только внешнюю привлекательность, но и некоторый налет э ротичности. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психики, не могут с этим не считаться. В свою очередь и мужчинам не следует забывать, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают не только интеллектуальную незаурядность и духовное благородство, но и чисто мужские силу и обаяние.

Нельзя не признать того факта, что нередко эротические ресурсы при создании имиджа используются неэффективно. Женщины и мужчины имеют громадные возможности для нестандартного выбора моделей поведения, привнесения в общение своего природного шарма, но часто забывают об этом.

В более трудном положении обычно находятся женщины. Ведь многие мужчины неохотно принимают их лидерство, отнюдь не беспристрастно относятся к их профессиональным удачам. Как правило, чтобы женщине добиться хотя бы половины того, чего достигают мужчины, ей необходимо знать и уметь в два раза больше. Вместе с тем следует предостеречь мужчин от завышенной самооценки. По мнению специалистов по менеджменту, в США сегодня налицо критический дефицит мужчин-лидеров. Его испытывают и другие страны. В наше вре мя на роль лидеров успешно претендуют и женщины.

Моделирование поведения следует понимать как осмысление своих действий в общении. Если эти действия будут заранее просчитаны, а тем более “уложены” в соответствующие модели, общение обойдется для каждого с минимальными издержками. Как говорил И. П. Па влов, самые сильные раздражители — это люди. Оптимальный выбор модели поведения способен ослабить этот раздражитель. Модель поведения жизненно оправданна тогда, когда она признается достойным способом взаимодействия с людьми, оптимально задействуя личнос тные качества.
3. Практические советы по созданию имиджа в общении


3.1. Шаляпинская система самопрезентации
Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации и аттракции.

Фасцинация (очарование, обаяние) — словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично. Каждая из манер вызывает разный эффект у слушателей. Посредством и скусной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение.

Аттракция (привлечение, притяжение) — визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние больше характеризуется своей спонтанностью.

Практический интерес для постижения технологии фасцинации и аттракции представляет схема самопрезентации великого русского певца и драматического актера Ф. И. Шаляпина. Кажется, Бог ему дал все, чтобы стать фигурой необычной. Но, несмотря на это. он много сил затрачивал на самосовершенствование. Так, у него сложилась четкая система воссоздания художесвенных_образов. В этой системе немало поучительных приемов.

Я считаю, что перечисленные ниже приемы нужно обязательно взять на заметку человеку, который хочет преуспеть при построении имиджа своей культуры общения.

1.     Постижение характера изображаемого лица.Это достигалось благодаря внимательному изучению роли и литературных источников. Как пояснял Ф. И. Шаляпин, он просто усваивал урок, как ученик в школе.
Советом можно воспользоваться и таким образом: человек может выбрать личность, это может быть политик, известный оратор, речь которой и образ самого деятеля ему нравятся, и тем самым попробовать себя в образе своего кумира. Скопировать полностью всё не получится – а вот отметить для себя удачные моменты и создать свой, неповторимый стиль – вполне.

2.     Воображение— одно из самых главных орудий. Вообразить — это значит вдруг увидеть. Увидеть образ и в целом, и его характерные детали.
Воображая, человек развивает свое подсознание, что дает ему дополнительный опыт и большие плюсы, например, в ситуациях, которые случаются спонтанно и к которым он не подготовлен.

3. Психологический грим. Никакой грим не поможет создать живой индивидуальный образ, если актер не передаст тончайшие нюансы души персонажа. Недаром Г. Лессинг подчеркивал: “Крас ота души придает прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладет на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение”.

Этот прием идеально подходит и для общения. Продумывая свой образ на публике, свою манеру общения, человек как бы накладывает на себя «некий грим», а вот удачен ли он будет, это можно узнать лишь перепробовав несколько вариантов, набравшись опыта и поняв, какой вариант лучший.

4. Жест— тоже важная составляющая культуры общения.

Малейшее движение лица, бровей, глаз (что называется мимикой) есть, в сущности, жест. Правда жеста и его выразительность — первоосновы влияния на других юдей входе общения, а также и считывания информации собеседника, скрытой порой даже от него самого.

5. Дисциплина чувств.Свобода в искусстве, как и в жизни, только тогда благо, когда она ограждена и укреплена внутренней дисциплиной. Соблюдение меры предполагает контроль над собой.

Этого непросто достичь сразу, для всего нужно время и самотренировки, но, добившись хороших результатов в этой области, можно много добиться уже через свое общение с другими людьми. Ведь человек, умеющий владеть своими чувствами – уже имеет половину успеха.

6. Постоянное накопление опыта.Зрительный зал и идущие из него на подмостки флюиды шлифуют образ, создаваемый актером. Чтобы держать публику в напряжении, одного таланта мало: нужна постоянная, прямо-таки каторжная работа.

Без опыта нельзя преуспеть в культуре общения, даже прочитав много литературы по соответствующей теме. Успех придет лишь в случае проб и ошибок.

В шаляпинской системе вхождения в образ каждый прием — это своеобразная мини-технология, отработанная с помощью многолетнего тренинга. Все эти мини-технологии нацелены на достижение эффекта фасцинации и аттракции.

Но фасцинация и аттракция — неотъемлемые элементы создания имиджа, который так необходим нашим политикам и бизнесменам.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.