Реферат по предмету "Управленческие науки"


Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я   Р А Б О Т А
 
Зачетная книжка № 97244

Студентки третьего курса
заочной формы обучения
на базе высшего образования
Твердохлеб Ларисы Васильевны
Преподаватель
к.эк.н.
Притуляк Наталья Николаевна
Киев 2000
Роль государственного управления вактивизации инновационной деятельности.
Научная деятельность традиционносчитается сферой активной государственной политики. Дело в том, что научныеидеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности,целью которой является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанноидут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребностьв их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себяфункцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса- научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документахведущих стран рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки — инновационный бизнес — широкомасштабное использование.
Государство призвано формировать целии принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целяминаучной и инновационной политики ведущих стран мира. как правило, являются-увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечениепрогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышениеконкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укреплениебезопасности и обороноспособности страны; улучшение экологически обстановки;сохранение и развитие сложившихся научных школ.
Государство одновременно определяетцели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основании которыхона будет проводиться в науке я инновационной сфере, а также механизм еереализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны,глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.
Государственноерегулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые,является одним из главных условий перевода функционирования экономики нарыночные отношения
Однако украинское правительство не уделяет достаточного внимания проблемамвывода страны из кризиса
Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения иразвития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующимнаправлениям :
1) реструктуризация научно-технического потенциала в различныхотраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых иинтеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники,
2) создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектовнауки, являющихся государственной собственностью и не используемых поназначению,
3) разработка системы использования лизинга как эффективногорыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих ипроизводящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов иоборудования,
4) совершенствование механизмов системы привлечениябанковского кредита для расширения инновационной деятельности и созданияусловий для развития рынка капитала,
5) разработка и использование системы обязательных отчисленийчасти прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья длясоздания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс,
6) создание в финансово-промышленных группах наряду с системойконсолидации финансовых и производственных потенциалов специальныхинновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты,
7) формирование института разработчиков и управляющихинновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых испециалистов;
8) образование на базе фондов, поддерживающих инновационнуюдеятельность ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощипрорывным проектам;
9) формирование системы целевого использования средствамортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведениемНИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций,патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных изарубежных патентных и беспатентных лицензий,
10) разработка предложений об изменении налоговогозаконодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационнойактивности
Инструментамигосударственного регулирования должны стать :
• социально-экономические инаучно-технические прогнозыгосударственной политики в области финансов,цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;
• государственно-административные,общеэкономические и рыночные регуляторы;
• федеральные и региональные программы,балансы и модели оптимизации экономических процессов;
•   государственные заказы и современные контрактныесистемы;
• индикативные механизмы и регуляторыдеятельности государственных предприятий и организаций и других формсобственности;
•    механизм интеграции регуляторов и структур.
Государственная научно-техническаяпрограмма — комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителяммероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-техническихпроблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Отбор программосуществляется. исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целейструктурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующихусловий: существенной их значимости для крупных структурных изменений,направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальноеновизне и взаимосвязанности программных мероприятие (проектов), необходимых дляширокомасштабной распространения прогрессивках научно-технических достижений.
К основным функциям государственныхорганов в инновационной  сфере относятся следующие:
1) аккумулирование средств на научные исследования иинновации;
2) координация инновационной деятельности;
3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере,страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпускустаревшей продукции;
4) создание правовой базы инновационных процессов, особенносистемы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальнойсобственности;
5)   кадровое обеспечение инновационнойдеятельности;
6) формирование научно-инновационнойинфраструктуры;
7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отрасляхгосударственного сектора;
       8) обеспечение социальной и экологической направленностиинноваций;
 9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;
10) региональное регулирование инновационныхпроцессов;
11) регулирование международных аспектов инновационныхпроцессов.
Государство в первую очередьосуществляет программы развития приоритетных  направлений науки и техники. В ихчисле программы по созданию высокоэффективных процессов производства дляагропромышленного комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающихтехнология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий иоборудования для строительства, транспорта, создание технологи, машин дляпроизводств будущего, перспективных информационных технологий. В рамкахгосударственных научно-технических программ предусматриваются также созданиеновых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решениесоциальных проблем.  Статистическое наблюдение за ходом выполнениягосударственных научно-технических программ осуществляется в рамках статистикиассигнований на научные исследования и разработки. Внутренние текущие затратына научные исследования и разработки рассматриваются в разрезе направлений(программ) и крупных областей науки.
Государственная научно-техническаяполитика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкойнаучно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующимсубъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязановыполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всегоинновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой)реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестороминтеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.
Отбор программ направлений ипрограмм, для отнесения их к уровню государственных приоритетов, долженосуществляться при наличии совокупности следующих условий:
-           соответствиепрограммы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развитиянауки и техники и перечню критических технологий; существенная значимостьрешаемой проблемы;   
-           невозможностьрешить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночногомеханизма и необходимость государственной поддержки;
-           принципиальнаяновизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов,способных оказать существенное влияние за структурные соотношения втехнологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
-           масштабностьсферы применения результатов;
-           необходимостькоординации межотраслевых связей технологически сопряжённых отраслей ипроизводств;
-           достаточность(полнота и взаимосвязанность) системы программных мероприятий для эффективногорешения поставленных задач;
-           реальностьрешения проблемы, исходя из возможностей созданного задела наличия кадров,материально-техническойбазы и иных необходимых ресурсов.
Основные направления поддержкигосударственнойинновационной политики в Украине:
• содействие повышению инновационной активности,обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основеосвоения научно-технических достижений и обновления производства,
• ориентация на всемерную поддержи базисных и улучшающих инновацийсоставляющих основу современного технологического уклада,
• сочетание государственного регулирования инновационнойдеятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночногоинновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности,
• содействие развитию  инновационной деятельности  в регионахУкраины международному трансферту технологий международному инвестиционномусотрудничеству, защите интересовнационального инновационногопредпринимательства.
Сложившийся механизм государственной,поддержки научной  инновационной деятельности в Украине представлен на рис 1.
Рисунок 1.1 Формы поддержки научнойдеятельности.
/>

Рисунок 1.2. Формы государственнойподдержки инновационной деятельности.
/>

К основным принципам государственнойполитики в научной и инновационной деятельности относятся свобода научного инаучно-технического творчества, правовая охрана интеллектуальной собственности,интеграция научной, научно-технической деятельности и образования, поддержкаконкуренции в сферах науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетныхнаправлениях научного развития, стимулирование деловой активности в научной,научно-технической и инновационной деятельности: развитие международногонаучного сотрудничества.
На рис. 1 представлены основные формыгосударственной поддержки научной и инновационной деятельности в развитыхстранах мира. По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделятьгосударственные стратегии активного вмешательств, децентрализованного регулированияи смешанные.
Центральноеместо в системе прямого государственного регулирования занимаетфинансированиеНИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственныеассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственномусекторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационнойсоставляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификацииинновационных вложений государства возможно создание специализированныхгосударственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение длягенерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеютгосударственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы наинновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается прииспользовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
Исключительной прерогативой государства является правовое регулированиеинновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статусанаучной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов,механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. Закон должен определить стратегию, принципы и порядок формированиягосударственной научно-технической политики; место научной и научно-техническойдеятельности в государстве, обществе, экономике; правовой статус научногоработника; закрепить виды научных организаций, множественность источниковфинансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формывоздействия органов государственной власти на государственном и региональномуровнях в сфере науки; отразить правовые основы регулирования международногонаучного и научно-технического сотрудничества.
Организационный механизм государственного регулирования инновационнойдеятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвеннозаинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованногопринятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политикивыступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия иорганизации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующиеформирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы.
К мерам государственного регулирования для всей промышленности  относятсяследующие:
1. Согласованиеценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризиснельзя ликвидировать без государственного регулирования цен.
2. Формированиефинансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний,охватывающих технологически связанные цепочки предприятий, путем:
• предоставленияприоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий;
• снятие ограниченийна деятельность инвестиционных фондов и предоставление налоговых льгот;
• содействиеформированию государственной системы взаимодействия крупных предприятий смалыми и средними предприятиями.
3. Распределениеправ и полномочий по управлению предприятиями различного уровня — федерального,регионального, местного.
4. Регулирование степени открытости внутреннего рынка.
Государственноерегулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться наряде общих принципов, таких, как взаимная выгода, недопущение дискриминации,эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетаниелиберализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внутренниенаучно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.
Государствоможет инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средствдвусторонние и многосторонние международные инновационные программы,деятельность международных: исследовательских организаций и технологическихцентров и т.д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать какобщеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так испецифические — таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты,международные патентно-лицензионные механизмы и др.
В перечне инструментов государственного регулирования международногонаучно-технического сотрудничества отмечаются также:
-           выбор и рационализацияприоритетных направлений сотрудничества,
-            финансирование кадровых обменов;
-            подключение к мировым системамнаучно-технической информации;
-            включение в мировоетехнологическое пространство путем введения в стране международных стандартов инорм;
-            оказание юридических,посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества,
-            поддержка международных контактовмалого и среднего инновационного бизнеса,
-            государственное стимулированиезарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложенийотечественных инвесторов за границей,
-           зарубежное патентование загосударственный счет,
-            закупка зарубежнойнаучно-технической литературы,
-            привлечение зарубежных экспертовк оценке масштабных программ и проектов и другие инструменты.
Государственная стратегия итактика в областимеждународной научно-технической кооперации должныбыть дифференцированы по странам и регионам мира, что позволяет увеличитьсуммарную эффективность международных связей.
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельностиотносятся следующие:
1) государственная правовая защита иподдержка инноваторов,
особенно малого предпринимательства;
2) создание государством налоговых,кредитных, таможенных,
аммиртизационных, арендных (в т. ч. лизинговых) льготинноваторам;
3) включение без финансирования внебюджетных инновационныхпроектов в комплексные государственные инновационно-инвестиционные программы:
4) государственное научно-методическое обеспечениеинновационного менеджмента государственными стандартами, методиками,инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа,прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационногорешения;
5) государственное обеспечениеинновационной деятельности информацией;
6) проведение государственнойпротекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
7) оказание государством помощи инноваторамв проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новойпродукции (услуг);
8) государственной поддержки инноваторам восуществлении ремонтов сложной техники;
9) осуществление государственной поддержкив углублении внутренней и международной кооперации;
10) создание системы государственныхвнебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектовинновационной деятельности;
11) осуществление государственного учета иконтроля использования средств внебюджетных фондов и др.
В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот,стимулирующие инновационную деятельность :
• предоставлениеисследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочканалоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
• «налоговыеканикулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализацииинновационных проектов;
• льготноеналогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акцияминновационных организаций;
• снижение ставокналога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;
• связьпредоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
• льготноеналогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов,лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в составинтеллектуальной собственности;
• уменьшениеналогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования,передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;
• вычет изналогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельностькоторых связана с финансированием инноваций;
• зачисление частиприбыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготнымналогообложением в случае использования на инновационные цели.
В настоящее время можно выделить три главных типа моделейнаучно-инновационного развития промышленно развитых стран :
1) страны, ориентированные на лидерство в науке, реализациюкрупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадиинаучно-производственного цикла, как правило, со значительной долейнаучно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
2) страны,ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятнойинновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция,Швейцария);
3) страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационнойинфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мировогонаучно-технического прогресса, координации действий различных секторов вобласти науки и технологий.
Ситуационноезадание.
Задание 4
На основанииприведенной таблицы дайте характеристику инновационной активности в каждойстране. Экономика какой страны имеет высокую инновационную привлекательность?№ Показатели Страна А Страна Б 1. Удельный вес расходов на НИОКР в ВВП, % 3,05 3,5 2. В т.ч. за счет государственного бюджета, % 27 48,3
Исходя изприведенных данных, можно сказать, что инновационная активность обеих страндостаточно высокая, хотя в стране Б показатель удельного веса расходов на НИОКРнемного выше. Что касается показателя части этих расходов в государственномбюджете, то можно сказать, что в стране Б государственная поддержка НИОКРнамного выше. Поскольку из государственного бюджета финансируются, как правило,общегосударственные программы, то на мой взгляд страна Б имеет большуюинновационную привлекательность.
Длясравнения можно рассмотреть расходы на НИОКР в странах с развитой рыночнойэкономикой. В США в 1995 году эти расходы составили 2,6% от ВВП, в Германии –2,3%, в Англии – 2,4%, во Франции – 2,2% в Японии – 3,5%.
Источникифинансирования в США: 50% — частные фирмы и организации, 46% — федеральноеправительство. В других развитых странах из федеральных бюджетов финансируетсяот 35 до 45 % расходов на НИОКР.
Следует отметить,что в США из федерального бюджета финансируются в основном:
-           Американский научный фонд(курирует фундаментальные исследования);
-           Американский научный совет(курирует промышленность и университеты):
-           Национальное космическоеагентство;
-           Национальное бюро стандартов;
-           Национальный институтздравоохранения;
-           Министерство обороны;
-           Национальный центр промышленныхисследований;
-           Национальная академия наук и др.
В результатеактивной инновационной деятельности США занимает высокое место по уровню ВВП надушу населения, эффективности использования ресурсов, темпам экономическогороста, а соответственно и уровню жизни населения.
Аналитико-практическийблок.
Этап 1. Краткая общаяхарактеристика предприятия
-           название: ОАО «НЕКТАР»
-           месторасположение: г.Каменец-Подольский  Хмельницкая область Украина
-           форма собственности иорганизационно-правовая форма: Открытое акционерное общество. Акционировано набазе государственного предприятия в 1994 году.
-           вид деятельности и специализация:производство плодоовощных консервов, концентрата фруктового сока, детскогопитания.
-           миссия предприятия: производствовысококачественной, полезной продукции с высоким содержанием витаминов, котораябыла бы по вкусу  всем потребителям от новорожденного до взрослого, доступна поцене, разнообразна по ассортименту, превосходна по качеству.
-           цели предприятия:
-      стабильный рост;
-      повышение производительности,сокращение издержек;
-      повышение прибыльности,рентабельности;
-      улучшение технико-экономическихпоказателей;
-    увеличение объемов производства и расширениеассортимента продукции которая пользуется постоянным спросом у потребителей;
-    техническое перевооружение;
-    выход на новые рынки сбыта;
-    расширение качества и повышение качества детскогопитания, ужесточение норм контроля качества сырья и готовой продукции;
-    повышение квалификации персонала;
-    улучшение условий труда работников.
-    организационная структура управления:
-    Директор – 1 чел.
-    Зам директора по финансам – 1 чел.
-    Зам. директора по производству – 1 чел.
-    Зам. директора по сбыту – 1 чел.
Этап 2. Оценкаинтелектуально-квалификационного уровня персонала.
-       Всего количество работающих – 125чел.
-       Структура персонала по:
-       половым признакам: мужчин – 42,женщин – 83;
-       возрастным признакам: до 30 лет –23 чел.; 30–45 лет – 42 чел.;
                                                              45-50 лет – 34 чел.; 50-65 лет – 26 чел.
-  образованию: среднее – 69 чел., специальноетехническое – 42 чел., высшее – 14 чел.
-  удельный вес сотрудников с высшим образованием: 11,2%;
-  удельный вес квалифицированного персонала в активномвозрасте: 32%;
-  количество сотрудников, которые повышали свойпрофессиональный уровень за период своей деятельности на данном предприятии –48 чел.
Этап 3. Характеристика стиляуправления.
Отношение людей к работезначительно изменилось. Как рядовые сотрудники, так и руководящий составпредприятия стали намного более серьезно относиться к своей работе и своемусоответствию ей.
Наблюдается потребность ввысококвалифицированных специалистах. Предприятие проводит тренинги иаттестации на соответствие занимаемой должности, в результате которых некоторыеработники поощряются, а некоторые увольняются.
Руководители подразделенийпостоянно контролируют своих подчиненных, помогают им на всех этапахпроизводства, поддерживают дисциплину.
На предприятии существуетстрогое разделение труда и ответственности за каждую фазу процессапроизводства. Работа всех подразделений и служб предприятия налажена и требуетих тесного сотрудничества между собой.
Этап 4.Оценка обеспеченностипредприятия финансовыми средствами.
Таблица 1.
Основные показателидеятельности ОАО «НЕКТАР»
за 1997-1999 гг.№ Показатели 1997 1999 Отклонение 1. Общая средняя стоимость имущества, тыс. грн. 2392,5 2651,0 +258,5 2. Средняя величина капитала и резервов 1903,0 2271,5 +368,5 3. Долгосрочные обязательства, тыс. грн. 7639,5 464,0 -7175,5 4. Средняя стоимость текущих активов, тыс. грн 928,0 1153,0 +225,0 5. Выручка от реализации, тыс. грн. 4995,0 5608,0 +613,0 6. Балансовая прибыль, тыс. грн. 2150,0 2179,0 +29,0 7. Чистая прибыль, тыс. грн. 1487,0 1507,5 +20,5 8. Уровень рентабельности имущества, % 48,0 41,0 -7,0 9. Уровень рентабельности текущих активов, % 128,0 88,0 -40,0 10. Уровень рентабельности инвестиций, % 78,0 56,0 -22,0 11. Уровень рентабельности собственного капитала, % 56,0 48,0 -8,0 12. Уровень рентабельности продукции, % 27,0 22,0 -5,0
Основные направленияиспользования прибыли:
-           реинвестирование в капиталпроизводства;
-           выплата дивидендов акционерам.
Этап 5. Состояние активнойчасти основных фондов и эффективность использования производственных мощностей.
Таблица 2.
Объем основных фондов ОАО«НЕКТАР»
За 1997-1999 гг.
Тыс. грн.№ Виды ОФ На 01.01.97 На 0101.98 На 01.01.99 1. Строения 271,0 271,0 271,0 2. Машины и оборудование 2,3 2,4 2,6 3. Транспортные средства 2,6 4,3 7,9 4. Инструмент и инвентарь 4,9 5,9 7,5 Всего 280,9 283,6 289,0 В том числе ОС -остаточная стоимость 185,0 184,0 193,0 -износ 94,5 99,0 97,0 -первичная стоимость 279,5 283,0 290,0
Таблица 3..
Анализ использованияактивной части основных фондов
ОАО «НЕКТАР»
За 1997-1999 гг.№ Показатели 1997 1999 Абсол. Отклон. Темп роста,% 1. Техническое обоснование в фактических ценах, тыс. грн. 367,0 274,5 -92,5 74,8 2. Техническое обоснование в сопоставимых ценах, тыс. грн. 510,0 275,0 -235,0 53,9 3. Валовый доход 59,0 47,0 -12,0 79,7 4. Среднегодовая стоимость АЧОФ, тыс. грн. 440,0 445,0 5,0 101 5. Фондоотдача в сопоставимых ценах, тыс. грн. 1,8 1,3 0,5 72,2 6. Доходность, % 26,8 23,8 3,0 88,8 7. Фондоемкость в сопоставимых ценах 0,4 0,6 0,2 150 8. Техническая оснащенность 0,9 1,0 0,1 111
Этап 6.Оценка рыночной устойчивости предприятия (по результатам маркетинговыхисследований).
Практическивсе консервные заводы, выпускающие свою продукцию на рынок Украины, имеюттакую же форму собственности, как и анализируемое нами предприятие, а именно -государственныепредприятия акционированы в ОАО и собственность принадлежит акционерам. Восновном, продукция большинства наших конкурентов подобна, но с отклонениями поассортименту, качеству и, в соответствии с этим, по количеству постоянныхпокупателей. Также, большое значение имеет сезонность количества и качества начальногопродукта поставщиков. Основные характеристики некоторых консервных заводов икомбинатов, которые нам составляют наибольшую конкуренцию приведены в таблице4.
Таблица 4
Сравнительнаяхарактеристика показателей деятельности на рынке ОАО «НЕКТАР» с основнымиконкурентамиПоказатели «Чумак» «Верес» «Нектар»
Преимущ., недостатки
(+/-) Ассортимент продукции, % 98 98 100 + Качество продукции, % 99 99 99 = Квалификация персонала (специально-техническое образование), % 84 86 90 + Численность сотрудников, чел. 190 172 125 - Средняя стоимость (например) Кетчупа томатного емк. о,25 2,2 2,5 1,8 + Средняя стоимость (например) Томатов консервированных емк. 1л 2,67 2,85 2,38 + Рентабельность основной деятельности, % 27,3 25 37,6 + Спрос у покупателей, % 92 88 85 +
Исходя изданных таблицы, можно сделать вывод о том, что по значительному числупоказателей ОАО «НЕКТАР» опережает своих конкурентов.
Однако,руководству ОАО «НЕКТАР» все-таки следует уделить внимание следующим моментам:
— повышению квалификации персонала, т.е. более частопроводить тренинги персонала, участвовать в конференциях, обсужденияхспециалистов и т.д.;
— интенсификации деятельности службы маркетинга ( назаводе работает один специалист по маркетингу в отделе сбыта) по всемнаправлениям рынка (потребности покупателей, цены на рынке соответствующихпродуктов, конкурентоспособность цен и т.д.). Это возможно провести путемсоздания  отдельного подразделения маркетинга ;
— более требовательно относится к качеству поставляемойпродукции, постоянно производить поиск других поставщиков исходного сырья;
— проводить политику поощрения инновациям различногоплана, например, стремиться к постоянному усовершенствованию уже имеющихся иразработке более новых и современных технологий как своими силами, так и спривлечением более высококвалифицированных специалистов, найти возможностьподписать долгосрочные договора по сотрудничеству с научно-исследовательскимиинститутами пищевых технологий ,
— разработка и производство новых направлений продукциина предприятии (эксклюзивного и лечебного детского питания).
Итак,подводя итоги нашему анализу, можно отметить следующее:
Сильныестороны предприятия:
— конкурентная позиция на рынке аналогичных продуктов(доля рынка -15%)
— широкий ассортимент высококачественной продукции
— доступные цены
— пользуется высоким спросом у покупателей
— квалифицированные сотрудники
— высокий уровень организованности производственногопроцесса
— хорошая технологическая база
Слабыестороны предприятия:
— неадекватная система налогообложения
— не выработана ясная стратегия дальнейшего продвиженияпродукта на рынке
— не поддерживается должный уровень ликвидности
— высокие цены на энергоносители
— повышение цен поставщиками первичного продукта
— сезонность производства
— не всегда эффективно используются производственныемощности, наличие периодов недозагрузки
Возможностипредприятия в корне связаны с использованием инноваций на предприятии:
— выход на рынок сбыта с принципиально новыми видамипродукции
— разработка нового направления продукции(эксклюзивного и лечебного детского питания)
— привлечение иностранных инвестиций
— выход на международный рынок сбыта
Угрозы:
— более активная деятельность конкурентов по введениюнового продукта
— возрастание силы торга у поставщиков
— изменение потребностей и вкуса покупателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.          Инновационный процесс в странахразвитого капитализма, п.р. Рудаковой И.Е.-М.,1991.
2.          Молчанов Н.Н. Инновационныйпроцесс: организация и маркетинг. Санкт-Петербург., 1995.
3.          Инновационный менеджмент,справочное пособие; Наука, Санкт-Петербург,1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.