АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИПОСТАНОВЛЕНИЕот 17 апреля 2009 г. N 152-паОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯНОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2011 ГОДАВ соответствии со статьей 11 Закона Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года и в целях обеспечения реализации экономической и социальной политики на территории Новосибирской области, с учетом особенностей, обусловленных влиянием мирового финансового кризиса, постановляю: 1. Утвердить прилагаемый план социально-экономического развития Новосибирской области на 2009 год и на период до 2011 года (далее - план). 2. Заместителям Губернатора Новосибирской области, руководителям структурных подразделений администрации Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области: 1) обеспечить выполнение плана и достижение индикативных показателей; 2) ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в департамент стратегического управления и планирования Новосибирской области информацию о ходе выполнения плана и достижении соответствующих индикативных показателей. 3. Департаменту стратегического управления и планирования Новосибирской области (Никонов В.А.) обеспечить: 1) координацию работ структурных подразделений администрации Новосибирской области и областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по реализации задач, намеченных в плане; 2) аналитический контроль исполнения плана. 4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области - руководителя департамента стратегического управления и планирования Новосибирской области Никонова В.А.Губернатор области В.А.ТОЛОКОНСКИЙУтвержден постановлением администрации Новосибирской области от 17.04.2009 N 152-паПЛАН^ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙОБЛАСТИ НА 2009 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2011 ГОДА1. Социально-экономическое положение области в 2007 - 2008 годахОпережающие темпы роста экономики Новосибирской области в 2007 - 2008 годах, относительно среднероссийского уровня по отдельным показателям, обусловлены высокими темпами роста инвестиций в основной капитал, доходов населения, развитием социальной и коммунальной инфраструктуры.Темп роста основных экономических показателей по Новосибирской области и Российской Федерации (2008 год в % к 2006 году, в сопоставимой оценке)-------------------------------- Здесь и далее за 2008 год используются предварительные данные.179 ┌───┐ │\\\│ │\\\│132 131 │\\\├───┐ 130┌───┐ │\\\│ │ ┌───┤ │ │\\\│ │ 128 122 │\\\│ │ │\\\│ │ ┌───┐ ┌───┐ 121 │\\\│ │ │\\\│ │ │\\\│ │\\\│ ┌───┐ 119 │\\\│ │ │\\\│ │ │\\\│ │\\\│114 │\\\│ ┌───┐114 │\\\│ │ │\\\│ │ │\\\│115 │\\\├───┐ │\\\│109 │\\\├───┐ │\\\│ │ │\\\│ │ │\\\├───┐ │\\\│ │ │\\\├───┐ │\\\│ │ │\\\│ │ │\\\│ │ │\\\│ │┌──┴───┴───┴──┬──┴───┴───┴──┬──┴───┴───┴──┬──┴───┴───┴──┬──┴───┴───┴──┬──┴───┴───┴──┐ валовой индекс продукция оборот объем инвес- реальные рас- региональный промышленного сельского розничной тиций в основ- полагаемые де- продукт производства хозяйства торговли ной капитал нежные доходы┌──┐ ┌──┐ │\\│ Новосибирская область │ │ Российская Федерация └──┘ └──┘Положительную динамику имеют основные среднедушевые показатели социально-экономического развития на фоне среднероссийских.Основные показатели экономического развития в расчете на душу населения по Российской Федерации и Новосибирской области Наименование показателя 2007 2008 РФ НСО НСО ---- РФ РФ НСО НСО ---- РФ Валовой региональный продукт, тыс. рублей (оценка) 192,5 131,5 0,683 242,1 164,6 0,68 Объем отгруженных товаров собственногопроизводства, выполненных собственнымисилами работ и услуг, тыс. рублей 138,0 77,0 0,558 166,2 95,6 0,575 Продукция сельского хозяйства, тыс. рублей 14,2 14,2 1,00 19,9 20,0 1,005 Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей 46,6 34,1 0,732 60,7 46,5 0,766 Оборот розничной торговли, тыс. рублей 76,5 80,9 1,058 98,4 101,8 1,035 Объем платных услуг населению, тыс. руб. 24,3 24,9 1,025 29,5 30,6 1,037 Основные показатели социального развития по Российской Федерации и Новосибирской области Наименование показателя Единица измерения 2007 2008 РФ НСО РФ НСО Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущемугоду 112,1 113,3 102,7 113,0 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата рублей 13593 12017 17112 15609 Индекс реальной заработной платы в % к предыдущемугоду 117,2 121,3 109,7 114,2 Соотношение номинальной среднемесячной заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения 3,3 2,8 3,5 2,99 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума % к общей численностинаселения 13,4 18,2 12,6 16,5 Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) % 111,9 111,6 113,3 113,1 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении число лет 66,1 67,3 ... 67,3 Общий коэффициент рождаемости число родившихся на 1000 человек населения 11,3 11,4 ... 12,5 Общий коэффициент смертности число умерших на 1000 человек населения 14,6 14,7 ... 14,6 Младенческая смертность на 1 тыс. человек, родившихся живыми 9,4 7,6 ... 7,2 Материнская смертность на 100 тыс.родившихся ... 16,6 ... 33,2 Ввод жилья тыс. м2 61000 1274,7 ... 1391 Ввод жилья на душу населения м2 0,43 0,48 ... 0,53 Доля безработных, зарегистрированных в службе занятости, к численности экономически активного населения % 2,1 1,6 2,3 1,8 Высокие темпы экономического развития области в 2008 году реализовались на фоне продолжающегося экономического подъема в Российской Федерации. Однако во второй половине года стало проявляться влияние мирового финансового кризиса, особенно в банковской сфере и ряде отраслей, имеющих большую зависимость от привлечения заемных средств. Негативные проявления в мировой и российской экономике в течение 2009 года и в определенной степени в последующем периоде будут серьезным фактором, определяющим темпы социально-экономического развития области. В этих условиях на темпах экономического роста будут сказываться имеющиеся недостатки системного характера - невысокий уровень конкурентоспособности предприятий из-за низкой производительности труда, неоправданно высокого энергопотребления и ресурсоемкости, старения основных фондов и технологического отставания, неперспективности и недостаточно высокого качества потребительских свойств продукции ряда предприятий. Проблемы, тормозящие развитие потребительского и инвестиционного спроса, а также высокий уровень конкуренции за финансовые инвестиционные ресурсы ужесточатся в связи с усиливающимся их дефицитом. В то же время высокий уровень диверсификации экономики Новосибирской области, невысокая доля сырьевого сектора в ее структуре являются преимуществом, дающим дополнительные возможности стабилизации ситуации и обеспечения поступательного развития в планируемом периоде. Важным преимуществом области является высокий уровень концентрации науки и профессионального образования, которые при наличии эффективной инновационной системы, усилении мотивации производственного сектора к обновлению технологий, освоению новой продукции могут стать эффективным источником развития высокотехнологического сектора экономики. Становление в последние годы крупных розничных торговых сетей, развитие оптовых компаний усиливает востребованность в логистических услугах, что в совокупности с укрепившейся ролью Новосибирской области как крупнейшего межрегионального и международного транспортного узла восточной части России является важным условием продолжения инвестиционного процесса в создании системы современных транспортно-логистических комплексов. Развитая финансовая инфраструктура Новосибирской области, включающая лидирующий в округе банковский сектор, крупнейшие региональные биржевые площадки: фондовую, валютную и товарную, - создает условия для концентрации финансовых ресурсов, технологий и специалистов в области финансов. Стабильность функционирования экономики и социальной сферы области в условиях негативных проявлений кризиса будет обеспечена относительно высокой в сравнении с другими субъектами России долей бюджетного сектора. В структуре занятых в экономике области занятые в бюджетной сфере составляют около 25%. Эта сфера в 2009 году будет наименее подвержена кризисным явлениям, обеспечит стабильную занятость, рост оплаты труда занятых в ней, а также устойчивый платежеспособный спрос на рынке потребительских товаров и услуг. Даже при наличии ряда факторов, обеспечивающих относительную стабильность экономики и социальной сферы в плановом периоде, сложные экономические условия предъявляют особые требования к эффективности управленческих действий, проработке и формированию многовариантных управленческих решений, привлечению к выработке таких решений специалистов-экспертов, участников процесса преобразований. В этих условиях стоит задача, прежде всего, не потерять приоритет стратегических целей развития, мобилизовать усилия всех ветвей власти на реализации стратегических приоритетов развития, обеспечить подчиненность оперативной управленческой деятельности решению задач стратегической направленности. В плановом периоде концентрация усилий исполнительных органов государственной власти и бюджетных средств будет сосредоточена на развитии науки и образования, развитии рынков и поддержании платежеспособного спроса населения, инвестиционных процессов, техническом, технологическом обновлении производств и создании новых наукоемких предприятий, развитии жилищного строительства, поддержке и развитии малого и среднего бизнеса, оптимизации и повышении эффективности социального обслуживания.2. Приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области на 2009 год и на период до 2011 годаПриоритеты, заложенные в план социально-экономического развития на 2009 год и на период до 2011 года, определены в соответствии со стратегическими целями и показателями их достижения, сформулированными в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 "О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года", с учетом вызовов и особенностей процессов в экономике и социальной сфере, обусловленных влиянием мирового финансового кризиса. Обеспечение устойчивости функционирования экономики области, повышение ее конкурентоспособности, высокого качества экономического роста: модернизация и технологическое перевооружение, создание новых мощностей в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в сфере распространения и транспортировки товарных потоков, производства технологического оборудования и приборов, электротехнической продукции и оборудования, транспортных средств, строительных материалов и конструкций; расширение сектора производства наукоемкой продукции, технологического оборудования и услуг, основанных на новейших знаниях; модернизация и развитие инфраструктуры в сфере гостиничных услуг, выставочной деятельности, туризма, отдыха; совершенствование условий для более полного и эффективного использования ресурсной базы региона; развитие малого и среднего предпринимательства в области производства продукции, оказании услуг в жилищно-коммунальной и бытовой сфере, в организации отдыха, туризма, занятий физической культурой, в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции; обеспечение опережающих темпов роста производительности труда за счет технического и технологического перевооружения, применения интенсивных методов ведения хозяйства, внедрения эффективных форм организации, сокращения объемов малоквалифицированного и ручного труда, особенно в строительстве и коммунальном хозяйстве, сельскохозяйственном производстве, при обработке и распределении грузов, в торговле; повышение энергоэффективности и энергобезопасности за счет совершенствования и развития энергосистемы области, повышения эффективности энергопотребления в производственной и бюджетной сферах и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Сохранение и развитие инвестиционной активности хозяйствующих субъектов: создание условий для размещения новых производств за счет формирования крупных площадок (производственных парков) и их инфраструктурного обустройства; привлечение средств федерального бюджета и государственных институтов развития, коммерческих структур на реализацию проектов комплексного развития и создания современной инфраструктуры; совершенствование форм, методов и практики государственной поддержки реализации инвестиционных проектов предприятиями, особенно в части содействия в решении вопросов оформления земельных участков, выделения энергомощностей и других инфраструктурных возможностей; формирование практики работы областных фондов содействия развитию в экономической и социальной сферах. Развитие инфраструктуры поддержки инвестиционного процесса. Создание условий для будущего устойчивого социально-экономического развития Новосибирской области: совершенствование системы содействия развитию научной деятельности, формирование эффективных механизмов вовлечения ее результатов в производство и коммерческий оборот, создание эффективной системы содействия инновационному развитию; совершенствование системы общего и профессионального образования в целях обеспечения потребностей развивающейся экономики региона в кадрах соответствующей квалификации и профиля посредством совершенствования прогнозирования рынка труда, планирования деятельности образовательных учреждений, организации их сотрудничества и взаимодействия с бизнесом, научными и производственными организациями; модернизация и развитие автодорожной сети, имея в виду восстановление дорожной сети муниципального значения, сокращение протяженности дорог без твердого покрытия в сельской зоне, развитие магистралей, обеспечивающих эффективное функционирование новосибирского транспортного узла, приведение в порядок улично-дорожной сети населенных пунктов; модернизация и развитие системы энергообеспечения, объектов тепло-, газо- и водоснабжения в зонах активного экономического развития и перспективной жилой застройки; развитие и модернизация социальной инфраструктуры в целях обеспечения высокого качества услуг в сфере сохранения здоровья населения, общего образования и воспитания детей, культуры, занятий физической культурой и спортом; развитие системы природоохранных мероприятий, обеспечение экологической безопасности. Обеспечение эффективной трудовой занятости и увеличение доходов населения: создание условий для поддержания уровня эффективной трудовой занятости, повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в области, повышения доли использования высококвалифицированного труда; расширение практики организации общественных работ;1>1> расширение возможностей повышения профессиональной мобильности трудоспособного населения посредством совершенствования и развития системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, получения новой профессии; создание условий для вовлечения в эффективную трудовую занятость женщин, имеющих детей, людей пенсионного возраста и людей с ограниченными физическими возможностями, молодежи; обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере темпами, превышающими общий темп роста доходов населения за счет индексации фонда оплаты труда, мероприятий по внедрению отраслевых форм оплаты труда, оптимизации сети бюджетных учреждений, применения новых форм организации предоставления услуг в бюджетной сфере; расширение возможностей для предпринимательской деятельности, производительной самозанятости, в том числе создания условий для товарного производства на базе личного подсобного хозяйства населения; совершенствование системы целевой персонифицированной помощи семьям, имеющим детей, инвалидам, престарелым гражданам; проведение эффективной антиинфляционной политики. Обеспечение устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения, коммунальной сферы, формирование современного качественного и доступного жилого фонда: наращивание объемов капитального ремонта жилого фонда и инженерно-технической инфраструктуры, ликвидация аварийного жилья посредством реализации программных мер государственной поддержки этой деятельности, вовлечения ресурсов муниципальных образований, инвестиционных строительных компаний, собственников жилья; стабилизация ситуации в сфере жилищного строительства и на рынке жилья; развитие механизмов и организационно-финансовых схем государственной поддержки жителей области в вопросах строительства и приобретения жилья; совершенствование системы управления в коммунальной сфере посредством реализации мер, обеспечивающих эффективное предпринимательство в области содержания и обслуживания жилого фонда, повышения требовательности к деятельности управляющих компаний, распространения и совершенствования практики формирования товариществ собственников жилья; формирование и внедрение новых принципов градостроения, ориентированных на новый уровень комфортности проживания; развитие системы общественных пассажирских перевозок в области, обеспечение их доступности для всех категорий граждан; совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг населению и организациям на базе оптимальной регламентации, создание специализированных центров. Создание условий для дальнейшего улучшения демографической ситуации: повышение уровня рождаемости посредством проведения мероприятий, направленных на ее стимулирование, улучшения положения семей с детьми; снижение смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни за счет развития системы здравоохранения, предотвращения гибели от несчастных случаев, развития инфраструктуры системного социального обслуживания, развития массовой физической культуры, пропаганды здорового образа жизни, профилактики распространения болезней социального характера, решения задач по охране окружающей среды; привлечение миграционных потоков на территорию Новосибирской области (людей в трудоспособном возрасте) из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа, прежде всего молодежи для получения профессионального образования в высших и средних специальных учебных заведениях за счет развития возможностей по их социально-бытовому устройству, расширения мер финансовой поддержки наиболее способных и талантливых молодых людей, активизации мероприятий по продвижению имиджа Новосибирской области как региона с высоким качеством образовательных услуг, уровнем культуры и привлекательного для профессиональной и жизненной самореализации. Совершенствование государственного и муниципального управления процессами социально-экономического развития области: обеспечение устойчивости и роста доходов бюджета области посредством совершенствования системы учета налоговых обязательств, укрепления налоговой дисциплины, расширения налоговой базы и неналоговых поступлений; повышение эффективности использования бюджетных возможностей для целей развития и обеспечения устойчивости работы экономики и социальной инфраструктуры, посредством расширения применения программного и проектного подходов в деятельности областных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, оптимизации бюджетных расходов, развития форм эффективного партнерства государства и бизнеса в социальном и инфраструктурном обустройстве области; повышение активности органов местного самоуправления в решении задач комплексного развития муниципальных районов, городских округов и поселений посредством развития межбюджетных отношений за счет внедрения стимулирующих механизмов их организации, распространения передовой практики формирования и реализации муниципальных программ развития; формирование системы планирования, мониторинга и оценки деятельности областных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе системы измеримых показателей социально-экономического развития и решения приоритетных управленческих задач; совершенствование практики разработки и принятия управленческих решений, формирования программ и проектов, ориентированных на достижение целей стратегического развития территорий и области в целом.3. Основные показатели социально-экономического развития Новосибирской области Наименование показателей Единица измерения 2008 2009, прогноз 2010, прогноз 2011, прогноз Валовой региональный продукт млрд. рублей 434 476 554,4 658,5 Индекс валового регионального продукта в % к предыдущ.году 109,7 102,4 106,0 107,4 Валовой региональный продукт на душу населения тыс. рублей 164,6 180,3 209,7 248,4 Индекс промышленного производства в % к предыдущ.году 108,6 102,2 106 108,9 Индекс валового объема продукции сельского хозяйства в % к предыдущ.году 106,0 104,0 104,0 104,1 Индекс объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство" в % к предыдущ.году 108,0 92,0 105,0 113,0 Грузооборот организаций транспорта в % к предыдущ.году 102,0 101,5 105 109,0 Пассажирооборот организаций транспорта в % к предыдущ.году 109,4 103,0 106,0 107,5 Индекс оборота розничной торговли в % к предыдущ.году 114,0 103,0 109 111 Индекс объема платных услуг населению в % к предыдущ.году 113,9 104,0 107,8 108,0 Объем инвестиций в основной капитал млрд. рублей 122,5 132,6 151,4 173,7 Индекс объема инвестиций в основной капитал в % к предыдущ.году 115,1 100 107,4 109 Объем инвестиций в основной капитал врасчете на душу населения тыс. рублей 46,5 50,3 57,3 65,6 Численность постоянного населения (среднегодовая) тыс. человек 2637,0 2639,9 2644,3 2650,9 Общий коэффициент рождаемости человек на 1000 населения 12,5 12,6 12,9 13,2 Коэффициент естественного прироста человек на 1000 населения - 2,1 - 1,7 - 0,9 0,0 Коэффициент миграционного прироста человек на 1000 населения 3 3 3 3 Численность трудовых ресурсов тыс. человек 1772 1743 1722 1704 Индекс потребительских цен в среднем за год в % к предыдущ.году 113,7 112,0 110,7 108,8 Предельный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в % к предыдущ.году 118,0 120,1 118 115 Фонд заработной платы работников млрд. рублей 167,8 192,4 223,4 270,2 Реальные располагаемые доходы населения в % к предыдущ.году 113,0 102,7 106 111,3 Величина прожиточного минимума рублей 4826 5415 5950 6500 4. Уровень и качество жизни населения области4.1. Занятость и доходы населения Наименование показателей Единица измерения 2008 Плановый период 2009 2010 2011 Среднедушевые денежные доходы (в среднем за месяц) рублей 13454 15594 18235 22005 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников рублей 15609 17966 20840 25174 Индекс реальной среднемесячной заработной платы работников % 114,2 102,8 104,8 111,0 Индексация фонда оплаты труда для работников бюджетной сферы % 121,8 120,0 118,5 117,0 Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в % к общейчисленностинаселения 16,5 14,5 13,7 12,8 Численность занятых в экономике тыс. человек 1245,5 1242,2 1232,3 1222,3 Уровень безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год % 7,1 7,4 7,5 7,4 Численность трудоустроенных ищущих работу граждан тыс. человек 71,8 75 65 57 Численность граждан, трудоустроенных на оплачиваемые общественные работы за счет бюджетных средств тыс. человек 5,1 8,7 4,5 4,5 Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на временные работы за счет бюджетных средств тыс. человек 13,9 12 12 12 Численность безработных граждан, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет бюджетных средств тыс. человек 4,7 7 5 5 Сокращение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний человек на 1000 работающих 0,082 0,081 0,080 0,080 -------------------------------- В пересчете на полную занятость.Направления деятельностиПолитика в сфере занятости и доходов населения будет сконцентрирована на преодолении негативных последствий кризисных явлений, стимулировании экономической активности и ориентирована на обеспечение стабильности на рынке труда, усиление контрольных функций за исполнением законодательства и государственных гарантий в сфере занятости населения; создание условий для эффективной занятости населения, прежде всего, в инновационной сфере; повышение конкурентоспособности экономики Новосибирской области; повышение денежных доходов от трудовой деятельности, недопущение роста бедности населения. Планируется организация поддержки развития конкурентоспособных производств, модернизации и реконструкции действующих производств на новой технологической основе. Будут реализованы меры, направленные на развитие высокотехнологичного сектора экономики, снижение налоговой нагрузки на бизнес, усиление поддержки развития малого бизнеса, а также на повышение занятости населения, уменьшение территориального и профессионального дисбаланса рынка труда. Обеспечение сбалансированности рынка труда планируется осуществлять в отраслевом и в территориальном разрезах. Отраслевая сбалансированность будет обеспечена в рамках программ кадрового обеспечения с учетом изменившихся потребностей на рынке труда. Территориальная сбалансированность - за счет мер по развитию транспортно-дорожного комплекса, увеличения мобильности населения, реализации целевой миграционной политики по привлечению в регион квалифицированных кадров. В целях предупреждения массовых увольнений будет осуществляться еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, неполной занятости работников организаций, законности действий работодателей в отношении работников, а также мониторинг численности безработных, в том числе по причинам незанятости. Усилится работа по оптимизации трудовой занятости в соответствии с планами работодателей по изменению численности работников, содействию в трудоустройстве увольняемых работников, в том числе в результате профессионального обучения. Продолжится работа по замещению рабочих мест (должностей), заявляемых работодателями для привлечения иностранных работников, российскими гражданами из числа высвобождаемых работников. В целях сокращения времени поиска гражданами работы будет усилена информационная поддержка населения о ситуации на рынке труда и вакансиях на предприятиях и в организациях области. Продолжится организация работы консультационных пунктов в организациях с массовым увольнением работников либо в связи с ликвидацией организаций, в том числе с использованием Мобильного центра занятости населения. Расширится использование консультационных пунктов и телефонов "горячей линии". Будут организованы ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, подбор персонала по заявкам организаций, аукционы специалистов, дни открытых дверей организаций и другие мероприятия. В связи с сокращением численности населения, вступающего в трудоспособный возраст, предусмотрены меры по интенсификации использования компенсирующих источников трудовых ресурсов: незанятого населения, пенсионеров, учащейся молодежи, домохозяек, безработных. Этому будет способствовать развитие гибких форм занятости, в том числе временной занятости, занятости неполный рабочий день. Особое внимание будет уделено созданию условий для расширения возможностей занятости в сфере малого и среднего бизнеса, самозанятости. В рамках реализации ведомственной целевой программы "Профессиональное обучение женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, на 2009 - 2011 гг." 225 женщин пройдут профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по востребованным на рынке труда профессиям.1>1> Планируется развитие системы временного и постоянного трудоустройства молодежи, поддержка молодых специалистов в целях их социальной адаптации на первом рабочем месте, выработка новых механизмов содействия трудоустройству молодежи. Для поддержания трудовой занятости населения, в том числе пенсионеров, инвалидов, молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, будут расширяться нестандартные формы занятости (аут-сорсинг, аут-стаффинг, "портфельная" занятость, дистанционная занятость и др.). Будет продолжена работа по повышению минимальной заработной платы во внебюджетной сфере. Для увеличения доходов сельского населения особое внимание будет уделено формированию условий устойчивого роста агропромышленного производства, созданию рабочих мест в сфере услуг и первичной переработки сельскохозяйственного сырья; развитию инфраструктуры сельскохозяйственного производства (пунктов сбора, хранения сельхозпродукции, потребительских кооперативов и т.д.). Рост доходов работников бюджетной сферы будет обеспечен рядом мер: выполнением принятых обязательств за счет существенного повышения фонда оплаты труда; продолжением оптимизации сети учреждений; совершенствованием системы оплаты труда, в том числе за счет перехода на отраслевые системы оплаты труда, ориентированные на результаты выполненной работы. Реализация указанных мер позволит снизить дифференциацию заработной платы по видам экономической деятельности, увеличить к 2011 году в 2,1 раза номинальную заработную плату по сравнению с 2007 годом и достичь общероссийского уровня. На повышение доходов пожилых граждан и инвалидов, безработных граждан в период поиска работы и профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации будут ориентированы меры государственной социальной поддержки: увеличится максимальная величина пособия по безработице. На повышение культуры труда и качества рабочих мест по условиям труда работников будет направлена реализация ведомственной целевой программы "Создание условий для снижения смертности от предотвратимых рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работающего населения Новосибирской области на 2009 - 2011 годы". В рамках реализации программы будет проводиться государственная экспертиза условий труда в организациях с высоким профессиональным риском ущерба жизни и здоровья работников, будет усилена работа по охране труда в субъектах малого и среднего предпринимательства, повышена эффективность и качество обучения по охране труда работников организаций.4.2. Качество и доступность услуг социальной сферыЗдравоохранение Наименование показателя Единица измерения 2008 Плановый период 2009 2010 2011 Общий коэффициент рождаемости число родившихсяна 1000 человек населения 12,5 12,6 12,9 13,2 Смертность населения в трудоспособномвозрасте на 100 тыс. населения соответст-вующего возраста 660,0 634,0 620,7 608,7 в том числе: от болезней системы кровообращения 189,1 179,7 170,7 162,1 от новообразований 95,9 92,2 90,3 88,5 Объем медицинской помощи в расчете на 1 жителя, в том числе: стационарная медицинская помощь койко-дни 2,6 2,4 2,3 2,3 амбулаторно-поликлиническая помощь посещения 9,4 9,6 9,8 10,0 дневные стационары всех типов пациенто- дни 0,58 0,60 0,62 0,64 скорая медицинская помощь вызовы 0,46 0,40 0,34 0,34 Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями посещения в смену на 10 тыс.человек 236,3 236,4 236,5 236,6 Стоимость единицы объема оказанной медицинской амбулаторно-поликлинической помощи рубли