Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Механизмы психического развития детей

Склярова Т. В.
Источники, движущие силы и условия психическогоразвития
Краткийочерк теорий психического развития показал, что существует много теорий, разнообразнообъясняющих, каким образом осуществляется психическое развитие человека. Каждаяиз теорий развития психики, в соответствии со своим предметом и методамиисследования, характеризует источники, движущие силы и условия психическогоразвития. Поэтому в процессе профессиональной психолого-педагогическойподготовки изучается множество различных теорий, что способствует поиску путейиспользования данных каждой из теорий, а также помогает найти пути ихобъединения.
Так,например, бихевиоризм важным условием психического развития считает воздействиявнешней среды, а движущей силой полагает связывание новых раздражителей с ужеимеющимися у человека безусловными реакциями. Когнитивная теория Ж.Пиажесвязывает источники психического развития с врождёнными структурами, которыеобрабатывают и организуют информацию, движущей силой развития являетсявзаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции по отношению к требованиямвнешней среды. Психоаналитическая теория З.Фрейда рассматривает врождённыесексуальные и агрессивные влечения в качестве источников психического развития,а движущей силой развития является установление равновесия между угнетением иудовлетворением человеком своих потребностей. Культурно-историческая теорияЛ.С. Выготского называет источником психического развития ребёнка окружающуюего социальную среду и соответствующую ей культуру; особым образоморганизованное общение взрослого с ребёнком и деятельность самого ребёнкаявляются движущими силами психического развития ребёнка. ТеорияВ.В.Зеньковского рассматривает в качестве источника психического развитиядуховное начало в человеке, движущие силы связаны с деятельностью сферы чувств,и опосредованной ею деятельностью интеллектуальной и волевой сфер. Каждая изтеорий в соответствии с собственным пониманием структуры и механизмов развития,определяет условия, при которых оно осуществляется.
Исследованиюмеханизмов психического развития детей в процессе взросления в отечественной наукепосвящены работы Л.С.Выготского, В.В.Зеньковского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева,В.С. Мухиной и др.
Общепризнаннойтеорией психического развития в отечественной возрастной психологии и впедагогической практике явилось культурно-историческое учение Л.С.Выготского, исходнойпредпосылкой которой выступает идея о соотношении реальной и идеальной форм. Вонтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующаяс реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет настановление начальных форм психики ребёнка.
Идеальнаяформа, по Л.С.Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развитиячеловечества формы культурного поведения. В культуре содержатся в готовом видеформы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоеныребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными(идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфическихчеловеческих качеств.
Реальныеформы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органическойосновой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психическиефункции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психическиефункции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумнаяречь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональноевосприятие и т.п. — становятся новыми образованиями в детской психике впроцессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов,социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д.
Cоциальнаясреда и её культура представляются Л.С.Выготским не в качестве условия илифакторов развития детской психики, а рассматриваются в качестве источникапсихического развития.
ДляВ.В.Зеньковского источником психического развития ребёнка является устремлениедуховного начала к выражению в его душе и теле. Определяя образ Божий вчеловеке как духовное начало его личности, В.В.Зеньковский характеризует, какимипутями проявляется оно в разные периоды детства. Вместе с тем, священник-учёныйотмечает, что развитие личности ребёнка происходит при непременномвзаимодействии с социальной средой. В.В. Зеньковский пишет, что через усвоениеязыка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основныхдушевных сил, творческого начала в ребёнке.
Д.Б.Эльконинымбыли изучены закономерности процесса формирования детской психики и выявлено, чтовоздействие взрослого на процессы психического развития ребёнка всегдаопосредуется собственной деятельностью детей. Причём существует прямаязависимость в освоении детьми операционно-технической деятельности от еёосмысления – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческойдеятельности и только после этого усваивает способы действия. Деятельностьребёнка способствует формированию его психических систем. Д.Б. Эльконинымотмечалось, что «невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуяего собственную деятельность». В концепции психического развития Д.Б. Эльконинапреодолевается один из серьёзных недостатков зарубежной психологии, гдепостоянно возникает проблема расщепления двух миров – мира предметов и миралюдей. В русле российской культурной традиции Д.Б.Элькониным было показано, чточеловеческая культура содержит в себе единство смысла и операционнойдеятельности.
Развиваяидеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, А.Н.Леонтьев показал, что воснове развития сознания, поведения и в целом всей личности ребёнка лежит какобщение языкового типа, так и его предметная деятельность. Только, исходя из«анализа содержания самой развивающейся деятельности ребёнка, может бытьправильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно надеятельность ребёнка, на его отношения к действительности и поэтомуопределяющего его психику, его сознание». Благодаря работам А.Н.Леонтьеваведущая деятельность стала рассматриваться в качестве показателяпсихологического возраста ребёнка.
Традиционнымдля отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка вконтексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи стой деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.
Механизмы развития личности ребёнка и взрослого: общееи особенное
Вотечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что развитиеличности человека опосредуется внешними стимулами. Большинство психическихфункций личность осваивает через внешние стадии развития, во взаимодействии сокружающей средой и другими людьми.
Так,Л.И.Божович в качестве механизма развития личности ребёнка рассматривалапоследовательное преобразование потребностей из натуральных форм в высшие, человеческие.В результате опосредования потребностей сознанием происходит построениецелостной мотивационной системы. Л.И.Божович ввела понятие «внутренней позиции»,как особого личностного новообразования, которое и является движущей силойразвития новых психических качеств у человека. Факторами, определяющимивнутреннюю позицию, были названы соотношение потребностей и стремлений ребёнкас его возможностями и требованиями окружения. Механизмом развития детскойпсихики в теории личности Л.И.Божович является осознание ребёнком своихпотребностей и возможностей, соотнесение их с личными устремлениями и социальнымиустановками.
Л.И.Божовичтакже были высказаны некоторые идеи о возможном содержании внутренней позиции впериоды зрелости. Большое внимание Лидия Ильинична уделяла субъективной сторонемотивации, чувствам и переживаниям как отражению динамики взаимоотношенийчеловека с окружающей его действительностью.
Взрослыйчеловек активно строит собственную жизнь как целостную систему жизненныхотношений и деятельностей во времени, объединяя прошлое, настоящее и будущее.Вследствие этого во «внутренней позиции» личности возникают механизмы, осуществляющиеэту целостную регуляцию. Исследование личности взрослого человека, как субъектажизни, позволило Н.Р.Салиховой назвать одним из механизмов развития личностивзрослого человека функциональный механизм барьерности-реализуемости личностныхценностей.
Этотмеханизм работает в режиме согласования и рассогласования важности идоступности ценностей.
Согласованиевыражается в стремлении к сокращению дистанции между параметрами важности идоступности ценности посредством внешней или внутренней активности личности.Активность личности может быть адекватной достижению поставленной цели, и тогдачеловек осуществляет то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет.Также активность может быть компенсаторной, в этом случае человек понижаетценность того, что недоступно. Метафорически компенсаторную активность можновыразить словами известных пословиц: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»,«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Показателем режима согласованияявляется степень реализуемости – связь между важностью и доступностью ценности.
Рассогласованиевыражается в разнонаправленном изменении параметров важности и доступностиценности. Повышение одного из них ведет к понижению другого. Так, недоступностьценности увеличивает её важность, недоступное кажется еще более ценным иважным. Доступность ценности понижает ее важность, соответственно, реализуемоеи доступное обесценивается. В этом случае «журавль в небе» будет намного ценнее«синицы в руках», именно потому, что он не пойман. Имеющееся в зоне доступного,теряет ценность: трудно ценить песок в Сахаре и лед в Антарктиде. Даннаятенденция также нашла отражение в русских народных пословицах: «Хорошо там, гденас нет», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». В этом случае фактором, побуждающимк развитию, является именно труднодоступность. Её показателями могут бытьпроблемность, как несоответствие важности и доступности ценности (важностьвысокая, доступность низкая) и барьерность, как прямо-пропорциональноесоответствие важности с разностью «важность-доступность».Охарактеризованный механизм реализуемости-барьерности личностных ценностейиллюстрирует процессы психического развития взрослой личности, в контекстетеории личности Л.И.Божович.
В.С.Мухинойфеноменология психического развития рассматривается как стремление ксопричастности с внешним миром и его объектами, либо как стремление котчуждению, отторжению от них. Таким образом, по В.С. Мухиной, внешняя среда, вкоторой происходит развитие личности, порождает два ведущих механизма развитиядетской психики – идентификацию и обособление.
Обаназванных механизма действуют на эмоциональном и когнитивном уровнях развитияпсихики человека.
Обаназванных механизма являются одновременно механизмами социализации ииндивидуализации личности.
Представляянаглядно механизмы развития психики, можно их уподобить двум путям развитияличности, соединенным воедино. Личность человека постоянно находится в стадиисамоопределения, решая для себя проблему уподобления «я – это …» и проблемуотчуждения «это – не я».
Рассмотримкаждый из этих путей по отдельности.
Механизмидентификации (от позднелат. identificftio- отождествление) действует двумяспособами – внешним и внутренним. Внешний способ отождествления названВ.С.Мухиной экстрариоризационной идентификацией, проявляющейся в том, чточеловек переносит свои чувства и мысли вовне – на другого человека или инойобъект. Таким образом, человек «присваивает», делает своими внешние факторы.Внутренний способ отождествления – самоотождествление, названинтериоризационной идентификацией. Примеры: человек переживает «вчувствование»в другого человека, начинает говорить его словами, переживает его эмоции, мыслитв логике мышления другого человека. Приписывание себе чужих особенностей, склонностей,потребностей – частное проявление интериоризации идей. Это и есть механизмидентификации. Он проявляется в разных формах – имитации (подражании), антропоморфизме(выделении своих свойств и приписывании их другим людям или объектам), сопереживании(соучастии, сочувствовании, сорадовании, сострадании).
В.С.Мухиной подробно охарактеризованы ведущие направления исследованийидентификации. Идентификация взрослого и ребенка исследуется преимущественно вдиадах матери и младенца, воспитателя и воспитанника. Межличностнаяидентификация исследует усвоение человеком социальных норм, межличностных ролей,формирование им мировоззрения. Идентификация в искусстве характеризует процессотождествления Другого, который является объектом искусства, с самим собой, либопроцесс создания Другого в искусстве.
Припомощи механизма идентификации развитие личности происходит в системе координат« я – это» и позволяет человеку иметь целостную картину самосознания. Механизмобособления представляет собой процесс отстранения личности от определенныхусловий, обстоятельств, людей. Это процесс выделения личности из общей, недифференцированнойатмосферы её существования. Способность к обособлению может выражаться впозитивных формах, таких как воздержании, защиты, сохранения индивидуальности.Негативные формы обособления это – проявления агрессии, неприязни, отчуждения, вражды.По мысли В.С.Мухиной, способность человека управлять своими эмоциями ипроявлять отчуждение на рациональном уровне, свидетельствует о том, что человек– эмоционально устойчив.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Демографічна політика як елемент соціальної політики держави
Реферат Проектирование наливной плотины СПК Новый рассвет Бахчисарайского р-на АРК
Реферат Организация работы психологической службы в учреждении МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрического
Реферат Разработка программного продукта для автоматизации учета оплаты договоров за обучение
Реферат Инвестиционный менеджмент
Реферат Візантійська імперія в ХІ - ХV ст
Реферат Анатомо-фізіологічні та психоло­гічні
Реферат Глобальные проблемы мировой экономики: позитивные и негативные последствия
Реферат Le Fusil Essay Research Paper L
Реферат Секретное оружие - Буриме: история и современность
Реферат Политизированные неформальные объединения молодежи особенности и этапы развития
Реферат Benefits Of Supplemental Insurance Essay Research Paper
Реферат Candid Analysis Essay Research Paper As the
Реферат Масленников Игорь Борисович
Реферат Стpуктуpа упpавления оpганизацией, оpиентиpованная на pешение стpатегических пpоблем.