РЕФЕРАТ По курсу: «Экологическое право» На тему: «Понятие международного экологического права. Международные экологические правоотношения» Преподаватель: Ибрагимов Владимир Хамзатович г. Москва 2001 Введение I. Понятие международного экологического права II. Международные экологические правоотношения Заключение
Литература Введение Заинтересованность России в формировании, развитии и эффективном применении международного экологического пра¬ва обусловлена опасностью нарастающего глобального экологи¬ческого кризиса и ответственностью России наряду с другими странами мира за его предотвращение или, по крайней мере, ослабление. Продолжающий усиливаться антропогенный пресс на природу нарушает состояние природной среды в мире, вы¬зывает озабоченность всех стран и народов и вынуждает пред¬принимать совместные усилия, чтобы сбалансировать
сущест¬вование людей на Земле, социально-экономическое развитие общества с жизнетворными возможностями природной среды. Существует множество способов решения такой задачи. Среди них главная роль отводится праву, правовому регулированию человеческого поведения. С помощью экологически ориентированного права, осно¬ванного на знаниях законов развития природы и общества, люди надеются дисциплинировать собственное поведение и жизнеде¬ятельность, чтобы стихийный процесс
взаимодействия общест¬ва и природы превратить в осознанное и контролируемое раз¬витие, заключающее в себе заботу о сохранении, восстановле¬нии и улучшении благоприятных условий жизни людей. Такой подход к решению задачи получил название концепции устой¬чивого развития и стал принципом правового регулирования международных отношений, связанных с человеческими воз¬действиями на природную среду. Согласно ст. 79 Конституции РФ, Россия может участво¬вать в межгосударственных объединениях и передавать
им частьсвоих полномочий в соответствии с международными договора¬ми, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Статья 15 Конституции РФ предусматривает, что общеп¬ризнанные принципы и нормы международного права и меж¬дународные договоры Российской Федерации являются состав¬ной частью ее правовой системы.
Если международным догово¬ром Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна¬родного договора. Данные положения имеют универсальное значение и рас¬пространяются на все отрасли российского права. Применитель¬но к области охраны окружающей среды и регулированию при¬родопользования можно сказать, что благодаря этим положе¬ниям международное экологическое право в той или иной сте¬пени выступает как часть российского экологического права.
I. Понятие международного экологического права. В настоящее время Россия является участницей 78 много¬сторонних соглашений и основных протоколов к ним в области охраны окружающей среды и регулирования природопользова¬ния. Двусторонние соглашения по вопросам природоохраны и природопользования заключены Россией со всеми соседними странами, а также со многими другими странами
Европы, Азии, Америки. Активное участие России в международном природоохран¬ном сотрудничестве является составным элементом ее новой политики в охране окружающей среды. Новое заключается в децентрализации экологической политики, в предоставлении более широких прав и полномочий относительно участия в меж¬дународных связях властям субъектов федерации и местного самоуправления. Например, в межгосударственной программе «Зеленые легкие
Европы» (сохранение уцелевших лесных мас¬сивов в Центральной и Восточной Европе) активно участвуют власти Калининградской, Псковской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей и власти Республики Карелии. В со¬трудничестве с Финляндией активно участвуют население и власти приграничных районов Мурманской, Ленинградской областей и Республики
Карелии. Россия является участницей всемирного процесса в рам¬ках решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Принят Национальный план действий по окру¬жающей среде (18 июля 1994 г.), разработанный в соответствии с решениями Конференции по окружающей среде и развитию и во исполнение Программы действий по защите окружающей среды для Центральной и
Восточной Европы, принятой в апре¬ле 1993 г. в Люцерне (Швейцария) на конференции «Окружаю¬щая среда для Европы». Россия активно участвует в реализации международных конвенций о биологическом разнообразии, о климатических изменениях, о защите озонового слоя, о трансграничном загряз¬нении воздуха на большие расстояния, о международной тор¬говле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угро¬зой исчезновения и др. Современное международное экологическое право — фор¬мирующаяся отрасль общего (публичного) международного
пра¬ва. Она представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование межгосударственных и иных международных отношений в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных природных условий жизни людей на Земле в интересах современного и бу¬дущих поколений. Цель международного экологического права — служить юридическим инструментом регулирования человеческого поведения через установление взаимных прав и обязаннос¬тей государств и других субъектов международных
отноше¬ний в сфере взаимодействия общества с окружающей его при¬родной средой. Предметом регулирования международного экологическо¬го права являются международные экологические отношения, то есть отношения, прямо или косвенно связанные с природной средой. Зарождение и развитие международного экологического права имеет сравнительно недолгую историю. Но в современ¬ный период дальнейшее формирование этой отрасли междуна¬родного права происходит весьма
интенсивно. В начальной стадии правовое регулирование международ¬ных отношений по использованию и охране природных ресур¬сов развивалось на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839г. Одной из первых многосторонних конвенций была Конвен¬ция о судоходстве на Рейне, заключенная в 1868 г. и содержа¬щая требования об охране вод этой
реки от загрязнения. К настоящему времени в мире насчитывается свыше 1600 многосторонних универсальных (глобальных) и региональных международных конвенций и свыше 3 тысяч двусторонних до¬говоров полностью или частично посвященных охране окру¬жающей природной среды и регулированию использования при¬родных ресурсов. Возрастание числа международно-правовых актов экологического направления продолжается, хотя уже вполне обоснованно поставлен вопрос об обеспечении в первую очередь выполнения требований международного
экологичес¬кого права. На этом вопросе все более концентрируется внима¬ние в Процессе международного сотрудничества. Первым крупным многосторонним мероприятием в этой области следует считать Конференцию по международной ох¬ране природы, которая состоялась 17—19 ноября 1913 г. в Бер¬не (Швейцария) и в которой принимала участие Россия. На Кон¬ференций было подписано Соглашение об учреждении
Консуль¬тативной комиссии по международной охране природы. В октябре 1948 г. создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), который в октябре 1996 г. проводил свою 20-ю Генеральную ассамблею, получившую на¬звание « Всемирный конгресс по охране природы ». 18 декабря 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН на своей XVII сессии приняла резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы»,
в которой отмечается, что охрана природы должна проводиться заблаговременно и, во всяком случае, одно¬временно с экономическим развитием на основе эффективного внутреннего законодательства и международного права. Реко¬мендуется всемерно поддерживать Международный союз охра¬ны природы и природных ресурсов и другие международные организации с аналогичными целями, а также широко привле¬кать общественность к решению задач охраны природной среды. Вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов
оказались в программах деятельности ряда органов и специализированных учреждений Организации Объ¬единенных Наций, таких, как ЭКОСОС ЕЭК, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ, а также многих международных правительст¬венных и неправительственных организаций. В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по окружающей человека среде, которая приняла Декла¬рацию принципов и
План действий, положивших начало ши¬рокой и многолетней природоохранной деятельности Програм¬мы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Двадцать лет спустя, в июне 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и разви¬тию, продолжая традиции Стокгольмской конференции, рас¬смотрела положение дел с охраной окружающей среды в мире и определила дальнейшие шаги человечества в достижении целей устойчивого развития.
Принятые Конференцией Декларации и « Повестка дня на XXI век »(долгосрочная программа) стали основополагающими документами современного международно¬го экологического сотрудничества и развития международного экологического права. В целях обеспечения неуклонного соблю¬дения государствами требований международного экологичес¬кого права на международном уровне проводится большая ана¬литическая работа по оценке состояния международного
эко¬логического права, его исполнимости и определение мер стиму¬лирования государств к исполнению права. II. Международные экологические правоотношения Международные экологические правоотношения — урегу¬лированные правом отношения между государствами и иными субъектами международного права по поводу взаимодействия человека, народов, международного сообщества с окружающей природной средой. Выделение в самостоятельную юридическую категорию этого широкого круга общественных отношений отражает
воз¬растающую заинтересованность человечества в их обособлен¬ном, всесторонне согласованном и эффективном правовом регу¬лировании. По содержанию к данной категории принадлежат отноше¬ния по: определению юридического статуса и правового режи¬ма природной среды в целом и ее составляющих элементов; изу¬чению и контролю ее физического, химического, биологичес¬кого состояния (мониторинг); использованию всеми допустимы¬ми способами природных ресурсов; преднамеренному преоб¬разованию природы; воспроизводству природных объектов;
охране — поддержанию природной среды в благоприятном со¬стоянии, а также иные отношения, прямо или косвенно связан¬ные с воздействием на окружающую природу человека и чело¬веческой жизнедеятельности. К этой категории принадлежат и отношения по предотвращению и устранению вредных стихий¬ных влияний на людей, на общество со всеми его материальны¬ми и духовными ценностями. Международные экологические правоотношения харак¬теризуются традиционными элементами структуры — субъ¬ектами,
объектами, взаимными правами и обязанностями участников. Субъектами, в первую очередь, являются государства. Но наряду с ними в международных экологических правоотноше¬ниях могут участвовать, когда это предусмотрено правовыми нормами, нации и народы, международные правительственные и неправительственные организации, юридические и физичес¬кие лица, действующие на международной арене.
Объектами международных экологических правоотноше¬ний являются природная среда в целом, составляющие ее эле¬менты, отдельные природные объекты, которые в большинстве случаев являются также объектами природопользования и природоохранения. Объектами международных экологических правоотношений могут быть материальные процессы и явления, вытекающие из самого факта существования людей и их жиз¬недеятельности и олицетворяющие взаимодействие общества и природы. Взаимные права и обязанности участников международ¬ных экологических правоотношений
образуют обширную об¬ласть юридически опосредованных связей внутри человечества и могут быть охарактеризованы применительно к сферам и пред¬метам природоохранной деятельности. В самом общем представлении объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и око¬лоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная среда имеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются
ее элементы и охраняемые объ¬екты. В том числе: Мировой океан, который занимает 2/3 площади поверхнос¬ти земного шара. Понятием «Мировой океан» охватываются все четыре имеющихся на земле океана — Атлантический, Индий¬ский, Тихий и Северный Ледовитый, а также все связанные с ними моря. Не относятся к Мировому океану изолированные моря, находящиеся внутри материков, например, Каспийское море. Материки, которые составляют основное и непосредствен¬ное жизненное пространство для
развития человечества. Тра¬диционно этим понятием охватывается весь природный ком¬плекс, прочно связанный с сухопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресурсы, растительный и живот¬ный мир. Однако за последние годы происходит дифференциа¬ция природных объектов в сфере международно-правовой ох¬раны и постепенно получают самостоятельное признание в ка¬честве охраняемых объектов международные реки и другие материковые водоемы, мигрирующие животные, которые про¬водят отдельные периоды жизни на
территории различных стран и в международных пространствах, другие природные богатства, принадлежащие двум или нескольким странам. Атмосферный воздух — газообразная оболочка земного шара, лежащая между поверхностью Земли и космическим про¬странством. Состав газов атмосферного воздуха является отно¬сительно постоянным, содержит в определенных пропорциях кислород, азот, углекислый газ, благодаря чему обеспечивает¬ся одна из основных физиологических потребностей живых ор¬ганизмов — дыхание, а также ряд процессов обмена
веществ в природе. Космос — все материальное пространство, лежащее за пре¬делами Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бес¬конечно. Но сфера влияния людей ограничена ближайшим к Земле районам. Поэтому при современном уровне развития про¬изводительных сил, который обусловливает процессы проник¬новения человека в космос, в международно-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а именно, околоземное
косми¬ческое пространство, естественный спутник Земли — Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космические корабли. Независимо от приведенной классификации природные объекты с учетом различий в их правовом режиме подразделя¬ются на находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств — внутригосударственные природ¬ные объекты и находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля — международные, интернациональные
природные объекты. К объектам, находящимся под национальной юрисдик¬цией или контролем, принадлежат природные богатства мате¬риков на территории отдельных государств, богатства, находя¬щиеся в пределах прибрежных территориальных морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон. Правовой режим внутригосударственных природных объ¬ектов определяется внутренним правом каждой страны. В соот¬ветствии с нормами внутреннего права решается вопрос о соб¬ственности на природные объекты:
они могут принадлежать государству, частным лицам, государственным, кооператив¬ным, общественным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутреннее право устанавливает порядок владе¬ния, распоряжения и пользования природными объектами. В правовом регулировании использования и охраны внутриго¬сударственных природных объектов есть доля участия и норм международного права. Здесь существует соотношение и взаи¬модействие норм внутреннего и международного права.
Обыч¬но выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутрен¬него права и таким путем проводятся в жизнь. К числу природных объектов, находящихся вне нацио¬нальной юрисдикции и контроля, за пределами сферы исклю¬чительного суверенитета отдельных государств, относятся в ос¬новном те из них, которые находятся в интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами, за пределами территориальных
вод, континентального шельфа и экономических зон, отдельные материки, например, Антарк¬тида, часть атмосферы Земли и космос. Правовой режим меж¬дународных природных объектов определяется в основном нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господ¬ствовало молчаливое признание интернациональных природ¬ных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой стра¬ны на захват этих объектов.
Но в современных условиях такое положение все меньше стало отвечать интересам и потребнос¬тям народов мира. Были выработаны и постепенно внедрены в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действии в отно¬шении международных природных объектов. Так, правовая охрана Мирового океана, его ресурсов и мор¬ской среды обеспечивается сложной системой конвенций, согла¬шений, договоров глобального и регионального характера.
Загрязнение нефтепродуктами, другими производствен¬ными и бытовыми отходами представляет наибольшую угрозу Мировому океану. Поэтому еще в 1954 г. была подписана в Лон¬доне международная конвенция по предотвращению загрязне¬ния моря нефтью. Действие Конвенции было ограничено срав¬нительно небольшой площадью запретных зон и не охватывало всей акватории океана. Такая охрана оказалась недостаточной.
В 1973 г. Конвенция 1954 г. была заменена Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов. Конвен¬ция 1973г. касается не только нефти, но и других перевозимых вредных веществ, а также отходов (сточные воды, мусор), обра¬зующихся на судах в результате их эксплуатации. В приложе¬ниях к основному тексту изложены международные стандарты допустимых сливов. Установлено, что каждое судно обязано иметь сертификат — свидетельство о том, что корпус, механиз¬мы
и прочая оснастка соответствует правилам предотвращения загрязнения моря. Выполнение этого требования контролиру¬ется путем специального инспектирования при заходах судов в порты. К нарушителям применяются строгие санкции. Кроме того, в отличие от Конвенции 1954 г ее действие распростра¬няется на всю акваторию Мирового океана. Для некоторых осо¬бо чувствительных к загрязнению районах (Балтийское,
Сре¬диземное, Черное моря) установлены повышенные требования. Установлено также, что любое судно, обнаружившее виновни¬ка загрязнения, обязано сообщить об этом своему правительст¬ву, которое, в свою очередь, доводит об этом до сведения того государства, под чьим флагом плавает нарушитель, даже если он находится вне пределов национальной юрисдикции. Кроме Конвенции 1973 г вопросам охраны Мирового океа¬на от загрязнения посвящено большое число других
правовых актов: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбро¬сами отходов и других материалов (из любых источников), при¬нятая на межправительственной конференции в Лондоне 13 ноября 1972 г Конвенция о предотвращении загрязнения моря из источников, расположенных на суше, подписанная на конференции западноевропейских государств в Париже 4 июня 1974 г.; Международная конвенция о вмешательстве в откры¬тое море в случае аварий, приводящих
к загрязнению нефтью от 29 ноября 1969 г. (Брюссель); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г. (Брюссель); Конвенция о создании между¬народного фонда для возмещения ущерба от загрязнения неф¬тью от 18 декабря 1971 г. (Брюссель), Протокол о вмешательст¬ве в открытое море в случаях загрязнения моря веществами, не относящимся к нефти от 2 ноября 1973 г. (Лондон) и другие.
Представляет определенный интерес для теории и практи¬ки международно-правового регулирования охраны Мирового океана от загрязнения Соглашение об ответственности за загряз¬нение моря, связанное с бурением скважин на нефть в откры¬том море, которое подписали 12 международных нефтяных ком¬паний в Лондоне 4 сентября 1974 г. Его основная цель состоит в обеспечении гарантий выплаты компенсаций лицам и государ¬ствам, потерпевшим в результате разливов нефти при авариях на морских буровых скважинах.
Сложный характер взаимодействия человечества с Миро¬вым океаном и неупорядоченность правового регулирования в этой области привели к необходимости кодификации морского права. В 1982 г. после длительной подготовки была подписана Конвенция ООН по морскому праву, состоящая из 320 статей и 9 приложений, которая всесторонне регламентирует использо¬вание и охрану Мирового океана. Более 50 статей этой
Конвен¬ции касаются охраны морской среды и морских ресурсов. Кон¬венция вступила в силу 16 ноября 1994 г. Загрязнение материковых вод — рек, озер, водохранилищ и т.п. не менее опасно, чем загрязнение Мирового океана. Борь¬ба против этого отрицательного явления все более энергично ведется в каждой отдельной стране. Но в ряде случаев для до¬стижения положительных результатов требуется и международ¬ное сотрудничество.
Международно-правового регулирования требует также судоходство, рыболовство и иная деятельность на международных реках, озерах и иных водоемах, поскольку это затрагивает интересы различных стран и представляет опреде¬ленную опасность для состояния окружающей среды. В этой области отношений появилось также большое число договоров, соглашений, конвенций, предусматривающих комплексное ис¬пользование и охрану водных ресурсов, доля которых в общей массе актов международного
экологического права составляет 18 процентов. Сравнительно долгую историю имеет международно-пра¬вовое регулирование режима таких крупных рек Европы, как Рейн и Дунай. В конечном счете по Дунаю были приняты два важных правовых акта — Конвенция о режиме судоходства на Дунае (1948 г.) и Соглашение о рыболовстве в водах Дуная (1958 г). Но эти акты не решили всех вопросов использования и
охраны вод Дуная, поэтому они впоследствии уточнялись и дополнялись. Что касается Рейна, то в целях его охраны принято не¬сколько более широких соглашений. Например, Соглашение о регулировании использования и охраны реки Мозель (приток Рейна) (1956 г.); Соглашение по предотвращению загрязнения озера Констанца (1960 г.) (из этого озера Рейн берет начало);
Конвенция относительно управления верхним течением Рейна (1956 г.); Соглашение о создании международной комиссии по борьбе с загрязнением Рейна (1960 г). Многие вопросы охраны континентальных водных объек¬тов, имеющих международное значение, решаются в договорах о режиме государственной границы. Вместе с тем имеются и специальные соглашения, направленные на регулирование ис¬пользования и охрану
различных видов международных вод¬ных объектов: Соглашение между Австрией и Югославией об использовании реки Мур (1954 г.); Соглашение между Италией и Швейцарией об охране вод от загрязнения (1972 г.); Соглаше¬ние между США, Канадой о качестве воды в Великих озерах (1972 г.); Договор между Аргентиной и Уругваем относительно реки
Ла-Плата (1973 г.) и др. Наконец, возникла потребность кодификации норм об ох¬ране и использовании пресных вод, которая привела к появле¬нию Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанной 17 марта 1992 г. в Хельсинки и вступившей в силу (для России) 13 апреля 1993 г. Участники Конвенции взаимно обязались принимать все меры к тому, чтобы исключить или максимально снизить отрицатель¬ные воздействия на любые трансграничные воды.
Водопользо¬вание должно строиться таким образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возмож¬ности будущих поколений удовлетворять свои собственные по¬требности. Широко используются международно-правовые средства в целях охраны животного мира, суши, особенно тех видов жи¬вотных, которые являются мигрирующими. Еще в 1902 г. в Париже была подписана Конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве.
Но она не дала положительных результа¬тов. В ее содержании отсутствовали критерии видов птиц, подле¬жащих охране, а ее исполнение не контролировалось. В 1960 г. была принята новая, более широкая по содержания междуна¬родная конвенция по охране птиц в пределах европейского ре¬гиона. Участники Конвенции согласились охранять не только полезных для сельского хозяйства, но всех птиц, а также их гнезда, яйца, птенцов, запретить весеннюю охоту на перелет¬ных птиц, предоставить круглогодичную
охрану вымирающим видам и видам, представляющим интерес для науки, прекра¬тить массовое уничтожение и отлов птиц. В 1979 г. к этому до¬бавилась Европейская конвенция об охране диких животных и мест их обитания, подписанная в Берне (Швейцария). На американском континенте сначала действовала Конвен¬ция по охране перелетных птиц (1916 г.), которая регулирова¬ла отношения между США и Канадой, а затем в 1936 г. был под¬писан договор между
США и Мексикой. За последние годы по¬явились и другие акты, а также вступила в силу глобальная Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979г.). Специальные меры принимаются в целях охраны видов животных, находящихся под угрозой исчезновения. В Рамсаре (Иран) в 1971 г. была подписана Конвенция об охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение, особен¬но в качестве мест обитания водоплавающих перелетных птиц.
В марте 1973 г. в Вашингтоне подписана Конвенция об охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение, особенно в качестве мест обитания водоплавающих перелетных птиц. В марте 1973г. в Вашингтоне подписана международная Конвенция по торговле видами дикой фауны и флоры, находя¬щимися под угрозой исчезновения. Все большее значение при¬обретают международные мероприятия по охране отдельных видов животных и растений.
Например, Соглашение от 15 но¬ября 1973 г. об охране белого медведя (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия), соглашения между США, Россией, Японией об охране мигрирующих видов птиц и птиц, находящихся под угрозой вымирания, а также среды их обитания; Конвенция о шиншилле (Боливия, Перу, Чили); согласованные программы по охране волка в Европе, тигра в странах
Азии, европейского зубра (Россия, ПНР) и т.д. В охране растительных ресурсов первоначально преобла¬дали международные карантинные мероприятия, направлен¬ные на предотвращение распространения заболеваний и вреди¬телей растений. Соответственно этому были приняты и продол¬жают действовать многочисленные соглашения, договоры, конвенции, определяющие деятельность государств в этой области отношений. Некоторые из них являются многосторонними и имеют универсальное значение, например,
Конвенция по защи¬те растений, принятая в Риме 6 декабря 1951 г Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вре¬дителей и болезней от 14 декабря 1959 г. Однако за последние годы наметилась тенденция к принятию более широких мер по охране лесов и отдельных категорий растительных сообществ как на территориях отдельных стран, так и на интернациональ¬ных пространствах. Кульминационным пунктом развития международной правовой охраны животного и растительного мира
Земли стала Конвенция по биологическому разнообразию, подписанная представителями свыше 150 государств в период работы Кон¬ференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жа¬нейро и вступившая в силу 21 марта 1994 г. Конвенция, вклю¬чающая преамбулу, 42 статьи и 2 приложения, провозгласила биологическое разнообразие непреходящей ценностью для со¬хранения экологического благополучия
Земли и признала, что государства, обладая суверенными правами на свои биологичес¬кие ресурсы, несут ответственность за их сохранение и устой¬чивое использование. Целями Конвенции являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равноправной основе выгод, связанных с использованием генетичес¬ких ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей
передачи„ соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии а также путем должного финансирова¬ния. Стороны, являющиеся развитыми странами, предоставля¬ют новые дополнительные финансовые ресурсы, с тем, чтобы дать возможность Сторонам, являющимся развивающимися странами, покрывать согласованные полные дополнительные расходы, которые они будут нести в ходе осуществления мер во исполнение обязательств по Конвенции. В отношении стран, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике,
от¬мечено, что они могут добровольно брать на себя обязательства Сторон, являющихся развитыми странами. Конференция сторон будет следить за выполнением обяза¬тельств участниками Конвенции. При этом каждый участник Конвенции представляет Конференции сторон доклады о мерах, принятых для ее осуществления. Правовая охрана памятников природы и уникальных природных объектов осуществляется в основном каждой
отдельной страной на своей территории пу¬тем создания национальных парков, резерваторов, заповедни¬ков, заказников и т.п. Но и в этом деле возросло значение меж¬дународного сотрудничества в целях координации политики и принятия согласованных мер. На Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. в Париже принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, кото¬рая предусматривает охрану памятников культуры и природы.
Под охраняемыми памятниками природы Конвенция понима¬ет: природные достопримечательности, содержащие физичес¬кие или биологические образования или их комплексы, кото¬рые являются выдающимися с эстетической или научной точ¬ки зрения; геологические или физико-географические образо¬вания и точно очерченные районы, являющиеся местами оби¬тания видов животных и растений, представляющих особую научную ценность и находящихся под угрозой вымирания; участки природы или точно обозначенные природные ландшаф¬ты, обладающие особой
полезностью для людей (с точки зрения здравоохранения, отдыха, туризма), а также красоты природы. Необходимость международно-правовой охраны атмосфер¬ного воздуха от загрязнения и других неблагоприятных изме¬нений за последние годы стала очевидной. Правовое регулиро¬вание охраны атмосферного воздуха, которое первоначально ограничивалось узкими рамками решения отдельных конфлик¬тов между ограниченным кругом стран, возникавших на почве загрязнения атмосферы, теперь более всего направлено на раз¬витие самого
широкого международного сотрудничества в це¬лях принятия согласованных организационных и технических мер по предотвращению такого загрязнения. Еще в 1964 г. во Франции была проведена Европейская конференция по пробле¬ме атмосферных загрязнений, на которой был поставлен вопрос о принятии эффективных правовых мер по контролю за выбро¬сами газов, пыли и т.п. в атмосферу. Два года спустя состоялся 1-й Международный конгресс по чистому воздуху.
В 1968 г. Комитет Министров Европейского совета одобрил Декларацию принципов по контролю загрязнения воздуха, которая призы¬вает государства — членов Совета предпринять необходимые правовые и административные меры с целью устранения и пред¬упреждения загрязнения воздуха. В европейском регионе действует Конвенция о трансгра¬ничном загрязнении воздуха на большие расстояния, подписан¬ная 13 ноября 1979 г.
в Женеве. Эта Конвенция является первым международным правовым документом, имеющим обяза¬тельную силу, призванным решать проблемы загрязнения воздуха на широкой многосторонней основе. Она содержит принципы, на основе которых договаривающиеся стороны вы¬являют проблемы, вызываемые трансграничным загрязнением воздуха, и разрабатывают протоколы по конкретным загрязни¬телям, устанавливая меры и этапы снижения загрязнений. Су¬ществующие протоколы касаются ограничения выбросов соеди¬нений серы, окислов
азота и летучих органических соединений. Начата разработка второго поколения протоколов с целью со¬гласования оптимальных решений и установления системы борьбы с загрязнением воздуха на основе концепции критичес¬ких нагрузок в сочетании с системой постоянного физического контроля. Страны-участницы создали и технически оснастили постоянно действующую «Совместную программу наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в
Европе» (ЕМЕП), в рамках которой проводится основная работа по выполнению Конвенции . С охраной атмосферного воздуха тесно связано человечес¬кое воздействие на климат и погодные условия. Это воздейст¬вие происходит в результате выбросов в атмосферу так называ¬емых парниковых газов — углекислого газа, метана и других. Под влиянием этих газов нарушается тепловой баланс планеты, отдача излишнего тепла в космос уменьшается, что приводит к глобальному потеплению и другим многочисленным
отри¬цательным последствиям. Учитывая эти обстоятельства, меж¬дународное сообщество приняло Рамочную конвенцию ООН по изменению климата от 9 мая 1992 г участники которой взяли на себя обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов в течение ряда лет и учредили взаимный контроль. С охраной атмосферного воздуха на международном уров¬не связана еще одна проблема — сохранение озоновой оболочки Земли, расположенной в верхних слоях атмосферы на высоте примерно 15 — 20 километров над земной
поверхностью. Озон, сконцентрировавшийся в этой оболочке, защищает экосистему планеты от опасного для всего живого интенсивно¬го ультрафиолетового излучения, являвшегося частью солнеч¬ного света. Выяснилось, что происходит уменьшение плотнос¬ти озоновой оболочки из-за того, что туда проникают частицы химических веществ, производимых и используемых челове¬ком, — хлорфторуглеродов, бромфторуглеродов и ряда других. Под влиянием этих веществ в верхних слоях атмосферы появились озоновые дыры, создающие
опасность для человека и дру¬гих живых существ. В связи с этим были приняты международ¬ные правовые акты и меры, направленные на предотвращение и устранение разрушения озоновой оболочки. 22 марта 1985 г. в Вене принята Конвенция об охране озо¬нового слоя, определившая общие обязанности государств по защите озонового слоя от разрушения. Затем, 16 сентября 1987 г. принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, которым
определены конкретные пути и мето¬ды выполнения этих обязанностей. Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью радиационного загрязнения окружающей природ¬ной среды, которая поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О последствиях радиоактивного загрязнения международная общественность хорошо информирована. Опи¬сания трагических последствий атомных взрывов в
Японии, выступления против испытаний ядерного оружия широко из¬вестны. Принятие международно-правовых мер против испы¬таний ядерного оружия встречает активную поддержку. Основным актом, решающим задачу предотвращения ра¬диоактивного загрязнения среды является Договор о запреще¬нии испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, который был подписан 5 августа 1963 г. в Москве и в котором в настоящее время участвует более 10 государств.
Московский Договор оказал благоприятное воздейст¬вие на состояние радиоактивного фона Земли, радиоактивность нашей планеты снизилась. Однако после серии взрывов в атмо¬сфере, проведенных в 1969—1970 гг. Францией и КНР содер¬жание стронция-90 в атмосфере вновь поднялось на 20 процен¬тов. Дают о себе знать и подземные ядерные взрывы, которые еще не запрещены. Явления, сопутствующие взрывам атомных и водородных бомб, влияют на погоду, являются причиной из¬менения
направления ветров, внезапных ливней, бурь и павод¬ков. По мнению ученых, ядерные взрывы изменяют напряжен¬ность электрического поля атмосферы и могут стать серьезной причиной климатических нарушений, в частности неожидан¬ных похолоданий в районах, где обычно низкие температуры не наблюдались. Доказано, что ядерные взрывы на поверхнос¬ти Земли и в атмосфере не только отрицательно отражаются на здоровье ныне живущих людей, но и угрожают
последующим поколениям. Все эти обстоятельства диктуют необходимость дальнейшей последовательной борьбы за полное запрещение ядерных испытаний, а также принятие необходимых мер защи¬ты окружающей среды от загрязнения в результате мирного использования атомной и ядерной энергии. Проблема предотвращения и устранения радиоактивного загрязнения природной среды проявилась в новых драматичес¬ких чертах после аварии на Чернобыльской
АЭС 26 апреля 1986 г. Авария подтолкнула и правовую сферу ядерной безопасности, вызвав к жизни, помимо прочего, большой комплекс новых международных экологических правоотношений. В частности 26 сентября 1986 г. в Вене были приняты Кон¬венция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвен¬ция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной ава¬рийной ситуации.
Участники конвенций взяли на себя обяза¬тельства строго следить за состоянием ядерных объектов, а в случае возникновения ядерных аварий или аварийных ситуа¬ций, наряду с принятием защитных мер, немедленно оповещать другие договаривающиеся стороны. Они обязались также ока¬зывать разнообразную техническую, социальную и иную по¬мощь (оперативно и в долгосрочном контексте) тем государст¬вам и народам, которые оказались жертвами ядерной аварии или аварийной ситуации.
Было принято и осуществляется мно¬жество программ, связанных с реализацией международных экологических правоотношений в этой области развития атом¬ной энергетики и обеспечения радиационной безопасности. Среди многих важных направлений международного со¬трудничества в области охраны окружающей среды все большее значение при обретает научно-техническое сотрудничество, по¬зволяющее организовать эффективный обмен опытом, обеспе¬чить быстрое внедрение достижений науки и техники, разраба¬тывать всесторонне обоснованные
и согласованные политичес¬кие, экономические и технические решения в целях предупреж¬дения загрязнения и других отрицательных воздействий на ок¬ружающую среду. Эффективное сотрудничество в области охраны окружаю¬щей среды проводится странами СНГ на основе многосторонне¬го Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, которое было подписано в Мос¬кве 8 февраля 1992 г. представителями
Азербайджана, Арме¬нии, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Участники соглашения договорились, что они будут выра¬батывать и проводить согласованную политику в области экологии и охраны окружающей среды, осуществляя на своей тер¬ритории все необходимые мероприятия природоохранного на¬правления. Они будут, в частности, гармонизировать экологи¬ческое законодательство,
нормы и стандарты, разрабатывать и осуществлять межгосударственные программы и проекты в об¬ласти природопользования и охраны окружающей природной среды, применять общие подходы, критерии, методы и проце¬дуры оценки качества и контроля состояния окружающей при¬родной среды и антропогенных воздействий на нее, обеспечи¬вая сопоставимость данных о состоянии природной среды в меж¬дународном масштабе, поддерживать межгосударственную эко¬логическую информационную систему, предоставляя информа¬цию на взаимной основе, руководствоваться общими методоло¬гическими
требованиями при проведении экологической экс¬пертизы программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и других проектов, вырабатывать условия и порядок использования специальных сил и средств для оказа¬ния взаимной помощи при возникновении чрезвычайных эко¬логических ситуаций, ликвидации их последствий и участия в соответствующих международных акциях и т.п. Для организации выполнения этих обстоятельств участни¬ки
Соглашения договорились создать Межгосударственный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Эколо¬гический Фонд. В развитие Соглашения принят ряд положений, правил и процедур, касающихся функционирования Совета и Фонда. Заключение Современное международное экологическое право — фор¬мирующаяся отрасль общего (публичного) международного пра¬ва. Она представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование
межгосударственных и иных международных отношений в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных природных условий жизни людей на Земле в интересах современного и бу¬дущих поколений. Цель международного экологического права — служить юридическим инструментом регулирования человеческого поведения через установление взаимных прав и обязаннос¬тей государств и других субъектов международных
отноше¬ний в сфере взаимодействия общества с окружающей его при¬родной средой. Предметом регулирования международного экологическо¬го права являются международные экологические отношения, то есть отношения, прямо или косвенно связанные с природной средой. Зарождение и развитие международного экологического права имеет сравнительно недолгую историю. Но в современ¬ный период дальнейшее формирование этой отрасли междуна¬родного права происходит весьма
интенсивно. В начальной стадии правовое регулирование международ¬ных отношений по использованию и охране природных ресур¬сов развивалось на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839г. Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью радиационного загрязнения окружающей природ¬ной среды,
которая поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О последствиях радиоактивного загрязнения международная общественность хорошо информирована. Опи¬сания трагических последствий атомных взрывов в Японии, выступления против испытаний ядерного оружия широко из¬вестны. Принятие международно-правовых мер против испы¬таний ядерного оружия встречает активную поддержку.
Литература Конституция РФ Комментарий к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (под ред. Боголюбова С.А.) Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) "Природоохранные вопросы предпринимательской деятельности" (Козырин
Н "Хозяйство и право", 1997, N 6) Экологическое право - развивающаяся отрасль отечественного законодательства (Г.В. Чубуков, "Журнал российского права", N 7, июль 2001 г.) «Экологическое право» под ред. В. Д. Ермакова
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |