Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Введение
Употребление алкоголя и табака – неотъемлемый элемент образа жизни, культуры, быта большей части населения во многих странах мира, в массовом сознании оно воспринимается как социально приемлемое явление. Алкоголь доставляет удовольствие, дает возможность поднять настроение, расслабиться, отвлечься, снять напряжение. Кроме того, алкоголь способствует выполнению функции социализации (гостеприимство, доброжелательность, проявление доверия), это непременный атрибут важных жизненных событий.
Но, по данным Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем является третьей по частоте (после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности. Оно увеличивает риск заболевания циррозом печени, некоторыми видами рака, сердечно – сосудистыми заболеваниями, психическими расстройствами, и в целом приводит к сокращению ожидаемой продолжительности жизни. Употребление алкоголя увеличивает риск нанесения вреда и здоровью других людей: травмы, насилия, убийства, возникновению семейных, трудовых, социальных проблем. [1].
Трансформация российского общества, произошедшая за последние пятнадцать лет, отразилась не только на экономической, но и на общественной жизни. Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением смертности, заболеваемости, вызвала уменьшение доли детей и подростков в структуре населения. [1]. Подростки России переживают кризисную социально – психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно, лавинообразно. Подростки утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют требуемых жизненных навыков, которые позволяли бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
Современная социальная ситуация привела подростков к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время, многие, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению, и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь – употребление алкоголя, наркотиков, других видов психоактивных веществ.
В целях предотвращения негативных последствий употребления алкоголя, наркотических веществ на федеральном и региональном уровнях разработаны и действуют ряд нормативных документов, ограничивающих производство, продажу алкогольной продукции и наркотических веществ, предусматривающих ответственность за:
1.     Незаконный оборот наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов. (ст.6.8) [11].
2.     Потребление наркотических средств или психотропных веществ  без назначения врача. (ст.6.9)[11].
3.     Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных или одурманивающих веществ. (ст. 6.10)[11].
4.     Пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. (ст.6.13) [11].
5.     Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным и гигиеническим нормативам.(ст.6.14) [11].
6.     Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.(ст.6.15) [11].
7.     «Закон об ограничении курения табака».
8.     Президиум правительства утвердил увеличение с 2009 года акцизов на сигареты и папиросы на 20 и 28 % cоответственно.
9.     Указ президента РБ от 22.12.2006г «Об утверждении программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в РБ на 2007-2009 годы.
Тем не менее, опрос 2002года, проведенный среди учащихся VII, IX, XIклассов Московских общеобразовательных школ, направленный на изучение девиантного поведения, на изучение поддержания здорового образа жизни, дал следующие результаты [48].
/>
Рис. 1. Возрастная динамика учащихся, приобщенных к курению, употреблению алкоголя (раз в неделю и чаще) и наркотиков, % от общего числа опрошенных.
     Анализ качества жизни населения и потребления алкоголя в современной России дал следующие результаты по расчету объема и динамики потребления алкоголя населением 15 лет и старше в 1994 -2002 г.г… [52].
 
Объем    и динамика потребления алкоголя населением 15 лет и старше в 1994 – 2002 г.г., всего на душу населения:
1)      напитков;
2)      чистого алкоголя в год, л.
                                                                                                                     таблица 1
                             
Объем потребления алкоголя
 1994
    1996
   1998
     2000
   2002
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
На душу населения
45,9
11,2
43,9
11,0
40,6
9,9
59,5
15,2
67,9
15,4
В том числе на одного мужчину
89,5
22,5
86,6
22,4
77
19,2
116,6
30,6
129,0
30,6
На одну женщину
11,9
2,3
11,4
2,4
12,9
2,8
17,3
3,8
23,2
4,3
 
Статистика Роспотребнадзора 2007 года утверждает, что за последние двадцать лет количество курильщиков возросло на 440 тысяч. Курят 60 % мужчин, около 30 % женщин, в возрасте 15-19 лет курят 40 % юношей, 7  % девушек, что составляет три с лишним миллиона подростков.
 Таким образом, из выше изложенного вытекает противоречие между «заказом» общества на воспитание подростков, не отягощенных алкогольной и наркотической зависимостью и малой эффективностью форм и методов профилактики алкоголизма и наркомании.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом обосновании методов профилактики алкоголизма и наркомании и разработке практических аспектов изучаемой проблемы.
Объект исследования: психологические и физиологические особенности развития подростков, лежащие в основе употребления алкоголя и наркотиков.
Предмет исследования: профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать эффективные методы профилактики  алкоголизма и наркомании среди подростков.
    Задачи исследования:
1.     Провести аналитический обзор литературы по проблеме профилактики  алкоголизма и наркомании среди подростков.
2.     Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению методов профилактики алкоголизма и наркомании у подростков.
3.     Разработать комплекс мероприятий по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков.
Теоретико –  методологической основой исследования является:
1.     Возрастная классификация Ж.Пиаже;
2.       Возрастная классификация Д.Б. Эльконина.
 
 
Методы исследования:
1.     Теоретические: анализ литературы, обобщение, систематизация данных.
2.     Практические:  тестирование.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в изучении видов, способов, методов профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков и их практическом применении с целью повышения эффективности профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.
         Экспериментальной базой исследования послужило Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8» городского округа город Салават Республики Башкортостан. Данное образовательное учреждение работает по общеобразовательным программам. Численность учащихся по состоянию на 1.12.2007 г. 650 человек. Исследуемых 5 человек.
Данная курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения.
 
 
                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                       
                                               Глава I.
Теоретические аспекты по проблеме профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.
 
1.1           Виды, стратегии и направления профилактики алкоголизма и наркомании.
Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ — одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.
С конца XIX — начала XX века вопросы лечения и про­филактики алкоголизма все чаще становились предме­том дискуссий медицинской общественности, прогрессив­ной части русского общества. Осознавалась потребность в эффективных средствах лечения алкоголизма, посколь­ку стала очевидной бесполезность борьбы с ним при по­мощи настоя лягушек, сырого мяса, вегетарианства, на­стоя красной хины, ореха кола, примешивания алкоголя ко всем блюдам, турецких бань и прочих подобных «ле­карств».
Русские врачи при лечении алкоголизма стали ши­роко использовать гипнотерапию.В то же время приводились многочисленные данные о ее малой эффек­тивности. Ф. Е. Рыбаков, основываясь на своих наблю­дениях, писал в 1898 г., что «прочное излечение при помощи гипноза получается, по-видимому, довольно ред­ко» и возвраты к злоупотреблению алкоголем «сравни­тельно часты». Со временем слава гипноза как терапев­тической методики блекла, применение сужалось, усту­пая место «рациональной психотерапии» по Дюбуа. [46].
В трудах В. П. Сербского в 1906 г., А. Л. Мендель­сона в 1910 г. подчеркивалось, что имеет место внуше­ние, эффективность которого обеспечивается внушени­ем извне, самовнушением и определяется личностными особенностями больных. По поводу рекламы этого спо­соба лечения и подобных ему С. Успенский в 1912 г. за­мечал, что склонность к злоупотреблению алкоголем «не может быть устранена парою каких-нибудь рекламируе­мых пилюль или какими-нибудь секретными микстура­ми». Она побеждается «только силою воли и непоколе­бимым терпением»./>«действовать психически на испорченную нравственность человека, подвергшегося белой горячке, особливо для предотвращения пагубных возвратов оной, столь же нужно, сколь необходимо бывает таковому больному давать лекарства». [46].
Систематической разработкой вопросов психотерапии больных алкоголизмом занимался  М. Магазинер. В 1837 году в Санкт-Петербурге вышла его книга «О надежнейшем врачебном способе отучать людей от пьянства и запоя и лечить его», в ко­торой автор выделяет два условия отучения больного от пристрастия к пьянству: «Убедить его, чтобы он совер­шенно отрекся от неумеренного употребления спиртных напитков..- заменить спиртные напитки другим питьем, к которому он так же пристрастился бы...» В качестве такого средства автор предлагал кофе. «По нашему убеждению,— писал он,— нет вернейшего и истинно спе­цифического средства против пьянства, как только твер­дая воля отречься от неумеренного употребления спир­товых напитков. Опыты показали, что твердая воля, ру­ководимая здравым рассудком, имеет такую силу над душой и телом, что она не только предохраняет челове­ка от болезней, но даже лечит их. Поэтому судят слиш­ком односторонне те, которые решительно отрицают возможность отучения от пьянства».[51].
Значительное влияние на лечение больных алкого­лизмом оказали взгляды ведущих отечественных психи­атров и наркологов.
Начиная с 1912 г. В. М. Бехтеревым разрабатыва­лась система коллективной психотерапии больных алко­голизмом. Три основных элемента этого метода:
1)убеждение больных в процессе психотерапевтической беседы в пагубности употребле­ния алкоголя и необходимости полностью отказаться от него;
2)гипнотическое внушение;
3)     обучение элементам са­мовнушения, самоутверждения.
 Одним из важнейших элементов разработанной «триады В. М. Бехтерева» является опосредованное влияние боль­ных друг на друга. Применение этого элемента было расширено последователями В. М. Бехтерева.[51].
К. К. Спицыным в 1926 г. была разработана мето­дика массовой психотерапии больных алкоголизмом, со­стоящая из шести этапов. Первый этап — «исповедь» больного. На втором этапе жена больного откровенно рассказывает о жизни своего мужа, делая акцент на негативных влияниях злоупотребления алкоголем. На этих двух этапах между больными происходит обмен мнениями, дискуссия. Третий, четвертый и пятый этапы представляют собой «триаду В. М. Бехтерева», а заклю­чительный, шестой этап — соматический осмотр больных, назначение лекарств и оказание помощи в решении се­мейных и производственных проблем. Курс психотера­пии длился месяц, занятия проводились два раза в не­делю по 1,5—2 часа каждое. В группы включалось 15—20 больных, различающихся по тяжести алкоголиз­ма и другим характеристикам.
В дальнейшем усовершенствовалась и методика кол­лективной психотерапии. Беседы проводились в боль­шей мере, с ориентацией на взаимовоздействие между больными, для чего на занятия приглашались больные, длительно воздерживающиеся от употребления алкого­ля. Количество бесед увеличивалось до 12—15. Расши­рялась их тематика, включавшая обсуждение сущности алкоголизма и его последствий, причины и условия, спо­собствующие его развитию, освещалась роль особенно­стей личности в происхождении алкоголизма.[51].
В целях предупреждения злоупотребления алкоголем и профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.
Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и дру­гих психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.
Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет це­лью предотвратить возникновение нарушения или болезни, пре­дупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими пу­тями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные измене­ния в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с кото­рой он взаимодействует;
б) направление процесса осознания ин­дивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных про­явлений своей личности, окружающей его среды;
в) усиление адап­тационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресур­сов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;
 г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их умень­шения;
д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);
е) развитие социально-поддерживающего процесса.
Первичная профилактика алкоголизма и наркомании прово­дится посредством нескольких стратегий.
Первая стратегия —информирование населения о пси­хоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, пси­хику и поведение человека) и формирование мотивации на эф­фективное социально-психологическое и физическое развитие.
Вторая стратегия —формирование мотивации на соци­ально-поддерживающее поведение.
Третья стратегия —развитие протективных факторов здо­рового социально эффективного поведения.
Четвертая стратегия— развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
В приведенных выше стратегиях используются специальные тех­нологии.
Социальные и педагогические технологии первичной профилак­тики:
— воздействие средств массовой информации;
— антинаркотическое обучение;
— использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;
— создание социально-поддерживающих систем (социаль­ные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);
— проведение антинаркотических мотивационных акций;
- организация деятельности социальных работников и волонтеров;
- деятельность системы ювенальной юстиции.
Психологические технологии первичной     профилактики:
- развитие личностных ресурсов;
- формирование социальной и персональной компетентности;
- развитие адаптивных стратегий поведения;
- формирование функциональной семьи.
Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются  посредством определения генетических и биологических осбенностей  и их коррекции на медицинском уров


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.