Институт Государственного Администрирования
Педагогический факультет
На тему:«Великая дидактика»
Я.А.Каменского Реферат по социальной психологии
Мухиной Марины Васильевны
Студентки IIIкурса.
с. Намцы
2002 год.
П Л А Н:
1. Введение.
2. Антролого-педагогическиевзгляды Каменского.
3. Гуманизм педагогическойсистемы Яна Амоса Каменского.
4. Заключение.Введение
Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительныйпуть развития от всеобщего невежества до всеобщего обязательного начальногообразования. Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имениемвандалов. Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование.Сохранилось только христианское образование священников в монастырских ицерковных школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное навере и заучивание наизусть молитв и других священных текстов. Логическоемышление развивалось путем схоластических рассуждений, целью которых былотеоретическое обоснование церковных догматов. Постепенно в городахорганизовывались церковные и общинные школы для ремесленников, купцов, горожан.Орден иезуитов, организованный при каталогической церкви, разработал иезуитскуюсистему образования, существующую и в настоящее время.
Её цель воспитание преданности каталогической религии. В11-м веке появились первые европейские университеты. Система университетскоговысшего образования широко распространилось по всей Европе. Первые университетыорганизовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбургепоявилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет.
Новое время в историко-педагогическом развитииоткрывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно смелой по замыслу, постановкепедагогических вопросов и предложенным решениям, отличающейся сложнойархитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковывалась» от философии какновая отрасль научного знания с собственным предметом исследования, научнойаргументацией, исследовательской проблематикой, собственным «языком» –понятийно-терминологическим аппаратом.
Эта система плод титанического труда гениального чешскогопедагога, мудрого философа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего всвоей мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижениячеловеческого духа предшествующих веков культурного развития. Его «Великаядидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике нового времени. Духовныймир Каменского, человека энциклопедически образованного, — сложнейшийоригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологиии протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного.
Задачей каждого христианскогогосударства, утверждал педагог-философ, должна стать «всеобщее образованиеюношества». Теоретическая мысль великого гуманиста избежать «соблазна»исторических условий его времени: низведения человека до его сословного облика,орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а еговоспитания — до подготовки человека к выполнению его сословных ролей,социальных функций. Каменский обосновал демократическую и гуманистическую идеювсеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного векабыла и ниже остается «путеводной» в отставании всеобщего образования какнеотьемлемого права каждого человека, как необходимого условия «единения» людейна общечеловеческих началах.
В концепции Каменского человекпомещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за своюдеятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в тойили иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству «научноеобразование» дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах итрудах общества человека. Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняяжизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляютсебя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу волик истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачинравственного воспитания.
Духовная опора человека в еговнутреннем само строительстве и в его деятельности в мире – стремление «житьточно перед очами Бога», «ходить перед Богом», осуществлять свое предназначениев земной жизни и готовиться к жизни вечной. «Семена благочестия», как и «семенаума», «семена нравственности», призвано растить религиозное воспитание.
Христианско-антропологическаяконцепция человека, как базовая в педагогической системе Каменского, обусловилагуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основепризнания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитаниядоминирует духовно-нравственная направленность развития личности.Педагогическая система Каменского – это «строгая» педагогика, она предполагаетотношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своихмыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельностикак сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке.Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры ввозможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного«общежития человеческого», обьединения «возвышенных, мужественных, великодушныхлюдей».
Педагогический оптимизмКаменского не только на егохристианско-антропологических воззрениях, но и опирается на общенаучный принципрационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследованияприродного мира – принцип природосообразности. В трактовке Каменского принципприродосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать иуниверсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природысамого воспитания. Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многихнаук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогическиезнания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогическогопроцесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил оттемологических представлений в науке его времени. Общее свойство природы –целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своемупредназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть. Вискусстве воспитания это означает – развивать, то что имеет человек «заложеннымв зародыше, развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природутуда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течетсвободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума,нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всемлюдям, Каменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение инекоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвитиявоспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, асознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика иутверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезногоотношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с темприродосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная»педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей,педагогика успеха как стимула учения – преодоления учения – удовлетворения,учения – удовольствия, радости.
В последующие векарациональное научное знание отказалось от темологических обьяснений развитияприродных процессов, а в социо-ориентированной образовательной практикеутвердились принципиально иная педагогическая парадигма: воспитание каквоздействие на воспитанника с целью формирования определенных качеств личности.Однако идея о природосообразном (естественном, свободном) воспитании спостоянством закономерности будет актуализироваться вновь и вновь, обосновыватьвозможность счастливой и радостной школьной жизни, стимулировать поиски адекватныхтехнологических решений.
Столь высоким идеалам (будь точеловек как предмет воспитания или же педагогическая деятельность,педагогический процесс) традиционная практика воспитания, семейного иобщественного, явно не соответствовала. И Великий теоретик создает грандиозныйи по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцатичетырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Каменский обьяснялтем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природеи «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учитьвсех всему» — на рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь на принципприродосообразности, первый в истории образования носитель идеи возрастной ипедагогической психологии представил время взросления человека как четыре этапапо шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи, содержательную ипроцессуальную стороны образовывания человека – матерью ли в семье, учителем лив школе, профессором ли в академии. Обратим внимание на замысел Гуманиста: неребенок для школы, а школа для ребенка, способная учесть и реализовать еговозрастные возможности и особенности.
В плане содержания образованияэтот замысел облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знанияна своем уровне возможного (концентрические круги) и Каменский определяетпримерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинскойшколы», создает учебники. При этом неизменными остаются принципы энциклопедизма«вместе с тем практической нравственности знаний – связи с живым» опытомвзаимодействия развивающегося человека с миром. Не каждый склонен и способенодолеть весь путь к пансоджи, тем более, что академия предполагаетспециализацию в том роде занятий, к которому «предназначила природа». Однакопервые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детствебыли заложены основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.
Обосновывая идею школы родногоязыка (глава ХХ1Х «Великой дидактики»), педагог постоянно имеет в видуприродосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и условиямижизни человека аргументирует Каменский необходимость в школе родного языканачал родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрыта Песталоццичерез полтора века). Столь же естественно и необходимо в латинской школеналичие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями егосвободной воли как владыка вещей», изучение «стрежневого предмета истории»,знание», знание которой «как бы освещает всю жизнь» – сокращенная библейскаяистория, история естествознания, история изобретений, история морали, историярелигиозных обрядов у разных народов, всеобщая история, но преимущественноистория своего отечества. «Семь свободных искусств», эти традиционные учебныепредметы средневековой школы, пансоджи Каменский дополняет основами наук новоговремени. Все содержания общего образования обращает к человеку – его целостномумировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь,действовать, говорить».
Широкаяфилософско-гуманистическая трактовка природосообразности воспитаниядетерминитровала создание Каменским такого смыслового поля в поисках ответа навечный педагогический вопрос «Чему учить», которое оказалось далеко неосвоенным теорией содержания общего образования и практикой школьного обученияпоследующих веков. Было утрачено гуманистическое, от растущего человека видениепроблемы, возобладал подход к ее решениям от социальных запросов «времени имести». В наши рубежные годы, годы осознания кризиса духовности инравственности и его опасных последствий в планетарных масштабах, предстоиточевидно, заново оценить гуманизм и актуальность установки философа-педагога:«Мы стремимся к общему образованию в области всего человеческого для всех, ктородился человеком».
Не менее радикальные изменениятрадиций характеризовали в проекте Каменского процессуальную сторону обучения.Поиск «естественного (природосообразного) метода» был ориентирован на целостнуюличность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта,на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», бастионы которойученик брал памятью и напряжением воли (догматический метод).
Аналог «естественного метода»дидакт нашел в деятельности ученого. Известные гносеологии его временизакономерности познания Каменский интерпретировал в индуктивный путьформирования понятий. Дедукция используется как частные выводы из общих, ужеизвестных ученику положений. Проблемные ситуации (в современной терминологии)«включают» мышление. Самостоятельные работы предполагают и самостоятельноенаблюдение, и самостоятельное применение, и приобретение знаний. Естественностьобучения усматривается также в специальном развитии способности рассуждать так,в латинской школе рекомендуется изложение материала в следующейпоследовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис и антитезис,верные и вероятные аргументы, защита того или другого, затем пусть будутвскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке, ложныедоказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса и т.д. или,наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицу истины, топусть будет показано из применение между собой. Таким образом одна и та работабудет представлять собой и самое приятное повторение как пройденного, ичрезвычайно полезное разьяснение непонятного ранее». К выводу дидакта нельзя недобавить, что учебная работа такого плана (не часто встретишь и в современнойшколе), вызывая мыслительную активность, создавая позитивный эмоциональныйнастрой, обеспечивает движение личности как в овладении знаниями, так и вразвитии интеллектуальных сил.
В историко-педагогической идидактической литературе воззрения Каменского обычно сводят к обосновываниюобьяснительно-репродуктивного способа обучения. Между тем теоретическиепредставления Каменского, апологета учения как познания истины, связаны ссочетанием репродуктивной и продуктивной деятельности ученика, с идеейсамостоятельности и умственной активности. Не бесспорна используемая впедагогической литературе аналогия разработанной первым дидактом формыорганизации обучения с классно-урочной системой в ее современной трактовке.Термин «класс» потребовался теоретику для того, чтобы расположить образовательныйматериал по годам обучения и таким образом организовать совместную работуучеников, рационализировать их труд и труд учителя (в традиционной школе каждыйобучался индивидуально). С определенной дозой образовательного материала дляотдельного занятия связывалось и понятие «урока». Само же значение – это и школьная лекция, и наблюдение природы,и изучение с помощью школьного телескопа звездного неба, и работа в школьноймастерской или студии (в таких картинках представлена школа на титульном листеприжизненного издания сочинений Каменского).
В иерархии задач воспитаниявысшие ступени Каменский связывал с непосредственным обращением к внутреннемумиру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниямпронизан образовательный процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность научных знаний на деятельностьчеловека в «мире вещей» – «уравновешивается» возвышенной трактовкой человекакак «владыки мира». На каждой возрастной ступени вводятся этические итеологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых –одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самомусебе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Каменский специальновыделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этикесредневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность,мужество, справедливость.
В искусстве развивать ивозвышать духовность человека педагог-гуманист стремился к природосообразности.Главное основание формирования нравственности и благочестия – это непрестаннаядуховная жизнь и практическая деятельность человека: «Добродетели учатся,постоянно осуществляя честное». В таком ключе: человек сам выстраивает свойвнутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства развиватьнравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплинырастущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева ит.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям,готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно большемучислу людей и др.). Его «инструменты» — и наставление, и «примеры порядочнойжизни», и упражнения, главное же – организация упорядоченной, разнообразной,нравственно направленной деятельности, деятельности достаточно длительной,чтобы заложить привычки к труду, полезным занятиям, которые противостояли былени, праздности и безделью.
Кладези нравственной мудростии благочестия для воспитателя и для воспитанника – священное писание иразмышления великих людей. «Почему и как нужно избежать зависти? Каким оружиемзащищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умеритьрадость? Каким образом сдерживать гнев и умерить преступную любовь?» – приведяэтот перечень вопросов, Каменский ориентирует учителя на стимулированиенапряженной, нравственно направленной сознательной внутренней жизнивоспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки,противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранитьдушевное равновесие. При этом определенно и четко обозначены и «предьявлены»требования к человеку как духовно-нравственному существу. Для гуманистаКаменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. Вего антрополого-педагогической концепции за человеком, «образом подобнымБожьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то жевремя воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственнойпозиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности»,научить «преодолевать самих себя».
В этой связи и в учении ошкольной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминирует установки насамодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращаласьв любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и открытогорасположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся»,«любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по принуждению, а давалось бывсе самостоятельно и добровольно, когда ученики любили и уважали бы своихвоспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает,… и сами к томуже стремились.
Выше отмечалось, что всовременном обществе феномен бездуховности, дефицит человечности — следствиедоминирующих в общественном сознании прагматического отношения к вопросамморали, сциентистских трактовок духовного развития человека, противопоставлениянауки и религии, непосредственно связываются с глобальным мировым кризисом, аих преодоление с выходом к новому гуманному витку цивилизационного развития.Тем значимее для современности опыт тех педагогов, которые, как Каменскийусматривали в воспитании духовности человека главное назначение образования,главное направление педагогической деятельности.
Педагогическую системуКаменского возможно представить как гуманистическую модель педагогическогопроцесса, цель которого ценностно-направленное и целостное развитие природныхсил и способностей растущего человека. Цель реализуется в организациижизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой,стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных видовдеятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей,человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между воспитанниками,отношений взаимодействия педагога и учащихся как субьектов педагогическогопроцесса, в нарастающей субьектности воспитанников, что переводит цель и задачипедагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает»в самовоспитание. Результат педагогического процесса – достигнутыйвоспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включаясамосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшемусаморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личностивоспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется вобразцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органическивписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует обуниверсальности педагогических открытий Каменского.
Обстоятельства сложились так,что о Каменском – ученом, философе, при жизни признанном «наставником мира»,забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие его идеи пришлось «переоткрывать» другимпедагогам. Каменский настолько обогнал свое время, что и сегодня не в полноммере, осознана вся глубина его воззрений, многое остается невостребованным. Вевропейском историко-педагогическом процессе педагогическая системаЯ.А.Каменского предстает гениальным обобщением многовекового гуманистическогоопыта христианского средневековья и вместе с тем началом нового этапа вразвитии гуманистической традиции, идеологически связанного с просвещением.
Гуманистическая традиция впедагогике западной цивилизации органически связана с гуманистической традициейзападной культуры. Интерпретируя и синтезируя гуманистические идеи и опытыразвития европейской философии, науки, искусства, религии, педагогика, в своюочередь, средствами воспитания и образования способствовала их передаче отпоколения к поколению, укоренению их в индивидуальном и общественном сознании.
Гуманистическая педагогикацеленаправленно служила утверждению «человеческого в человеке», духовно-нравственномуобогащению его внутренней жизни, возвышению жизнесмыслов его деятельности. Онасыграла свою историческую роль в признании европейским человечеством в качествевысших духовных ценностей самоценности человеческой личности, права человека насвободное развитие, самоопределение и самореализацию, абсолютной ценностиИстины, Добра, Красоты как идеальных стремлений человеческой природы,вытекающих из них кардинальных добродетелей, норм и правил гуманистическойморали. Генезис гуманистической педагогической традиции в процессе европейскогокультурного развития (от средневековья до конца ХХ в) происходил на базеантропологических концепций (принцип природосообразнсоти), на основе познанияприроды воспитания как явления культуры (принцип культуросообразности) и какцеленаправленного саморазвития человека (выявлялись условия, возможности,средства педагогической поддержки и помощи воспитаннику в егодуховно-нравственном, личностном становлении и развитии). В том, что именно вгуманизации воспитания и образования высший смысл и назначение педагогическойнауки, убеждает классическая педагогика, педагогические системы ее корифеевКаменского, Локка, Руссо, Песталоцци, Гербарта, Дистервега.
ХХ век продолжил и развил вновых социальных и культурно-исторических условиях гуманистические идеипедагогов-просветителей, умножил их имена. Педагоги-гуманисты ХХ векастремились противостоять обострению социальных противоречий, дефицитугуманности и духовности, нараставшему во всех сферах человеческойжизнедеятельности, в том числе в образовательно-воспитательной сфере.
Философия и историяобразования, обращение к многовековому духовному опыту педагогов гуманистовпомогает всесторонне обьяснить и вернооценить бытующие в современном общественном и педагогическом сознанияпроявления бездуховности и прагматизма, авторитарности и социоцентризма,косности и реакционного консерватизма, сознательно и убежденно противостоятьим, целенаправленно утверждать в своей педагогической деятельностигуманистические общечеловеческие и педагогические идеалы и ценности.
Использованная литература:
1. История педагогики.
А.И.Пискунова
2. История образования ипедагогической мысли.
В.Г.Праникова
З.И.Равкин
3. Философия и историяобразования.
Л.А.Степашко.