Реферат по предмету "Педагогика"


Женское образование в Ярославле в конце XIX - начале XX вв.

Содержание
 
Введение
1. Краткийобзор системы женского среднего образования в г. Ярославле с XIX века до 1917года
2. Страницыиз ученических тетрадей начала XX века Екатерининской женской гимназии: опыт исследования
3. Частныеженские гимназии Ярославля (на примере гимназии О.Н. Корсунской)
Заключение
Список литературы,источников и документов

Введение
 
Тема женского образования в России на стыке XIX – XX веков, помоему мнению, не потеряла своей актуальности и сегодня. Уже сейчас в нашейстране во многих городах открылись женские гимназии. Мне кажется, что простое копированиепрежнего опыта не всегда уместно и правильно. Ведь невозможно повернуть времявспять, да и современные школьницы разительным образом отличаются от барышеньконца XIX столетия. А чтобы взять из педагогики прошлого только лучшее, нужнохорошо и всесторонне изучить эту проблему.
Кроме того, приближается 1000-летний юбилей Ярославля. Но не всестраницы истории нашего города хорошо изучены. Это относится и к женскомуобразованию конца XIX – начала XX веков. И пусть специалисты утверждают, что невсе здания бывших женских гимназий и училищ интересны в архитектурном плане.[7;13; 14] Но для лучшего понимания истории Ярославля, все они одинаково ценны,так как являются свидетелями ушедших эпох.
В своей работе я в начале попытаюсь обобщить и систематизироватьвесь имеющийся материал по теме: « История женского среднего образования в г.Ярославле в конце XIX – начале XX веков» с целью выявления не изученных и малоизученных вопросов данной проблемы. А затем на основе вновь открытыхдокументов, а так же письменных источников и фотографий, относящихся к тойэпохе, провести собственное исследование этой темы.
Задачи, которые я хочу решить:
1. Сравнитьсистему образования в России в начале XX и XXI веков на основе изучениясохранившихся страниц из ученических тетрадей Екатерининской женской гимназииг. Ярославля.
2. Выяснитьнасколько отличалось воспитание и образование девушек в Духовных училищах игимназиях (на документах Ярославского Епархиального Ионафановского училища иМариинской женской гимназии).
3. Проанализироватьчему и как учили барышень в начале XX в. в частных гимназиях. На примеречастной гимназии О.Н.Корсунской. (По сохранившимся фотодокументам инеопубликованным воспоминаниям одной из старейших жительниц Дзержинского районаВ.Г. Козловой (Мартыновой).
Всю литературу, которую удалось разыскать по теме: «История женскогообразования в г. Ярославле в конце XIX – начале XX веков» можно разделить натри основные группы:
Первая группа включает в себя статьи из научных сборников «Длявеликого блага отечества» (Демидовские чтения), «Минувших дней связующая нить»(Тихомировские чтения); «Общество, образование, человек», «Ярославскийпедагогический вестник» и др. Проблемы женского образования разбираются в нихна примере Ярославской губернии в целом. [ 10, 11, 16, 18, 19, 28, 29, 30] Поэтому полной картиныженского образования непосредственно в г. Ярославле не складывается, нетсравнительной характеристики обучения и воспитания в гимназиях и духовныхучилищах. Материалов о частных гимназиях конца XIX — начала XX веков почти невстречается. (Лишь изредка встречаются фамилии учредителей). Исключениесоставляет материал о частном пансионе мадам Буткевич, но он относится к первойполовине XIX века. [21]
Вторую группу материалов составляют публикации в периодическойпечати (т.е. газетные и журнальные статьи) [ 8, 9, 12, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 31]. Материал там изложенинтереснее и больше приводится фактов из истории образования и воспитаниядевушек. Но, в основном, статьи приурочены в основном к памятным датам.Например, к 120-летию Ионафановского училища или к 135-летию Мариинскойгимназии. Поэтому об этих двух учебных заведениях материала достаточно.Значительно меньше публикаций о Ярославском училище девиц духовного звания. [ 20, 24] Екатерининская гимназия упоминаетсятолько в двух статьях, наряду с Мариинской, так что из литературы о ней ничегоне известно. И совсем нет материалов о частных гимназиях г. Ярославля начала XXвека. Исключение составляет лишь статья Б.Недорезова о гимназии Корсунской вгазете « Городские новости» от 17 ноября 2004 года. [22]
В третью немногочисленную группу я включила книги, в которых несодержится статей относящихся к теме моего доклада, в них лишь имеютсянекоторые интересующие меня сведения. Например, сведения об архитектуре и историизданий гимназий и истории и духовных училищ. Это учебные пособия по историиЯрославского края, путеводители по городу и другие книги. [ 7, 13, 14, 15]
Намного интереснее работать непосредственно с источниками и документами.[ 1,2, 3, 4,5, 6] Изопубликованных и хорошо изученных упомяну прежде всего документы «ЯрославскойМариинской гимназии», изданные в 1911 году к 50-летию со дня основания. Тамсодержится весь необходимый материал: число обучающихся в разные годы, фамилиигимназисток, закончивших учебу с золотой и серебряной медалью, учебныепредметы, внеклассные мероприятия. [5] Все другие необходимые мне сведения потеме моего доклада я нашла в архивах музеев: в музее «Образование» гимназии №3, «Истории города» и в архиве библиотеки – краеведческого музея «Нашенаследие». Более подробно характеристика неопубликованных материалов, вещественныхисточников и фотодокументов, которые использованы в моем докладе, будет дано восновной части работы.

1.      Краткий обзор системы женского среднего образования внашем городе с XIX века до 1917 года
 
В книге «Ярославль. История города в документах и материалах» янашла статистические данные за 1914 по женским учебным заведениям г. Ярославля.[6. с. 403] В 1914 году в Ярославле было 2 женских духовных училища, в которых обучалось616 учащихся и 5 женских гимназий с общим количеством гимназисток 1913. Такимобразом, к началу XX века в городе существовало 7 женских учебных заведений, вкоторых обучалось более 2,5 тысяч девочек.
А теперь вернемся в XIX век и проследим, как развивалось женскоеобразование. В начале XIX столетия девочки из богатых семей обучались дома.Приглашались учителя на дом, и считалось что такого обучения для женщины вполнедостаточно. Встречается в исторической литературе упоминание об открытии в 1816г. в Ярославле «Института благородных девиц», правда неизвестно чему там училии сколько он просуществовал (вероятно не долго). [15 c.151]
Более подробно рассказывается о частном пансионе мадам Буткевич,который был открыт в 1836 г. В программу обучения входили следующие предметы:закон Божий, история, география, танцы, рукоделие, русский и иностранные языки,арифметика, рисование. Неизвестно насколько серьезно изучались все этипредметы, известно лишь, что в этом пансионе училась сестра поэта Н.А. Некрасова– Анна Алексеевна. Обучение было очень дорогим по меркам того времени – 300рублей только за обучение или 600 рублей за полный пансион (с проживанием ипитанием), поэтому и учениц было мало. В 1841 году в пансионе мадам Буткевичобучалось только 24 девушки. [21, с. 323-330; 21. с. 72-79]
В 1849 году в Г. Ярославле было открыто, переведенное изСолигалича, Училище девиц духовного звания. Это здание находилось наВолжской набережной (сейчас в нем находится управление Северной железнойдороги). Кроме дома прекрасной архитектуры, при училище были: сад,хозяйственные пристройки и церковь. В 1852 году состоялся первый выпуск учениц:все получили щедрые награды. Училище предназначалось для дочерейцерковнослужителей. В училище готовили жен священников: жен – помощниц.
Распорядок дня в училище напоминал монастырский. Девочки вставалив 7.00 (летом в 6,30). Затем молитва и завтрак. Уроки шли с 9.00 до 12.00 и с14.00 до 17.00. В 17.00 – полдник, в 20.00 – ужин, в 21.00 – вечерняя молитва,в 22.00 – сон. В училище был использован очень интересный способ проведенияустных уроков: девочки приходили со своим рукоделием и слушали учителя илиответы одноклассниц, отвечая, они, конечно, откладывали рукоделие. Плата заобучение составляла 130 рублей в год. Начальницей училища была Е.П. Шипова. Вначале XX века число учениц училища достигало 200 человек. [20, 24, 31]
Одной из первых гимназий России была Ярославская Мариинскаяженская гимназия. Торжественное открытие училища (статус гимназии оно получилов 1870 году) состоялось 6 февраля 1861 года, но фактически учебный процессначался 31 августа 1861 года. В этом же году было набрано 111 учениц. ЗданиеМариинской гимназии находилось на улице Пробойной (Советская). Сейчас тамнаходится банк « Югра».
Девочки принимались в гимназию с 8 лет. Гимназия предназначаласьдля детей всех сословий. В 1870 году училище переименовывается в гимназию всвязи с открытием 8-го класса со специальным педагогическим курсом, поокончании которого девочки получали звание домашней учительницы.
Первой начальницей гимназии была Ф.О. Шульц. Плата за обучение впервых двух классах была 12 рублей в год с каждой ученицы. В 1911 году вМариинской гимназии обучалось 450 человек. [30,9, 20, 23, 12, 26 ]
Екатерининская женская гимназия располагалась в Доме призрения ближнего,построенном еще в 1786 году. Гимназия открылась в 1876 году. Долгое время онасуществовала как трехклассное училище для девочек. В 1883 году окончательносформировалась семиклассная гимназия, получившая название « Екатерининской».
Обучение в ней мало чем отличалось от обучения в Мариинскойгимназии: так же принимались девочки 8 — 9 лет, почти такие же предметы преподавались.В гимназию принимались девочки всех сословий. По ее окончании выпускницыполучали звания домашней учительницы по специальностям: русский язык и история,русский язык и математика, история, математика и др. Многие выпускницыоканчивали гимназию с медалью. Так, в 1899/1900 учебном году в ЯрославскойЕкатерининской гимназии золотой медалью были награждены 6 воспитанниц, серебряной– 4.
В конце 90-х годов XIX века Екатерининскую женскую гимназиювозглавляла Е.В. Штюрмер – жена ярославского губернатора. Плата за обучениесоставляла 150 рублей. Плата за обучение в 8 классе составляла от 50 до 70рублей. На 1913 год в гимназии обучалось 400 учениц. [ 23, 12, с.34, 30]
Ионафановское (Епархиальное) женское училище было названо так по имениоснователя – Архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана. Здание училищарасполагалось на пересечении Духовской и Никитской улиц и имело интереснуюархитектуру. Возможно, этот дом был построен по проекту Карла Росси.Торжественное открытие училища состоялось 1 октября 1880 года. Начальницей былаизбрана Л.И. Удальцова, окончившая Московский Александровский институтблагородных девиц. Последней занимавшей место начальницей стала О. Ликвентова.
Училище предназначалось в основном для девочек из семей духовенства.Было довольно сложно попасть в него, так как существовал строгий отбор.Например, в 1883 году из 135 девочек, принимавших участие во вступительныхэкзаменах, выдержали конкурс 69, а в 1885 из 95 – 56. Первоначально училищебыло трехклассным, причем курс каждого класса был рассчитан на два года, позже(в 1886 году) училище было преобразовано в шестиклассное. При училище было всенеобходимое: баня, столовая, больница, место для учебы, отдыха и сна и дажецерковь, поэтому воспитанницы очень редко выходили за пределы училища.
Девушки могли после шестого класса выйти замуж за священника илизакончить два дополнительных класса, после окончания которых они получалидиплом учительницы начальной школы. За учебу с дочек священников брали 20рублей, диаконов – 15, псаломщиков – 10. За общежитие брали с детей духовенства120 рублей, а с остальных – 200 рублей в год. При училище была образованабиблиотека, состоящая из трех тысяч томов.
Ярославское Епархиальное училище просуществовало до 1917 года, апосле Октябрьской революции было закрыто. В Советские годы и сейчас в зданиибывшего Ионафановского училища располагается университет им. Ушинского. [ 12,27, 25, 10, 8 ]
Очень мало в литературе материала о частных гимназиях. Эта тема почтисовсем не исследована. Так как по отчету за 1914 год в Ярославле было 5гимназий, из них две государственные – Мариинская и Екатерининская, значит,частных гимназий должно быть три, но чаще упоминаются гимназии П.Д. Антиповой иО.Н. Корсунской. Только эти две гимназии обозначены на карте Ярославля началаXX века. Известно, что в 1902 – 1903 годах в Ярославле появились три частныегимназии: Антиповой, Вахрамеевой и Корсунской. На содержание каждого учебногозаведения из городского бюджета было выделено по 500 рублей. В начале всегимназии были трехклассными и имели один подготовительный класс. [2]
Но в музее гимназии № 3 упоминается гимназия М.П. Люйтен, и дажеуказан адрес: ул. Варваринская, дом 9. Так что будем считать, что третьейчастной гимназией была гимназия М.П. Люйтен. [3] Отличалось ли обучение вчастных гимназиях от государственных, мы рассмотрим на примере гимназии О.Н.Корсунской.
Итак, в Ярославле на рубеже XIX – XX веков женское среднее образованиебыло представлено двумя духовными училищами и пятью гимназиями, в которыхобучалось более 2000 девушек. Женские гимназии были государственными (две) ичастными (три). Попробуем проанализировать, отличалась ли программа обучения вних.
И в духовное училище, и в женские гимназии девочки принимались впервый класс в возрасте 9-10 лет только после сдачи экзаменов. Как писалапоэтесса М. Петровых, она с шести лет посещала школу – сад., а позже приготовительныеклассы, в которых велась подготовка к поступлению в гимназию. [1 в с. 40] Итак,мы выяснили, что в начале XX века в России существовало догимназическаяподготовка. Экзамены смогли выдержать только самые подготовленные. Отсев былвелик. Так из более 200 девочек в Мариинскую гимназию в год ее открытия (1861)смогли поступить только 111 человек. [5. с. 48]
Но если в Мариинскую гимназию принимали девочек разных сословий,то в духовные училища только дочерей священников. Так из аттестата, выданного в1887 году, узнаем, что Надежда Виноградова была дочерью псаломщика. А вот МарияПетровых готовилась к поступлению в Мариинскую гимназию, хотя ее мама, ФаинаАлександровна Петровых (Смирнова) и ее бабушка – Екатерина Дмитриевна Смирнова(Виленская), закончили Ярославское Епархиальное училище, т.к были дочерьмисвященников.
Всего за 50 лет существования с 1861 по 1911 год в гимназии обучалось17379 учениц. А выпускниц за 50 лет было в 7 классе – 1570 и в 8 классе (педагогическом)– 918. Даже если к этому количеству добавить 506 учениц, обучавшихся в 1911году во всех классах (включая выпускные), то получается немногим более 3 тысяччеловек. Путем не сложных подсчетов получается, что около 14 тысяч девочек покаким-то причинам не закончили Мариинскую гимназию. [5. с.48] Почему?
У меня есть только одно предположение: если в гимназию принималидевочек с 8 лет в «приготовительные классы», а в 10 лет они сдавали экзамены в1 класс, то возможно, что многие не прошли по конкурсу и отсеялись. И тогда дляподготовки к поступлению в гимназию набирали новых гимназисток. Это моепредположение, возможно, были другие причины.
Теперь сравним, насколько отличалась система образования в духовныхучилищах и гимназиях. Изучим аттестат Надежды Виноградовой, которая в 1887 годузакончила Ярославское Епархиальное училище. В нем всего 12 предметов и все соценкой « 5» (отлично). Это – Закон Божий, русский и церковнославянский языки,литература, история, чистописание, духовное пение, рукоделие, хозяйство,география, физика, арифметика, педагогика.
Теперь посмотрим документы Мариинской гимназии. [5. с. 48-49]Кроме перечисленных предметов там изучали: бухгалтерию, три истории (всеобщая,русская и естественная, французский и немецкий языки, музыка, танцы, рисование.
Из этого сравнения видно, что в XIX – начале XX века считалось,что дочерям священников не нужны глубокие знания по истории, а уж тем более танцы,музыка, рисование и иностранные языки. Но в отличие от гимназии «епархиалкам»преподавали педагогику, хозяйство и духовное пение. По всей видимости, вдуховных училищах наставники считали, что не зачем забивать головы девушеклишними знаниями. Ведь в большинстве своем, девушки выходили замуж засвященников (выпускников семинарии) занимались домашним хозяйством и растилидетей. В истории не сохранилось имен выпускниц Епархиального училища, ставшихзнаменитыми учеными, писательницами. Возможно я просто не нашла эти сведения влитературе. Но пример, когда «епархиалки» выходили замуж за священников, япривести могу. Это Екатерина Дмитриевна Смирнова (Виленская) – бабушка М. Петровых.
Духовные училища были закрытыми учебными заведениями. Обучение вних чем-то напоминало пребывание в монастыре. Даже на летние каникулы их домойне отпускали. Девочки могли уехать домой только два раза в году, да и то толькона несколько дней на Рождество и Пасху. А вот ученицы Мариинской гимназииприходили только учиться, а потом возвращались домой. Конечно, гимназисткичувствовали себя несколько свободнее, чем девушки из духовных училищ, которыепостоянно находились под неусыпным контролем наставниц.
Но нельзя считать, что гимназистки в свободное время могли делатьчто угодно. Например, чтобы пойти в театр, нужно было получить разрешение удиректора. И в том и другом учебном заведении ежегодно сдавали экзамены поитогам, которых учениц переводили в следующий класс. Педагоги старались, чтобыв жизни учащихся было меньше праздного времяпрепровождения, всей системойвоспитания подчеркивалось, что труд – основа жизни.
Ученицы Епархиального училища проводили свои дни в учебе и молитвах,занимались рукоделием, много читали, помогали на приусадебном участке. Иногда,очень редко, девушки во главе с начальницей училища и в сопровождении наставницпокидали стены своего «монастыря» и отправлялись в город на учебную экскурсию.Иногда в гости к старшеклассницам приходили семинаристы знакомиться. Этопроводились вечера с литературным чтением и чинными беседами. Не было на этихвечерах никаких танцев, да впрочем, девушек и не учили танцевать, их жеготовили в жены священников. [12]
Намного интереснее проходили ученические праздники у старшеклассницМариинской женской гимназии. У них тоже проводились литературные вечера, накоторые приглашались учащиеся из Кадетского корпуса. Вечера заканчивались«живыми картинами» (наверное, театральные постановки) и танцами. Частогимназистки совершали экскурсии по городу, и даже выезжали в другие города: Кострому,Ростов. [5.с. 50]
Итак, в женские гимназии и духовные училища принимали девочек ввозрасте 9-10 лет по итогам вступительных экзаменов. Если в гимназию принималидевочек разных сословий, то в училища только детей священников. Учебнаяпрограмма в духовных училищах была беднее, не преподавались предметы: немецкийи французский языки, музыка, танцы, рисование, бухгалтерия. Хотя и в Мариинскойгимназии преподавался закон божий, но девушки из Епархиального училища большевремя проводили за молитвами, соблюдали все религиозные посты, у них даже былучебный предмет «Духовное пение». Духовные училища, в том числе и Ярославскоеженское Епархиальное училище, были закрытыми учебными заведениями.
 
2. Страницы из школьных тетрадей начала XX века Екатерининской женскойгимназии: опыт исследования
Эти странички из школьных тетрадей, которым скоро исполнится столет, хранятся в музее гимназии №3. Они были обнаружены в макулатуре нескольколет назад. Как же выглядит этот исторический источник? Три обложки тетради, двеиз которых подписаны: на первой: «Радюкиной 6 класс». А на другой болееподробная надпись «Колесниковой В. ученицы 7 класса для записок по космографии1909-1910 учебный год». В комплект, кроме обложек, входит 110 листов в клетку илинейку. А также листы белой неразлинованой бумаги, которые исписаны какчерными чернилами перьевой ручкой, так и карандашом. После систематизациилистов выяснилось, что записи на тетрадных страницах принадлежат несколькимученицам (разный подчерк). Кроме уже известных фамилий, обнаружены листы снадписями в правом верхнем углу: «Эппель уч. 7 кл.» и «Лидии Колесникой уч. 5кл.». Таким образом, нам стали известны фамилии 4-х гимназисток.
Мы уже выяснили, что только в гимназиях обучение былосемиклассным, а восьмой класс был педагогическим (по желанию).
По записям можно определить и временные границы данного источника– это 1909-1914 гг. а так же мы можем предположить. Что все найденные записипринадлежат ученицам одной гимназии – Екатерининской. Это подтверждает хотя бытот факт, что сохранились листочки с сочинениями о русских богатырях,написанные разным подчерком, но с одним и тем же планом.
Но особенно меня заинтересовали записи, сделанные на белых неразлинованныхлистах. В правом верхнем углу каждого листа стоит фабричный штамп-оттиск«Фабрики наследников Сумкина №6», а на других страницах номер меняется уже на«7». Сейчас уже нет таких оттисков на школьных тетрадей, как впрочем, несуществует и самой фабрики. Еще меня поразило, как аккуратно сделаны записи.Строчки почти никогда не выезжают на поля (а ведь поля нигде не отчерчены). Какоказалось при более тщательном рассмотрении, на каждом тетрадном листочкиимелась выпуклая бороздка.
Теперь попробуем провести сравнительный анализ системы обучения всовременной школе и в женской гимназии начала XX века. Листочки из ученическихтетрадей столетней давности послужат интереснейшим материалом для нашегоисследования. И так, мы уже знаем, что в фондах школьного музея хранятся 110страничек из школьных тетрадей учениц Екатерининской женской гимназии, а такжететрадь с записями по педагогике. Но так как в современной обычной школепредмета «педагогика» не существует, сравнительный анализ по данному предметумы провести не можем.
Какие же предметы изучали юные гимназистки? 46 листов из общегоколичества можно отнести к школьному предмету «литература». Много страниц,написанных разными подчерками, посвящено древнерусской поэзии и былинам. Встречаютсятакие темы, как «Структура и язык былин», «Содержание былин и характеристикабылинных героев», «Богатырь — дружинник и богатырь-хлебороб», «Появлениекнижности». Так, Варвара Колесникова оставила нам записи о летописях, а также отом, что необходимо знать древнеславянский язык, чтобы изучать Священное писание.
Интересны темы сочинений в 7-ом выпускном классе гимназии: «Характерразочарования Онегина», «Критическая литература Белинского», «Платон Каратаев»,«Следует ли Базарова признать лишним человеком?», «Ломоносов как поэт, заслугии сущность его поэзии».
А вот сочинения по другим предметам: «Реформы Петра I», с оценкой«четыре с минусом» и надписью «не на тему»,- это по истории. Сочинение Эппель,ученицы 7-ого класса, «Чем, по мнению Каменского, важны наглядность в обучении,и в чем она должна состоять»,- относится к предмету педагогика. Сейчас такойпредмет изучают в педагогических вузах и училищах, а не в школах.
Среди обнаруженных листов, имеются записи с перечислениями предметови пометками (+, -). Вероятно речь идет о сдаче зачетов. Вот какие предметыперечислены: Закон Божий, литература, русская литература устная, литература ар.(непонятно) сочинение, алгебра, геометрия (спец), история (устно).
Сохранились странички с записями по алгебре. На одном из них былаформула (2а-в+1)3, которая в настоящее время не используется, так как способырешения примеров с ее помощью, по мнению современных педагогов, сложны и не рациональны.
Как стало известно из записей, в 1910 г. на уроке физики в 7-оклассе изучали рычаги, а распространение звука гимназистки проходили на примерезвона колокольчика. По тем немногим записям, которые сохранились, можно сделатьвывод, Что программа по физике почти не отличалась от современной. Отличие лишьв оформлении. Так в тетрадях по физике начала XX века рисунки располагались влевой части, а данные и решения задач в правой, а сейчас наоборот.
Теперь хотелось бы обратить внимание на биологию. В комплексеисточников обнаружено только два листа по данному предмету, это количество недает нам полного представления об объеме его изучения. Обратим внимание на«Письменную работу по гигиене» ученицы 7-го класса Эппель со следующимивопросами:
1. Строениесреднего слоя кожи.
2. Функциикожи при перегревании.
3. Сравнениемочи и крови здорового человека.
4. Вкаком почечном слое находятся мочевые канальцы.
5. Общееописание нервной системы.
6. Значениеголовного мозга.
Как мы можем судить по этой работе, биология (гигиена) преподаваласьпочти в таком же объеме, как в современной школе. Единственное отличие, накоторое я обратила внимание,- это названия составляющих крови. Эппель в своейработе называет эритроциты – «красными шариками», а лейкоциты – «белымишариками». За эту работу поставлена оценка «4». Почему-то оценка и исправлениясделаны простым карандашом.
А вот в другой работе от 1-го февраля 1911г. неизвестной ученицы исправлениеорфографических и стилистических ошибок сделано красными чернилами. Сохранилсятолько один листок этой работы, тема которой: «Идеальная женщина по «Домострою».Сочинение это интересно нам потому, что подтверждает предыдущие выводы осодержании образования и воспитания в женских гимназиях, которое отличалось отобучения в мужских учебных заведениях конца XIX начала XX века, так и отсовременных школьных программ. Обучение в женских гимназиях было рассчитано впервую очередь на будущее предназначение женщины: создание семьи, рождение ивоспитание детей, ведение домашнего хозяйства.
Проанализируем план сочинения и первую страницу текста и постараемсяпонять, какова же по мнению юной гимназистки начала XX века идеальная женщинапо «Домострою».
1. Положениеженщины в семье.
2. Отношениеженщины к мужу и слугам.
3. Отношениеженщины к своим обязанностям.
4. Женщинакак воспитательница детей.
По плану мы можем определить критерии, по которым судили обидеальной женщине. Идеальная женщина – это прежде всего хорошая жена, заботливаямать и трудолюбивая хозяйка. В сочинении подчеркивается мысль, что даже при наличиислуг «женщина не должна быть праздной».
Помимо перечисленных выше предметов сохранились еще странички супражнениями по латинскому и немецкому языкам. Еще, судя по записям, сделаннымкрасивым и аккуратным подчерком, без помарок, в младших классах гимназии былпредмет «чистописание».
Преподавание русского языка почти не отличалось то современного заисключением написания нескольких слов: «ея» вместо «ее» и проставления знака«Ъ» после согласных букв. Например: «планъ», «къ своимъ», «обязаностямъ».
Читая страницы из школьных тетрадей, мне хотелось представить, каквыглядели, о чем мечтали, к чему стремились гимназистки 100 лет назад.Например, как выглядела и о чем мечтала юная гимназистка, которая 1 февраля1911г. написала сочинение об идеальной женщине, или как сложилась жизнь уученицы 7-го класса Эппель, которая за письменную работу по гигиене получилаоценку «четыре».
А вот судьба Варвары Колесниковой (обложка ее тетради по космографиихранится в фондах школьного музея) нам известна. Закончив семь классов, онапоступила в восьмой педагогический класс и впоследствии преподавала русскийязык и литературу в той же гимназии, где училась сама.
Конечно, количество найденных страничек из ученических тетрадей непозволяет судить о качестве образования в начале XX века, в частности, осистеме обучения в Екатерининской женской гимназии. Но все-таки некоторыевыводы сделать можно. Мы выяснили, что в женской гимназии изучали алгебру,геометрию, литературу устную и письменную, историю, биологию (гигиену), физику,иностранные языки (немецкий и латинский). В программе современной школы такиепредметы тоже существуют. Темы по физике, литературе, биологии во многомсовпадают, иностранные языки мы тоже изучаем, правда, в нашей школе только одинпредмет – английский. В чем же отличие? В учебных заведениях начала XX века однимиз главных предметов был Закон Божий, что говорит о религиозности образования.Еще в старших классах Екатерининской женской гимназии изучали космографию ипедагогику. В тетради по педагогике есть такая фраза: «Методика – наука об обучениине есть наука, а искусство. Преподаватель является творцом, художником». Мнекажется, что эта мысль не устарела и сейчас, хотя в год 1000-летия Ярославляэтой записи в тетради исполнится ровно 100 лет.
Преподавание в женских гимназиях, судя по сохранившимся документам[1А; 2; 3; 5], велось приблизительно по той же программе, что и в современнойшколе, но больше внимания уделялось изучению гуманитарных предметов. [3] Знанияпо этим предметам были прочные и глубокие. Об этом свидетельствуют следующиефакты. Проучившись год в педагогическом классе, Варвара Колесникова сталапреподавать русский язык и литературу, а сестра Марии Петровых – Екатерина, неполучив высшего образования, настолько хорошо знала иностранные языки, чтоработала переводчицей. [1; 1Б]
Но главное отличие в обучении начала XX и XXI вв. в существованиисистемы раздельного обучения мальчиков и девочек. На мой взгляд, обучение вженских гимназиях было ориентировано не на получение в дальнейшем высшегообразования, а в первую очередь на то, что бы женщина создала семью ивоспитывала детей. В современных школах нет разделения в обучении, и поэтомувсе имеют равные возможности при поступлении в вуз.
Так получилось, что несколько страниц из ученических тетрадейстали для меня интересным историческим источником в проведении сравнительногоанализа системы обучения в современной школе и в женской гимназии начала XXвека.

3. Частные женские гимназии Ярославля (на примере гимназии О.Н. Корсунской)
Источники, которые будут использованы в этой главе подлинные. Этофотодокументы из архива музея-заповедника г. Ярославля. Подробнее хочетсяостановиться на воспоминаниях Валерии Глебовны Козловой, которые хранятся вархиве библиотеки краеведческого музея «Наше наследие». [1 А] Валерия Глебовнабыла старейшей читательницей этой библиотеки, и оставила там ученическуютетрадь с воспоминаниями о своей жизни. В.Г. Козлова родилась в 1903 году, аумерла совсем недавно, немного не дожив до своего 100-летнего юбилея. Воспоминанияона написала, когда ей было уже 90 лет.
Насколько можно доверять этому документу? Сотрудники библиотеки,которые знали ее лично, рассказали мне, что она много читала, знала наизустьстихи и с удовольствием выступала на литературных вечерах, так как напротяжении всей жизни Валерия Глебовна занималась в художественнойсамодеятельности, а в конце 20-х начале 30-х годов даже выступала на сценетеатра им. Волкова. Из всего выше сказанного следует, что В.Г. Козлова доглубокой старости сохранила ясность ума и прекрасную память.
К сожалению, я лично не была с ней знакома, но прочитав тетрадь своспоминаниями Валерии Глебовны, поняла, что доверять им можно. Факты, которыетам приводятся можно проверить. Например, перед тем, как рассказать о своейучебе в гимназии О.Н. Корсунской, она перечислила все женские гимназии, которыесуществовали тогда в Ярославле (Мариинскую, Екатерининскую, Корсунской иАнтиповой). Те же четыре гимназии обозначены на старой карте города. Онавспомнила до мельчайших подробностей приезд царя Николая II в Ярославль. А этобыло в 1913 году. Я потому так подробно обо всем этом написала, чтовоспоминания В.Г. Козловой впервые используются в качестве исторического источника.
А теперь давайте мысленно перенесемся в начало XX века.
Юная Валерия родилась в Ярославле в 1903 г. в семье довольно обеспеченной.Ее отец в то время был в чине подполковника и служил воспитателем в Ярославскомкадетском корпусе. Мать не работала, занималась воспитанием детей. Детей всемье было четверо: Валерия и три брата. Семья занимала 6 комнат (вероятно натерритории Кадетского корпуса). Из прислуги были няня и кухарка, которые жили вкомнате рядом с кухней. К сожалению, единственным недостатком этих воспоминанийявляется то, что Валерия Глебовна нигде не упоминает фамилию, имя и отчествосвоих родителей. А братьев называет только по именам. Единственное, что мнеудалось выяснить, — вероятно, фамилия матери до замужества была Левитская, ичто дед Валерии Глебовны со стороны матери был священником и жил в селе Щекотово.
Фамилии же, указанные в названии главы – В.Г. Козлова – Мартынова– это фамилии по первому и второму мужу.
В детстве Валерия дружила с семьей Горбатовых с сестрами Леной иНаташей. Отец девочек тоже служил в Кадетском корпусе, а их мать была дочерьюФедора Алексеевича Некрасова, т.е. приходилась племянницей поэту Некрасову. Ксожалению, из воспоминаний не ясно, учились ли сестры Горбатовы в гимназии О.Н.Корсунской или в каком-то другом учебном заведении. Сказано, лишь, что во времяканикул, девочки на все лето уезжали в Карабиху.
А Валерия до учебы в гимназии летом часто гостила в имении своегодеда, священника Левитского в селе Щекотово. Там же было поместье купца Кокуева,который владел гостиницей возле Знаменской башни в Ярославле (сейчас этогоздания нет). Валерия была хорошо знакома с дочерью купца Лидой Кокуевой.
Валерия Глебовна Козлова поступила в гимназию О.Н. Корсунской.Вероятнее всего в 1910 или 1911 гг. Так как сначала училась там в трех приготовительныхклассах и только после их окончания и сдачи вступительных экзаменов былазачислена в 1 класс гимназии. А мы уже знаем, что девочек в приготовительныйкласс принимали в 8 лет, а в 1 класс – в 10 лет. Приводится любопытный факт:она ездила туда на трамвае (непонятно только одна или кто-то из взрослых еепровожал).
По всей видимости, частная гимназия О.Н. Корсунской хорошо себязарекомендовала. Потому что в этой же гимназии в то же время училась старшаясестра М. Петровых – Елена. А ведь путь из села Норского (пригород Ярославля)не близкий. Отец каждый день запрягал лошадь, чтобы отвести старших детей в Ярославль.[1Б]
По воспоминаниям В.Г. Козловой гимназия занимала весь третий этаж,и маленькая Валерия хорошо запомнила лестницу в доме Пастухова, по которойподнималась каждый день. А в статье Б. Недорезова написано, что гимназиярасполагалась на 2-м этаже. [22] Возможно, на втором этаже учились старшие классы, априготовительные классы располагались выше.
А теперь некоторые цифры и факты из истории частной гимназии О.Н.Корсунской. В год открытия гимназии в 1903 г. в ней обучалось 79 девочек и быловсего 6 преподавателей (трое из которых были из семьи Корсунских). А в 1906 г.– когда учебное заведение О.Н. Корсунской получило статус гимназии, в нейобучалось уже 226 человек. В 1916 г. В гимназии Корсунской в 8 основных и трехприготовительных классах было уже 425 учащихся, и на 1 января 1917 года вгимназии работало 36 учителей. [17 с 105-107]
Теперь обратимся к фотодокументам.
На первой фотографии – здание, в котором в начале XX века располагаласьгимназия О.Н. Корсунской (в настоящее время здесь находится главпочтамт). Околоздания, запряженная в телегу лошадь, возможно на ней привезли на учебу ЕленуПетровых.
А вот так в начале XX века выглядела лестница дома Пастухова, которуютак хорошо запомнила юная Валерия.
Следующая фотография — «Учительская комната». Обратите внимание –половина учителей в гимназии мужчины, а среди них священники, значит, изучалсяпредмет: «Закон Божий».
Если мы внимательней вглядимся в лица учителей, то узнаем многихиз них. Они встречаются на других фотографиях. Отсюда можно сделать вывод, чтовсе фотографии сделаны в одно и тоже время. Возможно, даже в один день, судя поодежде учительниц. Теперь попробуем определить год. Это не 1903 г., когда было79 учениц и 6 учителей, и даже не 1906 г., если судить по количеству девочек вприготовительных классах. Эти классы упоминаются в 1916 г.
Если предположить, что на фотографии должна присутствоватьначальница гимназии, то О.Н. Корсунская может быть только первой слева.Обратите внимание на даму в темном платье, на ее осанку и некоторую отстраненностьото всех. Качество фотографии не позволяет определить возраст женщины, но наснимке ей не менее 40 лет. Значит фотографии сделаны не ранее 1910 г. Такимобразом, мы определили примерные временные границы этих фотодокументов:1910-1916 гг.
На следующей фотографии малыши на большой перемене. Возможно срединих и юная Валерия. В своих воспоминаниях Валерия Глебовна перечислила учебныепредметы, которые изучала в гимназии. Это – закон божий, русский, немецкий ифранцузский языки, математика, география, история, естествоведение,чистописание, черчение, рукоделие, рисование и танцы. При сравнении спрограммой государственной гимназии – Мариинской, можно выяснить, что программав частной гимназии почти ничем не отличалась. Возможно, В.Г. Козлова некоторыхпредметов еще не изучала. Так как училась в младших классах (или пропустила ввоспоминаниях).
Гимназию В.Г. Козловой закончить не пришлось. В 1917 году ейисполнилось 14 лет. После революции гимназию соединили с реальным училищем, гдеучились мальчики, и школу перевели в здание Мариинской гимназии. А вот ЕленаПетровых успела окончить гимназию, уехала в Москву, получила там высшееобразование и стала впоследствии ученым-биологом. [1б]
На следующей фотографии мы видим учениц из приготовительногокласса за рукоделием. Обратим внимание на наполняемость класса. Я насчитала 30учениц. Все они очень уверенно вяжут на спицах.
Урок физики в 7 классе. Возможно, среди учениц есть и Елена Петровых.В классе 20 девушек. Обратите внимание на физические приборы и на то, что науроке присутствует классная дама. Пока она с одной группой девушек проводитлабораторную работу. Учитель — мужчина объясняет материал другой группе. Уже вначале XX века существовало разделение класса на подгруппы.
Занятие хора. По всей видимости, здесь девочки из разных классов,если судить по росту, отобраны по вокальным способностям. Учитель музыки опятьмужчина. Я обратила внимание на одежду девушек. Все они в школьной форме – нофасон платьев у всех разный и белые воротнички тоже. Старались даже в школьнойформе отличаться от своих одноклассниц.
Урок рисования в 6-м классе. На уроке классная дама в замысловатомголовном уборе выполняет роль натурщицы. В классе более 20-ти девочек. Назаднем плане – задремавший господин в форменном костюме, можно предположить,что это учитель рисования.
Последняя фотография из гимназии О.Н. Корсунской – «Младшие классыв столовой». Я обратила внимание на то, что завтрак очень скромный. А ведьучились в основном девочки из обеспеченных семей. Валерия Глебовна вспоминала,что после горячего завтрака учащиеся гуляли в саду, который находился во дворедома Пастухова. Видимо перемена была достаточно большой, если девочки успевалине только позавтракать, но и погулять.
В гимназии О.Н. Корсунской проводились родительские собрания. Девочкипод присмотром классных дам часто совершали учебные экскурсии. Плата заобучение почти не отличалась от государственных гимназий. Девушек изпедагогического класса возили в образцовые школы на экскурсии (видимо, перенималиопыт). [17 с 107]
Воспитание было очень строгим. Был случай, когда старшеклассницусо скандалом отчислили, за то, что она гуляла с мальчиком-гимназистом в сквереи даже целовалась. [1Б]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обучение и воспитаниегимназисток в государственных и частных гимназиях почти не отличалось.Программа обучения, если судить по перечисленным предметам. Была приблизительнотакой, как и в Мариинской гимназии. В частной гимназии О.Н. Корсунскойсуществовали приготовительные классы и дополнительный педагогический класс, иплата за обучение была такой же, проводились и внеклассные мероприятия.Воспитывали юных барышень в строгости и уважении к старшим.

Заключение
Над темой моего исследования «Из истории женского образования вЯрославле в конце XIX начале XX века было очень интересно работать: собиратьматериал, находить никому неизвестные исторические документы (воспоминания В.Г.Козловой), рассматривать пожелтевшие страницы из ученических тетрадей началаXIX века и старые фотографии.
Работа была проделана немалая. Мною была прочитана вся литература,которую удалось разыскать в краеведческом отделе областной библиотеки им.Некрасова по теме женского образования, а так же изучены исторические документыпо данному вопросу в музее «Истории города» и в других музеях. В результатеэтой работы были найдены неизвестные и малоизученные исторические документы ифотографии.
В ходе исследования проблемы «Из истории женского образования вЯрославле в конце XIX начале XX века» удалось выяснить что данная тема изученане полностью. Из прочитанной литературы не складывается ясной картины системыженского образования в Ярославле в изучаемый период. По данному вопросу имеютсятолько научные статьи о женском образовании в целом по ярославской губернии игазетные публикации по некоторым женским гимназиям и духовным училищам. Какоказалось практически не изучен вопрос о частных женских гимназиях и маломатериала о Екатерининской женской гимназии. Поэтому я решила внести свойпосильный вклад в изучении проблемы женского образования в Ярославле на рубежеXIX- XX веков.
Каковы же результаты моей исследовательской работы:
· Обобщени систематизирован весь имеющийся материал по данной теме, найдены сведения понеизученным вопросам (частным гимназиям);
· Проведенособственное исследование проблемы женского образования в Ярославле до 1917года;
· Выясненонасколько отличалось воспитание и образование девушек в женских гимназиях идуховных училищах на основе сравнительного анализа документов Епархиального училищаи Мариинской гимназии;
· Проведеносравнение системы образования в России в начале XX и XXI вв. на основе изучениясохранившихся страниц из ученических тетрадей Екатерининской женской гимназииг. Ярославля;
· Проанализированочему и как учили барышень в начале XX века в частных гимназиях на примеречастной гимназии О.Н. Корсунской (по фотографиям и воспоминаниям В.Г. Козловой)
Мне кажется, я справилась с теми задачами, которые перед собойпоставила, и в истории Ярославля, в канун его 1000-летия, осталось меньше белыхпятен.

Список литературы, источников и документов
Источникии документы:
1. Материалыиз архива библиотеки — краеведческого музея «Наше наследие»;
а)воспоминания Валерии Глебовны Козловой (Мартыновой) — (рукопись).
б)воспоминания Е.С. Петровых -Чердынцевой (неопубликованные).
в) ПетровыхМ.С. Воспоминания.//Петровых М.С.Назначь мне свиданье. М.2000.
2. Материалыиз архива музея «Истории города»
3. Материалыиз музея «Образование» гимназии №3 г. Ярославля:
а)фотографии;
б) страницыиз ученических тетрадей Екатерининской женской гимназии;
4. Учебныезаведения Ярославской губернии // Календарь Ярославской губернии на 1876 год,(с85-88).
5. ЯрославскаяМариинская женская гимназия. Историческая записка к 50-летию существования (6февраля 1861 г.- 6 февраля 1911 г.) / сост.Б.И.Зелинский.-Ярославль,1911.
6. Ярославль:История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 г. / Подред. Пономарёва А.М. Ярославль, 1990.
Литература.
7. АндриевскийА.А. История Ярославля с древнейших времён до наших дней. М. 1999.
8. Бекке М.Пригрели девочек-сирот. // Золотое кольцо.-2000-13 окт.
9. БорисоваМ. Чему и как учили дам. (К 135-летию Мариинской женской гимназии). // Золотоекольцо – 1996 – 12 сент.
10.Герасимова Н.С. Женское духовное образование в Российской провинции во II пол.ХIХ – нач. ХХ в. (На материалах Ярославской губернии). // От мудрости досвятости былого. VII Тихомировские чтения. – Ярославль,1999.с. 24 – 25.
11. ГерасимоваН.Е. Изменения в сфере профориентации женских духовных училищ во II пол. XIX в.(На материалах Ярославской губернии). // Общество, образование, человек. –Ярославль. 1998 – ч.2 — 165 – 167; Путь в науку,1998, Вып.4.с 44 – 48.
12. ГудковаА. Барышни с зачётками. //НЗ на случай отдыха. – 2003 -№2/3 –с. 32-35.
13. ДобровольскаяЭ.Д. Ярославль. Художественные памятники XIII – XIX веков. М.,1968.
14. ЖельвисВ.И. Прогулки по Ярославлю. Путеводитель. Ярославль,2001
15. ИсторияЯрославского края с древнейших времён до конца 20–х годов XX века. /Отв. Ред.А.М. Селиванов./Ярославль,2000.
16. КолпаковГ.А. Развитие Ярославского края просвещения. // Ярославский педагогический вестник,1997, Ч.2 – с.99 – 101.
17. КузинС.Н., Кузина Н.В. Женщины Ярославля. История и современность.Научно-практическая конференция. Ярославль,2004.с.105-107.
18. КузинС.Н. Проблемы формирования школьной сети Ярославской губернии в начале ХХ в. //От мудрости до святости былого. VII Тихомировские чтения. – Ярославль,1999. –с.180-182.
19. КузинС.Н. Формирование системы среднего женского образования в России во второйполовине XIX – начале XX века. (На материалах Ярославской губернии). //Минувших дней связующая нить.(V Тихомировские чтения). – Ярославль,1995, с.115-118.
20. ЛебедеваВ. Где и как учились наши прабабушки. (К 135-летию Мариинской женской гимназиии 150-летию Ярославского женского училища девиц духовного звания). // Волжскийкупец,1996, — 26 января.
21. МельгуновБ.В. Мадам Буткевич и её женский благородный пансион в Ярославле (1836-1844).// Карабиха. Ярославль.1993-вып.2.с.323-330; Мельгунов Б.В. Всему начало здесь.– Ярославль,1997, — с.72-79.
22. НедорезовБ. Гимназия Корсунской. // Гор. Новости.№46.-2004-17ноября.
23. НедорезовБ. Две гимназии. // Гор. Новости.-2000,13-19 декабря.
24. НедорезовБ. Женское духовное училище. (155 лет со дня основания). // Гор.новости.2001,25апреля – 2 мая – с.15.
25. НедорезовБ. Ионафановское училище. // Гор.новости.-2001,24-30 января. — с.12.
26. ПоташовИ. Летопись славных имён.(Из истории ярославской женской гимназии). // Сев. рабочий,1988– 17 июня.
27. РазмолодинМ. Теперь пединститут, а раньше… // Ярославский студент. – 1993-№2 –с.8-9.
28. СазоноваЕ.И. Формирование системы среднего женского образования в России во второйполовине XIX –начале XX века.(На материалах Ярославской губернии). // Минувшихдней связующая нить.(V Тихомировские чтения) – Ярославль,1995.
29. СоловьёваО.Ю. Женское среднее образование в дореволюционной России (На примереЯрославской губернии) // Развитие личности и формирование индивидуальности. –Ярославль,1996 – с.284 – 286.
30. ФадееваТ.Ю.К вопросу о развитии среднего женского образования в Ярославской губернииво второй половине XIX века. // Для великого блага отечества. Демидовские чтения.Ярославль,1998 — с.81-84.
31. ФедюкГ.С рукоделием да с молитвою. // Золотое кольцо. – 1993 — 25 марта – с.5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ііі. Країни Північної та Західної Європи Тема: Інтеграційні процеси в Європі в 50-90-х р р., участь у них України
Реферат Формы залегания горных пород и способы их изображения на геологических и тектонических картах и разрезах
Реферат Newtons Law Of Motion Essay Research Paper
Реферат Танкова битва за станцію Чоповичі
Реферат Формирование цены труда в российской экономике
Реферат Самозванцы на Руси в XVII веке
Реферат Расчёт технико-экономических показателей участка по изготовлению детали крышка МТП- 44А
Реферат Понятие суицидального синдрома Подростковый суицид
Реферат Discrimination In America Essay Research Paper Prejudice
Реферат Карибский кризис 1962
Реферат Понятие стратегии стратегия дифференциации стратегия диверсификации в неродственной отрасли
Реферат Образ князя Мышкина в романе Идиот ФМ Достоевского
Реферат Возникновение и распространение ислама
Реферат Види правок у реферативному тексті
Реферат Погром