Далеко в глубину веков уходит корнями история Московского Кремля.Первые упоминания о Москве появились на страницах древних летописей более восьми веков назад.
В Х1 — Х11 веках на западной окраине Суздальского княжества, на высокомхолме, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел сосеовый бор, в которомнаходилось небольшое укрепленное поселение.
Археологические данные последнихлет свидетельствуют о том, что укрепленное поселение возникло здесь непозднее Х1 века. Недавние раскопки вКремле показали, что за стеной небольшой деревянной крепости находилисьпостройки торгово-ремесленной части города. Боровицкий холм сохранил остаткистроений, следы крепостных укреплений, мостовые.
В 1147 году сын ВладимираМономаха суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, возвращаясь из походана Новгород, пригласил к себе на пир своего союзника и родственникановгород-северского князя Святослава Ольговича: « Приди ко мне, брате, на Москов». Здесь, в Москве, они держали совет, и Юрий, по словам летописца, далгостю « обет силен». 1147 год- год первоголетописного упоминания Москвы-принято считать официальной датой основаниядревнего города.
В 1156 году, как рассказываеттверской летописец, были построены первые деревянные стены МосковскогоКремля, территория которого тогда была намного меньше современной. Вокруг Кремлябыли разбросаны многочисленные села и деревни. Крепость служила для окрестногонаселения и административно-хозяйственным центром и надежным местом укрытия вслучае нападения врагов.
Построенный во второй половинеХ11 века детинец ( укрепленный центр поселения, или кремль) существовал около200 лет.В Х111 веке жителям Москвы пришлось испытать страшное вражескоенашествие: в 1238 году Москва была сожжена и разграблена полчищами хана Батыя.Наместе древнего города остались лишь груды пепла. И хотя не раз еще врагиразоряли и сжигали Москву, русский народ вновь и вновь возрождал ее,отстраивал, укреплял и расширял ее границы.
В конце Х111 века Москва сталацентром небольшого удельного княжества. По мере усиления политического значениянового княжества росла и обстраивалась его столица, закладывались первыекаменные постройки.
Х1У век был временем больших строительныхработ в Московском Кремле. Были заложены белокаменные соборы, новые княжескиехоромы. Появился двор митрополита, увеличилось количество боярских дворов.
В 1339-1340 годах при князе ИванеДанииловиче, за пять месяцев были возведены мощные дубовые стены вокруг Кремля.Московский Кремль стал политическим центром феодального княжества, резиденциейвеликих князей и митрополитов.
В 1367-1368 годах молодой князьДмитрий Иванович, внук Ивана Калиты(будущий Дмитрий Донской), построил белокаменныестены и башни Кремля- первые каменные укрепления Владимиро-Суздальской Руси. Территориякрепости была расширена в северо — восточном направлении почти до современныхразмеров.По тому времени это были первоклассные укрепления. Вскоре Москваначинает расширять свои владения и из небольшой пограничной крепости, какой она была в XII веке, Москва становитсякрупным торговым городом.
Белокаменный Кремль ДмитрияДонского прослужил более 100 лет. За это время многочисленные осады врагов,частые пожары сильно разрушили Кремлевские стены и башни.
С 1485 по 1495 год были выстроеныновые, кирпичные стены и башни Кремля, расширена его территория, особенно всеверной и юго-восточной частях. Лучшие зодчие и строители древнерусскихгородов были привлечены к возведению мощных укреплений. В Московию пригласилиитальянских архитекторов, которые в это время славились в Европе своимикрепостными сооружениями.Их имена вошли в историю мировой архитектуры как именаучастников создания уникального кремлевского ансамбля.
В результате стены Кремля получилисовременные очертания-неправильного треугольника. Теперь их протяженность сбашнями составляет 2235 метров.Площадь Московского Кремля стала равной примерно28 гектарам.
Стены возводились с учетом рельефаместности. Высота их- от 5 до 19 метров, толщина- от 3,5 до 6,5 метров. Всего навстенах 1045 зубцов с узкими щелевидными бойницами. По верху стены проходитбоевая площадка шириной от 2 до 4,5 метра, защищенная с внешней сторонызубцами(мерлонами). Она служила воинам для боевых действий, а также маршемобхода стен.
Возводить укрепления в концеXVвека начали с южной стороны Кремля, выходящей к Москве — реке, откудачаще всего можно было ждать набегов Первой в 1485 году итальянский архитектор Антон Фрязин соорудилТайницкую башню. Под башней был вырыт колодец и проделан тайный ход к Москве-реке, чтобыв случае осады снабжать Кремль водой. Отсюда башня и получила свое название-Тайницкая.
Рядом с двором боярина Беклемишевав1487 году другой итальянский зодчий — Марко Фрязин возводит высокую, стройную, круглую впланеугловую башню, которую и называют Беклемишевской. Угловая башня, построенная выше по течению Москвы- реки, в устьереки Неглинной, стояла рядом с двором знатных бояр Свибловых. Позднее в ней установили первый водопровод в Москве, подовавший воду в верхниекремлевские сады. С того времени и саму башню стали называть Водовзводной. Вэти же годы сооружаются береговые Благовещенская, первая и вторая Безымянные иПетровская башни. Семь мощных башен поднялись вдоль южной стороны Кремля. В1490 году на западной стене Кремля, наместе древнейшего въезда в Кремль, итальянский зодчий Пьетро Антонио Солари построил Боровицкую проездную башню, а навосточной стене, на месте старойТимофеевской башни,- Константино- Еленинскую.Здесь появится и Сенатская башня.
В 1491 году Пьетро Антонио Солари соорудил Фроловскую( ныне Спасская) и Никольскуюбашни. Над проездными воротами Фроловской башни установили белокаменные плиты с резными надписями. Уже в то время памятникам Московского Кремля придавали большую историческую значимость. Сегодня это древнейшие памятные доски Москвы. На одной плите, со стороны Красной площади, надпись выполнена по- латыни, а на другой, со стороны Кремля,-древнерусской вязью. C XVII века в честь иконы Спаса, помещавшейся над главными, проездными воротами, башню стали называть Спасской. Никольскую башню, как рассказывают летописи, заложили на новой,присоединенной к Кремлю территории. Стены от нее повели в сторону рекиНеглинной. В1492 году рядом с двором бояр Собакиных возвели третью угловую башню- Собакину,которую ныне называют Угловой Арсенальной. К 1495 году вдоль болотистыхберегов реки Неглинной заканчиваютстроительство стройной цепи башен: Троицкой, СреднейАрсенальной, небольшихКомендантской и Оружейной. Несколько позже остальных, в 1680году, была сооружена затейливая Царская башня в виде каменного шатра накубышкообразных столбах, поставленных на кремлевской стене. Белокаменныедетали, островерхие фронтоны, круглые пирамидки по углам и восьмигранный шарик с золоченым флюгером придают ей видтеремка из русских сказок. В старину на ее месте находилась деревянная башенка,с которой, по преданию, Иван Грозный наблюдал за всеми событиями, происходившимина Красной площади. На ней некогда висел колокол- Спасский набат. Набатный колокол находился одно время и надругой башне- Набатной, расположенной пососедству с Царской, напротив храма Василия Блаженного, но возведенной на двавека раньше, в 1495 году. Надо отметить, что во время народного восстания в1771 году, с помощью этого ко локола восставшие собрали народ в Кремль. Послеподавления восстания, Екатерина II так и не узнав, кто звонил и поднимал народ,
приказала вырвать у колокола язык. После этого колокол провиселна Набатной башне более 30 лет.Но во время ремонта башни в 1803 году он былснят и передан в Арсенал, в 1821 году помещен в Оружейную палату, где находитсяи поныне. Всего в Кремле насчитывается 20 башен, 19 изних расположены по периметру стен, а двадцатая, Кутафья,- предмостная, отводнаяот соседней Троицкой башни. Как видим, каждая башня имеет свой оригинальныйархитектурный облик, свое название и свою историю. В XVII веке кремлевские башни были надстроены высокими каменными шатрами причудливой формы. Шатры эти придали суровымбашням средневековья исключительную стройность и неповторимую красоту. ВКремле в XVII веке было выстроено несколькоподземных сооружений — тайников, часть которых предназначалась для укрытиялюдей и ценностей, а часть- для обеспечения защитников крепости питьевой водой.Для борьбы с вражескимиподкопами были прорыты длинные каменные подземные галереи. C двух сторон Боровицкий холм омывали реки Неглинная(с юго-запада) иМосква (с южной стороны). Со стороны Красной площади в начале XVI века был вырыт ров шириной 32метра и глубиной около 12 метров. Он соединил обе реки. Московский Кремль сталостровной крепостью.
С точки зрения военно-инженерногоискусства Московский Кремль представлял собой выдающеесясооружение, соответствовавшее всем требованиям мировой оборонительной техникитого времени.
Одна из самых красивых ивеличественных башен Кремля-Спасская.Она имеет парадные проездные ворота. В ХVII веке через ров к воротам был построен мост на арках, шириной 10 метров, длиной 42 метра.НаСпасском мосту шла оживленная торговля книгами, гравюрами, лубком.
Спасская башня имеет 10этажей.Резные белокаменные детали ее верхних ярусов поражают исключительнойтонкостью работы.Три этажа башни заняты механизмами кремлевскихкурантов.Известно, что первые часы в Москве были установлены в 1404 году навеликокняжеском дворе в Кремле, на Соборной площади, недалеко от того места, гденыне стоит Благовещенский собор.Летописи рассказывают, что установил их монах поимени Лазарь.Эти часы были в числе первых в Европе и считались чудом своеговремени.
В 1621 году были заказаны новыечасы английскому мастеру Христофору Головею, приехавшему в Москву на царскуюслужбу.Под руководством Головея часы изготовили русский кузнец Ждан с сыном ивнуком и литейщик Кирилл Самойлов. В 1625 году зодчий Бажен Огурцов надстроилдля них существующий ныне шатровый верх Спасской башни.Часы были устроены оченьинтересно.Их циферблат был разделен не на 12, как сейчас принято, а на 17 частейи вращался.А неподвижный «луч солнца», укрепленный сверху, служил указательной стрелкой.
Часы Головея довольно быстропришли в негодность. При Петре 1, в 1706-1709 годах, их заменили новыми, выполненными в Амстердаме в 1704 году.Кузнец Никифор Яковлев с помощникамиустановил эти огромные часы, привезенные на 30 подводах.Но вскоре и ониостановились, а после пожара 1737 года вообще пришли в негодность.
Ныне действующие часы, знаменитыекуранты, установлены на Спасской башне в 1851-1852 годах.Использовав старыедетали, мастера братья Бутеноп создали новые часы.На игральный вал часовогомеханизма была набрана музыка «Коль славен» и «Преображенский марш».Внутреннее переоборудованиебашни для этих часов было выполнено под руководством архитектора К.А.Тона.Часырасположены на седьмом, восьмом и девятом этажах башни и состоят из трехотдельных узлов: механизма хода, механизма боя четвертейи часового боя.Три гири, каждаяиз которых весит от 10 до 14 пудов(160-224 килограмма), приводят часы вдействие.С помощью маятника весом 2 пуда (32 килограмма) достигается точностьхода часов. Общий вес их примерно равен 25 тоннам.Диаметр каждого из четырехциферблатов 6,12 метра, высота цифр-72 сантиметра, длина часовой стрелки-2,97метра, длина минутной стрелки-3,28 метра.
В 1917 году, в дни октябрьскихбоев, часы были повреждены артиллерийским снарядом.Кремлевский слесарь-часовщикН.В.Беренс восстановил часы, а художник и музыкант М.М.Черемных набрал наигральный вал мелодию «Интернационала».В августе 1918 года москвичи услышали первый удар часовогоколокола, кремлевские куранты исполнили гимн трудящихся.
После переезда вКремль, Советское правительство проявляет большую заботу об охране и реставрациипамятников старины. 18 мая 1918 года дается специальное указание о реставрацииНикольской башни-одной из наиболее пострадавших во время боев за Кремль воктябре-ноябре 1917 года.
Реконструкцией кремлевскихбашен занимались и в последующие годы.7 ноября 1935 года снимают четырехорлов, венчавших до того Спасскую, Боровицкую, Никольскую и Троицкую башни, и двухорлов со здания Исторического музея.На указанных четырех башнях Кремляустановили пятиконечные звезды из высоколегированной нержавеющей стали икрасной листовой меди. Народный художник СССР Ф.Ф.Федоровский разработалрисунок звезд.В середине каждой звезды укрепили эмблемы серпа имолота, украшенные драгоценными уральскими самоцветами. Так впервые над древнимКремлем засияли рукотворные звезды.
К 20-й годовщине ВеликойОктябрьской социалистической революции уже на пяти кремлевских башнях, в томчисле и на Водовзводной, были установлены новые, светящиеся рубиновые звезды.В1945 -1946 годах, кремлевские звезды были реконструированы и значительноусовершенствованы.
Звезды Кремля сделаны изспециального трехслойного рубинового стекла, их каркас выполнен из нержавеющей сталии рассчитан на максимальное давление ураганного ветра.Все внешниедетали, обрамляющие звезды, покрыты золотом толщиной 50 микрон. Художники иреконструкторы определили форму и размеры каждой звезды в соответствии сархитектурой и высотой башен.
Кремлевские звезды горяткруглосуточно, причем днем они освещаются более интенсивно, чем ночью.Размеррубиновых звезд-от 3 до 3,75 метра, вес от 1 до 1,5 тонны.Несмотря назначительнывй вес, звезды благодаря специальной системе подшипников легко и плавновращаются под воздействием даже небольшого ветра.
В 1974 году, в канун 57-ойгодовщины Великого Октября, когда интенсивно велись работы по реставрации иреконстпукции памятников архитектуры Кремля и красной площади, на звездахкремлевских башен было обновлено рубиновое стекло, установлены новыекаркасы.Тогда же была проведена реставрация курантов.Три месяца оставалисьнеподвижными стрелки часов на Спасской башне.Работники НИИ Часовойпромышленности, расположенного в Москве, почти полностью обновили этот унткальныймеханизм.
3 октября 1974 года в 14 часов59 минут обновленные куранты были вновь включены.
Ныне Московский Кремль-нетолько уникальный историко архитектурный памятник.Теснейшими узами он связан ссовременностью.Он живет полнокровной, динамичной жизнью, которая дает резонанс всамых отдаленных уголках планеты. Архетиктурный ансамбль Кремляживописен и гармоничен. Его композиционным центром является величаваяколокольня Ивана Великого. Центральную, Соборную площадь Кремля, сложившуюся вконце XV — начале XVI века, образуют наиболеедревние постройки московского зодчества соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский, церковь Ризположения,Грановитая палата, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов извонница.Древние соборы Кремля- замечательные памятники русской национальнойархитектуры, сокровишницы ценейших произведений древней живописи и декоративно-прикладного искусства. Каждый собор превращен ныне в музей со своейнеповторимой коллекцией, которая собиралась в течениие столетий.
Главное место среди музеев-соборов занимает УСПЕНСКИЙ СОБОР ( 1475-1479). Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. За образец был взят Успенский собор города Владимира. Возведению собора придавалось огромноезначение. Великие московские князьястремились подчеркнуть и утвердитьмогущество столицы складывающегося централизованного Русского государства, а также преемственность власти от великих князей владимирских.Величавостьархетиктуры Успенского собора — в цельности и строгости его пропорций, вмогучем пятиглавии куполов. Внутри собора — высокие своды, удивительныйпростор, обилие света и воздуха. Богато украшенный стенописью, иконами, резьбойпо дереву, драгоценой утварью, шитьем, Успенский собор поражал современниковсвоим великолепием, пышностью убранства, красочностью. Документы рассказывают, что в 1481 году художники Дионосий, Тимофей, Яреци Коня выполнили иконостас собора. Вероятно, эти же мастера украсили его алтарь фресками. Изчастично дошедшмх до нас живописныхкомпозиций Xvвека интересны фрески с изображением «преподрбных» на алтарной преграде, а такжекомпозиции: « Семь спящих эфесских», «Сорок мучеников севастийских», и росписи Похвальского придела. Впервые полностью собор был расписан в 1513- 1515годах. Значительный интерес представляет сохраниваяся настенная живописьсобора 1642- 1643 годов, выполненнаябольшой артелью мастеров ( их было более ста). Лучшие живописцы земли Русскойбыли приглашены в столицу государства. Стариннаянастенная живопись неоднократно поновлялась, записывалась маслом во времяремонтных работ,
при подготовке кторжественным церемониям.Первые попытки реставрации стенописи Успенского соборастали предприниматься с середины Х1Х века. Однако использованная мастераминесовершенная реставрационная техника тех времен привела к значительномуповреждению красочного слоя первоначальной живописи.
В 1960 годы из-под записей ХУ111- Х1Хвеков были раскрыты фрески ХУ11 века. Среди них вызвала интерес специалистовалтарная композиция «Успенье богоматери». Реставрационные работы в Успенском соборе ведутся и в настоящеевремя.
Иконы для главного собора Кремляписали лучшие иконописцы.
В Успенском соборе веками собиралисьтакже замечательные произведения декоративно-прикладного искусства работыталантливых русских мастеров.
Монументальные южные двери соборапокрыты десятью медными листами, на которых золотой наводкой выполненыбиблейские сцены, затейливые орнаменты, славянские надписи. Легендарассказывает, что привезены они были из Корсуни Владимиром Мономахом.Однакоизображения московских митрополитов, художественный стиль не подтверждают этулегенду.Скорее всего, они выполнены в конце ХУ-начале ХУ1 века.
Ближе к южной стороне соборанаходится резное деревянное царское место Ивана Грозного работы 1551 года.Натрех стенках трона вырезаны надписи и барельефные изображения легенд о походахвоинов Владимира Мономаха и о перенесении из Царьграда в Москву царскихрегалий.У западного входа в собор помещен ажурный медный шатер, отлитый искуснымлитейщиком Дмитрием Сверчковым в 1624 году.
Двадцать два огромных паникадилаосвещают собор.Необычна центральная люстра, выполненная в виде огромного снопапшеницы.Как рассказывает легенда, она отлита из серебра, отбитого унаполеоновских войск русскими солдатами в 1812 году.
Успенский собор был не только первымпо значению храмом на Руси, но и главным общественным зданием Русскогогосударства, рассчитанным на проведение пышных, торжественных церемоний.ВУспенском соборе оглашались государственные акты.Здесь присягали на верностьмосковскому великому князю удельные князья, венчались на царство цари икороновались императоры.В соборе похоронены московские митрополиты ипатриархи.Их гробницы расположены вдоль стен.
В 1979 году исполнилось 500 лет современи основания Успенского собора.
Архитектурно-археологическиеобследования здания, включившего в себя при сооружении фрагменты ряда древнихпостроек, выявили полную картину застройки собора: остатки древнейцеркви, фрагменты храма конца ХУ111 века, выполненные из белого камня, частикаменной кладки, относящиеся к 1326 году, и фрагменты известного только полетописи собора 1472-1474 годов, возведенного московскими зодчими Кривцовым иМышкиным.
Несколько лет велась комплекснаяреставрация ценейшего памятникаархетиктуры Кремля. Для предотвращенияосадки древние стены стянули стальными тросами, произвели цементацию контактафундамента с грунтом. Восстановили позолоченные покрытие кровель. Обновилинаружные росписи. Завершили раскрытие и реставрацию древних фресок XV- XVII веков внутри собора.
В южной части Соборной площади, ближе к Москве-реке, находится БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР-домовая церковь русских царей.Онявляется памятником русского зодчества, в котором как в фокусе собраныдостижения национальной архитектуры той эпохи. Построенный в стилераннемосковского зодчества псковскими мастерами в 1484-1489 годах, хрампервоначально был небольшой, увенчанный тремя главами. В 60-х годах ХУ1 векабыли возведены четыре одноглавые церкви(приделы) над галереями собора и двеложные- над сводами, после чего собор превратился в живописное девятиглавоездание. В 70-х годах ХУ1 века для царя Ивана Грозного с южной стороныпристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом.С севера и запада собор имелкрасивые белокаменные резные порталы, выполненные русскими мастерами в ХУ1веке.Южный портал восстановлен в 1950 году в формах ХУ века по сохранившимсядеталям.
Внутри Благовещенский соборневелик. Легкие ступенчатые своды покоятся на четырех прямоугольных столпах.Узападной стены, согласно древнерусской традиции, устроены хоры доя царицы ицарских детей. Обращает на себя внимание необычный пол этого здания, набранныйиз плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы.
В Благовещенском соборе сохранилсяодин из древнейших русских иконостасов- памятник огромнойисторико-художественной ценности. В двух его ярусах( праздничном и деисусном )расположены произведения православных живописцев- А.Рублева, Ф.Грека и Прохора сГородца.Созданные в 1405 году, иконы перенесены в современный собор из древнегонесохранившегося храма.Большая часть икон написана Ф.Греком, замечательныммастером монументальной живописи.
Позже, в ХУ1 веке, псковские мастерасоздают еще один, верхний, четвертый ряд иконостаса.Изображения пятого рядаотносятся к Х1Х столетию.В нижнем (местном) ряду иконостаса сохранилисьинтересные произведения древнерусской и византийской живописи начала Х1У века-«Спас на престоле» и «Богоматерь Одигитрия».Оклад иконостаса выполненмосковскими мастерами в Х1Х веке из золоченой чеканной бронзы с красочнойэмалью.
Почти все иконы этого соборанеоднократно записывались, поновлялись.Считалось, что многие из них погибли вовремя пожаров.Начатые в 1918 -1920 годах реставрационные работы дали бесценнымтворениям новую жизнь.И по сей день советские реставраторы ведут в соборе и наобходной галерее комплексные научно-реставрационные работы.
Настенная фресковая живописьБлаговещенского собора, выполненная в 1508 году, принадлежит кисти художникаФеодосия.Северная и западная галереи собора расписывались в ХУ1 веке.Однакопозже, в ХУ11-Х1Х столетиях, эти работы проводились еще неоднократно.
Несколько столетий фрескинаходились под поздними записями-под слоями красок, нанесенными напервоначальную живопись.В 1946-1961 годах художники Центральных реставрационныхмастерских и села Палеха восстановили древнюю настенную роспись.На отдельныхучастках стен этого собора было снято до пяти и более поздних наслоенийкрасок.В 1970-1980-х годах специалисты Всесоюзного объединения Союзреставрацияраскрыли росписи 40-60-х годов ХУ1 века в северной и западной галереях.
В процессеремонтно-восстановительных работ в соборе были укреплены несущиеконструкции, изучена структура сводов, в трех верхних пределах отреставрированыкаменные полы ХУ111 века.Специалисты выполнили также золочение куполов иподзоров.
С западной стороны Успенскогособора расположена маленькая одноглавая ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ. Ее построилипсковские мастера в 1484-1485 годах в стиле раннемосковской архитектуры.Врезультате неоднократных позднейших переделок внешний вид этой церквизначительно изменился. Реставрационные работы, проведенные в 1920-х,1950-х и1960-х годах, позволили восстановить ее первоначальный архитектурный облик.
Храм стоит на высокомподклете.Фасады его разделены по вертикали на три части, центральные простенкикоторых выше и шире боковых.Карниз заканчивается килевидной формызакомарами.Живописность зданию придают и фриз-пояс в виде декоративныхбалясинок и орнамента из обожженной глины (терракоты), и щелевидныеокна, расположенные на фасаде и барабане главки.
Интересно внутреннее убранствохрама.Свод покоится на четырех столпах.Стены и столпы сплошь покрыты живописьюстрого канонического содержания. Ее выполнили в 1644 году живописцы СидорПоспеев и Иван Борисов, принимавшие участие в росписи Успенского собора, а такжеСемен Абрамов.Живопись отличается ярким колоритом и высокой художественностьюисполнения, композиционно же фигуры росписейна столпах несколько великоваты длястоль камерного пространства храма.
В 1955-1956 годах настенная живописьцеркви Ризположения была расчищена от позднейших записей, промыта и закреплена.Вэто же время реставрировался иконостас, иконы которого были выполнены в 1627году артелью живописцев под руководством известного художника НазарияИстомина-Савина.Свежесть и сочность красок, серебряные, богато орнаментированныеоклады, высокое мастерство исполнения ставят иконостас в ряд замечательных произведений искусствапервой половины ХУ11 века.
Интерьер церкви украшают двевеликолепные подставки под свечи, инкрустированные цветным воском и расписанныекрасками «тощие свечи». Надписи на подставках свидетельствуют о том, что они сделаны по заказупри патриархе Иосифе в 1643 году.
В древности церковь Ризположенияпримыкала к Патриаршим палатам и являлась домовой церковью патриархов, а ссередины ХУ11 века стала также дворцовой церковью.
В северо-западной части церкви внастоящее время находится небольшая выставка деревянной скульптуры.Здесь ввитринах представлены интересные и редкие экспонаты -резныеобразки, иконы, кресты, культовая скульптура ХУ-ХУ111 веков работы талантливыхнародных мастеров.
Напротив Благовещенского соборанаходится АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР. Он построен в 1505-1508 годах итальянскимархитектором Алевизом Новым на месте древнего храма, сооруженного еще при ИванеКалите в 1333 году. Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавогохрама, зодчий в наружном убранстве здания придал ему черты, характерные длявенецианской дворцовой архитектуры эпохи Ренессанса.Архангельский соборотличается нарядностью, обилием декоративных деталей.Фасады разделены стройнымипилястрами и украшены двумя карнизами, которые как бы делят здание на два этажа.Полукружиязакомар декорированы белокаменными раковинами.
Северный и западный входы собораукрашают белокаменные резные порталы, покрытые золотом и красками. Главный входсобора, расписанный русскими живописцами выразительными фресками с изображениемсцены «Крещение Руси», находится в широкомуглублении-лоджии.
В конце ХУ1-начале ХУ11 века свосточной стороны собора были пристроены два придела- святого Уара и ИоаннаПредтечи.В 1773 году, при закладке Большого Кремлевского дворца по проектуВ.И.Баженова, собор дал трещины, после чего с южной стороны были подведены двамощных контрфорса, которые укрепили стены, но изменили первоначальный обликпамятника.
Наряден интерьер Архангельскогособора, полностью выполненный в древнерусских традициях. Своды покоятся нашести столпах: четыре из них находятся в центре храма, а два — в алтаре.Внутреннее пространство здания освещают двухъярусные щелевидные окна.
Собор был расписан во второйполовине ХУ1 столетия, то есть через полвека после постройки. Эта живописьсохранилась лишь фрагментарно ( в алтаре, на западной паперти ). В 1652- 1666годах большая артель живописцев из Ярославля, Костромы, Вологды под руководствомСимона Ушакова и Степана Рязанца выполнила фрески собора, повторив сюжетнуюканву живописи ХУ1 века. Долгие годы эта стенопись находилась под грубымизаписями ХУ111 — ХХ веков, под слоем копоти и пыли. Во время научныхреставрационных работ 1953 -1956 годов поздгие наслоения были удалены и открытахорошо сохранившаяся живопись ХУ11 столетия. Ее изумительная красочная гамма,декоративнисть и жизнерадостность, разнообразие и богатство орнаментовсвидетельствуют о большой фантазии и великолепном мастерстве русских живописцевтого времени.
В содержании росписи соборапереплетаются сюжеты, выражающие важные политические идеи позднегосредневековья, и сцены с изображениями литературно-повествовательногохарактера. Многие композиции отражают борьбу русского народа за независимость.На четырех столпах изображены русские князья: Андрей Боголюбский- сын ЮрияДолгорукого, Ярослав Всеволодович- отец Александра Невского, сам АлександрЯрославич Невский- великий русский полководец, герой Невской битвы и Ледовогопобоища, Данил Александрович- основатель удельного московского княжества идругие. На южной стене изображены великие московские князья, похороненные вэтом соборе.Их длиннополые широкие одежды покрыты богатым золотым узором изцветов, листьев и стеблей, подобных тем, что украшают откосы окон и порталов собора.Роспись декоративна и создает настроение большой торжественности и нарядности.Тематика живописи полностью подчинена идее становления централизованногорусского государства.
Интересен резной золоченыйиконостас 1680-1681 годов, четырехъярусный, выполненный в стиле русскогобарокко. Иконы для него написаны в те же годы Дорофеем Ермолаевым, МихаиломМилютиным и другими мастерами.
Большую художественную ценностьпредставляют иконы первого ряда иконостаса. Среди них выделяется икона « Архангел Михаил» ( московская школа концаХ1У-начала ХУ века ). Архангел Михаил изображен в рост, в воинских доспехах, смечом в руке. В образе мужественного, сильного воина художник отобразилуверенность русского народа в победе над врагами отчизны.
С начала Х1У до первой половиныХУ111 века Архангельский собор был усыпальницей русских великих князей и царей.Первым в нем похоронен Иван Калита. Здесь же находится гробница великогорусского полководца, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, великого князяИвана 111, царя Ивана 1У Грозного и его сыновей, а также первых царей Романовых:Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их сыновей. Петр 1 и все последующиеимператоры ( кроме Петра 11 ) были похоронены в Петербурге, в Петропавловскомсоборе.
В соборе-усыпальнице находится46 гробниц, в них 52 захоронения. На гробницах -белокаменные резные надгробьяХУ11 века с орнаментальными надписями вязью. В начале 20 века они былизаключены в специальные застекленные медные футляры.
Гробницы Ивана 1У Грозного иего сыновей, царевича Ивана Ивановича и царя Федора Ивановича, помещены валтарной части. В 1963-1964 годах в соборе проводилисьархитектурно-археологические работы, и по решению специальной комиссии этипогребения были вскрыты. В результате обнаружены новые детали первоначальногоинтерьера усыпальницы и расположенного рядом придела Иоанна Предтечи.Закреплена роспись нижнего яруса усыпальницы, относящаяся ко 11-й половине ХУ1века. Вскрытие гробниц помогло ученым найти ответ на некоторые загадки истории,а также подтвердить дату смерти Ивана 1У ( 18 марта 1584 год ). Особое место всоборе занимает захоронение царевича Дмитрия- сына Ивана Грозного, котороенаходится под шатром с белокаменными резными колоннами за ажурной решеткой.Останки царевича были привезены из Углича Василием Шуйским в 1606 году.
В приделе Иоанна Предтечинаходится гробница знаменитого полководца Михаила Скопина-Шуйского, который вгрозные годы польской и шведской интервенции сыграл большую роль восвободительной борьбе русского народа против Лжедмитрия 11.
В конце 1970-х и начале 1980-хгодов завершился еще один этап реставрационных работ.Они коснулись каквнутреннего, так и наружного пространства памятника. Восстановлен былпервоначальный вид его фасадов, белокаменных расписных порталов и четырех малыхглав. Одной из крупных работ, выполненных внутри собора, стало конструктивноеукрепление иконостаса. Специалисты провели также исследования состояния белокаменныхнадгробий. Для лучшей сохранности живописи в соборах Московского Кремля установлена специальнаявоздушная система отопления. Зимой и летом здесь поддерживаются постояннаятемпература и влажность воздуха.
В центре Кремля на Соборнойплощади возвышается величественная белоснежная и златоглавая КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНАВЕЛИКОГО, имеющая три яруса.
Колокольня построена в 1505- 1508 годах, а ее верхний ярус надстроен в 1600 году. Обэтом свидетелствует надпись под куполом, сделанная золотыми буквами: «… повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Бориса Федоровича... храм совершен и позлащен во второе летогосударства их 108( 1600)». В свое время колокольня Ивана Великого была самым высоким зданием на Руси(высота ее 81 метр) и являласьсторожевой, сигнальной башней, скоторой хорошо обозревались окрестностив радиусе 25- 30 километров. Столп колокольни сложен из большемерного кирпича, цоколь и фундамент- избелого камня. В первом ярусе колокольни помещалась древняя церковь ИоаннаЛествичника. В толще стены наверхние ярусы ведет каменная лестница из83 ступеней. В восьмерике второго ярусаона переходит в винтовую лестницу из 149ступеней. Металлическая лестница третьего яруса( в 97 ступеней) спиралеобразно поднимается по стене изаканчивается в куполе Всего в колокольне 329 маршевых ступеней.
В 1532- 1543 годах зодчийПетрок Малый пристроил к колокольне Ивана Великого звонницу, а в XVII веке с северн