Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Методы экспертных оценок при разработке и принятии управленческих решений

Министерство образования Российской Федерации
Государственныйуниверситет управленияКафедра экономики и управления химическими и нефтехимическими
комплексамиКурсовой проект
Методы экспертных оценок приразработке и принятии управленческих решений   
Подготовила студентка в/о
Группы УНХК 4-1
Панкратова М.В.
Проверила доцент,
КХН Думанская Л.А.
Москва.2002
Оглавление:
Введение
3
1.Сущность и виды решений в процессе управления
производством.

8
2.Основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений.
11
3.Методы оптимизации управленческих решений.
14
4.Расчетная часть
25 Заключение
31
Список литературы
32



           ВведениеВ процессе управленияпроизводственной системой непрерывно возникают ситуации, когда руководителиразличных уровней (от мастера до министра) сталкиваются с необходимостью выборакакого-либо одного из нескольких возможных вариантов действий. Выработка ипринятие решения – узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяетвесь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результатуправленческой деятельности.Решение относится к числутворческих операций в технологии управленческих работ. С одной стороны, посодержанию – это логико-мыслительная деятельность, выполняемая преимущественноруководящим персоналом. С другой стороны, решение – этоэмоционально-психологический акт. Как никакой другой вид управленческой работы,решение обусловлено психофизиологическими чертами личности руководителя.Наконец решение выступает как управленческая процедура, следовательно, должнабыть тщательно организована, регламентирована с помощью правовых норм.Таким образом, решение в процессеуправления представляет собой развернутый во времени логико-мыслительный,эмоционально-психологический, организационно-правовой акт, выполняемый руководителемв пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц(коллегиальные решения). Решение выступает в качестве своеобразной формулыуправляющего воздействия на управляемый объект и определяет все дальнейшиепроцедуры в организации исполнения принятых решений. Решение — результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляетсобой руководство к действию на  основеразработанного проекта или плана работы.
Эффективность управления зависит откомплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедурыпринимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобыуправленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенныеметодологические основы.
Для того чтобы принять управленческое решение, каждыйменеджер должен хорошо разбираться не только  в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этомприменять на практике:
·       методологиюуправленческого решения;
·       методы разработкиуправленческих решений;
·       организациюразработки управленческого решения;
·       оценку качествауправленческих решений.
Попытаемся коротко рассмотреть инструментарийи понятийный аппарат менеджера.
Методологияуправленческого решения представляет собой логическуюорганизацию деятельности по разработке управленческого решения, включающуюформулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериевоценки  вариантов, составление логическихсхем выполнения операций.
Методыразработки управленческих решенийвключают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработкеуправленческих   решений. К ним относятсяспособы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Организацияразработки управленческого решенияпредполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работниковв процессе  разработки решения.Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов,организационных  требований, инструкций,ответственности.
Технологияразработки управленческого решения — вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериямрациональности их  осуществления,использования специальной техники, квалификации персонала, конкретныхусловий  выполнения работы.
Качествоуправленческого решения — совокупность свойств,которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере  потребностям успешного разрешения проблемы.Например, своевременность, адресность, конкретность.
Объектпринятия управленческого решения — многограннаядеятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности,объектом  принятия решения являютсяследующие виды деятельности:
·       техническое развитие;
·       организация основногои вспомогательного производства;
·       маркетинговаядеятельность;
·       экономическое ифинансовое развитие;
·       организациязаработной платы и премирования;
·       социальное развитие;
·       управление;
·       бухгалтерскаядеятельность;
·       кадровое обеспечение;
·       прочие видыдеятельности.
Правильность и эффективность принятого решения во многом определяетсякачеством экономической, организационной, социальной и других видов информации.Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можноподразделить:
·       на входящую иисходящую;
·       обрабатываемую инеобрабатываемую;
·       текстовую играфическую;
·       постоянную ипеременную;
·       нормативную,аналитическую, статистическую;
·       первичную ивторичную;
·       директивную,распределительную, отчетную.
Ценность получаемойинформации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяетнеобходимость конкретной информации для принятия решения.
Принятие решений присуще любому видудеятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека,группы людей или всего народа определенного государства. С экономической иуправленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как факторповышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно,в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.
Все принимаемые в любой сфере деятельностирешения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегиипредприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образованиеприбыли.
Выполняя свои функциональные обязанности,каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующиепретворению в жизнь поставленной задачи.
Принятие решения, как правило, сопряжено с выборомнаправления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработкиальтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает наменеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологическойподготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
·       возникновениепроблем, по которым необходимо принять решение;
·       выбор критериев, покоторым будет принято решение;
·       разработка иформулировка альтернатив;
·       выбор оптимальнойальтернативы из их множеств;
·       утверждение(принятие) решения;
·       организация работ пореализации решения — обратная связь
Критериидля оценки возможностей организационной структуры управления
1.   Определение степени способности применяемойорганизационной структуры управления обеспечить получение нормы прибыли.
2.   Степень способности существующей структуры управлениясоздавать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП.
3.   Степень способности быстро реагировать на изменениеспроса и в соответствии с этим осуществлять действия.
4.   Степень способности организационной структуры управленияобеспечить рост производительности труда за счет по детальной специализации общественного труда и производства.
5.   Степень эффективности системы производственного контроляпри данной организационной структуре управления.
Объектом для возникновения проблем могутслужить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). Вчастности, в результате деятельности предприятия стали резко ухудшатьсяпоказатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижениероста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); атакже возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.
Применительно к управлению все решения можноклассифицировать как:
·       общие;
·       организационные;
·       запрограммированные;
·       незапрограммированные;
·       рациональные;
·       нерациональные;
·       вероятностные;
·       решения в условияхнеопределенности;
·       интуитивные;
·       на основекомпромисса;
·       альтернативные.
Из всей классификациипопытаемся рассмотреть лишь некоторые решения. Известно, что принятие решениявсегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости отуровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем вышеморальная ответственность за принятое решение.
Управленческое решение устанавливает переходоттого, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период.В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведетсявариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается егоутверждение.
Управленческие решения могут быть: единоличные,коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие),оперативные.
Организационные решения принимаются на всехуровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направленына достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированнымии незапрограммированными.
Запрограммированное решение — это результатреализации определенной последовательности этапов или действий и принимается наоснове ограниченного количества альтернатив.
Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджерне должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически иневозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причинвозникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.1. Сущность и виды решений в процессеуправления производством.Рассмотрим классификацию и видырешений, принимаемых в системе управления производством. Общие и частныепризнаки классификации решений в системе управления разнообразны. Методыпереработки информации. По этому признаку управленческиерешения подразделяются на алгоритмические и эвристические. Алгоритмические решения основаны на применении ЭВМ и математических методах. При этомситуация рассматривается как выбор того или иного варианта из многих возможных.Однако в условиях управления сложной производственной системой этогонедостаточно. Выявилась необходимость изучения мыслительной деятельностичеловека, принимающего решения. Этим занимается эвристика – новаяобласть знаний, находящаяся на стыке кибернетики и психологии. Предметом изученияздесь являются приемы, применяемые человеком при решении сложных, нетипичныхзадач. Эти приемы формируются при решении одних задач, а затем могут бытьперенесены на решение других задач. Эвристические решения широко распространенысреди опытных руководителей, которые оценивают обстановку и выбирают вариантрешения, основываясь на интуиции, знаниях, опыте, навыках, полученных впроцессе длительной практической работы. Прогнозирующиесвойства решений. Этот признак характеризуют возможностипрогнозирования результатов или последствий принимаемого решения, что в своюочередь требует или не требует предварительных анализов, исследований,расчетов, прогнозирования, экспериментов, опытов и т.д. По этому признакууправленческие решения подразделяются следующим образом:1.  Последствия решения хорошо известны (наиболее простойслучай). Такие решения характерны для ситуации, которые не дают повода сомневатьсяв правильности принятого руководителем решения.
2.  Последствия решения могут быть предусмотрены.Для этого необходимо провести ряд логико-мыслительных, исследовательскихрасчетных операций. Последствия этих решений не носят однозначного характера, авозможные варианты могут быть предусмотрены с достаточной степенью надежности иоценены при помощи методов прогнозирования, с использованием теории вероятностилибо на основе интуиции, предвидения.
3.  Последствия решения предусмотреть невозможно. Этонаиболее сложный случай в практике работы руководителей производств, однако частовстречающийся. При принятии таких решений приходится иметь дело с множествомнезависимых переменных, поэтому заранее невозможно предусмотреть и оценить последствиякаждого варианта решений. Такие решения нуждаются в специальных предварительныхисследованиях.
Масштаб воздействия решений. Общие решения, как правило, ставят задачи нижестоящимуровням управляющей системы. Частные решения конкретизируют решения общие, хотяимеют ту же структуру (задачи, средства, ответственность, сроки). Общиерешения затрагивают систему в целом, например всё предприятие (переводпредприятия на новую систему показателей планирования, смена профиля специализациии т.д.), и требует специальной подготовительной работы. Частные решениякасаются текущих вопросов работы производственной системы (устранение отдельныхнедостатков, обеспечение выполнения плана отдельными цехами и т.д.). Такиерешения принимаются на всех ступенях иерархии системой, в том числе наиболеекрупные решаются на уровне руководителя предприятия или его заместителей.
Содержание решений.Соответствует основным сторонам деятельности производства, которые на различныхуровнях решают научно-технические, экономические, организационные,социальные задачи.
Характер решений.На различных уровнях принимаются разные по характеру решения. На уровнеучастка, отдела, цеха принимаются преимущественно оперативно-распорядительныерешения, затрагивающие различные стороны деятельности данного отдела, цеха,участка. Руководители предприятия, объединения, министерства принимают хозяйственно-руководящиерешения, охватывающие различные стороны деятельности предприятия, отрасли.Центральные межотраслевые органы управления принимают нормативныерешения, определяющие порядок выполнения каких-либо функций управления народнымхозяйством.
Компетенция принятия решений. Каждый руководитель имеет определенные границыполномочий в принятии решений, которые определяются правовыми нормами(положение о предприятии, объединении, министерстве, приказами, должностнымиинструкциями). Соответственно решение принимается единолично или коллегиально.
Возможность децентрализации решений. По техническим, юридическим, организационным причинамрешения по этому признаку могут быть полностью централизованными(если этого требуют чрезвычайные обстоятельства), частично централизованнымии полностью децентрализованными, т.е. приниматься на средних инижних уровнях управляющей системы предприятия (начальником цеха, мастера).
Носитель (способ фиксации) решения. Решение, принятое коллегиальным или единоличнымсубъектом управления. Может быть оформлено (зафиксировано) устно или письменно,в виде устного распоряжения или документа, т.е. решение может быть устно-распорядительнымили документально фиксируемым.
Период действия. Взависимости от характера решений различен и период их действия. Некоторыерешения являются разовыми, однократными, служащими целям выполнениячастной задачи в конкретный период времени (например, оперативно-распорядительныерешения). И наоборот, ряд решений действуют в течение длительного времени(перспективно-принципиальные, хозяйственно-руководящие, нормативные), т.е.являются длительно действующими.
Способ решения проблемы. В ходе выработки и принятия решения возникают дветипичные ситуации: 1) проблема может быть такой же, как и предшествующая, нообстоятельства, обстановка, при которых она возникла, могут быть другими; 2)обстоятельства, обстановка, при которых возникла проблема, те же, но самапроблема изменилась. Соответственно и решение принимается по системе,т.е. по выработанной самим руководителем или разработанной другими схемеопераций, системе процедур, которые определяют действия руководителя в ходеоценки обстановки, выработке решения, или по процессу, т.е. наоснове большого опыта руководящей работы, когда организатор полностью овладелвсеми операциями процесса принятия решения и свободно ориентируется в оценкеобстановки, обстоятельств и, хотя проблема изменилась, выполняет свои действияпо элементам процесса, которые он хорошо знает.
Подготовка сложных решений. Ряд сложных технических, экономических и других решенийносит проблемный характер, требует предварительных исследований,технико-экономических разработок. Таким образом, до принятия проблемных решенийпроводятся исследования и разработки. Что касается ситуационных решений,то они принимаются в конкретной ситуации на основе уже имеющейся информации,оценки обстановки, анализа факторов и т.д. 2. Основные требования, предъявляемыек качеству управленческих решений.Эффективность, конечный результатуправленческой деятельности во многом обусловлены качеством принимаемых решений,так как они определяют стратегию и тактику управляющего воздействия, разрабатываетпроцесс реализации (исполнения) принятых решений. Лучшим можно считать решение,в процессе выполнения которого будет минимальное число корректировок.  В свою очередь потребность в коррекциирешений будет меньшей, если они тщательно подготовлены, если максимальнобольшое число возможных ситуаций окажутся прогнозируемыми и найдут отражение вподготовке вариантов решения. Все это требует соблюдения ряда определенныхорганизационно-технологических требований (условий), к числу которых относятся:сбалансированность обязанностей и прав руководителей при принятииуправленческих решений; единство распорядительства; непротиворечивость, строгаясогласованность решений; конкретность решений; полномочность решений;своевременность решений; гибкость, подвижность решений.
Сбалансированность обязанностей и прав – необходимая предпосылка качествауправленческих решений. Одной из распространенных ошибок в практике управленияявляется несоответствие служебных обязанностей правам принятия решений унизовых руководителей. Возлагая ответственность за выполнение определенныхобязанностей на руководителей нижестоящих ступеней, руководитель вышестоящегоуровня должен предоставить им и необходимые полномочия в рамках даннойответственности. Все, кому поручена определенная работа и кто несетответственность за ее выполнение, должны быть наделены соответствующимиполномочиями; формула в данном случае проста: ответственность равнаполномочиям. Ответственность не может быть уже полномочий;полномочия не могут быть шире ответственности.
Решение в системе управления должно приниматься, какправило, на том уровне, где возникла ситуация, проблема, и повозможности тем лицом (звеном управления), которое располагает наибольшей информациейпо данному вопросу. Это требование вытекает из технологии процесса управления,где взаимно переплетаются три цикла: информационный – выработка решения –организаторская работа. Информация, решение, организаторская работа – взаимосвязанныеэлементы процесса управления. Поэтому, получив информацию, руководитель долженпринять соответствующее решение и организовать его исполнение.
Нецелесообразно процедуру решения искусственно изымать изединого технологического процесса управления и передавать ее в вышестоящийуровень управляющей системы. Чем дальше от участка, которого касается данноерешение, тем выше затраты на его принятие. Каждое звено управления должно заниматьсясвоим делом, с тем чтобы более высокие инстанции не загромождались массойтекущих дел, отвлекающих их от решения крупных проблем, а низовые звенья моглиоперативно решать вопросы, входящие в их компетенцию.
Каждый руководитель, которому передается ответственность,должен четко знать, перед кем и за что он ответствен. Подобное требованиевсегда должно увязываться с четким определением линий подчинения. Единствораспорядительства – одно из важнейших принципов научного управления.Необходимо, чтобы решение, распоряжение исполнителю исходило отнепосредственного руководителя. На практике иногда наблюдается нарушение этогопринципа, и вышестоящий руководитель отдает распоряжения «через голову»нижестоящих руководителей.
Непротиворечивость, строгая согласованность – еще одно важное требование к качеству управленческихрешений. Оно должно исходить от непосредственного руководителя, должно бытьточным, ясным, не допускающим разночтений и несогласованности с ранее принятымирешениями. Если новое решение не соответствует принятому ранее, то последнееследует отменить или оговорить процедуру его реализации в изменившихсяусловиях, дать указания, как согласовать новое решение с прежним. В противномслучае исполнители будут по собственному усмотрению выполнять любое изпротиворечивых решений, произвольно толковать как старое, так и новое решение,уходить от исполнения указаний или выполнять их недобросовестно.
Решение будет обоснованным и позволит болееуспешно выполнить задачу, если оно принято на основе достоверной информации овнутреннем состоянии объекта, а также внешней среды, в которой он функционирует,с учетом тенденций его развития и если для его реализации имеются реальныевозможности. Если решение не обосновано и для его осуществления еще не созрелинеобходимые материальные условия, то оно заведомо невыполнимо или его проведениев жизнь вызовет экономические или моральные потери. Ничто так не расхолаживаетлюдей, как факты непродуманных решений, ведущих к тому, что впустую растрачиваютсятруд, созданные ценности.
Конкретность –еще одно важное требование к качеству решения независимо от того, относится лионо к учреждению в целом или к отдельным объектам и процессам в его рамках.
Управленческое решение должно быть полномочным,т.е. приниматься органом или лицом, имеющим право принять решение. Полномочия,подкрепленные соответствующими правовыми нормами, делают это решениеобязательным.
Решение должно быть своевременным, приниматься сучетом требований времени и конкретных условий. Задержка решения резко снижаетэффективность управления.
Нельзя рассматривать даже самое компетентное решение какдогму. Производственная организация – система подвижная, динамическая,постоянно развивающаяся. Это значит, что управленческие решения должны быть гибкими,подвижными. Принимать их нужно тогда, когда в них ощущаетсянастоятельная необходимость, а вместе с тем и отменять, если они несоответствуют духу времени или обстановке; решения следует корректироватьсоответственно изменениям, происходящим в объекте и субъекте управления.






















3. Методы оптимизацииуправленческих решений.
Наилучший вариант решения, принятого на одном из уровнейуправляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесспоиска этого варианта — оптимизацией.
 Сложность ивзаимозависимость технических, организационных, социально-экономических идругих аспектов управления современным производством приводят к тому, чтопринятие управленческого решения неизбежно затрагивает десятки и даже сотниразнообразных факторов, настолько переплетающихся друг с другом, что выделить ипроанализировать их отдельно обычными аналитическими методами невозможно.
Многие факторы, определяющие или влияющие на выборрешения, по своей природе не поддаются количественной характеристике, другие — практически не  могут быть измерены. Всеэто сделало необходимой разработку специальных методов, облегчающих выборуправленческих решений в сложных технических, организационных, экономических задачах(методы исследования операций, экспертные оценки и др.).
Методы исследования операций используются для выраженияоптимальных решений преимущественно в следующих областях управления:планирование производства в крупном масштабе; организация производственныхпроцессов на предприятиях; материально-техническое снабжение; организацияперевозок.
Методы исследования операций базируются на использовании математических(детерминированных), вероятностных моделей, представляющих изучаемый процесс,систему или вид деятельности. Такие модели дают количественную характеристикупроблемы и служат основой для принятия управленческого решения при поискахоптимального варианта. Насколько обоснованы эти решения, являются ли  они лучшими из возможных, учтены ли ивзвешены все факторы, определяющие оптимальное решение, каков критерий,позволяющий определить, что данное решение действительно наилучшее, — таковкруг вопросов, имеющих большое значение для руководителей производства, и ответна которые можно найти с помощью методов исследования операций.
Оптимизация решений заключается в сравнительномисследовании числовых оценок факторов, которые обычными методами оценить невозможно.Наилучшее из  возможных для экономическойсистемы решение является оптимальным, а наилучшее решение относительно отдельныхэлементов системы — субоптимальным.
Методы исследования операций призваны отыскать решения,которые были бы оптимальными для возможно большего числа предприятий,организаций или их подразделений. Количественные методы исследования операцийоснованы на достижениях экономико-математических и статистических дисциплин(оптимального программирования, теории массового обслуживания, теории игр,теории графов, математической статистики и др.).
Методы экспертных оценок применяются в случаях когда задача полностью иличастично не поддается формализации и не может быть решена известными математическимиметодами.
Экспертиза представляет собой исследование сложныхспециальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающимиспециальными знаниями, опытом с целью получения выводов, мнений, рекомендаций,оценок. В ходе экспертных исследований используются новейшие достижения науки итехники по специальности эксперта.
Задача эксперта состоит в том, чтобы, используяспециальные знания в той или иной области, прошлый опыт и интуицию, применить общиезаконы и частные закономерности для разработки конкретных управленческихрешений и обеспечить этим их оптимальность.
Экспертное заключение оформляется в форме документа, вкотором фиксируются ход исследования и его итоги. Введение содержит данные:кто, где, когда, в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируетсяобъект экспертизы, указываются методы, примененные для его исследова


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование турпродукта Хорватия
Реферат Толкание ядра Соревнования по
Реферат Визначення ціни зорієнтованої на конкурентів
Реферат Туризм в России проблемы и перспективы развития туризма в Дагестане
Реферат Типи тренувальних занять
Реферат Туристические возможности Японии
Реферат Социально-экологический фактор как основа формирования подхода к развитию современного города
Реферат 1 Налоговый контроль: формы, виды и методы 9 Глава 2
Реферат Туристические ресурсы Одесской области 2
Реферат Оценки волновых векторов, задача согласования и оптимизация систем дипольных решеток
Реферат Adolf Hitler Essay Research Paper Adolf Hitler
Реферат Использование кредитного рейтинга для оценки премии за риск
Реферат Формирование физической культуры личности курсантов высших учебных заведений МВД России с использованием
Реферат Традиционное китайское искуство у-шу
Реферат Торговельні марки і товарні знаки. Брендинг брендінг