Возникновение вещных прав на землю
Пока единственным собственником земли было государство, непосредственным основанием для возникновения того или иного права на землю всегда служили правоустанавливающие действия государственного органа, компетентного принимать соответствующие решения. Органы землеустройства фиксировали свое внимание на внешних юридических признаках формирования поземельных прав и обязанностей, таких как: правомерность предоставления земельного участка на основании решения компетентного государственного органа, соблюдение норм и сроков отвода участка и порядка выдачи просителям земельных документов и т.п. Эти признаки, несомненно, важны, но они не полностью раскрывают правовую сущность вновь возникших прав и обязанностей. Дело в том, что определенные элементы прав будущих собственников земли, землепользователей, арендаторов зачастую возникают значительно раньше издания правового акта государственного органа о предоставлении им земли. Так, на пример, гражданин, который обратился в государственного орган с заявлением предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства и т.д., во многих случаях вправе рассчитывать на известный положительный результат, поскольку закон предусматривает все виды названных прав граждан на землю. Определенные права предоставление им земельных участков имеют и юридические лица. Как те, так и другие вправе участвовать в конкурсах и аукционах по продаже земельных участков. Никто не должен чинить им помехи в осуществлении названных прав.
Кроме того, еще до принятия акта государственного органа совершается целый ряд определенных правовых действий с участием заинтересованных претендентов на данный земельный участок, которые служат подготовкой для отвода земли, уточнением ее правового режим; и титула претендента, качества и местоположения земельного участи и т.д.
Таким образом, право пользования землей у собственника, землевладельца, землепользователя, возникает при наличии целого комплекса юридических фактов, начиная с подачи ходатайства о предоставлении земли.
Если будущий пользователь земельного участка покупает его у частного собственника или берет у того участок в аренду, то решения государственного органа, безусловно, не требуется. Собственник земли — хозяин своего объекта собственности и волен распоряжаться им по своему усмотрению, не ожидая чьего-либо решения свыше. В этом случае заданным основанием для возникновения права пользования землей служит сделка, оформляемая договором и прошедшая государственную регистрацию.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, иными федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральном законом «О государственной регистрации прав на недвижимое существо и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем год, не подлежат государственной регистрации, за исключением установленных федеральными законами.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридические лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Объемы права земельной собственности, землевладения, землепользования, аренды могут изменяться. Земельные участки полностью или частично могут передаваться от одного предприятия другому, а также гражданам или их объединениям. Закон допускает реорганизацию хозяйств при приватизации земли (и другого имущества), укрупнение и разукрупнение хозяйств. Возможна полная ликвидация тех или иных предприятий и хозяйств из-за банкротства или по другим причинам, например, при создании нового хозяйства на базе реорганизуемых колхозов и совхозов. В других случаях право прекращается частично, например при зачислении части земли в специальный фонд земельной реформы для наделения крестьянских (фермерских) хозяйств. Право прекращается полностью вследствие добровольного отказа от земельного участка. Статья 35 ЗК РФ устанавливает порядок перехода права на землю в специальном случае — когда меняется собственник строения, сооружения. В этом случае земля рассматривается как принадлежность (придаток) выстроенного объекта.
Изменения в объеме и характере прав на землю могут иметь не только количественное выражение; они не сводятся только к изъятию земельных участков у одних субъектов и передаче их другим. Изменения в объеме и характере прав часто определяются и диктуются переменами в качестве земельного участка. Так, сельскохозяйственные угодья в процессе их эксплуатации могут коренным образом изменять свою продуктивность. Например, ранее заброшенные земли после их мелиорации оказываются в разряде высокодоходных угодий. Это приводит к так называемой трансформации угодий. Таким образом, хотя размер участка, которым владеет хозяйство, остается прежним, режим его эксплуатации, а вместе с ним объем прав и обязанностей изменяются.
К таким же переменам может приводить периодически повторяющаяся экономическая оценка угодий, которая фиксирует изменяющиеся условия производства и состояние угодий в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и меняющихся природных условий (например, разрушение земли под воздействием оврагов, размыв земли при «блуждании» русла реки, обнажение неплодородного грунта в случае оползания (вниз по склону) верхних слоев почвенного покрова, выдувание почвы ветром, просадка поверхности земли под влиянием подъемных выработок и др.).
Естественно, при уменьшении в связи с этим размеров пашни хозяйство вправе ходатайствовать об изменении суммы земельного налога.
Прекращение вещных прав на землю
Права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельным участком и аренды могут быть прекращены полностью (изъятие всего участка) или частично (при утрате права на часть участка). Гарантируя устойчивость пользования землей, на каком бы титуле оно ни осуществлялось, закон точно устанавливает основания как полного, так и частичного прекращения названных прав. Надо различать основания прекращения прав на землю частного собственника и пользователя, владельца государственных земель в силу различий их правомочий.
Ст. 44 ЗК РФ устанавливает, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником принадлежащего ему на праве собственности земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного лишения собственника земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками и право аренды может быть прекращено при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельными участками осуществляется на основании решений о прекращении прав на землю. Указанные вторичные права на землю прекращаются при:
1) использовании земельного участка не по целевому назначению;
2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки;
3) не устранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
ü отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениям стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
ü нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
ü систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, по охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
ü систематическое невнесение земельного налога;
4) неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
6) реквизиции земельного участка.
Право безвозмездного срочного пользования прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, либо по соглашению сторон (ст. 47 ЗК РФ):
1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) по основаниям, аналогичным прекращению прав лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
Право на служебный земельный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный земельный надел был предоставлен на основании приказа руководителя организации, предоставившей надел в пользование. Право на служебный земельный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения, при переходе его на пенсию по старости или инвалидности.
Право на служебный земельный надел сохраняется за одним из членов семьи:
1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу на весь срок прохождения службы;
2) работника, поступившего на учебу, — на весь срок обучения в учебном заведении;
3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей;
Право на служебный земельный надел сохраняется:
1) для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — по жизненно;
2) для детей — до их совершеннолетия.
Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный земельный надел, имеет право использовать этот надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
В соответствии со ст. 48 ЗК РФ, частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным ст. 276 ГКРФ.
Публичный сервитут может быть прекращен в случае минования общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка, для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных:
1) с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
3) в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов РФ.
Конфискация земельного участка в соответствии со ст. 50 ЗК РФ безвозмездное изъятие его у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.
Статьей 51 ЗК РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемиями, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с эими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документ, реквизиции.
В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. Лицо, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать в судебном порядке возврата ему реквизированного земельного участка.
Добровольный отказ лица (ст. 53 ЗК РФ) от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет прекращения соответствующего права. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается ст. 225 ГК РФ. При отказе лица от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным участком осуществляет исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Принудительное лишение лица права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования в случае ненадлежащего использования земельного участка производится по основаниям, предусмотренным для принудительного прекращения вторичных прав на землю (ст. 54 ЗК РФ). Принудительное лишение указанных лиц права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования производится при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельных участков после наложения административного взыскания в виде штрафа.
Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в совершении нарушения земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных нарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок. Предупреждение должно содержать:
1) указание на допущенное нарушение;
2) срок, в течение которого нарушение должно быть устранено;
3) указание на возможное лишение права на земельный участок в случае неустранения нарушения;
4) разъяснение прав лица в случае возбуждения процедуры принудительного лишения прав на землю;
5) иные необходимые реквизиты.
Форма предупреждения устанавливается Правительством РФ. В случае неустранения указанных в предупреждении нарушений в установленный срок участок изымается на основании решения суда.