П Л А Н
1. ТРАДИЦИИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В 2 США
1. 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ 2 1. 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 5 1. 3. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД 9 2. ТРАДИЦИИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ВО 16 ФРАНЦИИ
2. 1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 16 2. 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21 Приложение 22 - 2
1. ТРАДИЦИИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В США 1. 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Соединенные Штаты Америки как самостоятельное государство были провозглашены в 1776 году. Американскому народу потребовалось еще семь лет тяжелой войны с Англией для защиты своей независи мости. Только в 1783 году по Версальскому миру Англия признала су веренитет заокеанской республики.
Конфликт между колониями и метрополиями назревал постепен но. Как известно, колонизация Северной Америки началась еще в на чале ХУ11 века. Подавляющее большинство белых поселенцев прибыло из Европы, главным образом из Англии. К началу войны за независи мость в 13 колониях проживало около 2, 5млн человек, из них 500 тысяч были негры-рабы из Африки. Попытки превратить индейцев в ра бов оказались безуспешными.
Колониальная администрация находила общий язык с законовеща тельными собраниями колоний. По-иному обстояло дело с массовыми сходками поселенцев. На них порой принимались весьма радикальные резолюции, например: "Никаких налогов без представительства! ". По пытки правительства Англии сдержать, приостановить бурный эконо мический рост американских колоний, их стремление к полной неза висимости, к ликвидации господства метрополии наталкивались на решительное сопротивление американского народа.
Введение в 1765 г. гербового сбора почти со всех деловых бу маг, установление пошлин на ряд товаров, запрет выпускать кредит - 3
ные билеты, вызвал всеобщее недовольство. Сопротивление встретил "чайный закон", который не разрешал английским колонистам зани маться перевозкой чая.
Правительство Англии решительно воспротивилось объединению колоний и всячески препятствовало развитию в них самоуправле ния. Несмотря на то, что в колониях имелись законовещательные соб рания, назначаемый из Англии губернатор мог наложить вето на ре шение собрания.
Попытки представителей колоний убедить короля пойти на ус тупки кончились неудачей. Более того, консервативное правительство Англии само перешло в наступление. В 1763 году указ короля еще раз и в категорической форме запретил колонистам селиться и осваивать землю за Аллеганами. В следующем году вводятся пошлины на товары, ввозимые из Америки в Европу. Налоги и пошлиныы надлежало платить бумажными деньгами, а серебром. Вскоре поселенцев заставили стро ить казармы для английских солдат и ставить их на постой. Число войск росло, ангийские патрульные суда свирепо преследовали аме риканских контрабандистов.
"Бостонское чаепитие" 1773 г. стало началом открытых столк новений между колонистами и метрополией. Народ вооружался. Формиро вались вооруженные отряды для борьбы за независимость...Нация еще формировалась, сплочению народа мешала религиозная и этническая разобщенность. Страна раскололась два лагеря: противников и сто ронников короля.
19 апреля 1775 года между колонистами и английскими войсками начались открытые военные действия. 10 мая в Филадельфии открылся Второй континентальный конгресс, который с перерывами прозаседал до 1779 г. В силу чрезвычайных обстоятельств он превратился из - 4
консультативного органа в полномочное собрание представителей всех колоний. Он стал выполнять функции федерального представи тельства. Полковник Дж. Вашингтон был назначен главнокомандующим. В июне было объявлено о создании регулярной армии. В ответ на это король объявил колонии в состоянии мятежа.
Самым важным в работе Второго континентального конгресса яв ляется принятие 4 июля 1776 года Декларации независимости США. Этот день считается национальным праздником.
Декларация в доступной форме выразила коренные чаяния амери канского народа о свободе и демократии, ее читали под пушечные салюты и звон колоколов. Она лучше, чем любая проповедь, воодушев ляла солдат.
В Декларации следующим образом обоснованы причины полного разрыва политической и государственной связи с Англией: "Мы счита ем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они наделены Творцом неотъемлимыми правами, к числу которых при надлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, облекаемые спра ведливой властью с согласия управляемых.... "
Важным конституционным актом, изданным во время войны за не зависимость, являются статьи конфедерации, вступившие в силу 1 марта 1781 года. По существу это договор о союзе и сотрудничестве между 13 независимыми государствами. В нем бывшие колонии именуют ся штатами, каждый из которых сохранял свой суверенитет. Для заве дования общими делами союза намечалось ежегодно созывать однопа латный конгресс. В нем каждый штат имел один голос, но количество делегатов колебалось от 2 до 7 человек. Завершающим этапом демократического развития США стало при - 5
нятие Конституции 1787 года. 17 сентября 1787 г. Конвент одобрил проект Констиуции и после ее ратификации тремя четвертями штатов она вступила в силу. 1. 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Конституция Соединенных Штатов предусматривает, что вся на циональная законодательная власть предоставляется Конгрессу, сос тоящему из двух палат - Сената и Палаты представителей. Власть Конгресса в законодательстве является достаточно всеобъемлющей и охватывает практически все аспекты жизни американского народа. Уже при ратификации Конституции законодательные собрания штатов под давлением народа требовали дополнить ее статьями о правах и свободах граждан. Они ставили выполнение этих требований в качестве обязательного условия вступления в силу Конститу ции. Давление широких слоев населения, а также воздействие Великой Французской революции принудили законодателя к принятию первых двенадцати поправок к конституции ("Билль о правах"), которые вступили в силу в 1789 году.
По конституционному Биллю о правах и в соответствии с раз личными специальными положениями законов частные лица защищены от определенных видов дискриминации. Многие из этих положений, напри мер заключенные в Первой поправке относятся к вопросам свободы слова, а положения Четвертой поправки, касающиеся защиты от нео - 6
боснованных обысков и конфискаций, запрещают вмешательство госу дарства в определенные сферы индивидуальных активностей. Эти поло жения, обычно осуществляемые посредством судебной защиты, выраж жают приверженность идее о том, что конкретные индивидуальные свободы- свобода самовыражения, вероисповедания и другие, направ ленные против необоснованных вмешательств правительства в частную жизнь, -являются существенными элементами свободного общества. Эти меры защиты частной жизни обычно объединяются под термином "граж данские свободы".
Также защищены Конституцией США, федеральными законами и за конами штатов, индивидуальные права на одинаковое отношение ко всем гражданам, независимо от их индивидуальных особенностей. Эти меры защиты, обычно обобщенные под названием "гражданские права", выражают приверженность тому, что определенные критические реше ния, влияющие на индивидуальные возможности и материальное благо получие, принмаются не на основании индивидуальных особенностей, которые являются безотносительными и не являются справедливой ос новой в обращении с отдельными индивидуумами. Эти меры защиты гражданских прав от подобных дискриминаций существуют как в Конс титуции США, так и в Конституциях отдельных штатов, а также во множестве федеральных и штатных законодательных актов, которые были приняты на протяжении многих лет в ответ на отдельные виды дискриминации.
Рассмотрим основные Права человека, закрепленные в первых десяти поправках к Конституции США. - 7 ФЕДЕРАЛИЗМ
Ценность федерализма (поправки Х и Х1У) Алекс де Токвиль увидел в связи между самоуправлением и свободой. Он увидел образо вательную важность гражданского участия : местный житель практи кует искусство управления в узкой, достижимой для него сфе ре. Местное управление, таким образом, является школой гражданс твенности.
Другая связь между федерализмом и личной свободой лежит во влиянии федерализма на распределение власти на различных уровнях правительства. Замечено, что федерализм работает до тех пор, пока существует разделение властей. Федерализм одинаково отражает и по ощряет плюрализм. Границы штатов являются до какой-то степени про извольными. Но настроения и реакции отличаются одно от другого в разных концах страны. Так же как свободное общество позволяет процветать индивидуальной идиосинкразии, так же федерализм явля ется противоположностью согласованности и гомогенности. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Необходимым элементом во взаимоотношениях правительства со своими гражданами является поддержание и функционирование уголов ного судопроизводства. Защита справедливости и целостности судоп роизводства-необходимый элемент верховенства права. Великая хартия вольностей и многочисленные билли о правах на протяжении истории человечества свидетельствуют о важности такой справедливости. Ко - 8
нечно , Четвертая, Пятая, Шестая и Восьмая поправки Билля о правах к Конституции Соединенных Штатов Америки прямо относятся к вопро су справедливости во время проведения уголовных процессов, вклю чая требования, относящиеся к обыску и изъятию (Четвертая поправ ка); защиту против наказания за один и тот же проступок и против самообвинения (Пятая поправка); право на скорый и открытый суд при участии непредвзятого жюри присяжных, право быть проинформи рованным обо всех обвинениях, право противостоять враждебному свидетелю, право на должный процесс для вызова свидетелей и право на помощь адвоката (Шестая поправка); запрещение чрезмерного за лога или штрафа, а также грубого и необычного наказания (Восьмая поправка). Возможно, наиболее важной гарантией защиты личных прав от государства в уголовном суде является презумпция невиновнос ти. Точно так же право- Habeas corpus-апеляционное разбирательство приговора, по уголовному делу и справедливое вынесение приговора, по уголовному делу и справедливое вынесение приговора и последую щее вынесение приговора и последующее обращение с заключенными является жизненно важным.
Важное значение имеет и тот факт, что уголовный процесс не может быть политизирован или использован для наказания политичес ких диссидентов. СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Сохранение свободы вероисповедания (религиозной) является одним из самых старых и наиболее важных компонентов личной свобо ды. Таким образом, гарантия свободы вероисповедания (Первая поп равка) является вахным компонентом гражданских прав. Опять же важ - 9
ность такой свободы доказана историей человечества, начиная с Ве ликой хартией вольностей (1215 год). Религиозные свободы заключают в себе как минимум два важных и пересекающихся принципа-свободу вероисповедания и недоказуемость религии. Чтобы избежать вмеша тельства в свободу вероисповедания и одновременно сохранить сов местимость с основными причинами, относящимися к недоказуемости религии, важно, чтобы Правительство не отдавало предпочтения как нерелигиозной доктрине, так и какой либо определенной рели гии. Полная защита религиозной свободы может потребовать сильных и эффективныхнорм гражданского права, защищающих от дискриминации по политическим мотивам. 1. 3. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД
Несмотря на существование некоторых местных отличий и техни ческих деталей, описать основные черты типичной судебной системы довольно легко. Мы можем представить себе ее в виде пирамиды. Внизу, в основании пирамиды, находятся суды низшей инстан ции, разбросанные по территории всего штата. Такие суды, как пра вило, относятся к муниципальным округам. Эти суды имеют дело о наименее серьезными проступками и наименее серьезными исками. Они носят различные наименования: мировые суды, транспортные поли цейские, муниципальные и т. д. Некоторые из них специализируются в узкой области: транспортные суды рассматривают дорожные проис шествия, полицейские суды имеют дело только с мелкими правонару шениями ( вы не можете подать иск на домовладельца или получить - 10
развод в полицейском суде); исковые суды никогда не касаются транспортных нарушений или случаев пьянства.
В определенном смысле эти суды представляют собой основу правосудия, их "продукция" доступна и недорога. Они имеют тенден цию к смещению своей деятельности в сторону неформальности. Неко торые из них отказываются от участия в процессе адвокатов. Неко торые допускают к делу жюри присяжных только в том случае, если одна из сторон усиленно настаивает на этом. Другие вообще не име ют жюри присяжных, и если одна из сторон настаивает на рассмотре нии своего дела жюри присяжных, то, как правило, дело передается на рассмотрение суду более высокой инстанции. С другой стороны, судьи в этих судах низшей инстанции являются обычно достаточно высокопрофессиональными. Они когда-то ранее получили хорошую пра вовую практику.
Идет много споров по поводу качества правосудия в низших су дах. Маурин Милески изучал низший уголовный суд в одном из вос точных городов средних размеров в 1970 году. В этом суде 72% дел было решено за одну минуту и даже меньше. Другими словами, обыч ное столкновение граждан с полицией длится многим более, чем среднее время, потраченное в суде. Нетрудно понять, почему этот вид "простого правосудия" остается предметом постоянной критики. Исковые суды также занимают свое место в судебной системе. Первый такой суд был основан в Кливленде в 1913 году как один из отделов муниципального суда. Идея быстро получила распростране ние. Эти суды служили судами для бедных людей - дешевыми, просты ми в использовании, без адвокатов и правовых хитростей. В опреде ленном смысле эти суды достаточно эффективны - сотни тысяч исков проходят через подобные суды каждый год. - 11
Являются ли они на деле судами для бедных - отдельный воп рос. В девяностых годах ученые-правоведы США выдвинули серьезные обвинения против них. Эти суды стали еще одним примером того, что весы правосудия все больше склоняются не в пользу бедных. Это были суды не для, а против трудящихся. По сути своей они предс тавляли интересы имущих граждан. "Судами для бедных" они являлись только в том смысле, что неимущие граждане подвергались до суда аресту и в устрашающей атмосфере были вынуждены противостоять мо гущественным кредиторам, домовладельцам или правительственно му аппарату.
Следующий уровень пирамиды состоит из судов общей юрисдикции - основных процессуальных судов общества. Существуют суды, ко торые занимаются рассмотрением гражданских дел, "стоящих" больше, чем те дела, которые рассматривают суды низшей инстанции (то есть тех дел, которые имеют более высокую финансовую ставку). Эти суды также занимаются рассмотрением случаев серьезных уголовных прес туплений - не пьянства или хождения по газону, а ограбления, из насилования и умышленного убийства. Количественно таких судов меньше, но они отличаются большим профессионализмом. Судьи, засе дающие в этих судах, обязательно обладают юридическим образовани ем. Атмосфера здесь более величественная, торжественная. Штат су да в основном состоит из постоянных работников.
Юрисдикция процессуальных судов обычно охватывает большее количество людей и более широкую область права, чем муниципальные или полицейские суды. Во многих штатах на один округ приходится один основной процессуальный суд. В округах с большим количеством населения суд может быть разбит на "отделения". Для основных про цессуальных судов Соединенных Штатов не существует какого-либо - 12
унифицированного названия. В некоторых штатах они называются ок ружными судами, в других - районными судами. В Калифорнии такой суд носит название старшего суда. В Нью-Йорке же названия доволь но причудливо переплетены: основной процессуальный суд именуется верховным судом; суд же высшей инстанции в штате называется апел ляционным судом.
В штатах, имеющих малочисленное население, таких, как Айдахо и Род-Айленд, проигравший судебный процесс имеет возможность не посредственно апеллировать к высшему суду штата, обычно называе мому верховным судом. Другими словами, если принять процессу альный суд за первый уровень, то можно сказать, что эти штаты имеют "двухуровневые" системы. В этих небольших штатах верховный суд будет рассматривать любое дело, если по нему подана апелля ция; суд не ранжирует эти дела, не выбирает из них наиболее важ ные и достойные его вмешательства. В этих штатах право на апел ляцию является общим правом для всех жителей штата.
В трехуровневых системах суд высшего уровня при отборе дел для рассмотрения проявляет чудовищную разборчивость. Он имеет возможность решать, какие дела принимаются, а какие отвергаются для слушания. Проигравший процесс имеет право апеллировать (по крайней мере один раз), не выходя за уровни системы. Он может один раз откусить от яблока. Но он практически не имеет никаких прав требовать направления дела на слушание в верховном суде. Не которые исключения составляют те, кто сможет убедить суд в важ ности своего дела. Существуют и другие исключения, внесенные в законодательство многих штатов.
Федеральные суды также обладают трехуровневой системой. Правда, у этой системы отсутствует "подвальный" уровень для расс - 13
мотрения мелких дел. Нет федеральных исковых судов или федераль ных мировых судов (хотя округ Колумбия имеет исковое и примири тельное управления в своем суде верхнего уровня). В штатах нижним федеральным уровнем является региональный (районный) суд - это основной федеральный процессуальный суд.
Два других уровня - окружные суды и Верховный суд Соединен ных Штатов - в своей деятельности ограничиваются рассмотрением апелляций.
В настоящее время существует около сотни федеральных регио нальных судов. Для малонаселенных штатов один штат и составляет регион, крупные штаты содержат в себе больше одного региона. Сан-Франциско, например, находится в Северном регионе Калифорнии, Лос-Анджелес же лежит в Южном регионе. Может, конечно, в одном регионе находиться и больше одного судьи.
Следующий шаг наверх, и мы оказываемся на уровне апелляцион ных судов Соединенных Штатов - федеральных окружных судов. В те чение многих лет существовало десять таких судов. Недавно Конг ресс создал одиннадцатый, разделив на два прежний Пятый округ, протянувшийся от Флориды до Техаса и имевший большой прирост на селения. Окружные суды в отличие от региональных не являются су дами с одним главным действующим лицом - судьей. Заседание прово дит не один судья, а группа, состоящая из трех судей. Общее число судей в округе варьируется от четырех в Первом округе (этот округ включает в себя Массачусетс, НьюГемпшир, Мэйн и Пуэрто-Рико) до двадцати трех в Девятом округе - гигантском районе, включающем в себя Калифорнию, восемь других штатов Запада, плюс Гуам и север ные Марианские острова. В большинстве случаев, а фактически в подавляющем большинс - 14
тве, окружные суды являются последней инстанцией. Над ними в бо жественной дымке, во всем своем величии возвышается Верховный суд Соединенных Штатов, и добиться рассмотрения своего дела в этом суде - привилегия немногих. Верховный суд покоится на вершине пи рамиды федеральных судов. Он может рассматривать дела, вышедшие из высших судов штатов, если они касаются достаточно важных феде ральных вопросов, - вопросов, как правило, попадающих под действие федеральной Конституции. Верховный суд состоит из девяти судей, и их ноша тяжелела. Он должен ревностно исполнять свои обязанности, и он их исполняет. Только единицы дел из огромной толпы, стуча щихся в его дверь, попадают внутрь.
Верховный суд США предусмотрен Конституцией как независимый орган, но нижестоящие федеральные суды зависят от конгресса как в вопросе самого своего существования, так и судопроизводства. Для того, чтобы избежать ситуации, при которой судьи будут чувство вать себя обязанными исполнительному органу, создатели Конститу ции предусмотрели независимые судебные органы, сделав назначение судей на посты в них пожизненным. Таким образом, если судьи уже занимают свои посты, они чувствуют себя абсолютно свободными при нимать те решения, которые они считают лучшими для каждого конк ретного случая, вне зависимости от мнения Президента, назначивше го их.
В деле защиты прав и свобод человека и гражданина Верховный суд обладает огромной властью, так как он представляет единствен ный орган, определяющий окончательное значение многих широких и неопределенных терминов в Конституции, а также то, каким образом этот документ может быть использован в каждом индивидуальном слу чае. Принятое Верховным судом толкование Конституции может быть - 15
отменено только самим же Судом или через сложный процесс принятия поправок к Конституции. Эта власть особенно важна, так как Конс титуция является главным законом страны и Конгресс и Президент принимают клятву защищать ее, и законодательство, не совпадающее с ней не будет внедрено в жизнь. - 16
2. ТРАДИЦИИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ВО ФРАНЦИИ 2. 1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Права и свободы граждан во французском конституционном праве закрепляются довольно своеобразно. В основном законе 1958 г. от сутствует специальный раздел или глава о правах и свободах. Здесь лишь имеется отсылочная норма в преамбуле к Декларации прав чело века и гражданина 1789 г. , дополненной преамбулой конституции 1946 . В самом тексте конституции права и свободы содержатся только в нескольких разрозненных статьях: подтверждается принцип равенства перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии (ст. 2), признается характер Республики, как не делимой, светской, демократической и социальной (отсюда можно де лать общие выводы о характере прав человека), говорится о сувере нитете и праве голоса, о плюрализме политических партий и об ува жении демократических принципов (ст. ст. 3 и 4). Кроме того, статья 34 относит к сфере закона установление правил, касающихся гражданских прав и свобод, статья 53 говорит о праве народов на самоопределение, статьи 64 и 66 - о независимости судебной влас ти, как гаранта прав и свобод.
Другими словами, в действующем основном законе нет детально го регулирования прав и свобод; они здесь "неосязаемы", требуется обращение к другим источникам. Решения Конституционного совета в определенной мере являются также таким источником. В нескольких решениях этот орган указал, что Декларация 1789 г. и преамбула конституции 1946 г. , а также "основные принципы, признаваемые за - 17
конами Республики", являются основными частями действующей конс титуции и, стало быть, содержат нормы о правах и свободах. В этих решениях встречается и толкование конкретных прав и свобод. Нап ример, в решении от 15 января 1981 г. определяется понятие "безо пасность и свободы"; "свобода ассоциации" (16 июля 1971 г. ); сво бода совести, образования (22 ноября 1977 г. ); распространение мнений (22 июля 1982 г. ); личные права (12 января 1977 г. ); право собственности и свобода предпринимательства (16 января 1982 г. ); право на забастовку и профсоюзные права и т. д.
Декларация 1789 г. провозгласила естественные права человека и гражданина, т. е. права, как бы всегда индивиду присущие. По ны нешним временам этот круг прав и свобод не кажется особенно об ширным; однако нельзя не учитывать времени принятия Декларации, которая до сих пор остается наиболее известным актом такого рода. В Декларации указан принцип равенства: "Люди рождаются и остаются равными в правах" (ст. 1), потому что они рождаются людьми в оди наковой мере. Равенство является необходимым следствием естест венного характера прав. Декларация включает некоторые общие пра вила, необходимые для реализации прав и свобод. Например, статья 4 устанавливает, что "свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление ес тественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечи вают другим членам общества пользование этими же правами. Эти границы могут быть установлены только законом. В статье 5 про возглашается не менее важный принцип: "Все что не запрещено зако ном, тому нельзя ставить препятствия; никто не может быть принуж ден к исполнению того, что не предписано законом". В этом акте закреплены и конкретные права и свободы - права в судебной облас - 18
ти (ст. ст. 7-9), свобода мнений, слова, печати, право собствен ности.
В преамбуле конституции 1946 г. содержатся нормы о равенстве прав мужчин и женщин, которые должны быть гарантированы законом, право убежища, свобода мнений, право на получение образования. Государство должно организовывать бесплатное и светское образова ние. Здесь же находятся экономические и социальные права: право на труд и обязанность трудиться, профсоюзные права и свобода профсоюзной деятельности, право на забастовку, которое осущест вляется "в рамках законов, которые его регламентируют", участие трудящихся в определении условий труда и в управлении предприяти ями, закрепляется возможность национализации имущества и предпри ятий, эксплуатация которых "имеет или приобретает черты нацио нальной общественной службы или фактической монополии", защита нацией здоровья и материальной безопасности, солидарность и ра венство в отношении расходов, возникающих в результате националь ных бедствий.
Согласно преамбуле конституции 1946 г. "основные принципы, признанные законами Республики", также входят в конституционный блок; другими словами, конституционные нормы могут содержаться и в законах, принятых в период всех существовавших четырех респуб лик и существующей Пятой. Так, в период Второй республики (1848-1851 гг. ) были включены в число конституционных прав и сво бод (конституция от 4 ноября 1848 г. ) право всеобщего голосования (ограниченное только голосованием мужчин), отмена рабства, тогда еще практиковавшегося в колониях, отмена смертной казни за поли тические преступления, неприкосновенность жилища, свобода ассоци аций и манифестаций, свобода труда и промышленности, бесплатное - 19
начальное образование и профессиональное обучение, равенство меж ду патроном и рабочим. В Третьей республике (1870-1940 гг. ) не существовало акта под названием "конституция". Основными призна вались конституционные законы 1875 г. - всего три с 34 статьями, которые не содержали преамбулы, декларации прав и свобод и статей о них. Эти конституционные законы регулировали систему централь ных органов власти. Некоторые из актов, принятых в этот период, содержат нормы о правах и свободах, в настоящее время признавае мых Конституционным советом в качестве конституционных. Вот неко торые из них: свобода собраний (1881 г. ), обязательное светское и бесплатное образование (1881-1882 гг. ), свобода печати (1881 г. ), свобода профсоюзов (1884 г. ), свобода ассоциаций (1901 г. ), сво бода совести (закон 1905 г. об отделении церкви от государства). В социальной области был принят закон о продолжительности рабоче го времени, но право на забастовку было провозглашено только рре амбулой конституции 1946 г. 2. 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
Идея создания независимого органа, призванного следить за исполнением Конституции, особенно со стороны законодательной власти, не нова. Она была выдвинута в общих чертах Великой Фран цузской революцией, а затем с начала Х1Х века прошла испытание в США. Во Франции ее осторожно пытались ввести по Конституции 1946 года, когда был учрежден Конституционный Комитет. В 1958 году французы сделали следующий шаг и создали Конституционный Совет, который далеко превзошел скромные устремления его первых учреди телей. Конституционный Совет стал важным звеном функционирования - 20
конституционных институтов и сверх того - всей правовой системы в целом.
По способу своего образования он принадлежит к категории по литических органов, но статус его членов и используемые процедуры сближают его с судебными органами.
Конституционный Совет - это орган, состоящий из нескольких членов, которым обеспечивается независимость.
Существует две категории членов Совета. Первая категория включает бывших президентов Республики. Они не назначаются, а ав томатически входят в Совет по истечении президентского манда та. Вторая категория включает назначаемых членов Конституционного Совета. Их девять: при назначении не принимается во внимание ни возраст, ни диплом, ни предыдущий опыт.
Трех членов Совета назначает Президент Республики, еще по три - Председатели Национального Собрания и Сената. Эти члены Со вета имеют мандат на 9 лет.
Возможно, установление истинного контроля над конституцион ностью законов было самой яркой новацией Конститтуции 1958 года. Это было глубоко символично. Был разрушен миф о законе и его су веренности, существовавший со времен революции. Ему на смену при шел принцип верховенства Конституции, который подразумевает под чинение парламента-законодателя учредительной власти. Вполне осознавая свою смелость создатели Конституции ограничили ее зна чение. Они ввели сложную и трудную процедуру ограниченного пре вентивного производства. В два этапа по инициативе самого Совета, а затем по инициативе его учредителей эти барьеры были сняты, и Совет утвердился в качестве полноправного посредника между Парла ментом и Правительством. - 21 С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы США. Конституция и законодательные акты М. 1993
Французская республика. Конституция и законодательные акты М. 1989 1. Верховенство права М. 1993 2. Фридмен Л. Введение в американское право М. 1993
3. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод во Франции М. 1993
4. Рисдал Р. Проблемы защиты прав и свобод человека в объеди ненной Европе //Защита прав и свобод человека в современ ном мире М. 1993 - 22 Приложение ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Сравнительная таблица Конституций США и Франции
(Номера статей приводятся: в отношений Франции по Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789, либо речь идет о преам буле к Конституции 1946 (нормативные акты входящие в ныне дейс твующую Конституцию 1958 года); в отношении США речь идет о поп равках к Конституции. В ряде случаев формулировки статей приводят ся с сокращениями или в изложении без дополнительных обозначений). США Франция
Конгресс не должен издавать ни Никто не должен быть притесня одного закона, относящегося к ем за свои взгляды, при усло установлению религии или зап- вии если их выражение не нару рещающего свободное исповеда- шает порядок, установленный ние оной либо ограничивающего законом; свободу слова и печати, либо Статья 10 право народа мирно собираться и обращаться с петициями об удовлетворении жалоб. Поправка 1 Поправка 11
Право народа на охрану личнос- никто не может подвергаться ти, жилища, бумаг и имущества обвинению, задержанию или зак - 23
от необоснованных обысков и лючению, иначе как в случаях арестов не должно нарушаться.... предусмотренных законом и в Поправка 1У предписанных им формах...... Ст. 7
Никто не должен привлекаться к Никто не может быть произволь ответственности иначе как по но лишен свободы. Судебная представлению или обвинитель- власть обеспечивает соблюдение ному заключению Большого жюри... этого принципа Поправка У ст. 66 Конституции 1958 г.