НиколайАлександрович Бердяев – один из самых глубоких и значимых русских мыслителейсередины XX века, имя которого известно как в России, так и за рубежом.Бердяева по праву причисляют к крупнейшим мыслителям двадцатого столетия, ноего публикации, к сожалению, редко появлялись на страницах отечественнойпечати, хотя и хорошо известны за рубежом. Его книга «Истоки и смысл русскогокоммунизма», вышедшая в 1933 году в США – произведение по сути итоговое. Настраницах книги читатель вместе с автором размышляет о путях российской изарубежной истории, анализирует идею Карла Маркса и ее российскую специфику,рассматривает влияние различных эпох на историю и пути развития России,анализирует роль и участь религии и культуры в условиях революции.
По мнениюБердяева, в русской истории нельзя найти органического единства, что, преждевсего, связано с географическим положением России и связанных с этим опасностейс Востока и Запада. Поэтому Бердяев выделяет пять разных Россий: Россиюкиевскую, Россию татарского периода, Россию петровскую и Россию советскую.Каждая их этих эпох по-своему повлияла на развитие России. Те преобразования ипроцессы, которые происходили во время этих эпох, затрагивали как правило всесферы жизни. В результате к началу XX века Россия представляла собой страну спричудливым сочетанием различных культур, народов, каждый из которых имел свойсобственный менталитет, и прочего, что еще раз доказывало промежуточноеположение России между Востоком и Западом. Трудно было сказать, чье влияние наРоссию оказалось большим – Е или Азии. Бердяев в своей книге излагает мысль, чтоРоссия – это христианский восток, а потому влияние Азии больше. Но трудносогласиться с этой мыслью, если учесть, что важнейшая часть преобразований,которая пришлась на XVIII–XIX вв. и сыгравшая решающую роль развитии нашей страны,проходила под идеей быть похожим на развитые страны Европы. Ярчайший примертому – эпоха Петра Великого. Отсюда же берет начало концепция «догоняющегоразвитие России», которая сохраняется вплоть до революции 1917 года. Однакомногие из преобразований имели целью разрушить исконно русские устои, порядки итрадиции и «переделать» Россию по западному образцу, что особенно ярковыразилось в культурных преобразованиях. Так берут начало идеи западников иславянофилов, споры которых продолжаются весь XIX век.
Бердяевотмечает, что реформы Петра Первого уже имеют неоднозначный характер. Конечно,можно долго говорить о тех положительных результатах, которых добилась нашастрана в те годы, но нельзя забывать и о том, что были и отрицательные стороны.Разрушалась самобытность русской культуры, повсюду внедрялись западныенововведения, не все из которых были по душе россиянам; очень сильнопринижалась роль церкви, которая, очевидно, больше других прежних институтовобщества ощутила на себе всю тяготу лишений, возникших в результате преобразованийПетра. Следует отметить, что Петр, централизуя власть и отбирая у церкви еепрежний авторитет, старался также во многом принизить (и даже унизить) рольрелигии и церкви как важнейших институтов общества, апогеем чего сталаорганизация потешных «сумасброднейших, всешутейших и всепьянейших» соборов. Длябольшой доли российского народа, народа-богоносца, и тем более длястарообрядцев, это, естественно, было поводом ненавидеть такую власть иусомниться в ее легитимности. Поэтому Петру при наличии централизованной властиприходилось применять жестокие меры против своего же народа. Созданная имсистема управления страной, в основе которой лежало стремление сосредоточитьеще больше власти в руках одного человека или группы людей, позволила властисовершать любой произвол. Именно с эпохи Петра берет начало жесткое,монархическое и централизованное управление страной, ставшей с того моментаимперией.
Большую лептув развитие и поддержания этой системы управления внес также Николай I, во времена которогопроисходило много интересных событий, прежде всего в сфере культуры,переживавшей свой расцвет. Многие русские писатели предвидели в своихпроизведениях некую бурю революции, которая может наступить в России, ивыражали свое опасение и страх. К примеру, у М.Ю. Лермонтова естьстихотворение «Предсказание», в котором он описывает возможные события как«России черный год». Подобные страхи и опасения можно встретить и у другихписателей того же XIX века, к примеру, у Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева,Некрасова и других. Даже в строчках Пушкина можно встретить подобные мотивы.Подобная тенденция сохраняется и в «Серебряном веке» русской литературы. И всеэто не случайно, ведь, как известно, на протяжении всего XIX века власть, кроме,пожалуй эпохи Александра Второго, мало шла навстречу широким слоям населения, атерпение не бесконечно. В результате со временем формируются группы людей,среди которых ведутся споры о путях развития России, а затем возникают кружки,против которых государство ведет активную борьбу по всем направлениям.Возникают оппозиционные организации, начинается нелегальный выпуск газет, апозже формируются боевые организации и группы. Но здесь мы в полной мере видимслабость всех этих организаций против власти, поскольку выясняется, чтоинтеллигенция, из представителей которых и состоят эти организации, чрезвычайнодалека от народа. Народ слепо верит своему царю, считая, что виноваты всложившемся положении лишь чиновники и местные власти, а царь, стоящий выше нихвсех, просто ничего не знает об этом. Стремясь стать ближе к народу, появляютсянароднические организации, деятельность которых, впрочем, не дает какого-либоконкретного эффекта. Простые люди не понимают стремлений интеллигенции. Не даетжелаемого результата и убийство народовольцами Александра Второго 1 марта 1881года.
Однако именноиз таких организаций и кружков выходят впоследствии люди, принимавшиенепосредственное участие в революциях 1905 и 1917 гг. Среди них – В.И. Ленин.
ЛичностьЛенина занимает особое место в истории нашей страны. Он оказался единственнымчеловеком, который благодаря своему авторитету сумел сплотить все оппозиционныесилы и привлечь широкие массы населения. Становилось ясно, что терпение народаисчерпывается, что нужны перемены, что аграрная Россия вряд ли сможет на равныхсоперничать со странами Запада, что не решены многие вопросы, главные изкоторых крестьянский и возникший рабочий. Нужна модернизация. В личности Лениналюди увидели воплощение справедливости и правды, поиск которых велся ими уже неодин век. Кроме того, не стоит забывать и об идее мессианства России, котораясохранилась в менталитете россиян и приобрела особый смысл, когда наисторической сцене появился В.И. Ленин. Однако все было бы хорошо, если быне тот факт, что Ленину и созданной им партии большевиков часто приходилосьобманывать. И все же главное здесь – это то, что Ленин для многих стал символомнадежду на лучшее будущее.
Доктринадеятельности большевистской партии заключалась в разрушении монархическогостроя и построении нового коммунистического общества. Для того чтобы создатьтакое общество, Ленин и его сторонники опирались на известный труд Карла Маркса«Капитал». Но следовало также учитывать и специфику исторического развитияРоссии. Но этого никто не учел. Бердяев отмечает в своей книге, что здесь вновьпроявилась слепая вера в определенные догмы и людей. Доктрина же Ленина,которая дополнила догмы Маркса и получила название марксизма-ленинизма и сутькоторой заключалась в постепенном переходе от коммунистического ксоциалистическому обществу, также во многом была ошибочна и не совершенна. «Откаждого по способностям – каждому по потребностям», – таковы были главные словаэтой доктрины. Но здесь и заключалась роковая ошибка этой доктрины, посколькуспособности и возможности людей ограничены в отличие от потребностей, которыебезграничны. Но едва ли тогда кто-нибудь задумывался над этим. К концу первогодесятилетия XX века становилось ясно, что власть разлагается, такую власть малокто намерен поддерживать и защищать, а стране срочно нужны очередные серьезныереформы, прежде всего политические. Однако проведение таких реформ требовало отгосударства пойти на определенные уступки и лишится весомой доли своей власти,чего государство не хотело. Кроме того, времени на проведение таких реформ становилосьвсе меньше, народ устал ждать. Сохранилась вековая обида крестьян на своихпомещиков и чиновников, сюда же прибавилось гигантское недовольство рабочих,которые были выходцами из тех же крестьян. Ленин и его сторонники сумеливоспользоваться этими настроениями людей и направить огромные массы в руслореволюции и построения коммунизма. Свержение монархии и последовавший за нимспустя семь месяцев вооруженный захват власти оказался особенно легким на фонепродолжавшейся Первой мировой войны, в которую вступила Россия.
Однако дажепосле революции 1917 года наметилась четкая тенденция к централизации власти.Возникает диктатура одной партий, все большими полномочиями начинает обладатьодин человек – лидер этой партии, сокращается власть на местах, ведетсярепрессивная борьба против всякого инакомыслия и т.д. Спустя некоторое времяпосле 1917 года, когда на исторической арене появится Иосиф Сталин, все станетсовершенно ясно. Государство так и сохранило свои прежние привычки, Поменяласьлишь форма, но суть. Судите сами: генеральный секретарь партии – царь, кабинетминистров – совет народных комиссаров, царская охранка – НКВД и ОГПУ и многоедругое. Государство стало тоталитарным. Но чтобы поддерживать авторитетгосударства и власти в глазах людей, нужна была какая-то идея. И роль такойидеи взял на себя коммунизм. Религия, к которой с ненавистью относилиськоммунисты и большевики, и ее догматы были разрушены, а на ее место пришлановая вера в «светлое коммунистическое будущее».
Тема религиии коммунизма вообще очень сложна, хотя интересна. В монархической Россиивласть, по сути, держалась на вере в царя как помазанника божьего, в России жесоветской на идее построения коммунизма и, соответственно, вере в своеголидера. Вера – вот что объединяло людей вокруг власти во все времена. Однакосамое сложное – это оправдать эту веру, что делалось в советской России сгрубейшими ошибками. В результате спустя 74 года после 1917-го в России пал икоммунистический строй.
Подводя итогиданной темы, нужно сказать о следующих вещах. Во-первых, главный смысл русскогокоммунизма заключался в поиске народом своей лучшей доли. Возможно, если бымонархическая власть пошла бы на какие-либо уступки, то она сохранилась бы. Ноэтого не происходило, а коммунистическая идея всеобщего равенства в техусловиях была очень актуальна. Во-вторых, истоки коммунизма в России, т.е. тепричины, по которым он возник в нашей стране, следует искать в мероприятияхвласти до 1917 года. В-третьих, одним из истоков русского коммунизма, которыйнадо отметить особо, является деятельность интеллигенции, многие выходцы изкоторой и возглавили революционное коммунистическое движение.
Во многомкоммунистическая революция в России зависело от народа, который ее поддержал.Здесь в очередной раз проявились такие черты менталитета россиян какбезоговорочная вера в лидера и в идею. Нашлись те люди, включая Ленина,которые, зная об этом, воспользовались этими особенностями и захватили власть.Вопрос о том, чего было больше – плохого или хорошего – во время коммунистическойэпохи до сих пор остается спорным, но бесспорно одно – русский коммунизм былеще одной попыткой создать справедливое для каждого общество в России.
бердяевмыслитель русский коммунизм