Реферат по предмету "История"


Буржуазные реформы Александра II

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ     2
Началоцарствования Александра Ⅱ   3
Крестьянскаяреформа        4
Земскаяреформа   6
Городскаяреформа   8
Судебнаяреформа   
Финансовыереформы  9
Реформав области просвещения и печати  10
Военнаяреформа  
Значениебуржуазных реформ   11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  12
Списоклитературы  13
ВВЕДЕНИЕ
Буржуазныереформы в России в 60-70 годах ⅩⅨ века и их историческое значение.
60-70-егоды ⅩⅨ века – время коренных преобразованийв России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, какобщества, так и государства.
Развитиекапиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречиес феодально-крепостническим строем. Конфликт между новыми капиталистическимиотношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса российскогофеодализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обменаРоссии с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся формхозяйства. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостнойРоссии. Наступил кризис политики господствующего феодального класса, которыйуже не мог ее проводить прежними, крепостническими методами. Необходимы былинеотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобыпредотвратить революционный взрыв в стране.
 Этопрекрасно знал и осознавал новый российский император АлександрⅡ.
НАЧАЛОЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА Ⅱ
19февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр Ⅱ(1818-1881гг.), который вошел в историю России под именем Освободителя. Новый императорпо сравнению со своим отцом Николаем Ⅰ являлся достаточно зауряднойличностью. Он не обладал столь глубоким умом, как его отец, и не унаследовалего железной воли. В довершение всего он был весьма консервативным человеком.Однако это не помешало Александру Николаевичу быть прагматичным: он не принималотвлеченных от жизни идей и принципов, понимая и необходимость уступок, а такжекомпромисса в интересах государственной жизни. Александр Ⅱсклонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.
Послевосшествия на престол молодой император ввел в кабинет министров своего братаКонстантина, который был убежденным либералом. Следующие шаги императора такженосили прогрессивный характер: разрешался свободный выезд за границу, былиамнистированы декабристы и петрашевцы, снята цезура на публикации, былипроведены другие либеральные мероприятия. С большой серьезностью отнессяимператор и к проблеме отмены крепостного права.
Главнуюроль в осуществлении реформ сыграла экономическая исчерпанность крепостничества– незаинтересованность крестьян в результатах труда, жестокая эксплуатация идеградация аграрного сектора производства. Все это привело к росту социальнойнестабильности и активности низов общества и радикально настроенныхобщественных деятелей. Для того чтобы сложившаяся ситуация не привела креволюции, правительство было вынуждено пойти на проведение реформ.
Также толчком к преобразованиямпослужила проигранная Крымская кампания.
Во-первых,поражение России в войне показало полную несостоятельность политической иэкономической системы НиколаяⅠ.
Во-вторых, Крымская война привела Россию к международнойизоляции.
В-третьих,неудачи в войне и смерть НиколаяⅠв определенном смысле раскрепостилине только либерально настроенную часть общества, но и ряд правительственныхчиновников.
Такимобразом, сохранить Россию как великую державу, возможно, было толькопосредством реорганизации николаевской системы.
КРЕСТЬЯНСКАЯРЕФОРМА.
Вянваре 1857 года Александр Ⅱ учредил Секретный комитет покрестьянскому делу, состоявший в основном из консервативно настроенныхсановников.
Начинаяс конца 1957 года в России был создан ряд комитетов и комиссий, основнойзадачей которых являлось решение вопроса освобождения крестьянства открепостной зависимости. Проекты, составленные в губернских комитетах, должныбыли подготовить единый проект крестьянской реформы для всей России. В начале1859 года для суммирования и обработки проектов комитетов были созданыРедакционные комиссии. Значительную роль в комиссиях играли либеральнонастроенные деятели – Ростовцев, Милютин, представители дворянства Самарин,Черкасский. Выработанный ими проект был передан в государственные органы. 16февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет покрестьянскому делу.
19февраля  1861г., после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете,Александр Ⅱ издал манифест «Овсемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельскихобывателей», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостнойзависимости».
Поэтим документам российские крестьяне получали личную свободу и большинствообщегражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление, в обязанностикоторого входил сбор податей и ряд судебных полномочий. Однако сохраниласькрестьянская община и общинное земледелие; крестьяне по-прежнему должны былиплатить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Как и раньше, поотношению к крестьянам применялись телесные наказания.
Помещикисохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны былипредоставить в пользование крестьян надел земли. За пользование надельнойземлей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имелиправа отказаться от нее в течение девяти лет. Крестьянам предоставлялось посоглашению с помещиком право выкупа земли, до осуществления этого ониименовались временнообязанными крестьянами.
Сроквременнообязанных отношений установлен не был, за пользование землейвременнообязанные несли повинности. Помещик являлся «попечителем»сельского общества, получал в нем права вотчинной полиции, мог требовать сменысельских старост и других административных лиц. 28 декабря 1881г. был изданзакон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян с 1 января 1883года.
Правительствосчитало, что нормальное развитие аграрного сектора дает возможностьсосуществовать двум типам хозяйств: крупному помещичьему и мелкомукрестьянскому. Однако крестьянам досталось земли под наделы на 20% меньше техучастков, которыми они пользовались до освобождения. Это сильно осложнилоразвитие крестьянского хозяйства, а в ряде случаев свело его на нет. Заполученную землю крестьяне должны были выплатить землевладельцам  выкуп,превышающий ее стоимость в полтора раза; это было нереально, и поэтому 80%стоимости земли помещикам выплачивало государство. Крестьяне стали должникамигосударства и должны были выплатить эту сумму в течение 50 лет с процентами.Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей.С 1862 по 1907гг. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1540570 тыс.рублей выкупных платежей и еще оставались ей должны. Выкупные платежи были отмененыс 1 января 1907г. в результате событий революции 1905-1907 гг.
Крестьянскаяреформа 1861 года – буржуазная реформа, которая способствовала превращениюРоссии в буржуазную монархию. Однако она не разрешила социально-экономическихпротиворечий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд другихфеодально-крепостнических пережитков.
ЗЕМСКАЯРЕФОРМА.
Крестьянскаяреформа повлекла за собой и преобразование всех сторон общественной игосударственной жизни. Проект земской реформы разрабатывался комиссией,возглавляемой сначала Н.А. Милютиным, а затем П.А.Валуевым. 1 января 1864 г.Александром Ⅱ были утверждены  «Положения огубернских и уездных земских учреждениях». Земская реформа положила началовсесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинстводворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42%, в губернскихземских управах дворян было 89,5%. Впервые представительство в органах местногосамоуправления получило крестьянство – 38%.
Низовымзвеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий.Уездные земства, в свою очередь, в губернское земское собрание. Депутаты земствполучили название гласных. Возглавляли эти собрания предводители дворянскихсобраний – органов самоуправления дворянства. Исполнительными органами наместах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями. Сферакомпетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имелиправо собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственнымивопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросамиблаготворительности. В пределах этой компетенции земства находились подконтролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел,которые имели право приостановить любое постановление земского собора (съезда).И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыгралиогромную роль. Это и организация местного кредита путем образованиякрестьянских ссудосберегательных товариществ, и устройство почт, и дорожноестроительство, и организация в деревне медицинской помощи, народногообразования. К 1880 г. в селе было создано 12 тысяч земских школ.
Земскаяреформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействоваларазвитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и былашагом превращения феодальной монархии в буржуазную.
ГОРОДСКАЯРЕФОРМА.
Вследза земской реформой последовала реформа городская (1870 г.). Эта реформа имелацелью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовуюи торговую буржуазию. Реформа заменяла прежние сословные думы всесословнымигородскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органамистановились городские думы, а исполнительными – избранные думами городскиеуправы. Члены городских дум выбирались на четыре года и назывались«гласными». Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица,достигшие 25-и лет и владевшие недвижимой собственностью, владельцыпромышленных и торговых предприятий, купцы. В компетенции городского управлениябыло внешнее благоустройство города, торговля, промышленность, здравоохранение,образование.
СУДЕБНАЯРЕФОРМА.          
Наиболеерадикальной и последовательной была судебная реформа, среди авторов которойбыли прогрессивные юристы – С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Онапроводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864г. В них былотражен ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделениесуда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание судаприсяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности и состязательностипроцесса, выборность некоторых судебных органов. Председатели и члены окружныхсудов  и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование.Председатели и члены окружных судов  и судебных палат утверждались императором,а мировые судьи – Сенатом. Вместе с тем судебная реформа сохранила рядэлементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословныхпредставителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранениекрестьянских, «инородческих» и духовных судов и др.
Судебнаяреформа имела прогрессивное значение, так как новая система заменила собойочень раздробленную систему судов (судов по сословиям, по роду дел, с множествоминстанций, при закрытых дверях и т.д.). Эта реформа была подвергнута коренномупересмотру (контрреформы 1870-х годов) ранее других реформ 60-х годов.
ФИНАНСОВЫЕРЕФОРМЫ.
Потребностикапиталистического развития страны и расстройство финансов в годы Крымскойвойны требовали упорядочивания всего финансового дела. Подготовка и проведениекрестьянской реформы 1861г. вызвали необходимость учреждения Госбанка иобразования в министерстве финансов Главного выкупного учреждения дляпроведения выкупных операций. Все ведомства должны были ежегодно составлятьсметы по установленной форме  с подробными указаниями расходов. Общая росписьбюджета государства составлялась министерством финансов, затем утверждаласьГосударственным советом и императором, после чего становилась законом. В1864-68гг. все государственные доходы были сосредоточены в кассахГосударственного казначейства министерства финансов. Из них в соответствии сбюджетными сметами производились расходы. Финансовые реформы 1860-х годов былинепоследовательными. В системе прямых налогов сохранился основной налогрусского феодального государства – подушная подать, не была реализованаденежная реформа 1862г. и т.д.
РЕФОРМЫВ ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ.
Небыли обойдены средства массовой информации  и учебные заведения. В 1863 и 1864гг. были введены новые университетские уставы, возвратившие им автономию(предоставление большей хозяйственной и административной самостоятельности,непосредственное участие преподавателей и студентов в решении вопросов внутреннейорганизации), и введено новое положение о школьных учреждениях, по которомузаботу о них брали на себя государство, земства и городские думы, а такжецерковь. Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий.
В1865 г. была снята предварительная цензура на  публикации и ответственность зауже вышедшие статьи возлагалась на издателей. Для них вводилась«карательная» цензура – применение различных санкций уже послепубликации, вплоть до закрытия издательства.
ВОЕННАЯРЕФОРМА.
Армиятрадиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России.Поражение в Крымской кампании обнажило многие слабые стороны русской армии, еетехническую и тактическую отсталость. Европейские державы быстро увеличивалисвой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политическихсоюзов не могло не представлять угрозу безопасности России. Под военнымиреформами 1860-70-х годов понимают преобразование вооруженных сил России подруководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена напятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения ивоенно-полевой суд (был принят новый военно-судебный устав). В армии отменялисьтелесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства:создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академиидля среднего и высшего командного состава.
С1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. Вармии была введена система льгот в зависимости от образования, что в своюочередь должно было его стимулировать. Одной из целей военной реформы былосоздание обученного резерва – запаса, а также образование военно-окружнойсистемы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием иартиллерией и др.
ЗНАЧЕНИЕБУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ.
1.         Реформыбезусловно отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Онизначительно продвинули Россию по пути экономической и политическоймодернизации. Однако Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.
2.         Реформы носилихарактер компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в рядеслучаев полное неприятие как со стороны радикалов, так и со стороныконсерваторов.
3.         Большинствоисториков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительстваначинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторскийпотенциал оказывается почти исчерпанным.
Уступки, сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии нисколько не нарушалидворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать былиподчинены царской администрации. В политике Александра  Ⅱсочетаются и реформаторские  и реакционные тенденции. Последние замедляли ходреформ. Проводя реформы самодержавие вместе с тем применяло старыеадминистративно – полицейские методы управления, поддерживающие сословность вовсех сферах общественно – политической жизни страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Этиреформы, получившие название «великих», привелиобщественно-политическое устройство России  в соответствие с потребностямивторой половины ⅩⅨ века,мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач.Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданскогообщества.
Россиявышла на новый, капиталистический путь своего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1.  Жукова Л. В. / История. – М.:«Экзамен», 2000.
2.  Исаев И. А. /История Отечества. – М.:" Юрист", 1997.
3.  Новиков С. В. /  История. Пособие дляпоступающих в ВУЗы. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
4.  Радугин А. А. / История России. Курслекций. – М.: «Центр», 2001.
5.  Федоров В. А. / История России,1861-1917. – М.: Высш. шк., 2001.
6.  Чернобаев А. А., Горелов И. Е., ЗуевМ. Н. / История России. – М.: Высш.шк., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль инфраструктуры в развитии экономики региона
Реферат Авторские и смежные права в шоу-бизнесе
Реферат Economics Essay Research Paper FactsTaxpayers will be
Реферат Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики
Реферат Политический портрет Рональда Рейгана (вплоть до избрания его президентом США)
Реферат Тембральная метафоризация в радиоречи
Реферат Факторы влияющие на себестоимость продукции предприятия
Реферат Разработка ресурсосберегающего технологического процесса изготовления детали "втулка" методом порошковой металлургии
Реферат Особенности социальной работы с женщинами, освободившимися из мест лишения свободы
Реферат Организация государственного контроля за соблюдением правил торговли на примере магазина "Магнит"
Реферат «Биогаз – реальная альтернатива традиционным видам топлива»
Реферат Аудиторские программы как системы для диагностики, оценки и мониторинга финансового состояния предприятия
Реферат Причины асоциального поведения несовершеннолетних
Реферат Разработка технологического процесса изготовления форм офсетной печати для книги "Агледзіны" на УП "Полиграфкомбинат им. Я.Коласа"
Реферат Судимость, помилование, амнистия