Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Машиностроительный институт
Кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методика профессионального обучения
Отчет
по второй педагогической практике
Выполнил:
Ст. гр. КМ-501
____________И.А. Лапина
Руководитель педагогической практики
от кафедры КМ
____________М.А. Черепанов
Екатеринбург
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общая характеристика УГК им. И.И. Ползунова Верхнепышминский филиал
2. Анализ системы преподавания предмета
3. Система уроков теоретического обучения
4. Анализ системы преподавания производственного обучения
5. План-конспект урока производственного обучения
6. Анализ воспитательной работы
7. Внеклассное мероприятие
8. Психолого-педагогическая характеристика группы
9. Анализ конфликтной педагогической ситуации
10. Профориентационное занятие
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая практика проходила с 12 января по 22 февраля в ГОУ СПО УГК им. И. Цель практики - освоение и осмысление профессионально-педагогической деятельности на уровне системы преподавания и воспитания.
Задачи практики:
1. Дальнейшее развитие у студентов организаторских, коммуникативных, технико-технологических, дидактико-методических, воспитательных умений, характерных для будущей профессиональной деятельности
2. Развитие у студентов исследовательского и творческого подхода к учебно-воспитательному процессу в учебном заведении
3. Поиск и становление индивидуального стиля деятельности у будущих педагогов профессионального обучения.
Также во время прохождения педагогической практики было необходимо:
- ознакомиться с историей учебного заведения;
- посетить учебные занятия преподавателя образовательного учреждения;
- провести анализ урока теоретического и производственного обучения;
- планирование изучения нового материала под руководством прикрепленного преподавателя;
- составить перспективно-тематический план уроков по выбранной теме;
- оказать помощь учащимся в организации художественной самодеятельности, проведение спортивных мероприятий;
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Верхнепышминский филиал Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова был создан Приказом Минобразования России №3229 от 28.09.2001.
Верхнепышминский филиал ГОУ СПО имеет право на ведение образовательной деятельности в сфере среднего профессионального и дополнительного образования согласно лицензии А 146011, рег. номер 339 от 24.12.2004 г., выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
В 2007-2008 учебном году в Верхнепышминском филиале колледжа реализовывалось 10 образовательных программ:
· по очной форме обучения:
080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;
080501 «Менеджмент (по отраслям)»;
080112 «Маркетинг (по отраслям)»;
080504 «Государственное и муниципальное управление»;
150102 «Металлургия цветных металлов»;
150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»;
140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и механического оборудования (по отраслям)»;
230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»;
270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
· По очно-заочной(вечерней) форме обучения:
080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;
080112 «Маркетинг (по отраслям)»;
140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и механического оборудования (по отраслям)»;
150102 «Металлургия цветных металлов»;
270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
· По заочной форме обучения:
080501 «Менеджмент (по отраслям)»;
080112 «Маркетинг (по отраслям)»;
080504 «Государственное и муниципальное управление»;
150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»;
270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Практика для получения первичных профессиональных навыков организована в слесарной мастерской колледжа.
Наименование предмета «Оборудование отрасли».
Ф.И.О. преподавателя Иванова И.И..
Основные цели и задачи предмета, связанные с профессиональной подготовкой. Основная цель изучения дисциплины - формирование знаний о производстве и назначении металлических и неметаллических материалов, технологическом оборудовании применяемом при производстве металлов. Это находится в соответствии с требованиями, приведенными в государственном стандарте, так как дисциплина оборудование отрасли является обязательным федеральным компонентом технического образования.
Цели и задачи предмета, связанные с воспитанием и развитием учащегося. В процессе обучения учащиеся приобретают знания и умения, необходимые для работы по избранной специальности. Полученные знания способствуют выработке у учащихся научных представлений, определяющих правильное понимание окружающей действительности.
Особенности содержания предмета. Более глубокое изучение технологического оборудования, применяемого в металлургии.
Особенности методики преподавания предмета. Тип уроков - комбинированный, методические приемы - словесные, наглядные, практические и активные.
Методика изложения нового материала проходит с использованием дидактических и наглядных средств. Применяется нетрадиционные методы преподавания данного предмета. Методика контроля и оценки знаний и умений учащихся осуществляется по принципу объективности. Преподаватель призывает учащихся к самостоятельной деятельности на уроке.
Для данного учебного заведения методы проведение урока по данному предмету и деятельность преподавателя соответствуют требуемому уровню.
А) Внутреннее очертание вертикального разреза печи называют ее профилем, в котором различают колошник, шахту, распар, заплечики и горн. |
В) Представляет собой поворачивающийся на цапфах сосуд грушевидной формы, футерованный изнутри и снабженный леткой для выпуска стали и отверстием сверху для ввода в полость ковертора кислородной фурмы, отвода газов, заливки чугуна, загрузки лома и шлакообразующих и слива шлака. |
|
Б)Проходя через предварительно нагретые насадки регенераторов (воздух через воздушный регенератор, газ через газовый), воздух и газ нагреваются до 1000-1200°С и в нагретом состоянии через «головку» попадают в печь. При сгорании топлива образуется факел с температурой 1800-1900°С. Пройдя головку, расположенную в противоположной стороне печи, раскаленные продукты сгорания попадают в другую пару насадок регенераторов и по системе боровов уходят к котлу-утилизатору или к трубе. |
Г) металл расплавляют в тигле, расположенном внутри индуктора, который представляет собой спираль с несколькими витками из токопроводящего материала. Через индуктор пропускают переменный ток; создаваемый при этом внутри индуктора переменный магнитный поток наводит в металле вихревые токи, которые обеспечивают его нагрев и плавление. |
|
Д) включает в себя рабочее пространство (собственно печь) с электродами и токопроводами и механизмы, обеспечивающие наклон печи, удержание и перемещение электродов и загрузку шихты. |
Е) В работающей печи электроды погружены в твердую шихту, которую пополняют по мере ее проплаления; сплав и шлак выпускают периодически. Печи этого типа оснащены мощными трансформаторами: 7500 - 65000 кВА. Печи трехфазные, стационарные или вращающиеся обычно изготавливают открытыми, а новые печи закрыты сводами. |
|
План хода урока
Деятельность преподавателя |
Время, мин |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационная часть 2. Повторение пройденного материала. Задает вопросы по пройденным темам 3. Объяснение нового материала 4. Закрепление материала |
5 мин. 10 мин. 20 мин. 10 мин. |
Учащиеся занимают места в аудитории, приветствуют преподавателя, отмечаются в журнале Ответы на вопросы Записывают определения, краткое описание печей, краткая зарисовка схемы печи. Отвечают на вопросы, возникающие в ходе проведения урока Следуя условиям игры выполняют задание. |
|
УРОК №2
Тема: Изучение сравнительных характеристик работы печей.
Цели урока:
· образовательная - усвоение учащимися принципа работы металлургических печей, сравнение основных характеристик работы печей;
· развивающая - развитие у учащихся логического мышления, умения систематизировать полученные знания;
· воспитательная - сформировать у учащихся интерес к учебному предмету, ориентируя на приобретаемую профессию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План - конспект урока
Актуализация знаний
· Производство чугуна и железа (сырье, готовый продукт);
· производство стали (сырье, готовый продукт);
· производство ферросплавов (сырье, готовый продукт).
План изложения нового материала
1. Определение основных параметров работы печей.
2. Принцип работы каждой печи.
Конспект нового материала.
Технологическое оборудование, как указывает само название, предназначено для осуществления какого-либо технологического процесса, для чего используют один из видов рабочей энергии (электрическую, тепловую, механическую) с максимально возможным коэффициентом полезного действия.
Для металлургических печей, являющихся разновидностью технологического оборудования, рабочим видом энергии является тепловая, она может быть получена за счет окисления горючих компонентов кислородом при сжигании твердых, жидких и газообразных топлив, а также в результате превращения электрической, атомной, солнечной энергии. С позиций теплотехники важно располагать в рабочем пространстве теплом необходимого температурного потенциала, при этом источник его получения отодвигается на второй план. Если дать определение печи с этих позиций, то следует отметить, что! печь предназначена для создания тепловых условий, обеспечивающих наиболее благоприятное, оптимальное протекание технологического процесса в рабочем пространстве. Независимо от типа печи можно выделить с теплотехнической точки зрения два основных процесса: получение (генерацию) тепла и перенос тепла от теплоносителя или источника к нагреваемому телу (теплообмен). Для некоторых печей главным является процесс генерации, для других -- теплообмен, для третьих выделить основной процесс трудно, так как процессы генерации и теплообмена равнозначны. Исходя из этого, все печи могут быть разделены на 3 большие группы: печи-теплогенераторы, печи-теплообменники и печи смешанного типа.
К печам-теплогенераторам относят конвертеры, индукционные печи для нагрева и плавления металла. В этих печах тепло генерируется в самом материале, подвергаемом тепловой обработке, причем выделение тепла происходит во всем объеме материала. К печам-теплообменникам относят подавляющее большинство печей для плавления металлов и сплавов, печей для нагрева металлов под различные виды пластической (прокатка, ковка) и термической (закалка, отпуск, отжиг, нормализация) обработки, печей для сушки, обжига и спекания материалов. Для этих печей характерно выделение тепла вне обрабатываемого материала -- оно передается материалу в результате развития процессов теплообмена.
Активность теплообменных процессов определяет совершенство протекания технологического процесса.
К печам смешанного типа можно отнести сталеплавильные подовые печи, в которых интенсификация плавки достигается за счет использования кислорода. В данном случае в печи существуют два источника тепла: факел горящих газов, от которого тепло поступает к жидкому металлу под влиянием процессов теплообмена, и реакций окисления углерода, кремния, марганца, фосфора, железа, в результате чего генерируется тепло в самой жидкой ванне. При этом оба источника работают одновременно и по удельному значению могут быть одинаковыми.
Независимо от назначения печи ее конструкция и условия работы должны отвечать ряду следующих требований:
· полное соответствие требованиям технологии;
· высокая производительность при заданном качестве нагрева;
· минимальные расходы тепла на тепловую обработку металла (материала);
· минимальные потери металла (материала) в ходе технологических процессов;
· механизация операций загрузки, перемещения, выдачи металла;
· автоматизация процессов управления работой печи;
· надежность в работе;
· благоприятные условия труда.
Не все печи удовлетворяют этим требованиям, только постоянный поиск новых идей в конструировании, применение новых материалов, тщательный анализ технологических и теплотехнических условий тепловой обработки материалов, использование контрольно-измерительной, регулирующей аппаратуры, приборов, а в ряде случаев и ЭВМ позволяет создавать новые, улучшенные по конструкции печи, соответствующие современному уровню научно-технического прогресса.
Обобщение и систематизация знаний.
1. На какие 3 больших группы можно разделить печи с точки зрения теплообмена?
2. Какие печи относят к той или иной группе?
3. Каким основным требованиям должны отвечать металлургические печи?
Домашнее задание
Подготовить реферат на данную тему (темы рефератов: печи, которые не были рассмотрены на уроке).
План хода урока
Деятельность преподавателя |
Время, мин |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационная часть 2. Повторение пройденного материала. Задает вопросы по пройденным темам 3. Объяснение нового материала 4. Закрепление материала |
5 мин. 10 мин. 20 мин. 10 мин. |
Учащиеся занимают места в аудитории, приветствуют преподавателя, отмечаются в журнале Ответы на вопросы Записывают основные тезисы темы. Отвечают на вопросы, возникающие в ходе проведения урока Отвечают на вопросы. |
|
УРОК №3
Тема: Открытая защита рефератов.
Цели урока:
· образовательная - усвоение учащимися новых знаний о неизученных ранее металлургических печах;
· развивающая - формирование умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия;
развитие у учащихся умение выступать перед аудиторией, развить их коммуникабельность;
· воспитательная - сформировать у учащихся интерес к учебному предмету, ориентируя на приобретаемую профессию.
Тип урока: семинар
План - конспект урока
Актуализация знаний
1. Производство чугуна и железа, стали, ферросплавов.
2. Группы печей, печи которые относятся к этим группам.
Семинар
Учащиеся читают подготовленные доклады, обсуждают, задают вопросы докладчикам, записывают основные тезисы докладов.
Домашнее задание
Ответить на заданные вопросы, повторить пройденный материал.
План хода урока
Деятельность преподавателя |
Время, мин |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационная часть 2. Повторение пройденного материала. Задает вопросы по пройденным темам 3. Проведение семинара 4. Домашнее задание. |
5 мин. 3 мин. 27 мин. 5 мин. |
Учащиеся занимают места в аудитории, приветствуют преподавателя, отмечаются в журнале Ответы на вопросы Учащиеся читают подготовленные доклады, обсуждают, задают вопросы докладчикам, записывают основные тезисы докладов. Записывают домашнее задание. |
|
УРОК №4
Тема: Сводная таблица работы печей.
Цели урока:
· образовательная - усвоение учащимися знаний в их системе, принципа работы металлургических печей, сравнение основных характеристик работы печей;
· развивающая - деятельность учащихся по обобщению разрозненных знаний, отдельных фактов, понятий в целостную систему;
· воспитательная - сформировать у учащихся интерес к учебному предмету, ориентируя на приобретаемую профессию.
Тип урока: учебное занятие обобщения и систематизации знаний.
План - конспект урока
Актуализация знаний
1. Технологическое оборудование, используемое в металлургии.
2. Печи, используемые в том или ином металлургическом производстве.
3. Принципы работы печей, сырье, используемое в производстве, химические процессы происходящие при производстве.
4. Технико-экономические показатели производств.
План практического занятия.
Деятельность преподавателя |
Время, мин |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационная часть 2. Повторение пройденного материала. Задает вопросы по пройденным темам 3. Проведение практической работы. 4. Домашнее задание. |
5 мин. 5 мин. 25 мин. 5 мин. |
Учащиеся занимают места в аудитории, приветствуют преподавателя, отмечаются в журнале Ответы на вопросы Учащиеся работают с предложенной литературой, конспектами. Составляют сводную таблицу печей, заполняют ее. Сдают на проверку преподавателю свои работы. Записывают домашнее задание. |
|
Примерная таблица практической работы.
Название печи |
Сырье |
Химический процесс |
Технико-экономические показатели |
|||||
|
Сырые материалы |
Тех. топливо |
з/п персонала |
амортизация |
Прочие расходы |
|||
Доменная печь |
Офлюсованный агломерат |
Fe2O3Fe3O4FeOFe |
42 |
50 |
1,5 |
1,5 |
5 |
|
Конвертор |
||||||||
Мартеновская печь |
|
|||||||
Дуговая печь |
|
|||||||
Индукционная печь |
|
|||||||
Ферросплавная печь |
||||||||
Деятельность преподавателя |
Время, мин |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационная часть 2. Проведение контрольной работы 3. Домашнее задание. |
5 мин. 30 мин. 5 мин. |
Учащиеся занимают места в аудитории, приветствуют преподавателя, отмечаются в журнале Учащиеся отвечают на вопросы контрольной работы и выполняют предложенные задания. Сдают работы на проверку преподавателю. Записывают домашнее задание. |
|
В конце своей педагогической практики (14 февраля) я провела внеклассное мероприятие посвященное празднику Дня Святого Валентина.
2. Воспитательные цели мероприятия
· сплочение коллектива учебной группы
· развить положительные взаимоотношения между учащимися
· определить отношение учащихся к данному празднику
3. Подготовка мероприятия
За день до внеклассного мероприятия я и студенты данной мне группы вместе составили и нарисовали газету, посвященную Дню Святого Валентина.
Мероприятие проходило в оформленной соответствующей празднику аудитории. Ведущей праздника была я. Жюри состояло из меня и преподавателя дисциплины «Металловедение». Для награждения отличившихся участников были подготовлены грамоты.
4. Содержание и ход мероприятия
Приветствие ведущего учащихся: Здравствуйте, здравствуйте! Все знают какой у нас сегодня праздник? Все! Сегодня мы вместе с вами познакомимся поближе с этим праздником и его традициями.
1 этап. История дня Святого Валентина.
Ведущий: А знает ли кто-нибудь историю празднования дня Святого Валентина? (далее идет обсуждение вместе со всеми).
История. Официально День всех влюбленных существует уже больше 16 веков, но праздники Любви известны еще со времен древних языческих культур. Например, на Руси был свой праздник влюбленных, вот толко отмечался он не зимой, а в начале лета. Он был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии и посвящен Купале - языческому славянскому богу, сыну Перуна. Однако язычество язычеством, но есть у праздника и конкретный «виновник» - христианский священник Валентин. Эта история датируется примерно 269 годом, в то время Римской Империей правил император Клавдий ЙЙ. Воюющая римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, и военачальник был убежден, что главный враг его «наполеоновских» планов - браки, ибо женатый легионер о славе империи думает гораздо меньше, чем о том, как семью прокормить. И, дабы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Но влюбляться-то солдаты от этого не стали меньше. И к их счастью нашелся человек, который, не страшась императорского гнева, стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин из римского города Терни. Видимо, он был настоящим романтиком, так как его любимыми развлечениями было мирить поссорившихся, помогать писать любовные письма и дарить по просьбе легионеров цветы предметам их страсти. Ясное дело, как только об этом узнал император, он решил его «преступную деятельность» прекратить. Валентина приговорили к казни. Трагедия ситуации была еще в том, что и сам Валентин был влюблен в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили. Впоследствии, как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин был канонизирован католической церковью. А в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина. С 1969 года в результате реформы богослужения святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви (вместе с прочими римскими святыми, сведения, о жизни которых противоречивы и недостоверны). Впрочем, и до 1969 г. церковь не одобряла и не поддерживала традиций празднования этого дня. Так ли это было или иначе, но, по всей видимости, именно оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки - «валентинки». А еще в этот праздник любят устраивать свадьбы и венчаться. Считается, что это станет залогом вечной любви. Массово День святого Валентина отмечается с ЧЙЙЙ века в Западной Европе, с 1777 года в США.
2 этап. Ведущий: Что, по вашему мнению, любовь и какая она бывает?(кто хочет высказывает свое мнение).
3 этап. Первая игра будет творческой: сделать визитку соответствующую своей личности (т.е. нарисовать на листке бумаге любую картинку, соответствующую характеру, темпераменту и т.п.).
(все участники мероприятия выполняют творческое задание - 17минут, см. приложение 3)
4 этап. Вторая игра «Самые теплые ушки»: ведущим выбирается мальчик, который на ощупь должен определить самые теплые уши среди девочек, потом наоборот (самый холодный нос).
(проводится игра - 15 минут, победителям выдаются шуточные грамоты - см. приложение 2)
5 этап. Третья игра называется «Взглядом поменяться»: группа стоит в кругу; в центре ведущий, который старается занять чье - то место; тот чье место занял ведущий - водит; люди договариваются взглядом, кто с кем меняется.
(проводится игра - 13 минут, победителям выдаются шуточные грамоты - см. приложение 2 )
6 этап. Четвертая игра «Статуя любви»: несколько человек уводятся за дверь и запускаются по одному. Вошедшему показывают парня и девушку и объясняют, что они натурщики, а он скульптор, который должен представить себе статую любви и поставить парня и девушку в соответствии со своей идеей статуи. Когда автор сообщает, что он закончил композицию ему сообщают, что он должен занять место парня или девушки в статуе. Входит следующий, ему говорят, что это статуя любви, но она плохая, он ее должен переделать и т.д.
(проводится игра - 17 минут, победителям выдаются шуточные грамоты, см. приложение 2 )
7 этап. Ведущий: и в заключение
знаете ли вы, что: Каждый раз целуя человека, вы передаете ему 9 мл воды, 0,189млг органических частиц, 0,7мг жира и 250 видов различных бактерий. Женщины за свою жизнь съедают 8 - 12 кг губной помады. В различных странах целуются по разному:
· в Китае касаются щеками
· эскимосы трутся носами
· в Африке мужчины трижды пожимают большой палец руки у женщины
· а в Гамбии прижимают женскую ладонь к своему носу
· в Полинезии партнеры зубами выдергивают друг другу волосы из бровей;)))))
8. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
Место прохождения практики: ГОУ СПО УГК им. И. И. Ползунова Верхнепышминский филиал
Группа ТО-308
Специальность - «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»
Количество учащихся 12, юноши, 17-18 лет.
СПИСОК УЧАЩИХСЯ:
1. Абайдуллин Александр Эдуардович
2. Алиев Артем Олегович
3. Бадриев Артур Вальдемарович
4. Конюхов Александр Владимирович
5. Кульнев Олег Евгеньевич
6. Кырчиков Олег Григорьевич
7. Масленников Антон Александрович
8. Накаряков Константин Александрович
9. Фазлиахметов Азат Радикович
10. Фатеев Николай Сергеевич
11. Хазов Владимир Александрович
12. Шорохов Евгений Александрович
В ходе беседы с учащимися было выявлено, что юноши вне образовательного учреждения имеют разносторонние интересы. Ребята посещают спортивные секции, активно участвуют в соревнованиях, так же любят ходить в кинотеатры и Интернет-клубы.
Социометрическая техника Дж. Морено
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант -- непараметрическая процедура. Второй вариант -- параметрическая. Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.
Поэтому в своем исследовании мы выбрали второй вариант.
Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора.
Формула определения вероятности случайного выбора Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р -- вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N -- число членов группы.
Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в
выбранной для измерений группе.
0,25=d/(12-1), d = 0,25 * 11 = 2,75 ? 3
Социометрическая анкета
По результатам тестирования составим социоматрицу (таблицу). В таблице так же представлены расчеты социометрических индексов.
№ |
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Кол-во выборов |
Ej |
Число положительных связей в группе |
|
1 |
Абайдуллин |
|
-2 |
-3 |
2 |
|
|
|
|
|
3 |
-1 |
|
5 |
0,5 |
1 |
|
2 |
Алиев |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
|
|
3 |
0,3 |
1 |
|
3 |
Бадриев - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 |
0 |
|
4 |
Конюхов |
|
|
-2 |
|
2 |
-1 |
|
3 |
|
|
|
1 |
5 |
0,5 |
0 |
|
5 |
Кульнев |
|
-1 |
-3 |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
-2 |
2 |
6 |
0,5 |
2 |
|
6 |
Кырчиков - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 |
0 |
|
7 |
Масленников |
|
1 |
-1 |
|
|
-3 |
|
|
|
2 |
-2 |
3 |
6 |
0,5 |
1 |
|
8 |
Накаряков |
|
-3 |
|
|
2 |
|
-2 |
|
3 |
-1 |
|
1 |
6 |
0,5 |
2 |
|
9 |
Фазлиахметов |
|
|
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
|
1 |
3 |
0,3 |
2 |
|
10 |
Фатеев |
3 |
2 |
|
-1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
4 |
0,4 |
3 |
|
11 |
Хазов - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 |
0 |
|
12 |
Шорохов - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0,0 |
0 |
|
|
Кол-во выборов |
2 |
5 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
|
|
|
|
|
Кол-во баллов |
5 |
9 |
9 |
3 |
6 |
4 |
3 |
9 |
5 |
9 |
5 |
8 |
|
|
|
|
|
Общая сумма |
5 |
-3 |
-9 |
1 |
6 |
-4 |
-1 |
9 |
5 |
7 |
-5 |
8 |
38 |
|
12 |
|
|
Сi |
0,2 |
0,45 |
0,36 |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,5 |
|
|
|
|
|
Ag |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3,17 |
|
|
|
|
Gg |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,18 |
|
|
- положительная взаимная связь в группе |
||||||||||||||||
|
- отрицательная взаимная связь в группе |
||||||||||||||||
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе.
Мы рассчитали индексы П.С.И.: индекс социометрического статуса i-члена Сi; эмоциональной экспансивности j-члена Ej. Социометрический статус -- это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Г.С.И.: индекс эмоциональной экспансивности группы Ag и индекс психологической взаимности Gg. Индекс эмоциональной экспансивности показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста. Индекс психологической взаимности характеризует взаимность в группе по результатам положительных выборов.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Положительных взаимных связей в группе - шесть, а отрицательных - нет. Показатель экспансивности, характеризующий потребность личности в общении, у учащихся в среднем равен 0,5, можно сделать вывод, что большинство членов группы открыто к общению. Социометрический статус в группе в среднем 0,3 без значимых отклонений, что говорит об отсутствии явного лидера и равном отношении членов группы друг к другу.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Инструкция к тесту
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы не указываются. Уровни групповой сплоченности: 15,1 баллов и выше - высокая; 11,6 - 15 балла - выше средней; 7- 11,5 - средняя; 4 - 6,9 - ниже средней; 4 и ниже - низкая.
Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
Участвую в большинстве видов деятельности (4).
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
Живу и существую отдельно от нее (1).
Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
Да, очень хотел бы перейти (1).
Скорее перешел бы, чем остался (2).
Не вижу никакой разницы (3).
Скорее всего остался бы в своей группе (4).
Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
Не знаю, трудно сказать (1).
Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
Хуже, чем в большинстве классов (1).
Не знаю, трудно сказать (1).
Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
Не знаю. (1)
Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
Не знаю (1).
Абайдуллин |
Выше средней |
|
Алиев |
Средняя |
|
Бадриев |
- |
|
Конюхов |
Выше средней |
|
Кульнев |
Высокая |
|
Кырчиков |
- |
|
Масленников |
Выше средней |
|
Накаряков |
Выше средней |
|
Фазлиахметов |
Выше средней |
|
Фатеев |
Выше средней |
|
Хазов |
- |
|
Шорохов |
- |
|
По результатам тестирования на определение индекса групповой сплоченности по методике Сишора мы выявили, что групповая сплоченность ТО-300 в основном «выше средней», это означает, что вся совокупность процессов группы не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятия группового решения, а включает в себя еще многие механизмы.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Инструкция к тесту
В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе. Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Дружелюбие |
Враждебность |
|||||||||
Согласие |
Несогласие |
|||||||||
Удовлетворенность |
Неудовлетворенность |
|||||||||
Продуктивность |
Непродуктивность |
|||||||||
Теплота |
Холодность |
|||||||||
Сотрудничество |
Несогласованность |
|||||||||
Взаимная поддержка |
Недоброжелательность |
|||||||||
Увлеченность |
Равнодушие |
|||||||||
Занимательность |
Скука |
|||||||||
Успешность |
Безуспешность |
|||||||||
Обработка и анализ результатов теста
Абайдуллин |
35 |
|
Алиев |
53 |
|
Бадриев - |
||
Конюхов |
34 |
|
Кульнев |
29 |
|
Кырчиков - |
||
Масленников |
39 |
|
Накаряков |
42 |
|
Фазлиахметов |
30 |
|
Фатеев |
35 |
|
Хазов - |
||
Шорохов - |
||
Проанализировав результаты тестов мы видим, что психологическая атмосфера в коллективе благоприятна, так как большинство оценок положительные.
В итоге мы получили следующие результаты:
На дружеские отношения в группе оказывают значительное влияние несколько моментов: личностные характеристики взаимодействующих; установление дружеских отношений находится в прямой зависимости от частоты встреч, а также от ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем; взаимоотношение между членами группы, их взаимные симпатии и антипатии, атмосфера дружественности в коллективе зависят от того, насколько успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционирование группы.
Вне всякого сомнения, наличие симпатии в отношениях между людьми, дружеские отношения между членами группы оказывают огромное влияние на настроение ребят, на их удовлетворенность своей учебой, своим членством в группе. Однако нельзя однозначно сказать, что существует только положительное влияние дружеских отношений между членами группы на результаты их труда и результаты функционирования группы в целом.
В группе возникают сложности с достижением соглашения и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения.
У ребят довольно хорошо сформированы профессиональные умения и навыки, но они продолжают разносторонне развиваться.
К учебе относятся позитивно, с настроем хорошо овладеть профессией. На уроках активно принимают участие в дискуссиях, отвечают на вопросы преподавателей.
Дисциплина в группе хорошая во время занятий, но проблемы с посещаемостью. На парах всегда присутствует только около 60-70% от основного состава группы. В основном прогулы по уважительной причине, предоставляют объяснительные.
К общественным поручениям учащиеся относятся ответственно, выполняют их вовремя и качественно.
В группе нет ярко выраженного неформального лидера, но существуют микрогруппировки. Они активно взаимодействуют друг с другом, отношения дружеские. Учащиеся считают, что взаимоотношения у них в группе: «лучше, чем в других группах» - 1 человек, «примерно такие же, как в других группах» - 5 человек, затрудняюсь ответить - 1.
В группе очень редко возникают конфликты, но при возникновении такой ситуации учащиеся всегда находят верное решение и обиды быстро забываются.
К преподавателям относятся с уважением и сами довольны отношением преподавателей к себе. Учащиеся считают, что взаимоотношения с преподавателями: «лучше, чем в других группах» - 4 человека, «примерно такие же, как в других группах» - 2 человека, затрудняюсь ответить - 2.
В целом группа организованная, ответственная, открыта для общения, сплоченная.
Рекомендации: на мой взгляд, для повышения качества успеваемости и посещаемости учащимися занятий, с ними следует проводить беседы и различные мероприятия, направленные на мотивацию учащихся; использовать различные дидактические средства, чтобы заинтересовать учащихся в изучении предмета. Для повышения сплоченности группы необходимо проводить тренинги и различные мероприятия с участием всех членов группы, такие как походы, дни группы и др.
Цель занятия: повысить интерес к профессиональному самоопределению, сформировать правильные мотивы выбора профессии, расширить знания о мире профессий, заинтересовать в поступлении в РГППУ.
Вводная часть занятия была направлена на общие вопросы, связанные с профессией, которой обучаются ребята. Мы попросили рассказать о том, на сколько интересна их специальность, собираются ли они в дальнейшей работать в этой сфере, и с чем был связан их выбор при поступлении в техникум. Во время непринужденной беседы внимание учащихся группы ТО-308 акцентировалось на том, что современный рынок труда увеличивает спрос на квалифицированные кадры, отличающиеся не только профессиональной подготовкой, но и творческим отношением к делу, предприимчивостью, мобильностью.
Затем учащимся было рассказано о Российском государственном профессионально-педагогическом университете, о месте его расположения, об институтах, входящих в состав университета, о нашей кафедре, о жизни студентов. Беседа проводилась в непринужденной форме, без предварительных заготовок и чтения с листа. Факт живого общения заметно понравился ребятам, они заинтересованно слушали, вели себя дисциплинированно, задавали множество вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При прохождении второй педагогической практики мы освоили и осмыслили профессионально-педагогическую деятельность на уровне системы преподавания и воспитания.
Были изучены методика и методические новшества, проанализированы уроки теоретического и производственного обучения, система их преподавания.
Также при прохождении практики была проведена обширная воспитательная работа, применены методы психологической диагностики.
Мы получили дальнейшее развитие организаторских, коммуникативных, технико-технологических, дидактико-методических, воспитательных умений, характерных для будущей профессиональной деятельности
Педагогическая практика позволила применить творческий подход к учебно-воспитательному процессу в учебном заведении, раскрыть творческий потенциал практиканта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
2. Педагогика: Учебник для вузов/ Н. Бордовская, А. Реан. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
3. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогических характеристик в рамках педагогической практики. Компьютерная верстка: А. Н. Захарова.
4. Рабочая программа по педагогической практике (ГОС - 2000). - Екатеринбург, 2002, 52 с.
5. Барбашов Ф.А. Фрезерное дело: Учеб. пособие для средн. проф.-техн. училищ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1980. - 208 с., ил. (Профтехобразование. Обраб. резанием).
6. Черноусова Н.М. Методические рекомендации по проведению воспитательной работы во время педагогической практики/Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - 16 с.
7. Игры - обучение, тренинг, досуг…/Под. ред. В.В. Петрусинского//В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994. Книга 1.
8. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 1999.
Приложение 1
Перспективно-тематический план по теме «Металлургические печи»
№ и тема урока |
Цели |
Методы обучения |
Тип урока |
Учебно-наглядные пособия, дидактический материал |
Межпредметные связи |
Виды самост. работы учащихся |
Домашнее задание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
№1: «Металлургические печи» |
Цели урока: · образовательная - сформировать у учащихся общее понятие о технологическом оборудовании используемом в современном металлургическом производстве; · развивающая - развитие у учащихся внимания, логического мышления; · воспитательная - сформировать у учащихся интерес к учебному предмету, ориентируя на приобретаемую профессию. |
1. словесный 2. наглядный 3. активный . |
Комбинированный |
1.В.Г. Воскобойников, В.А. Кудрин, А.М. Якушев «Общая металлургия» 2.Электронные презентации «Металлургические печи». |
«Общая металлургия». Связь сопутствующая. |
Изображение энергетической модели железа, работа в группах по карточкам. |
Ответить на контрольные вопросы (перечень вопросов). |
|
№2 «Изучение сравнительных характеристик работы печей.» |
Образовательная цель - усвоение учащимися принципа работы металлургических печей, сравнение основных характеристик работы печей; Развивающая цель - развитие у учащихся логического мышления, умения систематизировать полученные знания; Воспитательная цель - сформировать у учащихся интерес к учебному предмету, ориентируя на приобретаемую профессию. |
1.словесный; 2.наглядный; 3.проблемно - поисковый |
Комбинированный |
Воскобойников В.Г., Кудрин В.А. , Якушев А.М. «Общая металлургия» |
«Общая металлургия». Связь сопутствующая |
Ответ на вопросы |
Подготовить реферат на данную тему (темы рефератов: печи, которые не были рассмотрены на уроке). |
|
№3 «Открытая защита рефератов по теме «Металлургические печи» |
Образовательная цель - усвоение учащимися новых знаний о неизученных ранее металлургических печах; Развивающая цель - формирование умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия; Воспитательная цель - сформировать у учащихся интерес к учебному предмету, ориентируя на приобретаемую профессию. |
1.словесный; 2.наглядный; 3.проблемно - поисковый |
семинар |
В.Г. Воскобойников, В.А. Кудрин, А.М. Якушев «Общая металлургия» |
. «Общая металлургия». Связь сопутствующая |
Сбор литературы и подготовка материала. |
Ответить на заданные вопросы, повторить пройденный материал. |
|
№4 «Сводная таблица работы печей» |
Образовательная цель - усвоение учащимися знаний в их системе, принципа работы металлургических печей, сравнение основных характеристик работы печей; Развивающая цель - деятельность учащихся по обобщению разрозненных знаний, отдельных фактов, понятий в целостную систему; Воспитательная цель - сформировать у учащихся интерес к учебному предмету, ориентируя на приобретаемую профессию. |
1.словесный; 2.наглядный; 3.проблемно - поисковый |
учебное занятие обобщения и систематизации знаний |
В.Г. Воскобойников, В.А. Кудрин, А.М. Якушев «Общая металлургия» |
«Общая металлургия». Связь сопутствующая |
Составление и заполнение таблицы. |
Повторить пройденный материал, подготовиться к контрольной работе. |
|
№5 «Контрольная работа по пройденному материалу» |
Образовательная цель - определение уровня знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения; закрепление и систематизация знаний; коррекция знаний, умений и навыков. Развивающая цель - коррекция знаний, умений и навыков Воспитательная цель - оценка хода и результатов деятельности и себя в ней. |
1.словесный; 2.наглядный; 3.практический |
учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, рефлексии деятельности. |
В.Г. Воскобойников, В.А. Кудрин, А.М. Якушев «Общая металлургия» |
. «Общая металлургия». Связь сопутствующая |
Выполнение контрольной работы. |
Самостоятельно изучить следующую тему, написать короткий конспект. |
|
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |