Введение.
Основной целью прохождения производственной практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в университете, приобретение практических навыков работы по специальности в условиях перехода предприятия к рыночным отношениям.
Так как данная практика является преддипломной, она является этапом выполнения дипломной работы, во время которого осуществляется подбор, накопление и анализ информации по теме дипломной работы.
Задачи практики:
-изучение и анализ всех видов деятельности предприятия в условиях перехода к рыночной экономике;
-ознакомление с содержанием методик технико-экономического планирования и овладением навыками разработки планов экономического и социального развития предприятия;
-приобретение практических навыков анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческих решений в конкретных производственных ситуациях;
-ознакомление с экономико-математическими методами и электронно-вычислительной техникой, используемыми в прогнозировании, планировании, управлении и организации производства и труда;
-сбор, систематизации и анализ фактической информации по теме дипломной работы для ее дальнейшего использования.
Для прохождения практики было выбрано ЗАО «Ялина».
Закрытое Акционерное Общество «Ялина» 220073, г.Минск, ул. Ольшевского, д.10 р/с 3012212140017 во Фрунзенском отделении ОАО «Белинвестбанка» г. Минска, код 736, тел. (017) 254-40-12, факс 254-40-26, E- mail: yalina@tut.by
Предприятие создано в августе 2000г. в результате реорганизации ПТКП «Ялина», предприятие имеет лицензии на производство и ремонт обуви, а так же на оптовую и розничную торговлю, 25.05.2000 г. перерегистрировано в Закрытое Акционернерное Общество «Ялина».
Основными видами деятельности предприятия является ремонт и пошив обуви: ремонт всех видов обуви (мужской, женской, детской); пошив новой обуви по индивидуальным заказам населения; пошив обуви специального назначения.
ЗАО «Ялина» объединяет 40 мастерских по ремонту обуви, расположенных в городе Минске, и является монополистом в данной области деятельности.
Таблица 1. Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Ялина».
млн. руб.
№ п/п | Показатели | 2003г отчет | 2004 г план |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 3235 | 4361 |
2. | Балансовая прибыль | 500 | 674,1 |
3. | Основные средства | 1413 | 1839 |
4. | Среднесписочная численность работников, чел | 355 | 380 |
6. | Рентабельность продукции, % | 19,56 | 20,54 |
7. | Фонд заработной платы списочного и несписочного состава, тыс. руб. | 725,345 | 772,149 |
Предприятие на пути к рынку.
Основными видами деятельности предприятия является ремонт и пошив обуви:
- Ремонт всех видов обуви, всех родов обуви: мужской, женской, детской, различных методов крепления и различных материалов верха.
- Пошив новой обуви по индивидуальным заказам населения: обувь мужская, женская летнего, зимнего, весенне-осеннего ассортимента, на кожаной, резиновой подошве, подошве из кожеподобной резины различных методов крепления низа (клеевого, рантового, ранто-клеевого) с верхом из натуральных и искусственных материалов.
Кроме бытовых услуг, ЗАО «Ялина» производит обувь специального назначения.
В течение последних 3-х лет предприятие самостоятельно вышло на российский рынок и наладило постоянные, устойчивые связи с фирмами-лидерами рынка одежды и обуви спец. назначения. Российский рынок спецодежды очень перспективен. За последние два года его обороты выросли в два раза и достигают, по оценкам экспертов специализированных изданий, пятисот миллионов долларов в год. Потенциал роста сохраняется и в будущем.
Основными поставщиками материальных ресурсов для ЗАО «Ялина» являются:
Смиловичский кожевенный завод (поставляют кожу); ООО «Скортек», г. Санкт-Петербург (подошвы резиновые, картон); СП «Гатово- Тенери», Минская обл., поселок Гатово (кожа); Минский фурнитурный завод (фурнитура); УП «Артбут», г. Минск (клей); ООО «Стрела», г. Санкт-Петербург (нитки); ОДО «Лаби», г. Минск (сырье необходимое для ремонта обуви); ООО «Экспострой», г. Санкт-Петербург (фурнитура, картон).
Основными потребителями продукции ЗАО «Ялина» являются:
Индивидуальные заказчики ремонта и пошива обуви; театр юного зрителя; театр им. Я. Купалы; Минский драматический театр; военные части г. Держинска и г. Минска. На рынок ближнего зарубежья, в частности в РФ, ЗАО «Ялина» поставляет спец. обувь: СП «Грандлекс», г. Москва; СП «Треввеллинг», г. Москва; ООО «Дэцен», г. Москва.
Предприятие проводит активную политику в области налаживания и закрепления хозяйственных связей. ЗАО «Ялина» является постоянным участником специализированных выставок, таких как: «Мосшуз», «Беллегпром» и друг.
Проводя собственную маркетинговую стратегию, путём рекламирования через российские специализированные издания, предприятие вышло непосредственно на специализированные фирмы, эта политика позволила партнерам ЗАО «Ялина» снизить цену продажи обуви конечным потребителям и значительно увеличить объемы продаж.
Государственному регулированию подвергается одно из основных направлений деятельности ЗАО «Ялина», а именно, услуги по ремонту обуви. На данный вид деятельности введен предельный уровень рентабельности равный 25%, так как данное предприятие объединяет все ремонтные мастерские в городе Минске и, следовательно, является монополистом в этой области.
Под налоговое льготирование предприятие не подпадает, экономические и другие санкции государства к предприятию не применяются.
Научно-технический прогресс на предприятии.
Постоянное повышение результативности системы управления качеством производимой продукции является одной из основных стратегических и тактических задач предприятия. На предприятии разрабатывается программа «качество» сроком на три года и ежегодно составляется отчет о ходе выполнения данной программы.
Так в 2003 году на ЗАО «Ялина» были проведены следующие мероприятия, имеющие целью повышение качества выпускаемой продукции и входящие в программу «качество» на 2000-20003 годы:
Разработан проект новых стандартов качества на предприятии с использованием элементов международных стандартов ИСО серии 9000;
Внесены предложения по дополнения и изменению Правил бытового обслуживания населения в соответствии с Законом РБ «О защите прав потребителей»;
В I квартале посещались повышения квалификации по теме «Сертификация продукции, услуг и систем качества»;
По мере поступления проводится контроль всех поступающих материалов и комплектующих;
Проведены работы по сертификации выпускаемой продукции: получено новое удостоверение о государственной гигиенической регистрации и сертификат соответствия на выпускаемую продукцию о соответствии ее требованиям ГОСТ 26167 «Обувь повседневная. ТУ»;
Проведена инвентаризация фонда нормативной документации с изъятием недействующей и приобретением недостающей;
Проведено 140 проверок соблюдения требований нормативной документации и утверждения технологии в том числе 80 проверок в производстве пошива обуви и 60 проверок в производстве ремонта обуви;
Проведено 4 дня качества в производстве пошива обуви;
Проведено 4 дня качества в производстве ремонта обуви.
Произведено 32 техучебы в производстве ремонта обуви и 30 техучеб в производстве пошива обуви;
Ежеквартально проводились физико-механические испытания обуви по показателям качества в ГИИТООТ;
В течение года проводились госпроверки средств измерений согласно утвержденного графика;
Внедрены новые основные и вспомогательные материалы:
- новый искусственный материал винилискожа 99/02;
- швейные нитки «Ситон 15»;
- термотрикотаж;
полиамидный клей-расплав «Термодур» для затяжки голеночной части заготовки новые отделочные материалы.
Разработано 95 новых моделей женской и мужской обуви из них внедрено в производство 54;
Внедрены 1 мужская и 6 женских фасонов колодок, 1 новый фасон мужской и 3 женских фасона подошвы, 6 новых фасонов женских каблуков.
Проведено 4 художественно-технических совета;
Предприятие участвовало в 3 ярмарках. Оформлен рекламный ролик на выпускаемую продукцию;
Проведено 15 комплексных проверок по вопросам кассовой дисциплины и выполнения требований Правил бытового обслуживания населения.
Внедрены новые виды ремонта обуви:
- замена подошвы в обуви с применением декоративно ранта;
- расширение голенищ с применением башмачной резинки;
- замена подпряжечных ремешков с применением специальной резинки;
- реставрация внутренних задников в кроссовой обуви;
- ремонт обтяжек с применением шпальта жесткого кожтовара и аппретуры на основе воска;
- обновление женской летней обуви с применением эластичных лаковых ремешков;
Разработана и изготовлена этикетка в соответствии с ГОСТ 26167 «Обувь повседневная. ТУ». Этикетка имеет новый дизайн и дает более полную информацию о выпускаемой продукции.
В целях привлечения заказчиков и усиления заинтересованности в предлагаемых услугах разработаны и изготовлены цветные буклеты с указанием видов выпускаемой продукции. Проводится реклама на радио об оказании всех видов ремонта. Информация обо всех новых видах услуг поступает в службу 0-67. Реклама размещена на сайте предприятия в Интернете.
Программа «качество» ЗАО «Ялина» на 2004-2006 годы приведена в приложении 1.
В 2004 году будет продолжена практика проведения комплексных проверок подразделений по соблюдению трудовой, исполнительской, финансовой и технологической дисциплины, качества выполнения работ, услуг и обслуживания. Также продолжится постоянный контроль над выполнением действующей нормативной документации при выполнении работ, оказании услуг с обязательным соблюдением технологической дисциплины. В НЦ ТООТ будут проводиться физико-механические испытания обуви по показателям качества. Остаются актуальными вопросы: проведения дней качества по вопросам повышения качества продукции и оказываемых услуг, культуры обслуживания, анализа работы с письмами, заявлениями; проведения технической учебы с рабочими производства пошива и ремонта обуви по соблюдению требований нормативной, технологической дисциплины при выполнении работ, оказании услуг. Также останутся в практике проведения Художественно-технических Советов. Предполагается начать подготовку к переходу на систему качества в соответствии с международными стандартами качества ISO-9000. Для чего будет организована работа по подготовке нормативной документации, разработке норм и положений, а также разработке детального плана перехода на данную систему в 2004-2005 гг.
Так как изменения управления качеством продукции носят скорее эволюционный характер и не подразумевают коренных преобразований, то предприятие для их реализации обходится собственными средствами, без привлечения дополнительных инвестиций со стороны.
Комплексная оценка финансового состояния предприятия основывается на системе показателей, характеризующих структуру источников формирования капитала и его размещения, равновесие между активами предприятия и источниками их формирования, эффективность и интенсивность использования капитала, ликвидность и качество активов, его инвестиционную привлекательность и т. д.
Таблица 2. Анализ укрупненной структуры и динамики бухгалтерского баланса в разрезе составляющих его разделов и основных групп статей ЗАО «Ялина» 2003 год.
Актив баланса |
Разделы баланса |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. Внеоборотные активы | 1417 | 83,21% | 1853 | 74,60% | 436 | -8,61% |
2. Оборотные активы | 286 | 16,79% | 631 | 25,40% | 345 | 8,61% |
ВСЕГО | 1703 | 100% | 2484 | 100% | 781 | Х |
Пассив баланса |
Разделы баланса |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
3. Собственный капитал | 1444 | 84,84% | 1932 | 77,78% | 488 | -7,06% |
4. Долгосрочные обязательства | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% |
5. Краткосрочные обязательства | 258 | 15,16% | 552 | 22,22% | 294 | 7,06% |
ВСЕГО | 1702 | 100% | 2484 | 100% | 782 | Х |
Таким образом, из таблицы видно, что сумма внеоборотных активов за отчетный период увеличилась; сумма оборотных активов за отчетный период, также увеличилась.
Сумма собственного капитала и краткосрочных обязательств за отчетный год, также увеличились, а сумма долгосрочных обязательств в отчетном году осталась равной нулю.
Обеспеченность предприятия собственными средствами:
Наличие собственных оборотных средств (млн. руб.):
а) на начало года—28,00;
б) на конец года—79,00.
Процент обеспеченности собственными оборотными средствами:
а) на начало года—9,79;
б) на конец года—12.52.
Темп роста совокупных активов за отчетный год, %-- 145,86;
Темп роста выручки за отчетный год, %-- 177,78;
Темп роста прибыли за отчетный год, %--250,00.
Золотое правило экономики гласит, что темпы роста выручки должны быть больше темпов роста совокупных активов, а темпы роста прибыли должны быть выше темпов роста выручки. При таком соотношении достигается стабильное развитие предприятия: 100<Такт<Твыр.<Тприб.
На данном предприятии «золотое правило экономики» полностью выполняется: 100<145,86<177,78<250,00.
Оценка ликвидности.
Таблица 3. Анализ ликвидности предприятия.
Наименование показателя | На начало года | На конец года | Норматив |
Величина собственных оборотных средств | 57,09 | 324,00 | |
Коэффициент маневренности функционирующего капитала | 0,09 | 0,01 | 0-1 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,02 | 0,01 | >0,2-0,25 |
Коэффициент промежуточной ликвидности | 0,17 | 0,17 | >0,5 |
Коэффициент общей ликвидности | 1,25 | 2,06 | >1 |
Коэффициент движимости | 0,17 | 0,25 | |
Коэффициент доли запасов в оборотных активах | 0,87 | 0,92 | |
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов | 0,23 | 0,56 | не менее 0,5 |
Коэффициент маневренности функционирующего капитала характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т. е. средств имеющих абсолютную ликвидность. В нашем случае только небольшая часть собственных оборотных средств находится в форме денежных средств. И по состоянию на конец года эта часть еще более сократилась.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Значение этого показателя свидетельствует о том, что предприятие испытывает значительный недостаток денежных средств.
Коэффициент промежуточной ликвидности определяет возможность предприятия рассчитаться с краткосрочными обязательствами денежными средствами, краткосрочными вложениями и средствами в расчетах. Так как значение коэффициента значительно ниже нормативного, это свидетельствует, что предприятие не ликвидное.
Коэффициент общей ликвидности измеряет поле безопасности для покрытия любого возможного обесценения оборотных активов, показывает резерв ликвидных средств, превышающих краткосрочные обязательства, которые можно использовать как гарантию безопасности против неопределенности и любого рода риска, которому подвержено движение средств организации.
Коэффициент движимости свидетельствует о том, что доля оборотных средств в активах предприятия на конец исследуемого периода возросла.
Коэффициент доли запасов в оборотных активах показывает, что запасы в оборотных активах занимают доминирующее положение.
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов характеризует часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. На конец года показатель значительно увеличился, так как произошло увеличение собственного капитала 62,4%.
Наименование показателя | 2002 | 2003 |
1 | 2 | 3 |
Выручка от реализации | 1733,00 | 3081,00 |
1 | 2 | 3 |
Балансовая прибыль | 200,00 | 500,00 |
Коэффициент деловой активности | 1,21 | 0,37 |
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств | 8,54 | 1,68 |
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств | 10,99 | 1,87 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | 41,90 | 18,79 |
Средний срок оборота дебиторской задолженности | 8,59 | 19,16 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | 9,36 | 2,41 |
Средний срок оборота кредиторской задолженности | 38,48 | 149,48 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | 1,36 | 0,42 |
Коэффициент деловой активности отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала организации. Снижение коэффициента означает замедление кругооборота средств организации.
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств определяет отношение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) к величине оборотных активов и показывает скорость оборота всех оборотных (мобильных) средств.
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств определяет отношение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) к величине запасов и затрат организации за анализируемый период.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяет отношение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) к дебиторской задолженности. В нашем случае дебиторская задолженность составляет небольшую часть от выручки предприятия.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности определяет отношение затрат на производство и сбыт реализованной продукции (товаров, работ, услуг) к заемным средствам. Его снижение-рост покупок в кредит.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала характеризует скорость оборота собственного капитала.
Оценка рентабельности.
Таблица 4. Анализ рентабельности предприятия.
Наименование показателя | 2002 | 2003 |
Рентабельность продукции, % | 14,39 | 19,56 |
Рентабельность продаж, % | 12,58 | 16,36 |
Рентабельность капитала, % | 13,93 | 5,97 |
Рентабельность внеоборотных активов, % | 16,22 | 7,65 |
Рентабельность собственного капитала, % | 15,70 | 27,39 |
Рентабельность продукции показывает сколько прибыли приходится на единицу затрат на производство и сбыт продукции. Рост показателя обусловлен сокращением затрат.
Рентабельность продаж показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
Рентабельность капитала определяет отношение чистой прибыли к средней стоимости всех активов данной организации. Снижение этого показателя свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.
Рентабельность внеоборотных активов определяет отношение чистой прибыли организации к средней стоимости внеоборотных активов.
Рентабельность собственного капитала определяет отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Данный коэффициент показывает, сколько рублей прибыли приходится на один рубль собственного капитала.
Оценка финансовой устойчивости (платежеспособности).
Таблица 5. Анализ платежеспособности предприятия.
Наименование показателя | на начало года | на конец года | норматив |
Коэффициент финансовой независимости | 0,87 | 0,88 | >0,5 |
Коэффициент финансовой неустойчивости | 0,15 | 0,14 | <0,25 |
Коэффициент банкротства | 0,13 | 0,12 | <0,5 |
Коэффициент структуры долгосрочных вложений | 0,00 | 0,00 | |
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств | 0,00 | 0,00 | |
Доля дебиторской задолженности в активе баланса | 0,02 | 0,02 | |
Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности | 6,91 | 6,27 | не более 2 |
Коэффициент финансовой независимости характеризует долю собственного капитала организации в общей сумме средств, авансированных в ее деятельность. Он отражает степень независимости предприятия от заемных средств. Данные полученные при расчете свидетельствуют о том, что величина заемного капитала составляет небольшую часть в общей сумме средств предприятия.
Коэффициент финансовой неустойчивости отражает отношение финансовых обязательств к собственному капиталу организации.
Коэффициент банкротства определяется как отношение всех обязательств организации к общей стоимости ее имущества. Значение коэффициента 0,13-0,12 свидетельствует о том, что предприятие способно погасить свои обязательства стоимостью своего имущества.
Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности показывает, что кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 6 раз, следовательно, финансовая устойчивость находится в критическом состоянии. Возможной причиной такого состояния стал недостаток денежных средств.
Выявление негативных тенденций в финансовом положении предприятия.
Таблица 6. Анализ финансового положения предприятия.
Наименование показателя | на начало года | на конец года | Норматив |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,25 | 2,04 | 1,70 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,20 | 0,41 | 0,30 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | 0,13 | 0,12 | не более 0,85 |
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами | 0,00 | 0,00 | не более 0,5 |
Коэффициент платежеспособности | 7,47 | 8,09 | ≥ 1 |
Коэффициент текущей ликвидности показывает, что на предприятии доля оборотных средств в виде запасов, налогов по приобретенным ценностям, денежных средств, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и прочих оборотных активов на конец года увеличились по отношению к краткосрочным обязательствам. Этому способствовало увеличение запасов на 37.52% (в том числе готовой продукции на 15.88%, товаров отгруженных на 13.44%).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. На конец периода значение показателя стало превышать норматив за счет роста собственного капитала более быстрыми темпами, чем роста оборотных активов.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами. Так как в течение исследуемого периода долгосрочные обязательства отсутствовали, а краткосрочные обязательства увеличились на 14,45% (в основном за счет кредиторской задолженности на 15,09%) при росте оборотных активов на 44,17% и внеоборотных активов на 55,83% что привело к тому, что значение коэффициента снизилось на фоне уже имеющегося низкого уровня показателя. Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятие способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Коэффициент платежеспособности в нашем случае значительно больше нормативного уровня так как оборотные активы выросли на 44.17%, а краткосрочные обязательства на 37.6% при полном отсутствии долгосрочных обязательств. Однако наличие запасов (готовой продукции и др. товарно-материальных ценностей) при банкротстве предприятия могут оказаться труднореализуемыми для погашения долгов.
Управление предприятием.
Акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество признается закрытым в случае, когда участник данного общества может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акции закрытого акционерного общества «Ялина» могут быть переданы по наследству, либо они могут быть приобретены другими акционерами данного общества.
До 25.05.2000г. данное предприятие имело иную организационно правовую форму, а именно, «Производственно-торговое коллективное предприятие», однако в связи с принятием в 2000г. нового Гражданского Кодекса, в котором данная организационно-правовая форма была исключена, потребовалась реорганизация и решением общего собрания была избранна форма закрытого акционерного общества.
Учредителями акционерного общества «Ялина» 25.05.2000г. был подписан договор о создании, в котором были определены: порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного фонда общества, категории выпускаемых акций и порядок размещения. Также был утвержден устав, избран директор, контрольные органы и наблюдательный совет.
Уставный фонд ЗАО «Ялина» был сформирован из доле участников ПТКП «Ялина», акции распределялись в зависимости от доли акционера в имуществе ПТКП.
Высшим органом управления в ЗАО является общее собрание его акционеров. В компетенции общего собрания акционеров, находится решение таких вопросов, как: изменение устава общества, избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков общества и распределение его прибыли и убытков; решения о реорганизации или ликвидации общества.
Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия и подотчетен наблюдательному совету и общему собранию акционеров.
Директором ЗАО «Ялина» является Садовская Н. П.
Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.
Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственность или в производственный кооператив, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе общества остается один участник.
Организационная структура ЗАО «Ялина».
ЗАО «Ялина» - одно из крупнейших предприятий бытового обслуживания, имеющее самую большую сеть мастерских по ремонту обуви, а также ателье по пошиву обуви по индивидуальным заказам населения в городе Минске. В его состав входят 43 структурных подразделения (ателье, мастерские, приемные пункты, цех пошива обуви), в которых занято более 400 человек.
Помимо этого функционирует два магазина по продаже обуви. Обеспечивают работу предприятия отделы: маркетинга, бухгалтерия, планово – экономический отдел, торговый отдел, отдел главного механика, отдел моделирования технологии и качества и другие службы.
Общее собрание акционеров
Наблюдательный совет
Директор
Зам. директора по кадровой и информационной работе
Зам. директора по коммерческим вопросам
Зам. директора начальник отдела развития и содержания сети
Зам. директора по ремонту обуви
Главный бухгалтер
Начальник производства по пошиву обуви
Заведующие мастерскими по ремонту обуви
Главный механик
Главный экономист
Начальник отдела маркетинга, снабжения и сбыта
Главный энергетик
Главный юрисконсульт
Начальник хозяйственного отдела
Начальник службы охраны
Главный модельер
Начальник торгового отдела
Заведующие ателье по пошиву обуви
Медпункт
Рис. 1. Структура аппарата управления ЗАО «Ялина».
ЗАО «Ялина» представляет собой сеть ремонтных мастерских объединенных под началом головного предприятия, поэтому все подразделения инфраструктуры соединены в «отдел развития и содержания сети, технического обслуживания и перевооружения производства».
Главной задачей ремонтного хозяйства является обеспечение наиболее эффективного использования активной части основных фондов предприятия— машин и оборудования. Посредством ремонта устраняются последствия физического износа, возвращаются утраченные в ходе эксплуатации параметры, а модернизация компенсирует моральный износ оборудования. В этих условиях эффективная организация проведения ремонтов не только обеспечивает работоспособность оборудования, но и существенно влияет на результаты производственной деятельности предприятия.
На ЗАО «Ялина» ремонтное хозяйство организовано централизованным методом: ремонт всех видов и некоторые работы по техническому обслуживанию производятся силами ремонтно-механического цеха, который возглавляет главный механик. Рабочие данного цеха обслуживают как головное предприятие, так и все входящие в состав ЗАО ремонтные мастерские и ателье. Также на предприятии обязательно проводятся осмотры (технические обслуживания). Эти виды работ выполняются основными производственными рабочими, которые должны вести наблюдение за работой оборудования в течение смены. Они должны выполнять операции по уходу, уборке отходов, ежедневной смазке оборудования.
Энергохозяйство обеспечивает производство на данном предприятии различными видами энергии и энергоносителей, осуществляет монтаж, эксплуатацию и ремонт энергооборудования в производственных цехах и подразделениях предприятия. Возглавляет данное подразделение инфраструктуры предприятия главный энергетик. Наибольший вес в энергопотреблении занимает электрическая энергия. Электроснабжение предприятия осуществляется от районных энергетических сетей. Теплоносители— пар и горячая вода – поступают от тепловых сетей территориальных энергосистем. Воздухоснабжение предприятия осуществляется децентрализовано, т. е. при помощи компрессорных установок. На предприятии применяется жидкое топливо: в зависимости от двигателя внутреннего сгорания используются дизтопливо и бензин. Также как и ремонтное хозяйство данного предприятия, энергохозяйство обслуживает все входящие в него мастерские и ателье.
Транспортно-складское хозяйство на предприятии возглавляет начальник хозяйственного отдела. На данном предприятии используется два вида транспорта: внешний и внутренний. Внешний транспорт предназначен для доставки грузов на предприятие и вывоза из него готовой продукции и отходов. Внутренний транспорт предназначен для перевозки грузов между цехами и складами.
На территории предприятия размещено два склада, которые выполняют следующие функции: 1) приемку материальных ценностей с их количественной и качественной проверкой, включая проверку тары и упаковки, учет и оформление документов, создание необходимых условий для хранения грузов; 2) подготовку и выпуск материальных средств в производство и отправку за пределы предприятия; 3) подготовку складских помещений и площадей; 4) приемку готовой продукции по количеству и ассортименту с оформление документов, размещение ее на складах и обеспечение сохранности; 5) отпуск готовой продукции потребителям по номенклатуре, ассортименту, количеству и качеству с оформление соответствующей документации.
На предприятии создан отдел маркетинга, снабжения и сбыта. Предприятие проводит активную политику в области налаживания и закрепления хозяйственных связей. ЗАО «Ялина» является постоянным участником специализированных выставок, таких как: «Мосшуз», «Беллегпром» и друг.
Проводя собственную маркетинговую стратегию, путём рекламирования через российские специализированные издания, предприятие вышло непосредственно на специализированные фирмы, эта политика позволила партнерам ЗАО «Ялина» снизить цену продажи обуви конечным потребителям и значительно увеличить объемы продаж.
Продукция и услуги предприятия рекламируются также и на отечественном рынке, посредством размещения рекламных роликов на FM- радиостанциях и размещения рекламных объявлений в прессе.
Планирование.
Функция планирования является центральной в системе функций управления предприятия.
Основной деятельность по планированию на ЗАО «Ялина» занимается планово-экономический отдел, в состав которого входят начальник ПЭО (главный экономист), 2 экономиста и ревизор. Должностные инструкции работников ПЭО приведены в приложении 2.
Основными функциями, которые выполняет ПЭО, являются следующие функции:
выполнение работы по осуществлению экономической деятельности организации;
разработка предложений, направленных на повышение эффективности и рентабельности производства, конкурентоспособности продукции, повышение производительности труда и т. д. на основе осуществления экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия;
участие в проведении маркетинговых исследований;
формирование, ведение и хранение базы данных экономической информации;
разработка прейскуранта по ремонту и пошиву обуви;
разработка розничного прейскуранта цен;
подготовка периодической отчетности по (1-труд, 4-труд, 1-услуи, 1-п и т.д.) в установленном порядке;
проверка соблюдения дисциплины цен в структурных подразделениях;
проведение хронометражей и составление фотографий рабочего времени при разработке и внедрении новых видов ремонта и моделей обуви.
На мой взгляд, главной ошибкой в организации планирования на ЗАО «Ялина» является то, что оно не занимается стратегическим планированием, не разрабатывает планы на долгосрочный период, не разрабатывает бизнес-планы. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача—обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегической планирования): распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.
На предприятии разрабатывается тактический план на 1 год. Он включает разделы: план производства и реализации продукции, план материально-технического обеспечения производства, план по персоналу и оплате труда, план по издержкам производства, прибыли и рентабельности, план социального развития коллектива. Он разрабатывается путем анализа результатов прошлого года умноженного на индекс изменения цен и умноженного на темп роста по городу Минску (составляет 107%). Разработка тактического плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, норм затрат живого труда, нормативов использования средств труда и организации производственных процессов. При планировании на ЗАО «Ялина» применяются сборники по нормам времени и нормам расхода материалов ГО «Белбыт».
На предприятии составляются годовые планы экономического и социально развития предприятия.
План социального и экономического развития ЗАО «Ялина» на 2004 год.
В 2004 году ЗАО «Ялина» планирует довести объем реализации работ, услуг и продукции до 4361,2 млн. руб., что составит 107,0% к уровню 2003 года при уровне инфляции 26%. Темп роста платных и бытовых услуг планируется на уровне 107,0%, в том числе по бытовым услугам населению—105,0%.
Для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы ЗАО «Ялина», увеличения темпов роста платных и бытовых населению, наибольшего удовлетворения потребности населения по ремонту и индивидуальному пошиву обуви в 2004 году планируется:
1. Увеличение объема реализации РУП.
В 2004 году в целях расширения рынков сбыта и поиска новых заказчиков и потребителей производимой продукции ЗАО «Ялина» планирует принимать активное участие в республиканских и международных отраслевых выставках. Совместно с российскими и белорусскими рекламными агентствами будет разработана и приведена рекламная кампания в специализированных печатных и Интернет изданиях, целью которой будет создание узнаваемого товарного знака и привлечение новых потребителей. Данные мероприятия станут продолжением начатой в 2002-2003 годах работы по продвижению производимой спецобуви на российский рынок и позволяет увеличить объемы реализуемой продукции и полностью загрузить производственные мощности и как результат добиться снижения себестоимости продукции и повысить рентабельность производства по пошиву обуви.
В тоже время планируется развивать смежные виды деятельности. Так, в 2004 году планируется открытие торговых точек по адресу ул. Кульман, 5 и ул. Московская, 20.
2. Увеличение объема бытовых услуг.
Для увеличения объема бытовых услуг, во-первых, планируется расширить сеть подразделений по ремонту обуви, для чего данный вопрос будет проработан администрациями всех районов г. Минска, руководителями предприятий и организаций; во-вторых, разработать и внедрить новые виды и формы обслуживания, а также усовершенствовать рекламное информирование населения об оказываемых услугах. В производстве пошива и ремонта обуви будут внедрены технологии с применением новых отделочных материалов, новых материалов для верха обуви, подкладки, промежуточных деталей, фурнитуры и других комплектующих изделий.
3. Качество продукции.
В 2004 году будет продолжена практика проведения комплексных проверок подразделений по соблюдению трудовой, исполнительной, финансовой технологической дисциплины, качества выполнения работ, услуг и обслуживания. Также продолжится постоянный контроль над выполнением действующей нормативной документации при выполнении работ, оказании услуг с обязательным соблюдением технологической дисциплины. В НЦ ТООТ будут проводиться физико-механические испытания обуви по показателям качества. Остаются актуальными вопросы: проведения дней качества по вопросам повышения качества продукции и оказываемых услуг, культуры обслуживания, анализа работы с письмами, заявлениями; проведения технической учебы с рабочими производства, пошива и ремонта обуви по соблюдению требований нормативной документации, технологической дисциплины при выполнении работ, оказании услуг. Также останутся в практике проведения Художественно-технических Советов. Предполагается начать подготовку к переходу на систему качества в соответствии с международными стандартами качества ISO-9000. Для чего будет организована работа по подготовке нормативной документации, разработке норм и положений, а также разработке детального плана перехода на данную систему в 2004-2005 гг.
4. Организация труда и стимулирование работников предприятия за высокие показатели.
Для стабильной и бесперебойной работы предприятия в 2004 году в первую очередь необходимо усовершенствовать организацию и стимулирование труда работающих, учет и отчетность в подразделениях. Требуется организовать курсы повышения квалификации работников контактной зоны на базе передового опыта и научной организации труда, проводить конкурсы профессионального мастерства.
5. Энергосберегающие мероприятия.
Для сокращения потребления электроэнергии в 2004 году планируется:
производить постепенную замену электродвигателей на отделочных машинах мощностью 2,2 кВт/ч на двигатели мощностью 1,5 кВт/ч, предполагаемая экономия 2 кВт/ч;
произвести замену светильников с лампами накаливания на светильники с люминесцентными лампами, предполагаемая экономия 6 кВт/ч;
сократить освещение подсобных помещений на 15%, предполагаемая экономия 2 кВт/ч.
В результате планируется сократить потребление электроэнергии на 7% к уровню 2003 года, а именно при плановом объеме потребления электроэнергии на 2004 год 890 кВт/ч против 957 кВт/ч в 2003 году сократить потребление электроэнергии на 67 кВт/ч.
Организация производства.
Рассмотрим стадии и подразделения основного производства ЗАО «Ялина» - пошива обуви специального назначения.
Со склада сырье и материалы поступают в вырубочный цех.
I. Вырубочный цех делится на два участка:
1) раскройный участок (раскрой кожаных деталей верха, подкладки, межподкладки);
2) вырубочный участок (раскрой деталей низа: стелек, полустелек).
Раскроенные детали передаются в заготовочный цех.
II. Заготовочный цех (сборка заготовок, на этом участке установлена швейная лента).
Заготовки передаются в пошивочный цех.
III. Пошивочный участок (сборка готовой обуви).
IV. Готовая обувь передается на склад готовой продукции.
Также на предприятии имеется экспериментальный цех, в котором производить апробация обуви при разработке новых моделей.
Производственный процесс—совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходное сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.
На ЗАО «Ялина» применяется простая форма производственного процесса, т. е. производственный процесс состоит из последовательно выполняемых операций. В приложении 3 приведен пример технологической последовательности сборки заготовок мужских полусапог модель 757, 756.
Тип производства— это комплексная характеристика организационно-технического уровня производства, представляющая собой совокупность номенклатуры продукции, объема производства, повторяемости продукции, выпуска однотипной продукции, характеристика загрузки рабочих мест, типа используемого оборудования, квалификации рабочих, себестоимости продукции.
Тип производства ЗАО «Ялина» серийный. Серийный тип производства характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры изделий, которая периодически повторяется. Изделия запускаются в производство сериями, детали обрабатываются партиями в определенной, заранее установленной периодичности.
Под серией понимается количество конструктивно-технологически одинаковых изделий, запускаемых в производство одновременно или последовательно.
Однородность конструктивных решений в изделии позволяет изготавливать значительное количество унифицированных деталей, что дает возможность закрепить за рабочими местами ряд деталей (операций) для постоянного или периодически повторяющегося выполнения.
Подготовка производства к выпуску новой продукции.
1. В отделе моделирования, технологии и качества конструктор-модельер и художник-модельер создают новую модель обуви.
2. Модель, представленная отделом моделирования, технологии и качества утверждается на художественном совете.
3. Составляется заявка в отдел снабжения на кожматериалы, материалы низа, верха, нитки, фурнитуру и т. д. необходимые для производства пробной партии новой модели.
4. Происходит отработка модели: как правило, пробная партия—12 пар среднего размера. Отработку модели ведут модельер-конструктор и ведущий технолог.
5. В случае если апробация прошла успешно и не нужны конструктивные изменения в деталях, то проводиться градация модели: изготавливаются по шаблонам среднего размера шаблона на весь размерный ряд: мужская серия от 40 до 47 размера, женская—от 36 по 40 размер.
6. Модельер-конструктор обрабатывает градацию: при помощи измерительных инструментов проверяет правильность, соразмерность.
7. Технолог-нормировщик обмеряет детали для составления норм расхода, и, далее, экономист из ПЭО составляет смету.
8. Теоретически далее необходимо изготовить резаки, но так как на данном предприятии необходимых средств нет, и инструментальный цех отсутствует, то детали кроятся рабочими вручную по шаблонам.
9. Инженер-технолог пишет технологию сборки, для каждого производственного участка.
10. Главным инженером утверждаются нормы расходов материалов и технология изготовления.
11. Подписывается Акт «О готовности запуска в производство данной модели». Его подписывают все службы предприятия:
1) начальник отдела моделирования, технологии и качества: о том, что модель отработана, технологичная и может быть запущена в производство;
2) ПЭО: подготовлены нормы выработки и расценки; составлена смета, калькуляция, цена, прибыльность;
3) отдел снабжения: о наличии необходимых сырья и материалов для производства новой модели;
4) начальники цехов: о готовности к запаску в производство новой модели (наличие необходимых трудовых ресурсов, оборудования, инструмента).
Утверждается Акт главным инженером.
Далее следует запуск новой модели в производство.
Качество продукции— это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, и всех производственных условий, обеспечивающих его.
На данном предприятии технический контроль качества продукции возглавляет инженер по качеству, который входит в отдел моделирования, технологии и качества. В его подчинении состоят два контролера качества.
Они выполняют следующие функции:
контроль поступающих на предприятие со стороны сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива;
контроль состояния оборудования и технологического оснащения;
контроль выполнения технологического процесса на всех стадиях изготовления продукции;
контроль качества продукции;
предупреждение, выявление и учет брака;
установление причин брака;
разработка мероприятий по устранению брака, рекламаций и улучшению качества продукции.
Технический контроль качества на данном предприятии подразделяется:
на входной контроль, определяющий соответствие закупаемых для производства сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий требованиям научно-технической документации. Проверяется наличие у них сертификатов качества. При этом контролируется комплектность поставок, правильность оформления сопроводительной документации и маркировки продукции;
на промежуточный контроль: осуществляется в цехе заготовок, после изготовления заготовки ее проверяет контролер, если она не соответствует стандарту, то либо передается на переделку, либо обувь решением комиссии уценяется;
на окончательный контроль: производиться при приемке готовых изделий для выявления некачественной продукции.
Предполагается начать подготовку к переходу на систему качества в соответствии с международными стандартами качества ISO-9000. Для чего будет организована работа по подготовке нормативной документации, разработке норм и положений, а также разработке детального плана перехода на данную систему в 2004-2005 гг.
Организация труда.
Организация труда— это упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе.
На предприятии проводиться работа по следующим элементам организации труда:
1. Разделение и кооперация труда. Под разделением труда на предприятии понимается разграничение деятельности работающих в процессе совместного труда, их специализации на выполнении определенной части совместной работы.
Разделение труда на данном предприятии одновременно производиться в четырех формах:
1) технологическое— разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (вырубочную, заготовительную, пошивочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. В рамках технологического разделения труда на предприятии применяется пооперационное разделение труда. Оно предусматривает распределение и закрепление операций технологического процесса за отдельными работниками, расстановку работающих, обеспечивающую их рациональную занятость и оптимальную загрузку оборудования.
2) функциональное— разделение труда, предусматривающее обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников. Согласно данному разделению все рабочие делятся на основных (заняты непосредственно выпуском продукции), вспомогательных (обеспечивают своим трудом работу основных рабочих, не производя непосредственно продукцию), обслуживающих (создают условия для производительной работы как основных, так и вспомогательных рабочих). В отдельные функциональные группы выделяют руководителей, специалистов и служащих.
3) профессиональное разделение труда—в зависимости от профессиональной специализации работающих.
4) квалификационное разделение труда обусловлено различной сложности работ, требующей определенного уровня знаний и опыта работников. Для каждой профессии устанавливается состав операций или работ различной степени сложности, которые группируются согласно присвоенным тарифным разрядам или квалификационным категориям.
Кооперация труда на предприятии существует как объединение работников в ходе совместного выполнения единого процесса либо группы взаимосвязанных процессов труда.
2. Организация рабочего места. Представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования работы оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих сохранение работоспособности работников.
Организацию рабочих мест на данном предприятии можно признать удовлетворительной. Практически все технические, организационные, экономические и эргономические требования соблюдены. Хотя необходимо отметить недостаток некоторой технологической и организационной оснастки, а также иногда инструмента, из-за чего некоторые операции приходится выполнять вручную, но в данном случае сказывается недостаток материальных средств.
3. Трудовые процессы и методы их выполнения. Трудовой процесс—это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки, и инструментов, высокое качество продукции.
Трудовые процессы на данном предприятии характеризуются как серийные (по типу производства).
Также в зависимости от характера участия рабочих в производственном процессе трудовые процессы на нашем предприятии подразделяются на: ручные (процессы, выполняемые работниками вручную или с помощью немеханизированных орудий труда), ручные механизированные (процессы, выполняемые работником с использованием механизированного инструмента), машинно-ручные (выполняемые машиной или механизмом при непосредственном участии рабочего, который прилагает конкретные усилия для управления рабочими органами машины).
4. Условия труда на рабочих местах.
Условия труда— это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние организма работающих, их здоровье и работоспособность, на процесс восстановления рабочей силы. Они определяются применяемым оборудованием, технологией, предметами и продуктами труда, системой защиты рабочих, обслуживанием рабочих мест и внешними факторами, зависящими от состояния производственных помещений, создающими определенный микроклимат.
Условия труда на данном предприятии характеризуются как нормальные. Все санитарно-гигиенические и психофизиологические нормы соблюдены. В соответствии с законодательством на предприятии производится периодическая аттестация рабочих мест и производится доплата за вредные условия труда (пары клея, шум и т.п.).
5. Нормирование труда.
Нормы труда— это установление общественно необходимых затрат труда на выполнение единицы работы, функции в наиболее оптимальных условиях.
Работы по нормированию труда производит специалист из ПЭО—экономист-нормировщик. Он проводит хронометражи и составляет фотографию рабочего времени при разработке и внедрении новых видов ремонта и моделей.
Нормы пересматриваются и обновляются в соответствии с изменениями, приводимыми в сборнике по нормам времени и нормам расхода труда ГО «БелБыт», ежегодно присылаемом на предприятие.
6. Стимулирование труда. На предприятии введена система премирования работников за основные результаты хозяйственной деятельности. Более подробно она будет рассмотрена в следующем разделе.
7. Подготовка и переподготовка кадров.
Работниками предприятия периодически посещаются курсы повышения квалификации, например, по теме «Сертификация продукции, услуг и систем качества», проводятся техучебы в производстве ремонта обуви и в производстве пошива обуви.
В соответствии с планом социального и экономического развития в текущем году для стабильной и бесперебойной работы требуется организовать курсы повышения квалификации работников контактной зоны на базе передового опыта и научной организации труда, проводить конкурсы профессионального мастерства.
На предприятии используются такие прогрессивные формы организации труда, как совмещение профессий и бригадная организация труда.
Производственная бригада представляет собой первичный трудовой коллектив рабочих одинаковых или различных профессий, специальностей, квалификации, совместно выполняющих единое производственное задание и объединенных общей экономической оценкой результатов своего труда.
Бригадная форма организации труда создает экономические предпосылки для высокопроизводительно труда на основе внутрибригадной кооперации труда, приводящей к уменьшению потерь рабочего времени, увеличению времени использования оборудования.
Целесообразность коллективного труда обуславливается и психофизиологическими факторами. Бригады создают условия, позволяющие снизить монотонность труда за счет периодического перемещения рабочих с одних рабочих мест на другие, выполнения разнообразных технологических операций, сочетания различных функций.
Социальные предпосылки создания бригад выражаются в увеличении заинтересованности каждого их члена в конечном результате труда, сплочении коллектива на основе производственных интересов, развитии взаимопомощи и взаимного контроля.
Кооперация труда внутри бригад, которая базируется не на формальной расстановке работников по рабочим местам мастером или начальником участка, а на участии самих рабочих в данном процессе, способствует формированию позитивного социального климата в коллективе. Кроме того, в первичных коллективах легче решаются многие внутренние проблемы и конфликтные ситуации.
Совмещение профессий представляет собой выполнение одним рабочим функций и работ, относящимся к разным профессиям. Оно позволяет ряд таких условий рационального внутрипроизводственного разделения труда, как обеспечение полной загрузки работников, устранение монотонности труда, повышение его содержательности, обеспечение роста квалификации и расширение трудового профиля рабочих.
Таблица 7. Анализ движения рабочей силы.
Наименование показателя | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Среднесписочная численность работников, человек | 366 | 355 | 370 |
Принято на работу, всего, человек | 70 | 73 | 76 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Уволено работников, всего, человек | 88 | 74 | 82 |
в том числе: по сокращению численности, человек | - | 7 | - |
за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины | - | 1 | 1 |
по собственному желанию и соглашению сторон | 84 | 60 | 81 |
Коэффициент выбытия кадров (Кв.к.)— отношение количества работников, уволенных по всем причинам за данный период (Рув.), к среднесписочной численности работников за тот же период (Р) :
Кв.к. = Рув/ Р × 100% (1)
Кв.к. 2001=88/366×100%=24,04%
Кв.к. 2002=74/355×100%=20,85%
Кв.к. 2003=82/370×100%=22,16%
Результаты расчетов показывают, что на данном предприятии очень тяжелое положение с персоналом: ежегодно практически пятая часть персонала увольняется, и за три года положение на предприятии никак не изменилось, не стабилизировалось.
Коэффициент приема кадров (Кп.к.)— отношение количества работников, принятых на работу за данный период (Рп), к среднесписочной численности работников за тот же период (Р):
Кп.к = Рп/Р×100% (2)
Кп.к2001=70/366×100%=19,13%
Кп.к2002=73/355×100%=20,56%
Кп.к2003=76/370×100%=20,54%
Ежегодно обновляется 20% персонала. Данное сложившееся положение можно охарактеризовать как негативное, так как привлечение нового персонала связано не с организацией новых рабочих мест, а взамен уволившихся работников.
Коэффициент стабильности кадров (Кс.к): Р¢ув—численность работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины.
Кс.к=1- Р¢ув/ (Р+Рп) (3)
Кс.к2001=1-84/(366+70)=0,807
Кс.к2002=1-61/(355+73)=0,857
Кс.к2003=1-82/(370+76)=0,816
На предприятии не наблюдается постоянства состава персонала.
Коэффициент текучести кадров (Кт.к.)— отношение численности работников предприятия, выбывших или уволенных по внеплановым причинам (уволенные по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины) (Р¢ув), к среднесписочной численности за тот же период (Р):
Кт.к. = Р¢ув/Р×100% (4)
Кт.к. 2001= 84 /366×100%=22,95%
Кт.к. 2002= 61/ 355×100% = 17,18%
Кт.к. 2003= 82/ 370× 100% = 23,1%
На предприятии наблюдается значительная текучесть кадров и, несмотря на то, что в 2002 году этот показатель снизился, в 2003 году он вырос еще больше, что говорит о том, что данная проблема на предприятии не решается.
Блок «Экономика»
На предприятии применяются сдельно-премиальная и повременно-премиальная формы оплаты труда.
При сдельно-премиальной форме заработная плата рабочего основывается на количестве изготовленной продукции и сдельной расценке за единицу продукции и определяется умножением количества произведенной продукции на сдельную расценку за единицу продукции. И прибавляется премия в установленном размере за выполнение и перевыполнение установленных показателей, с целью увеличения мотиваций работников к более эффективному труду. Сдельно-премиальную форму оплаты труда целесообразно применять для определения оплаты труда рабочих основного производства. Так как технологический процесс на данном предприятии пооперационный и каждый рабочий отвечает за отдельную операцию или группу, состоящую из нескольких операций, то существует возможность для определения сдельных расценок на операцию (например, затяжщик пошивочного цеха (затягивает кожу на заготовку) для данного вида работы определены следующие расценки: 78,54 рубля машинная затяжка, 193, 31 рубля ручная затяжка). Когда размер заработной платы напрямую зависит от количества произведенной продукции, это является самым сильным стимулом для увеличения эффективности труда, роста его производительности.
При повременно-премиальной форме заработная плата зависит от количества отработанного времени и тарифной ставки (оклада) за единицу рабочего времени, к данной сумме добавляется премия за достижение установленных количественных и качественных характеристик (единая тарифная сетка работников ЗАО «Ялина» прилагается к работе, приложение 3). Повременную оплату труда целесообразно применять в случае, когда либо не возможно определить сдельные расценки (например, непрерывное производство), либо когда работающий не принимает непосредственное участие в создании продукции (такие должности, как экономист, бухгалтер, заведующий складом и др.).
Необходимо отметить, что на данном предприятии не ведется анализ производительности труда, что можно назвать очень большим недочетом в области управления предприятием, так как данный показатель является одним из основных показателей характеризующим эффективность деятельности работников в сфере материального производства.
На основе предоставленных данных производительность труда в работе может быть определена стоимостным методом.
Стоимостной метод измерения производительности труда—в качестве основного показателя применяется выработка в стоимостном выражении на одного работника, занятого в производстве.
Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим:
В=q/Чсп (5), где q— количество произведенной продукции в денежном выражении; Чсп— среднесписочная численность работающих.
Таблица 6. Динамика производительности труда.
Наименование показателя | 1999год | 2000год | 2001год | 2002год |
Объем производства продукции (работ, услуг), в сопоставимых ценах, тыс. рублей | 984410 | 1130103 | 1767804 | 1856194 |
Среднесписочная численность работающих, человек | 380 | 380 | 348 | 337 |
в том числе: рабочих, человек | 308 | 310 | 283 | 274 |
Среднегодовая выработка, тыс. руб.: одного работающего | 2590,553 | 2973,955 | 5079,897 | 5507,994 |
одного рабочего | 3196,136 | 3645,494 | 6246,657 | 6774,431 |
В 2000 году производительность труда возросла на одного работающего на 14,8% и на одного рабочего на 14,06%.
В 2001 году производительность труда выросла на одного работающего на 70,81% и на одного рабочего на 71%.
В 2002 году производительность труда возросла на одного работающего на 8,43% и на одного рабочего на 8,45%.
Такой высокий рост производительности труда в 20001 году на фоне снижения численности работающих, говорит о значительном улучшении эффективности труда работающих.
Таблица 7. Динамика заработной платы.
Наименование показателя | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Среднемесячная заработная плата, рублей | 15207 | 37715 | 110124 | 167058 |
В 2000 году среднемесячная заработная плата возросла в 2,48 раза (или на 148%), в 2001году — возросла в 2,92 раза (или на 192%), в 2002 году—возросла 1,52 раза (или на 52%). Такой значительный рост в 2000 и 2001 года скорее связан с влиянием инфляционных процессов, чем с реальным ростом заработной платы.
Таблица 8. Динамика численности работающих.
Среднесписочная численность работающих, человек | 1999г | 2000г | 2001г | 2002г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего | 399 | 399 | 366 | 355 |
Промышленно-производственный персонал | 377 | 380 | 348 | 337 |
из него: рабочие | 308 | 310 | 283 | 274 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
служащие | 69 | 70 | 65 | 63 |
из них: руководители | 35 | 35 | 34 | 38 |
специалисты | 34 | 35 | 31 | 25 |
Персонал непромышленных организаций | 22 | 19 | 18 | 18 |
Из таблицы видно, что, начиная с 2001 года на предприятии происходило значительное сокращение штата работников.
В 2001 году численность промышленно-производственного персонала снизилась на 32 человека или на 8,42% из них: численность рабочих снизилась на 27 человек или на 7,07%, а численность служащих на 1,35%.
В 2002 году численность промышленно-производственного персонала снизилась на 11 человек или на 3,16% из них: численность рабочих снизилась на 9 человек или на 2,59%, а численность служащих на 2 человека или 0,57%.
Таким образом, можно сделать вывод, что сокращение проходило, в основном, за счет снижения численности рабочих.
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (в дальнейшем ЕТС) является важнейшим элементом тарифной системы и представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она является главным инструментом в руках государства при осуществлении единой в стране политики в области заработной платы.
В целях обеспечения необходимого единства меры труда и его оплаты при помощи ЕТС производится дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от значения отдельных отраслей экономики и следующих факторов:
сложности труда (квалификации)— в пределах одной профессии, должности (внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация);
содержания и специфики труда у рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);
общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовых условий, режимов труда и отдыха и других специфических факторов, характерных для отрасли (подотрасли), видов деятельности и т. п.
Тарифный (квалификационный) разряд характеризует уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности и точности выполняемых работ, а также ответственности работника. Эти требования заложены в профессиональных квалификационных характеристиках (требованиях), предусмотренных в тарифно-квалификационных справочниках.
Тарифные коэффициенты показывают во сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов сетки выше ставки первого разряда.
В ЕТС установлено соотношение межразрядных тарифных коэффициентов в следующих размерах: с первого по третий разряд—16 процентов, с третьего по шестой разряд—10, с шестого по двадцать восьмой—7процентов.
Сопоставление уровней сложности труда по профессиям рабочих и должностям служащих бюджетного сектора экономики позволяет разместить их на 28 разрядах, работников хозрасчетного сектора—на 23 разрядах. Тарификация работников, как в бюджетном, так и в хозрасчетном секторах экономики производится на основе действующих тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, с учетом отраслевых положений и инструкций по аттестации работников.
Распределение профессионально-квалификационных групп работников на Единой тарифной сетке.
С 1 по 8 разряд включительно распределены рабочие всех отраслей экономики.
В категории служащих выделены следующие группы, построенные по принципу общности функций: технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документов, учетом и контролем; специалисты всех отраслей экономики; руководители подразделений административно-хозяйственного обслуживания; руководители предприятий и организаций и их структурных подразделений (функциональных и линейных).
С 5 по 10 разряд на сетке распределены технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документов, учетом и контролем; а также руководители подразделений административно-хозяйственного обслуживания организаций.
С 10 по 15 разряд распределены специалисты всех отраслей хозрасчетного сектора экономики и специалисты бюджетной сферы всех наименований, обслуживающие основную деятельность.
Схема распределения специалистов и руководителей производственных и функциональных отделов предприятий отраслей хозрасчетного сектора экономики приведена на прилагаемой к настоящим Рекомендациям тарифной сетке работников отраслей хозрасчетного сектора экономики.
ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Разряд | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Коэффи- циенты | 1,0 | 1,16 | 1,35 | 1,57 | 1,73 | 1,90 | 2,03 | 2,17 | 2,32 |
Разряд | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Коэффи- циенты | 2,48 | 2,65 | 2,84 | 3,04 | 3,25 | 3,48 | 3,72 | 3,98 | 4,26 |
Разряд | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
Коэффи- циенты | 4,56 | 4,88 | 5,22 | 5,59 | 5,98 | 6,40 | 6,85 | 7,33 | 7,84 |
Разряд | 28 |
Коэффи- циенты | 8,39 |
Тарифная сетка работников ЗАО «Ялина» состоит из 23 разрядов, так как численность работников предприятия входит в группу от 301-600 человек, то руководитель данного предприятия тарифицируется 18 разрядов. Пример тарифной сетки работников ЗАО «Ялина» приведен в приложении 3 к работе. С 2000 по 2002 год тарифная ставка 1-го разряда на предприятии устанавливалась практически на уровне государственно установленной ставки первого разряда, с разницей в 2-3% в большую сторону.
После выхода декрета президента №17, о введении единой тарифной сетки на всех предприятиях, появилась возможность для совершенствования уже существующей тарифной сетки, и на предприятии было введено несколько тарифных ставок первого разряда, в зависимости от категории работников. На сегодняшний день ставка первого разряда на ЗАО «Ялина» равняется:
рабочие пошива—35000 руб.;
руководители—72100 руб.;
специалисты—57200 руб.;
рабочие ателье—45500 руб.;
рабочие мастерских—50000 руб.
ЗАО «Ялина» имеет обязательства по социальной защите своих работников, они оговорены в коллективном договоре.
1. Обязательства по улучшению условий и охраны труда работников и социальному развитию коллектива: принимать меры по обеспечению на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда, соответствующих действующим Правилам и нормам охраны труда и производственной санитарии. Признавать право работника на отказ от выполнения порученной работы, если условия труда не соответствуют требованиям охраны труда. Производить возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в том числе выплату единовременного пособия работнику, утратившему трудоспособность. Производить выплату из средств нанимателя семье погибшего на производстве работника, помимо установленного законом возмещения ущерба, единовременной компенсации в размере не менее годового заработка погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю, а работнику, потерявшему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания—единовременной компенсации в размере среднемесячного заработка. Предоставить всем работающим отпуска, предусмотренные действующим законодательством. Рабочим занятым на работах с вредными условиями труда предоставлять дополнительные отпуска. Работникам, имеющим ненормированный рабочий день, предоставляется дополнительный отпуск. Обеспечить бесплатную выдачу молока работникам, занятым на работах с применением химических веществ более 50% смены. Обеспечить выдачу работникам спецодежды, спецобуви и защитных средств в соответствии с нормами. Проводить соответствующие инструктажи по технике безопасности и противопожарной безопасности с вновь поступившими на работу и с работниками предприятия.
2. Гарантии занятости, режим труда и отдыха. Обеспечить полную занятость и использование работающих на предприятии в соответствии с профессией, квалификацией и трудовым договором. Во избежание массового сокращение численности работников, в связи с обоснованными производственными, организационными ил экономическими причинами (наличие задолженности за отгруженную продукцию, отсутствие средств для приобретения материалов) наниматель имеет право на установление перевода предприятия, отдельных категорий работников на режим неполного рабочего времени с оплатой за выпущенную продукцию, фактически отработанное время в соответствии с табелем рабочего времени, предупредив работников об изменении существующих условий труда не позднее чем за 1 месяц. При увольнении по сокращению численности штата работников предоставлять преимущественной право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации, многодетным и одиноким матерям, имеющим несовершеннолетних детей или детей инвалидов до 18 лет, имеющим несовершеннолетних детей, и иным лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; а также лицам предпенсионного возраста (мужчины и женщины за 3 года до пенсионного возраста), добросовестно отработавшим на предприятии не менее 10 лет; работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профзаболевание; женщинам, мужья которых призваны на действительную военную службу. Предоставить преимущественное право возвращаться, в случае появления вакансий работникам, уволенным по сокращению численности или штата. Работникам, получившим предупреждение о предстоящем их высвобождении в связи с сокращением численности, выплачивается в этот период заработок в размере и порядке, предусмотренным вновь введенными условиями оплаты труда и в соответствии с законодательством.
3. Дополнительные льготы, вопросы быта, отдых, жилищное строительство. Предоставлять дополнительные отпуска без сохранения содержания от одного до трех дней работникам при заключении брака, рождении ребенка, смерти близкого по заявлению. Предоставлять дополнительный отпуск на 1 день без сохранения заработной платы в юбилейные даты (50, 55 и 60 лет) по желанию. Разрешать работникам делить трудовой отпуск на части, при этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней. Матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, по ее заявлению ежемесячно предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднедневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Матери, воспитывающей двух детей и более в возрасте до 16 лет, по ее заявлению ежемесячно предоставляется один свободный от работы день с доплатой в размере среднего дневного заработка. Предусмотреть отпуск для всех работающих продолжительностью не менее 28 календарных дней. Администрации принимать решение о выделении материальной помощи работникам в связи с тяжелым материальным положением, длительной, тяжелой болезнью и необходимостью приобретения медикаментов. Оказывать помощь родным в организации похорон умершего работника предприятия. Постановку на учет и выделение жилой площади проводить в соответствии с жилищным законодательством РБ.
Система премирования на предприятии регулируется положением о премировании работников.
1. Настоящее положение о премировании работников предприятии вводится в целях материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда, тесной увязки между результатами производства и средствами на оплату труда, более полного удовлетворения спроса населения на бытовые услуги.
2. Премирование работников за основные результаты хозяйственной деятельности производятся из фонда заработной платы. Положение распространяется на рабочих, руководителей и специалистов.
Для рабочих, руководителей и специалистов мастерских, ателье, структурных подразделений и предприятия в целом устанавливаются следующие показатели и размеры премирования:
Таблица 9. Положение о премировании работников ЗАО «Ялина» за основные результаты хозяйственной деятельности.
Подразделения | Показатели премирования | Размер премии в % к з/п |
1 | 2 | 3 |
| |||||||||||
Ателье 1 |
|
5. Выполнение плана в натуральном выражении | 5 |
Ремонт обуви (заведующие мастерскими) |
| ||||||||
Участки по пошиву обуви |
|
5. Превышение плана в натуральном выражении. | 5 |
Рекомендации по изменению систем оплаты труда и премирования работников предприятия.
Как мне кажется, для большей эффективности хозяйствования на данном предприятии, и на отечественных предприятиях вообще, необходимо применять иные, альтернативные тарифной системе оплаты труда, а также использовать зарубежный опыт в области оплаты труда. Например, заработная плата работников маркетингового отдела могла бы зависеть от количества заключенных договоров.
Что же касается системы премирования, то при ее создании необходимо соблюдать следующие правила:
многочисленные исследования показали, что порог чувствительности для стимулирующих выплат равен 10%, поэтому показатели, оцененные менее чем в 10% премиальных выплат, неэффективны для стимулирования. В определенных условиях может наблюдаться даже обратный эффект;
показателей в системе стимулирования не должно быть слишком много;
в структуре поощрительных выплат обязательно должен быть показатель, стимулирующий достижение общего результата. Поощрение сотрудников только за индивидуальные достижения снижает общую эффективность деятельности предприятия, поскольку их усилия не лежат в общем русле. Цели и стремления подразделений иногда диаметрально противоположны. Ярким примером этого служит желание отдела маркетинга продавать то, что реализуется на рынке; при этом основное производство стремится производить то, что они могут производить, без учета ситуации на рынке. Решить этот конфликт может показатель, отражающий общую заинтересованность подразделений и сотрудников в результатах деятельности всего предприятия, которая подкреплена материальным стимулированием;
каждый работник должен иметь возможность посчитать размер поощрительных выплат исходя из результатов своей работы. Если выполнена привязка к результату и расчет производится по формуле, важно сделать его доступным для заинтересованных сотрудников. Поскольку в таком случае в формуле заложены основные стимулирующие показатели— работникам необходимо знать, какие показатели влияют на размер его заработной платы.
Заключение.
В результате прохождения практики были закреплены пройденные в университете теоретические знания, приобретены практические навыки по специальности экономиста ПЭО.
Преддипломная практика проходила на Закрытом Акционерноем Обществе «Ялина» 220073, г.Минск, ул. Ольшевского, д.10 р/с 3012212140017 во Фрунзенском отделении ОАО «Белинвестбанка» г. Минска, код 736, тел. (017) 254-40-12, факс 254-40-26, E- mail: yalina@tut.by
Была изучена история создания и преобразования предприятия.
Предприятие создано в августе 2000г. в результате реорганизации ПТКП «Ялина», предприятие имеет лицензии на производство и ремонт обуви, а так же на оптовую и розничную торговлю, 25.05.2000 г. перерегистрировано в Закрытое Акционернерное Общество «Ялина».
В ходе преддипломной практики были собраны и проанализированы данные по ЗАО «Ялина» за последние пять лет, они лягут в основу дипломного проекта.
Были изучены все виды деятельности ЗАО «Ялина». Основными видами деятельности предприятия является ремонт и пошив обуви:
- Ремонт всех видов обуви, всех родов обуви: мужской, женской, детской, различных методов крепления и различных материалов верха.
- Пошив новой обуви по индивидуальным заказам населения: обувь мужская, женская летнего, зимнего, весенне-осеннего ассортимента, на кожаной, резиновой подошве, подошве из кожеподобной резины различных методов крепления низа (клеевого, рантового, рантоклеевого) с верхом из натуральных и искусственных материалов.
Кроме бытовых услуг, ЗАО «Ялина» производит обувь специального назначения.
Была изучена система планирования на предприятии. Основной деятельность по планированию на ЗАО «Ялина» занимается планово-экономический отдел, в состав которого входят начальник ПЭО (главный экономист), 2 экономиста и ревизор. Должностные инструкции работников ПЭО приведены в приложении 2.
На предприятии разрабатывается тактический план на 1 год. Он включает разделы: план производства и реализации продукции, план материально-технического обеспечения производства, план по персоналу и оплате труда, план по издержкам производства, прибыли и рентабельности, план социального развития коллектива. Он разрабатывается путем анализа результатов прошлого года умноженного на индекс изменения цен и умноженного на темп роста по городу Минску (составляет 107%).
Были приобретены практические навыки анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческих решений в конкретных производственных ситуациях.
Также были даны рекомендации по совершенствованию системы премирования и оплаты труда на ЗАО «Ялина».
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Станция технического обслуживания |
Отчёт по практике | Анализ хозяйственной деятельности ОАО Игринский мясокомбинат Удмуртской Респубрики |
Отчёт по практике | Бухгалтерский учет на предприятии ООО Стрежевское ДРСУ |
Отчёт по практике | Анализ деятельности организационного отдела управления делами администрации г. Кемерово |
Отчёт по практике | Деятельность торгового предприятия |