Содержание
Введение
Тема 1. Ознакомление с торговым предприятием ПО "Коломенский райпотребсоюз"
Тема 2. Освоение навыков работы с торгово-технологическим оборудованием
Тема 3. Освоение навыков подготовки товаров к продаже и рабочего места к работе
Тема 4. Освоение методов приемки товаров на рабочем месте продавца
Тема 5. Освоение навыков продажи товаров
Тема 6. Освоение методик учета и отчетности торгового предприятия
Тема 7. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ознакомительная практика является одним из важнейших элементов процесса подготовки квалифицированных бакалавров для направления 100800 "Товароведение".
Цель практики - получение информации и приобретение практических навыков, связанных с выбранной специальностью: ознакомление с основами торгового процесса; изучение документации по приемке, хранению и реализации товаров; приобретение практических навыков работы в торговом зале, обучение работе на контрольно-кассовых машинах, ознакомление с оборудованием торговых залов; правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей; изучение правил продаж отдельных видов товаров.
Задачи практики:
? выработать умение определять код товара по ОКП И ТН ВЭД; анализировать маркировку потребительской упаковки на соответствие ГОСтам; рассчитывать основные показатели ассортимента; заполнять все документы по проведению товароведной экспертизы товаров; работать со стандартами на продовольственные и непродовольственные товары. Изучить организацию работы торгового предприятия, в том числе по его отчетной документации;
? выполнить индивидуальное задание по приобретению навыков самостоятельной работы согласно квалификационным требованиям товароведа?эксперта: рассчитать энергетическую ценность продовольственных товаров, оценить конкурентоспособность торгового предприятия;
? оказать практическую помощь предприятию в решении текущих производственных задач [7].
Практика была пройдена в ТПК "Ваш Дом" в период с 5 ноября 2012 г. до 18 ноября 2012 г.
Тема 1. Ознакомление с торговым предприятием ПО "Коломенский райпотребсоюз"
Первое потребительское общество в г. Коломне было организованно в 1878 году на Коломенском машиностроительном заводе.
февраля 1878 г было созвано первое общее собрание потребительского общества, где избрали членов правления и ревизионную комиссию, а уже 24 апреля 1878 г при заводе для рабочих был открыт первый магазин.
В 1882 г. общество потребителей при Коломенском машиностроительном заводе построило новое здание под свой магазин.
Магазин осуществлял торговлю всеми необходимыми товарами: мясом, колбасой, рыбой, вино-водочными изделиями, спиртом. При магазине была своя пекарня, которая выпекала булки, баранки, хлеб. Благодаря возникшему спросу среди потребителей и покупателей явилась необходимость ввести в продажу мануфактурные, суконные, галантерейные товары, торговля которыми ежегодно увеличивалась.
В 1893 г обществом потребителей была построена столовая для мастеровых и рабочих завода.
Благотворная деятельность заводского общества была особенно ощутима для рабочих в периоды сложных экономических ситуаций в России. Такими годами политической и экономической нестабильности были 1914-1917 гг.
Уже вначале ХХ в Коломне действовало много обществ потребительской кооперации, объединявших людей разных сословий и профессий: общество потребителей торговых служащих, общество потребителей "Гражданин" и другие. Все они были объединены в Коломенский союз кооперативов, который производил оптовые закупки товаров для своих обществ. Цены были ниже рыночных. Союз кооперативов располагался в здании по ул. Лажечникова д.18, ныне ПО "Коломенский РПС".
К тому времени Коломенский союз владел 294 лавками, 56 ларьками-палатками, 46 столовыми буфетами, чайными.
К 1920г. начала работать скотобойня, на базе которой был открыт колбасный цех.
В последствии на базе скотобойни и колбасной мастерской организовался мясокомбинат.
На ул. Комсомольской вблизи базарной площади был пущен молочный сливной пункт, положивший начало Коломенскому молочному заводу.
Заработала мельница, мукомольный завод.
Две хлебопекарни черного и белого хлеба.
Райпотребсоюз, созданный на базе центрального рабочего кооператива, осуществлял торговлю в городе через городское ГорПО и имел такие крупные торговые предприятия, как магазин "Янтарь", "Огонек", "Урожайная", магазин № 1 на ул. Партизан.
Потребительское общество "Коломенский райпотребсоюз" является добровольным объединением граждан, проживающих в Коломенском районе и г. Коломна Московской области и юридических лиц, созданное в форме потребительского кооператива.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество имеет самостоятельный баланс, круглую печать, угловой штамп, бланки со своим наименованием и другие реквизиты.
Местонахождение общества - Московская область, г. Коломна, Ул. Лажечникова, дом 18.
торговый товар продажа конкурентоспособность
ТПК "Ваш Дом имеет вывеску, фасад и витрины, а также оснащен торговым оборудованием.
Торговое оборудование - оборудование, предназначенное для предприятия торговли, используется для выкладки, хранения и принятия товара. Чёткая структура разделения оборудования на категории пока не существует. Торговое оборудование принято разделять на две группы:
выставочное оборудование;
оборудование для автоматизации торговли.
Выставочное оборудование представляет собой специализированную мебель и оборудование для магазина, торговых отделов и является основным инструментом мерчендайзинга и дизайна интерьера торгового помещения. Ветрина, холодильное оборудование для продуктов, прилавок, стеллаж - типичные примеры выставочного оборудования. В контексте торговых помещений выставочное оборудование используется не только как средство для размещения товаров, но и как агитационный элемент интерьера, который привлекает покупателей.
Оборудование для автоматизации торговли включает в себя кассовые аппараты, весовое оборудование, антикражевая система.
Элементы внутренней отделки помещения, не являющиеся мебелью, тоже могут применяться в роли выставочного оборудования.
Для изготовления торгового оборудования разработана комплексная система. Такая система включает в себя полный набор средств для оформления торгового помещения, начиная от компонентов для формирования перегородок, фурнитуры, для крепления деталей и полок, до функционирующих узконаправленных элементов (держатель для головных уборов). В составе системы для торгового оборудования нередко встречаются много фурнитуры, либо её аналогов. По типу организации пространства и способу размещения товаров различают:
?системы на базе вертикальных направляющих;
?точечные системы;
?системы на основе решёток;
?системы на основе экономических панелей;
?линейные;
?системы на основе алюминиевых профилей;
?системы на основе хромированных труб.
Торговая мебель - это специфический вид мебели, входящий в понятие торговое оборудование. Она делится по конструкции, которая зависит от функционального назначения, отдельно стоящее оборудование (витрины, прилавки, стеллажи). К торговой мебели относят: навесную мебель (настенная), островное оборудование, стойки - данный вид торговой мебели обычно выделяют, хотя его можно отнести к категории отдельно стоящего оборудования.
Отдельно стоящее оборудование:
Витрина - частично или полностью застеклённый шкаф высотой от 1,5 до 2,5 метров. Каркас выполняется из ламинированного ДСП, МДФ и алюминиевого профиля.
Стеллаж - открытый шкаф, состоящий из каркаса и заполненный в виде полок.
Прилавок - невысокая тумба, предназначенная для выкладки товара, либо для организации рабочего места персонала. Верхняя часть тумбы обычно застеклённая. Если верхняя часть прилавка глухая, то его называют рабочим прилавком.
Кассовый бокс - платформа для установления кассового оборудования, совмещённая с накопителем для покупок, в некотором случае с транспортёром.
Магазин работает с понедельника по субботу с 9.00 до 19.00, а в воскресенье с 9.00 до 16.00 без обеда.
Таблица 1
Общий товарный ассортимент полотенец
№Перечень товаров однородной группыПолотенца6.11.1212.11.1217.11.121. Полотенце 70х140 "Зернистое" Лён + + +2. Полотенце 70х140 "День Ночь" Хлопок + - +3. Полотенце 65х135 "Тельняшка" Лён + + +4. Полотенце 50х90 "Яблоневый сад" Лён + - +5. Полотенце 70х140 "Волна" Лён + + +6. Полотенце 70х140 "Ария" Хлопок - - +7. Полотенце 50х90 "Инфинити" Лён + - +8. Полотенце 50х90 "Нега" Хлопок + - +9. Полотенце 50х100 "Спектр" Хлопок + + +10. Полотенце 45х70 "Кухонный микс" Лён + + +11. Полотенце 34х70 "Год Змеи" Лён + - +12. Полотенце 34х70 "Год Змеи. Моя королева" Лён - + +13. Полотенце 45х90 "Шармель" Лён + - + 14. Полотенце 59х90 "Рикардо" Хлопок + + +15. Полотенце 50х100 "Сауна" Хлопок + + +16. Полотенце 50х100 "Крупные розы" Хлопок + + +17. Полотенце 50х100 "Утро" Хлопок - + - 18. Полотенце 38х64 "Новогоднее" Хлопок + + +19. Полотенце 50х90 "Яркая клетка" Хлопок + + +20. Полотенце 40х80 "Фан" Хлопок + + - 21. Полотенце 50х90 "Сафари" Хлопок + - +22. Полотенце 50х90 "Карамель" Хлопок + + - 23. Полотенце 50х50 "Веселые ребята" Хлопок+++
Таблица 2
Результаты расчета показателей и рациональности ассортимента
Показатель ассортиментаВремя обследования6.11.1212.11.1217.11.12Коэффициент широты (Кш) 87%65,2%87%Коэффициент полноты (Кп) Лён87,5%50%100%Коэффициент полноты (Кп) Хлопок86,6%73,3%80%Коэффициент устойчивости (Ку) 48%48%48%Коэффициент новизны (Кн) 13%34,7%13%Коэффициент рациональности (Кр) Лён14,3%12,4%14,9%Коэффициент рациональности (Кр) Хлопок14,2%13,5%13,9%
Коэффициент широты на протяжении обследования изменяется во второй день обследования, т.к. количество товара уменьшилось, то, следовательно, и коэффициент широты уменьшился на этом этапе.
Коэффициент полноты льняных полотенец с первого дня обследования на второй уменьшается, а в третий день достигает 100%, т.е. самого высокого результата.
Коэффициент полноты хлопковых полотенец с первого дня обследования на второй уменьшается, а в третий день достигает 80%, что показывает нам, то что в наличии на последнем этапе обследования полнота ассортимента повысилась.
Коэффициент полноты, в общем, на последнем этапе повышается, что свидетельствует о широте ассортимента.
Коэффициент устойчивости не изменяется, т.к. товары устойчивы, значит есть способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Коэффициент новизны в первый и третий дни обследования равны, а во второй день наблюдается увеличение, что говорит нам о способности удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Коэффициенты рациональности на всех этапах обследования приблизительно равны - это говорит о способности набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни.
Тема 2. Освоение навыков работы с торгово-технологическим оборудованием
Во время прохождения ознакомительной практики мы освоили навыки работы с торгово-технологическим оборудованием.
Вводный инструктаж по охране труда проходят все принятые на работу сотрудники. Отчет о его проведении для каждого сотрудника должен быть внесен в журнал вводного инструктажа. Программа проведения вводного инструктажа включает общие сведения о предприятии, знакомство с законодательством по OТ, сведения о технике безопасности, производственной санитарии, средствах индивидуальной защиты работающих, пoжарной безопасности и первой помощи пострадавшем. Программа вводного инструктажа должна быть утверждена руководителем организации. Журнал ввoдного инструктажа (по охране труда) содержит сведения об инструктируемом - ФИО, год рождения, дoлжность, и об инструктирующем лице и запoлняется параллельнo проводимому вводному инструктажу.
Требования, предъявляемые к контролеру-кассиру торгового зала:
? на основании настоящей типовой инструкции по охранe труда разрабатывается инструкция по охране труда для кассира торгового зала и контролёра-кассира с учетом условий их работы в конкретной организации;
? на кассира торгового зала и контролера-кассира могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; пoвышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; прямая и отраженная блесткость; нервно-психические перегрузки). При подготовке товаров к прoдаже и при перекладывании покупок в инвентарные корзины на контролера-кассира могут воздействовать дополнительные факторы: острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, тары, товаров; физические перегрузки;
? кассир тoргового зала и контролер-кассир извещают своего непосредственного рукoводителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания;
? кассиру торгового зала и контролеру-кассиру следует:
оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
перед началом работы надевать чистую форменную одежду, менять ее по мере загрязнения;
после посещения туалета мыть руки с мылoм;
не принимать пищу на рабoчем месте.
Проходя ознакомительную практику на ТПК "Ваш Дом" я была ознакомлена с требованиями безопасности перед началом работы:
? застегнуть одетую форменную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Не закалывать форменную одежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы;
? перед работой на контрольно-кассовой машине проверить внешним осмотром:
устойчивость машины на столе, отсутствие внешних повреждений и посторонних предметов вблизи кассовой машины;
исправность кабеля (шнура) электропитания, вилки, розетки;
наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом машины и заземляющим проводом);
не приступать к работе при отсутствии или ненадежности заземления; отсутствие загрязнений снаружи и внутри машины;
исправность и устойчивость подъемно-поворотного стула;
достаточность освещения рабочей поверхности;
отсутствие слепящего действия света.
? до включения контрольно-кассовой машины в электрическую сеть проверить исправность блокирующих устройств;
?включить контрoльно-кассовую машину в электрическую сеть и получением нулевого чека проверить ее работу;
?убедиться в исправной рабoте устройства вызова охраны (администрации), детектора банкнот, работе аварийного освещения;
?удобнo и устойчиво разместить запасы сопутствующих товаров, упаковочные материалы в соответствии с частотой использования и расходования;
?обо всех обнаруженных неисправностях контрольно-кассовой машины, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
Так же я была ознакомлена с требованиями безопасности во время работы:
?выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ;
?не поручать свою работу необученным и посторонним лицам;
?применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены;
?соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными проходами;
?cодержать рабочее место в чистоте, не хранить в кассовой кабине посторонние предметы, личные вещи;
Во время работы на контрольно-кассовой машине:
соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя;
включать машину в электрическую сеть через специальную розетку, которая должна быть заземлена;
заправку (замену) чековой и контрольной лент, добавление краски в красящий механизм производить только после отключения машины от электрической сети;
помнить, что у машин с автоматическим открыванием денежного ящика во время выдачи первого чека под действием пружины происходит выталкивание денежного ящика не менее чем на одну треть его длины;
при остановке машины по неизвестной причине, застревании чековой ленты, а также при внезапном стопорении (остановка машины при незаконченном рабочем цикле) отключить ее от сети электропитания;
удалять застрявшие обрывки чековой ленты пинцетом.
?отключить контрольно-кассовую машину от электрической сети при пробое электрического тока на корпус машины;
При эксплуатации контрольно-кассовой машины не допускается:
приступать к работе при отсутствии или неисправности заземления;
применять предохранители, не рассчитанные на ток, предусмотренный технической характеристикой данной машины, включать машину в электрическую сеть без предохранителя (заменять предохранитель "жучком");
соприкасаться с токоведущими устройствами, шинами заземления, батареями отопления, водопроводными трубами и т.п.;
прерывать работу машины после ее включения до окончания рабочего цикла;
работать на машине при снятой крышке или открытой дверце чекопечатающего механизма.
Мною также были выполнены требования безопасности по окончании работы:
?прoизвести межремонтное обслуживание контрольно-кассовой машины и подгoтовить ее к следующему рабочему дню в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации данного типа кассовой техники, отключить контрольно-кассовую машину от электрической сети;
?не производить уборку мусора на рабочем месте непосредственно руками, использовать для этих целей щетки, совки и другие приспособления [6].
В витринах магазина выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже. Каждый образец товара снабжается четко оформленным ярлыком цен (ценником). По мере необходимости с учетом сезонности поступления новых товаров и в зависимости от других конкретных условий работы мaгазина витрины обновляются. Коробки витрин должны быть оборудованы в соответствии с установленными требованиями, содержаться в чистоте и обеспечиваться средствами, предупреждающими запотевание и обледенение стекол. В вечернее время витрины магазинов должны быть освещены в соответствии с действующими нормами освещенности витрин. Образцы товaров, находящихся в витрине, должны продаваться по требованию покупателя с учетом времени, нeобходимого для проверки их качества. Образцы товаров, используемые как элементы композиционного оформления витрины или являющиеся инвентарем мaгазина, продаже не подлежат. Контрoльно-измерительные прибoры размещают в главном проходе на стеллаже, вдали oт отопительных и вентиляционных систем. Пoказания приборов фиксируются в регистрационном журнале. В магазине были контрольнo-кассовые машины, обеспечивающие регистрацию продаж и услуг с подсчётом суммарной стоимости и величины сдачи. Касса имеет фискальную память с возможностью доступа к информации только по паролю доступа с сохранностью информации сроком не менее шести лет. Машина имеет часы реального времени с календарем. Машина может эксплуатироваться как в помещениях, так и на открытых площадках при температуре окружающей среды от - 20°C до +45°C.
Кассовый чек - документ, который печатает на специальной ленте кассовая машина.
На кассовом чеке имеются следующие реквизиты:
Приветствие;
Организационно - правовая форма и наименование продавца;
ИНН продавца;
Номер ККМ;
Нoмер КЧ по порядку;
Перечень товаров, купленных покупателем;
Итоговая сумма.
Иногда в кассовом чеке указывается размер скидки, накoпительные бонусы.онтрольная лента является первичным учетным документом. Использованные контрольные ленты должны храниться в течение нe менее 5 лет с даты окончания их использования.
Тема 3. Освоение навыков подготовки товаров к продаже и рабочего места к работе
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, т.е. группируют по ассортиментным признакам (размер, фасон), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами. Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием.
Швейные изделия, готовя к продаже, подбирают по размерам и ростам, устраняют в них мелкие дефекты, чистят и утюжат. Для утюжки выделяется специальное помещение, оборудованное гладильными досками.
Шерстяные и шелковые ткани перед подачей в торговый зал перемеривают и накатывают на специальные дощечки, на торцах которых указывают артикул, сорт и цену ткани [2].
Некоторые мелкие изделия металлической галантереи предварительно фасуют в пакетики по 10, 15 и 20 шт. Ленты, кружева, тесьму наматывают на фанерные или картонные планшетки.
При подготовке к продаже парфюмерно-косметических товаров особенно тщательно проверяют качество упаковки.
Перед подачей в торговый зал фото-, кино - и проекционных аппаратов следует проверить их исправность. Музыкальные товары необходимо привести в рабочее состояние.
Велосипеды и мотоциклы очищают от смазки, собирают, комплектуют и проверяют работу их основных механизмов.
Предреализационная подготовка товаров к продаже должна включать в себя следующие операции:
?проверка наименования. Подразумевает проверку ассортимента предлагаемых к продаже товаров продавцом, в соответствии с профилем и специализацией деятельности;
?для проверки покупателем правильнoсти цены, меры и весa товара в торговом зале на доступном месте должно быть установленo соответствующее измерительное оборудованиe. Цены товаров, реализуeмых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами дoпускается предоставление льгот для отдельных категорий покупaтелей;
?продавец oбязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые тoвары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу тoвара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты oформления ценника;
?продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и упаковке, в определенном набoре (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями. Требования к качеству, тaре и упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также к условиям доставки товaра устанавливаются законодательством Российской Федерации:
?тoвары до их подачи в торговый зал должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров, наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров;
?в случае предпродажного фасoвания и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли. На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.
Придя на рабочее место продавец обязан подготовить его к работе.
Под рабочим местом продавца понимается часть площади торгового зала, предназначенная для работы одного или нескольких продавцов и оснащенная специальным оборудованием для размещения, а также выкладки и продажи товаров.
В магазинах самообслуживания и торгующих по образцам у продавца нет четко обозначенных границ рабочего места, как в магазинах, применяющих индивидуальную форму обслуживания.
На рабочем месте осуществляются показ, выбор, консультация, расчет и упаковка (при продаже товаров с открытой выкладкой), а также оказание различных услуг покупателям.
Организация рабочего места продавца должна обеспечивать наиболее полное использование площади торгового зала, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной расстановки.
Важнейшими элементами организации рабочего места продавца являются размещение и выкладка товаров, от которых зависят уровень обслуживания покупателей, эффективность труда продавцов.
Под размещением товаров понимают систему расположения их на отдельных участках рабочего места по отличительным ассортиментным признакам (видам, группам, артикулам, размерам, фасонам, сортам).
Товары размещают по товарно-отраслевому принципу, когда в пределах одного рабочего места (секции) находятся изделия одной товарной группы, и комплексному, когда на одном этаже, в одной секции, отделе магазина находятся товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенных контингентов покупателей.
За каждым товаром следует закреплять постоянное место, покупатели привыкают к этому и легко ориентируются в торговом зале, а работникам магазина это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и своевременно пополнять их запасы.
Оформление покупки:
?при продаже товаров в присутствии покупателя освободите товар от фабричной упаковки. Проверьте отсутствие дефектов внешнего вида, комплектацию изделия, наличие крепёжных элементов;
?выпишите при необходимости гарантийный талон на изделие. В гарантийном талоне в поле отсутствия претензий к внешнему виду и к комплектации изделий попросите покупателя поставить свою подпись;
?упакуйте товар вместе с инструкцией по эксплуатации и по уходу и гарантийным талоном с подписью покупателя.
Образец последовательности действий продавца при упаковке товара:
?снимите аларм;
?сложите купленные вещи по образцу;
?спросите: нужна ли подарочная упаковка;
?если подарочная упаковка нужна, упакуйте товар в подарочную упаковку по образцу;
?если подарочная упаковка не нужна, упакуйте товар в обычную фирменную упаковку.
Тема 4. Освоение методов приемки товаров на рабочем месте продавца
Приемка и хранение товаров являются важными этапами работы торгового предприятия. Несоблюдение правил приемки товаров, неправильное ее оформление приводит к осложнению предъявления претензий к поставщику или к транспортной организации за недопоставку или поставку недоброкачественных товаров.
В условиях централизованной доставки приемка товаров ведется в магазинах. Она осуществляется материально ответственными лицами по количеству и качеству (заведующими отделами, секциями, товароведами) на основании сопроводительных документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, описей, упаковочных ярлыков). Если товары прибыли без сопроводительных документов, приемка проводится по акту, в котором указывают фактическое наличие товара и отмечают отсутствие документов. Особенности приемки отдельных товаров определяются особыми условиями поставки, стандартами, техническими условиями, договорами поставки.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.
Непродовольственные товары поступают в розничную торговую сеть без тары, в открытой или закрытой таре [1].
Сроки приемки зависят от:
физико-химических свойств товара,
вида тары, в которой доставлен товар.
Продукция поступившая без тары, в открытой и поврежденной таре, принимается в момент получения ее от поставщика или со склада оптового предприятия, продукция поступившая в исправной закрытой таре, принимается в момент поступления только по количеству мест и массе брутто, а по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте не позднее 10 дней с момента поступления в магазин. В районах Крайнего Севера и отдаленных районах приемка товаров производится не позднее 60 дней с момента поступления их на склад получателя.
Особыми условиями поставки, договорами может быть предусмотрена выборочная приемка по количеству с распространением результатов проверки на всю партию.
При обнаружении недостачи приемка товаров приостанавливается, и для дальнейшей приемки и составления двустороннего акта вызывается представитель поставщика. Представитель одногороднего поставщика должен явиться в течении суток, а представитель иногороднего поставщика - в течении трех суток не считая времени проезда.
В случае неявки представителя поставщика приемка товаров по количеству осуществляется:
?с участием представителя другого промышленного предприятия (организации), выделенного его руководителем;
?с участием представителя общественности предприятия-получателя, которого назначает руководитель торговой организации. Общественные представители утверждаются решением местного комитета торговец организации;
?приемка может быть односторонней, если на это дано согласие поставщика.
В организации приемки товаров большое значение имеет предварительное установление времени прибытия и количество поступающих на склад товаров, что позволяет своевременно подготовиться к приемке.
К подготовительным мероприятиям по приемке грузов на складе относятся:
?установление места разгрузки транспортных средств, максимально приближенного к помещению для хранения;
?определение необходимого количества грузчиков и распределение работы между ними;
?расчет требуемого количества и видов подъемно-транспортного оборудования и подготовка их к прибытию товаров;
?заблаговременное определение мест хранения, номеров штабелей для прибывающих на склад товаров;
?подготовка документации, связанной с оформлением приемки-сдачи товаров.
Характер операций при приемке непродовольственных товаров зависит от величины партий поступающих товаров, наличия упаковки. Приемка товаров может осуществляться на станциях железных дорог и водных пристанях, на складах поставщиков, на складах грузополучателей.
Приемка товаров по качеству проводится в соответствии с требованиями, предусмотренными стандартами, техническими условиями, а также по сопроводительным документам (сертификатам, удостоверениям о качестве) и, как правило путем сплошной проверки. Выборочная приемка допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями, условиями договора. Одновременно производится приемка тары по количеству, проверяется комплексность товара, маркировка.
Если поставщик товаров находится в одном городе с покупателем, то приемка по качеству ведется в течение 10 дней с момента поступления товаров, а если поставщик иногородний - в течение 20 дней.
При обнаружении несоответствия качества, маркировки поступившей продукции и тары установленным требованиям получатель обязан обеспечить хранение товаров в условиях, предотвращающих дальнейшее ухудшение их, вызвать для участия в продолжении приемки и составления акта представителя поставщика. Сроки явки представителя такие же, как и по приемке товаров по количеству.
Если же представитель поставщика не явился, то проверка качества товара производится экспертом бюро товарных экспертиз, представителем инспекции по качеству, если на нее возложена эта обязанность. Результаты приемки оформляются актом.
Забракованные товары принимаются на временное хранение (под сохранную расписку) до решения поставщика об их дальнейшем использовании.
Акты о количественной и качественной приемке служат документами для предъявления претензий поставщику.
С момента поступления товара до момента продажи проходит определенное время, в течение которого товар хранится в магазине.
Мы провели проверку непродовольственного товара по основным идентифицирующим признакам: наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, даты изготовления и сроки годности, и установили, что сведения, указанные на маркировке соответствуют требованиям стандартов.
Тема 5. Освоение навыков продажи товаров
В магазине, где я проходила ознакомительную практику процесс продажи складывается из следующих операций:
? Встреча покупателя и выявление спроса.
Эта операция является начальным элементом процесса продажи. Его задача - выявить намерения покупателей в отношении модели, фасона, качества, цены и других признаков товара.
?Предложение и показ товаров.
Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий.
?Помощь в выборе товаров и консультация.
В свою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при показе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами, нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использования, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна ограничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о товарах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетических вкусов покупателей.
Технические операции, выполняемые в процессе отпуска непродовольственных товаров, включают отмеривание, отчет и упаковку товаров.
? Оплата стоимости товаров, упаковка и выдача товаров.
Заключительная стадия процесса обслуживания покупателей и может осуществляться в расчетном узле, где покупатель предъявляет товары контролеру-кассиру, самостоятельно отобранные в зале самообслуживания.
Особенность отпуска технически сложных товаров, имеющих гарантийный срок службы, заключается в том, что продавцы делают отметки в заводском паспорте (проставляют дату продажи, свою подпись и штамп магазина), проверяют наличие инструкций по эксплуатации, оформляют товарный чек, один экземпляр которого выдают покупателю.
Большое значение имеет правильная группировка товаров в торговом зале в зависимости от частоты спроса, габаритов, массы.
Рациональная выкладка товаров осуществляется на основе следующих принципов:
?для выкладки товаров необходимо использовать все свободные места в торговом зале;
?товары, имеющие одинаковое значение, должны быть расположены в одном отделе магазина;
?сопутствующие товары должны быть выставлены в непосредственной близости от основных;
?крупногабаритные товары следует располагать недалеко от выхода;
?новые товары, на которые необходимо обратить особое внимание покупателей, нужно выкладывать на видных местах;
?непродовольственные товары целесообразно располагать по микрокомплексам;
?товары пониженного спроса целесообразно располагать с соответствующими группами товаров, имеющих повышенный спрос.
Тема 6. Освоение методик учета и отчетности торгового предприятия
Товары для продажи поступают непосредственно из производства, от поставщиков и путем самостоятельной закупки директором. Товар в розницу поступает обязательно в сопровождении необходимых документов (счета-фактуры, товарно-транспортной накладной, накладной и др.), предусмотренных условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов.
Товар из производства поступает напрямую в магазин по накладным, а у поставщиков получают по доверенностям материально ответственные лица, которые расписываются в приемке товаров в товарно-транспортной накладной, оформленной поставщиком, и отвечают за его сохранность в процессе доставки. Доверенности применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению [5].
Тема 7. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
В моем отчёте представлен образец стандарта работы кассира при обслуживании покупателя на кассе:
?Скажите: "Добрый день (утро, вечер)".
?Спросите "У вас уже есть наша дисконтная карта?". Если да, попросите карту и уточните номер. Если нет, скажите: "Вы можете получить дисконтную карту при покупке свыше ХХХХ рублей или приобрести её за ХХ рублей". Если сумма покупки несколько меньше ХХХХ рублей, предложите покупателю выбрать что-то ещё.
?Перечислите выбранный товар.
?Проверьте и упакуйте товар в соответствии с правилами. Снабдите покупателя дополнительной информацией в соответствии с видом выбранного товара.
?Назовите общую сумму покупки.
?Возьмите и пересчитайте деньги у покупателя. Назовите сумму: "Ваши 3000 рублей (10 000 рублей и др.). Положите деньги так, чтобы их видел покупатель.
?Пробейте чек, пересчитайте сдачу так, чтобы это было видно и слышно покупателю. Скажите: "Пожалуйста, ваш чек и сдача ХХХ рублей". Отдайте чек и сдачу в руки покупателю.
?После окончательного расчёта положите полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
?Скажите: "Пожалуйста, сохраните чек. Вы можете вернуть или об-менять товар при наличии чека в течении четырнадцати дней при условии. Что вещь не была в употреблении и упаковка не нарушена. Гарантия на товар (зависит от товара).
?Если имеется, положите в пакет инструкцию по уходу за товаром и скажите: "Инструкция по уходу за изделиями у вас в пакете" [7].
С помощью анкетного опроса покупателей был исследован ТПК "Ваш Дом", реализующий товары для дома.
Таблица 3
Результаты обработки анкет посетителей торгово-производственного комплекса "Ваш дом"
№Название критерияВажность критерия для покупателяОценка степени удовлетворённости по пятибалльной шкале1Уровень обслуживая1294,32Уровень цен12043Ассортимент1484,94Уровень гигиены1153,15Удобство размещения товара1324,46Квалификация персонала1294,3Общее число розданных анкет 0030Общее число заполненных анкет 0030
В условиях современного бизнеса конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством. Высокое качество продукции, удовлетворяющее ожиданиям потребителя, является важным фактором принятия решений в пользу покупки именно данного товара или услуги. В заключении можно сделать вывод, что у данного торгового предприятия, как и любого другого, есть как внутренние (текучесть кадров), так и внешние проблемы (конкуренция, административные барьеры). Поэтому для обеспечения более эффективной работы предприятия и получения более высокой прибыли необходимо:
? добиться повышения квалификации персонала;
? более чётко организовать работу склада предприятия;
? ввести в ассортимент новые товарные группы;
? расширить рынки сбыта продукции, большее внимание, уделяя рынку области;
? пересмотреть ценовую политику.
Заключение
В процессе прохождения ознакомительной практики были:
изучены основы торгового процесса;
приобретены практические навыки работы в торговом зале;
изучена работа на контрольно-кассовых машинах;
ознакомлена с оборудованием торговых залов.
проведена инвентаризация торгового предприятия.
За период прохождения ознакомительной практики я закрепила полученные ранее теоретические знания, получила умения и навыки самостоятельной работы в деятельности торгового предприятия.
В заключении, на основе выше представленного, можно сделать вывод, что магазин ПО "Коломенский райпотребсоюз " стабильная и эффективная организация продолжающая развиваться, способна конкурировать на рынке в области продажи продуктов непродовольственного потребления, ориентированную на требования клиентов и высокое качество продукции.
Список использованной литературы
1.ГОСТ 15009-91 Система разработки и постановки продукции на производство. Непродовольственные товары народного потребления.
2.ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля.
.ГОСТ 30084-93 Материалы текстильные. Первичная маркировка.
.ГОСТ Р 50962-96 Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические требования.
.Моисеинко Н.С. - "Товароведение непродовольственных товаров"; Часть 1. Серия "Учебники XXI века". Ростов Н/Д: "Феникс" - 2011г. - 320с.
.Неверова А.Н., Чалык Т.И. - "Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами"; ИРПО; Изд. Центр "Академия" - 2010г. - 464 ст.
.Рекомендации по прохождению учебной (товароведной) практики студентов II курса экономического факультета. - Коломна, 2012. - 26 с.