Введение
Товароведно-торговая практика направлена на закрепление и углубление знании, на закрепление практических навыков по дисциплине «Товароведение», выработку профессиональных умении, формирование представления об условиях, специфике деятельности продовольственных и продовольственно-торговых предприятий в системе рыночных отношении.
Цель практики: Закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, а также приобретение практических навыков в области коммерческой деятельности торгового предприятия и организации торгового процесса на предприятиях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд поставленных задач:
- изучение организации торгово-хозяйственной деятельности торгового предприятия;
анализ структуры и путей формирования и совершенствования ассортимента торгового предприятия;
анализ организации торгово-технологического процесса на торговом предприятии;
типы и виды торгового оборудования;
овладение навыками составления торговых контрактов и договоров;
освоение видов документального оформления основных операций при приемке, хранении и реализации товаров;
участие в инвентаризации товарно-материальных ценностей;
контроль наличия и правильности выдачи сертификата на товары, подлежащие обязательной сертификации;
осуществление приемки партии поступивших товаров по качеству и количеству;
изучение основных руководящих документов, регулирующих деятельность ТП.
1. Общая характеристика предприятия
ИП «Рябинушка» под руководством Галиоскаровой Фаризы Рашидовны начал свою деятельность в июле 2001 года, с тех пор данный магазин успешно ведет свою работу. Магазин находится по адресу г. Тюмень, п. Тарманы ул. Игримская 28. Общая площадь магазина составляет 120,3 кв. м, из них на торговую площадь отведено 72 кв.м.
Серия 72 №00196758
ОГРНИП 311723214400055
ИНН 720300458403
Магазин специализируется на производстве и реализации продовольственных товаров.
Выбор эффективных методов розничной продажи товаров - важнейший этап коммерческой деятельности розничных торговых предприятии. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
ИП «Рябинушка» использует метод обслуживания через прилавок.
Продажа товаров через прилавок включает следующие операции:
.Встреча покупателя и выявление его намерения
.Предложение и показ товара
.Помощь в выборе товара и консультация
.Предложение сопутствующих и новых товаров
.Проведение технологических операции, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием
.Расчетные операции
.Упаковка и выдача покупок
Целью создания данного магазина является более полное насыщение рынка продовольственными товарами и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.
К оперативным работникам на предприятии относится торговый персонал - это продавцы, административно-управленческий персонал - это директор, главный бухгалтер, специалист - товаровед.
Директору подчиняются товаровед, главный бухгалтер, продавцы.
Функциональные обязанности продавца:
Осуществлять продажу товаров покупателям, вежливо и доходчиво рассказывает покупателям о товарах, следит за работой вверенного ему кассового и иного оборудования и инвентаря, при приеме, передаче смены составляет акты приема-передачи товаров, поддерживает чистоту и порядок в одежде и на своем рабочем месте с соблюдением всех необходимых санитарных и противопожарных норм, предоставляет по требованию покупателя «Книгу отзывов и предложений», контролировать состояние запасов товаров в отделе и при необходимости обеспечивть их пополнение, ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, передает в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам, составляет кассовую отчетность, нигде, никогда и ни в какой мере не разглашает известные ему сведения об операциях по хранению ценностей, их отправке, перевозке, охране, сигнализации, а также служебных поручениях по кассе, соблюдает правила техники безопасности.
Краткий анализ основных экономических показателей предприятия ИП Галиоскарова
В таблице 1 представлены показатели торгово-экономической деятельности магазина за 2010-2011 гг.
Из таблицы 1 видно, что в 2011 г. магазин значительно улучшил показатели всей деятельности. Так, видно, что товарооборот увеличился на 93%. Валовой доход увеличился почти в 6,5 раз, в связи с чем уровень валового дохода к товарообороту в 2010 г. составил 67,4%, что на 47,4% больше, чем в предыдущем году.
Более чем в 8 раз увеличилась прибыль от реализации товаров. Уровень рентабельности возрос на 37,6%, составив в 2011 г. 49,2%.
Сумма издержек обращения увеличилась на 86%, положительным моментом является снижение уровня издержек в процентах к обороту на 1,8%.
Внереализационные доходы снизились ровно на половину, одновременно в 3,5 раза возросли внереализационные расходы.
Таблица 1. Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ИП Галиоскарова в 2010-2011 гг., тыс. руб.
Показатели2010 г.2011 г.Отклонение +/-2011/2010 гг., %Товарооборот, сумма3350,76460,73110193Валовой доход, сумма670,144350,83680,66649,2Издержки обращения, сумма1760,73280,71520186Прибыль от реализации товаров, сумма390,131802780,9813Уровень рентабельности, %11,649,237,6-Внереализационные доходы (прибыль)50,820,9-30,060Внереализационные расходы10,240,230,0350Балансовая прибыль430,73160,72730725торговый товароведный потребитель технологический
Проанализировав данные экономические показатели можно сказать, что в 2011 г. предприятие работало эффективно и улучшило результаты работы по сравнению с 2010 гг. по показателям товарооборота, валового дохода, прибыли от реализации, балансовой прибыли и чистой прибыли.
Исходя из этого, сумма балансовой прибыли в 2011 г. увеличилась на 2730 тыс. руб., или более, чем в 7 раз. Основная причина увеличения показателей - увеличение торговых площадей.
Основу коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Общий объем товарооборота (выручка от реализации товаров) за 2010-2011 гг. представлен в таблице 1, из этой таблицы видно, что сумма товарооборота в 2011 г. составила 6460,7 тыс. руб., что на 93% больше, чем в 2010 г.
Основная причина роста экономических показателей - увеличение торговой площади, расширение ассортимента.
Основными потребителями товаров, реализуемых в анализируемом магазине, являются покупатели, живущие недалеко от магазина. Объем их закупок разный, это зависит от имеющихся у них средств и составов семей.
Как известно, на объем розничного товарооборота оказывают влияние факторы внутреннего характера, связанные с использованием основных фондов
Благоприятное влияние на товарооборот оказывает прирост торговой площади и более рациональное ее использование.
2. Организация торгово-хозяйственной деятельности предприятия
Система хозяйственных связей на предприятии представляет собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия с потребителями продукции.
Система хозяйственных связей включает в себя, в частности:
·участие торговых организаций в разработке планов производства товаров посредством предоставления заказов и заявок;
·хозяйственные договоры;
·контроль над соблюдением договорных обязательств;
·применение экономических санкций;
·проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров;
·установление оптимальных финансовых взаимоотношений и проч.
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставки товаров народного потребления и продукции производственного назначения покупателям.
Формирование хозяйственных связей, их общее количество и сложность находятся под влиянием множества разнообразных факторов:
·масштабы общественного производства и сложность его отраслевой структуры;
·процесс углубления специализации и производственной кооперации в промышленности;
·ассортимент, объемы и качество производимой и потребляемой продукции.
От того, каким образом сформированы хозяйственные связи, от их структуры и организации во многом зависят экономические показатели сферы обращения.
Поставки продукции в магазин «Рябинушка» осуществляются своевременно по заказам ответственного лица. Для начала работы с каким-либо предприятием поставщики заключают договор поставки, обговаривают ассортимент поставляемого товара ознокамливаясь с ассортиментным перечнем поставщика.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
К договору поставки, если иное не предусмотрено нормами о нем, применяются общие правила о купле-продаже. Так, общими положениями о договоре купли-продажи регулируются условия о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и упаковке, цене, порядке оплаты.
Сторонами договора поставки являются: поставщик (продавец) и покупатель.
Особо следует отметить, что договор поставки может заключаться в пользу третьего лица - получателя товара, который хотя и не является стороной договора, но может быть в нем указан и приобретает в силу его заключения гражданские права и обязанности, таковым лицом в ИП Галиоскарова является товаровед.
К числу существенных условий договора относятся его предмет и срок осуществления поставки.
Предмет договора поставки считается установленным, если его содержание позволяет определить наименование и количество товара.
В отличие от договора купли-продажи, в котором предметом могут быть как вещи (товар), так и имущественные права, предметом поставки может быть только товар. Именно цель приобретения товара позволяет отграничить поставку от розничной купли-продажи.
Поставке подлежит производимый или закупаемый поставщиком товар.
Зачастую договор предполагает не одноразовую передачу товара, а регулярную поставку товара партиями. При этом общее количество товара делится на определенные части и контрагенты согласовывают сроки поставки отдельных партий (периоды поставки). С определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров.
Цена товара устанавливается свободно, по усмотрению сторон. В предусмотренных правовыми актами случаях в отношении отдельных видов товара применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Основная обязанность поставщика - передать покупателю товар, количество, качество и комплектность которого соответствует договору.
Договор поставки содержит в себе такие пункты как:
.Реквизиты поставщика
.Реквизиты покупателя
.Предмет договора
4.Цена и условия платежа
5.Сроки действия Договора
6.Условия поставки (отгрузки) товара
7.Качество и комплектность товара
8.Тара и упаковка
9.Страхование товара
10.Момент перехода права собственности
.Гарантийные сроки
.Ответственность сторон
.Форс-мажор
.Разрешение споров
.Условия изменения, расторжения договора
.Прочие условия
Магазин «Рябинушка» работает с большим количеством поставщиков, такими как:
.Торговая компания ООО «Лидер Продукт» - выпускающая продукты питания под известными торговыми марками, такими как «ХозяинЪ», «Толстый боцман», «Еко», «Рузком», ООО «Курганский мясокомбинат», «Гудвилл», «Боген», «Рязанский консервный завод», «Кубаночка», «Дабров», «Толстый боцман» и прочие.
2.Алейскзернопродукт производитель муки, круп, макарон, зерновых, хлопьев, не требующие варки и подсолнечное масло, выпускаюшиеся под торговой маркой «Алейка»
.Поставщик «Нимак» - поставляет продукты глубокой заморозки, основными продуктами поставки являются: мороженое, мясные полуфабрикаты, замороженные овощи, ягоды, смеси, мясо, курица, натуральные полуфабрикаты из мяса курицы, куриные субпродукты, рыба, рыбные полуфабрикаты, изделия с морепродуктами, морепродукты, кондитерские изделия и бакалея.
.Поставщик «Петрович» - поставляет сыро, молочную и масложировую продукцию, такую как: твердые, мягкие, рассольные и плавленые сыры; растительные и сливочные масла, жиры и маргарины; майонезы; йогурты, молоко, глазированные сырки и другая молочная продукция.
.ОАО «Тюменский бройлер» - поставщик яйца и мяса птицы.
.Поставщик «СПК «Ембаевский» - поставщик свежих овощей (капусты, моркови, свеклы, картофеля, огурцов, редьки).
.ОАО ТХК - поставщик хлеба и хлебобулочных изделии
.Торговая фирма АВС-ТРЕЙД-СИБИРЬ
.Поставщик «Риф-Инвест» - поставщик алкогольной и спиртосодержащей продукции.
.Компания COCA-COLA (кока - кола)
.ООО «БТ» - поставщик алкогольной продукции
.ООО «Колос»
.Оптовый склад Власанна - поставщик чипсов, семечек, алкогольных напитков, воды, соков, табачных изделий.
.Торговый дом Мегаполис поставщик алкогольной и табачной продукции
.Фирма приоритет - поставщик пива, соков, безалкогольных напитков, масложировой продукции.
.Фирма Россар - Тюмень - оптовый поставщик пива и табачной продукции
.Компания SPRING (спринг) (Благая Весть)
.Компания Водопад
.ООО Торговый Дом «Сыробогатов»
.ООО «Эссен Дистрибьюшен Тюмень» (продукция марки Махеев)
.ООО «Агроторг»
.Оптовая база Сибирский на Барабенской - поставщик фруктов и овощей
.Кондитерская компания РУССЛАД
.ООО «Эль-Капитан» - поставщик пива на разлив
.Совхоз «Червишевский»
.ООО «Пивной мир»
.ООО «Мясная душа Регион»
.ООО «Лидер»
.ООО «Регион Систем»
.ООО «Матроскин»
.ЗАО «Северная Земля»
В магазин продуктов «Рябинушка» молочные продукты поступаю 3 раза в неделю, хлеб и хлебобулочные изделия поставляются каждый день. Продукты глубокой заморозки, такие как рыба¸ мясо, полуфабрикаты, замороженные фрукты и овощи, мороженное поступают в магазин не чаще 1-2 недель. Бакалейные товары поступают от 3 до 4 дней в неделю, также как и вкусовые. Кондитерские изделия поступают в небольшом количестве каждые 2-3 дня. Колбасы и мясные продукты поступают каждую среду, табачные изделия поступаю также 3 раза в неделю.
Закупки товаров производятся товароведом непосредственно через торговых представителей.
Работники магазина обеспечиваю высококвалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине также созданы все условия для рационного хранения товаров и подготовки их к продаже.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка является одной из важнейших операции торгово - технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и опреходованию подлежит только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и ТУ.
Приемка товаров по количеству и по качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемке продукции производственно - технологического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Порядок и сроки приемки товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются условиями поставки, договорами купли - продажи, качеству и комплектности. Порядок формирования договора купли продажи, договора полставки регулируется главой 30 «Купля - продажа» ГКРФ.
3. Специализация предприятия
Магазин «Рябинушка» специализируется на продаже и производстве продуктов питания. Ассортимент магазина очень обширен, но в основном это продукты первой необходимости.
Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях - сложный процесс, базирующийся на учете действия многих факторов. Важным фактором является покупательский спрос и производство товаров, затем формирование ассортимента зависит от типа и размера магазина, его технической оснащенность, условий товароснабжения, численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. Не мало важным фактором будет являться фактор их взаимозаменяемости, в случае отсутствия в продаже нужного продукта покупатель, как правило, не откладывает покупку, а ищет ей замену. Кроме того, на продовольственные товары спрос комплексный, т.е. одновременно приобретаются продукты, дополняющие друг друга (мясо, жиры, овощи; хлеб, молоко; чай, сахар и т.д.).
На спрос и потребление многих продуктов питания, оказывает влияние сезонность их производства (молочные продукты, мясо, овощи, фрукты и др.). Вследствие этого происходит неравномерность их потребления в течение года и спрос переключается на товары их заменяющие. Например, в зимний период увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы; летом при обилии овощей, ягод и фруктов резко снижаются объемы продаж круп и макаронных изделий и т.д. Проблема сглаживания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается путем создания сезонных запасов соответствующих товаров.
Также при формировании ассортимента необходимо учитывать влияние следующих факторов:
. Цена - Часто выступает в качестве определяющего обстоятельства при совершении покупки.
. Вкус.
. Внешний вид является не мало важным фактором, на который покупатель обращает внимание.
. Свежесть - соответственно качество и вкус одновременно.
. Срок годности.
. Производитель. Для потребителя порой большую роль играет производитель, по этому в формировании ассортимента нужно учитывать спрос.
. Фасовка.
. Условия хранения. То, как хранится товар, обеспечивает его качество при последующем употреблении.
Ассортиментный перечень магазина «Рябинушка».
1.Хлеб, хлебобулочные изделия (хлеб, булки, пицца, сосиски в тесте, кексы, чебуреки, бараночные изделия)
.Бакалейные товары (Сахар-рафинад, Сахар-песок, Чай, Чайные напитки, Кофе, Кофейные напитки, Какао-порошок, Сода питьевая, Масло растительное, Поваренная соль, Макаронные изделия, Крупа и бобовые, Сухие кисели)
.Пряности и пищевые кислоты
4.Кондитерские изделия (Карамель незавернутая, Карамель завернутая, Конфеты шоколадные, Шоколад, Печенье, Пряники, Вафли, круасаны, торты)
.Консервы (Консервы овощные и фруктово-ягодные, Консервы овощные натуральные, Консервы овощные закусочные, Овощные обеденные консервы, Концентрированные томат-продукты, Консервы из соленых и маринованных овощей, Плодоовощные соки, Компоты, Повидло, Джемы, Конфитюры, Варенье, Соусы)
.Консервы из рыбы (закусочные и натуральные)
.Гастрономические товары
.Молочные продукты (Масло сливочное, Сыры сычужные, Сыры плавленые, Маргарин и маргариновая продукция, Кондитерские и кулинарные жиры, Сало животное топленое и сырое)
.Рыбная гастрономия (Килька, салака пряного посола)
.Рыба и мясо Свежемороженые
.Водка, ликеро-водочные изделия, безалкогольные напитки (Водка, Виноградные вина, Коньяк, Плодово-ягодные вина, Минеральная вода, Фруктовые напитки)
.Пиво
.Табачные изделия и спички (Папиросы, Сигареты, Спички)
Целью экономического развития любого торгового предприятия является удовлетворение потребностей. Потребность в широком смысле слова есть осознанная необходимость человека и всего общества в материалах и социальных благах, услугах и духовных ценностях. Потребность в товарах народного потребления проявляется в форме спроса. Спрос - это форма рыночного проявления потребности. Анализ данных изучения покупательского спроса позволяет обеспечить правильное соотношение между объемом производства и потребления, даст возможность активно воздействовать на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров и повышения их качества.
Изучение спроса требует комплексного подхода, позволяющего получить полную информацию о необходимых потребителям товарах и ценах, которые они готовы за товары заплатить. Такая информация не только способствует изучению спроса, но и помогает выявить тенденции его изменения и развития. Изучение и прогнозирование спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Собранная информация о спросе позволяет обосновывать коммерческие решения по оптовым закупкам товаров.
Изучение спроса населения проводятся по разному, это может быть:
.Изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и товаров;
.Анализ показателей товарооборота, товарных запасов и товарооборочиваемости.
. Анализ реализованного и нереализованного спроса населения.
. Проведение анкетирования покупателей;
. Прием заказов от покупателей на товары достаточного ассортимента, временно отсутствующего в продаже.
В целях привлечения покупателей вывешиваются различные рекламные плакаты внутри и снаружи помещения.
4. Организация товароведно-технологического процесса
Торгово-технологический процесс в магазине «Рябинушка» представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.
Торгово - технологический процесс не мало важен для любого предприятия, он включает в себя 2 операции это основную и вспомогательную.
Основная опирация основана на производстве продукции, продаже товара и работе с покупателями.
Вспомогательная опирация основана на выгрузке товара, приемке, размещению в складском помещении, фасовке, перемещении к местам продажи, выкладке.
После приемки товара по количеству и качеству, товар требующий фасовки, фасуется, остальной сразу выкладывается с готовыми ценниками в торговый зал, в специализируемые для того или иного вида товара, места.
Хранение товаров в магазине осуществляется в специально оборудованных складском помещении и торговом зале.
В торговом зале товар размещается в холодильных оборудованиях, на стеллажах. Для каждого вида товаров есть свои холодильные оборудования с разными режимами температуры и свои стеллажи.
Товар в торговом зале размещен с условием товарного соседства.
Магазин «Рябинушка» полностью оборудован прилавками и стеллажами, на которых хранятся не скоропортящиеся продукты, такие как: консервы, крупы, вкусовые изделия, пряности, и многое другое. Также магазин содержит специальные витрины под алкогольную продукцию, под вина, коньяки, водку и соки; прилавки со стеклянной полкой для штучных товаров, наклоненный прилавок, кассовый прилавок, прилавок для выкладки фруктов, а также установлены и холодильные оборудования для разных видов товаров, которые требуют определенного температурного хранения.
В складском помещении товар размещается с условием товарного соседства, с учетом минимально допустимого расстояния товаров от стен, потолка, от отопительных приборов; расстояние между проходами, соблюдая температурно - влажностый режим. Товар размещается на специальных поддонах, холодильных оборудованиях и на стеллажах.
На складе товары хранятся только длительного хранения.
Покупатели обслуживаются через прилавок доброжелательным продавцом.
График работы магазина продуктов «Рябинушка» круглосуточный, по этому магазин оснащен видео камерами и после 23-00 и до 06-00 продавцы работают через специальное дверное окно. Продавцы производят пересменку каждый день с 08-00 до 08-30, рабочий день у товароведа и директора начинается каждый день с 09-00 до 17-00 выходные суббота и воскресение.
5. Соблюдение прав потребителей на торговом предприятии
Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и имеющих прямое отношение к преобразованию экономики.
Соблюдение прав потребителей - одно из важных правил работы с покупателями способствующее успешности, процветанию и доброму имени торговой компании.
Законом предусмотрены требования к самому процессу продажи товара, наличию определенных документов в местах продаж, указанию информации о потребительских свойствах и цене товара и многие другие.
В магазине строго следят за соблюдением прав потребителей, сроками годности продукции, в случаях продажи не качественной продукции возмещают в полном объеме причиненный ущерб.
Продавец реализует сертифицированный товар, имеющий все сертификаты качества и ветеринарные справки; производит доведение до потребителя необходимой информации; в установленных случаях приостанавливает реализацию, принимает меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции; в установленных случаях возмещает в полном объеме причиненный ущерб.
В торговом зале представлена вся необходимая информация для потребителей на информационном стенде, а именно:
.Лицензия на продажу спиртной и алкогольной продукции.
.Санитарно-эпидемиологическое заключение.
.Книга отзывов и предложений.
.Закон о защите прав потребителей.
За время работы у магазина серьезных конфликтов с потребителями не было. Все конфликтные ситуации решались мирным путем.
6. Порядок оформления результатов торгово-хозяйственной деятельности
Приемка товаров в магазине «Рябинушка» осуществляется в складском помещении, со служебного входа, который спроектирован так, чтобы доступ транспорта к нему был максимально удобен. При приемке товаров происходит проверка всех приходных документов: накладных, счетов-фактур, сертификатов, удостоверений качества, ветеринарных справок. Если в процессе приемки товаров товароведом был выявлен брак или количество товара по накладной не соответствует фактической приемке, то он возвращается обратно поставщику с экспедитором и производятся соответствующие исправления в накладных и счетах-фактурах. Если же брак был обнаружен в процессе реализации, и является производственным, то составляется акт о расхождении качества или количества в двух экземплярах, один из них отправляется поставщику с претензией, после чего производится замена, либо возврат денежных средств.
По окончанию каждого рабочего дня, товароведом составляется товарный отчет, в котором отмечаются поставки товара за весь день, номера документов поставки (накладная, счет-фактура), общая стоимость партии товаров и итоговая сумма поставки. В случае поставки товаров в выходные или праздничные дни товар принимается материально ответственным лицом, а товарные отчеты составляются в первый рабочий день задним числом.
Перемещение товаров со складского помещения в торговый зал производится сразу после приемки товара. Товаровед передает принятый им товар продавцу, тот взвешивает каждый товар и делает ценник на каждый товар отдельно, после чего выкладывает товар с учетом хранения и товарного соседства.
7. Товароведная характеристика торгового процесса
Магазин «Рябинушка» сотрудничает с 31 разными поставщиками. В основном все из них являются Тюменскими предприятиями, за исключением «СПК «Ембаевский» который поставляет свежие овощи (капусты, моркови, свеклы, картофеля, огурцов, редьки).
Многие поставщики магазина занимаются реализацией одного и того же товара, по этому товаровед работая с поставщиками анализирует поставку товаров и заказывает товары по минимальной цене, или же в зависимости от срока поставки. Среди этих поставщиков можно выделить несколько конкурирующих, если один поднимает цену, то заказ производится у другого или бывают такие инциденты, что у одного поставщика нет в наличии необходимой нам продукции. Например поставщики «Петрович» и СОВХОЗ «ЧЕРВИШЕВСКИЙ» поставляют в магазин молоко и молочные продукты, если же по каким то причинам один поставщик не может поставить товар во время или же в наличии не оказывается данный товар, то заказ производится у другого поставщика, хоть и за более высокую цену.
В Магазине «Рябинушка» приемку товаров по количеству и качеству осуществляет товаровед, либо если товар приходит в выходные или праздничные дни - продавец. Приемка по количеству осуществляется подсчетом мест, единиц и массы товаров и сравнение фактического его количества с количеством указанным в сопроводительной документации: счетах-фактурах, накладных. Если фактически количество или масса товаров не соответствует, то производится исправление в обоих экземплярах, товаровед расписывается в документах поставщика, а торговый представитель расписывается в документах товароведа, после этого производится замена документов на чистые экземпляры, соответствующие фактическому наличию поступивших товаров.
Приемка по качеству осуществляется органолептическим методом. Проверяется целостность товаров, его цвет, наличие механических повреждений, следов порчи, гнили, плесени, целостность упаковки, маркировка, сроки годности, отсутствие насекомых и грызунов и следов их жизнедеятельности. На отдельные группы товаров предоставляются удостоверения качества и копии ГОСТов, ТУ в которых указываются все свойства, которыми должен обладать данный товар. Если при приемке был обнаружен брак или расхождения качества, составляется акт и производится замена товаров ненадлежащего качества или возврат денежных средств.
На предприятии происходит работа с многооборотной тарой - газовые баллоны, пивные кеги. Порядок возврата тары должен быть отражен документально. Когда газовый баллон заканчивается, об этом сообщается поставщику, которому принадлежит данный баллон в данном магазине это поставщик разливного пива ООО «Эль-Капитан», тогда поставщиком составляется накладная и счет фактура на стоимость газа, старый пустой баллон забирают и привозят новый полный баллон, в документах это отражается следующим образом: + 1 баллон (4000 р) -1 баллон (4000 р). Пивные кеги поступают на предприятие наполненные пивом, при заказе новой партии производится расчет нужного количества полных кег до следующей поставки и сообщается сколько в наличии пустой тары, Когда товар привозят пустые кеги забирают, но только то количество которое было заявлено в заказе, это количество отражено в накладной на возврат оборотной тары.
При приемке товаров товаровед или продавец очень тщательно следит за качеством поступающих товаров и за сроками их хранения, товары с подходящими к истечению сроками годности, ненадлежащего вида и качества отсеиваются сразу при приемке. Хранятся товары строго срокам их реализации, если же срок товара истек до реализации, то происходит списания данного товара.
Список литературы
торговый товароведный потребитель технологический
1.Закон РФ «О защите прав потребителей» (по состоянию на 20 февраля 2009 года.) - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. - 32 с. - (Кодексы и законы России).
2.Тимофеев В.А. Товароведение продовольственных товаров: учебник/В.А. Тимофеева. - Изд. 10-е, доп. и перер. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 473 с. - (СПО).
.Правила торговли: Сборник нормативных документов. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 64 с. - (Кодексы и законы России).
.Российская Федирация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный Закон: принят Гос. Думой 1 декабря 1999 г.: одобр. Советом Федерации23 декабря 1999 г., №29 ФЗ от 2 января 2000 г. - М.: ПРИОР, 2000 - 28 с.
.Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник для вузов М.А. Николаева. - М.:НОРМА, 2000.
.ГОСТ Р 51305 - 99 Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу.