Задание на практику
Общее задание
Необходимо проанализировать и охарактеризовать:
-Цели и задачи предприятия;
-Масштаб деятельности, географическое положение предприятия;
-Миссию и имидж предприятия;
-Характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;
-Степень механизации и автоматизации производства и процессов управления, уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;
-Организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);
-Производственную структуру предприятия (технологический аспект);
-Стратегию и тактику управления предприятием;
-Уровень организационной культуры на предприятии.
Индивидуальное задание:
Изучить и отразить в отчете:
-кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе: профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
-планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);
-процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
-систему материального и морального стимулирования; функции управленческого персонала;
-требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
-систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
-методы повышения эффективности управленческого труда.
Оглавление
Введение
1.Общая характеристика предприятия ООО «Соната»
2.Анализ хозяйственной деятельности
3.Анализ отчета прибыли и убытков
4. Оценка хозяйственной деятельности предприятия
5. Организационно-технический уровень предприятия, его роль в формировании результатов хозяйственной деятельности
6.Управление персоналом
7.Стиль руководства на предприятии «Соната»
8.Понятие «корпоративная культура»
9.Корпоративная культура на предприятии «Соната»
10. Анализ кадровой политики предприятия
11. Анализ стратегии развития предприятия
Заключение
Введение
В настоящее время развития рыночных отношений, ускорения научно - технического прогресса и процессов интеграции и глобализации увеличивается значение практической деятельности в подготовке будущих специалистов.
Применение теоретических знаний в практической деятельности позволяет:
·закрепить и углубить знания студентов по блокам общеобразовательных и специальных дисциплин подготовки менеджера,
·приобрести навыки самостоятельной работы по специальности,
·приобрести опыт работы в трудовых коллективах при решении производственно- управленческих задач,
·развить умения анализировать результаты своей деятельности.
Вышеуказанные положения имеют важное значение для обучения и становления будущего менеджера.
Целью практики менеджмента является изучение основных функций менеджмента и среды деятельности менеджера на примере конкретной организации.
Объектом практики менеджмента является финансово - хозяйственная и управленческая деятельность ООО «Соната». Предметом практики выступает организация управления персоналом на ООО «Соната».
В период прохождения практики будут решаться следующие задачи:
.Рассмотреть организационную структуру управления ООО «Соната».
.Изучить масштабы и характер деятельности ООО «Соната».
.Изучить цели и задачи организации.
.Рассмотреть тактику и стратегию организации.
.Проанализировать уровень организационной культуры и имидж организации.
.Рассмотреть и проанализировать организацию управления персоналом в компании
.Выявить особенности и эффективность управления персоналом в компании
.Рассмотреть основные финансовые показатели организации, выявить динамику и факторы, влияющие на деятельность организации
.Разработать предложения и рекомендации.
Данная работа выполнена на основе данных бухгалтерской и финансовой отчетности рассматриваемой организации. В ней используются данные учредительных и иных документов компании, законодательных документов Российской Федерации и постановлений местных органов власти.
1.Общая характеристика предприятия ООО «Соната»
Общество с ограниченной ответственностью «Соната», именуемое в дальнейшем "Общество" учреждено Решением участника 2005 года и действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью", иными нормативными актами Российской Федерации.
Общество является юридическим лицом. Создано без ограничения срока действия. Общество имеет круглую печать, содержащую полное фирменное наименование и указание на место нахождения общества. Общество имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, банковский счет, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, фирменную эмблему, товарный знак и другие средства индивидуализации, может создавать филиалы и открывать представительства как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Основной целью Общества является получение прибыли.
Основное направление деятельности - организация международных мультимодальных перевозок как экспортных, так и импортных грузов, включая все виды транспортно-таможенных услуг.
Основная задача компании - решить весь спектр вопросов, связанных с международной логистикой и импортно - экспортными операциями.
Компания «Соната» оказывает следующие виды услуг:
Консалтинг
Организация перевозок от двери до двери;
Контейнерные грузоперевозки;
Перевозки спецтехники;
Перевозки консолидированных грузов
Таможенное оформление
Сертификация;
Внутрипортовое экспедирование грузов из любой страны мира.
Специалисты компании «Соната» разработают оптимальную схему доставки груза исходя из поставленных задач, характеристик груза и требований к его перевозке, подберут необходимый вид транспорта на каждом из этапов поставки, решат все сопутствующие задачи и возникающие проблемы, обеспечат документационное сопровождение всей перевозки.
Компания расположена в Краснодарском крае, город Новороссийск, который в свою очередь является стратегически важным транспортным узлом Российской Федерации.
Транспортная компания «Соната» оказывает услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, при использовании контейнеров. Самым главным достоинством перевозки железнодорожными контейнерами является отсутствие дополнительных перегрузок товара. Товар в контейнер загружается один раз и выгружается на складе получателя даже без подъездных путей. Преимуществом является, и соотношение цены и времени, затрачиваемого на перевозку. Контейнерная перевозка железнодорожным транспортом во все времена имела недорогие тарифы, а скорость и расписание поездов всегда позволяли уложиться во время и рассчитать правильно маршрут.
Компания «Соната», восемь лет выполняющая перевозки грузов железнодорожным транспортом оказывает полный спектр услуг по организации железнодорожных перевозок грузов на территории СНГ, применяя различные логистические схемы, позволяющие клиенту получить заказ в кратчайшее время. Залогом конкурентоспособности использование, как своих собственных контейнеров, так и арендованных, что позволяет предложить самые минимальные тарифы на перевозку и опытные специалисты.
Основная функция деятельности компании остается неизменной - доставка груза по максимально удобной и экономичной для грузовладельца схеме.
Услуги контейнерных перевозок грузов включают следующие этапы:
-оформление пакета документов;
-доставка контейнеров до отправителя груза;
-погрузочные работы с использованием кранов и специализированной техники;
-организация контейнерных перевозок до железной дороги;
-пломбирование;
-непосредственно грузовые контейнерные перевозки (по железной дороге и морские перевозки);
-информирование получателя о завершении перевозки.
Численность работающих в ООО «Соната» по состоянию на 01.04.2013 года составила 5 человек.
Рис. 1. Организационная структура компании «Соната»
2.Анализ хозяйственной деятельности
Анализ хозяйственной деятельности - экономический анализ результатов деятельности предприятия, при котором комплексно оценивается ее соответствие целям и задачам, стоящим на данном этапе перед предприятием. Является необходимым элементом управления. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта. В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых факторов.
Цены на ресурсы и топливо резко возросли, это является главной проблемой компании. Это связанно с нестабильной экономической ситуацией не только в России, но и в мире. От этого страдает предприятие, так как чем больше составляют затраты на реализацию услуг, тем меньше у него прибыль.
Предложение решения проблемы - сборные грузовые железнодорожные перевозки. То есть в одном вагоне, как правило, производится перевозка грузов железнодорожным транспортом нескольких десятков клиентов. Это объясняется стремлением торговых компаний получать товар небольшими партиями раз или несколько раз в неделю, в зависимости от интенсивности его реализации. И в этом случае товар доставляется оперативно мелкими партиями и снижается вероятность накопления на складах нереализованного товара. Такой способ доставки не требует больших объемов, но так же, является быстрым и не дорогим способом перевозки.
3.Анализ отчета прибыли и убытков
Как показывают данные таблицы, в 2012 году оборот выручки увеличился с 1651 тыс. руб. в 2011 году до 2464 тыс. руб. в 2012. Соответственно, увеличилась и валовая прибыль - на 14,3%. Результатом деятельности фирмы в 2012 году являются прибыль, которая снизилась на 626 тыс. руб. Причиной являются затраты на реализацию услуг, чему способствовало повышение цен на ресурсы и топливо. Цена, по которой приобретаются производственные ресурсы, не зависит от деятельности предприятия. Она определяется складывающимся спросом и предложением на ресурсы. В текущих условиях, положение компании усугубилось, в итоге чистая прибыль снизилась на 90,3%, так же уменьшились административные расходы - на 25% по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 1.
Анализ отчета прибыли и убытках ООО «Соната» 2011-2012 гг. в тыс. руб.
ПоказательГодаОтклонения20112012Тыс.руб.%Выручка1651246481349,2Затраты на реализацию услуг82122801459177,7Валовая прибыль1611842314,3Управленческие расходы5239-13-25Прибыль или убытки до уплаты налогов71892-626-87,2Текущий налог на прибыль2024420Чистая прибыль69868-630-90,3
4. Оценка хозяйственной деятельности предприятия
В организации работы любого предприятия приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над своими конкурентами. Поэтому любому предприятию или фирме нужно пользоваться системой показателей хозяйственной деятельности. Все эти показатели тесно взаимосвязаны друг с другом.
При всем многообразии показателей, используемых сегодня, их можно разделить на две основные группы:
-оценочные показатели (прибыль, товарооборот, и пр.);
-показатели издержек производства (затраты на оплату труда, амортизацию, на материально-энергетические ресурсы и пр.)
Главным определяющим показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия в условиях рынка является прибыль. Размер прибыли конкретного предприятия подвержен влиянию множества не только внутренних, но и внешних факторов; темпов инфляции, особенностей налогообложения и т. п. Методика определения размера прибыли меняется от отрасли к отрасли, различается она на уровне корпорации, и ее отделения. Но далеко не всех, как внутри компании, так и за ее пределами, показатели прибыльности предприятии интересуют в первую очередь.
Рис.2 - Динамика прибыли компании «Соната» в 2011-2012 гг.
В целом среди оценочных показателей наиболее важными являются:
-оборот (товарооборот, или объем продаж) компании;
-валовая прибыль;
-чистая прибыль;
-прибыль после уплаты процентов по займам в кредитам;
-прибыль после уплаты налогов;
-прибыль после выплаты всех дополнительных платежей;
-ликвидность после осуществления новых капиталовложений в развитие производства;
-ликвидность после уплаты дивидендов.
Все эти показатели одинаково необходимы во внутрифирменном управлении как для эффективного контроля над производством, финансовым положением фирмы, так и для выработки и принятия решений.
. Организационно-технический уровень предприятия, его роль в формировании результатов хозяйственной деятельности
Организационно-технический уровень во многом определяет эффективность производственной деятельности предприятия, выражающейся в совершенствовании орудий труда и технологии, средств и методов организации и управления производством, качества предоставляемых услуг.
Повышение уровня технического развития и организации производства направлено на обеспечение роста производительности труда, экономное расходование материальных и топливно-энергетических ресурсов, увеличение объёма реализации услуг и снижение их себестоимости, рост прибыли.
Основные направления совершенствования организационно-технического уровня предоставляемых услуг включают:
.разработку новых и совершенствование предоставляемых предприятием услуг.
.повышение их качества и экономичности. Это направление находит отражение при изучении качества продукции.
.улучшение применяемой и внедрение более прогрессивной техники и технологии,
.внедрение передовых методов организации труда и производства, а также управления.
Качественные показатели использования производственных ресурсов - производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, оборачиваемость оборотных средств. Они отражают интенсивность использования ресурсов, выступая одновременно показателями экономической эффективности повышения организационно-технического уровня.
Чтобы организационно-технический уровень предприятия был на высоте необходимо внедрять на предприятии технические, технологические и организационные новшества. Однако, предприятие должно быть подготовленным, т.е. уже находилось на определенном уровне. Эта взаимосвязь достаточно сложна и требует серьезных управленческих усилий.
Экономическая эффективность мероприятий по техническому и организационному развитию рекомендуется отражать по следующей системе показателей: производительность труда, относительное отклонение численности работающих и фонда оплаты труда; материалоотдача (материалоемкость) и фондоотдача (фондоемкость); скорость оборота оборотных средств; объем продукции за счет интенсификации использования ресурсов (экономия или перерасход); показатели финансового состояния и платежеспособности предприятия; показатели инвестиционного анализа.
6.Управление персоналом
Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
Директивный стиль управления
Такой стиль состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.
Рис. 3. Существующие стили руководства на предприятиях.
Демократический стиль управления
Предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.
Либеральный стиль управления
Представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.
7.Стиль руководства на предприятии «Соната»
На данном предприятии преобладает демократический стиль управления. Полномочия, инициативы и ответственности распределяются между руководителем и подчиненными. Руководитель предприятия «Соната» всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, совместно принимает решения. Регулярно и своевременно, директор старается проводить собрания персонала для информирования их по важным вопросам. Общение с подчиненными, а так же среди сотрудников проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо. В случае необходимости применяются приказы. Руководитель предприятия стимулирует и контролирует благоприятный психологический климат в коллективе, старается отстаивать интересы подчиненных, и выполнять их пожелания и просьбы.
8.Понятие «корпоративная культура»
Корпоративная культура - совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.
Компонентами корпоративной культуры являются:
-принятая система лидерства;
-стили разрешения конфликтов;
-действующая система коммуникации;
-положение индивида в организации;
-принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Обычно существующая в организациях корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения.
9.Корпоративная культура на предприятии «Соната»
К корпоративной культуре предприятия «Соната» можно отнести логотип фирмы, который создан в 1993 году и который до сих пор существует. Этот логотип изображен на визитках фирмы, брошюрах, каталогах и на официальном сайте предприятия.
Рис.4 - Логотип компании «Соната»
Директор фирмы всегда старается поощрять и хвалить своих подчиненных. Даже в случае если у работника что-то не выходит. Больничные и отпускные сотрудники берут за счет фирмы. При необходимости, заболевании или по каким либо другим уважительным причинам директор безотговорочно отпускает сотрудников.
В государственные праздники у всех сотрудников либо выходной, либо сокращенный рабочий день. Мероприятия по праздникам, таким как Новый Год, юбилей фирмы или юбилей сотрудника, директор всегда старается отметить в ресторане. На 8 марта и Новый год в офисе накрывается стол, делаются подарки или выдаются премии в денежной форме.
10. Анализ кадровой политики предприятия
Понятие кадровой политики. Согласно, "Словарю русского языка", термин "политика" характеризуется как цели и задачи, методы и средства, с помощью которых достигаются эти цели, образ действий, определяющий отношения с людьми
Кадровая политика обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами.
Кадровая политика организации - это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
Основным содержанием кадровой политики являются: обеспечение, рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др. Во-вторых, развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе. В-третьих, совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплат. Подразделения управления персоналом активно участвуют в переговорах с профсоюзами при заключении коллективных договоров, в разборе жалоб, претензий, осуществляют контроль над трудовой дисциплиной.
Формы и методы отбора сотрудников. Основой правильного отбора кадров является наличие объективной информации о работнике и формальных требований к вакантной должности с тем, чтобы обоснованно произвести их соединение. Отбор и оценка работников составляют важный раздел системы работы с персоналом и должны производиться на научной основе.
Во-первых, исходя из конкретных особенностей предприятия и его подразделений, подбираются работники, которые могут решать стоящие задачи. Чаще этот отбор ведется на основе качественных методов, поскольку производится руководителем или специалистом кадровой службы, как правило, из его личных оценок объема работ по конкретной профессии, в условиях отсутствия полной информации о деловых качествах и профессиональной компетентности работника. Недостаток данного способа заключается в ограничении всестороннего развития личности способного работника, который должен приспосабливаться под конкретное рабочее место (должность).
Во-вторых, отбор персонала осуществляется исходя из профессиональной подготовки, производственного опыта и качеств работника.
Сотрудники нашего предприятия отличаются общительностью, профессионализмом, умением бытсро отреагировать и решить образовавшуюся проблему, пунктуальностью, исполнительностью и дисциплинированностью.
Рабочее время и график выхода на работу.
Все сотрудники работают с понедельника по пятницу с 09:00 - 18:00.
Обучение и мотивация сотрудников. Посещение сотрудниками семинаров по логистике, а также все возможных форумов по железнодорожным перевозкам.
Мотивация сотрудников компании осуществляется путём денежных выплат за выполнение поставленных целей. Неожиданные, непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем прогнозируемые. Небольшие и частые поощрения - приносят удовлетворение всем сотрудникам.
Поведение и отношение персонала. Сотрудники компании отличаются своей вежливостью, любезностью и приветливостью.
При приёме телефонных звонков, секретарь любезен и приветливо отвечает на имеющиеся вопросы клиента. Находит индивидуальный подход к каждому клиенту.
При встречах с деловыми партнёрами и клиентами сотрудники подготовлены, пунктуальны, дисциплинированны и приветливы.
Квалификация руководящих сотрудников их отношение к подчинённым.
Руководитель компании внимателен к сотрудникам относится с уважением и пониманием.
Если сотруднику необходимо уйти раньше времени с работы по какой-либо уважительной причине, руководитель безоговорочно отпускает и относится к таким ситуациям с пониманием.
Если возникают такие ситуации, с которыми сотрудник не может справиться без помощи руководителя, то руководитель всегда подскажет и дать указания, как решить проблему.
11. Анализ стратегии развития предприятия
Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.
Определение стратегии - это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении, развиваться организации.
В качестве альтернативы предлагаю следующий путь решения проблем.
. Бюджет не должен быть сокращен за счет реструктуризации персонала. Ценных профессиональных сотрудников не следует увольнять или переводить на объединенные должности. Более того, поскольку рынок насыщен высококвалифицированным персоналом, есть смысл усилить и обновить текущий кадровый состав за счет приема на работу новых сотрудников. Какие-либо увольнения или перестановки сотрудников в условиях кризиса наносят сильный удар по устойчивости компании в целом, порождают неверие в выбранный курс руководства и демотивируют весь персонал.
. Снижение рыночных ставок на перевозки следует принимать как должное и стремиться сохранять конкурентоспособные цены для удержания всех наработанных до кризиса клиентов. В некоторых случаях временно придется поработать даже с нулевой рентабельностью, однако портфель клиентов останется прежним. Очень заметное снижение доходной части - сознательный тактический ход для удержания текущего оборота и размеров бизнеса, который крайне сложно восстановить на этапе выхода из кризиса. Таким образом, стратегия работы организации в целом с нулевой и даже отрицательной маржой оправданна и необходима.
Все эти меры по сокращению оправданны и объяснимы. Когда они применяются в качестве антикризисных мер, то имеют тактический успех и помогают оптимизировать текущую ситуацию.
Заключение
Глобальная финансово-экономическая нестабильность отразилась в полном масштабе на рынке грузоперевозок. До кризиса транспортные компании чувствовали себя комфортно, проблем с наличием клиентов у них не было и всем хватало работы. Но впоследствии эта благоприятная картина изменилась: наступил самый мощный за последние несколько десятилетий экономический кризис. Объем падения транспортного рынка в среднем варьируется в пределах 30 - 40 %, причем наиболее пострадали перевозки - тяжелого промышленного оборудования, стройматериалов и техники.
Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением её анализировать.
С помощью анализа изучаются тенденции развития, исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются и прогнозируются результаты деятельности хозяйствующего субъекта, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Однако, значительную роль играет и то, как осуществляется управление предприятием,когда вокруг так много неожиданностей, инфляционных сюрпризов, жесткой конкуренции. Управление в широком смысле как сложный социально-экономический процесс означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями. Управление в узком смысле представляет собой конкретные способы (методы) воздействия на объект управления для достижения конкретной цели. Управление осуществляется на основе различных форм и методов воздействия на объект управления.
Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, т.к. всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.
Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находится в центре внимания руководства. В будущем с развитие научно-технического прогресса содержание и условия труда приобретут большее значение, чем материальная заинтересованность.
Список использованных источников
прибыль хозяйственный корпоративный кадровый
1.Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.
2.Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. - М.: Финансы и статистика, 2011.
.Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. - изд-е второе, исправленное и дополненное / под ред. Ю.П. Орловского. - М.: ИНФРА-М, 2012.
.Костюков, Н.И. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
.Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011.
.Отчет о прибылях и убытках ООО «Соната» за 2012 год.
.Практика по менеджменту. Методические указания по организации и содержанию практики по менеджменту студентов специальности «Менеджмент организации». - Магнитогорский государственный университет, 2011. - 17 с.