ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика - это форма учебных занятии в организациях (предприятиях) разных форм собственности и организационно - правовых форм. Производственная практика проводится с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений по управлению трудом и регулированию социально-трудовых отношений, служб занятости; принципов организации работы служб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки и учета персонала, отделов кадров, труда и заработной платы, отделов управления персоналом; а также анализа документации, обеспечивающей деятельность указанных служб. Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах. Для прохождения преддипломной практики мной было выбрано: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Златоустовский городской краеведческий музей".
Цель преддипломной практики является обобщение знаний и навыков работы в «Златоустовском краеведческом музее», на должности экономист - менеджер. Сбор практических материалов финансово-экономической деятельности музея.
Задачи преддипломной практики является:
изучение политики и миссии «Златоустовского краеведческого музея»;
ознакомление с финансовыми документами, регулирующими деятельность «Златоустовского краеведческого музея»;
изучение системы статистической, бухгалтерской отчетности;
рассмотрение маркетинговой деятельности музея;
Предметом практики является финансово хозяйственная деятельность музея.
Объектом исследования - «Златоустовский краеведческий музей»
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «ЗЛАТОУСТОВСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ»
.1 История «Златоустовского краеведческого музея»
Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Златоустовский городской краеведческий музей.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Златоустовский городской краеведческий музей» - один из старейших в России, был основан в 1825 году, как музей округа Златоустовских заводов. С 1833 года по 1916 год размещался в залах Арсенала. Первыми коллекциями музея стали: коллекции холодного украшенного и форменного оружия, минералов и горных пород. Позже экспонировались модели машин и продукция заводов округа. С 1933 года и по сегодняшний день музей размещается в бывшем доме горных начальников. Здание является памятником истории и культуры федерального значения.
1.2 Краткая характеристика музея
«Златоустовский городской краеведческий музей» находится по адресу: 456200, Челябинская область, г. Златоуст, Площадь III Интернационала, 1 Телефон: (3513) 62-10-32
Проезд: Междугородний автобус №506 "Челябинск - Златоуст" (от южного автовокзала г. Челябинска). Внутри города: трамваи № 1, 3, автобусы № 15, 14 до остановки "Площадь III Интернационала"
Музей имеет официальный сайт: www.museum.ru/M1119 эл. почта: zlatmuseum@mail.ru
Здание в котором располагается музей - это дом Горного начальника построен под жилье владельцем Златоустовского завода Л. И. Лугиным ( 1783-1786). Здание двух этажное с мезонином, архитектура в стиле классицизма. Взято под охрану государством, является памятником федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30. 08. 1960 г.) Основатель: Павел Петрович Аносов (1796-1851)
Музей проводит экскурсии (пример Златоустовская гравюра на стали), дополнительные услуги: публичная библиотека.
Бюджетный статус: Муниципальный.
Организационно - правовая форма: некоммерческое учреждение.
Тип организации: культурно - массовая, исследовательская.
Классификация организации: естественнонаучная, краеведческая, художественная.
Площади организации: экспозиционно-выставочная 860,2 м2 фондохранилищь 137,2 м2
Количество сотрудников: 55, из них 22 научных
В структуре организации имеются: архив, научная библиотека, экспертная группа.
Вышестоящая организация: МУ "Управление культуры и молодежной политики Златоустовского городского округа" - R238
Членство в организациях: Союз музеев России - R14
Организации партнеры:
.Челябинский областной краеведческий музей - M1115
. Музей изобразительных искусств Республики Марий Эл - M1528
.Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова - M3091
Спонсоры, меценаты и грантодатели: Музей благодарит за поддержку в проведении выставок ООО "Практика" (директор В.А. Наумов), ЗАО "Златоустовская гравюра на стали" (директор В.В. Емелин), ПО Им. Ивана Бушуева (ген. Директор В.А. Томея), а также "Компания - "АиР" (директор М.Д. Архипов - за изготовление для музея кованых перил и совместное проведение выставок)
Крупные выставочные проекты: "Стальная слава Златоуста" - Челябинский областной краеведческий музей, июль 2006 г., Музей изобразительных искусств Республики Марий Эл, 2008 г.
Выездные и обменные выставки: "Стальная слава Златоуста". Выставка включает в себя несколько единиц холодного украшенного оружия, предметы, сувениры, выполненные в технике гравюры на металле. Видеоряд представлен фотографиями старого и современного Златоуста
Издания, выпущенные организацией:
.Златоуст. Холодное украшенное оружие XIX-XXI веков. Издательство "Интербук-бизнес", Москва, 2008 г.
.Материалы краеведческой конференции "Золотые россыпи былого" им. Н.А. Косикова. Златоуст, 2007-2009 гг.
.Музейные сокровища. Сборник статей о коллекциях Златоустовского музея. Златоуст, 2009 г.
1.3 Стратегическое управление музея
Музей - это комплексное учреждение культуры, которые занимаются собиранием и хранением материальных носителей культурного наследия и, кроме того, разъяснением его смысла - будь то произведение искусства, археологические и исторические находки или научные результаты. Музей как учреждение, сочетающие все эти аспекты с базовыми функциями размещения коллекций и заботы о них, возникают потому, что разъяснение смысла сохраняемого ими культурного наследия имеет большое социальное и даже политическое значение.
Назначение конкретного музея формулируется на языке:
миссии;
полномочий;
целей;
задач.
Миссия « Златоустовского краеведческого музея» состоит в том, чтобы сохранить историю и творческий дух людей, живших на этой территории от первых поселений до наших дней, а также рассказать о них жителям родного города, области и приезжим. (рис.1)
Полномочия «Златоустовского краеведческого музея» - Златоустовская гравюра на стали, древнее оружие, история, искусство и ремесло жителей территории, теперь входящей в состав Златоустовского городского округа, от первых поселений до сегодняшнего дня; история природы и естествознания относится к мандату Университетского музея. Этот материал будет включен в экспозицию «Златоустовского краеведческого музея» лишь в той степени, в какой это необходимо для полноты показа истории людей. (рис.1)
Цели музея определенные на перспективу уровня качества музейного собрания, его сохранения, а также обслуживания тех групп посетителей, на которые ориентируется музей. (рис.1)
Задачи музея (бывают краткосрочные, долгосрочные) (рис.1)
.Высокий уровень мобильности и оперативности;
.Использование современных технических возможностей;
.Обращенность к публике, приоритетность ее интересов;
.Перевод всех фондов в электронный вид.
Политика музея: наладить правильную работу. Эффективно показать, в какой мере усилия музея приводят к намеченному результату. Нормализовать затраты в человеко - часах, деньгах, помещениях. (рис. 1)
Рис. 1. Общая схема управления музеем
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЕМ
2.1 Схема организационной структуры с учетом организационно-правовой формы
Организационно - правовая форма музея это: Муниципальное бюджетное учреждение культуры (таблица 1.)
Таблица 1. Характеристика организационно-правовой формы
Организационно-правовая формаВид членства ограничениеДокументы регистрацииуправлениеприбыльПлюсы и минусыМБУ Муниципальное бюджетное учреждениеУчастником учреждения является его Учредитель - уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. Данный тип унитарного предприятия основан на праве хозяйственного ведения.Устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправленияВсе решения по управлению учреждения принимает руководитель либо иной орган, который назначается собственником его имуществаУсловия использования прибыли оговариваются в уставе, утверждаемом учредителемПредприятие может получать помощь со стороны государства или органа местного самоуправления Однако, руководство и другие работники учреждения не будут в достаточной мере заинтересованы в эффективной работе. МБУ, как правило, не способны конкурировать с частными предприятиями
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Златоустовский городской краеведческий музей» действует в соответствии с основами законодательства РФ о культуре, кодексом законов о труде и другими законодательными актами РФ, регионального и местного значения, и на основании Устава.
Коллектив музея каждый год в правиле внутреннего распорядка ставит личную роспись.
Также строго должна соблюдаться должностная инструкция работника (Приложение 1)
Музей является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и наименованием вышестоящей организации Комитета по культуре и искусству ЗГО, бланки, фирменную символику. Все бухгалтерские дела ведет централизованная бухгалтерия Комитета по культуре и искусству ЗГО.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Златоустовский городской краеведческий музей» является научно-просветительным и научно-исследовательским учреждением культуры, основным хранилищем памятников отечественной истории, материальной и духовной культуры, связанной с историей и природой края.
В области научно-исследовательской работы:
-изучает природу, процессы экономического, политического и культурного развития края с древних времен до наших дней;
-изучает фонды музея, являющиеся одним из первоисточников знаний о крае, устанавливает их научную и художественную ценность;
-в целях всестороннего изучения края и создания экспозиции осуществляет научное комплектование фондов.
Итоги научно-исследовательской работы используются в первую очередь для повышения научного качества экспозиции являющейся одной из форм публикации музейных материалов и научных достижений музей, а также для улучшения содержания научно-просветительной работы.
В области научно-просветительной работы: краеведческий музей на базе своих коллекций, экспозиций, выставок ведет массовую научно-просветительную работу содержание и формы, которой определяются профилем музея.
Музей проводит лекции, экскурсии, фольклорные праздники, викторины, классные часы, праздничные вечера, аукционы.
В целях популяризации своей деятельности музей распространяет афиши, листовки, плакаты, тематики лекций и экскурсии.
Деятельность музея финансируется Комитетом по культуре и искусству из бюджета в соответствии с установленными нормативами.
Кроме того, музей имеет право оказывать платные услуги:
проводить ярмарки и выставки продажи;
организовывать работу художественного салона;
вести фотографирование посетителей на фоне экспозиций и с экспонатами;
оказывать услуги по копированию экспонатов и других материалов;
проводить экскурсии, читать лекции, проводить мероприятия;
устраивать передвижные выставки;
осуществлять издательскую деятельность;
организовывать коммерческие выставки на площадях, принадлежащих музею.
Деятельность МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей» включает в себя три основных направления. Фондовая работа заключается в сборе, описании, хранении экспонатов. Научно-исследовательская предполагает научное изучение различного материала. Просветительская работа, в отличие от вышеперечисленных, носит ярко выраженный экстравертный характер.
В МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей» на данный момент работают пять отделов:
- отдел фондов;
научно-просветительный отдел;
отдел истории;
отдел природы.
художественный отдел.
Отдел фондов занимается сбором, хранением, пополнением коллекции экспонатов музея. Отдел истории занимается разработкой экскурсий, лекций, тематико-экспозиционной рабой по истории края. Отдел природы занимается разработкой экскурсий, лекций, тематико-экспозиционной работой по направлениям: география, экология, зоология, геология, и др. Сотрудники художественного отдела разрабатывают лекции, экскурсии художественно-эстетический направленности.
Задачами научно-просветительного отдела являются организация и проведение мероприятий, проведение лекций, экскурсий. А также, написание статей в газеты ЗГО и подготовка материалов для телевизионных репортажей. Кроме того сотрудниками научно-просветительного отдела проводятся рекламные и РR-акции по привлечению посетителей в музей, по проведению мероприятий для образовательных учреждений округа, организация встреч, конференций, круглых столов и др.
Общее количество сотрудников музея на момент прохождения практики составляет 54 человека. Из них 21 - научных сотрудников, 23 - технического персонала, 10 - смотрителей.
На рисунке 2. представлена структура управления предприятием
Рис. 2. Структура управления МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей»
1.2.2 Система управления музея
финансовый отчетность краеведческий музей
Техническая оснащенность музея
Вид техники НаличиеОргтехника:1) компьютеры42- принтеры162) сканеры53)копировальная техника54) аппараты для чтения микрофильмов15) мультимедийный проектор с экраном 36)видеомагнитофон27)панель плазменная нет8) музыкальный цент19) доступ в интернет Есть
Оснащенность оборудованием
Вид оборудованияНаличиеЧисло посадочных мест в читательных залах89Мебель: 1) столы: -стол двухтумбовый -стол однотумбовый -стол приставка -стол читальный двухместный -стол читальный одноместный -стол компьютерный -кресло офисное60 3 5 1 20 4 25 11стеллажи -односторонние -двухсторонние -демонстрационные6 6 1 стулья -стул п. мягкий -стул офисный32 32шкафы -шкаф книжный -шкаф плательный -стеклянный34 28 3 3ящики каталожные (60 ячеек)9стеллаж для газет1ящик металлический1
Планирование
п/пРазделСодержание наименование, мероприятиеСрокиИсполнители1Создание условий для организации учебно-воспитательной работы-Подготовка кабинетов к новому учебному году. -Косметический ремонт учебных кабинетов - рекламно-информационная акция « Найди себя»Август 2013МБУК Администрация2Организация воспитательной деятельностиТарификация кружков на базе МБУК - Сдача отчетов по форме - Развитие платных услуг - Организация экскурсий (инвалиды, сироты) - Проверка посещений выставок школьниками -Проведение инструктажа по технике безопасности - План график экскурсий на первое полугодие - Проведение аттестации экскурсоводов1.09.2013 В теч года В теч год 5.09.2013 В теч год В теч год Сентябрь 2013 Август 2013Администрация МБУК МБУК МБУК МБУК МБУК Администрация администрация3Нормативно - правовое обеспечениеВнесение изменений и дополнений: - Правила внутреннего распорядка. - Положение о премии и надбавках. - Должностные инструкции работников учреждения. Разработка локальных актов и положений: - Положение о сайте учреждения; - Правила использования сети Интернет; Июнь - август 2013 Август ноябрь 2013 Администрация директор4Организация культурно-массовой деятельностиОрганизация участия обучающихся в муниципальных, краевых, международных конкурсах. Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий с обучающимисяВ течении годаМБУК 5Организация деятельности по повышению профессионального мастерства Формирование списка слушателей курсов повышения квалификации на 2013-2014 учебный год.Октябрь 2013Директор6Аттестация работников-Анализ принятых документов на аттестацию 2012-2013 учебный год. -Курсы по ИКТ (информационно-компьютерные технологии). - Подготовка предварительного списка аттестующихся на 2013-2014 учебный год.Июнь 2013 По Апрель 20147Административно-тематические совещания. Совещание при директоре- Об итогах комплектования.Сентябрь - декабрь 2013Директор 8Организационно-управленческая схема сдаче нормативных, аналитических и статистических материалов-Сдача информационных отчетов. - Сдача статистических отчетов по форме на базе данных по комплектованию. - Аналитическая справка по итогам полугодияДо 28.12.13директор9Создание имиджа МБУКРекламная стратегия МБУКВесь годдиректор10Мероприятия по охране жизни и здоровья, техника безопасности- Санитарно-гигиеническое состояние учреждения, световой, питьевой, воздушный режимы кабинетов и режим занятий; - Соблюдение санитарно-гигиенических требований к занятию: здоровьесберегающий анализ расписания, предотвращение перегрузки занятиями, профилактика зрения (проведение гимнастики для глаз, физкультминутки).Весь годдиректор
2.3 Финансово-хозяйственная деятельность музея
МБУК «Златоустовский краеведческий музей» состоит на балансе администрации. В его состав входят основные фонды: здание, сооружение, транспорт. Амортизация основных фондов начисляется по мере износа, в соответствии с установленными нормативами.
Так как в музее нет бухгалтерского отдела и экономического отдела мной были взяты документы находящиеся на сохранении директора, проанализированы и предложены к ним выводы по улучшению ситуации.
Основные технико-экономические показатели
Показатели по поступлению и выплатам учреждения. (Приложение 2)
Поступление и расходование финансовых и материальных средств по итогам финансового 2012 года и по 1.03.2013. Проанализирована и составлена диаграмма в тысячах руб. (рис. 3)
Рис. 3. Расходование и финансирование 2012 по 1. 03. 2013
По данному графику видно, что материальных средств в разные года выделялось примерно одинаково, но распределение денег разные. Заработная плата и остальные расходы по факту меньше чем запланированы были в 2012 году.
Отчеты об исполнении муниципального задания за 2011 год и 2012. Сравнительная характеристика.
№Наименование муниципальной услугиПланируемые объемы муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ) на очередной финансовый год 2011Фактический объем муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ) на очередной финансовый год 2011В натуральном выражении, ед.В стоимостном выражении, тыс. руб.В натуральном выражении, ед.В стоимостном выражении, тыс. руб.123456 Предоставление общедоступного посещения музея2467 779,88 2431 540,55
№Наименование муниципальной услугиПланируемые объемы муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ) на очередной финансовый год 2012Фактический объем муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ) на очередной финансовый год 2012В натуральном выражении, ед.В стоимостном выражении, тыс. руб.В натуральном выражении, ед.В стоимостном выражении, тыс. руб.123456 Предоставление общедоступного посещения музея2467 835,60 2433 309,50
Анализируя исполнение муниципальных заданий за период 2011 и 2012 года можно прийти к выводам, что поставленные цели перед музеем были высокие 2011 году бюджет по плану должен был быть исполнен на 7779,88 тыс. руб., а по факту вышло уменьшение плана на 2,5 раза. (рис 4)
год план 7835,60 по факту уменьшение в 1,5 раза, что влечет за собой уменьшение выделений из бюджета в наступающем году. (рис. 4)
Рис. 4 оказание муниципальных услуг в тыс. руб.
2.4 Финансовый менеджмент в музее
Оказание платных услуг в музее
Таблица 2. Прайс - лист на платные услуги в МБУК «ЗКМ»
п/пнаименованиеЕд.измеренияСтоимость в руб1Входной билет: - Дошкольники - Учащиеся - Взрослые - Иностранные туристы 1посещение 1посещение 1посещение 1 посещение 30 50 150 2002Экскурсионное обслуживание: (группа не более 25 человек) - Обзорная экскурсия по музею - Тематическая экскурсия по музею 1 академический час 1 академический час 350 3503Обзорная экскурсия по городу 1 экскурсия10004Экскурсия по маршруту: - "Таганай-Златоуст" - "Златоуст-А. Сопка" - "Миасс Златоуст"1 академический час 1 посещение 1 посещение 1 посещение 2000 4000 45005Лекция в музее (группа не более 25 человек): - Дети - Взрослые Выездная лекция, занятие (группа не более 25 человек): - Дети - Взрослые 1 академический час 1 академический час 1 академический час 1 академический час 350-00 550-00 500-00 600-006Показ видеофильмов из фондов музея, слайдов1 сеанс3507Театрализованная экскурсия по музею с вручением памятных грамот и значков: (группа не более 25 человек) - Дети - Взрослые - Иностранные туристы1 академический час 1 посещение 1 посещение 1 посещение 150 200 3508Работа в библиотеке музея (кроме фонда редкой книги)1 посещение1009Предоставление исторических справок, разработанных сотрудниками музея с правом публикации.Цена договорная10Профессиональная видеосъёмка экспонатов музея: - опубликованных - неопубликованных - уникальных1 экспонат Цена договорная
2.5 Система управления маркетингом в музее
В музее нет четко сформированного отдела маркетинга. Музей своими усилиями разрабатывает рекламную стратегию.
Всю рекламную стратегию МУК «Златоустовский городской краеведческий музей» можно условно разделить на 3 части:
цели, направленные непосредственно на информирование населения о предлагаемых услугах (экскурсиях, выставках, лекциях, мероприятиях);
набор мероприятий, способствующих созданию определенного имиджа музея в глазах жителей и гостей города.
действия, направленные на лоббирование интересов музея во властных структурах, в общественных организациях, в других учреждениях культуры и образования.
Как правило, используются все перечисленные меры, но в зависимости от определенных факторов, в какой-то период развития какая-то из них преобладает.
Так как музей функционирует уже 185 лет, то реклама в первую очередь должна быть направлена на поддержание имиджа музея и поддержание спроса на услуги (газеты, щиты, радио, видеоролики). Но, несмотря на это, для информирования и привлечения необходимо использовать буклеты и плакаты внутри музея.
Целевые аудитории рекламы
Музей не имеет четко выраженной целевой аудитории. В современных условия развития музейного маркетинга каждое учреждение культуры стремится разработать логотип и рекламный слоган.
Доступные каналы распространения информации
В Златоустовском городском округе наиболее доступными являются следующие каналы распространения информации: газеты, радио, телевидение (видеоролик, бегущая строка), реклама в стендах, щитах, плакатах, листовках, буклетах, календарях, рекламные акции, реклама в общественном транспорте, реклама в Интернете.
На данный момент МУК «Златоустовский городской краеведческий музей» использует лишь один канал распространения информации - это рекламные акции в учебных заведениях и детских садах города.
Рекомендации:
разработать рекламный буклет, календарь, листовку для распространения,
регулярно демонстрировать видео ролик на телевидении (канал ТНТ - Златоуст),
размещать ежемесячно план мероприятий и выставок в городской газете «Златоустовский рабочий» и в зональной газете «Горный Урал»,
регулярно размещать бегущую строку на телевидении с информацией о новых выставках и проведении городских мероприятий,
разработать и разметить рекламные баннеры стандарта Сити в наиболее оживленных районах города,
Определение каналов распространения информации
Таблица 3. Каналы распространения информации
Вид рекламы Носитель Формат и место размещения Стоимость за 1 месяц, руб.Стоимость за год, руб.Наружная реклама Рекламный щит формата Сити Проспект Гагарина Район железнодорожного вокзала11 000 246 000 Медиа реклама Бегущая строка на телевидении Пакетное размещение на двух телевизионных каналах ТНТ - Златоуст, СТС - Златоуст.180 (12 рублей за 1 слово) 3600План мероприятий на месяц Ежедневная городская газета «Златоустовский рабочий» 15х10 см. на последней странице газеты, размещение ежемесячное в последних числах предыдущего месяца 160 1920План мероприятий на месяц Еженедельная зональная газета «Горный Урал» 15х10 см. на третьей странице газеты, размещение в последнем выпуске 2002400Медиа реклама Видео ролик на телевидении