ФГБОУ ВПО
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Редерации
Челябинский филиал
Факультет управления
Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»
ОТЧЕТ
Об экономической практике
Челябинск, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.Краткая характеристика организации и ее структурных подразделений
2. Особенности хозяйственной деятельности ООО «Уральские пельмени - Авиа»
. Регламентирование деятельность и анализ производства
. SWOT анализ и финансовые показатели организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
В жизни современного общества рынок услуг общественного питания играет важную и постоянно возрастающую роль. Прежде всего, такое положение связано с улучшением материального положения населения России и г. Челябинска в частности, интенсификацией процессов различных сфер деятельности, развитием коммуникаций, изменением технологий переработки продуктов питания, расширением и трансформацией перечня услуг, оказываемых на предприятиях питания и др. Поэтому рассматриваемая тема является наиболее актуальной в настоящее время.
Объектом практики является предприятие «Уральские пельмени - Авиа». Предметом практики является деятельность ресторана ООО «Уральские пельмени - Авиа».
Целью прохождения практики является ознакомление с целями, задачами, организационной структурой ООО «Уральские пельмени - Авиа».
Задачами практики являются:
представить краткую характеристику организации;
изучить и проанализировать особенности хозяйственной деятельности;
предложить мероприятия по совершенствованию деятельности организации.
Работа состоит из четырех разделов, заключения, списка литературы и приложений.
1.Краткая характеристика организации и ее структурных подразделений
Предприятие общественного питания ООО «Уральские пельмени - Авиа» создано с целью быстрого и качественного обслуживания посетителей, с максимальным вниманием к нему и предложением наиболее качественной пищи, которая ничем не отличается от домашней. Деятельность данного предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для людей со средним и высоким уровнем дохода.
Миссия: Удовлетворение потребности населения в качественной пище с высокой скоростью обслуживания.
Цели функционирования:
получение и максимизация прибыли
расширение рыночной доли
расширения спроса за счет стимулирования объема продаж, ценовой политики и неценовых факторов конкурентной борьбы, создания положительного имиджа.
Общество с ограниченной ответственностью «Уральские пельмени АВИА» находится по адресу - г. Челябинск, ул. Свободы, 153а.
Уральские пельмени - это группа компании, в которую входят, пожалуй, лучшие рестораны Челябинска, оздоровительный комплекс с саунами, массажным кабинетом и солярием, боулинг-клуб, караоке-бар, пиццерия, а также сеть кафе-пельменных.
Организация сети ресторанов создали VIP-представительство холдинга в сети Интернет, чтобы сэкономить время, и сделать выбор места отдыха в Челябинске быстрым и удобным. Сайт качество еды;
·качество обслуживания;
·чистоту во всем.
Компания «Уральские пельмени» имеет огромный опыт проведения правительственных мероприятий областного и государственного значения, симпозиумов, фестивалей и кинофестивалей, конференций различного направления и презентаций - как частного, так и корпоративного характера.
Бренд «Уральские пельмени» обладает государственной регистрацией
Для удобства пассажиров в аэровокзальном комплексе международного аэропорта "Челябинск" расположены ресторан, кафе и бары, где можно приятно провести время в ожидании рейса или отпраздновать долгожданную встречу с друзьями.
На первом этаже Российского сектора располагается уютный кафе-бар «Уральские пельмени - Авиа».
В меню кафе-бара имеется широкий ассортимент традиционных блюд: уральские и сибирские пельмени, блинчики с разнообразной начинкой, салаты и закуски, десертные блюда, свежая выпечка. Также к вниманию посетителей представлен большой выбор напитков: кофе, чай, прохладительных напитки, обширная карта бара с алкогольными напитками и коктейлями.
После предполетного контроля, в накопителе зала вылета Российского сектора, для пассажиров работает бар «Уральские пельмени - Авиа».
Уютная атмосфера и дружелюбный персонал помогут с комфортом провести время в ожидании вылета.
В VIP-зале - «Зале официальных лиц и делегаций» (второй этаж Российского сектора) круглосуточно работает кафе-бар VIP-класса.
В баре представлен большой выбор алкогольных и безалкогольных напитков. Также в наличии имеются винная и сигарная карты.
Ресторан состоит из следующих структурных подразделений:
.Склад (хранение продуктов в специальных условиях)
2.Производство (механическая обработка, подготовка продуктов и их приготовление)
3.Зал
4.Хозяйство и администрация (кабинеты, места общего пользования, столовая для персонала, комнаты отдыха и гардероб для персонала).
Различают предприятия с цеховой и без цеховой структурой производства.
В ООО «Уральские пельмени АВИА» организована цеховая структура производства, но цеха выделены условно и сырье из цеха в цех перемещается без документов, а учет сырья и п/ф ведется в целом по всему производству.
Технологическая схема предприятий общественного питания зависит от взаимного расположения производственно - бытовых помещений и самого зала для посетителей.
Раздаточная находится непосредственно с доготовочным цехом.
Производственные цеха должны размещаются в удобной взаимосвязи между собой, обеденным залом и кладовыми. При планировке производственных помещений учитывалась ориентация их по сторонам света. Горячий и кондитерский цеха ориентируются на север, северо-восток, северо-запад. Этой же ориентации придерживались для установки холодильных камер.
Моечные столовой посуды предусматриваются во всех предприятиях общественного питания, независимо от их вместимости. Они располагаются смежно с раздаточной и обеденным залом. Моечная кухонной посуды располагается смежно с горячим цехом.
Состав складских помещений и их площади определяются в зависимости от мощности предприятия общественного питания. Складские помещения располагаются на производственном этаже.
Административно-бытовые помещения могут иметь самостоятельный вход. Структура производства представлена в приложении 1.
1. Помещения для приема и хранения сырья (складские помещения):
охлаждаемые камеры; неохлаждаемые кладовые.
. Производственная группа помещений ресторана предназначена для переработки продуктов, сырья и их приготовления.
Мясо-рыбный цех предназначен для переработки сырья и изготовления полуфабрикатов (заготовочный).
Горячий цех - доготовочный цех, выпускает готовую продукцию.
Холодный цех - доготовочный цех, также выпускает готовую продукцию.
Кондитерский цех - специализированный, выпускает готовые кондитерские изделия. Планировка кондитерского цеха должна соответствовать последовательности технического процесса приготовления кондитерских изделий и исключать возможности перекрещивающегося сырья и готовой продукции.
моечные кухонной и столовой посуды;
сервизная;
помещение заведующего производством.
. Помещения для обслуживания потребителей предназначены для реализации готовой продукции и организации её потребления:
обеденный и банкетный залы.
. Административно - бытовая группа предназначена для создания нормальных условий труда (кабинеты директора, зам. директора, бухгалтерия и т.д.)
2.Особенности хозяйственной деятельности ООО «Уральские пельмени - Авиа»
Миссия: Удовлетворение потребности населения в качественной пище с высокой скоростью обслуживания.
Цели функционирования:
получение и максимизация прибыли
расширение рыночной доли
расширения спроса за счет стимулирования объема продаж, ценовой политики и неценовых факторов конкурентной борьбы, создания положительного имиджа.
Основной смысл «дерева целей» состоит в том, чтобы преломить общее устремление предприятия в задаче для каждого подразделения.
Построим дерево целей для предприятия общественного питания ООО «Уральские пельмени - Авиа».
1.Миссия: Удовлетворение потребности населения в качественной пище с высокой скоростью обслуживания.
2.Увеличение доли рынка на 3-5% ежегодно
2.1Маркетинговые исследования
2.1.1Сегментация рынка
2.1.2Анализ конкурентов
2.1.3Изучение спроса
.2Привлечение новых клиентов
.2.1Контроль за качеством продукции
2.2.2Повышение качества обслуживания, в виде снижения жалоб на обслуживающий персонал
.2.3Расширение и обновление ассортимента, как минимум на 15% ежеквартально
2.2.3.1Использование новых продуктов в производимых товарах
2.2.3.2Продажа ранее не изготовляемых блюд
3.Максимизация прибыли
3.1Ввод нового оборудования и технологий
3.1.1 Проведение собственных исследований и разработок
.1.2 Отслеживание перспективных разработок НТП
.1.2.1 Посещение научных выставок отраслевого оборудования
.1.2.2 Посещение научных конференций
.1.2.3 Подписка на специализированную литературу и периодику
3.2 Снижение себестоимости на 5 % ежеквартально
3.2.1 Повышение производительности труда на 15 % ежеквартально
.2.1Снижение издержек производства на 20 % ежегодно
3.3Оптимизация ассортимента
3.4Сохранение постоянных клиентов
.4.1Предоставление различных скидок
3.4.2Создание клуба постоянных клиентов и внедрение клубной карты
3.5Усовершенствование процесса управления
.5.1Обеспечение постоянного потока информации
3.5.2Налаживание обратной связи
4.Формирование положительного имиджа ресторана
4.1Благотворительные акции, спонсорство
.1.1Публичное отчисление средств на благотворительные нужды (детские дома, детские сады, малоимущие семьи)
4.1.2Учреждение стипендий и грантов
4.1.3Спонсорство научных конференций и семинаров молодых специалистов
4.2. Социальное обеспечение работников предприятия
.2.1Материальное поощрение за особые заслуги
.3Получение сертификатов соответствия высоким стандартам
Представим в приложении 1 организационную структуру ресторана.
Это только на первый взгляд может показаться, что организационная структура ресторана предельно проста. Но на самом деле все несколько сложнее.
1.Во главе ресторанного предприятия стоит назначенный владельцем управляющий. Работой с различного рода документами занимается личный секретарь руководителя предприятия. Непосредственно под контролем руководителя находится бухгалтерский отдел.
2.Бухгалтерия ресторана включает в себя: старшего бухгалтера, бухгалтера-кассира и бухгалтера-калькулятора. На бухгалтерской группе лежит огромная ответственность.
.Контроль над работой персонала осуществляется заместителем руководителя по персоналу. Этот человек контролирует работу всех штатных групп: сервисной, технической, кухонной, складской.
.В сервисную группу входят официанты, швейцары, гардеробщики, бармены.
.Техническая группа - это мойщики посуды, уборщики, завхоз. Во главе кухонной группы стоит старший повар, который руководит командой поваров и отчитывается о работе всей группы заместителю руководителя.
.Складская группа - это кладовщики и подсобные рабочие.
.Отдельно в организационную структуру заведения общественного питания входят кассиры и водители.
Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
Охарактеризуем обязанности генерального директора
Оформляет документы, необходимые для осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания.
Обеспечивает предоставление клиентам необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, осуществляет организацию, планирование и координацию деятельности ресторана.
Обеспечивает высокий уровень эффективности производства, внедрение новой техники и технологии, прогрессивных форм обслуживания и организации труда.
Осуществляет контроль над рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов, производит оценку качества обслуживание клиентов.
Заключает договоры поставки продовольственных товаров, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. Предоставляет отчетность о производственной деятельности, в том числе владельцу ресторана.
Устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников и принимает меры по обеспечению их исполнения. Принимает решения о назначении, перемещении и освобождения от занимаемых должностей работников ресторана, применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
нормативный хозяйственный финансовый структурный
3. Регламентирование деятельности и анализ производства
Документы, которым ресторан руководствуется в процессе деятельности:
) Законы и законодательные акты (Закон о защите потребителей, Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов, Закон о санитарно - эпидемиологическом благо получении населения.
) Правила оказания услуг
) Основополагающие ГОСТы РФ
. ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания"
. ГОСТ 30523-97/ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования
. ГОСТ Р50763-07г «Общественное питание. Кулинарная продукция реализуемого населения»
. ГОСТ 30602-97/ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения
. ОСТ 28-1-95 «Общественное питание. Требование к обслуживающему персоналу»
. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Санитарно - гигиенические требования к срокам годности и условия хранения кулинарной продукции»
. СанПиН 2.3.6.1079-01г «Санитарно - эпидемиологические требования к организации предприятия общественного питания».
Мед. Биологические требования и санитарные нормы качества продуктового сырья и пищевых продуктов.
Нормативно технические документы (техника - технологическая карта, технологическая карта, сборник рецептур)
Документы, созданные в ресторане для увеличения эффективности деятельности
. Положения - это документы определяющие степень самостоятельности, задачи, структуры, функции, ответственность права, взаимосвязи структурных подразделений предприятий или вида деятельности. Например:
Положение о структурных подразделений
Положение о стимулирования работников
. Правила - это установленные нормы контроля за ограничениями и меры принимаемые при нарушении норм. Например:
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила для потребителей
Правила конкуренции
.Инструкции - это совокупность правил осуществления определяемых видов работ и служебного поведения:
Должностные инструкции
Инструкции безопасности.
Основное условие эффективного управления любым бизнесом сегодня - это глобальный, по возможности, учет, требующий контроля на всех этапах технологической цепочки работы предприятия. Современные информационные технологии предлагают решения, которые помогают эффективно организовать бизнес и искусно управлять им. Улучшить качество и скорость обслуживания посетителей, осуществить полный контроль над деятельностью всех подразделений, значительно уменьшить риск злоупотреблений - все эти возможности даёт информационная система управления рестораном.
Кассовая система R-Keeper - это современная полнофункциональная компьютерная система для организации высокотехнологичного кассового обслуживания для предприятий сфер обслуживания различной формы;
Компьютерные системы в ресторане можно использовать для следующих целей:
. Учета продаж готовых блюд («кассовая программа»), контроля действий персонала («программа менеджера»).
. Калькуляции блюд, расчет остатков на складах ресторана («программа «Калькуляция и склад»).
. Бухгалтерии («бухгалтерская программа»).
. Планирования закупок, контроль отклонений («программа управления рестораном»).
. Видеонаблюдения, охраны («система безопасности»).
. Безопасного и надежного хранения данных («программа ограничения доступа»).
. Управления световыми и иными электрическими приборами («генератор световых сцен»).
В ресторане «Уральские пельмени АВИА» используют следующую технику:
тепловое оборудование (плита, жарочная поверхность, печь для пиццы, котлы пищеварочные, фритюрницы, шкафы жарочные, микроволновые печи, гриль, кипятильники, водонагреватели);
электромеханическое оборудование (мясорубка, миксер, куттер);
барное оборудование (соковыжималка, блендер, миксер, кофемашины, кофемолки, ледогенераторы);
холодильное оборудование (шкафы холодильные, столы для пиццы, шкафы шоковой заморозки, лари морозильные, винные шкафы, холодильные камеры);
посудомоечное оборудование.
На специализированных предприятиях, реализующих небольшой ассортимент холодных закусок, отводится отдельное рабочее место в общем производственном помещении. Холодные цеха предназначены для приготовления, порционирования и оформления холодных блюд и закусок, сладких блюд и холодных супов. Продукция, используемая для приготовления блюд, перед отпуском не подвергается вторичной тепловой обработке, поэтому в цехе должны соблюдаться строгие санитарные требования: продукты, используемые для приготовления блюд, должны храниться в холодильных шкафах или камерах при температуре не выше 6-8 гр.; посуда и инвентарь должны быть промаркированы и использоваться по назначению; В соответствии с технологическим процессом должны быть четко разграничены рабочие места для обработки сырых и вареных овощей, гастрономических мясных и рыбных продуктов, порционирования блюд и др.; салаты, винегреты, бутерброды следует готовить только партиями и реализовать в течение одного часа; соблюдать температурный режим хранения и отпуска холодных блюд (10-14 гр.).
Для выполнения производственной программы в цехе предусматриваются рабочие места, которые оснащаются оборудованием, посудой и инвентарем в зависимости от вида выполняемых технологических и производственных операций.
4. SWOT анализ и финансовые показатели организации
Ниже приведен примерный перечень характеристик, позволяющий составить список слабых и сильных сторон торговой организации, а также угроз и возможностей для нее, исходящих от внешней среды.
Таблица 1
SWOT - анализ ресторана
Сильные стороныСлабые стороныкомпетентность; адекватные финансовые ресурсы; высокая квалификация; хорошая репутация у покупателя; лидер рынка; стратегическое мышление; преимущество по издержкам; преимущество в области конкуренции; менеджмент.нет ясных стратегических направлений; неясная конкурентная позиция; снижающаяся прибыль; не отлаженный менеджмент; трудности реализации стратегии; внутрифирменные проблемы; конкурентные недостатки; отставание в области исследований и инвестиций; низкие маркетинговые способностиВозможностиУгрозывыход на новые рынки или сегменты рынка; расширение торговых возможностей; увеличение разнообразия ассортимента; ускорение роста емкости рынка.возможность появления новых конкурентов; замедление роста рынка; неблагоприятная политика правительства; возрастание силы со стороны покупателей и поставщиков; изменение потребностей и вкусов покупателей; неблагоприятные демографические изменения.
В результате получена картина конкурентных преимуществ и уязвимых позиций организации «Уральские пельмени АВИА» и ее конкурентов, на основе которой можно осуществлять обоснованные, целенаправленные управленческие действия.
Маркетинговая стратегия устанавливает, на каких именно потребителей будет ориентироваться ресторан, с какими ресторанами конкурировать и каким образом удовлетворять потребности своих клиентов.
Охарактеризуем экономические показатели организации.
Экономические показатели предприятия за последние несколько лет приведены в таблице 2.
Таблица 2
Экономические показатели ресторана ООО «Уральские пельмени - Авиа»
№ п/пНаименованиеед. изм.2007 год2008 год2009 год2010 год2011 год1.Объем предоставленных услугтыс. руб.1463501492001535001585341600582.Себестоимость предоставленных услугтыс. руб.132695133594135847138776130394
Графически это можно представить так (рисунок 3)
Рисунок 3. Динамика экономических показателей
При анализе структуры затрат на производство определяются удельные веса отдельных видов затрат в общей сумме. Наиболее общими элементами затрат являются материальные (сырье и материалы, топливо со стороны, энергия со стороны); трудовые расходы на оплату труда, расходы на подготовку и освоение производства; общепроизводственные и общехозяйственные расходы; расходы на подготовку и освоение производства, отчисления в бюджет на социальные нужды; коммерческие расходы; прочие производственные расходы.
Для анализа структуры затрат составляется аналитическая таблица 3. Данные таблицы показывают, что в структуре затрат на производство произошли некоторые изменения.
Таблица 3
Анализ затрат на производство ресторана
Элементы затратЗа предыдущий периодПо плану на отчетный годФактически за отчетный годИзменение фактических удельных весов, %сумма, млн. руб.уд. вес, %сумма, млн. руб.уд вес. %сумма, млн. руб.уд вес, %прошлым годом,с планом,1. Сырье и материалы25,3719,4532,6823,4326,5519,16-0,29-4,272. Топливо и энергия6,074656,284,505,744,14-0,51-0,363.Зарплата рабочих10,638,1512,258,7813,629,811,661,034.Отчисления в бюджет от средств на оплату труда4,593,524.743.405,323,830,310,435.Расходы на подготовку и освоение производства4.933,785,614,025,964.290,510,276.Общепроизводственные и общехозяйственные расходы71,8855,1070,3750,4573,0852,66-2,442,217. Потери0,480,370,030,020,010,01-0,36-0,018.Прочие производственные расходы6504,984,743,405,513,97-1,010,579. Коммерческие расходы0,000,002,792,002,952,132.130,13ИТОГО130,46100.0139,48100,0138,78100,00,000,00
В общей структуре элементов затрат по сравнению с предыдущим годом произошло снижение материалоемкости и энергоемкости производства, а также общепроизводственных и общехозяйственных расходов и потерь. Рост удельных весов зарплаты производственных рабочих обусловлен, прежде всего, инфляционными мотивами. Сравнение показателей отчетного года с плановыми на отчетный год показывает, что выполнение плана было неровным уровень общепроизводственных и общехозяйственных расходов оказался выше запланированного на 2,21%, зарплата производственных рабочих на 1,03%. При этом произошло резкое снижение материалоемкости на 4,27%.
Данные для оценки динамики и структуру прибыли приводятся в таблице 4.
Таблица 4
Анализ прибыли отчетного периода ресторана
Наименование показателей2011 г. тыс. руб.2010 г. тыс. руб.Изменение в тыс. руб.Темп роста (%)1. Выручка от реализации16005815853515231012. Себестоимость реализации товаров1387761303948382106,43. Коммерческие расходы2945029454. Управленческие расходы0005. Прибыль (убыток) от реализации1833528139-9804-34,846. Проценты к получению000-7. Проценты к уплате000-8. Доходы от участия в других организациях000-9. Прочие операционные расходы674862544947,8910. Прочие операционные доходы109392217118,4911. Прибыль (убыток) от хозяйственной деятельности1268022808-10127-44,4012. Прочие внереализационные доходы34804154-674-16,2213. Прочие внереализационные расходы000-14. Прибыль (убыток) отчетного периода1616126963-10802-40,0615. Налог на прибыль614312915-677316. Отвлеченные средства88713275559617. Нераспределенная прибыль114610772-9626
Анализ таблицы показывает, что балансовая прибыль отчетного года значительно снизилась - на 10801 тыс. руб., или на 40,06 процентов Наибольшее влияние на снижение прибыли оказало снижение прибыли от реализации продукции - основной составляющей прибыли предприятия. Неблагоприятно обстоят дела с прибылью от прочей деятельности и с доходами от реализационных операций. Основной фактор снижения прибыли от реализации - рост себестоимости продукции, превышающий рост объема реализации.
Заключение
Ресторан «Уральские пельмени - Авиа» входит в золотой список ресторанов г. Челябинска.
Правовой основой деятельности ресторана является Учредительный договор и Устав.
Учредительные документы разработаны в полном соответствии с законодательством Российской Федерации.
Последние годы экономическое состояние ресторана стабильно, развитие динамично.
Проведенный анализ структуры управления показал, что в обязанности директора ресторана входит не только курирование директоров-замов по различным отраслям управления, но и непосредственное управление жизненно важными отделами ресторана.
В непосредственном подчинении директоров находятся их заместители и некоторые нижестоящие службы и отделы.
Премирование работников ресторана осуществляется на основании Положения о премировании, утвержденного Генеральным директором.
За время прохождения практики полностью выполнена программа по всем разделам:
изучена история создания и развития предприятия;
ознакомлены с Уставом предприятия, его учредителями;
ознакомлены с регламентированием деятельности ресторана;
основные цели, задачи, виды деятельности предприятия понятны;
понятно место предприятия на рынке товаров и услуг;
организационная структура предприятия;
представлены финансовые показатели деятельности.
Список использованных источников и литературы
1.Патрин, О.В. РАО: бояться или сотрудничать / О.В. Патрин // Ресторан. - 2010. - №7. - С. 4-6.
2.Заруба, Д. Бренд занимается раскруткой, но загрузку отеля никто обещать не может / Дмитрий Заруба // Отель. - 2010. - №7. - С. 12-15.
.Немковский, Б.Л. Инновации: способность предложить новое качество / Б.Л. Немковский // Ресторан. - 2010. - №7. - С. 16-22.
.Малиновская, С. Он-лайн бронирование: "за" и "против". Современные технологии интернет-продаж / Санта Малиновская // Отель. - 2010. - №7. - С. 28-31.
.Кудряшова, С. Rev Par и Gop Par: что лучше / Светлана Кудряшова // Ресторан. - 2010. - №7. - С. 40-41.
.Сонг-Ен, Д. Высокий сервис + эффективность управления = уникальность / Сонг-Ен Док // Отель. - 2010. - №7. - С. 48-49.
.Шахин, Э. Мне нравится общение с интересными людьми / Эрдоган Шахин // Ресторан. - 2010. - №7. - С. 60-61.
.Климов, Д. "Маркштадт" не следует по проторенной дорожке. Демпинг для нас смерть! / Дмитрий Климов // Ресторан. - 2010. - №7. - С. 62-64.
.Бакмастер, В. По следам денег / Валентина Бакмастер // Ресторан. - 2010. - №7. - С. 66-70.
.Зайцева, Н.А. 3 опоздания - выговор, 3 выговора - увольнение / Н.А. Зайцева, Е.В. Агамирова, Н.В. Дмитриева // Ресторан. - 2010. - №7. - С. 72-77.
11.
Структура производства
Приложение 2
Организационная структура управления рестораном