Введение
Преддипломная практика была пройдена мной в ООО «Х». Это малое предприятие, основная деятельность которого связана с продажей авиабилетов и оказанием услуг в сфере туризма.
Время прохождения практики - с 07 февраля 2011 г по 07 апреля 2011г.
На время прохождения практики я была назначена помощником главного бухгалтера.
Передо мной стояла цель изучения основ деятельности организации, рассмотрения особенностей организации бухгалтерского учета, формирования отчетности, изучение мероприятий по планированию, учету и контролю финансовых потоков ООО «Х». В соответствии с закрепленной темой выпускной квалификационной работы особое внимание предполагалось уделить оценке и анализу финансовых результатов предприятия, изучению факторов, влияющих на них и поиску путей их увеличения.
В соответствии с целью были поставлены задачи практики:
Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Х»
Изучить данные бухгалтерской финансовой отчетности за последние 3 года;
Проанализировать финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность ООО «Х»;
Проанализировать динамику и структуру финансовых результатов за изучаемые периоды, проанализировать факторы, влияющие на прибыль;
Сформулировать выводы по результатам расчетов и предложить пути оптимизации финансовых результатов для ООО «Х».
Основной задачей практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в МФЮА.
ликвидность платежеспособность предприятие
1.Общая организационно-экономическая характеристика ООО «Х»
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Х».
ООО «Х» - агентство по реализации авиабилетов и оказанию туристических услуг, является самостоятельным юридическим лицом, обеспечивающим самофинансируемость и самоокупаемость, всецело отвечающим за результаты своей деятельности и выполнение взятых на себя обязательств. Агентство специализируется на работе с корпоративными клиентами и не является сетевым агентством по продажам авиабилетов или туроператором, работающим с массовыми направлениями.
Многолетний опыт работы гарантирует полное понимание потребностей именно корпоративных клиентов и предоставление услуг с надлежащим качеством.
Сфера деятельности: внутренний туризм, международный въездной, международный выездной туризм.
Адрес расположения главного офиса компании: г. Москва, ул. Фирма арендует помещение под офис в пяти минутах ходьбы от станции метро. Кроме того рядом с офисом - есть место для парковки автомобилей, а также пешеходная зона. Таким образом, ООО «Х» расположена в очень выгодном месте с точки зрения удобства размещения для потребителей (клиентов).
Целью деятельности ООО «Х» является удовлетворение общественных потребностей, и извлечение прибыли, используемой в интересах участников общества, а также для развития общества и укрепления финансового положения организации.
Прибыль, полученная компанией в результате ее хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению в соответствии с действующими законами. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение предприятия.
Основными видами деятельности ООО «Х» являются:
реализация пассажирских перевозок;
организация и продажа (экспорт и импорт) туристических и сопутствующих услуг физическим и юридическим лицам;
обеспечение пребывания в РФ туристических групп и индивидуальных туристов;
обеспечение пребывания в РФ иностранных торгово-экономических, научно технических, гуманитарных делегаций и отдельных специалистов (лиц);
создание и эксплуатация собственного гостиничного и вспомогательного хозяйства, предприятий торговли и общественного питания;
содействие в организации культурно-зрелищных и спортивных мероприятиях;
ООО «Х» - корпоративное агентство, предоставляющее своим клиентам - российским и иностранным компаниям и корпорациям - полный комплекс деловых туристических услуг по всему миру, включая территорию России и стран СНГ.
Принимая во внимание возрастающий с каждым днем объем деловых поездок, компанией была разработана специальная технология по оказанию содействия корпоративным клиентам в оптимальной организации командировок, деловых визитов, а также частных поездок, представлено деловое туристическое обслуживание, учитывая все требования и пожелания клиентов - бюджет командировки, условия поездки, оформление выездных и бухгалтерских документов.
«Х» является агентом более 70 ведущих российских и иностранных авиакомпаний. Наличие в офисах компьютерных систем бронирования «Gabriel», «Sabre», «Amadeus» и Сирена позволяет предоставлять клиентам любую справочную информацию в режиме реального времени, а также бронировать и оформлять авиабилеты по всем направлениям более чем 700 компаний. Долговременное и успешное сотрудничество с авиакомпаниями, профессиональные дипломированные сотрудники, использование новейших технологий туристической индустрии, а также постоянный мониторинг применяющихся скидок и специальных тарифов авиакомпаний дает возможность предоставлять клиентам авиабилеты по самым оптимальным ценам.
Благодаря тому, что «Х» занимает лидирующие позиции на рынке продажи авиабилетов российских и иностранных авиакомпаний, она всегда имеет возможность использовать конфиденциальные, специальные и льготные тарифы, а также специальные предложения авиакомпаний, чтобы предложить максимально выгодный вариант перелета и цены билета.
«Х» поддерживает также все бонусные программы авиакомпаний - Miles and More, Sky Miles, Executive Club, Swiss Travel Club, Аэрофлот Бонус и другие.
Многолетний опыт работы в сфере международного туризма, а также успешное и плодотворное сотрудничество с ведущими мировыми гостиничными цепочками дает возможность предложить размещение в лучших гостиницах по всему миру, организовать транспортное обслуживание.
Наличие железнодорожного терминала АСУ Экспресс - 3 позволяет всегда предоставлять клиентам самую точную информацию относительно наличия мест и цен на билеты, а также самостоятельно оформлять железнодорожные билеты не только по России и СНГ, но и на международные направления.
«Х» имеет большой опыт в организации различных корпоративных мероприятий, оформляет полисы международного медицинского страхования, а также организует групповые и индивидуальные туристические поездки.
Рассмотрим финансово-хозяйственную деятельность ООО «Х». Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Х» за последние три года представлена в таблице 4. Ознакомимся с ними поближе и проведем экономический анализ, основываясь на бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках предприятия.
Таблица 1 Динамика технико-экономических показателей деятельности ООО «Х» за период с 2008 по 2010 гг.
Показатели200820092010Отклонения +/- 2010 г. к 2009 г.Темп роста, %Среднесписочная численность работников, чел.606050-1083.33Показатели200820092010Отклонения +/- 2010 г. к 2009 г.Темп роста, %Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.561807725-8289.84Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств, тыс. руб.36891112.5Выручка от реализации туристического продукта, тыс. руб.3224539366454046038115.34Прибыль от реализации туристического продукта, тыс. руб.406962183843-237561.81Затраты на оказание услуг, тыс. руб.2022014676162471571110.7Производительность труда, руб./руб.537.41656.1908.08251.98138.41Рентабельность продаж, %12.6215.808.46-7.3453.54
Производительность труда измеряется отношением выручки от реализации туристского продукта (за месяц, год) к среднесписочной численности работников за соответствующий период.
Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка*100%
Исследовав динамику технико-экономических показателей таблицы 1, можно сделать следующие выводы:
Численность работников в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 10 человек, это связано с сокращением штата в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране.
В 2010 году выручка от реализации увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 6038 тыс. руб., в то время как прибыль от реализации сократилась на 2375 тыс. руб., что сказалось непременно на рентабельности продаж. Этот показатель уменьшился на 53.54%. Рентабельность продаж в 2009 году сократилась в 2 раза, в отличие от 2009 года, это связано с повышением затрат на оказание услуг, соответственно можно сделать вывод, что спрос на услуги компании в 2010 году снизился.
Какую бы позицию предприятие ни занимало в рыночной среде, важным условием его выживания и повышения конкурентоспособности является рост производительности труда. Как мы видим производительность труда в «Х» с каждым годом повышается, что обеспечивает фирме преимущество.
2.Анализ баланса ООО "Х"
Анализ отчетности ООО «Х» начнем с горизонтального и вертикального анализа баланса, то есть рассмотрим структуру и динамику его показателей.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Х» за 2008-2010гг. приведена в приложениях 1-6.
Аналитический баланс ООО «Х» дан в приложении 7.
В активе баланса наибольшую долю занимают на протяжении рассматриваемого периода оборотные активы, их доля снизилась с 99,42% в 2008г. до 83,04% в 2010г. Всего с 2008г. по 2010г. оборотные активы уменьшились на 79746 тыс.руб., то есть более чем на 64,02%.
Можно отметить увеличение суммы денежных средств на 289,70%, снижение дебиторской задолженности на 74,54%.
С другой стороны, внеоборотные активы выросли с 726 тыс. руб. до 9083 тыс. руб., или на 1151%. Это произошло за счет появления в 2010г. показателя по строке долгосрочные финансовые вложения в сумме 8668 тыс.руб.
В пассиве баланса наибольшая доля принадлежит краткосрочной кредиторской задолженности. В 2008г. она составляла 92.62% валюты баланса, в 2010г. - 75,16%. Произошло снижение суммы кредиторской задолженности на 74913 тыс.руб. или 65,04%. Так как долгосрочных кредитов и займов у ООО "Х" не имеется, это дает основания предполагать повышение платежеспособности и ликвидности (что будет проверено при дальнейшем анализе).
Рост нераспределенной прибыли говорит о том, что собственники общества предпочитают капитализировать доход, не выплачивая его в качестве дивиденда. Это также является хорошим признаком, так как прирастают источники формирования внеоборотных активов. Занимаемая прибылью доля в пассиве баланса выросла с 7,30% в 2008г. до 24,65% в 2009г.Показатель нераспределенной прибыли вырос в 2010 г. по сравнению с 2008г. на 45,43% или на 4124 тыс.руб.
В целом по балансу отмечается резкое снижение сумы всех активов (пассивов) в 2009г. более чем в 2 раза (с 124352 тыс.руб. до 55150 тыс.руб. ) и дальнейшее снижение в 2010г. (до 53563 тыс.руб., или в целом с 2008г.на 56,93%). Данная тенденция вызывает опасения, потому что, учитывая снижение оборотных активов, говорит об отвлечении средств из оборота. Однако, судя по тому, что оборотные активы уменьшились в основном на сумму дебиторской задолженности, а пассивы снизились на сумму кредиторской задолженности, это позволяет прийти к выводу, что организация погасила свои краткосрочные обязательства за счет дебиторской задолженности, что в целом вполне соответствует нормальному положению вещей и даже оздоравливает финансовое положение, повышая ликвидность.
3.Анализ финансовой устойчивости ООО «Х»
Для анализа финансовой устойчивости ООО "Х". Рассчитаем следующие показатели:
. Коэффициент финансовой независимости (автономии). Характеризирует возможность предприятия исполнить внешние обязательства за счет собственных активов; его независимость от заемных источников. Должен быть не менее 0,5. Благоприятная динамика - увеличение.
Кавт = СК / Пас(1)
Где СК - собственный капитал;
Пас - величина всех пассивов.
. Коэффициент финансовой зависимости (Кфз) показывает удельный вес заемного капитала в общей сумме капитала (норматив
Кфз = ЗК/А(2)
где ЗК - заемный капитал
А - актив баланса
. Коэффициент инвестирования (Ки) показывает долю финансирования внеоборотных активов за счет собственного капитала (норматив > 1):
Ки = СК/ВА(3)
где ВА - внеоборотные активы;
СК - собственный капитал.
. Коэффициент постоянного актива (Кпа) показывает долю внеоборотных активов в собственном капитале (норматив
Кпа = ВА/СК(4)
Где ВА - внеоборотные активы,
СК - собственный капитал
. Коэффициент маневренности собственного капитала. Доля собственных оборотных средств в собственном капитале. Значение должно быть не менее 0,1, благоприятная динамика - увеличение.
Км = (СК-ВА) / СК(5)
Где СК - собственный капитал;
ВА - внеоборотные активы;
. Коэффициент финансовой стабильности (коэффициент финансирования) - показывает обеспеченность задолженности собственными средствами; превышение собственных средств над заемными свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия. Должен превышать 1, благоприятная динамика - увеличение
Кф.с = (6)
Где СК - собственный капитал;
Кз - кредиторская задолженность;
. Коэффициент финансовой устойчивости - доля стабильных источников финансирования в общем их объеме. Должен быть Кфс=0,85-0,90
Кф.с = (7)
Где СК - собственный капитал;
ДО - долгосрочные обязательства,
Пас - величина всех пассивов.
. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости. Должен быть не менее 0.1, благоприятная динамика - увеличение
Кобсс = (8)
Где Осс - собственные оборотные средства,
ОА - оборотные активы
. Коэффициент финансового левериджа (рычага) характеризует степень риска и устойчивость компании (соотношение заемного и собственного капитала). Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение.
Фл = ЗК / СК(9)
Где \ЗК - заемный капитал;
СК - собственный капитал.
. Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов. Показывает соотношение мобильных и иммобилизованных активов
КМ/И = ОА / ВА(10)
Где ОА - оборотные активы,
ВА - внеоборотные активы
. Коэффициент прогноза банкротства - показывает способность предприятия расплачиваться по своим краткосрочным обязательствам при условии благоприятной реализации запасов.
Должен быть более 0, благоприятная динамика - увеличение
Кпб = (З+ НДС + НЛА - КО) / ВБ(11)
Где З - запасы,
НДС - налог на добавленную стоимость,
НЛА - наиболее ликвидные активы,
КО - краткосрочные обязательства,
ВБ - валюта баланса.
Расчет коэффициентов и их динамика приведены в таблице в Приложении 8.
Коэффициент финансовой независимости в рассматриваемый период не достиг нормативного значения, хотя вырос с 0,07 в 2008г. до 0,25 в 2010г. Предприятие не может исполнить внешние обязательства за счет собственных активов.
Коэффициент финансовой устойчивости также находится вне нормативного значения, то есть доля стабильных источников формирования активов слишком низкая для нормальной финансовой устойчивости.
Коэффициент финансирования вырос за изучаемый период с 0,08 до 0,33 в 2010г. (в 4 раза), однако в норме он должен превышать 1, то есть задолженность организации не обеспечена в нужной мере собственными средствами.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2009г. повысился с 0,07 до 0,2, а затем в 2010г. снова снизился до 0,09. Показывает недостаток собственных оборотных средств (что согласуется с отмеченным ране резким снижением общего размера оборотных средств по балансу).
Коэффициент постоянного актива показывает резкий рост доли внеоборотных активов в собственных источниках - с 0,08 в 2008г. до 0,68 в 2010г. Это благоприятная динамика, так как в норме индекс должен составлять около 1.
Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов показывает высокую мобильность активов 170,28 на 2008г (то есть оборотные средства превышают внеоборотные в 170 раз), которая затем снижается и в 2010 г. составляет 4,90, что ближе к норме.
Коэффициент прогноза банкротства отрицательный, это говорит о неспособности предприятия расплатиться по краткосрочным обязательствам за счет реализации запасов. Однако по данному коэффициенту прослеживается тенденция к росту (с -0,89 в 2008г. до -0,49 в 2010г.)
Коэффициент финансового левериджа за рассматриваемый период снизился с 12,55 до 3,03, это положительная тенденция, так как говорит о повышении покрытия собственным капиталом заемного и повышении устойчивости компании. Хотя было бы целесообразно принять меры к сведении показателя левериджа до 2-2,5.
Коэффициент маневренности снизился в отчетном 2010г. с 0,92 до 0,32. В общем случае снижение коэффициента маневренности обычно нежелательно для организации с нормальным соотношение внеоборотных и оборотных активов, но в данном случае, когда отмечается сильный перевес в сторону оборотных активов, такое снижение можно отметить как хороший признак, говорящий о смещении в сторону нормального соотношения.
Коэффициент финансовой зависимости снизился с 0,93 до 0,75. То есть удельный вес заемных средств в общей сумме пассивов снижается, это говорит о финансовом оздоровлении и повышении устойчивости. Но нормативного значения (меньше 0,5) пока еще не достигли.
Коэффициент инвестирования. Так как величина внеоборотных активов в 2008г. была очень мала, они в 12 раз покрывались собственным капиталом. К 2010г за счет увеличения ВА это соотношение стало равно 1,46 (что ближе к норме, хотя дальнейшее снижение нежелательно).
В целом анализ относительных показателей финансовой устойчивости выявил следующие результаты и тенденции:
В 2008г. имелось сильное превышение оборотных активов над внеоборотными, затем произошло выравнивание. Отсюда следует динамика резкого снижения их соотношения, можно сделать вывод, что ситуация нормализуется.
ООО "Х" не достигает абсолютной финансовой устойчивости в связи с тем, что ряд коэффициентов не соответствует нормативному значению и показывает недостаточность собственных оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств.
Особенные опасения внушает троекратное превышение заемных источников финансирования над собственными (финансовый леверидж).
Также плохим показателем является то, что коэффициенты финансовой автономии и устойчивости лежат вне нормативных значений.
Для более полного ознакомления с финансовым состоянием необходимо провести анализ платежеспособности и ликвидности ООО "Х".
4.Анализ ликвидности и платежеспособности ООО «Х»
Третий этап оценки финансово-хозяйственной деятельности заключается в анализе показателей платежеспособности и ликвидности организации. Рассчитаем следующие показатели ликвидности:
1.Коэффициент ликвидности поточной (покрытия). Характеризует достаточность оборотных средств для погашения долгов на протяжении года. Направление положительных изменений: увеличение; критическое значение Кл.п=1; При Кл.п
Кл.п = (12)
Где ОА - оборотные активы,
Пт - текущие пассивы
2.Коэффициент быстрой ликвидности. Показывает, сколько единиц наиболее ликвидных активов приходится на единицу срочных долгов. Направление положительных изменений: увеличение; должен быть Кл.ш>=1; в международной практике Кл.ш=0,7-0,8.
Кл.ш = (13)
Где ОА - оборотные активы,
З - запасы,
Пт - текущие пассивы
3.Коэффициент абсолютной ликвидности. Характеризует готовность предприятия немедленно ликвидировать краткосрочную задолженность. Направление положительных изменений: увеличение; должен быть Кл.а=0,2-0,35
Кл.а = (14)
Где ДС - денежные средства,
Пт - текущие пассивы
4.Соотношение краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности. Показывает способность рассчитаться с кредиторами за счет дебиторов на протяжении одного года. Рекомендованное значение Кд/к=1
Кд/к = (15)
Где ДЗ - дебиторская задолженность,
КЗ - кредиторская задолженность.
5.Коэффициент текущей ликвидности. Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства.
Необходимое значение 1, оптимальное - не менее 2,0
Ктл = ОА / КО(16)
Где ОА - оборотные активы,
КО - краткосрочные обязательства
6. Коэффициент платежеспособности (ликвидности).
Показывает соотношение активов и пассивов, взвешенных по своей степени ликвидности. Наиболее ликвидным присвоен вес 1, среднеликвидным - 0,5, наименее ликвидным - 0,3
(17)
Анализ коэффициентов проведен в таблице в приложении 9.
Из данных таблицы следует, что коэффициент поточной ликвидности (покрытия) имеет нормативное значение как на наяало, так и на конец рассматриваемого периода, демонстрируя незначительный рост (с 1,07 до 1,10). ООО "Х" имеет ликвидный баланс.
Коэффициент быстрой ликвидности также характеризует положение дел с хорошей стороны, превышая нормативное значение.
Увеличение в отчетном периоде незначительное.
Коэффициент абсолютной ликвидности был неудовлетворительным в 2008г (0,03) и в 209г. (0.09), однако резкое снижение краткосрочной задолженности в 2010 привело к его росту до нормативных 0,31.
Соотношение краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности снизилось, что не является хорошим признаком.
Если на 2008г. это соотношение составляло 1,07 (превышение дебиторской над кредиторской), то на 2010г оно всего 0,75, то есть дебиторская задолженность не покрывает кредиторскую.
Коэффициент текущей ликвидности - находится в нормативных пределах, однако с 2009 по 2010 г заметно снижение (с 1,26 до 1,10) Это негативный признак, показывающий нехватку оборотных средств для покрытия текущих обязательств.
Коэффициент платежеспособности демонстрирует рост. Это благоприятный фактор, характеризующий рост ликвидности баланса в целом.
Чтобы убедиться в этом, необходимо произвести группировку статей баланса по степени ликвидности и рассмотреть выполнение ключевых неравенств.
В зависимости от ликвидности активы принято разделять на следующие группы.
А 1 . Наиболее ликвидные активы - к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
А 1 = стр. 250 + стр. 260
А 2 . Быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность, платежи по которым ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты:
А 2 = стр. 240
А3. Медленно реализуемые активы - статьи раздела 2 актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность (… после 12 месяцев) и прочие оборотные активы.
А3 = стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270
А 4 . Трудно реализуемые активы - статьи раздела 1 актива баланса - внеоборотные активы.
А 4 = стр. 190 Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.
П 1 . Наиболее срочные обязательства - к ним относятся кредиторская задолженность:
П 1 = стр. 620
П2. Краткосрочные пассивы - это краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы:
П 2 = стр. 610 + стр. 630 + стр. 660
П3. Долгосрочные пассивы - это статьи баланса, относящиеся к разделам 4 и 5, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.:
П3 = стр. 590 + стр. 640 + стр. 650
П 4 . Постоянные, или устойчивые, пассивы - это статьи раздела 3 баланса Капиталы и резервы. Если у организации есть убытки, то они вычитаются:
П4 = стр. 490 Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место
Группировка баланса ООО "Х" приведена в таблице 2.
Таблица 2 Группировка статей баланса ООО "Х" по степеи ликвидности
ПериодПоказатель активаЗначение, тыс.руб.Показатель пассиваЗначение, тыс.руб.Оценка неравенства, +/-2008А13 224П1115 172-А2119 336П20+А31 066П30+А4726П49 180+2009А14 459П143 435-А248 727П20+А31 347П30+А4617П411 715+2010А112 564П140 259-А230 381П20+А31 535П30+А49 083П413 304+
Мы видим, что за весь анализируемый период соблюдались лишь 3 неравенства из 4. Баланс ООО "Х" нельзя назвать абсолютно ликвидным, так как не соблюдается превышение наиболее ликвидных активов над наиболее срочными обязательствами.
Оценка вероятности банкротства в ближайшие периоды.
Для оценки вероятности банкротства элс рассчитаем индекс Альтмана (Z-счет).
Индекс позволяет оценить финансовую устойчивость организации на основе Баланса (форма № 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Формула выглядит следующим образом:
Z = 0,717A + 0,847B + 3,107C + + 0,420D + 0,998E(18)
где A - чистый оборотный капитал (ф. 1, стр. 290 - - ф. 1, стр. 690) : активы (ф. 1, стр. 300);- нераспределенная прибыль (ф. 1, стр. 470) : активы (ф. 1, стр. 300);- прибыль от основной деятельности (ф. 2, стр. 050) : активы (ф. 1, стр. 300);- уставный капитал (ф. 1, стр. 410) : обязательства (ф. 1, стр. 590 + ф. 1, стр. 690);- выручка от продаж (ф. 2, стр. 010) : активы (ф. 1, стр. 300).
Чем меньше индекс, тем выше вероятность банкротства компании. Если Z 2,6 - скорее всего финансовой устойчивости бизнеса ничто не угрожает. В отношении компаний, у которых значение индекса 1,1
Расчет индекса Альтмана проведем в таблице 3.
Таблица 3 Расчет Индекса Альтмана (модель Z-счета) для ООО "Х"
№Даные для расчета2008200920101A - чистый оборотный капитал (ф. 1, стр. 290 - ф. 1, стр. 690) : активы (ф. 1, стр. 300);0,06800,20120,07882B - нераспределенная прибыль (ф. 1, стр. 470) : активы (ф. 1, стр. 300)0,07300,21060,24653C - прибыль от основной деятельности (ф. 2, стр. 050) : активы (ф. 1, стр. 300);0,03090,10000,21794D - уставный капитал (ф. 1, стр. 410) : обязательства (ф. 1, стр. 590 + ф. 1, стр. 690);0,00090,00230,00255E - выручка от продаж (ф. 2, стр. 010) : активы (ф. 1, стр. 300).0,36510,91281,21646Z (индекс Альтмана)0,57141,54542,1572
Как видим, вероятность банкротства была высока в 2008г., однако на 2010 год положение нормализовалось и состояние фирмы приблизилось к уровню безопасности (индекс равен 2,1572).
На основе данных, полученных в ходе анализ платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости можем сделать вывод, что организации необходимо финансовое оздоровление и повышение ликвидности баланса. Для увеличения собственных источников финансирования рекомендуется капитализация прибыли, как это и происходило в прошлых периодах.
Так как прибыль является целью деятельности коммерческих организаций, в том числе и ООО "Х", и формируется в результате действия нескольких факторов, необходимо изучить процесс ее формирования и воздействие данных факторов на финансовый результат. Поэтому необходимо проанализировать данные отчета о прибылях и убытках с помощью горизонтального и факторного анализа.
5.Анализ и оценка финансовых результатов ООО «Х»
Анализ динамики показателей формы №2 (отчет о прибылях и убытках) приведен в таблице в приложении 10.
Из данных таблицы мы видим последовательный рост выручки на протяжении рассматриваемого периода (10,87% в 2009 и 29,42% в 2010гг.). Он опережал рост себестоимости (соответственно 6,88% в 2009г и 0,38% в 2010г.). Однако показатель чистой прибыли на 2010г. не только не вырос, но даже снизился на 37,32%. С чем это связано?
Наибольшее увеличение показано по:
Прочие операционные расходы в 2010г. повысились на 387,75% (на 42296 тыс.руб.)
Коммерческие расходы в 2010г. выросли на 41,66% (5875 тыс.руб.)
Управленческие расходы в 2010г. выросли на 20,34% (2717 тыс.руб.)
Поэтому необходимо провести факторный анализ формирования финансового результата.
Проанализируем показатель прибыли до налогообложения по факторам, которые на нее влияют. К ним относятся: выручка нетто, себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы, операционные доходы и расходы.
Выручка нетто - выручка от продажи товаров, поступления, выполнения работ, оказания услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей.
Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) включает учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным товарам в отчетном периоде.
Коммерческие расходы - расходы, понесенные организацией при продаже продукции. На промышленных предприятиях к ним относят затраты, связанные со сбытом продукции. Это расходы на рекламу, представительские расходы, на затаривание и упаковку готовой продукции и доставку ее на станцию отправления, на погрузку в транспортные средства, комиссионные сборы и другие аналогичные по назначению расходы. Учетной политикой может быть предусмотрено включение коммерческих расходов полностью в себестоимость проданных в отчетном периоде товаров.
Управленческие расходы - это общехозяйственные расходы, которые в соответствии с учетной политикой не включены в состав себестоимости проданных товаров. Этот показатель состоит из административно-управленческих расходов, расходов на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом. К управленческим расходам относятся также амортизационные отчисления, расходы на ремонт основных средств и арендная плата за помещения управленческого и общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и другие аналогичные по назначению расходы. Прибыль до налогообложения определяется по формуле
Пр = V-C-КР-УР+ПОД-ПОР(19)
где Пр - прибыль от продаж;
V- выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;
С - себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;
КР - коммерческие расходы, тыс. руб.;
УР - управленческие расходы, тыс. руб.
ПОД - прочие операционные доходы;
ПОР - прочие операционные расходы.
Увеличение выручки (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) положительно влияет на сумму прибыли до налогообложения, а уменьшение сокращает размер прибыли.
Снижение себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов положительно влияет на сумму прибыли от продаж. Увеличение же себестоимости сказывается на величине прибыли отрицательно.
Для обеспечения сопоставимости данных абсолютные показатели пересчитывают в относительные показатели (процент к выручке от продажи)
Следующий этап анализа прибыли от продаж состоит в расчете факторов, влияющих на ее величину.
Прежде всего следует определить влияние инфляции. Для этого надо выручку от продажи товаров отчетного периода (V1) привести в сопоставимый вид по формуле
Vсоп.. =(20)
где Vсоп. - выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах (прошлого периода) за отчетный период, тыс. руб.; Jр - индекс цен.
Vсоп.= 65152 / 1,088 = 59882 тыс.руб.
Изменение выручки от продажи продукции под влиянием цены (У(р)) определяется как разность между выручкой от продажи продукции отчетного периода и выручкой от продажи продукции в сопоставимых ценах, т.е.:
V(Р) = V1 - Vсоп(21)
V(Р)= 65152 - 59882 = 5270 тыс.руб.
Влияние на сумму прибыли от продаж (Пр()) изменения выручки от продаж (исключая влияние цены) можно рассчитать по формуле
Пр() = (22)
где Rпро - уровень рентабельности продаж прошлого периода, %;,V0 - выручка от продажи товаров отчетного и прошлого периодов соответственно.
Рентабельность продаж 2009г. = 3629/50340 *100% = 7,21%
Влияние роста выручки равно = 688 тыс.руб.
Влияние ценового фактора определяется по формуле
Пр(p) = (23)
где Пр(p) - прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения цен на продукцию.
Влияние ценового фактора = 380 тыс.руб.
На прибыль до налогообложения влияет себестоимость проданных товаров. Себестоимость проданной продукции может увеличиваться, и это неизбежно, так как цены на материальные ресурсы, затраты на оплату труда и другие составляющие возрастают. Для успешной деятельности необходимо, чтобы темпы роста выручки от продажи продукции опережали темпы роста себестоимости, т.е. уровень себестоимости снижался.
Более правильным будет расчет изменения прибыли от продаж за счет фактора «себестоимость проданной продукции» с применением относительного показателя себестоимости.
Для расчета используется формула
Пр(c)= - (24)
где Пр(c)- прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения уровня себестоимости продукции, тыс. руб.;
УС1, УС0 - уровни себестоимости в отчетном и прошлом периодах соответственно, т.е. отношение себестоимости проданной продукции к выручке от продажи продукции, %.
Одним из факторов роста прибыли до налогообложения является снижение уровней коммерческих и управленческих расходов, так как прибыль находится в обратной зависимости от величины расходов. Мероприятия любого рода по снижению затрат организации увеличивают сумму прибыли. Для расчета влияния уровня коммерческих расходов используют формулу
Пр(кр)= - (25)
гдеПр(кр) - увеличение (снижение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня коммерческих расходов, тыс. руб.;
УКР1, УКР0 - уровни коммерческих расходов в отчетном и прошлом периодах соответственно, т.е. отношение коммерческих расходов к выручке от продажи продукции, %.
Влияние уровня управленческих расходов на прибыль до налогообложения рассчитывают по формуле
Пр(ур)= - (26)
где Пр(ур) - увеличение (уменьшение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня управленческих расходов, тыс. руб.;
УУР1, УУР0 - уровни управленческих расходов отчетного и про-шло1р периодов соответственно, т.е. отношение управленческих расходов к выручке от продаж продукции, %.
Влияние всех перечисленных факторов рассчитаем в таблице 4.
Таблица 4
Влияние факторов на формирование прибыли до налогообложения
Уровень 2009 г., %Уровень 2010 г., %Влияние, тыс.руб.Выручка, тыс руб.65 152Себестоимость,34,50%26,75%+ 5 043Коммерческие расходы,28,01%30,66%- 1 726Управленческие расходы,26,53%24,67%+ 1 213Прочие операционные доходы,17,90%67,57%+ 32 355Прочие операционные расходы,21,67%81,66%- 39 086
Из данных анализа видно, что наибольшее влияние на изменение прибыли до налогообложения оказали прочие операционные расходы. За вычетом влияния прочих операционных доходов их доля в формировании прибыли равна 32355-39086 = -6731 тыс.руб.
Также сильно повлияло изменение себестоимости - привело к увеличению прибыли на +5043 тыс.руб.
Влияние изменения коммерческих расходов привело к уменьшению на 1726 тыс.руб. Влияние изменения управленческих расходов привело к увеличению на 1213 тыс.руб.
Общее влияние факторов (контрольная сумма):
+380 +5043-1726+1213+32355-39086 = -1133, то есть фактическое изменение прибыли до налогообложения. Значит, влияние факторов рассчитано верно.
Проанализируем показатели рентабельности ООО "Х" и их динамику по годам.
Показатели рентабельности дают представление о том, сколько чистой прибыли приходится на рубль того или иного ресурса.
Анализ их приведен в таблице 5.
Таблица 5. Анализ показателей рентабельности и окупаемости
№Наименование показателя200820092010изменение абсолютное 2009г. к 2008изменение абсолютное 2010г. к 2009темп прироста 2009г. к 2008темп прироста 2010г. к 20091Рентабельность капитала (активов) по чистой прибыли ЧП / А1,36%4,60%2,97%3,24%-1,63%-70,38%-35,46%2Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли ЧП / СК18,44%21,64%11,94%3,20%-9,70%-14,77%-44,80%3Рентабельность реализованной продукции по чистой прибыли ЧП / В3,73%5,04%2,44%1,31%-2,60%-25,95%-51,57%4Рентабельность реализованной продукции по прибыли от реализации ПР / В8,46%10,96%17,91%2,50%6,95%22,77%63,45%5Период окупаемости капитала , лет К / ЧП73,4521,7633,71-5169,53%1195,32%-237,62%54,94%6Период окупаемости собственного капитала, лет СК / ЧП5,424,628,37-80,10%375,13%-17,33%81,17%
Как видно из данных таблицы, все показатели рентабельности по чистой прибыли в отчетном периоде снизились, так как произошло резкое относительное и абсолютное снижение чистой прибыли (как выяснилось, из-за роста операционных расходов).
Наиболее резко (на 51,57%) упала рентабельность продаж, также сильно снизилась рентабельность собственного капитала (на 44,8%).
Для сравнения можно отметить, что рентабельность по прибыли от продаж выросла, так как прибыль от продаж не учитывает рост операционных расходов и доходов.
В соответствии с динамикой чистой прибыли изменялись и показатели окупаемости для капитала и собственного капитала. В 2009г. они показывали положительную динамику (период окупаемости снизился с 73,45 лет до 21,76 лет у общего капитала и с 5,42 лет до 4,62 лет у собственного), однако из-за снижения прибыли в отчетном году окупаемость снова возросла (33,71 лет у общей стоимости капитала и 8,37 лет у собственного капитала).
Проведем факторный анализ рентабельности продаж с целью выявить, за счет чего произошел рост.
В числителе находится прибыль от продаж, следовательно, на рентабельность продаж действуют те же факторы что и на нее. Используем метод цепных подстановок.
. влияние изменения выручки:
= +20,24%
. влияние изменения себестоимости:
= -0,10%
. влияние изменения коммерческих расходов:
= -9,02%
4. влияние изменения управленческих расходов:
= -4,17%
Совокупное влияние факторов: 20,24%-0,10%-9,02%-4,17% = +6,95% (изменение рентабельности продаж за 2010г).
Наибольшее влияние на рентабельность продаж оказала выручка, а также на уменьшение рентабельности сильно влияет величина коммерческих расходов.
Для оценки влияния факторов на рентабельность собственного капитала воспользуемся моделью фирмы Дюпон (табл. 6):
(27)
Таблица 6.
Анализ влияния факторов на рентабельность собственного капитала
Показатели2009 г.2010 г.ОтклоненияРентабельность продаж (чистая прибыль), %5,04%2,44%-2,6Коэффициент оборачиваемости активов0,911,22+0,31Коэффициент соотношения активов с собственным капиталом (А/СК)4,714,03-0,68Рентабельность собственного капитала, %21,64%11,94%-9,70За счет снижения рентабельности продаж: -2,6 × +0,91 × +4,71 = -11,14
За счет роста оборачиваемости активов: +0,31 × +4,71 × +2,44 = 3,56
За счет снижения соотношения активов с собственным капиталом: -0,68 × +2,44 × +1,22 = -2,02
В этом случае выявлен резерв повышения эффективности использования собственного капитала путем увеличения оборачиваемости активов.
Наибольшее влияние оказала рентабельность продаж, поэтому следует принять меры для ее повышения, то есть снижения себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Выводы и рекомендации по материалам практики
По результатам анализа были сформулированы следующие выводы.
За рассматриваемый период финансовое положение предприятия серьезно изменилось. Во-первых, изменилась структура активов и пассивов баланса, а валюта баланса снизилась более чем в 2 раза. Структура активов изменилась в сторону увеличения внеоборотных активов и снижения оборотных. Учитывая, что в 2008г. Оборотные активы занимали слишком большую долю в общей массе активов, это было следствием образования большой дебиторской задолженности. В 2009г. Задолженность была погашена и реализована, а в составе внеоборотных активов появились долгосрочные финансовые вложения. Изменения структуры можно считать положительными. Так как они сделали соотношение мобильных и иммобилизованных активов более нормальным.
Анализ относительных показателей финансовой устойчивости дал представление о динамике финансового положения организации.
ООО "Х" не достигает абсолютной финансовой устойчивости в связи с тем, что ряд коэффициентов не соответствует нормативному значению и показывает недостаточность собственных оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств.
Особенные опасения внушает троекратное превышение заемных источников финансирования над собственными (финансовый леверидж).
Также плохим показателем является то, что коэффициенты финансовой автономии и устойчивости лежат вне нормативных значений.
Для более полного ознакомления с финансовым состоянием было решено проанализировать ликвидность и платежеспособность предприятия.
На основе данных, полученных в ходе анализ платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости можем сделать вывод, что организации необходимо финансовое оздоровление и повышение ликвидности баланса. Для увеличения собственных источников финансирования рекомендуется капитализация прибыли, как это и происходило в прошлых периодах.
На основе расчета индекса Альтмана был сделан вывод о том, что вероятность банкротства была высока в 2008г., однако на 2010 год положение нормализовалось и состояние фирмы приблизилось к уровню безопасности (индекс равен 2,1572).
В связи с отмеченным снижением чистой прибыли в 2010г. (при росте выручки от продаж), было решено проанализировать финансовые результаты предприятия.
На основе анализа финансовых результатов по отчету о прибылях и убытках мы узнали, что на формирование прибыли наибольшее влияние в отчетном периоде оказали прочие операционные расходы. За вычетом влияния прочих операционных доходов их доля в формировании прибыли равна 32355-39086 = -6731 тыс.руб.
Также сильно повлияло изменение себестоимости - привело к увеличению прибыли на +5043 тыс.руб.
Влияние изменения коммерческих расходов привело к уменьшению на 1726 тыс.руб. Влияние изменения управленческих расходов привело к увеличению на 1213 тыс.руб.
Отсюда следует вывод, что ООО "Х" необходимо рассмотреть возможные пути снижения коммерческих, управленческих и операционных расходов, для максимизации прибыли.
С этой целью можно рекомендовать ввести в ООО "Х":
смету на расходование средств и бюджетное планирование;
график прохождения платежей
Целесообразно рассмотреть проект создания отдела финансового планирования и контроля в ООО "Х".
Заключение
Для достижения устойчивой работы предприятия как в текущий период, так и нацеленной на долгосрочную перспективу, особое значение в современных условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятием, основанного на анализе финансово-экономического состояния, который позволяет выявить изменения в финансовом положении, выбрать соответствующую тактику и определить стратегию дальнейшего развития.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия содействует повышению эффективности процесса стратегического планирования, а также позволяет выявить имеющиеся и потенциальные внутренние слабости предприятия, выявить зоны внутренних сильных и слабых сторон.
Устойчивое финансовое положение, высокая эффективность деятельности предприятия является результатом умелого управления всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, постоянного поиска, мобильности и готовности к внедрению новшеств.
В ходе преддипломной практики я:
закрепила и расширила базу знаний, полученных при обучении в ВУЗЕ;
прошла ознакомление с деятельностью предприятия, работающего в сфере туризма, с ее особенностями;
ознакомилась с работой бухгалтерии, научилась читать и анализировать отчетность;
провела анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности предприятия, проанализировала финансовые результаты на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.
сформулировала основанные на анализе выводы и рекомендации по улучшению финансового состояния и финансовых результатов.
Практика помогла мне лучше разобраться в профессии, усвоить необходимые навыки и собрать материал для написания выпускной квалификационной работы.
Приложения
Приложение 1
Аналитический баланс ООО "Х"
АктивКод строки2008г.Доля в валюте баланса2009г.Доля в валюте баланса2010г.Доля в валюте балансаОтклонение 2010 г. от2008г, тыс.руб2008г, %2009г., тыс.руб2009г., %Нематериальные активы11010,00%00,00%00,00%- 1-100,00%0Основные средства1207250,58%6171,12%4150,77%- 310-42,76%-202-32,74%Долгосрочные финансовые вложения14000,00%00,00%866816,18%8 6688668ИТОГО по разделу I1907260,58%6171,12%908316,96%8 3571151,10%84661372,12%Запасы21090,01%2874724635144,44%18564,46%Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям22010570,85%10601,92%10631,98%60,57%30,28%Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)24011933695,97%4872788,35%3038156,72%- 88 955-74,54%-18346-37,65%Краткосрочные финансовые вложения, в том числе:25000,00%4910,89%00,00%--491-100,00%Денежные средства26032242,59%39687,19%1256423,46%9 340289,70%8596216,63%Прочие оборотные активы27000,00%00,00%00,00%-0ИТОГО по разделу II29012362699,42%5453398,36%4448083,04%- 79 146-64,02%-10053-18,43%Баланс300124352100,00%55150100,00%53563100,00%- 70 789-56,93%-1587-2,88%ПассивКод строки2008г.Доля в валюте баланса2009г.Доля в валюте баланса2010г.Доля в валюте балансаОтклонение 2010 г. от2008г, тыс.руб2008г, %2009г., тыс.руб2009г., %Уставный капитал4101000,08%1000,18%1000,19%-0,00%00,00%Добавочный капитал в том числе:42020,00%20,00%20,00%-0,00%00,00%Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)47090787,30%1161321,06%1320224,65%4 12445,43%158913,68%ИТОГО по разделу III49091807,38%117150,2124206711330424,84%4 12444,92%158913,56%Кредиторская задолженность62011517292,62%4343578,76%4025975,16%- 74 913-65,04%-3176-7,31%ИТОГО по разделу V69011517292,62%4343578,76%4025975,16%- 74 913-65,04%-3176-7,31%Баланс700124352100,00%55150100,00%53563100,00%- 70 789-56,93%-1587-2,88%
Приложение 2
Показатели финансовой устойчивости ООО "Х"
№Наименование показателя200820092010изменение абсолютное 2009г. к 2008г.изменение абсолютное 2010г. к 2009г.темп прироста 2009г. к 2008 г.темп прироста 2010г. к 2009г.1Коэффициент финансовой независимости (автономии)0,070,210,250,140,0465,25%16,93%2Коэффициент финансовой устойчивости0,070,210,250,140,0465,25%16,93%3Коэффициент финансовой стабильности (коэффициент финансирования)0,080,270,330,190,0670,45%22,52%4Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами0,070,200,090,14- 0,1166,40%-53,37%5Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов170,2888,384,90- 81,90- 83,49-92,66%-94,46%6Коэффициент прогноза банкротства- 0,89- 0,68- 0,490,210,19-30,69%-28,42%7Коэффициент финансового левериджа (рычага)12,553,713,03- 8,84- 0,68-238,38%-18,38%8Коэффициент маневренности0,920,950,320,03- 0,632,79%-66,51%9Коэффициент финансовой зависимости0,930,790,75- 0,14- 0,04-17,60%-4,57%10Коэффициент инвестирования12,6418,991,466,34- 17,5233,40%-92,29%11Коэффициент постоянного актива0,080,050,68- 0,030,63-50,16%1196,30%
Приложение 3
Показатели платежеспособности и ликвидности ООО "Х"
№Наименование показателя200820092010изменение абсолютное 2009г. к 2008г.изменение абсолютное 2010г. к 2009г.темп прироста 2009г. к 2008 г.темп прироста 2010г. к 2009г.1Коэффициент ликвидности поточной (покрытия)1,071,261,100,8- 0,1514,50%-12,00%2Коэффициент быстрой ликвидности1,071,251,090,18- 0,1614,06%-12,47%3Коэффициент абсолютной ликвидности0,030,090,310,060,2269,36%241,61%4Соотношение краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности1,041,120,750,09- 0,377,64%-32,73%5Коэффициент текущей ликвидности1,071,261,100,18- 0,1514,50%-12,00%6Коэффициент платежеспособности0,550,670,700,120,030,00%4,15%
Приложение 4
Анализ динамики показателей финансовых результатов
Доходы и расходы по обычным видам деятельности2008г.2009г.2010г.Абс. изменение 2009г. к 2008г.Абс. изменение 2010г. к 2009г.Темп прироста 2009г. К 2008г.Темп прироста 2010г.к 2009г.Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг0104540450 34065 1524 93614 81210,87%29,42%Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг0201624717 36517 4311 118666,88%0,38%Валовая прибыль02929 15732 97547 7213 81814 74613,09%44,72%Коммерческие расходы0301338714 10119 9767145 8755,33%41,66%Управленческие расходы0401192713 35716 0741 4302 71711,99%20,34%Прибыль (убыток) от продаж0503 8435 51711 6711 6746 15443,56%111,55%Проценты к получению0604793275,00%28,57%Прочие операционные доходы09035949 01344 0205 41935 007150,78%388,41%Прочие операционные расходы100489610 90853 2046 01242 296122,79%387,75%Прибыль (убыток) до налогообложения1402 5453 6292 4961 084- 1 13342,59%-31,22%Текущий налог на прибыль1508521 094907242- 18728,40%-17,09%Чистая прибыль (убыток) отчетного периода1901 6932 5351 589842- 94649,73%-37,32%
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
№№ п/пДатаОписание работы, выполненной студентомОтметки руководителя107.02.2011Ознакомление с основами деятельности организации, ее структурой и функциями подразделений210.02.2011Изучение функций бухгалтерии, основ ее работы, документооборота314.02.2011Работа в качестве помощника главного бухгалтера416.02.2011Изучение бухгалтерской отчетности, порядка ее составления521.02.2011Изучение отчетности за 2008-2010гг.622.02.2011Подготовка к проведению анализа финансового положения ООО " Х " по данным отчетности725.02.2011Горионтальный и вертикальный анализ баланса828.02.2011Анализ показателей финансовой устойчивости903.03.2011Обобщение результатов анализа показателей финансовой устойчивости1007.03.2011Анализ показателей платежеспособности и ликвидности1109.03.2011Анализ ликвидности баланса1214.03.2011Расчет индекса Альтмана для ООО " Х "1315.03.2011Обобщение результатов анализа1418.03.2011Анализ финансовых результатов1521.03.2011Анализ отчета о прибылях и убытках1624.03.2011Факторный анализ прибыли1728.03.2011Анализ показателей рентабельности и окупаемости1830.03.2011Обобщение результатов анализа, выводы1904.04.2011Разработка общих рекомендаций по результатам проведенного анализа2007.04.2011Составление отчета по пройденной преддипломной практике
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Прохождения преддипломной практики В ООО "Х" (учреждение, организация)
№ п/пЭтапы практикиУправление, отделПродолжительность (в днях)Дата1Ознакомление с деятельностью, структурой организации, ее основными показателямиБухгалтерия1407.02.11 - 20.02.112Изучение финансовой отчетности организацииБухгалтерия1021.02.11 - 02.03.113Анализ финансовой отчетности организации (финансовая устойчивость)Бухгалтерия1003.03.11 - 13.03.114Анализ финансовой отчетности организации (платежеспособность и ликвидность)Бухгалтерия814.03.11 - 22.03.115Факторный анализ прибыли Анализ рентабельности и окупаемостиБухгалтерия823.03.11 - 31.03.116Обобщение материалов практики и разработка предложений по повышению финансовой устойчивостиБухгалтерия401.04.11 - 05.04.117Составление отчета по практикеБухгалтерия206.04.11 - 07.04.11
Руководитель практики от кафедры ____________________
Руководитель практики от организации (предприятия) ______
ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА
о прохождении преддипломной практики
студентом группы ___________ ___________________ (ФИО)
_____________ проходила преддипломную практику в ООО "Х" с «____» ______ 20 ___ г. по «___» __________ 20___г.
За время прохождения практики _______________________ проявила себя как старательный практикант, способный быстро обучаться, усваивая большой объем информации, готовый к изучению новых профессиональных обязанностей и навыков.
_______________________ проходила практику в финансовой службе предприятия в качестве помощника финансового директора. В ходе практики студентка выполняла такие задачи, как:
знакомство с организацией и ее деятельностью, изучение нормативных и экономических основ функционирования ООО "Х".
изучение финансового положения, устойчивости и ликвидности по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2008-2010гг.
анализ экономических показателей организации
составление заключения по итогам анализа, разработка рекомендаций для улучшения финансового положения ООО "Х" ______________________ показала себя как коммуникабельный сотрудник, адекватно реагирующий на критику. К профессиональным обязанностям ____________________ относится внимательно и аккуратно.
____________________. за прохождение преддипломной практики заслуживает оценки «отлично»
Руководитель практики
Главный бухгалтер ООО "Х" ____________ ( ___________________.)