СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Бухгалтерский учет движения основных средств ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ 5
2. Анализ обеспеченности и эффективности использования основных средств ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ 21
Заключение 29
Список использованных источников 33
Приложения 35.
Введение
Петровский завод автозапчастей образован решением Правительства СССР в декабре 1944 года. С 1945 года по 1959 год завод назывался ремонтным. С 1959 года завод переходит на выпуск запасных частей к автомобилям и переименовывается в завод "Автозапчасть".
В июне 1976 года на основании приказа Министерства автомобильной промышленности от 12 мая 1976 года № 140 завод передается в состав Главного управления по производству автозапчастей в состав автомобильного завода им. Лихачева (производственное объединение ЗИЛ). Как структурная единица по ЗИЛ завод был акционирован в сентябре 1992 года.
На основании решения Совета АМО ЗИЛ от 09.12.1994 года (протокол № 5) на базе завода с 01.01.1995 года создано Акционерное общество закрытого типа "Петровский завод автозапчастей" с уставным капиталом 10228,544 тыс.руб., которое зарегистрировано в администрации г.Петровска 06.01.1995 года № 9.
В июле 1997 года в целях приведения в соответствие с действующим законодательством АОЗТ ПЗА АМО ЗИЛ переименовано в закрытое акционерное общество "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ". Единственным учредителем Общества является АМО ЗИЛ, внесший вклад в уставный капитал в размере 100 % и принявший решение о создании Общества. Сумма фактически внесенная в уставный капитал по состоянию на 1.01.2000 г. составляет 21 788 тыс.руб. Держателем реестра акционеров является финансовая компания "АМО инвест".
Завод специализируется на производстве узлов и деталей к грузовым автомобилям: ЗИЛ – 130, ЗИЛ – 5301 и его модификациям. Основной удельный вес в производстве занимают мосты ЗИЛ -5301 и его модификации. Кроме задних мостов завод выпускает детали к автомобилю ЗИЛ-130: главная пара, крестовина чашек, которые реализуются как запасные части, а также шестерни главной передачи к мотоциклам "Днепр".
Все структурные подразделения кроме основного производства, исходя из своих возможностей, выпускают товарную продукцию. Энергоремонтный участок производит капитальный ремонт электродвигателей, генераторов, трасформаторов, изготавливает установки дуговой сварки УДС-251, сварочные аппараты "Импульс" и "Искра". Участок нестандартного оборудования изготавливает по разовым заказам металлические двери, гаражные ворота, емкости и т.п. В ремонтно-механическом участке производится ремонт оборудования сторонними организациями, изготовление запасных частей к сельхозтехнике по разовым заказам. Котельная завода наряду с выработкой тепла на производство, отпускает тепло бюджетным организациям города и жилищно-коммунальному хозяйству.
Автотранспортный цех по заявкам оказывает услуги по перевозкам.
За последние 10 лет закрытое акционерное общество "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" потеряло прежний уровень финансовой устойчивости и рентабельности, поскольку за период с 2000 по 2003 год не могла сформировать чистой прибыли для собственного развития. Однако, в 2004 году появилась положительная тенденция в наращивании объема товарной продукции и достаточно эффективной ее реализации. Поддержка местной администрации и расширение ассортимента изделий позволили ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" улучшить финансовые показатели, хотя и не так высоко.
В связи с последними экономическими и управленческими решениями на данном предприятии, по нашему мнению, возможен рост финансовых результатов. С этой целью необходимо осуществить поиск возможных направлений повышения абсолютного объема прибыли и рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
1. Бухгалтерский учет движения основных средств ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ"
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной отчетной документации.
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приеме-передаче основных средств (форма № ОС-1 – акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); форма № ОС-1а – акт о приеме-передаче здания (сооружения); форма № ОС-16 – акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)).
Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта, источник финансирования, приобретения, год выпуска или постройки и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После оформления акт с сопроводительными документами передается в бухгалтерию, где на его основании открывают инвентарные карточки, объекту присваивается инвентарный номер и указываются необходимые данные о нем Инвентарные карточки регистрируются в специальных описях, хранятся в картотеке бухгалтерии сгруппированными по отраслевым классификационным группам, а внутри этих групп по местам эксплуатации и видам объектов. При выбытии основных средств инвентарная карточка из картотеки изымается.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации сдающей и организации, принимающей основные средства).
Поступившее на склад оборудование ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" для установки оформляют актом о приеме (поступлении) оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру.
Передачу оборудования монтажным организациям на ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" оформляют актом о приеме-передаче оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.
На дефекты, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания оборудования, а также по результатам контроля составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное Реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ – по договору и фактическую). Акт подписывают работник цеха или комиссия, уполномоченные на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим стоонам).
Внутреннее перемещение основных средств ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств. Накладную выписывает в трех экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств, третий передается получателю.
Операции по списанию основных средств в бухгалтерском учете ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" оформляют актом о списании основных средств (форма № ОС-4 – акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств); форма № ОС-4а – акт о списании автотранспортных средств; форма № ОС-46 – акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)). Акт составляет комиссия, назначаемая руководителем организации, в двух экземплярах (первый передается в бухгалтерию, второй остается у сотрудника, ответственного за сохранность объекта).
В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.
Аналитический учет основных средств ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" ведется в специализированных регистрах. Основными регистрами аналитического учета основных средств ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" являются инвентарные карточки (форма № ОС-6 – инвентарная карточка учета объектов основных средств; форма № ОС-6а – инвентарная карточка группового учета объектов основных средств; форма № ОС-6б – инвентарная книга учета объектов основных средств – для объектов основных средств малых предприятий).
Инвентарная карточка состоит из семи разделов. В них указывают сведения об объекте на дату передачи (год выпуска, последнего капитального ремонта, срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации и остаточной стоимости), данные об объекте на дату принятия к учету (первоначальная стоимость и срок полезного использования) и о переоценках (сроки, коэффициенты пересчета и восстановительная стоимость), сведения о приемке, внутренних перемещениях и выбытии объектов, об изменениях первоначальной стоимости объектов, затратах на ремонт и краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки формы № ОС-6 составляются в бухгалтерии ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Карточки формы № ОС-6а используются для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.
При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке открывают справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой "для начисления амортизации" в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов о приеме-передаче, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью на ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" ведутся инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) – дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.
В бухгалтерии ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.
Учет наличия и движения основных средств, принятых на баланс организации, осуществляется на следующих счетах: 01 "Основные средства" (активный), 02 "Амортизация основных средств" (пассивный), 07 "Оборудование к установке" (активный), 08 "Вложения во внеоборотные активы" (активный), 91 "Прочие доходы и расходы" (активно-пассивный).
Организация синтетического учета операций по оприходованию основных средств зависит от источников поступления объектов, поскольку первоначальная стоимость объектов основных фондов формируется по-разному.
Например, 24 марта 2007 года ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" получил ксерокс в качестве вклада в уставный капитал. В процессе составления договора вклада после предварительной оценки согласованная стоимость полученного ксерокса составила 15 680 рублей. Расходы по доставке ксерокса составили 830 рублей, в том числе НДС 149,4 рубля. В ходе постановки оргтехники на баланс предприятия были сделаны следующие бухгалтерские проводки:
1. Определена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал Д сч. 75 "Расчеты с учредителями" К сч. 80 "Уставный капитал" – 15 680 рублей;
2. Отражена стоимость объектов основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный капитал Д сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К сч. 75/1 "Расчеты с учредителями" – 15 680 рублей;
3. Начислена сумма транспортных расходов Д сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 8300 руб. (без НДС);
4. Начислена сумма НДС с транспортных расходов Д сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям" К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 149,4 руб.;
5. Отражен ввод основных средств (в установленных случаях при условии государственной регистрации и т.п.) в эксплуатацию Д сч. 01 "Основные средства" К сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" – 16 510 руб.;
6. Оплачен счет транспортной организации Д сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К сч. 51 "Расчетный счет" – 979,4 руб;
7. Произведен налоговый вычет Д сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам К сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям" – 149,4 руб.
При получении основных фондов безвозмездно, их стоимость относится к внереализационным доходам. Но сначала эту стоимость необходимо отразить как доходы будущих периодов, а затем, по мере начисления амортизации по безвозмездно полученным основным средствам, соответствующие суммы относить в состав внереализиционных доходов. В ходе такой финансово-хозяйственной операции возможны следующие проводки:
1) Получены безвозмездно основные средства от физических лиц, некоммерческих, государственных организаций, муниципальных органов (сделки дарения между коммерческими организациями запрещены): Д сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К сч. 98 "Доходы будущих периодов", субсчет "Безвозмездные поступления",
2) Оприходованы объекты основных средств Д сч. 01 "Основные средства" К сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",
3) Начислена амортизация объектов основных средств Д сч. учета затрат (20 "Основное производство" – 44 "Расходы на продажу") К сч. 02 "Амортизация основных средств",
4) Списываются ежемесячно на сумму амортизации полученные активы Д сч. 98 "Доходы будущих периодов" К сч. 91 "Прочие доходы и расходы".
Например, 28 сентября 2006 года ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" получил от органа местного самоуправления производственное оборудование, рыночная цена которого 122 189 руб. Срок полезного использования – 10 лет. В бухгалтерском учете операции по безвозмездно полученным основным средствам были отражены следующим образом:
Д сч. 08 К сч. 98/2 – 122 189 руб получен объект основных средств
Д сч. 01 К сч. 08 – 122 189 руб объект введен в эксплуатацию
Д сч. 20 К сч. 02 – 1018,3 руб. начислена амортизация (за месяц)
Д сч. 98/2 К сч. 91 – 1000 руб. часть стоимости объектов, полученных безвозмездно, внесена в состав внереализационных доходов
В случае приобретения основных средств за собственный счет (за плату) составляются традиционные бухгалтерские проводки:
Получены приобретенные объекты основных средств Д сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
Отражен НДС по стоимости приобретенных основных средств Д сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям" К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
Отражена стоимость услуг сторонних организаций по доставке основных средств Д сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", 19 "НДС по приобретенным ценнносятм" К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
Отражены суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств Д сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
Отражены регистрационные сборы, государственные пошлины, вознаграждения посредническим организациям Д сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
Отражены невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств Д сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам",
Оплачены расчетные документы поставщиков (в том числе НДС) Д сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К сч. 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 55 "Специальные счета в банках",
Оприходованы объекты основных средств, приобретенные за наличный расчет: Д сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", 19 "НДС по приобретенным ценностям" К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
Д сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К сч. 71 "Расчеты с подотчтеными лицами";
Д сч. 01 "Основные средства" К сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",
Введены в эксплуатацию объекты основных средств Д сч. 01 "Основные средства" К сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",
Предъявлен к вычету НДС, уплаченный при приобретении объектов основных средств Д сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" К сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям".
Так, например 14 октября 2006 года ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" приобрел для производственных целей легковой автомобиль. Продавцу произведена оплата – 181 650 руб. (НДС – 32697 руб.). Сбор за регистрацию автомобиля в ГИБДД – 2100 руб. Налог с владельцев транспортных средств – 250 руб. После регистрации автомобиль передан в эксплуатацию. Затратами, включаемыми в первоначальную стоимость автомобиля, являются: сумма, уплаченная продавцу, 181 650 руб. (НДС не включается) и регистрационный сбор – 2100 руб. В бухгалтерском учете данная операция по покупке объекта основных средств была отражена следующими проводками:
Д сч. 60 К сч. 51 – 181 650 руб. перечислены деньги продавцу
Д сч. 19 К сч. 60 – 32 697 руб. начислен НДС
Д сч. 08 К сч. 60 – 181 650 руб. расходы на приобретение
Д сч. 79 К сч. 51 – 2 100 руб. оплата регистрационного сбора
Д сч. 68 К сч. 51 – 250 руб. уплачен налог с владельца транспортных средств
Д сч. 08 К сч. 76 – 2 100 руб. расходы на регистрацию
Д сч. 20 К сч. 68 – 250 руб. налог с владельцев транспортных средств
Д сч. 01 К сч. 08 – 183 750 руб. автомобиль передан в эксплуатацию
Д сч. 68 К сч. 19 – 32 697 руб. уплаченный продавцу НДС принят к вычету
В течение марта 2005 года ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" приобрел 3 офисных стола стоимостью 11 100 руб. за единицу, т.е. за 23 300 руб. (НДС – 4 194 руб.). Приобретенное имущество было сразу передано в эксплуатацию и списано на себестоимость. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Д сч. 08 К сч. 60 – 27 494 руб. отражены вложения в основные средства
Д сч. 19 К сч. 60 – 4 194 руб. НДС, подлежащий уплате поставщику
Д сч. 01 К сч. 08 – 27 494 руб. объект передан в эксплуатацию
Д сч. 26 К сч. 01 – 27 494 руб. стоимость основных средств списана на затраты
При поступлении основных фондов в результате строительства, осуществленного подрядным способом весь цикл строительства осуществляет подрядная организация на основании договора строительного подряда. Окончание работ оформляется актом с указанием договорной (сметной) стоимости. В этом случае возможны следующие бухгалтерские проводки:
На основании акта заказчиком акцептован счет подрядной строительной организации на сумму стоимости строительно-монтажных работ (СМР) Д сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
Учтен НДС, уплаченный по суммам стоимости СМР Д сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям" К сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
После государственной регистрации объект основных средств вводится в эксплуатацию, а все затраты, учтенные на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", списываются на счет 01 "Основные средства". Д сч. 01 "Основные средства" К сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",
Предъявлены к вычету суммы уплаченного НДС Д сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" К сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям".
Так, например, в течение 3 и 4 квартала 2003 года СПК "Возрождение" осуществляло строительство складского помещения подрядным способом. Заключен договор под "ключ" стоимостью 426 775 руб. (НДС – 76819,5 руб.). В бухгалтерском учете операции по строительству объектов подрядным способом были отражены следующим образом:
при подписании акта о выполненных работах
Д сч. 08 К сч. 60 – 503594,5 руб стоимость строительных работ
Д сч. 19 К сч. 60 – 76819,5 руб. НДС по счету-фактуре подрядчика
после государственной регистрации здание введено в эксплуатацию
Д сч. 01 К сч. 08 – 503594,5 руб передан объект в эксплуатацию,
Д сч. 68 К сч. 19 – 76819,5 руб произведен налоговый вычет
Поступившие в результате строительства, осуществленного хозяйственным способом, основные средства предприятия принято оприходовать на баланс следующими бухгалтерскими проводками:
1) Работы осуществляются силами организации, строящей объект основных средств. Все затраты, связанные со строительством, собираются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" с кредита счетов 10 "Материалы", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию обеспечению", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 19 "НДС по приобретенным ценностям", 68 "Расчеты по налогам и сборам" и др.,
2) При вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов: Д сч. 01 "Основные средства" К сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",
3) Предъявленный к вычету НДС со стоимости материально-производственных запасов, работ и услуг сторонних организаций, использованных при строительстве хозяйственным способом, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении СМР для собственного потребления, отражают: Д сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" К сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям".
Согласно ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
Рыночные условия оказывают различное влияние на формирование учетной политики организации по выбытию основных средств. Наряду с естественным процессом списания из эксплуатации в силу физической изношенности преследуется цель замены их на более высокопроизводительные. Может иметь место передача другим организациям в обмен на ценные бумаги и другие вложения и т. п. В выборе цели далеко не последнюю роль играет финансовое положение организации. Поэтому цель может быть краткосрочной или долгосрочной. Наконец, списание основных средств может происходить в силу форс-мажорных обстоятельств.
Основанием для их списания может быть: экономически нецелесообразное или физически невозможное восстановление потребительских свойств соответствующего вида имущества в составе основных средств; невозможности продажи в установленном порядке; невозможность передачи другим организациям.
Затраты по списанию других объектов, а также стоимость материалов, поступивших от их разборки, отражаются: в разделе 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (ф. № ОС-4а); в разделе 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств" (ф. № ОС-4б).
Данные результатов списания записываются в инвентарную карточку, (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств (ф. № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).
В бухгалтерии все операции по списанию с баланса такого объекта проводятся на основании акта и соответствующих документов, подтверждающих затраты по ликвидации (наряды, требования на отпуск товарно-материальных ценностей, связанных с ликвидацией, и т.п.), а также выручку от ликвидации (накладные и пр.).
Среди возможных ситуаций выбытия основных средств на ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" выделяются следующие: непригодность к дальнейшей эксплуатации в силу невозможности из-за технического состояния выполнять функции, свойственные данному объекту; техническое перевооружение и реконструкция; вклад в уставный капитал других организаций; реорганизационные процедуры (слияние, выделение, разделение, преобразование, ликвидация); сдача в долгосрочную или финансовую аренду; продажа; безвозмездная передача или дарение; хищения и стихийные бедствия.
Приведенный перечень дает основание рассматривать соответствующий вариант выбытия основных средств как следствие проводимой инвестиционной политики или результат непригодности к дальнейшей эксплуатации соответствующего объекта в силу физического износа либо принятого варианта учетной политики, осуществляемой организацией, исходя из ее финансового положения, или, наконец, непредсказуемости складывающейся хозяйственной ситуации. В любом случае основанием для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" должны быть следующие документы: приказ руководителя о списании с баланса числящегося в составе имущества соответствующего объекта с указанием мотивов выбытия; акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. № ОС-1); акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. №ОС-1а), или акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. №ОС-1б); акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. № ОС-4); акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а), или, наконец, акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. № ОС-4б).
Применительно к конкретному случаю выбытия объекта из состава основных средств может использоваться и другая первичная учетная документация (копии учредительных документов, договора, авизо, объяснения материально-ответственных лиц, сличительные ведомости результатов инвентаризации, заключения правоохранительных и судебных органов, пожарной охраны, метеорологической службы, копии акта об аварии и т.п.). На их основании делается запись в соответствующей инвентарной карточке.
В любом случае выбытия основных средств перед бухгалтером на данном участке стоят следующие задачи: правильно исчислить затраты, связанные с передачей или ликвидацией объекта; определить недоамортизируемую часть; обоснованно исчислить и отразить на счетах недоамортизируемую величину ликвидируемого объекта, распределяемую между организацией, прочими дебиторами и виновными лицами; правильно и полно исчислить финансовый результат; определить полноту исчисления обязательств перед бюджетом по отдельным видам налогов по операциям, связанным с продажей, сдачей в аренду и безвозмездной передачей основных средств.
Бухгалтерский учет операций по выбытию основных средств и прочих активов осуществляется непосредственно на счетах этих активов (сч. 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы") либо на отдельных субсчетах к счетам 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы" с отнесением результата операции на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Финансовый результат в целом по операции отражается на счетах в разрезе полученных доходов и расходов.
Учет выбытия основных средств на счетах бухгалтерского учета может осуществляться двумя способами: без использования субсчетов к счету 01 "Основные средства", а также с использованием субсчетов к счету 01 "Основные средства".
При первом способе при списании с баланса основных средств сначала надо списать сумму амортизации (Д сч. 02 "Амортизация основных средств" К сч. 01 "Основные средства"). Таким образом, на дебете счета 01 "Основные средства" будет сформирована остаточная стоимость. Эту сумму необходимо отнести в Д сч. 91 (Д сч. 91/2 "Прочие расходы" К сч. 01 "Основные средства").
При втором способе для учета выбытия к счету 01 "Основные средства" открывается отдельный субсчет "Выбытие основных средств": при списании первоначальной стоимости Д сч. 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" К сч. 01 "Основные средства". При списании начисленной амортизации Д сч. 02 "Амортизация основных средств" К сч. 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств". Остаточная стоимость объекта, выявленная на счете 01 "Основные средства", субсчете "Выбытие основных средств" списывается на счет 91/2 "Прочие расходы".
Например, 27 апреля 2006 года ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" был продан металлообрабатывающий станок ДТРК-16а по рыночной цене 112 320 руб., НДС (18%) – 20217,6 руб., первоначальная стоимость объекта – 135 200 руб., начисленная сумма амортизации – 80 000 руб. Система бухгалтерских проводок по обоим вариантам учета выбытия основных средств будет иметь вид:
Без использования субсчетов к счету 01 "Основные средства"
1) Продажная стоимость объекта – Д сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К сч. 91 "Прочие доходы и расходы" – 132 537,6 руб.;
2) Начислен НДС с продажной стоимости объекта – Д сч.91 "Прочие доходы и расходы" К сч.68 "Расчеты по налогам и сборам" – 20 217,6 руб.;
3) Списывается сумма амортизации – Д сч. 02 "Амортизация основных средств" К сч. 01 "Основные средства" – 86 149 руб.;
4) Списывается остаточная стоимость объекта – Д сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К сч. 01 "Основные средства" – 49 051 руб.
В этом случае финансовый результат операции определяется в целом по счету 91 "Прочие доходы и расходы" за отчетный месяц и списывается в виде сальдо в конце месяца на счет 99 "Прибыли и убытки".
С использованием субсчетов (счета 01/2 "Выбытие основных средств", 91/1 "Прочие доходы", 91/2 "Прочие расходы", 91/3 "НДС", 91/4 "Акцизы", 91/9 "Сальдо прочих доходов и расходов")
Включены в состав доходов поступления от продажи основных средств – Д сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К сч. 91/1 "Прочие доходы"– 132 537,6 руб.;
Начислен НДС к уплате в бюджет – Д сч. 91/3 "НДС" К сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" – 20 217,6 руб.;
Списывается первоначальная стоимость проданного объекта – Д сч. 01/2 "Выбытие основных средств" К сч. 01/1 – 135 200 руб.;
Списывается начисленная сумма амортизации – Д сч.02 "Амортизация основных средств" К сч.01/2 "Выбытие основных средств" – 86 149 руб.;
Включена в состав расходов остаточная стоимость объекта – Д сч. 91/2 "Прочие расходы" Ксч.01/2 "Выбытие основных средств" – 49 051 руб.
В конце месяца суммарные обороты по дебету субсчетов 91-2 "Прочие расходы", 91-3 "НДС", 91-4 "Акцизы" и кредиту субсчета 91-1 "Прочие доходы" за отчетный месяц списываются на счет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов", на котором выявляется результат прочих операций, и полученное сальдо относится на счет 99 "Прибыли и убытки".
При безвозмездной передаче основных средств хозорганам в соответствии с ПБУ 6/01 возможно составление следующих бухгалтерских записей по счетам:
Передан объект по остаточной стоимости – Д сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К сч. 01 "Основные средства";
Списана амортизация – Д сч. 02 "Амортизация основных средств" К сч. 91 "Прочие доходы и расходы";
Учтены расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и другие расходы по передаваемым объектам – Д сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К сч. 23 "Вспомогательные производства", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.;
Начислен НДС по переданным основным средствам – Д сч.91 "Прочие доходы и расходы" К сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам";
Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 "Прочие доходы и расходы" на счет 99 "Прибыли и убытки".
Если основные средства, переданы в счет вклада в уставный капитал, то осуществляются следующие бухгалтерские проводки:
1) Передан объект: по остаточной стоимости – Д сч. 58 "Финансовые вложения" К сч. 01 "Основные средства", а на сумму амортизации – Д сч. 02 "Амортизация основных средств" К сч. 01 "Основные средства";
2) Разница между согласованной оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58 "Финансовые вложения") и остаточной стоимостью основных средств отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы". При этом если согласованная оценка превышает остаточную стоимость, то на сумму разницы – Д сч. 58 "Финансовые вложения" и К сч. 91 "Прочие доходы и расходы". Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают – Д сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К сч. 58 "Финансовые вложения".
Списание испорченного имущества в результате чрезвычайных обстоятельств производят по следующим проводкам:
1) Списана первоначальная стоимость объекта основных средств: Д сч. 01/2 субсчет "Выбытие основных средств" К сч. 01/1 субсчет "Основные средства в эксплуатации";
2) Списана начисленная амортизация – Д сч. 02 "Амортизация основных средств" К сч. 01/2 "Выбытие основных средств";
3) Отражена остаточная стоимость объекта – Д сч. 99 "Прибыли и убытки" К сч. 01/2 "Выбытие основных средств";
4) Оприходован металлолом – Д сч. 10/2 "Материалы" К сч. 99 "Прибыли и убытки";
5) Отражена сумма страхового возмещения: Д сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию" К сч. 99 "Прибыли и убытки";
6) Начислена заработная плата работникам, ликвидировавшим последствия стихийного бедствия, а также единый социальный налог – Д сч. 99 "Прибыли и убытки" К сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
Например, 2 февраля 2006 года на ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" был списан токарный станок в силу физического износа. Первоначальная стоимость – 20 000 руб. Срок эксплуатации – 8 лет 6 мес. Годовая норма амортизации – 12%. Сумма амортизации – 18 000 руб. Расходы по ликвидации станка – 1200 руб. Запасные части после ликвидации оприходованы на склад в сумме 900 руб. Убыток от ликвидации составит 2300 руб. (20 000 + 1200 – 18 000 + 900).
Данная хозяйственная операция была оформлена следующими бухгалтерскими проводками:
1) Списана первоначальная стоимость объекта основных средств в связи с ликвидацией – Дебет счета 01 "Основные средства, субсчет 2 "Выбытие основных средств" и Кредит счета 01 "Основные средства", 1 субсчет "Собственные основные средства" – 20 000 руб.;
2) списывается начисленная сумма амортизации – Д сч.02 "Амортизация основныхсредств" К сч.01 "Основные средства, субсчет 2 "Выбытие основных средств" – 18 000 руб.;
3) включена в состав расходов остаточная стоимость объекта – Д сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" К сч.01 "Основные средства, субсчет 2 "Выбытие основных средств" – 2 000 руб.
4) списываются расходы по ликвидации объекта основных средств – Д сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" К сч. 70 "Расчеты с персоналом пот оплате труда" – 900 руб.
7) финансовый результат от ликвидации (убыток) списывается – Д сч. 99 и К сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов" – 2 300 руб.
В процессе продажи отдельных объектов организация должна применять при исчислении финансового результата для целей налогообложения индекс-дефлятор. Последний используется в качестве индекса инфляции. Остаточная (балансовая) стоимость объекта по таким операциям подлежит увеличению на указанный показатель при исчислении прибыли для целей налогообложения. Она рассчитывается в сумме разницы между продажной (договорной) ценой по конкретному объекту и его остаточной стоимостью, увеличенной на индекс-дефлятор.
Например, ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" был продан фрезерный станок по рыночной ценней 112 914 рублей (в том числе НДС 17 224 руб.), первоначальная стоимость которого составила 135 970 рублей, а начисленная сумма амортизации за период эксплуатации составила 15 600 руб.
Данная хозяйственная операция была оформлена в бухгалтерском учете следующими проводками:
1. включены в состав доходов поступления от продажи основных средств – Д сч. 62 или 76 К сч. 91/1 – 112 914 руб.;
2. начислен НДС к уплате в бюджет – Д сч. 91/3 К сч. 68 – 17 224 руб.;
3. списывается первоначальная стоимость проданного объекта – Д сч. 01/2 К сч. 01/1 – 135 970 руб.;
4. списывается начисленная сумма амортизации – Д сч.02 К сч.01/2 – 15 600 руб.;
5. включена в состав расходов остаточная стоимость объекта – Д сч. 91/2 К сч.01/2 – 120 370 руб.
В конце месяца суммарные обороты по дебету субсчетов 91-2, 91-3, 91-4 и кредиту субсчета 91-1 за отчетный месяц списываются на счет 91-9, на котором выявляется результат прочих операций, и полученное сальдо относится на счет 99 "Прибыли и убытки".
Операции при безвозмездной передаче основных средств отражаются в учете в обычном порядке, как и другие операции по их выбытию. Причем, если к счету 01 "Основные средства" открывается субсчет "Выбытие основных средств", то порядок отражения операции по безвозмездной передаче объекта следующий.
На балансовую стоимость передаваемого объекта: Дебет счета 01 "Основные средства", субсчет 2 "Выбытие основных средств" и Кредит счета 01 "Основные средства", субсчет 1 "Собственные основные средства".
Списание ранее начисленной суммы амортизации по передаваемому объекту: Дебет счета 02 "Амортизация основных средств" и Кредит счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств".
На остаточную стоимость: Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" и Кредит счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств".
Следует иметь в виду, что при безвозмездной передаче основных средств НДС, как уже отмечалось, уплачивает передающая сторона.
Стихийные бедствия как результат форс-мажорных обстоятельств всегда означают убыток для организации. Поэтому только после тщательного изучения и обобщения материалов, полученных в процессе проверки таких фактов, документально подтвержденных соответствующими органами и позволяющих однозначно установить отсутствие злого умысла или неосторожности отдельных лиц, недоамортизированная часть объекта рассматривается как чрезвычайные расходы с отнесением на счет 99 "Прибыли и убытки". Страховое возмещение по такому варианту выбытия соответствующего объекта в составе основных средств следует рассматривать как чрезвычайные доходы: Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" и Кредит счета 99 "Прибыли и убытки".
По мере поступления страховых платежей: Дебет счета 51 "Расчетные счета" и Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию".
Убыток, полученный от продажи основных средств, не является объектом налогообложения по налогу на прибыль. Он включается в состав прочих расходов налогоплательщика в одинаковой сумме в течение срока, устанавливаемого как разница между сроком полезного использования реализуемого объекта и фактическим сроком его эксплуатации до момента продажи.
Например, ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" 20 марта 2006 года продал станок РДК – 120-М. Срок его полезного использования определен в 11 лет. С момента приобретения и принятия к учету прошло 8 лет. Убыток составил 5 тыс. руб. В таком случае сумма убытка будет списываться в течение 3 лет (11 – 8) ежемесячно равными долями в размере 139 руб. (5000 руб.: 36 мес.).
На указанную сумму следует сделать запись: Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" и Кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет 2 "Непокрытый убыток прошлых лет".
2. Анализ обеспеченности и эффективности использования основных средств ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ"
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на предприятиях промышленности является повышение обеспеченности их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте, а также и более полное и эффективное их использование. Состояние и эффективное использование основных фондов прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий.
Рациональное использование основных средств и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе рост объемов реализованной продукции, снижению расходов и издержек обращения, трудоемкости реализации продукции.
Основными задачами анализа основных фондов промышленного предприятия являются:
- оценка структуры и динамики основных средств;
- определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными фондами;
- оценка уровня их использования по обобщающим и частным показателям, установление причин их изменения;
- расчет влияния использования основных фондов на объем товарной продукции и другие показатели;
- выявление резервов повышения эффективности использования основных фондов предприятия.
Источниками информационной базы анализа использования основных фондов промышленного предприятия являются: бизнес-план предприятия, план технического развития, форма № 1 "Баланс предприятия", форма № 5 "Приложение к балансу предприятия", Форма № 11 "Отчет о наличии и движении основных средств", данные переоценки основных средств, инвентарные карточки учета основных средств, проектно-сметная, техническая документация и другие.
Анализ основных средств предприятия проводится по нескольким этапам, первым из которых является изучение объема основных фондов, их динамики и структуры. Структура основных средств производственного предприятия представляет собой удельный вес каждой группы или вида основных фондов в их общем объеме. Для экономики производства имеет большое значение структура производственных основных фондов. Состояние или изменение структуры основных средств предприятия указывает на профиль его деятельности, а также показывает возможности наращивания экономического потенциала. Анализ структуры и динамики основных фондов ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" проведен в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Анализ структуры и динамики основных фондов предприятия
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что в отчетном периоде в целом по предприятию наблюдает преобладание выбытия основных средств над их приростом на 9 801 тыс.руб. (18 853 – 9 052). В результате, на конец отчетного периода общая сумма среднегодовой стоимости основных средств составила 97 532 тыс.руб., что на 9 801 тыс.руб. больше по сравнению с началом года.
Структурный анализ формирования основных фондов предприятия показывает, что в отчетном периоде наибольшую долю в общей величине средств, вложенных в основные средства приходится на непроизводственные. Причем их объем возрос к концу года на 0,7% и составил 93,7%. Промышленно-производственные основные средства составляют наименьшую долю – около 7%. В структуре непроизводственных основных средств преобладают здания, удельный вес которых составляет в отчетном периоде несколько снизился на 0,5% и стал равен 42,4% на конец года или 41 396 тыс.руб. Второе по величине место в общем объеме основных средств предприятии занимают сооружения – 24,8 % или 24 146 тыс.руб. Выбывших основных средств по этой группе не наблюдается, а поступление обеспечило 3% роста имущества. На третьем месте – производственный и хозяйственный инвентарь, доля которого на конец года возросла на 2,4% и составила 16,8 % или 16 432 тыс.руб. Четвертое место приходится на транспортные средства, удельный вес которых снизился на 1,5% и составил на конец года 13,2% или 12 864 тыс.руб. Другие основные фонды занимают всего 2,8% или 2 694 тыс.руб.
Таким образом, сложившаяся структура основных фондов предприятия отражает специфику деятельности хозоргана и позволяет отметить достаточно высокий уровень материально-технической базы всех производственных процессов.
В дополнение к анализу структуры основных средств предприятия обычно проводят и анализ обеспеченности предприятия основными фондами. Обеспеченность предприятия отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического наличия с их плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по производству товарной продукции.
Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными фондами являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда.
Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стоимости промышленно-производственных фондов к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену.
Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости оборудования к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену. Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста технической вооруженности труда.
По данным таблицы 2.2. можно отметить, что на предприятии наблюдается полная обеспеченность производственного процесса основными фондами, как по сравнению с плановыми нормативами, так и по сравнению с прошлогодними показателями. Однако по прочим основным средствам существует недокомплектация, размеры которой составили по сравнению с планом 8 625 тыс.руб., а по сравнению с прошлым годом – 2 744 тыс.руб. Впрочем этот факт не приведет к резкому сокращению фондоотдачи производственного оборудования предприятия.
Фондовооруженность труда персонала предприятия возросла по сравнению с планом на 7,7 тыс.руб., а по сравнению с прошлым годом на 6,3 тыс.руб., и составила в отчетном периоде 62,4 тыс.руб. Однако за последние отчетные периоды наблюдается снижение общей производительности труда работников предприятия на 5,0 тыс.руб., что отрицательно влияет на объемы производства продукции и конечные финансовые результаты.
Таблица 2.2.
Обеспеченность предприятия основными фондами
Основные средства представляют собой один из важнейших видов ресурсов предприятия. Оценка эффективности их использования основана на применении общей для всех видов ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости. Показатели отдачи характеризуют выход готовой продукции на 1 руб. ресурсов. Показатели емкости характеризуют затраты или запасы ресурсов на 1руб. выпуска продукции.
Обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача. Фондоотдача основных средств определяется как соотношение объема реализации к средней первоначальной стоимости основных средств:
Фондоотдача = Стоимость товарной продукции / Среднегодовая стоимость ОПФ
Повышение фондоотдачи приводит при прочих равных условиях к снижению суммы амортизационных отчислений приходящейся на 1 руб. готовой продукции или амортизациоемкости, и соответственно способствует повышению доли прибыли в цене товара. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции. Превышение прироста выпуска за счет фондоотдачи над долей прироста за счет увеличения ресурсов означает, что темп роста выпуска продукции выше темпа роста затрат ресурсов, что при прочих равных условиях приводит к увеличению рентабельности капитала и продаж.
Другим показателем эффективности использования средств является фондоемкость, которая определяется отношением средней стоимости основных средств к объему выпуска продукции (показатель, обратный фондоотдаче):
Фондоемкость = Среднегодовая стоимость ОПФ / Стоимость товарной продукции
Изменение фондоемкости показывает прирост или снижение стоимости основных фондов на 1 руб. готовой продукции и применяется при определении суммы относительной экономии или перерасхода средств в основных фондах.
Коэффициент использования основных фондов определяется как отношение годовой стоимости прибыли от реализации к среднегодовой стоимости основных фондов.
При определении каждого показателя эффективности использования основных фондов учитываются стоимость как собственных, так и арендованных фондов.
Рост фондоотдачи может сопровождаться снижением коэффициента использования основных фондов, поэтому для обобщенной оценки эффективности основных фондов рассчитываются интегральный показатель эффективности, рассчитываемый как подкоренное выражение произведения фондоотдачи и рентабельности основных фондов предприятия.
Кроме общих показателей эффективности использования все совокупности основных фондов, применяются и частные показатели, учитывающие особенности отдельных отраслей промышленности. Частные показатели эффективности использования основных средств оказывают непосредственное влияние на обобщающие показатели: фондоотдачу и интегральный показатель эффективности, однако наличие детерминированной связи установить трудно, и для оценки влияния отдельных частных показателей на фондоотдачу целесообразно применять методы корреляционно-регрессионного анализа.
По данным таблицы 2.3 можно сделать вывод о том, что в отчетном периоде на предприятии отмечается снижение фондоотдачи основных фондов на -0,031 руб. или на 2,75 %, которая составила 1,097 рубля.
Соответственно наблюдается и рост фондоемкости основных фондов на – 0,0257 рубля или на 2,9 %, которая составила в отчетном периоде 0,9117 рубля.
Таблица 2.3
Анализ эффективности использования основных фондов
В дальнейшем проводится факторный анализ фондоотдачи основных фондов промышленного предприятия. Главный фактор экономии средств, вложенных в основные фонды, – рост фондоотдачи. Для выявления эффективности использования различных групп основных фондов показатель фондоотдачи рассчитывается по группам основных фондов, по совокупности основных фондов, по промышленно-производственным фондам, т.е. за вычетом стоимости основных фондов социального назначения, по активной части промышленно-производственных фондов (машин и оборудованием). Сопоставление темпов изменения фондоотдачи по разным группам основных фондов дает возможность определить направления совершенствования их структуры.
Для разработки технологической политики предприятия необходим углубленный факторный анализ показателей эффективности использования основных средств и в первую очередь фондоотдачи.
Повышению фондоотдачи способствуют следующие мероприятия: механизация и автоматизация производства, использование прогрессивной технологии, модернизация действующего оборудования; увеличение времени работы оборудования; повышение интенсивности работы оборудования, в том числе путем обеспечения соответствия качества сырья и материалов требованиям технологического процесса и повышения квалификации промышленно-производственного персонала; увеличение удельного веса активной части основных фондов, увеличение доли действующего оборудования.
В процессе аналитической деятельности основными факторами, оказывающими влияние на повышение фондоотдачи основных средств ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" являются: изменение активной части основных фондов, и изменение фондоотдачи активной части основных средств предприятия.
Таблица 2.4
Факторный анализ фондоотдачи основных фондов
По данным таблицы 2.4 можно сделать вывод, что в отчетном периоде на предприятии отмечается снижение фондоотдачи основных фондов на 0,031 руб. по сравнению с прошлым годом. Причем снижение фондоотдачи произошло в большей мере в связи со снижением удельного веса активной части основных производственных фондов на 0,12884 руб. и повышением фондоотдачи активной части основных средств предприятия на 0,0866 руб.
Факторный анализ фондоотдачи производственных фондов предприятия:
1. Влияние изменения удельного веса активной части основных фондов предприятия:
(- 0,8 * 16,105): 100 = -0,12884
2. Влияние изменения фондоотдачи активной части основных фондов предприятия:
(+ 1,293 * 6,7): 100 = 0,0866
Баланс отклонения: 1,097 – 1,128 = – 0,031
Проверка: – 0,12884 + 0,0866 = – 0,03
Важным фактором повышения темпов развития производства любой отрасли деятельности, в том числе и промышленности, а также снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности, является более эффективное использование основных производственных фондов.
Улучшение их использования ведет к росту производства продукции производства, реализации продукции и других финансовых показателей без дополнительных инвестиций, направленных на воспроизводство основных фондов, снижает потребность в приобретении новых видов машин и оборудования, хозяйственного инвентаря, зданий и сооружений, а также в новом строительстве производственных зданий и сооружений. Основными путями повышения эффективности использования основных производственных фондов являются следующие: рост уровня фондообеспеченности предприятий; совершенствование средств труда, повышение их надежности и долговечности, улучшение технического обслуживания машин и оборудования, рост их производительности, удешевление строительства зданий и сооружений, использование местных строительных материалов, снижение цен на торговый инвентарь, машины и оборудование, поставляемые промышленными предприятиями, совершенствование структуры основных средств, увеличение активной их части, совершенствование системы кредитования и финансирования при покупке основных производственных фондов, повышение квалификации кадров и совершенствование материального стимулирования при использовании основных средств.
По окончании проведенного анализа основных фондов ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ", по нашему мнению, необходимо рекомендовать следующую систему мероприятий по повышению уровня показателей эффективности их использования:
- внедрение более экономичного и технологически совершенного оборудования, хозяйственного и измерительного инвентаря,
- приобретение различных видов основных средств за счет использования возможностей финансирования, кредитования и лизинговых операций с коммерческими структурами,
- рост объема производства продукции за счет внедрения современных видов морального и материального стимулирования работников, гибких методов поощрений за повышение показателей фондоотдачи и производительности труда персонала предприятия,
- поиск более выгодных каналов закупки и реализации товаров, расширение товарного ассортимента,
- определение оптимального количества численности работающего персонала предприятия,
- сокращение возможных расходов по транспортировке, сортировке, упаковке и хранению продукции и другие.
Заключение
Основные средства предприятия экономическая категория представляют собой величину денежных средств вложенных в имущество предприятия, обладающее длительным сроком службы и характеризующееся частичным переносом своей стоимости на готовый продукт в течение всего срока полезного использования.
Основные средства являются одним из важнейших экономической факторов, который обуславливает собственный капитал предприятия необходимый для организации процесса производства и ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Поскольку в условиях развития рыночных отношений эффективность использования основных средств ставится во главу всех сфер деятельности предприятия, то возникает объективная необходимость их точного, полного и своевременного учета и анализа эффективности использования.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются: правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете амортизации основных средств; точное определение результатов от списания и выбытия объектов основных средств.
В процессе проведения исследования организации бухгалтерского учета и анализа использования основных фондов ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" выяснилось, что на данном предприятии используется типовая классификация основных средств, которая предполагает группировку объектов по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию. Рациональности организации учета и анализа основных фондов на предприятиях способствует единый принцип их оценки, что позволяет выделить три вида оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Амортизация объектов основных средств производится линейным способом начисления амортизационных начислений.
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной отчетной документации.
В процессе использования основных фондов на предприятии проводятся инвентаризации. Инвентаризация позволяет выявить расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и фактическим их наличием (неучтенные объекты или излишки). Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
По итогам финансово-хозяйственной деятельности на ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" проводится аудиторская проверка основных средств. Ее целями являются: проверка правильности оценки (переоценки) основных средств и представления их в отчетности в соответствии с нормативными документами и учетной политикой; правильности отражения движения основных средств и их аренды; правильности начисления износа; принадлежности основных средств клиенту; правильности отражения налогов и финансовых результатов.
В ходе исследования порядка организации бухгалтерского учета на ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" были выявлены следующие недостатки: применение преимущественно линейных методов начисления амортизации, отказ от внедрения зарубежного опыта ведения бухгалтерского учета и международных стандартов учета и составления отчетности.
Основной целью анализа основных фондов предприятия является получение объективной оценки формирования и эффективности использования его основных средств. Финансовый анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, возможные направления роста фондоотдачи, а в том числе прибыли и рентабельности финансово-хозяйственной деятельности. Итоговым результатом анализа является разработка рекомендаций управляющему звену, направленных на повышение эффективности работы предприятия.
В процессе анализа структуры и динамики основных фондов ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" отмечалось, что в отчетном периоде в целом по предприятию наблюдает преобладание выбытия основных средств над их приростом на 9 801 тыс.руб. (18 853 – 9 052). В результате, на конец отчетного периода общая сумма среднегодовой стоимости основных средств составила 97 532 тыс.руб., что на 9 801 тыс.руб. больше по сравнению с началом года.
Структурный анализ формирования основных фондов предприятия показывает, что в отчетном периоде наибольшую долю в общей величине средств, вложенных в основные средства приходится на непроизводственные. Причем их объем возрос к концу года на 0,7% и составил 93,7%. Промышленно-производственные основные средства составляют наименьшую долю – около 7%. В структуре непроизводственных основных средств преобладают здания, удельный вес которых составляет в отчетном периоде несколько снизился на 0,5% и стал равен 42,4% на конец года или 41 396 тыс.руб. Второе по величине место в общем объеме основных средств предприятии занимают сооружения – 24,8 % или 24 146 тыс.руб. Выбывших основных средств по этой группе не наблюдается, а поступление обеспечило 3% роста имущества. На третьем месте – производственный и хозяйственный инвентарь, доля которого на конец года возросла на 2,4% и составила 16,8 % или 16 432 тыс.руб. Четвертое место приходится на транспортные средства, удельный вес которых снизился на 1,5% и составил на конец года 13,2% или 12 864 тыс.руб. Другие основные фонды занимают всего 2,8% или 2 694 тыс.руб.
Таким образом, сложившаяся структура основных фондов предприятия отражает специфику деятельности хозоргана и позволяет отметить достаточно высокий уровень материально-технической базы всех производственных процессов.
По данным анализа эффективности использования основных фондов наблюдается снижение в отчетном периоде фондоотдачи основных фондов на -0,031 руб. или на 2,75 %, которая составила 1,097 рубля.
Соответственно наблюдается и рост фондоемкости основных фондов на – 0,0257 рубля или на 2,9 %, которая составила в отчетном периоде 0,9117 рубля.
Причем снижение фондоотдачи произошло в большей мере в связи со снижением удельного веса активной части основных производственных фондов на 0,12884 руб. и повышением фондоотдачи активной части основных средств предприятия на 0,0866 руб.
Подводя итоги проведенного исследования организации бухгалтерского учета и анализа эффективности использования основных производственных фондов ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" за 2006-2007 годы, следует отметить, что созданная на предприятии система учета и анализа требует достаточно существенных преобразований, которые будут способствовать совершенствованию уровня использования основных производственных фондов.
По нашему мнению, экономически целесообразно рекомендовать следующую систему мероприятий, направленную на повышение уровня эффективности использования основного капитала предприятия и повышения экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности:
Во-первых, поскольку ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" за последние десятилетия в процессе конверсии превратился в финансово неустойчивое предприятие, то одним из первостепенных пунктов повышения эффективности дальнейшей производственной деятельности должно являться внедрение более экономичного и технологически совершенного оборудования, хозяйственного и измерительного инвентаря. В связи с небольшим уровнем прибыли предприятия основными источниками приобретения основных средств могут быть кредиты и займы, использование возможностей лизинга оборудования и т.д. Это приведет к росту показателей объема выпуска, улучшения качества изделий и увеличения спроса на товарную продукцию.
Во-вторых, необходимо систематическое проведение маркетинговых исследований спроса, рынков сбыта товаров, а также поиск более выгодных каналов закупки сырья и материалов, расширение товарного ассортимента.
В-третьих, целесообразно наращивание объемов производства продукции за счет внедрения современных видов морального и материального стимулирования работников, гибких систем поощрений в связи с повышением производительности труда персонала предприятия и увеличением фондоотдачи оборудования.
В-четвертых, следует уделить большое внимание определению оптимального количества трудового персонала предприятия, принимая во внимание уровень квалификации, стаж работы и трудовую дисциплину.
В-пятых, проведение систематического контроля уровня экономии расходов, учитывая имеющиеся возможности сокращения расходов по транспортировке, сортировке, упаковке и хранению товаров, снижению потерь от брака и другие.
В-шестых, повышению эффективности использования основных производственных фондов во многом будет способствовать и совершенствование процедуры бухгалтерского учета и составления отчетности по основным фондам. Так, необходимо использование нелинейных методов начисления амортизации, в том числе и способа уменьшающегося остатка, что приведет к более быстрому накоплению авансированного основного капитала предприятия и расширению возможностей обновления парка машин и оборудования.
Кроме того, рационализации организации бухгалтерского учета на ЗАО "ПЗА АМО ЗИЛ" будет способствовать целенаправленное и систематическое внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и составления отчетности, как в целом по предприятию, так и по основным средствам
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).
2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 6 апреля 2004 г.).
3. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.).
4. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (с изм. И доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).
6. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗ н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).
7. Приказ Минфина РФ от 21 марта 2000 г. № 29н "Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию".
8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности:
Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.
9. Балабанов И.Г. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика 2000.
10. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет. 2001.
11. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: Инфра-М, 2002. -284 с.
12. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет. Практическое пособие по аудиту. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 382 с.
13. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2001.
14. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.
15. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономический деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
16. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. М.: Приор, 2003.
17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. Минск – Москва: ИП "Экоперспектива", 2002.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 336 с. – (Серия "Высшее образование").
19. Сергеев А.И. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 304 с.
20. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2004.
21. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.
22. Экономика предприятия. /Под ред. В.П. Грузинова. – М.: ЮНИТИ, 2000. 535 с.
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |