Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Челябинский филиал
Факультет управления
Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»
ОТЧЕТ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Челябинск 2012
Содержание
Введение
. Общая характеристика ООО «Лекс-тур»
.1 Задачи и специфика работы предприятия
.2 Структура ООО «Лекс-тур» и функции подразделений
.3 Место ООО «Лекс-тур» в системе экономических отношений
. Управленческий анализ деятельности ООО «Лекс-тур»
. Анализ финансово-экономического состояния ООО «Лекс-тур»
. Выбор темы дипломной работы
.1 Подбор литературы и теоретического материала
.2 Практический анализ предприятия
.3 Анализ нормативно-правовой базы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Современное предприятие - это система взаимодействия технологических, материальных, трудовых и других ресурсов. Эффективная работа фирмы зависит от правильного понимания задач организации, специфики отрасли и места в экономической системе. Необходимо регулярное проведение управленческого и финансово-экономического анализа с целью выявления слабых мест в организации и устранения накопившихся проблем. Некачественно работающая какая-либо система в организации может существенно снижать эффективность деятельности. Этим объясняется актуальность вопросов управления организацией. Приобретение практических навыков анализа и управления возможно на базе действующего предприятия.
Цель практики - закрепление и углубление теоретических знаний в области управления предприятием, получение практических знаний и навыков самостоятельной научно-исследовательской и профессиональной работы. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
ознакомиться с задачами и спецификой работы предприятия;
выявить задачи и функции подразделений;
изучить структуру управления;
провести управленческий анализ;
провести анализ финансово-экономического состояния предприятия.
Объект исследования - управленческая деятельность предприятия. предмет исследования - система управления. База исследования - ООО «Лекс-тур».
При написании работы использовались следующие источники: опросы сотрудников анализируемого предприятия, документация, учредительные документы ООО «Лекс-тур», графические схемы, отчеты, планы предприятия, теоретическая литература, Интернет-источники.
1. Общая характеристика ООО «Лекс-тур»
1.1 Задачи и специфика работы предприятия
ООО «Лекс-тур» - турагентство.
Адрес: г. Челябинск, Ул. Энгельса, 38.
Телефон: (351) 261-08-19, тел/факс:(351) 232-44-20.
e-mail: lex-tour@chel.surnet.ru
Агентство появилось в 2006 году.
Генеральный директор, директор по туризму, менеджеры - опытные специалисты в области туризма по многим направлениям, как экскурсионного, так и экзотического пляжного отдыха. В агентстве гарантирован индивидуальный подход к каждому клиенту. Агентство обеспечивает не только грамотное бронирование тура, но и информационное сопровождение туриста в течении всей поездки! Сочетание стабильности с хорошими отношениями в коллективе - вот секрет успеха. Основной принцип работы компании - любое пожелание заказчика должно быть выполнено, поэтому «Лекс-тур» - многопрофильное туристическое агентство, где предлагаются туры почти во все страны мира. Большой популярностью пользуются образовательные туры в Англию и другие поездки для обучения за рубежом.
Многие туры изучены непосредственно в поездках по странам: Англия, Америка, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Гоа, Голландия, Дания, Египет, Италия, Испания, Кипр, Мальдивы, Норвегия, Румыния, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция. Постоянным клиентам предлагается бонусная программа, позволяющая в дальнейшем путешествовать со скидками.
Есть возможность оставить нам электронную заявку, и менеджера свяжутся с клиентами. На сайте можно самостоятельно забронировать тур в Грецию, выбрать любую программу отдыха, перейдя по ссылке на сайт наших партнеров.
Агентство организует групповые туры на известные термальные курорты из Челябинска, как в старые добрые времена под ключ. Группу сопровождает менеджер от начала и до конца поездки, проживая вместе с туристами в пансионах, организует интереснейшие экскурсии по Германии.
Основными задачами предприятия являются:
. Организация и проведение консультаций для клиентов по предлагаемым услугам.
. Комплектующая задача - это комплектация тура из отдельных услуг - для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных - для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг - для турагента.
. Сервисная задача - это обслуживание туристов на маршрутах, обслуживание туристов в офисе при продаже пакетов туров.
. Гарантийная задача - это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристским услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно международному и российскому законодательствам перед туристом несет полную ответственность за обслуживание та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг.
. Полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристским центрам и др.
. Продвижение этой информации с помощью рекламы.
. Организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристского рынка.
Сбор информации и ее анализ по вопросу специфики и задач туристической компании не был сложен. Информация об ООО «Лекс-тур» сравнивалась с аналогичной информацией о других туристических агентствах. Это помогло определить место компании в системе экономических отношений.
.2 Структура ООО «Лекс-тур» и функции подразделений
Структура управления в ООО «Лекс-тур» является линейной.
ДиректорОтдел по работе с клиентамиБухгалтерияОтдел маркетингаРис. 1. Графическая модель организационной структуры ООО «Лекс-тур»
К преимуществам структуры управления ООО «Лекс-тур» можно отнести:
простое построение;
однозначное определение задач, компетенции, ответственности;
жесткое руководство органами управления, единоначалие;
один канал коммуникации; оперативность и точность управленческих решений.
Недостатками организационной структуры ООО «Лекс-тур» являются:
концентрация власти на верхнем уровне управления;
сильная загрузка верхнего уровня управления;
отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
перегрузка персонала информацией;
отсутствие гибкости.
Цель функционирования туристской организации достигается посредством последовательного решения ряда задач, каждая из которых имеет функциональное содержание. Этапы управленческого процесса также можно представить в виде последовательно сменяющихся функций. Оба этих аспекта составляют сущность специализации работников на выполнении отдельных видов работ, операций, процедур. Распределение задач между работниками осуществляется по профессиональной принадлежности и наличию соответствующих навыков и опыта. От того, насколько полно учитывается квалификация исполнителей, зависят эффективность работы организации и личный трудовой вклад каждого из них.
Организационная структура управления ООО «Лекс-тур» основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Туристскую организацию возглавляет руководитель, в его подчинении находятся заместители - руководители линейных подразделений.
На высшем уровне управления - директор - разрабатывает решения стратегического характера, затрагивающие политику организации в сфере развития туристской деятельности, расширения географических маршрутов. Помимо этого, директор осуществляет координирование деятельности своих заместителей - руководителей отделов и других подчиненных.
Средний уровень управления обеспечивает реализацию политики функционирования организации, разработанной руководством высшего уровня, и делегирует определенный объем задач подразделениям. Специалисты среднего уровня отвечают за подбор работников для выполнения поставленной задачи и обеспечение его необходимыми ресурсами и информацией, проводят мониторинг результатов с целью выявления отклонений от запланированных показателей.
Специалистам среднего уровня знают всю специфику туристской деятельности, являются хорошими организаторами, обладают навыками работы с персоналом.
Так как ООО «Лекс-тру - небольшая турфирма отсутствует низший уровень управления в силу немногочисленности персонала. Его функции выполняют управленцы среднего уровня.
Отдел по работе с клиентами выполняет следующие функции:
консультирование населения по предлагаемым продуктам;
поиск новых клиентов;
привлечение новых клиентов к сотрудничеству;
обслуживание клиентов (заключение договора, бронирование мест и т.д.)
Отдел маркетинга выполняет следующие функции:
разработка и проведение промоакций;
привлечение новых клиентов;
изучение покупательского спроса;
разработка маркетинговой стратегии;
ценообразование.
Бухгалтерия занимается:
подготовкой бухгалтерской документации;
учетом приходов и расходов;
представительством в налоговых органах;
предоставлением финансовой отчетности директору.
Организационная структура ООО «Лекс-тур» достаточно проста. При ее изучении и анализе наибольшую трудность составил вопрос распределения обязанностей среди персонала, поскольку в небольшой компании каждый сотрудник выполняет ряд функций нескольких специалистов. Было выявлено, что часть сотрудников нуждаются в дополнительном образовании по юридическим вопросам и экономическому анализу.
1.3 Место ООО «Лекс-тур» в системе экономических отношений
По сути своей деятельности ООО «Лекс-тур» является турагентом - это реализация туристского продукта клиенту в виде комплексов (инклюзив-туры) или в виде свободного набора услуг (заказные туры). В связи с этим экономические отношения фирмы складываются следующим образом:
. Взаимоотношения с туроператорами: «Библиоглобус», «Тез-тур», «Данко», «Корал-трэвел». ООО «Лекс-тур» покупает туристский продукт у туроператоров.
. Взаимоотношения с транспортными компаниями: «Трансаэро» - «Лекс-тур» осуществляет бронирование и последующий выкуп билетов для коиентов.
. Взаимоотношения с клиентами - клиенты приобретают продукт, производят расчет за продукт наличным или безналичным расчетом.
. Взаимоотношения с налоговой инспекцией, пенсионным фондом, с негосударственными фондами - перечисление налоговых платежей, штрафов и т.д.
Существует экономическая зависимость турагентства от следующих факторов:
от деятельности сторонних организаций,
спрос, конкуренция,
политических факторов,
социально-экономической политики.
В настоящее время в России более 2 тыс. турфирм занимаются туроператорской деятельностью и порядка 900 турфирм - турагентской деятельностью.
Средняя численность работников в расчете на одну турфирму составляет 9 человек. Однако сегодня на туристском рынке действуют и такие турфирмы, где численность работников достигает 140 чел.
Показатель средней выручки согласно статистическим данным составляет 2 млн. руб., но есть и такие турфирмы, где оборот составляет $120 млн. В крупных турфирмах, выделяющихся из общей массы субъектов туристского рынка крупным масштабом туристской деятельности, большим объемом продаж, весомым денежным оборотом, большим штатом сотрудников, туроператорская деятельность становится преобладающей. Некоторые из них прекращают турагентскую деятельность и не занимаются розничными продажами, сосредоточив свои усилия на оптовых операциях и распределении турпродукта по дистрибутивным каналам.
Экономическое положение турфирм в настоящее время таково, что существует необходимость взаимодействия государственного и коммерческого секторов в целях расширения доступности туристских благ и обеспечения безопасности путешествий, в том числе используя механизм страхования рисков.
Определение места ООО «Лекс-тур» в системе экономических отношений потребовало анализа не только деятельности ООО «Лекс-тур, но и анализа деятельности партнеров, а также общеэкономической ситуации в России.
2. Управленческий анализ деятельности ООО «Лекс-тур»
Высшим органом ООО «Лекс-тур» является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.
Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Следующим органом управления является Совет директоров общества.
Компетенция совета директоров общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Уставом общества будет предусмотрено, что к компетенции совета директоров общества относятся: образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона, решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, а также решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным генеральным директором. Генеральный директор подотчетен общему собранию участников общества и совету директоров общества.
Уставом общества будет предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества.
Система управления ООО «Лекс-тур» складывается и действует не только в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых формируется система управления, а также в соответствии с присущими системе управления принципами ее построения, функционирования и преобразования.
Система управления состоит из подсистем:
структурно-функциональная подсистема - совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, и совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие
информационно-поведенческая подсистема, включающая в себя три блока:
управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления
интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности
информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.
Формами проявления данной подсистемы являются: управленческие теории и управленческая идеология, формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения, уровень организационного развития, уровень развития каждого работника управленческого звена, информированность работников, носители информации, методы распространения информации
) подсистема саморазвития системы управления отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества. Подсистема саморазвития не просто отражает названные качества системы управления, она является генератором этих качеств, она несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения. Данная подсистема является источником и проводником потребности системы управления в самосовершенствовании и одновременно носителем механизма, посредством которого осуществляется развитие системы управления.
Анализ качественных показателей.
Анализ качественных показателей проводился путем анкетирования сотрудников предприятия. Список вопросов и результаты ответов приведены в Таблице 1. Было опрошено 6 руководителей. Исходя из этого количества, высчитывался процент присутствия негативного признака на предприятии.
Таблица 1
Анализ качественных показателей
ПризнакКоличество опрошенных, указавших на наличие признака% присутствия признака1. Отсутствие на работе одного ключевого сотрудника парализует работу отдела (фирмы)1162. Львиная доля решений принимается в ходе длительных совещаний003. Сотрудники разных отделов вступают в контакт только через начальников1164. Самый распространенный документ именуется справкой или письмом2325. При подготовке решения менеджером в продолжении 10 минут обсуждается выбор лица, ответственного за его выполнение006. Наличие конфликтов между отделами2327. Большие временные интервалы между разработками продуктов или услуг4678. Проблемы с качеством продукции1169. Несоответствие характеристик продукта ожиданиям клиента11610. Низкий уровень участия сотрудников в процессе принятия решений46711. Неинформированность сотрудников о целях и задачах организации116
По результатам анализа в Таблице 1 можем сделать вывод, что наиболее проблемными являются:
вопросы, связанные с принятием решений;
длительный срок реализации проектов;
наличие конфликтных ситуаций между отделами;
наличие лишних документов в документообороте.
Присутствие негативных признаков в организации говорит о необходимости совершенствования организационной структуры.
Управленческий анализ ООО «Лекс-тур» требует значительных знаний по теории организации и является мощным рычагом в системе стратегического развития предприятия. Основной сложностью в данной работе явилась трудоемкость сбора информации и аналитической работы.
турагенство правовой сервисный экономический
3. Анализ финансово-экономического состояния ООО «Лекс-тур»
На основе бухгалтерского баланса (Приложение 1) отчета о прибылях и убытках (Приложение 2) мы можем сделать расчет финансовых показателей и осуществить комплексную оценку финансового состояния предприятия, а также определить основные финансовые проблемы. Анализировались данные з 2011 год.
Для анализа существующей финансовой и экономической деятельности ООО «Лекс-тур» необходимо провести расчет двух коэффициентов, характеризующих финансовое состояние учреждения: коэффициент текущей ликвидности и коэффициет финансовой устойчивости.
Коэффициент текущей ликвидности
Данный коэффициент характеризует общую обеспеченность учреждения собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения краткосрочных обязательств. Согласно международной практике значение коэффициента должны находиться в пределах 1-2, российской 1.4-2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе возникает угроза банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в 3 раза нежелательно, т.к. это свидетельствует о нерациональной структуре активов.
оборотные активы текущие активы
К =
краткосрочные обязательстватекущие пассивы
т.е сколько рублей текущих активов учреждения приходится на 1 рубль текущих обязательств.
Значения коэффициента текущей ликвидности ООО «Лекс-тур»:
на начало отчетного периода:
050 483 / 1 167 203 = 0,9
на конец отчетного периода:
378 673 / 984766 = 1,4
Рост коэффициента в динамике - это благоприятная тенденция , т.е.учреждение накапливает средства, которые могут быть использованы на погашение краткосрочных обязательств.
Коэффициент финансовой устойчивости.
Показывает соотношение собственных и заемных средств, дает общую оценку финансовой устойчивости.
долгосрочные + краткосрочные обязательства
К =
капитал + резерв
Изменения значения коэффициента финансовой устойчивости в ООО «Лекс-тур» происходят следующим образом:
на начало отчетного периода
882 / 111 601 = 8,4
на конец отчетного периода
107 575 / 271 098 = 4
Значение 8,4 показывает, что на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы, приходится 8,4 рублей заемных средств.
Значение 4 показывает, что на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы, приходится 4 рубля заемных средств.
Мы наблюдаем динамику коэффициента в сторону снижения. Это положительная тенденция. Она свидетельствует о формировании финансовой устойчивости предприятия
Анализ финансово-экономического положения ООО «Лекс-тур» потребовало изучения бухгалтерской документации, финансовых отчетов, бухгалтерских отчетов, интервью с директором компании и главным бухгалтером. Основной проблемой является трудность изменения финансового положения, поскольку это связано с общей системой деятельности предприятия.
4. Выбор темы дипломной работы
4.1 Подбор литературы и теоретического материала
Планируемая тема дипломной работы - «Организационно-управленческий анализ предприятия».
Выбор темы обусловлен рядом факторов:
несмотря на большое обилие информации по вопросам организационно-управленческого анализа, большинство предприятий не использует этих знаний в своей деятельности;
необходимость пересмотра стратегии развития исследуемого предприятия, поскольку на протяжении нескольких лет не происходит роста компании и увеличения прибыли предприятия;
для пересмотра стратегии предприятия необходимо проведение организационно- управленческого анализа.
Теоретико-методологической базой исследования должны стать:
положения общенаучной методологии - Мишин В.М. «Исследование систем управления. Учебное пособие», Мащенко В.Е. «Системное корпоративное управление»;
исследования в области корпоративной культуры - Богатырев М. «Организационная культура предприятия»;
российские исследования по вопросам построения организационной структуры - Быкова А.А. «Организационная структура управления»;
общие исследования в области менеджмента организации - «Менеджмент: теория и практика в России» Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой, «Менеджмент организации: Учебное пособие» З.Л. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др.;
изучение миссии и целей организации - Лапин А.Н. «Миссия и видение организации»;
работы в области мотивации персонала - Сурков С.А. «Построение организации на основе системы мотивации».
Планируемые в рамках данной работы исследования относятся к области научно-практических.
Организационно-управленческий анализ представляет собой исследовательскую деятельность, направленную на изучение системы целей и стратегии их достижения, организационной структуры управления, управленческих процессов и организационной культуры.
Организационно-управленческий анализ включает в себя:
. Анализ системы целей организации и стратегий их достижения.
. Анализ организационной структуры управления
. Анализ процессов управления.
. Анализ структуры информации.
. Анализ организационной культуры
Организационно-управленческий анализ состоит из следующих этапов.
) Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, определение ограничений на доступ к необходимой информации.
) Сбор и первичная обработка необходимой информации.
) Выявление и анализ системы целей организации и стратегии их достижения.
) Моделирование и анализ существующей организационной структуры управления.
) Моделирование и анализ процессов управления.
) Разработка информационной модели.
) Анализ сложившейся системы управления, выявление проблемных зон и узких мест, оценка организационно-управленческого потенциала предприятия.
) Определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из поставленных целей и результатов анализа.
) Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
4.2 Практический анализ предприятия
Объектом исследования является система управления предприятием. Предмет исследования - организационно-управленческий анализ предприятия. База исследования - ООО «Лекс-тур».
Первоначально необходимо установить рабочие отношения с коллективом для проведения исследования. Используем следующие методы для установления контакта:
. Представление перед сотрудниками руководителем (начальник) этих сотрудников, но ни в коем случае не более высоко стоящий менеджер. Такое представление должно происходить в официальной, но близкой для сотрудников обстановке.
. Исследователь не должен специально «втираться» в доверие, но отвергать предлагаемые сближения также не стоит.
. Следует «подогревать» заинтересованность сотрудников фирмы (часто основанную на личном любопытстве) в получении достоверных результатов исследования, но доступ к информации со стороны исследователя должен быть строго ограничен договоренностями с высшим руководством организации.
. На первом этапе следует больше времени посвятить межличностному общению на посторонние, но интересные для сотрудников темы. Необходимо познакомиться с конкретными личностями.
. Следует пожертвовать временем для общения с представителями фирмы в нерабочей обстановке, не ставя перед собой никаких исследовательских целей.
При знакомстве с сотрудниками следует напрягать свое внимание и память для быстрого запоминания полных имен сотрудников.
Сбор необходимой информации. Используем следующие способы сбора информации по организационно-управленческому анализу.
. Изучение внутренней документации.
. Интервьюирование.
. Наблюдение.
Анализируем следующие виды документов:
) Штатное расписание - в данном документе в табличной форме представляется состав структурных подразделений без явного обозначения административных связей, многие из которых можно определить и без такого обозначения. Штатное расписание обычно содержит также должностные ставки окладов. Данная информация не является обязательной, если только в рамках организационно - управленческого анализа не планируется исследование системы заработной платы и материального стимулирования труда работников предприятия.
) Организационная структура управления - данный документ обычно представляет собой графическое изображение организационных единиц предприятия и вертикальных связей между ними. Документ является очень полезным, но представляет собой достаточно редкое явление на современных новых предприятиях.
) Положения о структурных подразделениях (службах, отделах, группах, проектах и прочее) и должностные обязанности работников содержат распределение деятельности (функций, задач, обязанностей) по организационным единицам фирмы, часто с указанием необходимых прав, ответственности и взаимоотношений с другими организационными единицами. Информация, содержащаяся в подобной документации, бывает очень полезной, даже, несмотря на то, что в большинстве случаев она является неадекватной текущему состоянию системы управления. К сожалению, даже устаревшие положения о структурных подразделениях и должностные инструкции отсутствуют у многих организаций.
) Различного рода приказы и распоряжения, закрепляющие распределение обязанностей между руководителями, создание или упразднение организационных единиц.
) Внутренний трудовой распорядок или внутренний регламент деятельности может содержать информацию, касающуюся внутриорганизационных отношений. как по вертикали, так и по горизонтали, организационных ценностей и других аспектов организационной культуры.
) Документация, регламентирующая управленческие процессы. Это могут быть документы уровня стандартов предприятия, в которых аккумулируется весь накопленный положительный управленческий опыт, или же информационные схемы, находящиеся в отделах компьютеризации и информационного обеспечения.
) Результаты предыдущих исследований или работ, связанных с совершенствованием организационной структуры, разработкой и внедрением информационных систем, систем менеджмента качества и иных организационно-управленческих инноваций. Подобные документы могут быть полезны, если только они уже не утратили своей актуальности.
) При отсутствии другой документации и даже при наличии таковой большую пользу для анализа организационной структуры может оказать телефонный справочник компании, в котором обычно явно или неявно раскрываются отношения подчиненности сотрудников.
4.3 Анализ нормативно-правовой базы
В настоящее время функции государственного управления, координации, а также реализации государственной политики в сфере туризма осуществляет Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму. Основу российского законодательства в области защиты прав и интересов туристов составляют:
. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» указывает, что государственное регулирование туристской деятельности осуществляется в целях защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности. Закон определяет отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечисляет основные права и обязанности продавца и покупателя, предусмотренные договором Закон регламентирует ответственность продавца за достоверность информации о турпродукте и качество входящих в него услуг. Таким образом, если раньше из Закона РФ «О защите прав потребителей» приходилось брать норму, касающуюся продажи товаров или оказания услуг, и адаптировать ее применительно к специфической отрасли туризма, то с принятием Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» большинство коллизионных моментов стало регулируемым Ст. 5 Федерального закона предусматривает лицензирование стандартизацию туроператорской и турагентской деятельности и объектов туристской индустрии, сертификацию туристского продукта, обеспечивая этим защиту прав и интересов туристов.
. Закон РФ «О защите прав потребителей» уже приобрел определенный стаж в качестве нормативного документа, регулирующего отношения между туристом и турфирмой: накопилась большая судебная практика применения этого Закона, имеется специальное постановление Пленума Верховного Суда РФ, регламентирующее применение Закона судами при рассмотрении конкретных дел с участием туристов.
. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу 26 сентября 1998 г., предусматривает особые условия действия туристской лицензии. Невыполнение турфирмой условий, предусмотренных этим Законом, рассматривается как нарушение Закона и может привести к ликвидации лицензии турфирмы. Лицензирование туристской деятельности - действенная мера по предупреждению проникновения на туристский рынок недобросовестных предпринимателей, а также по защите прав и интересов туристов и созданию условий для соблюдения законодательства. Сертификация, как и лицензирование, является одним из способов государственного контроля над качеством и безопасностью предоставляемых потребителю туристских услуг. Сертификат подтверждает, что туристское предприятие гарантирует клиенту безопасность поездки, здоровье, сохранение имущества, качественное обслуживание. Важно и то, что сертификация защищает как клиента, так и турфирму: клиента - понуждая турфирму четко и в полном объеме выполнять все установленные законами и другими нормативными актами правила и нормы оказания услуг с тем, чтобы клиент за свои средства получал качественное обслуживание; турфирму - путем применения тех же законов и нормативных актов, не дающих туристу возможность найти недостатки в обслуживании и выдвинуть против турфирмы обоснованные претензии. Несмотря на то, что правовую защиту туристов в России обеспечивает достаточное количество законов и постановлений, многие из них несовершенны, порождают споры, разногласия и требуют дальнейшей доработки и согласования. Поэтому российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов продолжает развиваться, в частности, путем детального урегулирования отношений между туристом, желающим совершить путешествие, и турфирмой, предоставляющей ему эту возможность.
Заключение
В результате пройденной практики и проведенной работы по анализу деятельности ООО «Лекс-тур» можем сделать следующие выводы.
Была изучена система работы туристической компании, ее основные виды деятельности и задачи. Проанализирована структура ООО «Лекс-тур». Выявлены функции подразделений. Произведено определение количества уровней управления. Проанализировано место ООО «Лекс-тур» в системе экономических отношений.
Изучена система управления предприятием. Выполнен управленческий анализ деятельности ООО «Лекс-тур». Выявлены проблемы в системе управления предприятием.
Проведен анализ финансово-экономического состояния ООО «Лекс-тур»\
Определена тема дипломной работы. Произведен подбор литературы к дипломной работе. Очерчена система планируемых исследований. Проведен анализ нормативно-правовой базы туристской деятельности.
Основными сложностями в работе явились:
трудоемкость проводимых исследований;
необходимость изучения большого количества информации в области бухгалтерии, финансового менеджмента, структуры предприятия, управленческих функций;
Практическая деятельность позволила овладеть навыками анализа деятельности предприятия, приобрести знания в области управления предприятием, практические навыки управления предприятием.
В процессе выполнения работы со стороны руководителя практики, руководителя предприятия и сотрудников было взаимопонимание и взаимопомощь. Рекомендации по улучшению деятельности компании были приняты и рассмотрены. Дана положительная оценка пройденной практики.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2008. 16 мая.
Литература
2. Исследование систем управления. Учебное пособие/ Мишин В.М. М.:ГАУ, 2006. 273 с.
. Котлер.Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб: Питер, 2008. 887с
. Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. М.: Проспект, 2007. 251 с.
. Менеджмент: теория и практика в России / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 528 с.
. Оценка эффективности системы управления предприятием. Сафиева С.Н., Быкадоров М.А.// Тезисы докладов седьмого Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий», Секция 2. ЦЭМИ РАН, 2006, апрель. с.205
Интернет-источники
7. М. Коркишко. Корпоративное управление. [Электронный ресурс] // . Корпоративный сайт. [Электронный ресурс] // Приложение 1
БАЛАНСАКТИВКод показателяНа начало отчетного периодаНа конец отчетного периода1234I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫНематериальные активы110Основные средства120200 000350 190Незавершенное строительство130Доходные вложения в материальныеценности13500Долгосрочные финансовые вложения140Отложенные налоговые активы145Прочие внеоборотные активы150ИТОГО по разделу I190200 000350 190II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫЗапасы210500 000780 000в том числе:сырье, материалы и другие аналогичные ценностиживотные на выращивании и откормезатраты в незавершенном производствеготовая продукция и товары для перепродажи500 000780 000товары отгруженныерасходы будущих периодовпрочие запасы и затратыНалог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям2204838 483Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)230в том числе покупатели и заказчикиДебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)24000в том числе покупатели и заказчикипрочие дебиторы00Краткосрочные финансовые вложения250Денежные средства260350 000340 000касса10 00015 000расчетный счет340 000325 000валютные счетаПрочие оборотные активы270ИТОГО по разделу II290850 4831 128 183БАЛАНС3001 050 4831 378 673
ПАССИВКод показателяНа начало отчетного периодаНа конец отчетного периода1234III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫУставный капитал410110 349268 349Собственные акции, выкупленные у акционеровДобавочный капитал420Резервный капитал4301 2522 749в том числе:резервы, образованные в соответствии с законодательствомрезервы, образованные в соответствии с учредительными документамиНераспределенная прибыль (непокрытый убыток)47000прошлых летотчетного года00ИТОГО по разделу III490111 601271 098IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаймы и кредиты510Отложенные налоговые обязательства515Прочие долгосрочные обязательства520ИТОГО по разделу IV590V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаймы и кредиты610605 175396 923Кредиторская задолженность620325 782699 246в том числе:поставщики и подрядчики325 782699 246задолженность перед персоналом организации00задолженность перед государственными внебюджетными фондами00задолженность по налогам и сборам00прочие кредиторы00Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов630Доходы будущих периодов64010 000Резервы предстоящих расходов6507 9251 406Прочие краткосрочные обязательства660ИТОГО по разделу V690938 8821 107 575БАЛАНС7001 050 4831 378 673
Приложение 2
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
ПоказательЗа отчетный периоднаименованиекод123Доходы и расходы по обычным видам деятельности1 575 000Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг(1 260 000 )Валовая прибыль315 000Коммерческие расходы(100 000 )Управленческие расходы50 000Прибыль (убыток) от продаж65 000Прочие доходы и расходыПроценты к получениюПроценты к уплатеДоходы от участия в других организацияхПрочие операционные доходы5 335Прочие операционные расходы(4 300 )Внереализационные доходыВнереализационные расходы(8 000 )Прибыль (убыток) до налогообложения58 035Отложенные налоговые активыОтложенные налоговые обязательстваТекущий налог на прибыль(16 250 )Чрезвычайные доходыЧрезвычайные расходыЧистая прибыль (убыток) отчетного периода41 785СПРАВОЧНОПостоянные налоговые обязательства (активы)Базовая прибыль (убыток) на акциюРазводненная прибыль (убыток) на акцию