1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Наименование и юридический адрес
Полное наименование предприятияОткрытое акционерное общество «Кушвинский городской молочный завод»Юридический адрес624300, РФ, Свердловская обл., г.Кушва, ул.40 лет Октября, 2Телефон8 (34344) 2-17-24Дата регистрации23-Maя-2002 г.ФИО руководителяЖуков Юрий Александрович
1.2 История возникновения и развития предприятия
Решением Свердловского областного Комитета по управлению государственным имуществом 10 августа 1992 года в соответствии с планом приватизации Кушвинский городской молочный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа Кушвинское акционерное молочное общество (КАМО) с уставным капиталом 8020 тыс. рублей. Приватизация осуществлена по первому варианту льгот коллективу предприятия в соответствии с Государственной программой приватизации предприятий.
В 90-е годы, в трудный период перехода с социалистической экономики на рыночную, многие молочные заводы Свердловской области перестали существовать. ОАО "Кушвинский городской молочный завод" смогло не только «выжить», но и стало одним из лидеров отрасли. При этом завод находился и находится вдали от сельхозпроизводителей. По объективным причинам 1996 год оказался одним из непростых в экономике предприятия. Но тот период стал и отправной точкой для последующего прогресса, для сравнения с другими периодами. 26.07.1996 г. была произведена перерегистрация АООТ «КАМО» в «Кушвинский Гормолзавод». В 1996 году на предприятии трудилось 144 человека, было выработано 3726 тонн продукции. В юбилейном для завода 1999 году, когда предприятию исполнилось 30 лет, 153 человека выпустили 8052 тонны цельномолочной продукции. В 2003 году коллектив насчитывал уже 283 человека, которые произвели 21 802 тонны. Таким образом, с 1996 по 2003 год персонал вырос вдвое, а объемы, как и прибыль, почти в шесть раз. За этот же период средняя зарплата на заводе увеличилась в восемь с лишним раз. Заготовки от поставщиков выросли с 3871 тонны до 22126 тонн. Суммарно за более чем 35 лет завод произвел свыше 870 тыс. тонн продукции. В недалеком будущем предприятие будет праздновать выпуск 1 миллиона тонн.
В первой половине 2006 года на заводе работало 354 человека. География расширилась до 18 городов Свердловской области, включая такие крупные как Екатеринбург и Нижний Тагил. Количество поставщиков сырья возросло до 22 хозяйств (вместо 3-х в 1996 году).
По своему уровню развития ОАО "Кушвинский городской молочный завод" подходит к такому этапу технического и технологического развития, когда в процессе приема и переработки молока практически исключается непосредственный контакт людей с продукцией.
Одной из крупных строек на заводе стало здание для новой столовой на 60 мест, прачечной, бытовой. Основными поставщиками сырья для предприятия являются хозяйства экологически чистой восточной части Среднего Урала. Чтобы поддержать сельчан накануне сезонных работ и посевной, завод ежегодно берет банковские кредиты или выступает поручителем партнеров.
В сегодняшнем состоянии ОАО "Кушвинский городской молочный завод" - это своего рода автономный минигородок, в котором имеются все сферы жизнедеятельности. Проект завода, хотя и создавался почти четыре десятилетия назад, можно назвать удачным: все производственные участки размещены компактно, в одном помещении. Это удобно и для вспомогательной деятельности. Практически все сферы предприятия, созданные для обеспечения производства, являются независимыми от сторонних организаций и экономят средства. Завод полностью и самостоятельно снабжает себя собственным теплом, паром, сжатым воздухом, горячей водой, холодом. Воздушная компрессорная имеет качественную импортную пневматику и обеспечивает предприятие сжатым воздухом. Газовая производственно-отопительная котельная завода это чистое, уютное помещений, с обилием комнатных растений, оснащенная качественным оборудованием, которое обслуживает опытный персонал. В недавнем прошлом завод отказался от доставки сырья железнодорожными цистернами. Привозить молоко автотранспортом оказалось быстрее и эффективнее. Доставка готовой продукции в сотни точек, расположенных в многочисленных населенных пунктах, потребовала серьезного внимания к созданию собственной транспортной базы. В итоге завод теперь располагает солидным грузовым автопарком и гаражом. Основные марки автомашин, которые доставляют готовую продукцию - «Газели» и «ЗИЛы». Машины зимой утепляют, а летом ездят с охлаждением.
1.3 Правовое положение предприятия, форма собственности, принадлежность капитала
Правовое положение Общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об акционерных обществах", иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Уставом.
Общество является юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.
Акционеры не отвечают по обязательствам Общества, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и Общества.
Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством.
Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации. Филиалы и представительства Общества не являются юридическими лицами, действуют от имени Общества на основании утверждаемых Обществом положений. Общество несет ответственность за деятельность своего филиала и представительства.
Уставный капитал Общества составляет 8020 (Восемь тысяч двадцать) рублей, разделён на 6015 (Шесть тысяч пятнадцать) обыкновенных акций и 2005 (Две тысячи пять) привилегированных акций равной номинальной стоимостью 1 (Один) рубль.
Форма акций - бездокументарная.
Все акции Общества являются именными.
Уставный капитал Общества может быть:
) увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Увеличение уставного капитала Общества путём увеличения номинальной стоимости акций осуществляется только за счёт имущества Общества.
) уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе путем приобретения и погашения части размещенных акций Общества. Такое решение принимается Общим собранием акционеров.
Не допускается увеличение уставного капитала Общества для покрытия понесенных Обществом убытков или оплаты просроченной кредиторской задолженности.
1.4 Виды деятельности предприятия
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
-производство цельномолочной продукции;
-производство коровьего масла, сыра;
производство иной продукции на основе переработки цельного коровьего молока;
оптовая торговля молочными продуктами.
На сегодняшний день самыми распространёнными группировками молочной продукции ОАО «Кушвинский городской молочный завод» следует считать видовую, функциональную, структурную и качественную.
Видовая группировка предусматривает объединение наименований, близких по органолептическим свойствам и технологии: молоко, кефир, творог, сметана, масло, мороженное, сыр и т.д. Соответствующую терминологию принято считать обиходной, так как она не даёт оценки особенностей каждого продукта, входящего в состав группы.
Функциональное объединение молочной продукции тесно связано со спецификой свойств и назначением каждого наименования в отдельности.
Рассматривая ассортимент с этой точки зрения, можно выделить:
-цельномолочную
-кисломолочную
лечебную
десертную
нежирную
и другие группы
Эта группировка во многом условна, так как один и тот же продукт может быть причислен к нескольким группам в зависимости от приоритетов шкалы его характеристик.
1.5 Организационная структура управления
Общеизвестно, что рыночная экономика в совокупности с требованиями современного этапа развития производства формирует перед организационной структурой предприятия новые условия с точки зрения гибкости, динамичности, соответствия сложившейся рыночной конъюнктуре.
На предприятии ОАО «Кушвинский городской молочный завод» имеется своя организационная структура (рис.1). Организационная структура совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
Тип организационной структуры линейно-функциональная, т.е. это структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные - обязательные для исполнения и функциональные - рекомендуемые для исполнения.
Ключевой фигурой управления предприятия является его лидер - генеральный директор. Деятельность директора заключается в решении задач общественного характера, основанная на интегральной информации, поступающей как от информационных систем, персонала компании, так и от внешней среды. Все бремя ответственности за сочетанием дел в компании полностью лежат на нем.
Высшим органом управлением предприятием является общее собрание акционеров.
Генеральный директор предприятия ОАО «Кушвинский городской молочный завод» осуществляет оперативное руководство текущей деятельностью общества и несет полноту власти и ответственность за повседневную деятельность общества.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия. Руководитель этой комиссии избирается большинством голосов из числа её членов.
В каждом функциональном подразделении соблюдается: высокая компетентность специалистов, отвечающих за конкретные функции; поддерживается постоянная взаимосвязь между функциональными службами; активизация деятельности работников управления, путем формирования программных подразделений; обеспечение гибкости в маневрировании ресурсами; вовлечение руководителей и специалистов в активную творческую деятельность, таким образом, организационная структура ОАО «Кушвинский городской молочный завод» отвечает требованиям, предъявляемым к ней.
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Для выработки направления развития организации и принятия управленческих действий различного характера, в первую очередь, необходимо проанализировать состояние, проблемы и возможности среды организации. Исходным пунктом любого анализа является определение его составляющих и направлений, что, по сути, означает использование компонентного подхода.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Для анализа внутренней и внешней среды ОАО «Кушвинский городской молочный завод» важно оценить производственные, финансовые, технологические и маркетинговые позиции производства и реализации молочной продукции (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка сильных и слабых сторон производства и реализации молочной продукции ОАО «Кушвинский городской молочный завод»
№ п/пПозицииОценка позиций123451Финансовые1.1Структура активов*1.2.Займы и кредит1.3Инвестиционные ресурсы*1.4Оборот акций*1.5Движение денежной массы*1.6Отношение объемов продаж к стоимости активов*1.7Отношение основного и оборотного капитала*1.8Эффективность использования собственного капитала*1.9Приток новых инвестиций*2Производственные2.1Использование производственных мощностей*2.2Обеспеченность рабочей силой*2.3Производительность труда*2.4Запасы сырья*2.5Объем продаж на 1 работника*2.6Объем продаж на величину капиталовложений*2.7Износ технологического оборудования*2.8Качество продукции*2.9Своевременность поставок продукции*2.10Наличие производственных площадей для расширения коммерческой деятельности*3Маркетинг3.1Доля рынка сбыта продукции*3.2Репутация продукции на рынке*3.3Престиж основной торговой марки*3.4Расходы по сбыту товаров*3.5Уровень обслуживания потребителей*3.6Организационно-технические средства для сбыта продукции*3.7Торговый аппарат предприятия*3.8Цены на продукцию*3.9Число потребителей продукции*3.10Информационное обеспечение и маркетинговые исследования*4Технологические4.1Технология производства продукции*4.2Технология сбыта продукции*4.3Внедрение новых технологий в переработку молока*4.4Организация НИОКР*
Позиции оцениваются по пяти уровням от высокого (1-я позиция) до очень слабого (5-я позиция). В результате анализа слабыми сторонами по финансовым показателям являются структура активов, высокая зависимость от внешних займов и кредитов, низкий уровень оборота денежной массы (как следствие несовершенства экономических взаимоотношений между партнёрами в молочном подкомплексе), низкий уровень эффективности использования собственного капитала. Слабой стороной по производственным показателям является высокий уровень износа оборудования, остальные позиции оцениваются как умеренные и возможные для стратегического развития отрасли. Конкурентные позиции ОАО «Кушвинский городской молочный завод» в большей степени рассматриваются как умеренные на региональном рынке молочной продукции, необходимо активизировать работу по брэндингу торговых марок с учётом дифференциации цен по сегментам рынка (сельское, городское население). Слабой позицией является использование новых технологий в переработке молока и вторичных молочных ресурсов.
Обобщенно результаты оценки рыночных позиций ОАО «Кушвинский городской молочный завод» представлены также в матрице стратегического SWOT - анализа в таблице 2.
SWOT-анализ показал, что к числу сильных сторон ОАО «Кушвинский городской молочный завод» в настоящее время относится благоприятный психологический климат в коллективе и его подразделениях, использование в производстве модернизированного современного оборудования, достаточное количество финансовых ресурсов для реализации стратегий компании, к слабым - неэффективная система управления затратами производства, неэффективные отношения с подрядчиками, достаточно иммобильная организационная структура.
В числе негативных факторов работники предприятия называют сложности с закупками сырья для производства, неразвитость инфраструктуры региона, что сокращает возможности транспортировки, хранения продукции. Среди возможностей внешней среды отмечаются перспективы получения государственной поддержки, расширение рынков сбыта, среди угроз - расширение деятельности конкурирующих предприятий на территории Свердловской области, неопределенность макроэкономической ситуации в стране и регионе.
Готовая продукция, созданная в процессе производства, должна быть реализована. Для этого в составе предприятия создается коммерческая служба по реализации - служба сбыта, организующая и осуществляющая поставку продукции к потребителю.
Таблица 2 - Матрица SWOT-анализа ОАО «Кушвинский городской молочный завод»
Внешняя средаВнутренняя средаВозможностиПреимуществаВыход на новые рынки Использование собственных финансовых ресурсов для реализации стратегий Получение государственной поддержки Усиление позиций на рынке за счёт вывода новых продуктов Расширение производственной линии и ассортимента выпускаемой продукции Ослабление позиций фирм-конкурентовПрисутствие в различных сегментах пищевой отрасли и ценовых категориях Благоприятный психологический климат в коллективе Квалифицированный руководящий персонал Высокое качество молочных продуктов Хорошая репутация в глазах потребителей Слаженная работа вспомогательных службПродолжение таблицы 2УгрозыНедостаткиНевысокий платежеспособный спрос населения региона Неразвитость инфраструктуры продовольственного сектора в регионе Ухудшение экономической ситуации в стране и регионе Низкая вероятность выиграть новый муниципальный конкурсНедостаточно стабильное финансовое положение Сильное давление со стороны конкурентов Достаточно сильная зависимость показателей рентабельности от цен на сырое молоко и концентраты Слабые навыки в области маркетинговой деятельности у сотрудников компании
В новых условиях хозяйствования вопросы изучения рынка сбыта приобретают на предприятии первостепенное значение: это способствует не только формированию реальных планов сбыта продукции, но и является основой разработки стратегии развития предприятия. В связи с этим все большее значение находит система маркетинга.
В функции службы маркетинга на ОАО «Кушвинский городской молочный завод» входит: анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия; анализ рынков и потребителей, изучение конкурентов и конкуренции; планирование товародвижения, сбыта и сервиса; формирование спроса и стимулирование сбыта; формирование и реализация ценовой политики; управление маркетингом (планирование, реализация и контроль мероприятий маркетинга с оценкой риска, прибыли, эффективности).
В связи с увеличившимся количеством супер- и гипермаркетов в маркетинг отдела продаж планируется введение новых единиц мерчендайзеров, что повысит конкурентоспособность, поможет формированию лояльности покупателя к продукции, управлению процессом продажи товаров, экономии бюджета при их продвижении, эффективному размещению и демонстрации и как следствие, увеличению объемов реализации.
молокозавод продукция конкурентоспособность ассортимент
3. МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОКУПАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ, ЦЕНОЙ И АССОРТИМЕНТОМ ПРОДУКЦИИ ОАО «КУШВИНСКИЙ ГОРМОЛЗАВОД»
В целях исследования удовлетворенности клиентов ОАО «Кушвинский городской молочный завод» качеством, ценой и ассортиментом товаров нами проведено микросоциологическое исследование. Мы обращалась к потребителям с просьбой наиболее полно и достоверное ответить на вопросы, приведённые в анкете (См. Приложение 1).
Было опрошено 100 респондентов. Подробная характеристика опрошенных респондентов по социально-демографическим признакам проводится в Приложении 2.
Среди мест покупки молока и молочной продукции голоса разделились соответственно: У производителя - 17%, в т.ч. с завода (хозяйства) - 14%, фирменная торговля - 13%; на оптово-розничных рынках - 7%; в супер и мини маркетах - 16%; в продовольственных магазинах - 37%; в ларьках - 5%. При этом, некоторые опрошенные называли несколько торговых точек в зависимости от видов приобретаемой продукции, подобные вариации наблюдаются и в ответах на другие вопросы.
При выборе молока и молочной продукции 62% опрошенных руководствуются личным опытом, 20% - рекомендациями продавца или случайных людей, 12% - рекламой (10% - на телевидении, 2% - в газетах), 10% - советами друзей и знакомых. Это можно объяснить тем, что в средствах массовой информации практически отсутствует реклама молочной продукции ОАО «Кушвинский городской молочный завод». В таблице 3 представлена периодичность приобретения различных видов молока и молочной продукции. Приблизительно сумма ежедневной разовой покупки рассчитанной в среднем по всем респондентам составила около 23 руб.
Таблица 3 - Периодичность приобретения молока и молочной продукции
Наименование продуктаПериодичность приобретения, %ВсегоПочти каждый деньНесколько раз в неделюНесколько раз в месяцРаз в годНе приобретаюМолоко натуральное100194336-2Молоко сгущённое100-7342336Молоко сухое100---2278Масло100-1765612Сметана100-2650222Творог100322292224Сыр100-32381218Кефир1001422261127Снежок100415221841Ряженка100410202442Варенец100-9172351Йогурт1001517251826Вита и био продукты100613211644Мороженное100102846115
Представляет интерес приоритетность параметров молока и молочной продукции при их приобретении покупателями, которым было предложено присвоить им соответствующее значение, см. таблицу 4. Пятая часть опрошенных призналась, что при покупке им не важны характеристики продукции, т.к. целеустремленны приобрести нужный продукт, из имеющегося ассортимента, не обращая особого внимания на его параметры. Остальные респонденты, на первое место поставили свежесть, второе место занимает цена, на последних местах графическое оформление и фасовка. При учёте того, что большинство основывает свой выбор на личном опыте выходит, что главное - это качество продукции, её свежесть и высококачественная упаковка.
Таблица 4 - Приоритетность параметров молока и молочной продукции при приобретении потребителями
Параметры продукцииЗначимость параметра (место) и количество опрошенных, %1234567в среднемЦена91781044284,74Производитель83018361323,20Торговая марка178161981023,39Упаковка (вид)-112010221344,23Графическое оформление-25102015282,56Фасовка (объём)-27181225162,24Свежесть4610608--5,00
На рис. 2 представлена структура ответов на вопрос: «Какие параметры молока и молочной продукции, по вашему мнению, необходимо улучшить?»
Всё устраивает 23,44, реклама 4,69, жирность 9,38, вкусовые качества 14,06, уровень обслуживания 21,88, срок годности 18,75, фасовка 3,13, упаковка 4,69.
Рисунке 2 - Мнения респондентов об улучшении параметров молочной продукции ОАО «Кушвинский городской молочный завод»
На основе проведённого микросоциологическое исследование анализа покупательских предпочтений можно выделить первоочерёдные задачи развития производственно-хозяйственной деятельности: увеличение срока годности продукции, разработка и внедрение новейших, удобных видов упаковки, не требующих особых условий транспортировки и хранения, улучшения вкусовых и питательных свойств молока, повышение уровня обслуживания, обеспечение стабильности и постоянное улучшение параметров продукции.
4.АНАЛИЗ ПРОДУКТОВОГО (ХОЗЯЙСТВЕННОГО) ПОРТФЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МАТРИЦЫ БКГ
Структурная дефиниция ассортиментного ряда ОАО «Кушвинский гормолзавод» осуществляется исходя из качественных особенностей продукта, каждая из которых может оказать непосредственное влияние на организм человека. Так всю молочную продукцию можно разделить на две группы: натуральную и искусственную. В другом случае это может быть продукция с длительным сроком хранения или скоропортящаяся и т.д.
Однако для производителя такое структурирование неприемлемо, так оно не показывает реального положения каждого наименования на потребительском рынке. В таблице 5 представлен ассортимент продукции ОАО «Кушвинский гормолзавод»
Таблица 5 - Ассортимент продукции ОАО «Кушвинский гормолзавод»
Наименование продукцииСертификационный номерНТДСрок хранения (реализации)Номер сертификата, действителен доМолоко пастеризованноеВ 01131ГОСТ 13277-7936 ч1.04.11КефирВ 01132ОСТ 4929-845 сут1.04.11РяженкаВ 01138ОСТ 10-02-02-2-865 сут1.04.11СливкиВ 01136ТУ 10020278908-893 сут1.04.11Сметана СибирскаяВ 01137ТУ 9222-003-00417-409-957-10 сут1.04.11ТворогВ 01135РСТ 371-8936 ч1.04.11Творог СтоловыйВ 01134ТУ 10020255-8736 ч1.04.11Творог КрестьянскийВ 01133ТУ 10 РФ 2007-9236 ч1.04.11Изделия творожные (торты)В 01140ТУ 100202 789078936 ч1.04.11МороженоеВ 01139ТУ 10160015005-9020 сут (t=-241.04.11БиомороженоеВ 01141ТУ 9228-002-21423-1657-9710 cут (t=-18)1.04.11Йогурт фруктовый ЗдоровьеВ 06040ТУ 9222-001-46470001-975 сут1.04.11БифидокефирВ 06038ТУ 9229-014-05664012-967 сут1.02.11Бархатный творог (фруктовый с ванилью, с изюмом, пикантный)В 66041ТУ 9222-004-34783962-9815 сут1.05.11Бархатный творог нежирныйВ 06042ТУ 9222-005-34783962-9815 сут1.05.11Масло коровьеВ 03506ГОСТ 34-91блок 8 мес, фас п\с 15сут1.06.11Молоко сухое обезжиренноеВ 04388ГОСТ 10970-878 мес15.07.11Молоко сухое цельноеВ 04203ГОСТ 4495-873 меc (t=-12)07.07.11Молоко шоколадноеВ 05203ГОСТ 6822-674 мес (t=-15-30)20.04.11Йогурт Смак не термизированныйВ 00168ТУ 10-02-02-789-207-957 cут (t=4±220.04.11Йогурт Смак термизированныйВ 00160ТУ 10-02-02-789-207-9330 cут1.09.11Йогурт Десертный (2-секционный)В 04036ТУ 9222-002-34783962-957 сут1.09.11БифидойогуртВ 06043ТУ 9221-004-442231657-9715 сут1.02.11Пудинг ДесертныйВ 00270ТУ 9221-004-442231657-9730 сут01.07.11МайонезВ 02133ГОСТ 300041-9360 сут01.07.11ЖелеВ 00032ТУ 9222-003334783962-9730 сут01.07.11Напитки молочныеВ 05447ТУ 10 РФ 1116-9230 сут20.04.11
Таким образом «формулой успеха» предприятия, занимающейся продуктами питания, следует признать именно возможность производства строго определённого наименования под выявленный спрос конкретного рыночного сегмента. По этой причине наибольшее распространение получила качественная группировка, основными показателями которой являются физико-химические и эстетические свойства продукта.
Для оптимизации продуктового портфеля в целях совершенствования конкурентоспособности рассмотрим основные составляющие рынка молочной продукции с использованием матрицы Бостон Консалтинг Групп (BKG), которая позволяет сегментировать продукцию по доле рынка и темпам роста спроса на данный вид молочной продукции (рис. 3).
Молочная продукция ОАО «Кушвинский гормолзавод» подразделяется на:
-Цельномолочную продукцию (ЦМП);
-Продукцию сыроделия;
Масло животное;
Кисломолочную продукцию;
Молочные консервы;
Детское питание, диетическую молочную продукцию;
Творожную продукцию;
Мороженное.
С относительно невысокой долей рынка и низкими темпами спроса характеризуется детская и диетическая и творожная продукция - до 15% объем продаж. Эта продукция имеет относительно высокую цену и конкуренцию со стороны завозной продукции (г. Москва, г. Новосибирск, г. Омск). Её продвижение на рынке требует значительных маркетинговых затрат. К наиболее популярным молочным продуктам относится кисломолочная продукция - до 35% доли рынка. Она доступна по цене (является продуктом вторичной переработки), полезна для всех категорий потребителей, разнообразна по своему ассортименту. К продукции с высокой долей объема продаж относится сыр различных сортов и масло животное - до 65%. Покупатели предпочитают масло местного производства как наиболее качественное. Наблюдается тенденция в употреблении сыров импортного производства. ЦМП и мороженное являются традиционной продукцией для регионального потребителя в силу ограничения в сроках реализации и ярко выраженной сезонности употребления (мороженное).
Данная продукция занимает до 95% доли рынка и наименее подвержена конкуренции. Пищевая ценность питьевого молока и его производных выше, поэтому розничные цены на ЦМП дифференцированы, поскольку маркетинг этих скоропортящихся продуктов дороже, чем продуктов переработки. Это приводит к удорожанию ЦМП и удешевлению продуктов переработки по сравнению с тем, что было бы при равном разделении молока между сферами использования.
Темп роста, %Относительная доля рынка, %«Звёзды» (25-35%): - кисломолочная продукция; - молочные консервы«Трудные дети» (10-15%): - диетическая молочная продукция; - творожная продукция«Дойные коровы» (45-65%): - продукция сыроделия; - масло животное«Собаки» (80-95%): - цельномолочная продукция; - мороженноеРисунок 3 - Матрица BKG молочной продукции ОАО «Кушвинский гормолзавод»
Таким образом, целесообразно увеличить ассортимент и производство кисломолочных напитков и йогуртов, которые исходя из составления Матрицы ВKG пользуются повышенным спросом. На наш взгляд необходимо отметить, что этот сегмент отличается относительным постоянством, незначительной динамикой производства других производителей, довольно узким кругом производящих.
Таким образом, сегмент кисломолочной продукции и молочных консервов будет для ОАО «Кушвинский гормолзавод» перспективным и растущим.
5.АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Правильное определение финансового состояния предприятия имеет большое значение не только для него самого, но и для учредителей и потенциальных инвесторов предприятия. Для его оценки проводится финансовый анализ.
Динамика основных экономических показателей представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Динамика основных финансово-экономических показателей ОАО «Кушвинский гормолзавод»
Показатели2008 год2009 годОтклонение (+/-)Темп роста, %Товарная продукция, тыс. руб.148 798180 414+31 616121,2Валовая выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб.156 569197 812+40 613126,3Себестоимость продукции, тыс. руб., в том числе:129 552173 318+43 766162,2- материальные затраты, тыс. руб.30 19042 761+12 571141,6- затраты на оплату труда, тыс. руб.57 85072 152+14 302176,7Затраты на рубль товарной продукции, руб.0,870,96+0,09110,3Валовая прибыль, тыс. руб.27 01724 494- 252390,7Коммерческие расходы, тыс. руб.2 5953 147+552121,3Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.24 42221 347-307587,4Рентабельность продаж15,610,8-4,869,2Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.14 73014 107-62395,8Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб.8 9028 401-50194,4Среднесписочная численность ППП, чел.1 3561 309-4796,5в.т. рабочих, чел.824820-499,5Среднемесячная заработная плата работников, руб.3555,194593,33+1038,14129,2Выработка на одного рабочего, руб.180,58220,0+39,42121,8Материалоотдача36,6432,67-3,9789,2Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.43 24756 546,5+13299,5130,8Фондоотдача3,443,19-0,2598,7Динамика ряда экономических показателей имеет отрицательную тенденцию, что в свою очередь говорит о снижении эффективности деятельности предприятия. За отчётный год снизился показатель рентабельности продаж на 30,8%, за счёт роста затрат на рубль товарной продукции на 10,3%, что соответственно повлияло на снижение чистой прибыли в отчётном периоде на 5,6%. Положительным моментом является прирост основных производственных фондов на 30,8%. В настоящее время производство молочной продукции производится на точно отрегулированной высокопроизводительной линии, которая позволяет делать продукцию высокого качества и в достаточном количестве. Основной отличительной особенностью завода является высокий уровень использования производственных мощностей (не менее 93%) и устойчивое положение на рынке сбыта. Это достигается за счет высокой квалификации рабочих, непрерывной модернизации производства, обеспечивающей снижения затрат на изготовление продукции, повышения требований к качеству, расширения ассортимента молочных продуктов, усовершенствований упаковки. Завод имеет все необходимые производственные мощности. С помощью этих производственных мощностей завод перерабатывает около 100 тонн молока в сутки. Производственные мощности постоянно обновляются. Общая территория, которую занимает данное предприятие, составляет 12,8 га.
Правильное определение финансового состояния предприятия имеет большое значение не только для него самого, но и для учредителей и потенциальных инвесторов предприятия. Для его оценки проводится финансовый анализ.
Наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов:
Показатели структуры капитала (финансовой устойчивости);
Показатели ликвидности;
Показатели деловой активности;
Показатели рентабельности.
Финансовая устойчивость - это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие направления хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.
Для расчета указанных абсолютных показателей финансовой устойчивости и определения типа фактически сложившейся на предприятии ситуации необходимо использовать следующую аналитическую таблицу 7.
Таблица 7 - Расчет степени финансовой устойчивости ОАО «Кушвинский гормолзавод»
ПоказателиИсточник информацииНа начало периодаНа конец периодаИзменение1. Источники собственных средствф. 1. стр. 49034 15941 492+73332. Внеоборотные активыф. 1. стр. 19065 22178 566+133453. Наличие собственных оборотных средств (H1)таб. 7. (стр. 2 - стр. 1)31 06237 074+60124. Долгосрочные кредиты и займыф. 1. стр. 59038 96542 465+35005. Наличие собственных оборотных средств, а также долгосрочных и среднесрочных кредитов и займов (H2)таб. 7. (с.3 + с.4)70 02779 539+95126. Краткосрочные кредиты и заемные средстваф. 1. стр. 69027 63417 981-96537. Общая величина источников формирования запасов и затрат (H3)таб. 7. (стр. 5 + стр. 6)97 66197 520-1418. Общая величина запасов и затратф. 1. стр. 2103 9404 904+9649. Излишек или недостаток собственных оборотных средств (Е1)таб. 7. (стр. 3 - стр. 8)27 12232 170+504810. Излишек или недостаток собственных оборотных средств, а также долгосрочных и среднесрочных кредитов и займов (Е2)таб. 7. (стр. 5 - стр. 8)66 08774 635+854811. Излишек или недостаток общей величины источников формирования запасов и затрат Е3)таб. 7. (стр. 7 - стр. 8)93 72192 616-1105
По степени финансовой устойчивости можно выделить 4 типа ситуаций:
Е1>0, E2>0, E3>0 - абсолютная финансовая устойчивость (трехкомпонентный показатель ситуации = 1.1.1).
Е10, E3>0 - нормальная финансовая устойчивость, гарантирующая платежеспособность (0.1.1).
Е10 - неустойчивое финансовое состояние, связанное с нарушением платежеспособности (0.0.1).
Е1
И на начало года и на конец степень финансовой устойчивости ОАО «Кушвинский гормолзавод» можно назвать абсолютной, так как соблюдаются все условия неравенства Е1 > 0, E2 > 0, E3 > 0.
Анализ платежеспособности и ликвидности.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
В зависимости от степени ликвидности, то есть от скорости превращения в деньги, активы любого предприятия разделяются на следующие группы:
Al - наиболее ликвидные активы, к которым относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения в ЦБ;
А2 - быстро реализуемые активы, т. е. дебиторская задолженность до 12 месяцев и прочие оборотные активы.
A3 - медленно реализуемые активы - запасы (без строки 217 и расходов будущих периодов) и дебиторская задолженность более 12 месяцев, а также статьи из раздела I актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» (уменьшенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий);
А4 - труднореализуемые активы - итог раздела I актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.
Анализ платежеспособности предприятия требует также оценки его пассивов по степени срочности их оплаты.
Пассивы баланса делятся по степени срочности на 4 группы:
П1 - наиболее срочные обязательства - краткосрочная кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок;
П2 - краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и заемные средства;
П3 - долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства;
П4 - постоянные пассивы (собственный капитал с учетом убытков, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов).
Анализ ликвидности бухгалтерского баланса позволит достаточно подробно дать оценку платежеспособности предприятия ОАО «Кушвинский гормолзавод», см. таблицу 8.
Таблица 8 - Анализ ликвидности бухгалтерского баланса ОАО «Кушвинский гормолзавод»
АКТИВНа начало годаНа конец годаПАССИВНа начало годаНа конец годаНаиболее ликвидные активы (А1=к250 + к260)539186Наиболее срочные обязательства (П1=к620)2413417981Быстро реализуемые активы (А2=к240)302958660Краткосрочные пассивы (П2=к610+ к630+к660)3500-Медленно реализуемые активы (А3=к210+ к220+к230+ к270)51895526Долгосрочные пассивы (П3=к590+к640+к650)3896542465Трудно реализуемые активы (А4=к190)6522178566Постоянные пассивы (П4=к490)3415941492Баланс100758101938Баланс100758101938
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по строкам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.
Баланс учитывается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4
Сопоставим результаты в таблице 9.
Таблица 9 - Анализ ликвидности баланса ОАО «Кушвинский гормолзавод»
ПериодА1 П1А2 П2А3 П3А4 П4На начало года53 35005189 34159На конец года9186 05526 41492
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:
Текущая ликвидность: ТЛ=(А1+А2)-(П1+П2)
На начало 2009 г.: ТЛ = (53+30295) - (24134+3500) = 30348-27634 = 2714
На конец 2009 г.: ТЛ = (56+483) - (623+50) = 539 - 673 = (-134)
Перспективную ликвидность: ПЛ=А3-П3
На начало 2009 г.: ПЛ = 5189 - 38965 = -33776
На конец 2009 г.: ПЛ = 5526 - 42465 = -36939
Оценивая ликвидность бухгалтерского баланса нельзя признать его ликвидным, так как три неравенства из соотношений групп активов и пассивов не отвечают условиям ликвидности. Таким образом за отчетный период может увеличится платежный недостаток наиболее ликвидных активов, и ожидаемые поступления от дебиторов могут превысить величину краткосрочных кредитов.
Анализ деловой активности ОАО «Кушвинский гормолзавод» за 2008 2009 год представлен в таблице 10.
Таблица 10 - Анализ деловой активности ОАО «Кушвинский гормолзавод» за 2008-2009 год
№ п/пПоказатели2008 год2009 годОтклонения1Коэффициент общей оборачиваемости капитала1,651,95+0,32Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности5,0510,16+5,113Длительность оборота дебиторской задолженности72,235,9-36,34Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности2,572,58+0,015Длительность оборота кредиторской задолженности54,6938,86-15,836Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов35,1839,19+4,017Длительность оборота материально-производственных запасов10,389,31-1,078Длительность операционного цикла82,5845,21-37,379Оборачиваемость оборотных активов4,316,72+2,4110Коэффициент оборачиваемости собственных средств5,245,23-0,0111Коэффициент оборачиваемости готовой продукции12,508,66-3,8412Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача)3,623,50-0,1213Коэффициент оборачиваемости денежных средств1648,0942,82-1605,2714Длительность оборота денежных средств0,228,528,315Чистый оборотный капитал-8891664715538
Рост коэффициента оборачиваемости капитала на 0,3 п.п. свидетельствует об ускорении кругооборота средств и о более эффективном их использовании.
Коэффициенты оборачиваемости материально-производственных запасов увеличился в связи с ростом спроса на продукцию предприятия.
Снижение времени обращения товаров приводит к возврату средств в товарах. Увеличение значения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности на 5,11% свидетельствует об увеличении срока погашения дебиторской задолженности.
Увеличение значения коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности на означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, уменьшения роста покупок, осуществляемых за счет коммерческого кредита.
Результативность деятельности организации за ряд лет характеризует относительный показатель рентабельности (прибыльности), который может быть исчислен и проанализирован в динамике.
Анализ рентабельности и финансовых показателей в целом имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемости вложений в активы. Он проводится на основании данных, указанных в Отчете о прибылях и убытках. Показатели рентабельности (прибыльности) оценивают величину прибыли, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы и деятельность организации. Для показателей рентабельности не существует нормативных значений. Для проведения анализ показателей рентабельности в динамике по данным Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках необходимо использовать следующую аналитическую таблицу 11.
Таблица 11 - Анализ показателей рентабельности ОАО «Кушвинский гормолзавод» за 2008-2009 гг.
№Показатели2008 год2009 годОтклонения +/-1Рентабельность продаж с.050 (ф.№2)/с.010 (ф.№2)*100%15,610,8-4,62Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности с.140 (ф.№2)/с.010 (ф.№2)*100%9,47,1-2,33Чистая рентабельность с.190 (ф.№2)/с.010 (ф.№2)*100%5,74,2-1,54Валовая рентабельность с.029 (ф.№2)/с.010 (ф.№2)*100%17,312,4-4,95Затратоотдача с.050 (ф.№2)/с.020+с.030+с.040 (ф.№2)*100%18,512,1-6,4
Анализ показателей рентабельности выявил негативные тенденции в развитии предприятия, так как к 2009 год произошло снижение рентабельности по всем видам деятельности предприятия. Рентабельность основной деятельности и рентабельность продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизились по причине уменьшения прибыли от продаж. Чистая рентабельность уменьшилась на 1,5 п.п. в результате снижения чистой прибыли. Уровень затратоотдачи является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности предприятия, отражая долю его текущих затрат в цене продаваемой продукции (работ, услуг). Критерием экономичности текущих затрат предприятия выступает минимизация уровня затратоотдачи его производственно-хозяйственной деятельности. В нашем случае произошло снижение коэффициента, в 2008 году значение показателя составило 12,1. Высокий уровень затратоотдачи не позволяет предприятию получать определенные конкурентные преимущества на рынке, свободнее осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия. Руководитель этой комиссии избирается большинством голосов из числа её членов. В каждом функциональном подразделении соблюдается: высокая компетентность специалистов, отвечающих за конкретные функции; поддерживается постоянная взаимосвязь между функциональными службами; активизация деятельности работников управления, путем формирования программных подразделений; обеспечение гибкости в маневрировании ресурсами; вовлечение руководителей и специалистов в активную творческую деятельность, таким образом организационная структура ОАО «Кушвинский гормолзавод» отвечает требованиям предъявляемым к ней.
6.ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОВ И КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
В рыночной экономике предприятия действуют в условиях конкуренции. Никогда не следует забывать о конкурентах. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма. Как известно, существует 4 типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Рынок молочных продуктов Свердловской области следует отнести ко второму типу, т.е. монополистическая конкуренция. Для него свойственна следующая характеристика:много фирм, производящих сходные продукты. Влияние над ценами ограничено возможностью замены. Продукты дифференцированы для сегментов рынка. Относительно легкий вход и выход с рынка. В таблице 12 необходимо представить конкурентов ОАО «Кушвинский гормолзавод».
Таблица 12 - Основные конкуренты ОАО «Кушвинский гормолзавод» на рынке молочных продуктов Свердловской области
Название предприятия, форма организацииАдресТелефонФ.И.О. руководителяДолжностьОАО «Екатеринбургский городской молочный завод № 1»620027, г. Екатеринбург, ул. Азина, 16353-48-90Пехотин Игорь Юрьевичген. директорЗАО «Первая молочная компания»620027, г. Екатеринбург ул. Азина, 16353-48-90Гаффнер Владимир Кондратьевичген. директорООО «Невьянский городской молочный завод»624181, г. Невьянск, ул. Матвеева, 108- 34356 4-24-10Вечкаев Владимир Петровичген. директорОАО «Серовский городской молочный завод»624999 г. Серов, ул. Водопроводная, 48-34385 7-79-54Канашин Александр Ивановичген. директор«Первоуральский городской молочный завод», Филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн»623102, г. Первоуральск, ул. Ленина, 38-34392 6-64-35Торланов Бауыржан Онгаровичген. директорОАО «Алапаевский молочный комбинат»624605, г. Алапаевск, ул. Красной Армии, 1008-34346 3-18-33 3-20-34Дулесов Григорий Константиновичген. директорГУП СО «Ирбитский молочный завод»623800, г. Ирбит, ул. Елизарьевых, 38-34355 6-70-05Пильщиков Евгений ЛеонидовичдиректорООО «Молочный Кит»г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 36-200355-94-92Шипунов Валерий Анатольевичген. директорМУП «Талицкий молочный завод»623620, Талицкий район, п. Троицкий, ул. Мира, 878-34371 4-13-78Соколов Сергей ВалентиновичдиректорООО «Туринский молочный завод»623900, г. Туринск, ул. Зеленая, 2а8-34349 2-15-45Бызов Юрий Евгеньевичген. директорООО «Ревдинский молочный комбинат»623270, г. Ревда ул. Луговая, 598-34397 9-11-96Михайлов Иван ЕвгеньевичдиректорООО «Пышминский молочный завод»623550 Свердловская область, р.п. Пышма, ул. Ленина, д. 2578-34372 2- 10-15Привалов Геннадий Георгиевичдиректор
Удельный вес доли рынка молочных продуктов по Свердловской области в 2009 году по представленным фирмам представлен на рис. 3.
Источник: Обзор российского рынка молочной продукции ММЦ «Екатеринбург» , Центр маркетинговых технологий ООО «Астрея» за 2009 гг.
Рисунок 3 - Удельный вес доли рынка молочных продуктов по Свердловской области
Источник: Обзор российского рынка молочной продукции ММЦ «Екатеринбург» , Центр маркетинговых технологий ООО «Астрея» за 2009 гг.
Рисунок 4 - Рентабельность продаж ОАО «Кушвинский гормолзавод» и его основных конкурентов
Таким образом, наиболее значимыми конкурентами для ОАО «Кушвинский гормолзавод» являются: ОАО «Екатеринбургский городской молочный завод № 1»; «Первоуральский городской молочный завод», Филиал открытого акционерного общества «Вимм-Билль-Данн»; ООО «Молочный Кит»; ЗАО «Первая молочная компания»; ОАО «Серовский городской молочный завод».
С помощью анкетирования на предприятии осуществляется оценка конкурентоспособности сил ОАО «Кушвинский гормолзавод» и его конкурентов. Наиболее важными показателями, на наш взгляд, являются, см. таблицу 13: вкусовые качества; свежесть; цена; ассортимент предлагаемой продукции; дизайн и упаковка; известность производителя и его продукции; качество продукта.
Таблица 13 - Анализируемые показатели конкурентоспособности
Вкусовые качестваСвежестьЦенаАссортимент предлагаемой продукцииДизайн и упаковкаИзвестность производителя и его продукцииКачество продукта
Общий индекс конкурентоспособности по анализируемым показателям () целесообразно рассчитывать в следующем алгоритме:
1.Определим средний балл оценки по формуле (1):
(1)
Где - средний балл оценки;
- балл оценки респондента;
- количество респондентов, участвующих в опросе.
2.Определим суммарный оценочный балл по формуле (2):
(2)
Где - суммарный оценочный балл;
- средний балл оценки.
3.Определим средневзвешенный коэффициент по анализируемым показателям по формуле (3):
(3)
Где - средневзвешенный коэффициент по анализируемым показателям;
- балл оценки по показателям конкурентоспособности;
- общий балл по анализируемым показателям конкурентоспособности.
4.Определим общий индекс конкурентоспособности по анализируемым показателям по формуле (4):
(4)
где - общий индекс конкурентоспособности по анализируемым показателям;
- средневзвешенный коэффициент по анализируемым показателям;
- средний балл оценки.
В таблице 14 представлены средние баллы по таким показателям как вкусовые качества, внешний вид продукции, цена, ассортимент предлагаемой продукции, дизайн и упаковка, известность производителя и его продукции, качество продукции, определен согласно представленным выше формулам суммарный балл и средневзвешенный коэффициент.
Таблица 14 - Аналитическая таблица для расчета средневзвешенного коэффициента конкурентоспособности
Фирмы - конкуренты Показатели конкуренто способностиФилиал ОАО «Вимм-Билль-Данн»ОАО «Кушвинский гормолзавод» ОАО «Серовский городской молочный завод»ОАО «Екатеринбургский городской молочный завод № 1»ООО «Молочный Кит»ЗАО «Первая молочная компания»ОАО «Первоуральский городской молочный завод»Суммарный баллСредневзвешенный коэффициентВкусовые качества55454543214,41Свежесть55555553515,77Цена43345432611,71Ассортимент предлагаемой продукции55555553515,77Дизайн и упаковка55454543214,41Известность производителя и его продукции55435432913,06Качество продукта55455453314,87Суммарный балл34332932333229222100%
Аналитическую таблицу для расчета общего индекса конкурентоспособности можно представить с помощью таблицы 15.
Таблица 15 - Аналитическая таблица для расчета общего индекса конкурентоспособности
Фирмы - конкуренты Показатели Конкуренто - способностиФилиал ОАО «Вимм-Билль-Данн»ОАО «Кушвинский гормолзавод» ОАО «Серовский городской молочный завод»ОАО «Екатеринбургский городской молочный завод № 1»ООО «Молочный Кит»ЗАО «Первая молочная компания»ОАО «Первоуральский городской молочный завод»Вкусовые качества0,720,720,580,720,580,720,58Свежесть0,790,790,790,790,790,790,79Цена0,470,350,350,470,590,470,35Ассортимент предлагаемой продукции0,790,790,790,790,790,790,79Дизайн и упаковка0,750,720,580,720,580,720,58Известность производителя и его продукции0,650,650,520,390,650,520,39Качество продукта0,740,740,590,740,740,590,74Общий индекс конкурентоспособности4,914,764,204,624,724,64,22
Расчет общего индекса конкурентоспособности проводился в целях определения текущей рыночной ситуации и оценки рыночного потенциала предприятия. Так как конкурентная среда является одним из важных факторов, оказывающих влияние на устойчивую работу общества.
По ответам респондентов можно говорить об уверенном конкурентном положении ОАО «Кушвинский гормолзавод» перед остальными участниками рынка молочной продукции, о чем свидетельствует значение общего индекса конкурентоспособности, однако необходимо отметить слабые места предприятия и определить пути совершенствования:
-увеличить известность предприятия путём проведения маркетинговых мероприятий.
-расширение ассортимента продукции в упаковке пюр-пак, позволяющей увеличить сроки реализации готовой продукции;
расширение количества организаций работающих по договорам
создание системы реализации готовой продукции через новые каналы сбыта
проводить внутренние аудиты системы качества.
7.ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И РАЗРАБОТКА ПЛАНА РЕКЛАМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОАО «КУШВИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ
Важным фактором, определяющим успешность предприятия ОАО «Кушвинский гормолзавод», является поиск и определение своего места и роли на рынке молока и молочной продукции, т.е. выбор занимаемой рыночной ниши, формирование производственной программы, расширение номенклатуры и ассортимента продукции, а главное выбор стратегии развития и тактики конкурентной борьбы. Однако на пути к этому существует ряд проблем:
-Конкурентоспособность предприятия ОАО «Кушвинский гормолзавод» снижается из-за несоответствия их качественных характеристик, наибольшее несоответствие отмечается по степени бактериальной обсеменённости молоко по содержанию в нём жира и белка. На предприятии нет качественного холодильного оборудования, что приводит к невозможности правильного хранения молока, неизбежно отражается на его качестве и многократно сокращает сроки его хранения, делая тем самым полностью невозможной его транспортировку на большие расстояния.
-Несовершенной является переработка молока, потому что она осуществляется на морально и физически устаревшем оборудовании. В результате производимая молочная продукция имеет маленькие сроки хранения, характеризуется нестабильным качеством, не позволяющим надлежащим образом удовлетворить широкую гамму потребностей, существующих у требовательных потребителей.
Отсутствие средств на проведение масштабных рекламных мероприятий также снижает конкурентоспособность предприятия ОАО «Кушвинский гормолзавод». Такой производитель как «Danon», «Актимель», «Домик в деревне» использует агрессивную рекламную компанию, тогда как у ОАО «Кушвинский гормолзавод» часто просто нет средств даже на простейшую рекламу.
Большое внимание должно уделяться более полному учёту требований потребителей в упаковке (удобство использования, привлекательный внешний вид, интересные сочетания цветов и т.п.). В настоящее время основной упаковкой молочной продукции является картонная коробка и пакетированный вид упаковки, вместимостью 0,5 литра, именно в такую тару расфасовываются пастеризованное молоко, кефир, ряженка, топлёное молоко. Недостатками такой упаковки является неудобство её использования (будучи открыта, она уже не может быть герметично закрытой), более того существенным недостатком является брак упаковки. Очевидно, такая упаковка не может составить достойной конкуренции современной, яркой, практичной упаковке, которую используют для расфасовки своей продукции ведущего отечественного молокопроизводителя, такого как «Вимм-Билль-Данн».
Следовательно, молочная продукция ОАО «Кушвинский гормолзавод» и по издержкам и по качеству является недостаточно конкурентоспособной, очень незначителен прогресс отрасли в части углубления специализации хозяйств, концентрации производства, технической оснащённости, повышения уровня квалификации работников. К причинам недостаточной конкурентоспособности ОАО «Кушвинский гормолзавод» также относится то, что предприятие не полностью загружает собственные производственные мощности, не осуществляет глубокую переработку сырья, выпускает ассортимент продукции, отличающийся высокой себестоимостью и часто невысоким качеством.
Научно-технический прогресс в молочной отрасли во многом зависит и от состояния рабочей силы. Необходимость решения этих вопросов обусловлена недостаточной укомплектованностью квалифицированными кадрами, вызванной оттоком трудовых ресурсов, особенно молодёжи. Выход из сложившегося положения видится в использовании современных высокопроизводительных, ресурсосберегающих технологий, повышении механизации работ, способных резко сократить потребности в трудовых ресурсах, облегчить руд всех категорий работников, а также в усилении мотивации их труда.
Таким образом, ключевыми проблемами снижения конкурентоспособности предприятия ОАО «Кушвинский гормолзавод» являются:
-Производство молока не подкрепляется соответствующими расчётами по спросу на молочную продукцию, мерами по завоеванию места на рынке.
-Производственная программа не вносит принципиальных перемен в организацию производства, особенно в изменение материально-технической базы, повышение концентрации производства, совершенствование экономических отношений между производителями молока и сферой торговли, а также инфраструктурой.
Целесообразно определить важные задачи, которые ОАО «Кушвинский гормолзавод» должен решать:
1.Создание условий для реализации эффекта экономии от увеличения масштабов производства. Такая попытка наиболее удачна, если предприятие в состоянии будет осуществить и осуществлять:
технологический прорыв, позволяющий резко удешевить выпускаемую продукцию;
-повысит степень стандартизации потребностей рынка за счет создание новой продукции, удовлетворяющей разнообразные потребительские вкусы и на этой основе отвлекающей покупателей от индивидуальных заказов;
использование системы привлечений в торговле фирменными товарами для рынков сбыта достаточно больше, чтобы реализовать эффект экономии на масштабе.
2.Исключение лишних расходов, когда ценовая конкуренция интенсивна и прибыль постоянно находится под угрозой, производство базирующегося на низких накладных расходах, на жестком контроле запасов и в целом на строго соблюдении политики исключения лишних расходов, может позволить предприятию занять лучшую позицию для ведения ценовой игры, а точнее способствует повышению рентабельности выше среднеотраслевого уровня.
3.Интеграция с недостающими звеньями в технологической цепи проектирование - производство - реализация продукции. Прямая интеграция (в направлении доведения продукции до конечного потребителя), обратная (в направлении создания условий и предпосылок для производства продукции), а также селективная (выборочная) интеграция может расширить сферу влияния предприятия и оказаться выгодной для потребителей. Например, прямая интеграция с оптовой и розничной торговлей создает условий торговли, среди конечных потребителей, нейтрализация влияния отдельных нежелательных покупателей, что в конечном итоге положительно скажется на рентабельности бизнеса.
-Специализация на конкретном типе продукта. В условиях, когда предприятие заинтересовано в производстве широкого ассортимента, может принести значительный доход.
-Специализация на индивидуальных заказах покупателей. Предприятие может попытаться справиться с интенсивной монополистической конкуренцией путем специализации или на обслуживании потребителей, которые не чувствительны к цене, заинтересованы в дополнительном сервисе или других особых условий, на основе выполнения индивидуальных заказов.
4.Активные действия на региональном рынке. Несмотря на то, что для предприятия, действующего в условиях монополистической конкуренции. Чрезвычайно сложно захватить значительную долю всего рынка, оно может реализовать эту цель на локальном, местном рынке. Концентрируя производство на определенной территории, можно добиться большей эффективности продаж при использовании одного сбытового центра и высокой насыщенности торговых точек (в отличие от высоких издержек дублирования стратегий в большом масштабе).
В целях решения проблем необходимо предложить мероприятия по реализации маркетинговой стратегия повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «Кушвинский гормолзавод» посредством организации маркетинговых схем, рассмотрим потребность ресурсов на маркетинг, рекламу и корпоративный имидж предприятия, см. таблицу 16.
Таблица 16 - Маркетинговая стратегия повышения конкурентоспособности
Вид затратКол-во ед.Цена, руб. за ед.Всего, руб.РекламаТелевизионная40100040 000Печатная52100052 000Итого по рекламе--88 000Корпоративный стильРучки, 1 цвет3007,32 190Конверты «Евро», 1 цвет10002,892 890Пакеты ПЭТ, 1 цвет5005,92 950Пластиковые тарелки200109,321 860Рекламный буклет А4, 2 сгиба10005,85 800Фирменный бланк А4, 2 цвета10001919 000Рекламный плакат А3100747 400Брелки 1 цвет50452 250Деловые визитки10003,43 400Кружки5070,83 540Коврики для мыши501809 000Листовки 2 стороны полноцветные10004,724 720Итого по корпоративному стилю--85 000УпаковкаПреимущественное использование упаковки Tetra pak100 т.шт3,8380 000Итого--553 000
В целях реализации маркетингового плана повышения конкурентоспособности организации ОАО «Кушвинский гормолзавод» и получения высокого качественного показателя необходимо первоначально сформулировать перечень критериев и оценочных показателей для персонала ответственных за проведение маркетинговой стратегии (см. таблицу 17), что, в конечном счёте, приводит к таким выгодам, как увеличение денежного оборота, создание ценности и повышение стабильности.
Таблица 17 - Перечень критериев и оценочных показателей результатов деятельности персонала различного уровня
ДолжностьСфера ответственностиКритерии и показатели оценкиЗаместители директораРезультаты деятельности предприятия (количественные и качественные), использование рыночных возможностей- Товарооборот и прибыль - Доля рынка и темпы её роста - Количество и доходность реализуемых проектов - Эффективность стратегических решений, проводимой политики, корпоративной культурыОтдел сбытаОбъемы сбыта, договорные условия, соответствие ассортимента спросу, своевременность сбыта, качество товаров, их потребительские свойства- Количество нарушений сроков поставки, комплектности и условий оплаты - Объём просроченной задолженности - Товарная структура товарооборота - Объем неудовлетворённого спроса в рамках товарной специализации - Товарные запасы в денежном и натуральном выражении - Своевременность обеспечения заказов - Товарооборачиваемость - Потери товаров при их перевозке - Своевременность и правильность заполнения документацииМаркетолог (отдел маркетинга)Соответствие ассортимента структуре спроса, ценообразование, метода активизации продаж, торговая реклама- Показатели, отражающие влияние принятых решений на объёмы продаж и прибыль - Показатели оценки маркетинговых коммуникаций, проведённых опросов, параметры рекламных компаний - Розничная цена - Торговая надбавка - Торговые скидки - Наличие претензий пользователейЗаведующий складом (склад)Качество реализации технологических процессов. Сохранность товаров и оборудования- Товарные потери при хранении товаров (сверх норм естественной убыли) - Складирование товаров - Соблюдение сроков приёмки и отпуска товаров - Соблюдение правил приёмки товаров - Качество маркировки товаров - Сохранность оборудования
План реализации маркетинговой стратегии в целях повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «Кушвинский гормолзавод» необходимо представить следующей последовательностью, таблица 18.
Таблица 18 - План реализации маркетинговой стратегии
Наименование этапа реализации проектаСодержание работОтветственный исполнительСроки реализацииПовышение ответственности персонала различных уровнейРазработка перечня критериев и оценочных показателей результатов деятельности персонала различного уровняДиректорОценка в течении всего годаИсследование рынкаРазработка анкеты и проведение социологического исследования, формирование результатов опросаСпециалисты отдела маркетингаЕжегодноСовершенствование функциональной организация маркетинговой службыСоставить матрицу распределения обязанностей между сотрудниками службы маркетинга предприятияНачальник отдела маркетинга2-3 неделиОптимизация продуктового портфеляОптимизация продуктовой политикиНачальник отдела маркетинга, начальник производственной линииЕжеквартальноАнализ каналов реализацииОсвоение новых рынков сбытаСпециалисты отдела сбыта, начальник отдела маркетингаЕжеквартальноРезультаты маркетинговой стратегииОценка влияния мероприятий на показатели конкурентоспособностиЗам. директора по коммерческим вопросам, начальник отдела маркетингаЕжегодно в конце года
На следующем этапе необходимо распределить обязанности (функции) между сотрудниками службы маркетинга, для чего составляется матрица распределения функций. Если же сектора службы, как в нашем случае, включают в себя, каждая не более ем по одному сотруднику, то матрица распределения функций предстаёт в следующем виде, отображённом в таблице 19. В левой части таблице указаны функции выполняемые службой, в верхней части указаны подразделения службы, которая состоит соответственно из ДС - директор службы, СМИ - сектор маркетинговых исследований, СТП - сектор товарной политики, ценовой политики, сбытовой и коммуникативной политик.
Таблица 19 - Матрица распределения обязанностей между сотрудниками службы маркетинга предприятия
№ п/пОбязанностиПодразделенияДССМИСТПСЦПССПСКП1Маркетинговые исследованияП,КР,ВСССС,У2Формирование товарной политикиП.,КСР,ВС,УС,УС3Формирование ценовой политикиП,КСС,УР,ВСС4Формирование сбытовой политикиП,КСССР,ВС5Формирование коммуникативной политикиП,КССССР,ВУсловные обозначения:
Р- разработка решения В-Выполнение решения У - участие
П- принятие решения К - контроль исполнения С - согласование
Специфическим фактором является трудность проведения производителями активного маркетинга. Соответственно, имеет значение не то насколько марка популярна среди потребителей, а то, насколько хорошо она представлена в розничной сети. Следовательно, немаловажным фактором конкурентоспособности является продвижение продукции.
В целях повышения конкурентоспособности и увеличения доли рынка необходимо проводить активную сбытовую политику, в этих целях представить каналы реализации молочной продукции ОАО «Кушвинский гормолзавод» и определить новые каналы сбыта, оценить их достоинства, см. таблицу 20.
Таблица 20 - Каналы сбыта молочной продукции
Каналы сбытаДостоинстваСуществующие каналы сбытаКоммерческие организации (ОАО, ЗАО, ООО, ЧП) приобретающие продукцию для собственных нужд или для последующей реализацииРеализация продукции происходит круглый год; Оперативная работа (доставка и оплата)Розничные покупатели (конечные потребители)Реализация продукции происходит круглый годПрочие (больницы, столовые, школы, пионерские лагеря)Реализация продукции происходит круглый год; Предложение витаминизированной и биообогащённой продукции;Новые каналы сбытаПродажа по договорам поставки через портал закупок для государственных нужд путём участия в конкурсах, котировочной заявке.Удобство пользования и точность исполнения заказов; Долгосрочное сотрудничество.
Рекомендуемые мероприятия в перспективе позволят повысить конкурентоспособность предприятия.
Таким образом, реализация маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «Кушвинский гормолзавод» позволяет проанализировать современное состояние рынка молока и молочной продукции и функционирование предприятий молочнопродуктового подкомплекса АПК Свердловской области, исследовать покупательские предпочтения, спланировать организацию маркетинговой деятельности предприятия и определить основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Кушвинский гормолзавод» результатом чего является увеличение продаж, оптимизация продуктовой политики и увеличение занимаемого сегмента рынка молока и молочной продукции.
Приложение 1
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Анкетирования покупателей молока и молочной продукции
Уважаемые потребители!
В целях повышения эффективности производства и оптимизации на продовольственном рынке ОАО «Кушвинский городской молочный завод» проводит исследование рынка молока и молочной продукции. Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой наиболее полно и достоверное ответить на вопросы, приведённые в данной анкете. Результаты исследования помогут предприятию скорректировать производственную программу на максимальное удовлетворение спроса, повысить качество продукции, улучшить условия обслуживания и позволит расширить ассортимент товаров отвечающих вашим пожеланиям.
Анкетный опрос анонимный, все приведённые сведения конфиденциальны.
Благодарим за участие и помощь в проведении анкетного опроса!
1.Укажите свой возраст и пол.
-До 15
-15-25
26-35
36-45
46-55
Старше 55
М
Ж
2.Ваше образование на момент заполнения (если несколько обозначьте все):
-Начальное
-Среднее
Средне профессиональное
Средне-специальное
Высшее
Продолжение прил. 1
-Не оконченное
3.Вид деятельности, род занятий
-Школьники
-Учащиеся
Студенты
Рабочие
Служащие
Предприниматели
Пенсионеры
Не занятые
4.Проживание
-Областной центр
-Районный центр
Сельская местность
5.Семейное положение
-Женат (замужем)
-Нет
Наличие детей
Количество
6.Ежемесячный доход вашей семьи превышает прожиточный минимум на одного члена семьи
-Да
-Нет
7.Вы предпочитаете производителей
-г. Екатеринбург
-Свердловская область
Москва и Московская область
Другие регионы
Импорт (какой страны)
8.Где вы обычно предпочитаете покупать молоко:
-У производителя (с завода, фирменная торговая сеть)
-Колхозный рынок
Продолжение прил. 1
-Лотки уличных базаров
-Оптово-розничные рынки
Супер и мини маркеты
Продовольственные магазины
Ларьки
9.Какой вид упаковки молока вы предпочитаете:
-Обычный пластиковый пакет
-Коробка Tetra pak
10.Чем вы руководствуетесь при выборе молока и молочной продукции:
-Реклама (уличная___, газеты_____, радио____, телевидение_____)
-Личный опыт
Советы друзей и знакомых
Рекомендации продавца или случайных людей.
11.Как часто и в каком количестве вы приобретаете и употребляете молоко и молочные продукты:
Наименование продуктаПериодичностьПочти каждый деньНесколько раз в неделюНесколько раз в месяцРаз в годНе употребляю12345Молоко натуральноеМолоко сгущённоеМолоко сухоеМаслоСметанаТворогСырКефирСнежокРяженкаВаренецЙогуртВита и био продуктыМороженное
12.Укажите наиболее важные для вас параметры продукции, на которые вы обращаете внимание при покупке:
Параметры продукцииЗначение параметра1234567ЦенаПроизводительТорговая маркаУпаковка (вид)Графическое оформлениеФасовка (объём)Свежесть
13.Какие параметры продукции, по вашему мнению, необходимо улучшить:
§упаковка (вид, качество, оформление)
§фасовка
§срок годности
§уровень обслуживания
§свой вариант____________________________________________________________
14.Назовите несколько наименований производителей и торговых марок молока и молочной продукции, которые вы знаете и можете вспомнить:_______________
.Какую продукцию, каких производителей и на какую примерную ежедневную сумму вы приобретаете:________________________
Спасибо, что уделили нам время!
До свидания!
Место проведения опроса
_______________________
_______________________
Дата и время
___:____:________
Подпись интервьюера
Приложение 2
Анализ категорий респондентов
Категории респондентовДоход семьи превышает ПМ на 1 человекаДоход семьи не превышает ПМ на 1 человекаВсего по строкеМенее 1515-2526-3536-4546-55Более 55ИтогоМенее 1515-2526-3536-4546-55Более 55ИтогоМужчиныШкольники4404Учащиеся000Студенты66228Рабочие2133369Служащие2242248Предприниматели3222211011Пенсионеры22446Не занятые000Итого4114344300430541646ЖенщиныШкольники55449Учащиеся0222Студенты22224Рабочие2221257Служащие4484361321Предприниматели2202Пенсионеры22446Не занятые3303Итого562632244655643054Всего по столбцу9176976244108511846100