Введение
Преддипломная практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения студент получает углубление и закрепления знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций.
Целью данной практики является не только изучение практических ситуаций, но и сбор и анализ материала, необходимого для будущего дипломного проекта. Базой преддипломной практики мною было выбрано ФГУП НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ».
Задачами преддипломной практики является:
-ознакомление с организацией: его структурой, основными функциями управленческих и производственных подразделений;
-непосредственное участие в текущей деятельности предприятия;
подбор и систематизация материалов для выполнения дипломного проекта.
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала. Именно поэтому в прохождении преддипломной практики больший акцент был дан на изучение вопроса проведения финансового анализа предприятия, т. к. данная тема актуальна, необходима для изучения и, на мой взгляд, интересна.
В ходе прохождения практики были пройдены такие основные этапы как:
-Получение пропусков, инструктаж по технике безопасности, получение индивидуального задания;
-Ознакомление с инструктивным материалом, отделами предприятия;
Сбор материалов, предусмотренных заданием по практике;
В ходе подготовки данной работы изучены исторические, теоретические разработки, статистические источники, официальные документы, законодательные акты.
Структура отчета состоит из введения, 2 основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Информационную базу составляют данные бухгалтерского баланса и отчетности предприятия, законы Российской Федерации, постановления Правительства, материалы, опубликованные в периодической и специальной литературе, внутренние документы предприятия.
1.Анализ сторон предприятия
Производственная часть НПЦ «Салют» включает в себя различные отделы, службы и цеха.
Отделы:
·Производственно-диспетчерский отдел (ПДО)
·Отдел главного конструктора (ОГК)
·Отдел главного механика (ОГМ)
·Отдел главного металлурга (ОгМет)
·Отдел главного метролога (ОгМетр)
·Отдел главного технолога (ОГТ)
·Отдел охраны труда и техники безопасности (ОТБ)
·Отдел хозяйственного обслуживания (ОХО)
·Юридический отдел (ЮРО)
·Отдел кадров (ОК)
·Склады материалов, комплектующих и готовой продукции (ОМТС, ЦСГД)
·Инструментальный отдел (ИНО)
·Отдел главного бухгалтера (ОГБ)
·Отдел труда и заработной платы (ОТиЗ)
·Планово-экономический отдел (ПЭО)
·Отдел технического контроля (ОТК)
·Дирекция информационных технологий (ДИТ);
а также более 100 цехов (литейные, механосборочные, штамповочные, рентген, гальванические, ремонтные, испытательные, строительные, транспортные, инструментальные, кузнечные, термические и многие другие).
В ФГУП НПЦ «Салют» работают около 8 тыс.человек, в том числе:
·12 докторов технических наук;
·36 профессоров, доцентов, старших научных сотрудников;
·122 кандидата наук.
ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют» - старейшее предприятие авиационной промышленности, находящееся на территории города Москвы, которое в настоящее время успешно работает, являясь фактически предприятием мирового уровня, подчеркивают авторы обращения. На его производственных площадях в городе Москве работают высококвалифицированные рабочие и специалисты.
ФГУП НПЦ «Салют» - полностью государственное предприятие, основной сферой деятельности которого является производство авиадвигателей. Салют входит в перечень стратегических предприятий России, что особенно актуально в контексте усилий, предпринимаемых российскими властями для развития российского авиастроения в целом и военного авиастроения в частности. Реформирование авиастроительной отрасли в России пусть и медленно, но движется вперед. Этот процесс затронул и предприятия, занимающиеся производством авиадвигателей - в России собираются создать три или четыре центра авиадвигателестроения. В прошлом году первым из них по указу президента был создан Научно-производственный центр газотурбостроения на базе ФГУП НПЦ «Салют».
. Анализ финансово-экономических показателей
Портфель заказов. К сожалению, деятельность Салюта подпадает под российский закон № 5485-1 от 21.07.93 «О государственной тайне», что не позволяет компании раскрывать существенную часть информации, в том числе объемы, планы государственного оборонного заказа, выпуск и поставки (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, наличие и наращивание мощностей по их выпуску, связи предприятий по кооперации. Таким образом, приходится довольствоваться теми неполными сведениями, которые есть в открытом доступе.
Оценка общих результатов хозяйственной деятельности (таблица 2.1), к которым относится выручка от реализации товаров и услуг, валовая и чистая прибыль
Таблица 2.1.
ПоказателиЕд.изм.Значение на 01.01.2009 г.Значение на 01.01.2010 г.Темпы роста1. Выручка от реализации товаровт.руб.115,32. Валовая прибыльт.руб.98,83. Чистая прибыльт.руб.52,4
По приведенным показателям можно сделать заключение о неудовлетворительной оценке общих результатов хозяйственной деятельности предприятия. На фоне увеличения выручки от реализации продукции (на 15%) происходит значительное снижение валовой и балансовой прибыли (на 1,2 и 47,6% соответственно). Превышение темпов роста выручки над темпами роста балансовой прибыли означает, что растут издержки производства и обращения.
Оценка эффективности использования экономического потенциала, т.е. эффективности использования предприятием всех ресурсов (таблица 2.2.), для чего рассматривается динамика таких показателей, как фондоотдача, коэффициент оборота оборотных средств, выработка (или производительность труда), различные виды рентабельности ит.д.
финансовый риск доходность капитал
Таблица 2.2.
ПоказателиЕд.измЗначение на 01.01.2009 г.Значение на 01.01.2010 г.Темпы роста, %1. Фондоотдачар./р91,32. Коэф-т оборота оборотных средствр./р123,43. Выработка на одного работающегот.руб/ чел116,14. Выработка на одного рабочегот.руб/ чел115,65. Средняя зарплата одного работающегот.руб/ чел116,26. Общая рентабельность%96,37. Рентабельность оборота%85,88. Количество оборотов капиталараз112,5
Фондоотдача характеризует эффективность использования основных средств предприятия или его технического потенциала. В нашем случае показатель достаточно высокий, что говорит о достаточно эффективном использовании основных средств, но имеется тенденция к снижению.
Коэффициент оборота оборотных средств определяет эффективность использования оборотного капитала предприятия, который связан с материальной базой производимой предприятием продукции. Он составляет …. на начало и …. на конец года, что свидетельствует о том, что растет эффективность использования оборотных средств и экономичность продукции и, соответственно, растут технические возможности производства на предприятии.
Выработка одного работающего зависит от выработки одного рабочего, а также от соотношения между численностью рабочих и других работающих на предприятии. Выработка одного работающего увеличилась по сравнению с выработкой одного рабочего на 0,5%, а это говорит о том, что удельный вес рабочих в общей численности работающих увеличился в отчетном году несмотря на снижение численности рабочих в абсолютном выражении.
Средняя зарплата одного работающего на предприятии выросла на 16,2%
Рентабельность имущества (общая) определяет эффективность использования всего имущества предприятия, которое показывает уровень балансовой прибыли в сравнении со среднегодовой стоимостью активов предприятия. В нашем случае показатель общей рентабельности не высокий, что свидетельствует о низкой эффективности использования предприятием своего экономического потенциала, учитывая снижение этого показателя в динамике.
Рентабельность оборота характеризует уровень эффективности коммерческой деятельности предприятия. Она в значительной степени зависит от объемов реализуемой продукции и уровня цен на нее. Так же, как и показатель общей рентабельности, этот показатель невысокий. И, учитывая тенденцию к снижению, можно сделать вывод о невысокой эффективности основной деятельности предприятия и соответственно эффективности использования накопленного экономического потенциала.
Количество оборотов капитала в месяц менее единицы, но растет в динамике.
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (СМЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО) Таблица 2.3.ПОКАЗАТЕЛИ2009г.2010г.%отчетотчет1.Основные материалы,покупные готовые изделия 150,0Полуфабрикаты со стороны и услуги других предприятий72,72.Полуфабрикаты и арматура цехов завода 3.Возвратные отходы99,84.Основная заработная плата производственных рабочих149,55.Премия и прогрессивка 128,5 6.Дополнительная заработная плата производственных рабочих125,87.Отчисления от ФОТ произв.рабочих 129,58.Общепроизводственные расходы114,09.Ремонтный фонд115,710Спецоснастка амортизация111,7 поступления с ЦИС92,911.Убытки от брака-14.Производственые услуги-15.60 в/о112,116.Отклонения по з/плате с отчислениями (105 в. ИТР и вспом. -)- Резерв отпуска- Прочие *- В с е г о123,9
. Анализ системы управления качеством
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
1.Ориентация потребителя
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2.Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3.Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4.Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5.Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.
6.Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
7.Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8.Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют»
Политика
в области качества
Основой Политики предприятия в области качества является создание, производство, выпуск, ремонт и обслуживание надежных, безопасных авиадвигателей для военной и гражданской авиации, промышленных газотурбинных установок, оборудования, оснастки, инструмента, материалов для изделий, соответствующих требованиям и ожиданиям Потребителей, при высокой эффективности и экономичности разработок и производства и, как следствие, обеспечение стабильности работы предприятия и его финансового положения.
На базе более совершенной организации управления предприятием, использования имеющегося научного и технического потенциала, новейших достижений в отечественном и зарубежном двигателестроении, совершенствования производственных процессов за счет разработки и внедрения новых прогрессивных технологий, многофункционального оборудования с программным управлением, новых материалов, внедрения автоматизированных систем управления и статистических методов регулирования технологических процессов, всесторонней подготовки кадров обеспечить предприятию лидирующее положение в области двигателестроения.
Инструментом реализации Политики является действующая на предприятии система менеджмента качества, соответствующая требованиям ГОСТ ИСО 9001-2008 / ISO 9001:2008, ГОСТ РВ 15.002-2003. Руководство предприятия берет на себя обязательства обеспечить соответствие системы менеджмента качества предъявляемым требованиям и постоянно повышать ее результативность.
Качество для нашего предприятия - это основа стратегии развития и процветания.
Участие в процессе обеспечения и управлении качеством всех без исключения работников предприятия - от генерального директора до рабочего и взаимовыгодные партнерские отношения с Потребителями и Поставщиками, основанные на доверии, являются гарантией выполнения заявленных в Политике обязательств.
Руководство предприятия берет на себя ответственность за создание необходимых организационных и юридических условий, выделение технических и материальных ресурсов для реализации Политики, намерено неукоснительно следовать ей в своей деятельности, и призывает к этому весь коллектив предприятия.