Отчет по практике


Финансирование сферы образования на примере отдела образования Несвижского райисполкома

Министерство образования республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра банковской и финансовой экономики






Отчёт по производственной преддипломной практике

на тему:

Финансирование сферы образования (на примере отдела образования Несвижского райисполкома)





Студентки 5 курса

Е.А. Проневич

Научный руководитель

Доцент Н.А. Мельникова








Минск, 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1.Структура отдела образования Несвижского райисполкома


2. Характеристика и планирование внебюджетной деятельности

. Калькуляция стоимости платных услуг

. Анализ исполнения сметы доходов и расходов внебюджетных средств

. Анализ финансовой деятельности отдела образования в области оказания платных услуг

Заключение

Список использованных источников



ВВЕДЕНИЕ


Бюджетные организации - это организации, созданные государственными органами, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. К ним относятся организации образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки, культуры, органы государственного управления и местного самоуправления, финансовые и налоговые органы, органы прокуратуры, суды и другие организации.

Деятельность бюджетных организаций финансируется из государственного бюджета. Средства из государственного бюджета выделяются на основании утвержденных смет расходов, и используется строго по целевому назначению.

Многие организации наряду с финансированием из бюджета получают средства из внебюджетных источников, в частности, от осуществления предпринимательской (приносящей доходы) деятельности (от деятельности производственных (учебных) мастерских, подсобных сельских хозяйств, от сдачи в аренду основных средств, от платных услуг населению и т. д.).

Некоторые внебюджетные средства приравниваются к финансированию из бюджета. За счет этих средств осуществляются расходы, планируемые по смете расходов по бюджету. К ним, в частности, относятся, родительская плата за питание детей в детских учреждениях, за обучение детей в школах искусств; плата учащихся и студентов за пользование общежитием.

Доля поступления денежных средств от внебюджетной деятельности постоянно возрастает, что обусловлено недостаточностью бюджетных ассигнований для обеспечения качественной и бесперебойной работы по оказанию различных услуг организациями, финансируемыми из бюджета.

В связи с вышеизложенным вопросы образования и использования внебюджетных средств в бюджетной организации представляются чрезвычайно актуальными.

Целью прохождения практики является анализ образования и использования внебюджетных средств в отделе образования Несвижского райисполкома.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

дается характеристика предприятия, изучаются основные показатели его финансово-хозяйственного состояния;

определяются виды внебюджетной деятельности и формирование смет и цены;

анализируется образование и использование платных услуг.

Объектом исследования является отдел образования Несвижского райисполкома.

Предмет исследования - внебюджетная деятельность отдела.


1. СТРУКТУРА ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ НЕСВИЖСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КАМИТЕТА


Отдел образования Несвижского районного исполнительного комитета (далее - отдел) - государственный орган управления образованием, проводящий государственную политику в сфере образования, осуществляющий регулирование, управление и государственный контроль за обеспечением качества образования на территории Несвижского района.

Отдел является структурным подразделением Несвижского районного исполнительного комитета (далее - райисполком) и находится в непосредственном подчинении председателя райисполкома.

Система образования района включает в себя 2 гимназии, 29 средних, 4 средние школы-сада, 7 базовых школ, вечернюю школу, школу-интернат, 39 дошкольных учреждений, 6 разнопрофильных учреждений внешкольного воспитания и обучения, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогический центр.




Рисунок 1. Система отдел образования


Примечание. Источник: собственная разработка


Основными задачами отдела являются:

. реализация государственной политики в сфере образования, охраны детства, создание и обеспечение функционирования совместно с учреждениями образования района системы непрерывного образования, охватывающей: учреждения, обеспечивающие получение дошкольного, специального, начального, общего базового, общего среднего, учреждения внешкольного воспитания и обучения;

. контроль за обеспечением качества образования, охраны детства, функционированием системы образования района;

.анализ реализации государственной политики в области охраны детства в районе,

. осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в районе;

. проведение в районе скоординированной государственной кадровой политики в сфере образования, направленной на комплектование учреждений образования района высококвалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует в пределах своей компетенции кадровый состав и его резерв;

. выявление, обобщение, внедрение передового педагогического опыта, новых технологий обучения и воспитания, организация научно-методической экспертизы проектов по совершенствованию образовательного процесса и научное обеспечение проводимой в районе экспериментальной работы;

. охрана прав и интересов участников образовательного процесса;

. осуществлении деятельности по развитию материально-технической базы учреждений образования района, обеспечивающей соблюдение социальных стандартов и проведение качественного образовательного процесса.

В соответствии с возложенными на него задачами отдел осуществляет следующие функции:

. обеспечение исполнения законодательства Республики Беларусь в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними;

. контроль за деятельностью учреждений образования района;

. создание системы оперативного информирования учреждений образования района об инновациях в образовательном процессе и управлении учреждениями образования;

. организацию взаимодействия учреждений образования района;

. обеспечение учебно-методического руководства за деятельностью учреждений образования;

. организацию и проведение олимпиад, спартакиад, конкурсов, слетов и других мероприятий с учащимися и воспитанниками дошкольных учреждений, подготовку и обеспечение участия команд в районных, областных и республиканских мероприятиях;

. разработку и реализацию планов капитального строительства и ремонта, оснащение современными средствами обучения, учебно-лабораторным оборудованием, спортивным инвентарем;

. организацию и контроль за формированием и выполнением учреждениями образования района программ мероприятий по реализации основных направлений энергосбережения;

. контроль за соблюдением учреждениями образования требований по охране труда и пожарной безопасности;

. обеспечение в установленном порядке финансирования учреждений образования, находящихся в собственности района, осуществление руководства и контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью;

. организацию приема граждан, рассмотрение их обращений, принятие в установленном порядке по результатам рассмотрения необходимых мер;

. контроль за организацией питания в учреждениях образования, обеспечивающих получение специального, дошкольного, начального, общего базового, общего среднего образования;

. внесение в установленном порядке предложений о награждении работников системы образования района;

. взаимодействие с государственными органами и общественными организациями;

. организацию зарубежного оздоровления, другого международного сотрудничества по вопросам, входящим в его компетенцию;

. иные функции, установленные законодательством Республики Беларусь.

Отдел возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением председателя райисполкома по согласованию с управлением образования Минского областного исполнительного комитета.

Начальник отдела имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности распоряжением председателя райисполкома по представлению начальника отдела.

Начальник отдела:

осуществляет руководство деятельностью отдела, несет персональную ответственность за выполнение отделом возложенных на него задач и функций;

действует от имени отдела, представляет его интересы во всех организациях; координирует деятельность отдела по вопросам образования с другими структурными подразделениями райисполкома и управлением образования Минского областного исполнительного комитета;

издает в пределах своей компетенции приказы, дает указания, обязательные для выполнения подведомственными организациями, организует и контролирует их выполнение;

в необходимых случаях издает приказы совместно с руководителями управлений, отделов райисполкома;

утверждает сметы расходов на содержание отдела и подведомственных учреждений, а также штатные расписания подведомственных учреждений, которые не имеют статуса юридического лица;

распоряжается кредитами и средствами отдела в рамках утвержденных сметой расходов и выделенных ассигнований;

назначает на должность и освобождает от должности работников отдела, за исключением работников, указанных в пункте 11 настоящего Положения, обеспечивает повышение их профессиональной квалификации, принимает к ним меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности;

утверждает функциональные обязанности работников отдела;

утверждает штатное расписание отдела в пределах структуры и штатной численности работников, утвержденных распоряжением председателя райисполкома;

принимает необходимые меры по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности работников отдела;

участвует в заседаниях райисполкома, в совещаниях, проводимых председателем райисполкома и его заместителями, при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию отдела;

участвует в заседаниях коллегии управления образования Минского областного исполнительного комитета, совещаниях и заседаниях, проводимых начальником управления образования Минского областного исполнительного комитета и его заместителями, при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию отдела;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Для рассмотрения вопросов деятельности отдела и подведомственных учреждений, контроля за исполнением принятых решений, подбора и расстановки кадров, укрепления исполнительской дисциплины в отделе создается комиссия. Возглавляет комиссию отдела и руководит ее работой начальник отдела. Заседания комиссии управления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседания комиссии являются правомочными при участии в них не менее половины членов комиссии. Решения комиссии проводятся в жизнь приказами начальника отдела.

В случае возникновения разногласий между начальником отдела и членами комиссии при обсуждении вопросов и принятии решений начальник отдела имеет право решающего голоса и докладывает об этом в райисполком. Члены комиссии также имеют право информировать райисполком о своей позиции.

Финансирование деятельности отдела и подчиненных ему учреждений осуществляется за счет средств районного бюджета, а также иных источников, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Структура и штаты отдела утверждаются председателем райисполкома.


2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Внебюджетная деятельность в учреждения отдела образования организуется с целью получения дополнительных источников финансирования для развития и обновления материально-технической базы, для повышения заинтересованности работников в результатах своего труда за счет дополнительной оплаты труда и премирования, для развития индивидуальных и творческих способностей детей.

В отделе образования разработано и утверждено положение о внебюджетной деятельности учреждений Несвижского района. На основании этого положения каждому учреждению образования доводится план поступления доходов от внебюджетной деятельности, в том числе и платные услуги населению. Сфера платных услуг определяется наличием спроса у населения, интересами отдельных групп населения, реальными возможностями удовлетворения спроса (состоянием материально-технической)базы учреждений, наличием квалифицированных кадров и др.)Развитие внебюджетной деятельности не должно наносить ущерб или ухудшать качество предоставляемых бесплатных услуг, финансируемых из бюджета.

Внебюджетные средства учреждений образования формируется из следующих источников:

от оказания платных услуг, они подразделяются на следующие группы:

) платные образовательные услуги, связанные с выполнением основных функций отдела образования свыше нормативов;

) прочие платные услуги, связанные с использованием форм и методов работы, видов деятельности, не характерных для образовательных учреждений. В зависимости от сроков выполнения платных услуг они могут быть разовые и долгосрочные.

средства спонсоров, шефов, добровольных пожертвований юридических и физических лиц, предприятий, учреждений;

средства от пришкольного участка, подсобного хозяйства, за металлолом, макулатуру.

Во внебюджетной деятельности принимают участие работники учреждений образования:

изыскивают дополнительные источники финансирования;

организуют и выполняют платные услуги;

осуществляют контроль за внебюджетной деятельностью;

предоставляют сведения для составления смет, калькуляций, расчетов;

оформляют договора.

Учет поступивших внебюджетных средств осуществляется на текущем счете по внебюджетным средствам по месту нахождения основного счета. Занесение средств на спецсчет производится путем безналичных перечислений со счетов плательщиков на основании расчетно-кассовых документов, либо через кассу отдела образования при внесении платежей наличными деньгами.

В отделе образования составляются индивидуальные сметы доходов и расходов внебюджетных средств. В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по соответствующему виду деятельности. Остаток денежных средств, поэтому же виду деятельности на начало планируемого года в смету не включается. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с их распределением по кварталам, а также статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации. Расходы на заработную плату исчисляются в зависимости от объема деятельности, осуществляемой за счет внебюджетных средств, применительно к типовым штатам и штатным нормативам, нормам нагрузки, ставкам заработной платы (должностным окладам) и условиям оплаты труда работников органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям.

Расходы по остальным статьям, подстатьям и элементам сметы определяются исходя из норм, нормативов, тарифов, расценок и из расчета действительной потребности в соответствующих затратах в зависимости от вида деятельности, установленного законодательством, распространяющимся на органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, и с учетом проведения мероприятий по экономии финансовых ресурсов.

В смете могут предусматриваться расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и услуг связи. В случаях, когда указанные расходы не могут быть определены исходя из действующих норм расходов и цен на данные виды оказываемых услуг, объем средств по указанным расходам определяется расчетным путем, пропорционально планируемым объемным показателям по видам приносящей доходы деятельности и аналогичной деятельности за счет средств бюджета или пропорционально сумме планируемых поступлений средств от деятельности, приносящей доходы, и плановому объему ассигнований из бюджета по соответствующим статьям бюджетной классификации. Кроме того, в расходной части сметы может предусматриваться направление внебюджетных средств на финансирование других бюджетных расходов в соответствии с законодательством.

При планировании расходов на приобретение оборудования и предметов длительного пользования к смете прилагаются их подробный перечень и обоснование необходимости закупки. К смете на расходы по капитальному ремонту прилагается проектно-сметная документация на проведение ремонта, утвержденная в установленном законодательством порядке, и другие документы, необходимые для проведения ремонтных работ.

При отсутствии норм, нормативов, тарифов, расценок суммы расходов по отдельным статьям, подстатьям и элементам сметы исчисляются по средним расходам, сложившимся по отчетным данным, с применением коэффициентов, определяемых расчетным путем на основании макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, утверждаемых в установленном законодательством порядке. Расходы по смете не могут превышать сумму, предусматриваемую в ее доходной части. В случае, если планируемая сумма доходов по конкретному виду деятельности превышает сумму расходов по этому виду деятельности, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами.

Сумма превышения доходов над расходами исчисляется как разница между общей суммой доходов планируемого года и расходами, в том числе налогами, сборами (пошлинами) и другими обязательными платежами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством, за исключением налога на прибыль и иных налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых из превышения доходов над расходами.

Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям, определяется путем вычитания из суммы превышения доходов над расходами платежей налога на прибыль, а также других налогов и сборов (пошлин), уплачиваемых из сумм превышения доходов над расходами.

Действие утвержденных смет прекращается 31 декабря текущего года. На 2010 год составлены и утверждены сметы по каждому учреждению образования по видам внебюджетной деятельности:

шефская помощь

спонсорская помощь

платные кружки

доходы от тренажерных залов

ремонт зданий, сооружений собственными силами, родительская помощь

доходы от сдачи макулатуры, металлолома

доходы от растениеводства

доходы от животноводства

доходы от гужевого транспорта

транспортные услуги

дискотеки

ксерокопии

услуги проживающих на турбазе

В отделе образования разработано и утверждено 18 видов платных услуг населению, оказываемые учреждениями образования. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

образование внебюджетный доход расход

3. КАЛЬКУЛЯЦИЯ СТОИМОСТИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ


Формирование стоимости платных услуг образования осуществляется на основании «Положения о формировании цен на платные услуги в государственных учреждениях образования», утвержденного Постановлением министерства экономики РБ И Министерством образования РБ от 01.11.2002 года № 2421 на основании плановых затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, определяемой с учетом видов услуг.

Отдел образования при формировании отпускных цен (тарифов) на оказываемые услуги в обязательном порядке составляют плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат с учетом принятой учетной политики.

Отпускные цены на оказываемые платные услуги формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка.

Рентабельность при формировании цен на платные услуги должна составлять не более 40% к плановым затратам. Отпускные цены на платные услуги помещаются в прейскуранты и хранятся на бумажных носителях.

Затраты, включаемые в себестоимость услуг, рассчитываются по нормам и нормативам, определяемым в установленном порядке.

При формировании цен на платные услуги учитываются следующие статьи затрат:

·оплата труда рабочих и служащих;


·начисления на оплату труда;


·приобретение предметов снабжения и расходных материалов;


·командировки и служебные разъезды;


·оплата транспортных услуг;


·оплата услуг связи;


·оплата коммунальных услуг;


·прочие расходы на закупку товаров и оплату услуг.


Отпускные цены на платные услуги подлежат регистрации в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. N 944 "Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 49, 5/1115

Цена платных услуг утверждается руководителем учреждения образования, которые несут персональную ответственность за деятельность по осуществлению платных услуг.

Доходы, полученные от реализации платных услуг, расходуются в соответствии с Методическими указаниями о порядке планирования, использования и учета доходов, полученных от хозяйственной деятельности юридических лиц, финансируемых из бюджета, утвержденными приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г., N 324 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 4, 8/1476).

Внебюджетные средства используются по целевому назначению и группируются по статьям в соответствии с бюджетной классификацией. В случае если планируемая сумма доходов по конкретному виду внебюджетных средств превышает сумму расходов по этому же виду внебюджетных средств, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами. Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении учреждения, определяется путем вычитания из указанной суммы превышения доходов над расходами налога на прибыль, а также других налогов и сборов, уплачиваемых из сумм превышения доходов над расходами.

Использование внебюджетных средств осуществляется по каждому виду приносящей доходы деятельности в пределах утвержденных смет и фактического поступления доходов. Использование доходов, поступивших по одному виду деятельности, на покрытие расходов по другому виду деятельности не допускается.

Средства, получаемые от превышения доходов над расходами (прибыль) и оставшиеся в распоряжении отдела образования после уплаты налогов и сборов, направляются 60%:

на развитие и укрепление материально-технической базы и объектов социально-культурного и бытового назначения, не предусмотренные сметой доходов и расходов:

приобретение производственного и непроизводственного оборудования, техники и предметов длительного пользования; приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий, помещений,

оборудования, техники и инвентаря;

приобретение технической и справочно-нормативной литературы; -проведение культурно-просветительных и физкультурных мероприятий;

прочие текущие расходы;

üне более 40% направляются на:


вознаграждение, материальное стимулирование работников отдела образования (в том числе работников, осуществляющих техническое социальную поддержку работников отдела (оказание материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями, несчастными случаями);

частичную компенсацию расходов по оздоровлению детей работников;

Распределение средств по фондам производится отделом образования не реже одного раза в квартал.

Средства фондов расходуются в соответствии со специально составленными сметами. Не использованные в отчетном периоде средства фондов изъятию не подлежат и используются в последующие периоды.

Внебюджетные средства, полученные от приносящей доходы деятельности, подлежат налогообложению в соответствии с законодательством, в частности налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль.

Ревизии и проверки правильности образования, учета использования и отчетности внебюджетных средств организуются и проводятся вышестоящими органами, а также другими контролирующими органами в установленные сроки одновременно с ревизиями и проверками по основной деятельности. При необходимости могут проводиться внеплановые проверки.

Контроль за порядком использования средств за оказанные платные услуги осуществляет отдел бухгалтерского учета и отчетности отдел образования.


. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ СМЕТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ


Содержание анализа исполнения сметы внебюджетных средств определяет следующие его задачи:

. анализ производственных показателей по каждому конкретному виду внебюджетных средств;

. анализ соответствия сумм полученных доходов суммам осуществленных расходов;

. изучение соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам внебюджетных средств в части выполнения налогового законодательства и использования превышения доходной части над расходной;

. разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности использования внебюджетных средств.

В качестве источников информации для анализа используются: смета доходов и расходов по каждому внебюджетному средству; отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (ф. 4); подробные расчеты-обоснования, как доходов, так и расходов по статьям бюджетной классификации; отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам, пояснительная записка к отчетам, как по основной, так и по внебюджетной деятельности.

Начинать анализ внебюджетных средств целесообразно с оценки их роли в общем объеме финансирования деятельности отдела образования. Для этого сравнивают величину средств, выделенных из бюджета за 2010 год (29 742,7 млн. руб.), и доходы, полученные по внебюджетным источникам (3857,9 млн. руб.), Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, форма № 4.

Как видно, внебюджетные средства отдела имеют незначительный вес в общей сумме денежных средств, направляемых на покрытие расходов учреждения. По данным на конец 4-го квартала 2010 года финансирование из бюджета составило 14%, однако этот показатель больше, чем в 2009 году на 2%, что связано с расширением ассортимента оказываемых платных услуг и уменьшением бюджетного финансирования, которое не обеспечивает эффективных условий для саморазвития школы и возникновения нового качества образования. Поэтому привлечение сторонних дополнительных средств - задача по сути любой школы, которая ставит перед собой задачу развиваться и давать требуемые знания детям.

Изучение исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам начинается с анализа источников их образования, которые могут быть самыми различными. Анализ поступлений из разных источников внебюджетных средств проведем с использованием данных отдела образования, которые отражены в таблице 1.


Таблица 1

Основные показатели внебюджетных средств отдела образования с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г

Источники внебюджетных средств выполнения, тыс. руб.По смете, тыс. руб.Фактически, тыс. руб.Отклонения от сметы тыс. руб.%Выполнение сметы1234551. Доходы от платных услуг всего, в т.ч.:3 272 873,83 086 320,0-186 553,8-6,094,0- оплачено населением3 115 715,02 929 161,2-186 553,8-6,094,0- оплачено по договорам с организациями157 158,8157 158,8--100,02. Аренда помещений5200,64884,6-316,0-6,193,93. Другие доходы, всего35 000,6316 700,0281699,4+193,5293,5- гуманитарная помощь5000,6157 500,0152 499,4+132,8232,8- прочие доходы30 000,0159 200,0129 200,0+430,7530,7Итого3 500 000,03 410 500,0-89 500,0-2,697,4Примечание. Источник: собственная разработка



Из таблицы 1 следует, что сметные назначения по поступлениям во внебюджетные средства недовыполнены на сумму 186 553,8 тыс. руб. (3 272 873,8-3 086 320,0), или на 6,0%, то есть план по доходам выполнен на 94,0%. Это связано с недовыполнением по некоторым другим внебюджетным средствам.. Недовыполнение сметных назначений по поступлениям во внебюджетные средства наблюдается по оплате услуг населением, а также по аренде помещений соответственно на 6,0 и 6,1%. Выполнение сметных назначений по этим направлениям составило 94,0 и 93,9% соответственно. Причины недовыполнения могут быть разными. Например, завышенные данные по смете, которые не соответствуют экономическим, техническим и организационным возможностям учреждения; отсутствие необходимых материалов. Недовыполнение плана поступлений может быть связано с невыполнением договорных обязательств между сторонами заключенных договоров.

Следует отметить, что учреждение значительно перевыполнило суммы намечаемых поступлений по таким внебюджетным средствам, как гуманитарная помощь и прочие доходы, то есть по тем направлениям, которые в меньшей степени зависят от эффективности работы основных функциональных подразделений учреждения. Удельный вес этих двух поступлений в общих доходах по внебюджетным средствам составляет всего лишь 1,1% по смете и 3,4% фактически. Для установления того, правильно ли расходуются внебюджетные средства, и более детального анализа целесообразно разделить поступления от населения на отдельные виды внебюджетных средств, которые образуются за счет предпринимательской деятельности основных подразделений учреждения.

Проанализированы два основных показателя, которые пошли на укрепление материальной базы учреждений образований:

. Выполнение плана по сдаче металлолома и макулатуры за 2010 год.

. Выполнение плана поступления средств от внебюджетной деятельности.

Всего за 2010 год учреждениями образования Несвижского райисполкома собрано и сдано 231,85 тонн металлолома, что составило 100,8% при годовом плане 230 тонн. Макулатуры сдано 86,6 тонн, при плане 53,0 тонн (163,4%). При подведении итогов по сбору металлолома и макулатуры при выполнении и перевыполнении плана максимальный балл установлен 10 баллов для школ и 5 баллов для дошкольных учреждений.

Выполнили и перевыполнили свой план по сдаче металлолома семнадцать учреждений образования. Максимальный балл получили следующие учреждения образования и заняли первое место:

. УО «ГОСШ №2 г.п. Городея» - 24,059 т (10 баллов)

. УО «Карцевичская ГОСШ» - 22,060 т (10 баллов),

. УО «Затурьянская государственная д/сад-БОШ» - 8,760 т (10 баллов).

План по доходам от внебюджетной деятельности на 2010 год учреждениям образования доводился из расчета 366 330 рублей на одного учащегося и 260 000 руб. на одного воспитанника. баллов для дошкольных учреждений. (Приложение Е)

Больше всех получили доходов от внебюджетной деятельности восемь учреждений. Максимальный балл получили и заняли первое место:

. УО «Несвижский лицей» - 69 197 646 руб. (10 баллов),

. УО «Сновская ГОСШ» - 282 275 581 руб. (10 баллов),

3. УО «Затурянская государственная д/сад- БОШ» - 33 330 002 руб. (10 баллов).


Среди дошкольных учреждений максимальный балл получили и заняли первое место:

. ГУО «Городейский ясли-сад №2» - 38 289 013 руб. (5 баллов),

. ГУО «Новоселковский д/сад» - 15 764 791 руб. (5 баллов).

Для определения абсолютных, а также относительных (в %) отклонений и степени выполнения плана необходимо использовать прием сравнения фактических данных со сметными назначениями. Это даст возможность установить те направления деятельности основных функциональных подразделений, по которым не выполняется план поступлений за оказание платных услуг населению по конкретному виду внебюджетных средств и по которым необходимо будет сокращать расходы. Это важно и с той точки зрения, что удельный вес оплаты населением услуг составил 64,6% по смете и 67,1% фактически. Эти данные свидетельствуют о том, что основным источником поступления внебюджетных средств для отдела образования является оказание платных услуг населению.

Причинами недовыполнения по отдельным внебюджетным средствам, как правило, являются недовыполнение планов по объемам оказываемых услуг, сравнительно высокий уровень цен на них (в условиях инфляции и низкой платежеспособности населения. Одной из задач экономического анализа исполнения смет по внебюджетным средствам является сопоставление величин понесенных расходов в целом по внебюджетной деятельности и по каждому виду деятельности в отдельности. При этом надо исходить из того положения, что полученные доходы, как указывалось выше, должны направляться на цели, установленные при их образовании. Размер расходов определяется по каждому виду деятельности в соответствии с объемом работ, которые необходимо выполнить, и с учетом необходимости соблюдения режима экономии и хозяйственной целесообразности использования полученных доходов. Из этого положения можно сделать следующие принципиально важные выводы:

убытков как в целом по внебюджетной деятельности, так и по отдельным внебюджетным средствам не должно быть;

учреждение может произвести расходы в меньшей сумме, чем полученные доходы;

по фактическим результатам внебюджетной деятельности могут образовываться остатки внебюджетных средств, остающиеся в распоряжении учреждения, которые могут быть им израсходованы, но при условии составления и утверждения дополнительной сметы;

по результатам внебюджетной деятельности может образовываться превышение доходов над расходами, которое подлежит налогообложению в установленном порядке.

Фактические расходы распределены учреждением по следующим основным (укрупненным) статьям сметы. Это распределение отражено в таблице 2.


Таблица 2

Распределение фактических расходов произведенных за счет внебюджетных средств (платные услуги) за январь 2011 года.

Направление расходовУсловные обозначения расходовРасходы по смете, тыс. руб.Расходы фактические, тыс. руб.Отклонение (+, -)Всего поступлений средств-342 109,8308632,0-33 477,8Всего расходов, в том числе:ВР342109,8296 450,7-45 659,1текущие расходыТР274 085,8141 002,4-28 765,3капитальные расходыКР21 635,911 590,9-10 045,0налоги и отчисленияНО42 495,636 103,3-6392,3прочие расходыПР3 892,53436,0-456,5

Примечание. Источник: собственная разработка


Общую сумму расходов можно выразить факторной моделью аддитивного типа, так как результативный показатель ВР можно выразить алгебраической суммой факторов:


ВР = ТР + КР + НО + ПР.


Влияние этих факторов на изменение ВР можно определить приемом цепных подстановок или простым сравнением фактических данных со сметными. Снижение расходов по факторам приведет к снижению всех расходов и наоборот.

Из таблицы 2 следует, что планирование расходов в учреждении предусматривает их осуществление в пределах поступлений внебюджетных средств, то есть в сумме 342 109,8 тыс. руб. Однако при фактическом исполнении сметы оказалось, что поступления сократились на 33 477,8 тыс.руб. В этом случае учреждение обязано сократить и расходы, что и было осуществлено в полном объеме. Фактические затраты по укрупненным статьям бюджетной классификации оказались ниже сметных. В учреждении образовался свободный остаток от использования внебюджетных средств. При сравнении установлено, что поступления по внебюджетным средствам были выше осуществленных расходов на 12 181,3 тыс. руб. (308632,0-296450,7). Эта разница и представляет собой сумму превышения доходов над расходами. Если из этой суммы вычесть платежи в бюджет, местные налоги и сборы, то получится сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении учреждения. Эта сумма может быть израсходована учреждением, но при условии, что будет составлена и утверждена дополнительная смета с обязательным выделением расходов на укрепление материально-технической базы бюджетной организации. Эта выделенная часть может быть израсходована только на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений учреждений образования приобретение оборудования, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря.

Персональную ответственность за целевое использование полученных средств несут руководители соответствующих учреждений. В случае использования средств не по назначению к учреждениям могут быть применены санкции, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.



5. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ


Различные стороны финансовой деятельности организации находят свое отражение в системе показателей финансовых результатов. Эту систему образуют показатели прибыли и рентабельности, а также выручки от реализации работ и услуг.

В условиях рыночной экономики основу экономического развития организации образует прибыль. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки финансовой деятельности предприятий. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива.

Выручка от оказания платных услуг является основным источником возмещения затраченных на производство услуг средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств. Несвоевременное поступление выручки влечет снижение прибыли, нарушение договорных обязательств.

Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из полученной выручки хозяйствующий субъект возмещает материальные затраты на материалы, топливо, электроэнергию.

Учёт объёма выручки оказываемых платных услуг в отделе образования приведён в табл. 3.

Анализ табл. 3 показывает, что объем платных услуг растёт. Но наибольший рост был в 2009 году в сравнении с 2008 - 92,0%. В 2010 году по сравнению с 2009 объём выручки увеличился всего на 20,5%. Замедление темпов роста объясняется снижением платежеспособности населения и увеличением конкуренции в этой области.

Таблица 3

Объём выручки от оказанных платных услуг за 2008-2010 гг.

№ п/пСтатьи затрат2008 г.2009 г.2010 г.1Объём выручки, руб.53 890 865188 634 678389 000 0002НДС, руб.9 700 35537 726 93577 158 0003Чистая выручка, руб.63 591 221150 907 742308 632 000

Примечание. Источник: собственная разработка


Для анализа прибыли необходимо рассмотреть структура и динамика себестоимости платных услуг, которые приведены в таблице 4.


Таблица 4

Динамика и структура себестоимости платных услуг за 2008-2010 годы

Статьи затрат2008 г.2009 г.2010 г.Заработная плата служащих14 381 09167 763 871129 658 024Начисления на заработную плату4 089 57123 039 71654 083 728Коммунальные услуги, в том числе: отопление эл/энергия537 000 820 0002 540 000 2 120 00011 025 800 19 795 866Материалы2 440 9994 294 9249 616 918Ремонт и техническое обслуживание компьютерной техники4 638 88118 035 72622 045 092Амортизация основных фондов 5%2 440 9904 248 5198 591 181Прибыль13 948 51538 722 21274 090 296Прочие затраты 2%976 3963 317 9693 846 792Итого40 819 804135 527 742259 316 048Удельный вес себестоимости в выручке64,0%89,884,0

Примечание. Источник: собственная разработка


Анализ таблицы 4 показывает, что себестоимость возрастает пропорционально выручки в 2009-2010 годах. Удельный вес себестоимости в выручке 2008 г. ниже, чем аналогичный удельный вес в последующих годах, что объясняется в 2008 г. низкой заработной платой работникам (20% от себестоимости), в последующие годы происходит увеличения оплаты труда, для заинтересованности преподавателей в результатах своего труда за счет дополнительного премирования.

Структура себестоимости с годами меняется не значительно, вместе с тем следует отметить тенденцию роста удельного веса стоимости коммунальных услуг в составе себестоимости, что видимо, объясняется ростом цен на энергоносители.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность деятельности. Динамика изменения структуры прибыли по годам показана в табл. 5.


Таблица 5

Прибыль от оказания платных услуг за 2008-2010 гг.

2008 г.2009 г.2010 г.1234Балансовая прибыль14 771 41715 380 00049 315 952Облагаемая прибыль (прибыль облагаемая налогом на прибыль)14 771 41715 380 00049 315 952Налог на прибыль3 544 8993 689 63011 835 828Прибыль в распоряжении11 226 51811 690 37037 480 124Фонд производственного развития -60%6 735 9117 014 22222 488 074Фонд социального развития-40%4 490 6074 676 14814 992 050

Примечание. Источник: собственная разработка


Прибыль, остающаяся в распоряжении у организации за анализируемый период увеличивается, так как увеличивается выручка от оказания платных услуг.

Средства, получаемые от превышения доходов над расходами (прибыль) и оставшиеся в распоряжении отдела образования после уплаты налогов и сборов, направляются 60%:

на развитие и укрепление материально-технической базы и объектов социально-культурного и бытового назначения, не предусмотренные сметой доходов и расходов:

приобретение производственного и непроизводственного оборудования, техники и предметов длительного пользования; приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий, помещений,

оборудования, техники и инвентаря;

приобретение технической и справочно-нормативной литературы;

проведение культурно-просветительных и физкультурных мероприятий;

прочие текущие расходы;

не более 40% направляются на:

вознаграждение, материальное стимулирование работников отдела образования (в том числе работников, осуществляющих техническое социальную поддержку работников отдела (оказание материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями, несчастными случаями);

частичную компенсацию расходов по оздоровлению детей работников.

Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитываются и относительный показатель рентабельности.

Анализ рентабельности оказываемых услуг дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.

Рентабельность оказания платных услуг (Рпл) определяется по формуле:


Рпр = (Ппл/Sпл) х100%, где


Ппл - прибыль от оказания платных услуг;пл - себестоимость платных услуг ;


Ппл = Qпл - Sпл, где

тп - объем выручки

Для анализа рентабельности оказания платных услуг составим таблицу 6.


Таблица 6

Рентабельность платных услуг за 2008-2010 гг.

№ п/пНаименование показателей2008 г.,2009 г.2010 г.1.объем выручки63 591 221150 907 742308 632 0002.себестоимость платных услуг40 819 804135 527 742259 316 0483.прибыль от оказания платных услуг14 771 41715 380 00049 315 9524.Рентабельность платных услуг36,2 %11,3%19%

Примечание. Источник: собственная разработка


Из данных этой таблицы виден резкий скачек рентабельности в 2008 году, так как себестоимость продукции в этом году низкая, за счет небольшой заработной платы. Уровень рентабельности оказания платных услуг в 2010 году выше рентабельности чем в 2009 году на 7,7%. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли и снижение затрат на 1 рубль платных услуг. Резервы повышения уровня рентабельности оказания платных заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, деятельность бюджетных организаций состоит не только в оказании услуг хозяйствующим субъектам и населению, но и в получении, организации движения и использования финансовых ресурсов. В настоящее время бюджетные организации финансируются различными способами:

- за счет средств от приносящей доходы деятельности учреждения;

за счет бюджета.

Непременным условием применения любого из этих способов является составление и исполнение утвержденной сметы расходов на плановый объем услуг, исходя из полного использования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д.

Доля финансирования по смешанному методу постоянно возрастает, что обусловлено недостаточностью бюджетных ассигнований для обеспечения качественной и бесперебойной работы по оказанию различных услуг организациями, финансируемыми из бюджета. Сущность этого метода заключается в том, что кроме государственного бюджета могут использоваться внебюджетные средства, которые образуются от различной деятельности бюджетных организаций, а также от поступления родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях; платы учащихся за пользование общежитием; платного обучения; оказания различных услуг, сдачи в аренду помещений и т.д.

Как правило, внебюджетные средства образуются в результате оказания учреждениями услуг по их отраслевому профилю.

Следует отметить, что суммы внебюджетных средств в государственных учреждениях образования составляют примерно 15% от бюджетных, что характерно для начального этапа их создания. В условиях инфляции эта доля будет нарастать. В связи с этим учреждениям необходимо определять основные направления создания и использования внебюджетных средств, а именно:

разработку бизнес-планов согласно функционально-отраслевой направленности конкретного учреждения;

строгое и точное планирование предполагаемых доходов и расходов;

неукоснительное соблюдение используемых норм расходов и применяемых тарифов на оказание платных услуг населению;

разработку мероприятий, направленных на соблюдение режима экономии по всем используемым средствам;

повышение качества обслуживания и оказываемых услуг;

улучшение использования активной части основных средств и всех площадей, принадлежащих учреждениям образования;

тщательную инвентаризацию всего имущества с целью списания излишнего и ненужного, что приведет к повышению фондоотдачи и снижению уровня материалоемкости оказываемых услуг.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов - М.: «Банки и биржи, ЮНИТИ», 2005.


2.Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебн. пособ. в 2 частях. Часть 1. Стратегическое планирование. - Мн.: «Мисанта», 2008.


.Колыкин, С. Некоторые вопросы порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) бюджетными организациями (самоучитель бухгалтера) // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2008. № 6. С. 33-39.


.Москалёва, Л. Комментарий к Постановлению Минфина № 152 от 12.11.2002 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования, учёта и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности» // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2003. № 1. С. 30-31.


.Сборник нормативных актов по ценообразованию и предпринимательской деятельности в учреждениях образования. Минск - 2003 «Министерство образования».


.Сборник нормативно-правовых актов Республики Беларусь по вопросам оплаты труда педагогических работников учреждений образования, Минск - 2006; Суботская Л.М., Слуянова В.Д., Дырман Л.И.


.Хрипач В.Я. Экономика предприятия - Мн.: «Мисанта», 2007.


.Хруцкий В.Е. Современный маркетинг - М.: «Финансы и статистика», 2001.


.Чернюк, А. Об учёте доходов и расходов в бюджетных организациях // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2006. № 2. С. 79-80.


10.Трохина С.Д. Управление финансовым состоянием предприятия // Финансовый менеджмент. - 2010. - №1. - С. 3 - 11.


11.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И. Волкова. - М.: Инфра-М, 2002. - 432 с.


.Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. А.Б. Карлика. - СПб, 2004. - 355 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.