Оглавление
Введение
. Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе № 18 Тракторозаводского района города Челябинска
. Управление в школе и бюджетное финансирование
Заключение
Список использованных источников
Введение
июля по 15 июля 2011 года мной, ___________, была пройдена производственная практика в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе № 18 Тракторозаводского района города Челябинска.
Целью практики является изучение процесса управления в данном образовательном учреждении, а также рассмотрение практики руководства образовательным учреждением и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ознакомиться с деятельностью Муниципального общеобразовательного учреждения Средней Общеобразовательной Школы № 18 Тракторозаводского района города Челябинска;
проанализировать управление в Муниципальном общеобразовательного учреждении Средней Общеобразовательной Школы № 18 Тракторозаводского района города Челябинска и его бюджетное финансирование.
Выбор прохождения практики именно в этом учебном заведении обусловлен тем, что именно в нем создаются условий, обеспечивающие достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу, ориентацию в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способность к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности и готовность к продолжению обучения. Интересна сама модель управления школой, которая приводит к таким результатам.
образовательный школа финансирование медицинский
1. Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе № 18 Тракторозаводского района города Челябинска
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г. Челябинска, зарегистрирована постановлением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска №674 от 25.07.1995 г.
Учредителями школы являются:
-Управление по делам образования г. Челябинска, зарегистрированное Постановлением Главы г. Челябинска №861-п от 29.06.1998;
-Управление образования Тракторозаводского района г. Челябинска, зарегистрированное Постановлением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска №177-5 от 03.03.1995.
Также в школе существуют органы самоуправления: педагогический совет, попечительский совет, родительские комитеты, методическое объединение.
Контингент учащихся составляет -672 человек, из них:
-начальная школа - 292 чел.
-основная школа - 287 чел.
-средняя школа -91 чел.
В коллективе 53 педагога. Из них имеют высшее образование 48 человек, среднее специальное - 3, учатся заочно - 2.
Возрастной состав педагогов: 14 человек пенсионного возраста (из них 7 человек от 60 и выше), 13 человек до 30 лет и основной состав 26 человек - от 30 до 55 лет.
В школе существует система подготовки учащихся к ЕГЭ, которая в целом обеспечивает достижение уровня государственного стандарта. Администрацией школы создаётся система методической работы оказания помощи учителям в освоении современных методов, приёмов, технологий обучения, в изучении и распространении имеющегося опыта преподавания и эффективных технологий подготовки.
В школе существуют следующие направления воспитательной деятельности:
-гражданско-патриотическое, правовое воспитание;
-туристско-краеведческая работа;
-художественно-эстетическое воспитание;
-эколого-валеологическое и трудовое воспитание;
-физическое воспитание;
-дополнительное образование;
-ученическое самоуправление;
-работа с родителями.
Отличительной чертой организации образовательного процесса части школьного компонента является:
-обеспечение непрерывности образования учащихся;
-максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся;
-обеспечение воспитания, обучения и развития учащихся в условиях гуманной учебной нагрузки и сохранения безопасности жизнедеятельности;
-предоставления педагогическим работникам возможности реализовать свои потребности, склонности в профессионально-педагогической деятельности.
В своей деятельности МОУ СОШ № 18 руководствуется Типовым положением об образовательном учреждении для детей младшего школьного возраста (1997г.), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (2001г.), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (1997г.) и Уставом МОУ СОШ № 18 г. Челябинска.
Медицинское обслуживание детей осуществляется на базе 2 медкабинетов, оснащенных необходимым оборудованием.
Основными задачами обеспечения безопасности в учебном заведении являются:
-организация работы по выполнению работниками и учащимися требований охраны труда;
-контроль за соблюдением работниками нормативов и иных нормативно-правовых актов об охране труда, коллективного договора;
-организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, травматизма учащихся;
-информирование работников и учащихся по вопросам охраны труда.
В целях выполнения этих задач осуществляется работа по проведению инструктажей по охране труда и выполнению правил техники безопасности для работников и учащихся на рабочем месте, и ознакомлению с инструкциями по безопасности, регламентирующими порядок правильного выполнения действий во время тех или иных мероприятий; проведению административно-общественного контроля за состоянием условий труда; проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, ведению необходимой документации; расследованию в установленном порядке несчастных случаев.
На время проведения экскурсий, походов проводится инструктаж для учащихся с отметкой в соответствующем журнале. С целью снижения травматизма на уроках физкультуры, учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях проводятся общие организационно-профилактические меры обеспечения безопасности, и - в отдельных видах спорта - меры профилактики спортивного травматизма, присущие только данному виду спорта. Реальной основой такого обеспечения безопасности служит строгое соблюдение всеми обучающимися и их тренером инструкций по безопасности поведения и проведения занятий физической культурой и спортом в учебном заведении. Проведение инструктажей для учителей физкультуры, контроль за проведением инструктажей для учащихся во время занятий физкультурой позволили снизить травматизм среди учащихся.
Наличие компьютерной техники и подготовленность педагогов позволило нам внедрять ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Школьная мультимедиатека используется учителями - предметниками на уроках для изучения нового материала, для осуществления контроля знаний учащихся, учениками школы - для самостоятельной работы по закреплению изученного материала (работа с ЦОР в кабинете или дома). Педагоги школы активно используют ПК, сканер и Интернет для создания учебно-методических материалов и поиска нужной информации.
Развитие МОУ СОШ № 18 обеспечено определёнными принципами в организации экономического управления общеобразовательным учреждением. Важнейшим принципом являлся принцип сметного финансирования как муниципальной гарантии, обеспечивающей развитие школы. Вторым по значимости принципом, реализуемым в МОУ СОШ № 18, был принцип сочетания бюджетного финансирования с внебюджетной деятельностью школы.
Школьная библиотека имеет читальный зал, информационный пункт, фонды открытого и закрытого доступа. Обеспеченность книжного фонда составляет: учебной литературой - 48.851 экз., дополнительной литературой - 21.531 экз. Методическая и художественная литература представлены в недостаточном количестве.
2. Управление в школе и бюджетное финансирование
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями.
В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении., на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.
Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:
-несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
-представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
-создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
-проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;
-принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
-организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;
-по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;
-создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;
-несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.
Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с ученическим самоуправлением, профориентацией, работой с родителями. В пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.
Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры.
Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.
В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования -- дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.
В последние годы в новых типах школ - гимназиях, лицеях - по решению совета школы могут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективным направлениям работы.
Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами по организации научных исследований в школах, их привлечении к педагогической работе в школе, привлекает учителей своей школы к участию в опытно-экспериментальной работе. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования. В некоторых, как правило, больших или специализированных школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.
Таким образом, эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.
Что касается финансирования школы в 2010 году, то его можно отразить в виде таблицы.
Таблица 1
№ п/пНаименованиеХарактеристики, количествоСредства ТСО (телевизор, видеомагнитофон, компьютер и др.)1Телевизор72Видеомагнитофон73DVD-проигрыватель34Компьютеры37Учебные помещения№ п/пУчебные классыСобственныеАрендуемыеБаза других образовательных учреждений1Хореографические классы2--2.Спортивные залы3--3.Актовый зал1--4.Лаборатории и др.2--
Таблица 2
статьяна годЗаработная плата11029687,00Метод. литература58100,00Начисления на з\плату2722618,00Приобретение основных средств344058,00Приобретение материальных запасов346958,00Услуги связи27714,00Коммунальные услуги1579902,00Услуги по содержанию имущества673842,00Прочие услуги (подписка, тревожная кнопка)112665,00Питание (городской бюджет)623800,00Продукты питания (Продовольственная корпорация)502296,00Питание ( областной бюджет)444500,00Надбавка молодым специалистам17509,00Начисления на надбавку мол.спец.3547,00Надбавка библиотечным работникам19465,00Лечебное пособие библиотечным работникам3737,00Начисления на надбавку библиотечным работникам5259,00Питание (лето)4500,00Депутатские средства (Замятинские отряды)50000,00Вознаграждение за классное руководство536071,00Начисления на вознаграждение за классное руков.131426,00Налог на землю, на имущество1877242,00Итого:21114896,00статьяна годЗаработная плата11029687,00Метод. литература58100,00Начисления на з\плату2722618,00Приобретение основных средств344058,00Приобретение материальных запасов346958,00Услуги связи27714,00Коммунальные услуги1579902,00Услуги по содержанию имущества673842,00Прочие услуги (подписка, тревожная кнопка)112665,00Питание (городской бюджет)623800,00Продукты питания (Продовольственная корпорация)502296,00Питание ( областной бюджет)444500,00Надбавка молодым специалистам17509,00Начисления на надбавку мол.спец.3547,00Надбавка библиотечным работникам19465,00Лечебное пособие библиотечным работникам3737,00Начисления на надбавку библиотечным работникам5259,00Питание (лето)4500,00Депутатские средства (Замятинские отряды)50000,00Вознаграждение за классное руководство536071,00Начисления на вознаграждение за классное руков.131426,00Налог на землю, на имущество1877242,00Итого:21114896,00СтатьяФактические расхода% отклоненияЗаработная плата11564270,70Метод. литература61758,47Начисления на оплату тр.3000343,64Услуги связи27714,00Коммунальные услуги1579902,90Услуги по содержанию имущества673841,98Прочие услуги1452255,40Приобретение основных средств344058,0Приобретение материальных запасов861751,74
Таблица 3
Поступило по в/бюжд. деят-ти926284,08Израсходовано всего:926284,08в т.ч.Текущий ремонт84837,92Материалы(текущие хоз. расходы)313549,43Основные средства17075,00Платные услуги499043,18Услуги связи11778,55
Из вышеприведенных таблиц можно сделать вывод о том, Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 18 получает достаточное финансирование.
Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).
Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а учредители в лице органов управления -- главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.
Заключение
Анализ деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 18 Тракторозаводского района города Челябинска показал, что управление в школе осуществляется на высшем уровне и школа в относительно достаточной степени финансируется.
При изучении источников финансирования школы было установлено что, не обеспечен установленный законодательством размер оплаты труда работников учреждений образования, превышающий уровень средней заработной платы в Российской Федерации; не реализуется система льгот различным категориям обучающихся, а также видов и норм материального обеспечения учащихся и студентов; не введен механизм предоставления гражданам личного государственного образовательного кредита; устарели требования к образовательным учреждениям в части строительных и санитарных корм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; не созданы соответствующие фонды развития образования; отсутствуют научно обоснованные федеральные и региональные нормативы финансирования; недостаточно четко определена система налоговых льгот, стимулирующих развитие образования.
На сегодняшний день привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:
-предпринимательской, условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;
-взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.
Таким образом, главными финансовыми ресурсами Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 18 Тракторозаводского района города Челябинска являются, не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства - пожертвования родителей.
Список использованных источников
1.Попова М.И.Бюджетная политика в системе управления социальной сферой. СПб.:КВАДРО.1999. 73 с.
.Типовое положение об общеобразовательном учебном учреждении//Вестник образования. 2001. № 5. С. 14-32.
.Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М.:ШКОЛА, 1998.65 с.
.Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.:Страйк,2001. 47 с.